Принципы организации педагогического процесса. Принципы педагогического процесса и правила их реализации

Принципы организации педагогического процесса. Принципы педагогического процесса и правила их реализации

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).

Принципы обучения наиболее полно были сформулированы К. Д. Ушинским:

Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

Обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

Порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

Преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

В основе процесса обучения любого вида лежит система принципов. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения. В качестве дидактических используют следующие принципы:

Наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;

Системности как целенаправленного упорядочивания знаний и умений обучающихся;

Активности и самостоятельности обучающихся или ограничение их зависимости от педагога;

Взаимосвязи теории и практики; эффективности отношения между целями и результатами обучения;

Доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;

4. В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущей формой организации процесса обучения является урок. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

Особенности школьного урока:

    урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

    дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

    определенное организационное начало и постановка задач урока;

    актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

    объяснение нового материала;

    закрепление или повторение изученного на уроке;

    контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

    подведение итогов урока;

    задание на дом;

    каждый урок является звеном в системе уроков;

    урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

    основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

Вопросы и задания

1. Почему педагогический процесс является ведущей категорией педагогической науки?

2. Существует ли разница в подходах к определению педагогического процесса? В чём она выражается и чем обоснована? Заполните второй и третий столбцы таблицы.

3 Что представляет собой педагогический процесс как система?

4. Выберите правильный ответ. В чем заключается целостность педагогического процесса?

4.1. В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели - формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

4.2. В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

4.3. В том, что все процессы, образующие общий педагогический процесс, протекают в одних и тех же условиях.

4.4. В том, что педагогический процесс не делится на составные части.

4.5. В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

4.6. В том, что все процессы, образующие педагогический процесс, имеют общую методологическую основу.

5.Используя материал учебника «Педагогика» И. П.Подласого сравнить концептуальные основы, цель, принципы, методы, формы, средства, результат обучения, характерные для систем традиционного «поддерживающего» (И.Ф.Гербарт), развивающего (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В,В.Давыдов, Л.В.Занков), проектного обучения (Д.Дьюи).

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М. Ю. Бабанский. – М., 1989.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.,2008.

Вербицкий А.А. Проблемы гуманизации образования в условиях новой образовательной парадигмы. – М., 2006.

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика. – 2009. – № 10.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2001.

Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. –., 1989.

Карпов А.О. Контуры новой дидактики // Народное образование. – 2010. – №2.

Карпов А.О. Три модели обучения // Педагогика. – 2009. – №8.

Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

Лихачёв Б.Т. Педагогика:Учебник для вузов. – М., 2001.

Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М. 2004.

Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2004.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. – М., 2000.

Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Тестов В.А. Ценности российской цивилизации как стратегические цели образования // Педагогика. – 2009. – №1.

Уман А.И. Теория обучения: от традиционной к антропологической дидактике // Педагогика. – 2010. – №1.

Принцип гуманистической направленности педагогического про­цесса - ведущий принцип образования, выражающий необходи-

мость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитатель­ной работы задачам формирования всесторонне развитой лично­сти. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного раз­вития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практи­кой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направ­ленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об­щественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местно­го краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятель­ность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурси­ях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производ­ственной практикой обусловлена тем, что практика является ис­точником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения резуль­татов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Напри­мер, изучение тригонометрических зависимостей между сторона­ми и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - прин­цип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспе­чивает накопление опыта общественного поведения и формиро­вание социально ценных личностно-деловых качеств. Однако не­обходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему обще­ственно значимых отношений, организация и нравственная на­правленность.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приве­дении содержания образования в соответствие с уровнем разви­тия науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивили­зацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, оН проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учеб­ных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги­ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на раз­витие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способ­ствует широкое использование проблемных ситуаций, в том чис­ле ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспи­танников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказы­вать свою точку зрения, рационально использовать научную ли­тературу и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диа­лектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являю­щийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике за­кона единства сознания и деятельности, согласно которому со­знание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убежде­ний сознание направляет поступки и действия человека и одно­временно само складывается под влиянием поведения и деятель­ности. То есть реализация принципа ориентированности педаго­гического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в кото­рой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе по­лучаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Одним из фундаментальных принципов организации педаго­гического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллектив­ных, групповых и индивидуальных форм организации педагоги­ческого процесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и свя- За нному с ним обособлению. Отражая специфически человече­скую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является д РУгой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в ко- То Ром человеком реализуется присвоение общественной сущно- Ти - Общение и обособление - источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает кол­лектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудни­чества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Только в кол­лективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила обще­ния, поведения, вырабатываются организаторские навыки, на­выки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а рас­крепощает личность, открывает широкий простор для ее всесто­роннего и гармонического развития.

