Эскадренный броненосецъ "Императоръ Александръ III". Эскадренный броненосец Император Александр III Карточка с изображением броненосца император александр 3

Эскадренный броненосецъ
Эскадренный броненосецъ "Императоръ Александръ III". Эскадренный броненосец Император Александр III Карточка с изображением броненосца император александр 3

24 мая 1900 года в Санкт-Петербурге были заложены два первых эскадренных броненосца типа «Бородино», ставшие легендами Цусимского сражения


Русский флот, стараниями императора Александра III к концу XIX столетия превратившийся в один из крупнейших военных флотов в мире, переживал настоящий кораблестроительный бум накануне Русско-японской войны. Взятый в годы александровского правления темп прироста численности кораблей, появления новых проектов и расширение классификации Российского императорского флота сохранились и при наследнике знаменитого царя - императоре Николае II. Именно при нем российские моряки получили серьезные подводные силы, именно при нем закончилось кардинальное изменение структуры и возможностей флота. При нем же в России была заложена самая крупная серия линейных кораблей эпохи броненосного флота - эскадренные броненосцы типа «Бородино». Первые два корабля проекта - собственно «Бородино» и «Император Александр III» - заложили 24 (11 по старому стилю) мая сразу на двух санкт-петербургских судостроительных заводах: соответственно, Новом Адмиралтействе и Балтийском заводе.

И на момент закладки, и на момент вступления в строй в 1903-1904 годах корабли типа «Бородино» являлись одними из самых современных и совершенных не только в российском флоте, но и по сравнению с флотами других держав. Основой для создания «бородинского» проекта стал броненосец «Цесаревич», спроектированный и построенный для России во Франции. От него эскадренные броненосцы типа «Бородино» унаследовали расположение артиллерии главного калибра - 305-миллиметровой - в двух двухорудийных башнях на баке и на юте, а вот орудия меньшего калибра - 152 мм (12 орудий), 75 мм (20 орудий) и 45 мм (20 орудий) расположили несколько иначе, стремясь обеспечить для них наибольший сектор обстрела. Отличала корабли типа «Бородино» и более мощная броня: они имели два сплошных броневых пояса, нижний из которых имел толщину 203 мм, а верхний - 152 мм. Фактически, как и «Цесаревич», эскадренные броненосцы «бородинской» серии были первыми в мире кораблями такого класса, которые были защищены по всей ватерлинии двумя непрерывными рядами броневых плит.

Фактическим отцом эскадренных броненосцев типа «Бородино» стал главный корабельный инженер Санкт-Петербургского морского порта Дмитрий Скворцов. Именно ему Морской технический комитет поручил, основываясь на французском проекте броненосца «Цесаревич», создать новый проект, рассчитанный на возможности отечественных верфей и применение почти исключительно российских материалов и механизмов. Причем Скворцову предписывалось «придерживаться идеи эскизного проекта» французских корабелов и сохранить «скорость хода, осадку, артиллерию, бронирование и запас топлива на 5500 миль», хотя и при допустимом «некотором увеличении водоизмещения».

Дмитрий Скворцов, за спиной которого к этому времени уже была работа над постройкой таких кораблей, как броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» и однотипный с ним «Генерал-адмирал Апраксин», справился с задачей всего за 20 дней! И справился блестяще, надо сказать. При том, что толщина бронирования у эскадренных броненосцев типа «Бородино» была чуть меньше, чем у «Цесаревича», их внутренняя конструкция стала более оригинальной и гарантировала лучшую сопротивляемость и живучесть. К тому же за счет незначительного - всего на 5 мм! - уменьшения толщины брони «Бородино» и другие корабли этого проекта получили защищенную броней 75-мм артиллерию: ее удалось разместить в бронированном каземате, закрытом сверху 32-мм броней и разделенном 25-мм броневыми переборками. Кроме того, корабли этого типа делились поперечными водонепроницаемыми переборками, обеспечивавшими непотопляемость, на 11 основных отсеков: таранный, отсек носовых цистерн, носовой отсек боезапаса, носовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, первый и второй кочегарный отсеки, машинный отсек, кормовой отсек боезапаса вспомогательного калибра, кормовой подбашенный отсек с боезапасом главного калибра, отсек рулевой машины и механизмов и румпельный отсек.


Модель эскадренного броненосца «Бородино» 1901 г. Фото: Из фондов ЦВММ


Несмотря на то, что в процессе утверждения проекта эскадренных броненосцев типа «Бородино», а особенно в процессе постройки серии, в чертежи и документацию постоянно вносились текущие изменения, в итоге все пять броненосцев - «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» - получились очень неплохими кораблями. Хотя строительная и эксплуатационная перегрузка, из-за которых броненосцы оказались недостаточно быстрыми и маневренными, к сожалению, стали одной из причин того, что в реальном бою эти «настоящие морские гиганты», как называли их русские газеты того времени, потерпели поражение в Цусимском сражении. В нем участвовали четыре броненосца - все корабли «бородинской» серии, участвовавшие в Русско-японской войне; пятый, «Слава», не успел отправиться на Дальний Восток.

