Витамины студентам при повышенной умственной нагрузке. Таблетки для улучшения памяти

Витамины студентам при повышенной умственной нагрузке. Таблетки для улучшения памяти
Витамины студентам при повышенной умственной нагрузке. Таблетки для улучшения памяти

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Нет такой матери, которая бы не хотела, чтобы ее чадо приносило из школы только положительные отметки. Но для успешной учебы ребенку необходимо обладать хорошим вниманием и памятью, и если с этими показателями имеются проблемы, о хорошей успеваемости говорить не приходится. Помочь решить эти проблемы могут специальные лекарственные средства.

Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.

Причины снижения внимания у детей и подростков

Главная причина расстройств мозговой деятельности у детей и подростков — недостаточное снабжение головного мозга кровью, несущей кислород и питательные вещества. Это может быть связано с постоянным стрессом, внутренним конфликтом или страхом. Если в основе нарушений лежат психологические проблемы, то в комплексе с медикаментозным лечением показано посещение детского психолога или психиатра.

  • Глицин — ноотропный препарат, повышает работоспособность, нормализует сон, обладает седативным эффектом, улучшает умственные способности, активизирует процессы защитного торможения в ЦНС. Форма выпуска — таблетки, рассасывающиеся под языком до полного растворения.
  • Пирацетам — оказывает положительное воздействие на обменные процессы в мозге, способствует лучшему усвоению учебного материала. Но при наличии в анамнезе индивидуальной непереносимости или почечной недостаточности препарат противопоказан. Форма выпуска — таблетки и капсулы.
  • Биотредин . Препарат содержит витамин В6 и треонин — вещества, оказывающие положительное влияние на нервную систему. Средство активизирует когнитивные функции мозга, обладает успокаивающим эффектом, способствует улучшению памяти и внимания подростков. Форма выпуска — таблетки.
  • Фенибут — ноотропное средство, стимулирующее приток крови к мозгу, снижающее тонус его сосудов. При применении этого лекарства по назначению врача значительно улучшается умственная работоспособность, активизируется память и способность к запоминанию больших объемов информации. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Аминалон — препарат гамма-аминомасляной кислоты. Восстанавливает обмен веществ в головном мозге, улучшает переработку глюкозы, выводит токсины. Показан при нарушениях работы нервной системы, для активации мыслительной деятельности. Фора выпуска — таблетки.
  • Пантогам — ноотропный препарат, содержащий в качестве действующего вещества гамма-аминомасляную кислоту. Показан при психоэмоциональных перегрузках, расстройствах внимания и памяти, для активации интеллектуальной деятельности, снятия нервного напряжения. Форма выпуска — сироп, таблетки и капсулы.
  • Тенотен — гомеопатический препарат, улучшает питание клеток детского мозга, ускоряет созревание нервной системы ребенка, способствует активации мозговых процессов. Выпускается в форме таблеток.
  • Нобен — средство на основе коэнзима Q10. В результате приема возрастает концентрация этого вещества в клетках головного мозга, активизируется память и процессы запоминания информации. Форма выпуска — капсулы.
  • Билобил (аналоги — Танакан, Билоба и другие) — лекарство на основе экстракта растения гинкго билоба. Нормализует тонус мелких сосудов головного мозга, стимулирует работу нервной системы, обладает незначительным успокаивающим эффектом. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Интеллан — снимает нервное напряжение, эффективен при умственных перегрузках. Форма выпуска — сироп и таблетки.
  • Фезам — показан при нарушениях мыслительной функции, снижении памяти и концентрации внимания, а также при отставании в интеллектуальном развитии. Средство устраняет раздражительность, способствует лучшей обучаемости. Форма выпуска — капсулы.

Нужно помнить, что одного медикаментозного лечения расстройств работы мозга будет недостаточно. Развивать интеллектуальные функции можно любыми доступными средствами — заучиванием наизусть, чтением, различными развивающими играми. Кроме того, ребенку необходимы забота и поддержка родителей. Только в случае соблюдения всех этих условий можно за достаточно короткий срок добиться прекрасных результатов.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

В этой статье:

«Витамины – залог здорового развития ребенка» – это факт, проверенный временем. Надоедливая реклама давно превратила его в банальность. Замороченные пропагандой «красивой жизни», мы порой все силы бросаем на крепкий румянец, стройную фигуру, здоровый аппетит и богатырский сон, совершенно упуская из виду важнейшую составляющую полноценной жизни любимого чада – разностороннее развитие личности и повышение интеллекта. Какие витаминные комплексы помогают заботиться об умственном развитии детей? Разберемся вместе.

