Чем отличается политическая партия от общественной организации? Сущность политической партии, её основные признаки и отличия от других общественных организаций.

Чем отличается политическая партия от общественной организации? Сущность политической партии, её основные признаки и отличия от других общественных организаций.

Отличие партии от других политических институтов

Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

Содержание закона о политических партиях в РФ и его основно проблематики

  • 1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
  • 2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
  • 3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;
  • 4. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
  • 5. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
  • 6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
  • 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
  • 8. Политическая партия «Республиканская партия России»;
  • 9. Политическая партия «Демократическая партия России»;
  • 10. Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»;
  • 11. Политическая партия «Альянс Зеленых - Народная партия»;
  • 12. Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»;
  • 13. Политическая партия «Города России»;
  • 14. Политическая партия «Молодая Россия»;
  • 15. Всероссийская политическая партия «Новая Россия»;
  • 16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»;
  • 17. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»;
  • 18. Всероссийская политическая партия «Народная партия России»;
  • 19. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»;
  • 20. Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!;
  • 21. Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»;
  • 22. Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»;
  • 23. Политическая партия «Союз Горожан»;
  • 24. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»;
  • 25. Российская политическая партия «Социал-демократическая партия России»; политическая партия
  • 26. Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ;
  • 27. Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ».

В конце 90-х г.г. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 50 политических партий. На 1.01.1999 в соответствии с федеральный законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Министерством Юстиции были зарегистрированы 141 политическая партия и общероссийские политические объединения. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, истории было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:

  • - "Единство и отечество" - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности.
  • - Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненого уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.
  • - "Яблоко". Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание "экономических основ конкурентной рыночной экономики", формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов.
  • - Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий.

I. Генезис, признаки и функции политических партий.

II. Типы партий и партийных систем.

III. Общественные организации и движения.

I. Политические партии являются важным элементом политической системы современного демократического общества. Они призваны обеспечивать доступ различных групп населения к рычагам государственной власти, формализовать и упорядочивать стихийные формы борьбы за власть и ее использование.

Выражая интересы определенных социальных групп, партии способствуют их внутренней консолидации, осознанию своих интересов, возможностей, соотнесению этих интересов с интересами других слоев общества. Через партии осуществляется прямая и обратная связь в системе «население – государство». Благодаря партиям властные структуры получают информацию о настроениях и ожиданиях определенных общественных групп и категорий населения, что необходимо для принятия оптимальных управленческих решений.

С другой стороны, лидеры партии способствуют мобилизации членов своих организаций и сочувствующих на достижение программных, общественно значимых целей, на участие в различных политических мероприятиях. Идеологическая работа партий способна оказывать сильное влияние на формирование ценностных, политических ориентаций, убеждений и нравственных норм поведения. Причем ценностные и идеологические ориентации даже политических противников в ряде значимых моментов могут совпадать (проблемы укрепления государственности, благосостояния общества, развития культуры и образования, борьбы с криминалом и т.д.). В ходе политических дискуссий наиболее полно вырисовываются пути достижения этих целей, подвергаются критике наиболее уязвимые моменты в деятельности властей.

Слово «партия» происходит от латинского pars (partis), что в переводе означает часть, группа лиц, собранных или выделенных с какой-либо целью. Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (например, Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии).

Однако прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции ХVII в.), когда стали ограничиваться абсолютистские функции государства, начала формироваться автономная личность, у которой возникла потребность участвовать в общественной жизни, влиять на власть, когда стали признавать законность существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических групп, призванных представлять эти интересы в системе власти.

По М. Веберу, политические партии прошли следующую эволюцию: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании – либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине ХVII в., первоначально они различались только в вероисповедании и династических предпочтениях. Борьба тори и вигов была в основном борьбой господствующих слоев общества за власть.

В отличие от котерий политические клубы появились во многих европейских странах; они имели более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие масштабы деятельности. Их появление было связано с выходом на политическую арену буржуазии и вступлением ее в политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ клаб»).