Из четырех броненосцев, входивших в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и принявших участие в Цусимском сражении, три - «Бородино», «Император Александр III» и «Князь Суворов» - погибли. Эти эскадренные броненосцы, которые были новейшими на тот момент кораблями этого типа в русском флоте, составляли ядро 1-го броненосного отряда. На «Суворове» держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал Зиновий Рожественский, и именно этот броненосец возглавлял колонну. По нему первому и открыли огонь японские корабли. А в итоге три красавца-броненосца, до последнего сопротивлявшиеся противнику и отвечавшие на японские снаряды своими, выполнив свой долг, ушли на дно, так и не спустив Андреевского флага. Вместе с ними погибли и все члены их экипажей: спасись удалось лишь одному матросу из числа служивших на эскадренном броненосце «Бородино». Что касается «Орла», то его вместе с другими кораблями 2-й эскадры, остававшимися в строю, контр-адмирал Николай Небогатов сдал японцам. Они восстановили и модернизировали корабль, и он под именем «Ивами» служил до 1924 года, пока не был расстрелян в качестве корабля-мишени японской авиацией.

«Орел» пережил всех своих товарищей по проекту. После гибели в Цусимском сражении трех других броненосцев серии на службе в русском флоте остался только эскадренный броненосец «Слава». Спущенный на воду в 1905 году, он банально не успел на Русско-японскую войну и остался на Балтике. Он участвовал в обороне Рижского залива в 1915 году, в 1916 году прошел ремонт и модернизацию, а в октябре 1917 года принял участие в Моонзундском сражении. Оно-то и стало для «Славы» последним: из-за полученных в бою повреждений корабль практически потерял ход и был потоплен у входа в Моонзундский канал.

И все же, несмотря на то, что служба практически всех эскадренных броненосцев типа «Бородино» была недолгой и не сказать, чтобы счастливой, этот проект навсегда остался в русского флота и русского судостроения. Ведь опыт, полученный отечественными корабелами при проектировании и строительстве этих уникальных кораблей, а русскими моряками - во время боевой службы, оказался бесценным. Хотя применить его в полной мере не успели ни те, ни другие: слишком быстро наступили смутные революционные времена, а по их окончании эпоха броненосцев фактически подошла к концу. И все же «Бородино», «Император Александр III», «Орел», «Князь Суворов» и «Слава» успели в нее вписать свою славную страницу.

Броненосец Балтийского флота "Император Александр III" был заложен 11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, 21 июля (3 августа н. ст.) 1901 года спущен на воду, а в 1903 году введен в строй. Укомплектован Гвардейским экипажем. Разработчиком проекта броненосца был корабельный инженер, старший судостроитель Балтийского завода Владимир Христианович Оффенберг (1856-1927).

В ходе русско-японской войны 1904-1905 годов отправлен на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры.

Эскадра прошла долгий путь. Более полугода тяжёлого плавания, от холодных ветров Северного моря, до изнуряющей жары Африки. Броненосец прибыл к Корейскому проливу 13 мая 1905 года, а днём 14 мая состоялось Цусимское сражение. "Император Александр III" затонул на следующий же день.

Во время сражения, после выхода из строя флагманского броненосца "Князь Суворов", "Император Александр III" возглавил боевую колонну русских кораблей. Он принял на себя огонь двенадцати японских кораблей. Вскоре сам получил серьёзные повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив "Бородино" место головного. Изрешеченный снарядами, попеременно кренясь то на один, то на другой борт, броненосец не раз был готов пойти ко дну. Однако, оставшиеся в живых матросы не переставая стрелять, справлялись с креном и "Император Александр III" продолжал сопротивление. Японский флот превосходил российский числом кораблей, а по своим тактическим данным японские броненосцы были значительно сильнее русских.

Последние полчаса перед гибелью он находился под сосредоточенным огнём броненосных крейсеров "Ниссин" и "Кассуга". Затонул 14 (27) мая 1905 года в 18:50.

Командовал эскадренным броненосцем капитан 1-го ранга Бухвостов Николай Михайлович. Перед уходом 2-й Тихоокеанской эскадры из Кроншдатской гавани он произнес пророческие слова: "Мы все умрем... но никто из нас не сдастся". Из 857 членов экипажа не спасся ни один человек.

Вскоре после гибели броненосца на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим. Осенью 1907 года офицер Гвардейского корпуса полковник, выпускник Императорской Академии художеств князь Михаил Сергеевич Путятин (1861-1938) представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение Императора.

Над памятником работали русский скульптор-анималист Обер Артемий (Артюр) Лаврентьевич (1843-1917) и архитектор Филотей Яков Иванович (1875-1920-е) - владелец мастерской по изготовлению монументов.

Общая высота памятника равна 8,5 метра.

Установленный на трёхступенчатом основании четырёхгранный обелиск из красного мелкозернистого полированного гранита увенчан изображением орла с крестом, а ниже укреплены бронзовые венки.

На северной стороне памятника в медальоне надпись литыми знаками старославянского начертания: Больши / сея любве никтоже / имать, да кто душу / свою положить за /други своя / Еванг. Иоанна XV. 13.