Три по пять: самое важное «на раз, два, три»

Малютка, милашка, теперь первоклашка… С новым этапом жизни приходят новые проблемы. А вместе с ними появляются и первые коварные преобразования, когда «наш зайка», «наша гордость» превращается в «нет, это не наше дитя, а какой-то плаксивый, капризный нехочуха».

При этом у ребенка наблюдается беспокойный сон, отказ от уроков, неспособность вспомнить простенькое четверостишие, с трудом разученное накануне… Родители впадают в отчаяние, жалуясь на отсутствие у ребенка мозгов и плохую наследственность. Однако не стоит бросаться в крайность. Необходимо любить малыша таким, какой он есть, тем более что он самый лучший на свете. Просто ему надо помочь, ведь у всего есть причина для этого нежелания или неспособности учиться, постоянной усталости, нервозности, капризности и т.д. Возможно, эта причина лежит на поверхности, как и ее решение. Чаще всего ситуацию спасают витамины для развития головного мозга, которые в широком ассортименте представлены на полках аптек.

РАЗ:5 причин снижения детской памяти и способы их устранения

  1. Врожденные или приобретенные травмы:
  2. осложнения в период беременности;
  3. повреждения при родах;
  4. падения, удары и ушибы головы.

Всё это - несомненный повод обратиться к врачу. После необходимо следовать рекомендациям доктора, принимая препараты и витамины, которые он посоветует, и, возможно, скоро проблема с памятью забудется как недобрый сон.

  • Отставание в развитии речи (то, что иногда называют «каша во рту»).

Логопед вам в помощь. Настойчивость и терпение в следовании индивидуальной коррекционной программе - и успех обеспечен.

  • Усталость от перегруженности.

Возможно, капризы и недомогания - всего лишь неумелый протест против родительской мании совершенства? Студия, секция, кружок, центр одаренных детей… Не слишком ли тяжелую ношу взрослые взваливают на хрупкие плечи? Да, физическое и творческое развитие ребенка важны, но… Они не должны перегружать и без того уставший от школы и домашних заданий организм!

Лучше поговорить с отпрыском по-взрослому, спросить, что нравится именно ему. И самим повести себя по-взрослому: умерить амбиции и решительно отказаться от всего лишнего. Ведь все эти секции создаются для детей, а не родителей, которые в свое время не смогли достичь высоких результатов и показателей, так как были заняты лазаньем по деревьям и заборам, игрой в квача, беготней по залитым дождем улицам, лепкой снеговиков и многими другими интересными занятиями. Ваши родители подарили вам счастливое детство? Сделайте то же самое и для вашего ребенка. Чем он хуже вас?

  • Неправильная организация режима дня.

Что ж, дитя учится – родитель тоже. Придется исправлять неграмотность чтением литературы, источниками из Интернета, бабушкиными советами, в конце концов.

Главное - не забывать о подвижных играх, правильно их чередовать с уроками, оставлять простор для детских фантазий и вовремя укладывать малыша спать. Все просто!

  • Дефицит витаминов, неполноценное питание.

Эту проблему решить не так легко, как может показаться. Одних фруктов и овощей будет недостаточно. И хоть мама ежедневно трудится над рационом, старательно откармливает маленького ученика полезными вкусностями, но может ли она быть уверена в их качестве и насыщенности необходимыми элементами для развития детского головного мозга?

Следует обратиться к специалисту. Кто, как не врач, сумеет грамотно порекомендовать правильный рацион и витамины, которые подойдут именно вашему школьнику?

Но прежде следует восполнить собственную неосведомленность в вопросе витаминов.