В отличие от политических клубов массовые политические партии стремились привлечь как можно большее число членов, использовали большую активность, которая не ограничивалась периодом выборов. Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу ХIХ в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

В литературе отмечается наличие различных подходов в понимании сущности политической партии и огромное многообразие ее определений (до 200). Одним из первых предложил определение политической партии известный политический деятель и философ ХVIII в. Э. Берк. «Партия, – писал он, – представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». В современной политологии различные источники и авторы дают сходные определения понятия партии. Их суть сводится к тому, что партия – это совокупность граждан, объединенных идеологически и организационно, выражающих интересы значительных социальных классов и слоев населения, ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти посредством выборов или участия в ее осуществлении .

Основными отличительными признаками политической партии являются:

    связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью, т.е. наличие социальной базы;

    обладание определенной программой деятельности, отражающей единство мировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;

    наличие формализованной организационной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т.д.);

    установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению;

    наличие одного или нескольких лидеров.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Этим политическая партия и отличается прежде всего от других разновидностей общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

    представительство социальных интересов;

    выработка программных установок, политической линии партии;

    формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

    участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, формирование политической системы общества;

    подготовка и выдвижение кадров, участие в формировании политических элит.

Последние десятилетия принесли значительные изменения в содержании функции представительства. Западные политологи считают, что на смену классовым партиям с середины ХХ в. стали приходить т.н. «общенародные партии», или «партии для всех». Такая партия стремится избежать отождествления себя с интересами какого-либо одного класса или слоя, а предстает как выразитель общего интереса. Облик партии в настоящее время формирует не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики. В современном демократическом обществе политические партии в борьбе за власть отвергают насильственные методы и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества политических партий. В конкурентной борьбе успеха добивается партия, политический курс которой импонирует большинству избирателей. В большинстве демократических стран партии практически полностью контролируют механизм выдвижения кандидатов на выборах и их проведение.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии кадровые, массовые и строго централизованные . Кадровые партии отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединенной партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие в политическом процессе профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений.

И наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий – Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские – характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических лидеров.

Современная практика позволила выделить третий тип партий, дополняющий классификацию Дюверже. Эти партии (их еще называют «партии-хватай-всех», «интерклассовые партии») стремятся при неидеологизированной программе привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.

Политологи классифицируют партии в зависимости от их положения в политической системе общества, разделяя их на правительственные и оппозиционные; легальные и нелегальные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; партии, правящие монопольно, и партии, правящие коалиционно.

Если положить в основу классификации программные установки, мировоззренческие позиции, социальные цели, то можно говорить о консервативных, либеральных, социал-демократических, коммунистических и других партиях.

Широкое распространение получило деление партий на «правые», «левые» и центристские. Как правило, «правые» отождествляются с ориентацией на консервативные и либеральные политические и экономические ценности – частную собственность, приоритет личности и т.д., а «левые» – с коммунистическими и социалистическими ценностями – общественной собственностью на средства производства, социальным равенством и т.д.

II. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы . Партийные системы – совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие их избирательная система и постоянство избирательных симпатий. Партийная система является составной частью политической системы.

Утверждение той или иной системы зависит от характера политического режима в стране, но в большей степени от конкретно-исторической ситуации. Политическая история ХХ в. свидетельствует, что многопартийность создает более благоприятные условия для демократизации политической и всей жизни общества. При всех политических режимах однопартийность – самая неустойчивая партийная система.

Существуют три основных вида партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная.

Однопартийная система означает, что в государстве одна партия законодательно или фактически наделена монополией на власть. Это обеспечивается Конституцией либо является результатом лишения соперничающих партий возможности участвовать в выборах, а также отказа от проведения выборов вообще. До недавнего времени однопартийные системы были свойственны тоталитарным государствам. Оказалось, что однопартийными были не обязательно коммунистические и восточноевропейские, но и многочисленные государства т.н. «третьего мира». В последних авторитарные режимы уже давно используют однопартийность с целью контроля над управлением, мобилизации массовой поддержки и распределения получаемой помощи. Наиболее глубокие корни однопартийные системы имеют в Африке, где они сформировались вскоре после приобретения независимости, восприняв наследие автократического колониального управления (опыт состязательных выборов сразу после деколонизации был недолгим).