На барельефе с изображением броненосца в правом нижнем углу выбита надпись: А.Оберъ; на нижней ступени стилобата со стороны собора: Томсонъ - Фуло / Троицкая ул., 4.

На западной стороне в медальоне: Героям / Броненосца / Император / Александр III / Гвардейский / Экипаж.

Лицевая восточная сторона памятника: над пьедесталом в окружении лаврового венка установлен медальон с изображением морского якоря и датами похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: "1904-1905". Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца "Император Александр III": "14 мая 1905". Ниже - бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним - бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца:
"Командир капитан 1-го ранга Н. БУХВОСТОВ
Старший офицер капитан 1-го ранга В. ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор лейтенант А. Воеводский 2-й
Ст. минный офицер капитан 2-го ранга К. Стааль 1-й
Младший минн. оф. лейт. В. Игнатьев
Ст. артиллерийский оф. лейт. В. Эллис 1-й
Мл. артилл. оф. лейт. Е. Демидов"

На остальных гранях пьедестала установлены бронзовые доски с перечнем фамилий погибшего экипажа броненосца.

Торжественное открытие памятника состоялось в третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 года.

На нём присутствовала августейший шеф Гвардейского экипажа - вдовствующая Императрица Мария Федоровна, возложившая на памятник икону святого Николая с трогательной надписью в честь погибших. Также присутствовал весь Экипаж и родственники погибших.

После революции доски с фамилиями погибших были срублены.

В 1973 году были повешены новые доски, однако исчезли ряд фамилий - поручиков Григория Григорьевича Гагарина и Эдуарда Антоновича Товтена, младших судовых механиков, младшего судового врача, доктора медицины Бориса Львовича Бертенсона и судового священника, отца Александра (Недрыгайло).

Адрес: СПб., Никольская пл., Никольский сад (сквер возле в середине XX века поменял статус и стал садом).


Цусимский обелиск. За ним - Никольский морской собор.
Фото: 2006.


Фото: 2007.

Цусимский обелиск в Никольском саду.
Фото: 2007.

Медальон восточной стороны памятника: над пьедесталом в окружении лаврового венка изображение морского якоря и даты похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: "1904-1905".
Фото: 2016.

На северной стороне Цусимского обелиска в медальоне надпись литыми знаками старославянского начертания: Больши / сея любве никтоже / имать, да кто душу / свою положить за /други своя / Еванг. Иоанна XV. 13.
Фото: 2016.

На западной стороне обелиска в медальоне надпись: Героям / Броненосца / Император / Александр III / Гвардейский / Экипаж.
Фото: 2016.

На северной стороне обелиск в медальоне изображена карта продвижения броненосца от Северного моря до Корейского пролива.
Фото: 2016.

Цусимский обелиск. Лицевая восточная сторона памятника: Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца "Император Александр III": "14 мая 1905". Ниже - бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним - бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца.
Фото: 2016.


Фото: 2016.

Памятная доска с перечнем фамилий экипажа.
Фото: 2016.

Цусимский обелиск. Бронзовая памятная доска с перечнем фамилий погибшего экипажа броненосца.
Фото: 2016.


Фото: 2016.

Фото: Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., 2006-2018.

На иллюстрации, броненосец "Император Александр III" ведёт бой с японским флотом во время Цуимского сражения, 14 мая 1905 года.

Тактико-технические характеристики броненосца "Император Александр III" Тип «Цесаревич» (русская постройка)

Водоизмещение, т 15275
Длина, м 121,3
Ширина, м 23,2
Осадка, м 8,9
2 машины общей мощностью, л.с. 15800
Винтов, шт. 2
Котлов Бельвиля, шт. 20
Скорость, узлов 17,2 – 17,6
Запас угля, т до 1235
Дальность плавания (на 10 узлах), миль 3200
Бронирование борта, мм 102 – 194
Бронирование рубки, мм 51 – 203
Бронирование противоторпедной переборки, мм 43
Бронирование каземата, мм 75
Бронирование орудий, мм 76
Бронирование башни ГК, мм 63 – 254
Бронирование башни СК, мм 30 – 152
Бронирование палубы, мм 70 – 89
Вес брони общий, т 3555
Экипаж, чел. 28/754
Экипаж (перед Цусимской битвой), чел. 30/828 – 837

Вооружение: 4 – 305/40 мм, 12 – 152/45 мм, 20 – 75/50 мм, 20 – 47 мм, 2 – 37 мм, 10 пулеметов; 2 надв. и 2 подв. тори. апп. 381 мм.