ДВА:5 основных витаминов для умственного развития ребенка

  • Омега-3 (полиненасыщенные жирные кислоты)

Могут быть получены только с пищей из рыбы и морепродуктов, орехов и семян, бобовых, зерновых, овощей,
фруктов, растительного масла. Улучшают память, противостоят раннему старению мозга и снижению интеллектуальных способностей. То, что надо для детского мозга и его активной работы!

ВАЖНО! Следует принимать вместе с витамином Е (без него Омега-3 разрушается и образует в организме перекиси). Хранить нужно бережно, а употреблять с осторожностью: полиненасыщенные жирные кислоты быстро портятся.

  • «Юниор Би Вайс»

Препятствует утомляемости, повышает работоспособность и успеваемость.

ВНИМАНИЕ! Спиртовой раствор йода не предназначен для приема внутрь! Используется только пища и витамины, содержащие йод. Это: печень трески, лосось, креветки, сельдь, овес, шампиньоны, морская капуста, хлебобулочные изделия и молочные продукты.

  • Витамин А

Нейтрализует вредное воздействие свободных радикалов на мозг и защищает организм от других нежелательных воздействий. Содержится в абрикосах, кабачках, моркови, тыкве, персиках, облепихе, помидорах, хурме.

  • Витамины группы B

Детские витамины с содержанием этой группы способствуют концентрации внимания, поэтому особенно важны для школьников. Ими богаты пивные дрожжи, постная свинина, пророщенная пшеница, семечки, арахис, фасоль.

  • Магний, цинк и железо

Важность этих элементов для нервной системы и всего организма
трудно переоценить. Их называют «металлами жизни». Да, это не витамины, но для мозга они так же нужны, особенно для активно растущего, работающего и развивающегося! Их можно получить из семечек тыквы и подсолнечника, семян льна и кунжута, кедровых и грецких орехов, шоколада, какао-бобов, чечевицы, пророщенной пшеницы, грибов, морской рыбы, бананов, чернослива, свеклы, петрушки, сельдерея и многих других продуктов.

ТРИ:5 популярных витаминных комплексов для улучшения памяти и мозговой деятельности ребенка

  • «Пиковит Омега-3»

Предназначен дошколятам. Содержит Омега-3 жирные кислоты. Выпускается в форме сиропа. Незаменимый препарат для мозга по мнению специалистов и заботливых мамочек.

  • «Пиковит Форте»

Оптимален для адаптации школьника к учебным нагрузкам. Предназначен для детей с 7 лет.

  • «ВитаМишки»

Можно давать ребенку с 3-летнего возраста. Изготовлен на основе натуральных соков, без искусственных красителей, без противопоказаний.

  • «Мульти-табс Интелло Кидс с Омега-3»

Включает в себя Омега-3 жирные кислоты. Назначается детям с 3 лет, способствует умственному развитию и защите от стрессов. Также прекрасное средство для улучшения активности мозга.

Вместо заключения

Обеспечить ребенку комфортное освоение жизненных просторов не так уж и трудно. Несложные знания, помощь специалистов, любовь, внимание, терпение. Что еще нужно для ребенка?

Как говорится в одной известной телепередаче – «берегите себя и своих близких».

Мозг человека является одним из загадочных творений природы. Его возможности еще до конца не изучены, в ученых кругах по этому поводу ведутся постоянные исследования, споры и дискуссии. Без всякого сомнения, наука знает достаточно о работе человеческого мозга, но все равно остается много неразгаданных тайн.

Головной мозг можно сравнить с центром управления, который руководит и контролирует работу всего организма. Оказывается, качество выполнения этого контроля напрямую зависит от нашего образа жизни, режима дня, питания и многих других факторов.

Каждому из нас знакома ситуация, когда создается ощущение, что голова совсем не соображает. Это вполне нормальное состояние в тех случаях, когда ваш мозг требует отдыха, он просто устал от нагрузок и ему требуется передышка.

Чем же мы можем помочь главному органу в нашем организме?