Длительный опыт показал, что однопартийная система довольно быстро – в историческом смысле – приходит к трудностям и к глобальному кризису, который неизбежно сопровождается кризисом всей политической системы, идейными и моральными потрясениями. В результате однопартийность сходит со сцены, а общество нуждается в коренном преобразовании.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу демократическая и республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы. За всю историю двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны. Однако лишь восемь из них сумели завоевать более одного миллиона голосов избирателей. В ряде случаев, особенно на уровне штатов, третьи партии становились влиятельной политической силой. Но при этом важной особенностью двухпартийной системы США стало неприятие большинством избирателей на общенациональном уровне третьих партий.

Такая двухпартийная система оказывается относительно устойчивой в специфических американских условиях, а также в аналогичных ситуациях. Но она не имеет шансов на существование в условиях социального и идейного плюрализма, имеющего место в большинстве стран Европы. Во всяком случае, пока оказались безуспешными попытки внедрить в некоторых странах американскую модель двухпартийности.

В типологизации по шкале двухпартийности и многопартийности можно выделить систему 2,5 партии (как, например, в Германии), при которой какая-либо третья партия обладает достаточной электоральной базой, чтобы внести коррективы, порой существенные, в привычную игру двух основных партий, собирающих голоса 75–80% избирателей. Так, в Германии Свободная демократическая партия и Партия зеленых попеременно идут на блок с одной из двух главных конкурирующих между собой группировок – СДПГ и союзом ХДС/ХСС – и добиваются вхождения в правительство.

Многопартийная система – это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы подразделяются на следующие:

    партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерны: наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; существование двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева и справа); значительное идеологическое размежевание; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

    партийные системы «умеренного плюрализма», в которых борьбу ведут от трех до пяти партий и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции, идеологическое различие между партиями невелико, ведется центростремительная конкуренция, партии ориентированы на участие в правительстве.

Можно выделить и так называемый уклад доминации. Эта система характеризуется тем, что на протяжении долгого времени (20–30 лет) у власти находится одна партия. При этом отсутствует сильная оппозиция. В качестве примера можно привести Японию, Индию, Мексику.

Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:

форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае речь идет лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьезных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большое количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;

избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Существование определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;

наличие постоянного раскола в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или по иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.

В современной Беларуси многопартийная политическая система начинает складываться в конце 80 – начале 90-х годов. Можно выделить идеологические и социально-экономические предпосылки (ресурсы) многопартийности. Характеризуя идеологические ресурсы перехода к многопартийности, следует отметить тот факт, что альтернативные правящей КПСС (КПБ) политические организации появляются и активизируются на переломном этапе общественного развития, именно в то время, когда разражается не только экономический, но и идеологический кризис.

Господствовавшая в течение многих десятилетий идеология социализма и коммунизма терпит кризис доверия в силу многих как внутренних, так и внешних причин. Среди них открытая переориентация значительного числа бывших высокопоставленных руководителей-идеологов, иерархов партийно-государственной элиты на новые ценности и их пропаганду (такая переориентация была связана с их новыми экономическими запросами). В конце 1980-х годов наметилась определенная усталость от идеологических штампов, двойной морали в общественных отношениях и во властных структурах (с трибун говорили то, что требовалось, в жизни действовали иначе).

К важнейшим социально-экономическим ресурсам, подготовившим базу многопартийности, можно отнести появление и рост негосударственного сектора в экономике: формирование класса собственников, который стремится реализовать через политику и идеологию свои экономические интересы (социальная база правых партий); объединение значительного числа наемных работников, ухудшение социально-экономических условий жизни большинства населения (социальная база левых партий).