Светлой памяти русской дворянской военной молодёжи…

Броненосец имени Великого самодержца Великой Руси Александра III вступил в ряды флота 12 октября 1903 года, под командованием капитана 1-го ранга Бухвостова, прямого потомка первого русского солдата Сергея Бухвостова. Броненосец был зачислен в Гвардейский экипаж, на нём служили образцовые офицеры и матросы, во время похода второй Тихоокеанской эскадры броненосец был самым образцовым в эскадре. Однако не лёгкая судьба ожидала этого боевого гиганта, на борту которого по свидетельству современников служили «Симпатичная, мужественная молодёжь, напоминавшая скорее взрослых детей». Ещё во время спуска на воду произошёл трагичный инцидент, когда сорвавшимся флагштоком было убито несколько человек. Это было воистину предзнаменование судьбы, тех нелёгких испытаний, через которые должен был пройти броненосец, и Отечество, которое он защищал.
Броненосец вошёл в основной отряд броненосцев Второй эскадры Тихого океана которая шла на помощь Первой эскадре запертой в Порт-Артуре. Перед отплытием его лично посетил Государь Николай Александрович, похвалил моряков за образцовую службу и напомнил, что броненосец носит имя его покойного отца Императора.
2 октября 1904 года вторая эскадра двинулась из Либавы в свой поход через три океана. Не вдаваясь в подробности этого похода, скажем, броненосец за время похода был одним из лучших, на нём не было не одной крупной поломки, никто не сошёл с ума и не дезертировал, даже во время утомительной стоянки около берегов Мадагаскара команда была примером для остальных кораблей эскадры, демонстрируя высокую боевую подготовку и организацию работ. И экипаж его был полон решимости сражаться до конца. Ценным источником рассказывающим о жизни броненосца могут служить письма домой поручика князя Гагарина.
Итак, пройдя долгий путь, более полугода тяжёлого, изнурительного плавания, от холодных ветров Северного моря, до изнуряющей жары Африки. Прибыв к 13 мая 1905 года к Корейскому проливу, днём 14 мая состоялось Цусимское сражение. Этот день не суждено было пережить не одному человеку с «Александра III». Активная фаза сражения началась в 13: 49 когда броненосец «Князь Суворов» открыл огонь из орудий главного калибра.
Командующий японским флотом вице-адмирал Хейхатиро Того построил японские броненосцы и крейсера таким образом что они орудиями своих бортов могли расстреливать головные корабли русской эскадры по одному. Выполняя классический кроссинг «Т». Первым запылал и вышел из боя броненосец «Князь Суворов» на его место стал «Александр III». Умело маневрируя он пытался вывести эскадру из под огня противника. Весь шквал полутора десятка основных японских кораблей обрушился на русский броненосец. Орудия «Александра III» тоже не молчали, и вели огонь по кораблям неприятеля. Делали они это в немыслимых условиях, тут и там рвались японские снаряды, начинённые особой взрывчаткой – шимозой, которая легко воспламенялась, создавая пожары. В один голос летописцы битвы у Цусимы от капитана Семёнова и Новикова-Прибоя до лейтенанта Таубе отмечали катастрофические разрушения на «Александре III» и при всём при этом броненосец вёл бой до последнего. Он затонул около 18:55 14 мая 1905 года, из девятисот членов команды не спасся не один. Крейсера «Изумруд» и «Владимир Мономах» последовали к месту гибели броненосца, однако выживших не было. Мы так и не узнаем, что творилось на броненосце в его последние часы, некому было об этом рассказать, погибли всего, а это девятьсот человек. От капитана Бухвостова и поручика Гагарина до последнего кочегара. Многие в нашей стране знают о гибели «Титаника», и льют слёзы над судьбами главных героев одноимённого фильма, а не лучше ли нам помнить своих героев, в лице героического экипажа броненосца « Император Александр III» который с честью выполнил долг перед Родиной. Многие обвиняли наш флот в целом, и вице-адмирала Рожественского в частности в позорном поражении, мы же лишь скажем, русские моряки совершили почти кругосветное путешествие, они сделали то чего не сделал ни до, ни после них ни один флот, они проявили спартанские качества и с честью выполнили свой долг перед Государем и Отечеством!
В 1906 году в Петербурге у Никольского собора был поставлен памятник броненосцу «Императора Александр III». После революции доски с фамилиями погибших были самым варварским способом срублены. В 1973 году были повешены новые доски, однако исчезли ряд фамилий, это поручики Гагарин и Товтен, доктор Бертенсон, и фамилия судового священника.

В примыкающем с севера к Никольскому Морскому собору Никольском саду в 1908 году был установлен памятник морякам, погибшим в бою у острова Цусима 14 мая 1905 года. Поэтому этот памятник называют ещё и Цусимским обелиском.

Посвящён памятник морякам броненосца «Император Александр III», погибшим во время Цусимского боя 14-15 мая 1905 г. в составе 2-й Тихоокеанской флотилии. В том бою российский флот потерпел жестокое поражение. Мало того, что японский флот превосходил российский числом кораблей, так ещё по своим тактическим данным японские броненосцы были значительно сильнее русских. Кроме того, командующий российской эскадрой контр-адмирал З.П. Рожественский и перед боем и в его ходе допустил нерешительность и тактические ошибки. Но вот действия моряков и офицеров во время боя явили образцы героизма и преданности присяге.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим. Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М.С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора. Заказ на исполнение получил архитектор Яков Иванович Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов. Скульптурные работы выполнил скульптор Артемий Лаврентьевич Обер.