Факторы, влияющие на работу мозга

Мозг не может мыслить сам по себе, это происходит по воле нашего сознания. Исходя из ритма современной жизни, достаточно легко «потерять голову», ведь имеется слишком много факторов, которые оказывают влияние на работу нашего мозга. Среди них можно выделить следующие:

  1. Вредные привычки. Каждая порция никотина сужает сосуды мозга, что нарушает снабжение его питательными веществами и кислородом, а это непременно постепенно приведет к тому, что вам понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Алкоголь же приводит к иссушению мозговой ткани и отмиранию нейронов.
  2. Хроническое недосыпание.
  3. Игнорирование завтрака. Этот прием пищи снабжает организм энергией на весь день. Если вы регулярно пропускаете его, то мозг недополучает глюкозу, что обязательно сказывается на его работоспособности в течение дня.
  4. Большое количество сладкого. Это верно, что для работы мозга углеводы просто необходимы, но избыток сахаров в виде конфет, пирожных, сдобных булочек мешает усвоению полезных белков, что опять приводит к нарушению питания нейронов.
  5. Постоянное воздействие стрессов. Кратковременная встряска для организма даже полезна, адреналин, который при этом выбрасывается, активизирует работу и улучшает память. Слишком продолжительное же нервное и психическое перенапряжение дает обратный эффект. Порой случается, что срочно становится необходимым средство для улучшения работы мозга.
  6. Прием антидепрессантов и снотворных препаратов. Длительный курс этих лекарств вызывает привыкание, и общее нарушение работы мозга.
  7. Недостаток солнечного света. Каждый, наверное, замечал, насколько снижается наша работоспособность во время пасмурных осенних дней. Длительное отсутствие солнца не только ухудшает нам настроение, но и сказывается на способностях наших мозговых клеток.
  8. Недостаточное потребление воды. Эта жидкость просто жизненно необходима для нормального функционирования всего организма. При ее недостатке могут наблюдаться общие проблемы со здоровьем, а также уменьшение объема мозга.
  9. Большое количество информации. На современного человека ежедневно сваливается много того, что надо запомнить и переработать. До некоторых пор для мозга это благо, происходит его тренировка, улучшается память. Но когда информации становится слишком много, то наш руководящий орган начинает бунтовать. Это может проявляться забывчивостью и снижением работоспособности.

Как много существует факторов, от которых зависит работа нашего организма. На помощь нам всегда могут прийти современные лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Если знать, какие средства и когда принимать, то вполне можно ощутить эффект.

Как помочь своему мозгу

Мозг - это не простое наполнение черепной коробки, а образование, без которого невозможно представить себе нашу жизнь. Именно он дает нам возможность принимать важные и своевременные решения, которые определяют всю нашу жизнь.

Не все наделены одинаковыми умственными способностями от природы, но это вовсе не означает, что нельзя помочь в работе своему мозгу. Очень даже возможно, если подойти к этому вопросу комплексно. В перечень первоочередных действий можно включить:

  • Лекарства для улучшения работы мозга и памяти.
  • Изменение образа жизни.
  • Правильное питание.

Только в совокупности эти мероприятия смогут дать существенный эффект.

Предназначение лекарств для мозга

Если у вас возникают проблемы с памятью, и вы стали замечать, что ваш мозг работает совсем не так, как хотелось бы, то придется обратиться к врачу. Он выпишет ряд лекарств, после их приема вы должны почувствовать улучшение работы головного мозга. Препараты в первую очередь усиливают кровообращение в этом органе, что сразу положительно сказывается на его работе.

Что наблюдается в организме во время приема таких лекарств:

  • Улучшается передача нервных импульсов.
  • Уничтожаются свободные радикалы, разрушающие клеточные стенки.
  • Кровоснабжение мозга заметно становится лучше.
  • Улучшается память и работоспособность.
  • Происходит более активное и быстрое восстановление после инсультов.

Лекарства, улучшающие память

Проблемы с запоминанием информации могут наблюдаться абсолютно у каждого человека. Это обычно начинает происходить с возрастом, появляется так называемая забывчивость.

Но случается и так, что проблемы с памятью могут привести к серьезным последствиям, когда, например, человек выходит из дома и забывает, где он живет. В этом случае только врач сможет дать рекомендации о том, какие лекарства для памяти помогут все привести в норму.