Названные выше важнейшие идеологические и социально-экономические ресурсы многопартийности можно отнести к внутренним. Несомненно также значительное внешнее влияние на процесс политической дифференциации постсоветского общества, которое выражается в активной пропаганде западными идеологами либеральных ценностей, присущих западным странам норм политической жизни. Такая пропаганда нередко сопровождается полным отрицанием положительного содержания в восточноевропейском опыте политического развития без какого-либо научного анализа («коммунизм – зло»). К внешним факторам следует отнести активное участие западного капитала в создании иностранных, совместных предприятий, что расширило частный сектор как экономическую базу для альтернативных социальных идей; материальную поддержку прямым и косвенным путем партий, движений, частных лиц, которые пропагандируют идеи западной демократии, а также в возможности в наше время ознакомиться с опытом формирования и функционирования многопартийных систем в индустриально развитых странах, который сопряжен с демократией и их экономическим положением.

Первые оппозиционные политические организации в БССР консолидируются к концу 1980-х годов. Наиболее значительным и влиятельным к этому времени стал Белорусский народный фронт «Адраджэнне», основанный в июне 1989 г. (с 1993 г. – партия). Вслед за БНФ были основаны Белорусская крестьянская партия, Белорусский христианско-демократический союз, Объединенная демократическая и Национально-демократическая партии, Белорусская социал-демократическая громада и т.д. Если в 1990 г. официально была зарегистрирована лишь одна партия, то в 1991 г. – 5, 1992 г. – 6, 1993 г. – еще 6, 1994 г. – 16 политических партий. К началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь в 1995 г. зарегистрированы 34 политические партии. По состоянию на 1 января 1999 г. в республике было зарегистрировано 43 политические партии . Однако в дальнейшем некоторые партии объединялись, другие распадались, третьи сходили с политической арены – в результате число их уменьшилось к середине 1999 г. до 27.

По состоянию на 1 января 2008 года в республике зарегистрировано 15 политических партий: Либерально-демократи-ческая партия (лидер – С.В. Гайдукевич), Белорусская социально-спортивная партия (В.А. Александрович), Белорусская партия «Зеленые» (О.А. Новиков), Социал-демократическая партия Народного Согласия (С.В. Ермак), Белорусская аграрная партия (М.И. Русый), Республиканская партия (В.Я. Белозор), Консервативно-Христианская Партия – БНФ (З.С. Позняк), Партия БНФ (Л.П. Борщевский), Республиканская партия труда и справедливости (В.В. Заднепраный), Партия коммунистов Белорусская (С.И. Калякин), Объединенная гражданская партия (А.В. Лебедько), Белорусская патриотическая партия (Н.Д. Улахович), Партия «Белорусская социал-демократическая Громада» (С.С. Шушкевич), Белорусская социал-демократическая партия (Громада) (А.И. Левкович), Коммунистическая партия Беларуси (Т.Г. Голубева).

Становление многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Формирование политических партий пришлось в нашей стране на период кризисного состояния общества, когда еще четко не выявились интересы и потребности многих социальных групп, а образование партий опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен.

Разумеется, наличие объективных обстоятельств объясняет многие причины слабости политических партий, но не умаляет и их собственных ошибок. К ним, в первую очередь, относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; неспособность разрабатывать стратегию и тактику, которая бы опережала действия власти; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач; отсутствие системной работы с независимыми СМИ и эффективных программ по работе с молодежью, женщинами и пенсионерами; внутренние противоречия как следствие несоблюдения норм внутрипартийной демократии; недостаточное внимание к созданию оргструктур в регионах и отсутствие системной работы с ними. Поэтому появление множества партий не свидетельствует о наличии многопартийности. Речь может идти лишь о ее становлении, законодательном оформлении.

III. Общественная организация – это такая совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения .

Общественные организации характеризуются:

    системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов;

    внутренней организационной структурой (формальной или неформальной);

    способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

    системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Общественные организации создаются в целях защиты многообразных прав и свобод, развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, иной деятельности, не запрещенной законом. Закон не разрешает создание общественных объединений, целью деятельности которых является изменение конституционного строя, насильственное нарушение единства страны, ее территориальных границ, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами.

В основном все общественные организации можно классифицировать по трем группам: социально-экономические, общественно-политические, профессионально-творческие.