В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 года в присутствии Её Императорское Величество вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, представителей иностранных держав и родственников погибших членов экипажа состоялось торжественное открытие памятника.
На трёхступенчатом основании из чёрного гранита стоит четырёхгранный пьедестал из красного мелкозернистого гранита. На пьедестал становлена пирамидальная колонна, увенчатая бронзовым орлом с крестом. На все четыре грани пьедестала установлены бронзовые доски с именами погибших героев.

Наиболее интересно оформлена лицевая восточная сторона памятника. Над пьедесталом в окружении лаврового венка установлен медальон с изображением морского якоря и датами похода эскадры Балтийского флота под командованием контр-адмирала З.П. Рожественского: «1904-1905». Под медальоном в верхней части грани пьедестала закреплена табличка с датой гибели броненосца «Император Александр III»: «14 мая 1905». Ниже — бронзовый барельеф броненосца в бою в окружении разрывов снарядов. Под ним — бронзовая доска с перечнем командного состава броненосца:
«Командир капитан 1-го ранга Н. БУХВОСТОВ
Старший офицер капитан 1-го ранга В. ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор лейтенант А. Воеводский 2-й
Ст. минный офицер капитан 2-го ранга К. Стааль 1-й
Младший минн. оф. лейт. В. Игнатьев
Ст. артиллерийский оф. лейт. В. Эллис 1-й
Мл. артилл. оф. лейт. Е. Демидов»

Разные известия

Сегодня, 1 ноября, в 10 ч. утра, в сквере Никольского собора состоится закладка памятника чинам Гвардейского экипажа погибшим в Цусимском бою на броненосце «Император Александр III» Памятник сооружается на средства, пожертвованные чинами Гвардейского экипажа, а также родственниками погибших. Как известно, эскадренный броненосец «Император Александр III» был комплектован командою и офицерами Гвардейского экипажа, погиб со всем своим составом до одного человека в Цусимском бою. Броненосцем командовал капитан I ранга Н.М.Бухвостов. В числе погибших был и бывший сотрудник «Нового Времени» поэт, лейт. К.К.Случевский («лейтенант С.»).
http://radikal.ru/F/s009.radikal.ru/i310/1011/e8/fba784b82c8c.jpg.html
Адрес: Никольская пл., сквер

Скульптор: Обер Артемий Лаврентьевич (1843-1917)
Архитектор: Филотей Яков Иванович (1875-1920-е)
Памятник посвящен морякам броненосца «Императоръ Александръ III», погибшим во время Цусимского боя 14-15 мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана.
Вскоре после этого скорбного события на собрании офицеров Гвардейского экипажа было решено приступить к сбору средств на сооружение памятника погибшим.
Осенью 1907 г. офицер Гвардейского корпуса полковник М. С. Путятин представил проект и рисунок памятника, получивший одобрение императора.
Заказ на исполнение получил Архитектор Я. И. Филотей, владелец мастерской по изготовлению монументов, скульптурные работы выполнил скульптор А. Л. Обер.
В третью годовщину со дня Цусимского сражения 15 мая 1908 г. состоялось торжественное открытие памятника.
Курс NO st 23 о
МУЧЕНИКИ ЗА РОССИЮ. Меньшиков М.О. "Письма к русской нации"
13 мая (1908 год)
…"Кто может - молитесь, чтобы Бог перестал нас казнить за наши грехи."….
Выдержка из письма моряка в эскадре Рожественского

"Завтра тяжелый наш “день судный”, день поминовения флота, погибшего под Цусимой.
Три года назад в этот день со стоном повернулись кости Петра Великого в гробу.
В далеком океане огромные броненосцы русские горели, перевертывались один за другим, шли ко дну. Другие - неслыханное дело! - спускали священный флаг России и сдавались целой эскадрой. Третьи - целой же эскадрой - бежали с места боя... Страшно вспомнить, что тогда происходило, точно кошмар какой-то. Но из этого разгрома и постыдного малодушия, из пучины унижения, небывалого и невероятного, поднимаются, точно волшебные призраки, бесчисленные примеры мужества, неустрашимой смерти...

На днях вы читали в “Новом времени” о броненосце “Александр III” гвардейского экипажа, на котором все офицеры и вся команда погибли, до одного человека. Вы помните, как на опрокинувшемся гиганте, на киле его в последние минуты стояли несколько офицеров и матросов и кричали “ура!” идущим на гибель русским кораблям.

Можно ли было надеяться на победу? Как откровенно высказался один из командиров, мрачный Бухвостов, эскадра Рожественского мечтала лишь умереть с честью, не больше. Под тяжелым, точно свинцовая крышка гроба, сознанием русские люди готовились и шли на подвиг. Кто знает, может быть, они сделали все, что человеческой природе доступно. Пусть г-н Небогатов сдался, пусть г-н Энквист бежал, но подавляющее большинство русских моряков не сдавались и не бежали.

В печальном виде дошла русская эскадра до Цусимы. Истомленные девятимесячным переходом, океанскими бурями, тропической жарой, точно тюремным заключением в железных кузовах, а главное - ожиданием смертного боя без права на победу, двенадцать тысяч моряков, наконец, устали жить. И у Рожественского, и у последнего матроса сложилось одно, неудержимое, как мания, желание: добраться до Владивостока.