На вооружении у медицины имеется две группы препаратов для улучшения работы мозга:

  1. Ноотропы. Специально разработаны для укрепления стенок и стимуляции тканей головного мозга. Их выписывают не только, как но и как препараты, способные помочь психически неуравновешенным личностям.
  2. Естественные стимуляторы. Их получают из растения гинкго билоба. Выпускают эти препараты чаще всего в виде капель.

Врач после разговора с пациентом уже примет решение, из какой группы выписать лекарства, улучшающие память.

Популярные препараты для мозга и памяти

В любой аптеке вам всегда фармацевт может предложить лекарства из данной группы без рецепта врача. В некоторых случаях это не столь важно, если вы приобретаете витаминные препараты или какие-либо безобидные средства, например «Глицин». В случае серьезных проблем в этой области не стоит заниматься самолечением.

Среди всех лекарств наиболее известными являются:

  1. «Ноотропил». Иногда его назначают и совершенно здоровым людям, которые хотят повысить работоспособность своего мозга.
  2. Часто назначают «Интеллан» как лекарство для памяти пожилым (особенно при сильных нервных истощениях, расстройствах, бессоннице).
  3. «Фезам». Актуален его прием при мышления. Принимать препарат надо курсами по 1-3 месяца в зависимости от состояния. Его обычно не назначают как лекарство для памяти детям, так как он дает серьезные побочные эффекты.
  4. «Пирацетам». Достаточно популярный препарат даже у учащейся молодежи, особенно во время сессий.
  5. «Фенотропил». Повышает не только память, но и работоспособность, поэтому его активно принимают спортсмены.
  6. «Витрум мемори» является препаратом на основе фитосбора, из-за этого рекомендуется длительный прием.
  7. «Кавинтон» улучшает кровообращение, снабжение мозга кислородом, дает положительный эффект при нарушениях памяти и внимания.
  8. «Пикамилон». Улучшает работу мозга, умственную деятельность, повышает устойчивость организма к большим нагрузкам.
  9. «Церебролизин» в своем составе содержит много незаменимых для мозга аминокислот, поэтому положительно влияет при нарушениях памяти.
  10. «Гинкго билоба» зарекомендовал себя как отличный антиоксидант.
  11. «Глицин». Распространенный в приеме препарат как для детей, так и взрослых. Улучшает мозговую деятельность, память.

Список можно еще продолжать, но если вы точно не знаете, что вам требуется, не приобретайте препарат самостоятельно. Ведь только доктор может вам посоветовать, какое лекарство улучшает память более эффективно. В каждом конкретном случае лечение может существенно отличаться.

Детские препараты для мозга

Наши дети подвержены серьезным нагрузкам в школе. Учебная программа сейчас достаточно трудная, не каждому ребенку под силу с ней справиться. Даже сильные ученики порой испытывают проблемы с запоминанием большого объема информации, а что уже говорить про средних троечников?

На работоспособность детского мозга оказывает, к сожалению, отрицательное влияние увлеченность компьютерами, обилие решебников, Интернет. Сейчас не надо много думать, чтобы написать сочинение по литературе, сделать задание по алгебре. Достаточно открыть Интернет и отыскать все ответы. Клетки мозга отучаются работать самостоятельно, поэтому постепенно ослабевает их способность длительно хранить информацию.

На помощь могут в этом случае прийти витаминные препараты, как лекарство для памяти детям. Родители могут самостоятельно определить симптомы нехватки витаминов у своего ребенка. Признаками этого состояния являются:

  • Быстрая утомляемость.
  • Неспособность запоминать учебный материал.
  • Слабое произвольное внимание.
  • Снижение памяти.
  • Неусидчивость.

Среди лекарственных препаратов имеется достаточно обширный список витаминов, которые можно подобрать для ребенка любого возраста. Если говорить о школьниках, то чаще всего принимают следующие комплексы:

  1. «Пиковит». Помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к школьным нагрузкам. Минералы и витамины, содержащиеся в нем, улучшают умственную деятельность и память.
  2. «Алфавит». Популярный препарат у родителей и детей. В каждой таблетке витамины и минералы подобраны грамотно, с учетом их сочетаемости между собой.
  3. «Витамишки». Можно начинать прием уже детям с 3 лет. Препарат не только стимулирует работу мозга, улучшает память, но и укрепляет иммунитет.