Социально-экономические организации различных классов своей главной задачей считают реализацию непосредственных материальных интересов своих классов. Это, например, предпринимательские союзы (торгово-промышленные организации, отраслевые ассоциации и объединения, объединения работодателей и т.д.), они оказывают подчас сильное и значительное влияние на политику правительства. Позиция, например, Союза промышленников и предпринимателей России во многом определила решения VI съезда народных депутатов России (апрель 1992 г.) по назначению В.С. Черномырдина премьер-министром.

Социально-экономическими организациями рабочего класса выступают в основном профессиональные союзы , хотя имеются организации и другого рода, например, классы взаимопомощи . Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Выполняя свои задачи по защите прав трудящихся, улучшению условий их труда и жизни, профсоюзы всегда играют роль и в политической жизни. Профсоюзы имеют свои международные организации, ведущей из которых является Всемирная федерация профсоюзов (ВФП).

Существуют и социально-экономические организации крестьянства. Более распространены различного рода крестьянские союзы, кооперативные объединения, потребительские, сбытовые и др.

Спектр общественно-политических организаций весьма разнообразен – союзы молодежи, союзы женщин, ветеранов войны и труда, общества «Знание», «Мемориал», комитет солдатских матерей и др. Они не только способствуют развитию социальной активности и самодеятельности своих членов, но и все решительнее включаются в политическую жизнь, организуя свои печатные издания, собрания, митинги, пикеты.

Профессионально-творческие объединения (Союзы писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, журналистов, ассоциации научных работников и др.) главной задачей считают создание наиболее благоприятных условий для творческой деятельности своих членов.

Помимо общественных организаций в борьбе за интересы и в целях воздействия на власть возникают общественные движения , т.е. продолжительные совместные действия людей, разделенных территориально. Движение состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, блок партий и организаций из участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. Отличается движение от партии, общественной организации тем, что в нем, как правило, нет индивидуального членства, практики уплаты ежемесячных членских взносов, регламентации проведения собраний, обязательности выполнения принимаемых решений всеми членами движения.

Известно, что классовая борьба осуществляется также в форме движений: рабочих, крестьянских, демократических, коммунистических и т.д. Национально-освободительная борьба также выражается, реализуется в виде соответствующих общественных движений. Могут возникнуть социальные движения за разрешение отдельных актуальных проблем: за мир, за разоружение, за сохранение природы, в защиту Арала и др. Все эти движения: классовые, региональные и т.д. – самым различным образом взаимодействуют между собой, подчас могут выступать единым блоком, фронтом.

В Республике Беларусь зарегистрировано 36 профсоюзов, 2255 общественных объединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов (ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда. Среди них – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация», детская общественная организация «Белорусская республиканская скаутская ассоциация», общественное объединение «Спортивный клуб «Эспадон», общественное объединение «Детско-юношеский клуб по хоккею «Золотая шайба», общественное объединение «Международный союз молодежи «Единение», общественное объединение «Белорусская ассоциация «ПОШУК», международное общественное объединение «Клуб «Несси», общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд» и др.

Общественные организации и движения, выражая интересы определенных групп людей, являются фактором интеграции всего общества. Ведь его функционирование основывается не только на плюрализме интересов и позиций, но и на известном их единстве. Многое зависит от наличия в обществе действенного механизма согласования разнообразных интересов, консолидации общественных организаций и движений.

ЛИТЕРАТУРА

    Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология. – Мн., 1998.

    Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа РБ, 1999. – С. 37.

Подробное решение Параграф § 24 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Служит ли множественность политических партий в стране критерием её демократичности? Всегда ли по названию партии можно определить её идейно-политическую направленность? Как стать членом политической партии?

Насколько демократична страна (общество, государство) можно оценить по таким критериям:

Не сведена ли избирательная система к формальному большинству, без учета прав личности и меньшинства;

Соблюдается ли принцип равенства, созданы ли условия, позволяющие использовать эти возможности независимо от социального положения, образования, здоровья граждан;

Гарантированы ли все гражданские права не только большинству, но также отдельным гражданам и меньшинству, включая лиц, находящихся в оппозиции к власти;

Существует ли равные права для меньшинств, связанных общим языком, этническим характером, религией, культурой, политическими взглядами;

Каково положение наименее благополучных слоев общества;

Каковы возможности непосредственного участия гражданин в принятии касающихся их решений;

Реально ли обеспечивается свобода слова, информации, мнений, объединений;

Действует ли власть права, а не чиновников;

Насколько народ доверяет власти;

Гарантируется ли частная жизнь граждан;

Способны ли государственная и политическая системы исправлять допущенные ошибки.