Суда грузно обросли водорослями и потеряли ход. Перегруженные донельзя, они плелись в зловещих предчувствиях. За два дня до боя умер измученный Фелькерзам, и под адмиральским флагом эскадра везла уже труп одного из вождей.

Совершенно невероятно, чтобы такой ученый артиллерист, как адмирал Рожественский, не знал о тех недостатках нашей артиллерии, брони, снарядов, лафетов, о которых ужасные разоблачения сделаны талантливым пером г-на Брута. Адмирал Рожественский, мне кажется, знал многое такое, что, может быть, до сих пор никому неизвестно, но он шел вперед, как солдат, которому приказано идти на смерть.

И флот погиб...

Да помянет же несчастная мать-Россия своих заброшенных за край земли несчастных сынов, что мученически, с верою и честью положили живот свой в бою неравном!"

Часть 2. Биография.
11 мая года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе , в торжественной обстановке был заложен головной корабль новой серии Российских эскадренных броненосцев –
- "Императоръ Александръ III".
В июле 1901 года К.К. Рат­ник доложил о готовности броненосца к спус­ку на воду.
Церемония состоялась 21 июля 1901 года в присутствии императорской семьи.
Эскадренный броненосец «Императоръ Александръ III», при небывалой ранее спусковой массе корпуса (около 5300 т), благополучно сошел со стапеля, углубившись носом на 2,7 и кормой на 5,1 м.
Корпус ко­рабля, как и спущенного на воду в 1900 году броненосца «Победа», был окрашен в белый цвет, принятый для кораблей заграничного плавания.
Однако торжественный момент омрачился печальным происшествием: внезапно налетев­шим порывом ветра с крыши эллинга сорвало тяжелый флагшток с императорским штандар­том, рухнувший в толпу зрителей. Погибли три человека. По другой версии, флагшток упал с берегового парового крана. В ее пользу го­ворит опубликованная прессой того времени фотография с соответствующей подписью.
12 октября года броненосец был введен в строй.
С 8 сентября 1903 года укомплектован Гвардейским экипажем.
Исключен из списков флота 15 сентября года.
Сухие цифры.
Но между последними тремя датами в жизни этого корабля произошли такие события, при воспоминании о которых душа сжимается от ………………
Часть 3. Краткая историческая справка.
В манифесте о восшествии на престол Николай II назвал своего отца, императора Александра III, Миротворцем.
Это не оспаривали ни современники, ни историки. При Александре III Россия не вела войн, и, тем не менее, владения империи неуклонно расширялись. С 1881 по 1894 год они увеличились на 429 895 кв. км, это почти в два раза больше территории современной Великобритании.
Государь проявлял постоянную заботу о развитии и поддержании боеготовности отечественного военно-морского флота. По его поручению морское ведомство разработало программу судостроения на 1882 - 1900 гг.: предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев.
К 1896 году были введены в строй 8 эскадренных броненосцев, 7 крейсеров, 9 канонерских лодок, 51 миноносец. Началось строительство эскадренных броненосцев водоизмещением до 10 000 тонн, вооруженных четырьмя орудиями калибра 305 мм и двенадцатью орудиями калибра 152 мм.
Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 000 тонн. Это по тем временам – третий показатель в мире после Англии и Франции.
Александр III считал, что России незачем искать союзников в Европе и вмешиваться в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова императора: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас»
Часть 4. Имя.

Известно, что имена кораблей нашего флота во 2-й половине XIX - начале XX века письменно утверждались императором из чис­ла нескольких вариантов «подходящих» имен, подготовленных ГМШ.

Есть основание предполагать, что наименование «Императоръ Александръ III» было предложено Николаю II кем-то лично, либо избрано им самим из уважения к памяти отца.
Вообще этому кораблю сопутствовали плохие приметы.
За несколько месяцев до трагедии, случившейся при спуске на воду, на заводе сгорела деревянная модель бро­неносца, что задержало принятие некоторых конструкторских решений.
Впоследствии перед походом командир в кают-компании фактически предсказал его геройскую гибель в бою со всем экипажем («Мы все умрем, но не сдадимся»).