Все детские витамины не содержат вредных добавок, поэтому полностью безопасны для детей. В результате их приема можно наблюдать следующие изменения:

  1. У ребенка повышается интеллект.
  2. Улучшается качество запоминания материала, а значит, успеваемость становится лучше.
  3. Ребенок самостоятельно способен выполнять домашние задания.
  4. Школьник становится более усидчивым и внимательным.

Желательно начинать прием витаминных комплексов еще до начала занятий, а не дожидаться появления проблем.

Продукты для мозга

Наш мозговой центр как никакой другой орган нуждается в постоянном поступлении питательных веществ. Именно поэтому качество нашего питания налагает отпечаток на работу мозга.

Можно привести следующие продукты для улучшения работы мозга.

  1. Крупы являются источниками витаминов группы В, без которых о нормальной работе мозга можно забыть. Начинайте свой день с каши или мюслей, и ваша память никогда вас не подведет.
  2. Семечки, орехи, яйца содержат большое количество витамина Е. А он влияет не только на память, но и улучшает зрение.
  3. Свежие фрукты, ягоды, особенно смородина и черника.
  4. Рыба. В рацион ее необходимо включать не менее 3 раз в неделю. Если вы будете соблюдать это простое правило, то болезнь Альцгеймера вам не грозит.
  5. Брокколи. Эта разновидность капусты содержит много витамина К, который стимулирует познавательную деятельность мозга.
  6. Яблоки. Самый доступный фрукт и такой полезный. Препятствует образованию бляшек в сосудах мозга. В день достаточно съесть всего половинку яблока.

Все перечисленные продукты вполне доступны, поэтому при желании вы всегда можете включать их в свой рацион, тогда вам не понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти.

Народная медицина

Советы лекарей можно использовать при борьбы с многими недугами, а если дело касается работы нашего мозга и плохой памяти, то от применения вполне можно ожидать положительного эффекта.

Среди основных методик можно перечислить следующие:

  • Питание.
  • Тренировка мозга.
  • Прием травяных сборов.
  • Массаж.
  • Употребление меда и продуктов пчеловодства.

Многие скептически относятся к народным рецептам, а зря. Самое главное - это регулярный и длительный прием, только в этом случае можно ожидать эффект от применения.

Травы для мозга

Среди растительных организмов много таких, которые готовы прийти к нам на помощь в различных ситуациях. Человек с самой глубокой древности пользовался дарами природы для лечения болезней. Сейчас, учитывая изобилие лекарств в аптеках, об этом стали забывать.

Можно посоветовать использовать следующие травы для улучшения работы мозга:

  1. Девясил. Его настойку применяют при ослаблении памяти. Можно приобрести готовую в аптеке или приготовить самостоятельно из корней этого растения.
  2. Сосновые почки. Из них готовят настой, который рекомендуется принимать три раза в день по 2 столовые ложки после еды.
  3. Шалфей. Не только улучшает память, но повышает работоспособность, держит нервную систему в тонусе. Следует заваривать листья растения, можно добавить мяты и принимать по 50 мл 4 раза в день.
  4. Клевер. Головки его надо настаивать на водке в течение 2 недель, а потом принимать по 1 столовой ложке в день, можно делать это перед сном. Такой настой отлично справляется со слабой памятью, избавляет от головной боли и шума в ушах.

Народные средства имеют некоторые преимущества: они действуют мягко и практически не вызывают побочных эффектов.

Гимнастика для мозга

Как и мышцы, наш мозг для поддержания своей работоспособности нуждается в постоянных тренировках. Мы уже отмечали, что современная компьютеризация совершенно отучила нас думать, поэтому в том, что наш мозговой центр стал периодически нас подводить, виноваты мы сами.

  1. Обучение иностранным языкам.
  2. Заучивание стихов наизусть.
  3. Периодически отправляйтесь на работу другим путем.
  4. После того как придете домой, постарайтесь с точностью описать свой маршрут: что вам встречается по пути вашего следования.
  5. Играйте с детьми в игру «Чего здесь не хватает?».
  6. Решайте головоломки, разгадывайте кроссворды.
  7. Попробуйте есть левой рукой, если вы правша.
  8. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Можно долго перечислять все возможные приемы, но самое главное, не давать своему мозгу лениться. Поэтому постоянно заставляйте его работать, мыслить, анализировать. Только в этом случае можно гарантировать, что до самой глубокой старости вы будете оставаться, что называется, в здравом уме.

Отличие препаратов для улучшения памяти у детей от взрослых ноотропных средств и стимуляторов мозговой деятельности - в требованиях повышенной безопасности к лекарствам и биодобавкам для улучшения работы мозга у детей. Здесь принципиальную роль играют не темпы достижения максимального эффекта, а стабильность и мягкость воздействия. Это условие формирует требования к детским препаратам для улучшения памяти и внимания, в составе которых используются природные компоненты растительного происхождения. А дозировка, режим и сроки потребления обеспечивают постепенную и плавную активизацию работы мозга ребёнка.

Растительные препараты, улучшающие кровоснабжение и микроциркуляцию

Работа стимулирующей «таблетки» из этой группы, в первую очередь, направлена на улучшение питания мозга и обеспечение его кислородом, витаминами. Стимуляция когнитивных функций мозга (в том числе - памяти и внимания) происходит опосредованно как следствие активизации мозга за счёт повышения микроциркуляции тканей коры. В некоторых случаях в процесс непосредственным образом (в качестве посредников электрохимического импульса) включаются нейромедиаторы. К таким препаратам относится, например, «Brainrush».

» - это сочетание действия аминокислоты, стимулирующей и улучшающей работу гипофиза, витаминного комплекса (в состав которого входят витамины группы A, B, E, C и D) и растительных экстрактов солодки, пустырника, шалфея.

  • Глицин, как самостоятельный компонент назначается при снижении умственной работоспособности, психоэмоциональном перенапряжении в стрессовых ситуациях, при нарушениях сна. Однако он знаменит ещё и тем, что усиливает терапевтический эффект других препаратов («Пантогам», «Биотредин» и др.) или компонентов средства, в состав которого он входит.
  • Вытяжки и растительные концентраты на основе солодки (восстанавливает обмен веществ), пустырника (обладает седативным действием) и шалфея (стимулятор иммунных процессов) призваны нормализовать общее состояние ребёнка.
  • Группа B, представленная фолиевой кислотой (B9), пиридоксином (В6) и кобаламином (В12), - витамины для улучшения памяти. Они способствуют восстановлению нервных клеток, улучшают метаболизм в тканях, нормализуют обмен веществ.

Эта же витаминная группа максимально широко представлена в ещё одном растительном препарате «Optimentis», содержащего целый спектр витаминов В-группы (пиризоксин, биотин, и др.), а также токоферол (витамин E), усиливающий антиоксидантные свойства.

Перейти на официальный сайт BrainRush .

«Optimentis ». Если в предыдущем препарате экстракт солодки должен был частично имитировать действие женьшеня, то в составе «Optimentis» использован сам азиатский женьшень, повышающий энергетический уровень клеток, дающий интеллектуальную выносливость. В этом препарате женьшень играет ещё и роль адаптогена, помогающего организму ребёнка адаптироваться в стрессовых ситуациях. Экстракт женьшеня наряду с экстрактом Гинкго Билоба составляет растительную основу этого биостимулятора.

Растения Гинкго проделало многомиллионный эволюционный путь, став в средине 20 века открытием для фармацевтов. При этом в древней восточной медицине (Китай, Япония) о способности Гинкго активизировать кровоснабжение знали, как минимум, с 16 века. В сам экстракт входит порядка 40 компонентов (гинкголиды, флавоноидные гликозиды, билобалид А, терпены, органические кислоты). При бесконтрольном применении и передозировке препаратов на основе Гинкго увеличивается риск возникновения инсультов. Но при соблюдении рекомендаций по применению экстракт способен:

  • укрепить сосудистые стенки, улучшив тем самым микроциркуляцию,
  • запустить антиоксидантные процессы, что защищает клеточные мембраны нейронов от повреждения свободными радикалами,
  • облегчить проведение нервных импульсов по нейронным волокнам,
  • улучшить транспортировку глюкозы (основной пищи мозга) и кислорода к тканям.