По названию партии не всегда можно определить её идейно-политическую направленность, некоторые партии носят абстрактные названия.

Чтобы стать членом необходимо:

Ознакомиться с Уставом и Программой Партии;

Иметь стаж пребывания в сторонниках Партии не менее 6 месяцев;

Собственноручно заполнить заявление о приеме в Партию и дать письменное согласие на обработку персональных данных;

Пройти собеседование в местном (первичном) отделении Партии по месту жительства;

Подать заявление в местное (первичное) отделение Партии по месту жительства.

Вопросы и задания к документу

Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вопрос 1. Как вы понимаете каждый из принципов, названных в пункте 1 статьи 8 документа: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность?

Принцип добровольности выборов - принцип избирательного права, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление.

Равенство перед законом, равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений.

Самоуправление - состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними - целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.

Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении - недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие многочисленных информационных барьеров.

Вопрос 2. В чём заключается значение гласности в деятельности политических партий? Где и как любой гражданин может получить информацию о деятельности партий?

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Любой гражданин может получить информацию из СМИ.

Вопрос 3. Объясните, как связаны нормы, установленные этой статьёй, с участием политических партий в выборах.

Эти нормы устанавливают для всех партий равные права на выборах в органы государственной власти.

Вопрос 4. Приведите примеры деятельности какой-либо партии на выборах.

Партия распространяет информацию о своей программе на телевидении, в газетах, чтобы как можно больше людей заинтересовалось ей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём сходство и различия политических партий и движений? Каковы основания типологии политических партий? В чём суть каждого из этих типов партий?

В настоящее время существует немало определений политической партии. Рассматривая сущность партии с позиций разных научных подходов, учёные выделяют общие характерные для неё признаки. К ним относятся:

1) Устойчивая организация. Партия - относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей. Внутрипартийные отношения строятся на основе подчинения общим правилам (нормам), закреплённым обычно в уставе партии. Устав определяет условия вступления в партию (например, закрепляет принцип добровольности), структуру партийных организаций, порядок избрания руководящих органов, права и обязанности членов партии.

2) Идейно-политическая ориентация. Партия объединяет людей, придерживающихся определённых идейно-политических взглядов и имеющих близкие интересы. Идеологические приоритеты партии закрепляются прежде всего в её программе, где определяются партийные цели и основные пути их реализации.

3) Стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Ключевая задача современных партий состоит в представительстве на государственном уровне интересов тех социальных групп, которые они выражают. Именно ради этого партии и кандидаты от партий ведут конкурентную борьбу на выборах в представительные органы государственной власти и выборах должностных лиц. Социальные интересы воплощаются в предвыборных программах партий (вариантах политики). Избиратель, по существу, делает выбор между ними. Подчеркнём, что притязание на государственную власть, участие в ней - главный признак политической партии, отличающий её от других негосударственных организаций.

Политическая партия - добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть и участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения.

Наряду с партиями в политической системе действуют и общественно-политические движения, представляющие собой солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели. Ядром движений являются, как правило, инициативные группы, клубы, союзы и пр. Движения в отличие от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти. В них могут принимать участие люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели. Именно ради достижения конкретной цели и создаётся движение. Следовательно, цели движения более узкие, а идейно-политические ориентации и социальная база более широкие, чем у политических партий. Поэтому движения приобретают зачастую массовый характер. Когда цель достигнута, движение может прекратить своё существование.

Политологи на основе различных критериев объединяют партии в группы (типы). Так, по идеологическому признаку выделяют партии консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др.

Сегодня многие партии Западной Европы, а также США провозгласили себя народными партиями, тем не менее в их программах прослеживаются приоритеты, которые в большей или меньшей степени отражают групповые интересы. Так, программы социал-демократов направлены обычно на усиление социальной политики в пользу наёмных работников, рабочих и служащих сферы услуг, интеллектуалов, малоимущих и незащищённых слоёв населения.