Часть 5. Командир.
http://s03.radikal.ru/i176/1011/de/5314e1e18c42t.jpg
Командир
эскадренного броненосца "Императоръ Александръ III"
капитан 1-го ранга Бухвостов Николай Михайлович
(2 мая 1857г. – 14 мая 1905г.)
Часть 6. В составе 2-й эскадры флота Тихого океана.
http://i024.radikal.ru/1011/ce/fcfdde1d8bd3t.jpghttp://i064.radikal.ru/1011/20/02c53e9d408b.jpg Часть 7. Гибель.
В 14 часов 26 мин. броненосец "Князь Суворовъ" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно.
Эскадру повел "Императоръ Александръ III" .
Выступая всего 25 мин. в качес­тве ведущего эскадры, "Императоръ Александръ III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры.
В 14 часов 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому" .
По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - гвардия!".
В 17.05 "Императоръ Александръ III" вновь вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта.
В 17.40 вернулся в строй эскадры.
В 18.30 с креном на правый борт броненосец окончательно покинул строй эскадры.
В 18:48 он снова попал под обстрел шести крейсеров отряда Камимуры и буквально через 2 минуты перевернулся на правый борт. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек.
Опрокинувшись, броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов.
Крейсер "Изумрудъ" подошёл к месту трагедии для поднятия из воды людей, но сам попал под сильный обстрел и вынужден был вернуться к эскадре.
Вместе с броненосцем погибло:
- 29 офицеров;
- 11 кондукторов;
- 827 нижних чинов.
Не спасся никто, поэтому обстоятельства боя и гибели этого корабля неизвестны.
Вечная им память!
Можно предположить, что он затонул от распространения воды по главной палубе (имевшей только одну переборку), попавшей через казематы 75-мм орудий из-за перегрузки корабля.
14.05.1905г. в 18.50 корабль затонул.
Часть 8. Постройка модели.
Раздел 1. Пособие по сборке и доведению до надлежащего вида (в сокращённом варианте)
Корпус.