Сама природа педагогического процесса с его структурой, свой­ствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг орга­низационного принципа требование преемственности, последова­тельности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприя­тие, тот или иной урок являются логическим продолжением ра­нее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достиг­нутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к личности уче­ника. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конк­ретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих за­дач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обога­щение и развитие.

Преемственность предполагает построение определенной сис­темы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Система­тичность и последовательность позволяют за меньшее время дос­тичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только систе­ма, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями» 1 . ^

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны^йобходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предме­там, а с другой - необходимость формирования целостного ми­ровоззрения о единстве и обусловленности явлений окружаюш е " го мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном уста­новлении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоЯ-

1 Ушинский К. Д. Собр.соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5. - С. 355. 214

щее время применяется преимущественно линейный принцип построения учебных программ, реже концентрический. Уменьше­ние доли концентризма связано с тем, что учебные программы Б се более тесно связываются между собой.

На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, наме­чает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контро­ля. При поурочном планировании учитель располагает содержа­ние темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ра­нее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории.

Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса явля­ется принцип наглядности. Я. А. Коменский, обосновавший «золо­тое правило дидактики», согласно которому к обучению необхо­димо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Наглядность в педагогическом процессе основана на законо­мерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретны­ми фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т. п.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается при­менением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабора-торно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа на­глядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности в иды наглядности принято подразделять следующим образом: ес­тественная (предметы объективной реальности); эксперименталь­ная (опыты, эксперименты); объемная (макеты, фигуры и т.п.); изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звуко-изо-бразительная (кино, телевидение); звуковая (магнитофон); симво­лическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы); внут-Р е нняя (образы, создаваемые речью педагога) (по Т.И.Ильиной).

Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления уча­щихся, в использовании наглядности важно чувство меры. Боль- Ц1 ° значение имеет сочетание применения наглядности с твор-

ческой работой детей по созданию наглядных пособий. В исполь­зовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в со­знании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые учащиеся испыты­вают большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стрем­ление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла по­казывают эстетическую картину человеческих отношений. Художе­ственно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искус­ства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых от­ношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен­ной самодеятельности, в организации производительного и обще­ственно полезного труда, в формировании повседневных отноше­ний и поведения.

§5. Принципы управления деятельностью воспитанников

В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и иници­ативу. Отсюда значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспи­танников.

Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов ра­бот, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Необхо­димым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие ученического самоуправления. В то же время следует избегать идеализации сил и возможно­стей детей, стихийности и самотека. Успех дела здесь решает педагогическое руководство, логика которого с необходимо­стью приводит к построению и реализации педагогических сй-

стем, рождающих творческую активность, инициативу и само­деятельность учащихся. С этой целью во всех сферах деятельно­сти как в учебной, так и во внеучебной работе они должны быть по возможности поставлены перед необходимостью делать выбор, принимать самостоятельные решения, активно участво­вать в их выполнении.

В стремлении к развитию детского самоуправления необходи­мо ставить увлекательные цели и вызывать потребность в коллек­тивной деятельности; отказаться от чрезмерной регламентации, ненужной опеки, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества; опираться на доверие, разнооб­разить виды поручений; обеспечивать своевременную смену по­зиций руководства и подчинения.

Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятель­ной сущности. Однако активность школьников должна быть на­правлена не столько на простое запоминание и проявление вни­мания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Применительно к учению значение сознательности и активно­сти удачно выразил Л. В. Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвое­ние на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию уче­ния и владеть приемами учебной работы, т. е. технологией по ус­воению знаний. Реализация этих условий требует высокой актив­ности и сознательности обучаемых.

Важнейший принцип организации детской деятельности - ува­жение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспита­ния. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление.

Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями вос­питательного процесса, задачами всестороннего развития лич­ности. Педагог, предъявляющий требования, должен воспри­ниматься учеником как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в прогрессе его личности. В этом с лучае требовательность будет выступать как необходимость, а Не как личный интерес, чудачество или каприз учителя. У хоро­шего педагога требовательность к учащимся органично и дина-

мично соединяется с требовательностью к себе. Такая требова­тельность предполагает уважение мнения своих воспитанников о себе.

Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принци­пом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, на­ходящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые плохо учатся, ленятся, пре­небрежительно относятся к интересам коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершен­ствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним толь­ко с помощью криков, упреков и нотаций. Но его можно поддер­жать и усилить, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс ста­новления и возвышения личности. Если ученик овладевает новы­ми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, он переживает радость, внутреннее удовлетворение, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положитель­ные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требо­ваний школы, семьи и общественности.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что, если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, не будут сбалансированы, сгармонированы, будут действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанав­ливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно до­стичь, например, успеха в учебно-воспитательной работе, если одни педагоги добиваются от учащихся порядка и организован­ности, а другие проявляют нетребовательность.

Большое практическое значение в управлении деятельность» воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельны* педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность

на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает е го из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительно­сти он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выпол­няет регулирующие функции в системе коллективных и межлич­ностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован учени­ческий коллектив.

В соответствии с принципом доступности и посильности обуче­ние и воспитание школьников, их деятельность должны строить­ся на основе учета реальных возможностей, предупреждения ин­теллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

При предъявлении недоступного для усвоения материала рез­ко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает воле­вое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомле­ние. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных на­выков и, главное, не содействует развитию учащихся.

Традиционная педагогика в целях обеспечения доступности и посильности при изложении материала и организации деятельно­сти детей рекомендует идти от простого к сложному, от абстракт­ного к конкретному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям и т.п. Однако этот же принцип, но в другой дидакти­ческой системе реализуется, если начинать не с простого, а с общего, не с близкого, а с главного, не с элементов, а со струк­туры, не с частей, а с целого {В.В.Давыдов). Следовательно, не­доступность обучения и трудности, с которыми сталкиваются вос­питанники в той или иной деятельности, зависят не только от содержания материала, его сложности, но и от методических под­ходов, применяемых педагогом.

С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение Уровня актуального развития, воспитанности и социальной зре­лости детей, подростков и юношей. Замечено, что эффективность Учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые Требования и организационные структуры отстают от возрастных в °зможностей учащихся или непосильны для них.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложно­сти внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирова­ние их личности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы орга­низации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учи­тываться темперамент, характер, способности и интересы, мыс­ли, мечты и переживания воспитанников. Не менее важно учиты­вать их половозрастные особенности.

Организующим принципом руководства деятельностью воспи­танников является принцип прочности и действенности результа­тов образования, воспитания и развития.

Реализация этого принципа справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смыс­ловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убежде­ния. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопро­вождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков.

Прочности и действенности результатов деятельности способ­ствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической дея­тельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте противоречивую, диалектическую природу педагогиче­ских явлений.

2. Что означает закономерность в педагогике? Назовите основные за­кономерности целостного педагогического процесса.

3. Как связаны закономерности, принципы и правила педагогическо­го процесса?

4. Дайте характеристику основных принципов организации и руко­водства целостным педагогическим процессом.

5. Ознакомьтесь с различными подходами к классификации законо­мерностей и принципов в педагогике (Ю. К. Бабанский, М.Н.Скаткин, Б.Т.Лихачев и др.).

ГЛАВА 17. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Принципы педагогического процесса (пед. словарь Г.М. Коджаспирова) – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Существует достаточно много принципов педагогического процесса, каждая педагогическая школа дополняет этот список, остановимся на основополагающих из них.

Принципы педагогического процесса (педагогический словарь Г.М.Коджаспировой):

1. Доступность в обучении и воспитании согласно которому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному.

2. Индивидуальный подход в воспитании - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.), суть его составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку;

3. Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии.

4. Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усвоить учебный материал.

5. Научность в обучении и воспитании – принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны не были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

6. Принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находиться конкретное учебное заведение.

7. Принцип природосообразности – исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие – главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

8. Принцип сотрудничества – ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии, организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладании эмпатии в межличностных отношениях.

9. Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения – принцип, сущность которого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.

10. Связь теории с практикой – принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать.

11. Систематичность и последовательность – соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большом объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуется в различных формах планирования и в определенном образом организованном обучении.