Перейти на официальный сайт Optimenis .

». Экстракт Гинкго в сочетании с женьшенем и массой других полезных для мозга компонентов можно найти ещё в одном очень популярном препарате «HeadBooster», дополнительно содержащем в качестве природно-растительных ингредиентов полиненасыщенные жирные кислоты. В составе продуктов питания такие кислоты (Омега-3 и Омега-6) в большой концентрации содержат морепродукты, жирная океанская рыба, семена льна, орехи.

В отличие от других, этот препарат удобен в применении для детей, поскольку представлен в двух вариантах: в виде разноцветных капсул и в виде порошка. В порошке детям препарат дают по следующей схеме:

Капсулы детьми принимаются по схеме, отличной от схемы, рассчитанной для взрослых:

  • 2-5 лет: сначала растворённое в 50 мл воды содержимое бесцветной капсулы принимается по чайной ложке за 30 минут до еды ежедневно на протяжении 5 дней. Затем так же принимается содержимое оранжево-белой и зелёно-бесцветной капсул (по 5 дней на каждую капсулу).
  • 5-9 лет: за основу берётся аналогичная схема, но доза разового приёма увеличивается до двух чайных ложек.
  • 9-12 лет: выпиваются три капсулы по очереди (бесцветная, оранжевая, зелёная) по одной в сутки на протяжении трёх дней, как и в предыдущих вариантах за полчаса до еды общим курсов в 21 день. Особенность такого разделения в том, что первая, бесцветная, капсула в первый день цикла принимается перед завтраком, вторая капсула на второй день цикла - перед обедом, и третья - на третьи сутки цикла - перед ужином.
  • 12+: с 12 лет трёхразовый приём капсул в той же очерёдности производится уже в течение одного дня, а курс длится месяц.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Синтетические ноотропы для улучшения памяти ребёнка

Большинство синтетических препаратов проявляют себя более активно и быстро, что коррелирует с выраженными побочными эффектами и повышенной опасностью передозировки. Среди ноотропов, назначаемых детям, чаще других называют следующие.

«Пантогам » (гопантеновая кислота) с кальцием гопантенатом в качестве действующего вещества. Назначается для увеличения устойчивости мозга к кислородному голоданию, а также для снижения воздействия токсинов на клетки мозга. Выпускается в трёх формах: капсулы, таблетки, сироп, однако таблетированная форма противопоказана детям до 3-х лет.

«Аминалон ». Действующее вещество нейромедиатор - гамма-аминомасляная кислота. Используется для активизации обмена веществ, вывода токсинов и улучшения переработки глюкозы. Препарат показан при нарушениях в работе ЦНС и используется для активации интеллектуальной деятельности. Выпускается в форме таблеток.

«Ноотропил ». Активное вещество - пирацетам. Детям до 3-х лет препарат противопоказан. При приёме детьми школьного возраста положительно влияет на способность концентрироваться и на функции памяти. Назначается при дислексии - расстройстве, которое сопровождается избирательным нарушением способности к навыкам чтения и письма без утраты общей способности к обучению. В качестве побочных эффектов может давать повышенное возбуждение и раздражительность.

«Фенотропил ». Достаточно действенное вещество, эффективность которого заметна даже после однократного приёма, который, однако, рекомендуется производить в первой половине дня во избежание бессонницы. Препарат работает на повышение норадреналина и серотонина в крови и на увеличение содержания кислорода в мозге.

«Фезам ». Не назначается беременным и детям до 5 лет. После этого возраста в рекомендованных дозах принимается для повышения умственной работоспособности и нормализации сна. Одновременно с этим устраняет раздражительность, перепады настроения и истеричность. Хорошо показал себя как способ улучшения концентрации внимания и избавления от психоэмоциональных расстройств у детей младшего школьного возраста и подростков.

Компоненты, компенсирующие недостатки рациона

Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.

Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца - 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.

Рыбий жир . Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.

Поливитаминные комплексы . Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.

Аминокислоты . К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:

  • тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
  • триптофан / 5-НТР, который известен как предшественник серотонина - гормона радости,
  • S-аденозил-метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.