  1. Изменено место расположения якорных клюзов;
  2. Добавлены крышки на якорные клюзы;
  3. Мусоропроводы "посажены" на свои штатные места;
  4. Добавлены люки для загрузки торпед на обоих бортах под носовыми казематами орудий противоминного калибра;
  5. Изменены порты орудий противоминного калибра левого борта в соответствии с прототипом (в походном положении орудия смотрят в корму);
  6. Носовые шлюпбалки перенесены на уровень вторых орудийных портов орудий противоминного калибра;
  7. Изменены якорные полки;
  8. Добавлены подводные минные аппараты правого и левого бортов;
  9. Выровнен уровень главного броневого пояса правого борта в районе форштевня;
  10. Перенесены места установки шестов для сетей противоминного ограждения;
  11. Убраны скоб-трапы на фальшбортах с батарейной палубы на ростры;
  12. Изменена разметка иллюминаторов;
  13. Добавлен фальшборт в кормовой части спардека, в районе кормовой пары башен среднего калибра, с установкой дополнительных ящиков для коечных сеток;
  14. Добавлены 8 оконных проёмов (закрытых створками) и два дверных проема в кормовой части надстройки для выхода на ют из кают-компании;
  15. Добавлен дверной проём для выхода из офицерской кают-компании на "адмиральский балкон";
  16. Изменены выкружки в бортах под места установки 152 мм носовых и кормовых башен;
  17. Убраны переходы на ют;
  18. Угол наклона форштевня "переточен" и "спрямлён" в соответствии с прототипом;
  19. Надводные торпедные аппараты переточены до "эллипсовидной" формы, как на прототипе;
  20. Добавлены дверные проёмы в носовой части фальшборта для спуска со спардека на главную палубу;
  21. Обточены и скруглены "наплывы" в местах стыков фальшбортов и 1-го яруса носовой и кормовой надстроек;
  22. Орудия "противоминного" калибра установлены в положение "по походному" (все орудия развёрнуты – против часовой стрелки, коме орудий носового каземата левого борта, которые по походному были всегда развёрнуты – в нос);
  23. Стволы орудий "противоминного" калибра заменены на металлические;
  24. Добавлены ограждения навигационных фонарей правого и левого бортов на фальшбортах в уровне 1-го яруса носовой надстройки;
  25. Деколи шкал осадки нанесены на положенные места, в соответствии с прототипом;
  26. Установлен на штатное место, в районе юта по правому борту, несъёмный парадный трап;
Палуба
  1. Срезаны все "лишние" детали, характерные для броненосцев постройки Балтийского завода (на баке – всё, на юте - оставлены только кнехты, расположенные на штатном месте);
  2. Выполнен характерный прогиб палубы на баке, с возвышением её к форштевню;
  3. Добавлены и посажены на штатные места световые люки на юте;
  4. Световые проемы в световых люках выполнены прямоугольными, как на прототипе;
  5. Добавлены и посажены на штатные места дополнительные кнехты (4 – на баке и 2 на юте);
  6. Добавлены и установлены на юте две вьюшки;
  7. На баке перед башней ГК установлены сходные рубки;
  8. На баке перед сходными рубками добавлены непонятные девайсы (какие-то ящики);
  9. В палубном настиле на баке сделан вырез для укладки якоря;
  10. Добавлены фальшборты у носовой пары башен СК;
Дымовые трубы
  1. Дымовые трубы приведены к проектной длине;
  2. На кожухах дымовых труб выполнены рёбра жёсткости и корабельный гудок;
  3. Трубки аварийного сброса пара выполнены как на прототипе (в наборе пластмассовых деталей, почему-то они разной длины, надо проверять и подгонять);
  4. Внутрь кожухов дымовых труб вклеены непосредственно дымовые трубы меньшего диаметра;
Носовая надстройка
  1. Конфигурация мостиков всех уровней носовой и кормовой надстроек, и разбивка отверстий под трапы на них, приведены к проектной конфигурации (см. п.п №№82, 83);
  2. Добавлена дополнительная площадка вокруг носовой дымовой трубы над первым котельным отделением;
  3. Переделано основание под боевую рубку;
  4. Добавлены воздухозаборники системы вентиляции и дверные проемы на боковых поверхностях основания под боевую рубку;
  5. Переделана боевая рубка;
  6. Переделана ходовая рубка;
  7. Крановые лебёдки установлены на штатное место – на 1-м ярусе носовой надстройки, в районе передней дымовой трубы;
  8. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса носовой надстройки на верхнюю палубу;
  9. Изменены, в соответствии с их расположением на прототипе, места посадки опорных частей крановых стрел и тросовых блоков для них;
Кормовая надстройка
  1. См. п. 41 данного "Пособия…";
  2. На мостике 1-го яруса кормовой надстройки добавлены ящики для коечных сеток и срезаны лишние, имеющие право быть только на "Бородино" и на "Орле";
  3. Высота командирского салона в кормовой части спардека доведена до штатной - 2,25м;
  4. Подъемник для 47мм снарядов на кормовой надстройке посажен на штатное место, как на прототипе;
  5. Добавлены два сходных трапа с 1-го яруса кормовой надстройки на спардек;
  6. Добавлены пиллерсы, как на прототипе (Ø 0,5мм);
  7. На мостике 1-го яруса установлен дополнительный прожектор;
Башни ГК, СК, 47мм орудия
  1. Изменена конфигурация башен среднего калибра (в плане);
  2. Изменены крыши башен среднего калибра (стали – выпуклые, в наборе – плоские);
  3. Колпаки командиров башен и колпаки наводчиков на крышах башен среднего калибра посажены на штатные места;
  4. Убраны "языки" с оснований башен главного калибра;
  5. Изменены колпаки командиров башен главного калибра;
  6. Добавлено леерное ограждение по обрезу крыши на башнях главного калибра;
  7. Добавлено леерное ограждение на крышах башен среднего калибра;
  8. Форма амбразур башен среднего и главного калибров приведена в соответствие с прототипом;
  9. Стволы орудий ГК и СК заменены на металлические;
  10. Заменены стволы, плечевые упоры и щиты орудий калибра 47мм;
Спардек
  1. Добавлены по паре несущих балок на рострах для установки катеров и шлюпок перед и за задней трубой;
  2. Переходные мостики между носовой и кормовой надстройками, с учётом изменения формы площадки вокруг задней трубы, приведены в соответствие с формой мостиков на прототипе;
Мачты
  1. Поднята выше, на штатное место, опора для крепления кормовых грузовых стрел на грот мачте;
  2. Увеличена длина мачт на участках от палубы до марсов (на чертежах и на фотографиях высота расположения марсовых площадок намного выше, относительно верхних точек носовой и кормовой надстроек, чем в предлагаемом наборе пластмассовых деталей);
  3. Выполнены скоб-трапы на мачтах от верхних площадок носовой и кормовой надстройки до марсов;
Разное
  1. Сделаны новые эллипсовидные площадки с опорами для них под установку компасов: носовая – с местом установки между дымовыми трубами на кожухе первого машинного отделения, и кормовая – на верхнем ярусе кормовой надстройки;
  2. Добавлены поручни:
  • на несъёмном леерном ограждении на 1-м уровне носовой и кормовой надстроек,
  • на переходных мостиках,
  • на сходных трапах с 1-го яруса носовой и кормовой надстроек на спардек,
  • на разборном ограждении "адмиральского" балкона;
  • на сходном трапе со спардека на главную палубу над казематами противоминной артиллерии;
  • Винты приведены в соответствие с винтами, которые были установлены на прототипе (4-х лопастные с разным вращением);
  • Добавлен трап для спуска с палубы юта на "адмиральский" балкон;
  • Сделаны, и установлены на штатное место: поворотная рама для крамбола и сам крамбол;
  • Полностью данное "Пособие….." можно скачать отсюда:
    http://webfile.ru/4926182
    Раздел 2. История создания
    Подробная история создания модели (с иллюстрациями) – приведена здесь:
    Отдельно иллюстрации собраны в альбом и размещены по следующему адресу:
    http://public.fotki.com/lejnev/iii-/
    Развернутый альбом фотографий готовой модели можно посмотреть по следующему адресу:
    http://public.fotki.com/lejnev/iii/
    Из всех кораблей Второй эскадры флота Тихого океана, эскадренный броненосец "Императоръ Александръ III" выделялся не только конструктивными особенностями, которые я постарался отобразить при создании данной модели.
    На всех фотографиях броненосца очень заметно, что окрас его сильно отличался от всех своих собратьев своеобразным "блеском".
    Я позволил себе попробовать воссоздать эту его отличительную особенность при создании модели.
    Часть 9. Заключение.
    В заключении хочется выразить огромную благодарность всем тем участникам нашего Форума, которых не оставил равнодушными процесс создания данной модели.
    С Огромным Уважением ко всем Форумчанам
    Искренне Ваш Алексей Лежнев.