Программные установки либералов и консерваторов, напротив, ориентированы на реализацию интересов высшего и наиболее состоятельных слоёв среднего класса. Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность, изменяются ставки налогообложения в пользу крупного бизнеса, растут расходы на поддержку вооружённых сил и охраны национальных границ, а также правопорядка в обществе. Вмешательство государства в экономическую сферу резко ограничивается.

По организационной структуре и принципам членства различают партии кадровые и массовые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. При этом выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, например в ряды коммунистических партий. Во втором человек становится членом партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию.

Кадровые партии немногочисленны и включают в основном профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоёв общества. Не случайно эти партии именуют партиями элитарными. В кадровых партиях обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство.

По отношению к проводимой политике выделяют правящие и оппозиционные партии.

Правящими являются партии, которые получили на выборах поддержку большинства избирателей и претворяют в жизнь свой политический курс. Оппозиционные - это партии, имеющие в парламенте меньшинство мест (парламентская оппозиция) либо не вошедшие в парламент по итогам выборов (внепарламентская оппозиция). Подчеркнём, что при демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, её визитной карточкой. Оппозиция предотвращает монополизацию власти, способствует смене властвующих элит и лидеров, является носителем критического духа в политике.

Вопрос 2. Какие функции политических партий вам известны? Раскройте их содержание.

Связь и взаимодействие государства с гражданским обществом реализуются через функции партий. Важнейшая из них - представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Они воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть её - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, через партии социальные группы нередко выражают своё отношение к проводимой политике, в том числе и в протестных формах, т. е. партии выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит ещё одна функция партий.

Вопрос 3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем.

Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоёвывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определённые отношения - механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и её реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы).

В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система - та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится, как мы уже говорили, партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти.

Многопартийная система складывается, когда за победу на выборах борются несколько (не менее трёх) влиятельных политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки, межпартийные коалиции. Иногда они насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий», или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов.

В ряде стран установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть её в том, что в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов (остальные набирают 10-12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнём, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, той, где монопольное право на власть имеет только одна партия. Существует «замаскированная» однопартийность, например, так было в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, а сейчас в Китае. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, но являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только при двухпартийной и многопартийной системах можно преодолеть монополию одной партии на власть.

Вопрос 4. Как развивается многопартийность в России?

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с 1990-х гг. К началу XXI столетия в стране насчитывалось свыше трёх десятков политических партий. Однако, несмотря на множественность, они характеризовались отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплочённостью и нечёткостью политических программ.

Важным шагом по пути к становлению подлинной многопартийности явились существенные поправки (2004) к закону РФ о политических партиях. Был принят также новый закон РФ о выборах депутатов Госдумы (2005), нормы которого закрепили переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов в нижнюю палату российского парламента к выборам только по партийным спискам. Эти законодательные акты предъявляли к партиям более высокие, чем раньше, требования: партия должна была насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозила ликвидация в судебном порядке). Законодательство не допускало создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Запрещалось также создание и деятельность партий экстремистского толка.

Возросшие требования способствовали тому, что наиболее влиятельные партии стали ещё сильнее, а слабые ушли с политической арены.

Перемены в жизни России вызвали появление новых поправок в закон о политических партиях. Они были предложены Президентом РФ в конце 2011 г. и приняты Государственной Думой в марте 2012 г. Согласно закону, теперь в партии должно состоять не менее 500 человек, она должна участвовать в выборах в течение 7 лет.

После внесения поправок в закон о партиях их численность значительно возросла. Каждая крупная партия, как правило, имеет свою символику, программу и устав, печатные издания, а также сайт в Интернете. В программах излагаются цели, задачи и приоритетные направления деятельности партии, декларируются её идейно-политические ориентации.

Российские партии создаются, как правило, по типу массовых партий. Их структуру составляют обычно региональные, местные и первичные отделения. Председатель (лидер) партии избирается её высшим органом - съездом. Членство является добровольным и индивидуальным. Членом партии может стать гражданин РФ, достигший 18 лет. При этом он должен признавать и выполнять программу и устав партии, а также лично участвовать в её работе. Члену партии выдаётся партийный билет.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

1) Название этой партии.