12. Сознательность, активность, самодеятельность – принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков, привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние.

13. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему – принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику, как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требованиями учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

14. Оптимизация – необходимо использовать наиболее эффективные, адекватные формы и методы.

Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Они определяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подласый выделяет следующие:

динамику педагогического процесса . В педагогическом процессе величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучше промежуточные результаты;

развитие личности в педагогическом процессе . Педагогический процесс способствует развитию личности;

управление образовательным процессом . Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов образовательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;

единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе;

единство внешней и внутренней деятельности ;

обусловленность педагогического процесса . Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей, возможностей личности и общества и условий протекания процесса.

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой . Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Принцип научности . является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей.

ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения .

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни., прежде всего обучения и воспитания.

Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования – педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности. В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного (Рассчитанный только на получение пользы, выгоды, узко практический (неод.). 2. Прикладной, практический.)Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Коменский, Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений. Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859-1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориен-тированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказанная возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной, социальной и личностной сфер (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий).

· Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности , усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это - основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

· Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, то есть система умений и навыков. Этот компонент содержания образования представлен как интеллектуальными, так и практическими умениями; как умениями, общими для многих предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенного учебного предмета. Умения и навыки являются основой конкретных видов деятельности, овладение ими позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.

· Опыт творческой деятельности , выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Эта готовность обеспечивается творческими умениями такими, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющихся комбинацией известных способов решения.

· Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Этот компонент определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Именно отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Источниками содержания образования является культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др.

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 12, с. 64).

Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002).

«В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11). Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п. Функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям.

Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательной работы в военном вузе задачам формирования всесторонне развитой личности будущего офицера.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение к методам педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Согласно этому педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности обучающихся, формирование у них умений и навыков научного поиска, ознакомление со способами научной организации учебного труда, чему способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора. Такое обучение позволяет обеспечить формирование у курсантов и слушателей умений наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и т. п.

Научно обоснованное построение целостного педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, сообразно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Точнее, реализация названного принципа в военном вузе требует организации деятельности, в которой курсанты и слушатели убеждались бы в истинности и жизненной силе приобретенных знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.



Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса в военном вузе является принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации целостного педагогического процесса. Сама природа этого процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных и психологических качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Принципы управления деятельностью обучающихся в целостном педагогическом процессе.

В организации деятельности курсантов и слушателей военный педагог играет ведущую роль. Его педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у них активность, самостоятельность и инициативу. Отсюда возрастает значимость принципа сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся.

Важную роль в организации целостного педагогического процесса в военном вузе играет принцип сознательности и активности в нем самих обучающихся. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельностной сущности.

Важнейший принцип организации познавательной деятельности – уважение к личности обучающегося в сочетании с разумной требовательностью – вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности курсанта (слушателя). Здесь две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Практическая реализация этого принципа тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация последних двух принципов возможна лишь при соблюдении еще одного – согласованности требований военного вуза, коллектива и общественности.

В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание курсантов и слушателей, их деятельность должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. С этим принципом теснейшим образом связан принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации их деятельности. Организующим принципом руководства деятельностью курсантов и слушателей является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания, психологической подготовки и личностного развития. Его реализация справедливо связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру личностного опыта обучающихся позволяет обеспечить их прочность. Прочными, как показывает педагогический опыт, становятся только те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убеждения. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение учебного материала, выработку умений и навыков.

Реализация рассмотренных законов, закономерностей и принципов в образовательной деятельности военного вуза позволяет рассматривать педагогический процесс как целостное явление, обеспечивающее качественную подготовку будущих офицеров к профессиональной деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность системного подхода к рассмотрению явлений педагогической действительности?

2. Раскройте и обоснуйте структуру педагогического процесса в военном вузе как педагогической системы. Какие функции выполняет каждый из компонентов педагогического процесса?

3. Какие характерные черты педагогического процесса в военном вузе как системы можете выделить?

4. Обоснуйте возможность рассмотрения педагогического процесса в военном вузе как целостности.

5. Как проявляется целостность педагогического процесса через его законы и закономерности?

6. Назовите и раскройте сущность основных принципов организации целостного педагогического процесса в военном вузе.

7. Охарактеризуйте основные принципы управления деятельностью курсантов и слушателей в целостном педагогическом процессе.