2) К какому крылу относится его брат?

3) Каких взглядов придерживается данная партия?

4) Чем отличается данная партия от других?

Вопрос 2. В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея создания собственной «партии отечества», которая бы вобрала в себя «все здоровые силы нации» для контроля над остальными, менее преданными государству индивидами. Через два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ряда партий. Каких именно? Ответ поясните.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия - политическая партия в Германии, существовавшая с 1920 по 1945 год, с июля 1933 до мая 1945 - правящая и единственная законная партия в Германии.

Национальная фашистская партия - итальянская политическая партия, основанная в 1921 году Бенито Муссолини для реализации идеологии фашизма. Предшественником фашистской партии был Итальянский союз борьбы, возглавляемый Муссолини. Национальная фашистская партия участвовала в итальянском парламенте с 1921 года, в 1924 году получила в парламенте большинство, с 1928 стала единственной легальной партией в стране до падения режима Муссолини в 1943 году.

1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

2. Общественные организации в политической системе общества

Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

Партии предполагают идейную общность своих членов;

Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

Функцию социального представительства;

Функцию социальной интеграции и социализации;

Функцию борьбы за политическую власть;

Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

Функцию разработки и осуществления политического курса.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

12. Назовите функции общественных организаций и движений.

13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

Темы для рефератов

1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

2. Современные избирательные системы.

3. Политические движения, их генезис и типология.

Литература

1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

Диалог, - 1990, - № 3-18

5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

право, - 1992, - № 9

8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Обществ. Организации- не ставят перед собой политических целей.общественное объединение представляют собой добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах.(ОБЩЕСТ.ФОНДЫ,ДВИЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ).

В политической системе современного российского обще­ства политические партий играют всевозрастающую роль, ста­новясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятель­ностью многие сферы общественной жизни: стимулируют ак­тивное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политичес­кую культуру граждан и содействуют их политическому об­разованию; выявляют и обосновывают интересы больших со­циальных групп; обеспечивают постоянную связь между граж­данским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участву­ют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государствен­ных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами соци­альных процессов, деятельности властных политических струк­тур.

Цели создания политических партий:

а. Формирование общественного мнения.

б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.



в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.

г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интересов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Революционные

Реформистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

31. Государство и религиозные объединения: правовые формы их взаимодействия.(достаточно много,сокращаем)

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

В тоталитарно-распредилительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы:

от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение :

· создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

· не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

· не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

· не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Церковь – это;

1) союз людей, исповедующих одну веру;

2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.

Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви , во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь ; 3) признанные церкви ; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство , в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви . В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства : 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).

Признаки светского государства:

1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;

Основной признак светского государства - отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви , российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство государство , где власть сливается с церковью , однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство - это государство , в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.

Государство и церковь

Виды государств:

1) Светские

2) Теократические

3) Клериальные

4) Атеистический

Светское государство

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политические, не юридические функции и не могут вмешиваться в государственные дела. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерна следующая особенность:

1) Государственные органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность

3) Государство не оказывает не одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-иной помощи.

4) Религиозные организации не выполняют поручения государства

5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозной потребности населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений; гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом

Многие страны именно таковы: Германия, Франция, Россия, страны СНГ

Клерикальное государство

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной. Данная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни.

Для статуса государственной религии характерно:

1) В сфере экономических отношений – это признание права собственности на широкий круг объектов

2) Церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, налоговые льготы

3) Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах

4) Церковь наделяется рядом юридических полномочий

Церковь может осуществлять такие полномочия, как регистрация актов гражданского состояния (венчание приравнивается к гос.регистрации).

5) Церковь осуществляет контроль в области образования и воспитания, ведет религиозную цензуру – печатной продукции, кино, телевидения.

Но в клерикальном государстве несмотря на сильные позиции церкви, слияния государства и церкви не происходит. Объявления той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К ним относятся такие государства, как: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания.