Общественное движение в начале 20. Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века

Общественное движение в начале 20. Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века
Общественное движение в начале 20. Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политический партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Рабочее движение. выдвигали не только экономические, но и политические (ликви­дация самодержавия, введение демократических свобод). Рабочие стали использовать новые формы борьбы: политические забастовки и демон­страции, всеобщие стачки.

Наиболее крупные события в рабочем движении начала XX в. – празднование 1 Мая в Харькове (1900), когда рабочие во время политической демонстрации впервые выдвинули лозунг “Долой самодержа­вие!”; первомайские демонстрации в Баку, Вильно и других городах; столкновение рабочих Обуховского завода в Петербурге с полицией и войсками 7 мая 1901 г., получившее название “Обуховская оборона”. В ноябре 1902 г. экономическая забастовка в Ростове-на-Дону переросла в широкое политическое движение 30 тыс. рабочих.

Крестьянское движение. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха Они требовали раздела помещичьей земли, со­кращения налогов и повинностей. Наивысший подъем был отмечен в 1902 г., когда из-за голода, вызванного недородом 1901 г., начались волнения на Украине, в Поволжье, Грузии и Азербайджане. Теперь крестьяне выступали и против отдельных помещиков, и против аграрной политики правительства.

Движение демократической интеллигенции. Она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общест­венном движении выражалось в создании легальных обществ, на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы, в помощи Красного Креста участникам революционных выступлений, в сборе денежных средств для стачечников и политзаклю­ченных, в предоставлении явочных квартир для революционеров и т.д.

Наибольшую активность проявляла молодая часть интеллигенции – студенчество. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы в молодой среде формировались будущие крупные общественные и государствен­ные деятели.

Либеральное движение. Земцы-либералы перешли к политической борьбе. Они организовали за границей в 1902 г. издание нелегального журнала “Освобождение”. В 1903 г. возникли первые либеральные политические организации – “Союз освобождения” и “Союз земцев-конституционалистов”. Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования (конституционная монархия и демократи­ческие свободы), Своей деятельностью они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.

Революция 1905 – 1907 ПРИЧИНЫ этой революции: Нерешенность противоречий между крестьянами и помещиками, рабочими и капиталистами;

Политическое бесправие и отсутствие политических свобод; Усиление нищеты после кризиса 1900 – 1903 годов; Поражения в русско-японской войне 1904 – 1905 годов;

ХАРАКТЕР : буржуазно – демократический.

ОСОБЕННОСТИ:

1 этап: январь – сентябрь 1905 – 9 января – провокация и расстрел демонстрации рабочих (ок. 1 тыс. убито, ок. 5 тыс. ранено), выступления рабочих (более 600 тысяч), создание в Иваново – Вознесенске Совета уполномоченных депутатов, восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин –Таврический», массовые восстания крестьян.

2 этап: октябрь – декабрь 1905 – высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка (более 2 млн участников), издание «Манифеста 17 октября» - введение некоторых политических свобод, созыв 1-й Государственной Думы, декабрьское вооруженное восстание в Москве.

3 этап: январь 1906 – июнь 1907 – стачки рабочих, восстания крестьян и моряков Севастополя и Свеаборга. Деятельность 1 и 2 Государственной Думы. Они были распущены по обвинению в разжигании смуты.

ИТОГИ революции:

Буржуазия добилась прихода к власти (работа в Государственной Думе).

Появились некоторые политические свободы, расширено участие народа в выборах, легализованы партии.

Увеличилась заработная плата, рабочий день уменьшился с 11,5 до 10 часов.

Крестьяне добились отмены выкупных платежей, которые должны были платить помещикам

30. Россия между революциями: тертьеиюнская монархия, первые гос думы, политические партии.

«Третьеиюньская монархия».

3 июня 1907 г. был опубликован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и об изменении закона о выборах. Издание нового закона о выборах стало фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.

Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две, права избирателей во второй городской курии были урезаны. Резко сократилось представительство от национальных окраин и рабочих. Избирательный закон от 3 июня, действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых партий, массовые репрессии привели к том)", что III и IV Государственные Думы были наполнены лояльными правительству депутатами, поддерживавшими все законопроекты. Правительство предприняло попытку превращения самодержавия в конституционную монархию. Таким образом, в России сложился режим, получивший название «Третьеиюньская монархия».

I Государственная дума.

В апреле 1906 г. открылись заседания I Го­сударственной думы. Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октяб­ристов, 23% трудовиков, близких к эсерам и выражавших интересы крестьянства. Социал-демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Дума предложила программу демократизации России. Она предусматривала: введение ответственности министров перед Думой; гарантию всех гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмену смертной казни и полную политиче­скую амнистию. Эту программу правительство не приняло, что усилило его противостояние с Думой.

Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законопроекта: кадетов и трудовиков.

Правительство, поддержанное консервативными помещиками, от­ергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. Во главе правительства был поставлен П.А. Столыпин.

II Государственная дума.

При выборах новой Думы было урезано право от рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить по­слушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума (февраль – июнь 1907 г.) оказалась еще бо­лее левой, чем первая. Кадетский центр “растаял” (19% мест). Усилился правый фланг – в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал- демократы образовали “левый” блок, имевший 222 места (43%).

центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности. Кадеты предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и соз­дания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просуществовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного пере­ворота.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государ­ственной думы был опубликован новый избирательный закон. Издание закона по одной только воле правительства явилось прямым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., так как в нем царь обещал, что “никакой новый закон не может последовать без одобрения Государст­венной думой”. 3 июня считается последним днем революции 1905-1907 гг.

31. Столыпинская аграрная реформа: суть, основные направления, причины неудач, последствия.

Центральное место во внутрен­ней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. напо­ловину, а с 1907 г. – полностью. Но этого было недостаточно. Крестья­не требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладе­нию. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказа­лось от ее реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали “Столыпинской”.

Реформа осуществлялась несколькими методами. 1) Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным. 2) Крестьянин мог потребовать объ­единения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор. 3) Создавался фонд из части казенных и импера­торских земель. 4) Для покупки этих и помещичьих земель Кресть­янский банк давал денежные ссуды. 5) Учитывая “земельный голод” в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обес­печивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье земле­владение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хо­зяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна. Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века

В конце XIX в. основную роль в либеральной оппозиции по-прежнему играли земства. Своей главной задачей либералы считали введение конституции в России. На этой платформе в 1904 ᴦ. возникает организация ʼʼСоюз Освобождения ʼʼ, объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, ʼʼСоюзʼʼ выдвигал и другие требования: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т.п.

Тяжелый кризис переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное крыло, представители которого (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко и др.) надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде либерального народничества возникла ʼʼтеория малых дел ʼʼ, ставившая перед интеллигенцией задачу постепенного улучшения положения крестьян. В отличие от либералов либеральные народники преследовали в основном социально-экономические цели.

В 1902 ᴦ. на базе либерального народничества возникает Партия социалистов-революционеров (эсеров ) под руководством В.М. Чернова. Наиболее важной частью программы эсеров была социализация земли, ᴛ.ᴇ. уничтожение частной собственности на землю и передача ее общинам. Эсеры вели активную пропаганду среди рабочих и крестьян. При этом эсеры не были мирными пропагандистами. В недрах партии существовала законспирированная террористическая ʼʼБоевая организация ʼʼ, возглавляемая сначала Г. Гершуни и Е. Азефом (оказался провокатором и был казнен эсерами), а затем Б. Савинковым (российский ʼʼтеррорист номер одинʼʼ). В 1902-1904 гᴦ. террористы убили министров внутренних дел Сипягина и Плеве, Московского генерал-гу6ернатора великого князя Сергея Александровича.

В конце XIX в. в России всœе большее распространение получает марксизм. В 1895 ᴦ. в Петербурге возникает ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего класса ʼʼ во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В 1898 ᴦ. в Минске состоялся I (учредительный) съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), однако принять программу и устав партии тогда не удалось. Только в 1903 ᴦ., на II съезде в Брюсселœе и Лондоне, были приняты программа и устав РСДРП. Программа, включала в себя две части: программы минимум и максимум. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: свержение самодержавия и установление демократической республики; введение 8-часового рабочего дня; возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей и была рассчитана на двадцатилетний срок. Программа-максимум была нацелœена на установление диктатуры пролетариата и построение коммунизма. Срок реализации этой части программы партии определœен не был.

На съезде было принято решение об издании партийного печатного органа – газеты ʼʼИскра ʼʼ.

В процессе обсуждения проектов программы и устава среди депутатов съезда произошел раскол на радикально настроенное большинство во главе с Лениным (большевики ) и более либеральное меньшинство во главе с Ю.О. Мартовым (меньшевики ).

В начале XX в. возникло черносотенное движение. Оно состояло из множества организаций. Самой крупной из них был ʼʼСоюз русского народа ʼʼ, которым руководил В.М. Пуришкевич. Движение носило ярко выраженный националистический и шовинистический характер.
Размещено на реф.рф
Группы боевиков организовывали погромы нерусского и неправославного населœения, нападали на рабочие и студенческие демонстрации. Черносотенцев открыто поддерживали император (Николай II был почетным членом ʼʼСоюзаʼʼ) и русская православная церковь (РПЦ).

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .


  • - Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX - XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...

  • Характер общественного движения в России накануне революции 1905-1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения. Выделяют два основных течения: либеральное и революционное (радикальное). Монархические, правительственные силы, чрезвычайно разнородные (от К. П. Победоносцева, отвергавшего даже мысль о реформах, до Д. Н. Святополк-Мирского, склонявшегося к ослаблению самодержавного принципа правления), полноценными участниками общественного движения не являлись. В этом состояла одна из особенностей социально-политической борьбы начала века.

    Другой ее особенностью были попытки организационного оформления оппозиционных сил. Либералы к началу революции создать политические партии не смогли. Они объединялись вокруг «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения» (конец 1903 - начало 1904 г., лидеры П. Б. Струве, П. Н. Милюков и др.). Радикально-революционные силы нелегальные политические партии имели: Партию социалистов-революционеров (1902 г., лидеры В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев и др.) и Российскую социал-демократическую рабочую партию (I съезд - 1898 г., II съезд - 1903 г., лидеры В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, Г. В. Плеханов и др.).

    Если обобщить требования либералов, то они выступали за ограничение самодержавия, созыв органа народного представительства, принятие конституции, обеспечение политических свобод слова, печати, собраний и др., расширение местного самоуправления, проведение умеренных аграрных и национальных реформ мирными средствами.

    Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

    Социал-демократы за идейным обоснованием своей деятельности обращались к марксизму, а главной социальной опорой считали рабочий класс. В росте стихийного рабочего движения (первомайские политические демонстрации, Обухов-ская стачка, всеобщая стачка в Ростове-на-Дону и др.) они видели ту силу, которая позволит осуществить задуманные преобразования. II съезд РСДРП принял программу партии, в которой выдвигались требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, введения политических свобод на первом этапе и свержения власти буржуазии, установления диктатуры пролетариата, победы коммунистической революции - на втором. Приняв программу и устав, социал-демократы не смогли преодолеть противоречий между меньшевиками и большевиками. Меньшевики (Мартов, Плеханов) социалистическую революцию считали отдаленной перспективой, выступали за мирные средства, признавали руководящую роль либералов в борьбе за демократическую республику и капиталистическое развитие страны. Большевики (В. И. Ленин) сделали ставку на революционные, насильственные методы борьбы, быстрый переход к социализму, установление диктатуры пролетариата.

    9 января 1905 г. в России вспыхнула революция. Началом стал расстрел мирной манифестации рабочих Петербурга, пытавшихся подать петицию царю: «Взгляни без гнева... на наши просьбы, они направлены не ко злу, к добру, как для нас, так и для тебя, государь!» «Кровавое воскресенье» потрясло общество, до декабря 1905 г. революционные события развивались по нарастающей, их поддержали и либералы, и радикалы.

    Зима - мощное забастовочное движение по всей стране, крестьянские волнения в Центральной России, на Украине, в Закавказье.

    Весна-лето - усиление рабочего движения, создание советов рабочих депутатов для руководства стачками (первый совет в Иваново-Вознесен-ске); активизация крестьянского движения, создание Всероссийского крестьянского союза; волнения в армии, восстание на броненосце «Потемкин» (июнь); манифест царя об учреждении законосовещательной (без права принимать законы) Государственной думы.

    Осень - забастовки и вооруженные столкновения перерастают в октябре во всеобщую стачку; 17 октября Николай II издает манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», объявляется о созыве законодательной Государственной думы, даруется свобода печати, собраний, слова, совести; создаются либеральные партии - Конституционно-демократическая (лидер П. Н. Милюков) и «Союз 17 октября» (лидер А. И. Гучков); они вместе с эсерами и меньшевиками заявляют о завершении революции; оформляются монархические (черносотенные) организации - «Союз русского народа» (лидер А. И. Дубровин), Русская монархическая партия и др.

    Декабрь - вооруженное восстание в Москве, поддержанное радикальным крылом РСДРП - большевиками, баррикадные бои на Пресне, ожесточенные бои с армией, подавившей сопротивление восставших.

    В 1906 - первой половине 1907 г. забастовочное, крестьянское, студенческое движение, волнения в армии и на флоте идут на спад.

    Итоги революции противоречивы. Она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государственную думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть Основные законы империи, разрешить легальную деятельность политических партий, профсоюзов, прессы, отменить выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и др. Самые сложные вопросы оставались нерешенными (в первую очередь аграрный). Власть была вынуждена прислушаться к мнению общества, но продолжала воспринимать его как докучливого просителя. Общество в лице оппозиционных партий, в свою очередь, осталось при своем - настороженном и недовольном - отношении к власти. И те и другие оказались не готовы к диалогу, начавшемуся в столь драматических обстоятельствах.

    На уроке, посвященном общественным движениям России в начале XX века, даётся развёрнутая характеристика трех политических лагерей в России - консервативного, либерального и радикального. Особое внимание уделяется рассмотрению революционных движений - народнического, социал-демократов (большевиков и меньшевиков) и эсеров.

    Тема: Россия на рубеже XIX-XX вв XX в.

    Урок: Общественное движение России в начале XX в.

    Общественное движение в России в начале XX в. приобрело совершенно иную силу. Империя оказалась в ситуации выбора: или радикальные перемены, или попытаться «законсервировать» модель.

    1. Основные направления общественно-политической мысли

    Начавшийся процесс модернизации Российской империи не мог не породить дальнейшую дифференциацию общественного сознания. Видных представителей правящей элиты страны, оппозиционных и революционных кругов с особой остротой волновали проблемы дальнейшего развития страны, ее места в мировом сообществе, соотношения традиционных ценностей и новых идей. По своим идейным убеждениям российская общественная элита была крайне неоднородна:

    1.1. Государственный консерватизм был представлен именами К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, В.П. Мещерского и других видных русских традиционалистов, выступавших с позиций защиты самодержавной формы правления, православной веры и многовековых народных традиций и ценностей.

    Рис. 1. Шествие активистов Союза Михаила Архангела ()

    1.2. Славянофильская традиция нашла свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких и других видных представителях этого течения, которые делали особый акцент на идеях религиозно-нравственного обновления страны и русского общества с опорой на традиционные ценности: патриархальность русской общины и семьи, духовность, религиозность и т. д.

    1.3. Западническая доктрина нашла своих ярких представителей в лице видных русских либералов, среди которых особое место занимали крупные русские историки и обществоведы П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.А. Корнилов, В.Д. Набоков, Д.Н. Шипов, В.И. Вернадский и др. В отличие от своих многолетних оппонентов, они выступали за установление конституционной формы правления в виде парламентской (конституционной) монархии и становление правового государства, основанного на принципе разделения властей.

    1.4. Революционный лагерь был представлен сторонниками социалистической доктрины — народниками, анархистами и марксистами, в недрах которого существовало несколько основных течений:

    либеральные (легальные) народники и революционные неонародники, которые по-прежнему исповедовали теорию «крестьянского социализма». Видными идеологами легальных народников были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон и С.Н. Кривенко, а общепризнанными лидерами и идеологами нелегальных народников являлись В.Я. Чернов и Н.Д. Авксентьев;

    Рис. 2. Земское собрание Приамурья ()

    анархисты, в недрах которых обозначились два основных течения — революционный анархизм («хлебовольцы») (П. Кропоткин, М. Дайнов, Г. Гогелия, М. Гольдсмит) и ненасильственный анархизм («толстовцы») (Л. Толстой, П. Николаев, В. Чертков), — продолжали исповедовать идеи ликвидации любого государства, которое являлось главным носителем всех существующих форм угнетения и деспотизма;

    социал-демократы, которое было представлено двумя основными течениями:

    легальными марксистами (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков) и экономистами (М.И. Туган-Барановский, Е.Д. Кускова), отвергавшими неизбежность социалистической революции как необходимого условия построения социализма;

    революционными марксистами, в рамках которого традиционно выделяют: умеренное крыло (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич), считавшее социалистическую революцию делом отдаленного будущего; радикальное крыло (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов), утверждавшее, что социалистическая революция в России возможна в обозримой исторической перспективе.

    2. Становление первых политических партий и движений

    Со второй половины 1890-х гг. в России начинался заметный рост оппозиционного и революционного движения, отличительной особенностью которого стало возникновение первых политических партий и движений различной идейной направленности.

    2.1. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

    В середине 1890-х гг. в столицах Российской империи возникли два новых нелегальных марксистских кружка — «Московский рабочий союз» и «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», основной задачей которых стала пропаганда идей марксизма в рабочей среде. Однако вскоре деятельность этих кружков была пресечена полицией, и многие их руководители, в том числе В.И. Ленин, Ю.О. Мартов В.Д. Бонч-Бруевич, Г.М. Кржижановский взяты под арест, осуждены и сосланы в Сибирь.

    В марте 1898 г. в Минске был созван I Учредительный съезд социал-демократов, на котором 9 делегатов от шести марксистских кружков приняли решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), одобрили ее партийный манифест, автором которого был П. Струве, и избран Центральный Комитет в составе трех человек: С.И. Радченко, Б.Л. Эйдельмана и А.И. Кремера.

    Однако этот съезд из-за серьезных разногласий так и не смог принять ни программы партии, ни ее устава, поэтому местные марксистские кружки продолжали работать в автономном режиме. Организационной раздробленности соответствовала и идейная неразбериха: внутри социал-демократического движения обозначился новый раскол между сторонниками «чистого марксизма» и «ревизионистами». В 1899 г. вышла знаменитая брошюра под названием «Credo» («Верую»), автором которой были члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Кускова и С. Прокопович. В этой работе была впервые сформулирована концепция «экономизма» («тред-юнионизма»), суть которой состояла в следующем: поскольку российский пролетариат еще не созрел для участия в сознательной политической борьбе, то следует на базе профсоюзов создать легальную рабочую партию, которая будет отстаивать исключительно экономические и социальные интересов рабочего класса. Против этой платформы категорически выступила большая часть видных деятелей российской социал-демократии, в том числе Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, которые в своем «Протесте» назвали эту платформу «политическим самоубийством» и призвали к созданию революционной рабочей партии.

    Новая попытка создания такой партии была предпринята в конце 1900 г., когда В. Ульянов-Ленин в своей знаменитой статье «С чего начать?» предложил приступить к созданию партии нового типа через идейный разгром оппортунистов — «легальных марксистов» и «экономистов» — и разработку единых программных целей и тактических задач партии. По замыслу В. Ленина эту важнейшую работу должна была выполнить общерусская политическая газета.

    После возвращения из ссылки он вплотную занялся этой проблемой, и уже в декабре 1900 г. в Лейпциге вышел первый номер газеты российских социал-демократов «Искра». В состав ее редакции с российской стороны вошли В. Ленин, Ю. Мартов и А. Потресов, а с зарубежной стороны члены знаменитой женевской группы «Освобождение труда» В. Плеханов, П. Аксельрод и В. Засулич. Деятельность «Искры» и новая ленинская работа «Что делать?» (1902 г.) создали необходимые идейные и организационные предпосылки для созыва нового партийного съезда.

    В июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне состоялся II съезд РСДРП, делегатами которого стали 43 представителя 26 региональных марксистских кружков. На съезде довольно быстро была принята первая программа партии (в ленинской редакции), которая состояла из двух частей:

    «программы минимум», в которой содержались задачи партии на этапе буржуазно-демократической революции (ликвидация самодержавной монархии, установление демократической республики, решение аграрного вопроса путем полной ликвидации помещичьего землевладения);

    «программы максимум», в которой ставилась задача завоевания политической власти пролетариатом путем организации и проведения социалистической революции.

    Однако довольно острые дебаты разразились по уставу партии. Камнем преткновения стал вопрос о членстве в партии: жесткий партийный устав, основанный на принципах «демократического централизма», предложенный В. Ульяновым (Лениным), был отвергнут большинством делегатов съезда, и принят более либеральный устав, автором которого стал Ю. Цедербаум (Мартов).

    На съезде были избраны руководящие органы партии: Центральный орган (ЦО) — газета «Искра», в редакцию которой вошли В. Ленин, Ю. Мартов и Г. Плеханов, и Центральный Комитет (ЦК) в составе Г. Крижановского, В. Ленгника и В. Носкова. Председателем совета партии, который должен был координировать деятельность ЦО и ЦК, стал старейший русский марксист — Георгий Валентинович Плеханов.

    На II съезде впервые возникло деление партии на меньшевиков (сторонников Ю. Мартова и Г. Плеханова) и большевиков (сторонников В. Ленина), что вскоре будет оформлено организационно. Не случайно чуть позже В. Ленин прямо укажет, что «большевизм как течение политической мысли и как политическая партия существует с 1903 г.».

    После съезда между двумя течениями российской социал-демократии начнется острая борьба за влияние в центральных партийных органах, победу в которой одержат меньшевики: на рубеже 1903-1904 гг. Ю. Мартов, Г. Плеханов, П. Аксельрод и Л. Бронштейн (Троцкий) возьмут под свой контроль «Искру» и ЦК. В связи с этим обстоятельством в мае 1904 г. в своей новой работе «Шаг вперед, два шага назад» В. Ленин призвал своих сторонников немедленно размежеваться с меньшевиками, и уже в декабре 1904 г. вокруг новой газеты «Вперед», редакцию которой возглавили В. Ленин, В. Воровский и А. Луначарский, организационно оформится фракция большевиков - РСДРП(б).

    2.2. Партия социалистов революционеров (эсеры)

    Другим мощным революционным движением в России стало революционное неонародничество. Еще в конце 1890-х гг. началось второе рождение народнических организаций, разгромленных царским правительством в начале 1880-х гг. Основные положения народнической доктрины практически остались без изменения. Однако ее новые теоретики, прежде всего Виктор Михайлович Чернов, Григорий Андреевич Гершуни, Николай Дмитриевич Авксентьев и Абрам Рафаилович Гоц, не признавая самой прогрессивности капитализма, все же признали его победу в стране. Но будучи абсолютно убежденными в том, что российский капитализм есть совершенно искусственное явление, насильно насажденное российским полицейским государством, они по-прежнему истово верили в теорию «крестьянского социализма» и считали поземельную крестьянскую общину готовой ячейкой социалистического общества.

    На рубеже XIX-ХХ вв. в России и за рубежом возникло несколько крупных неонароднических организаций, в том числе бернский «Союз русских социалистов-революционеров» (1894 г.), московский «Северный союз эсеров» (1897 г.), «Аграрно-социалистическая лига» (1898 г.) и «Южная партия социалистов-революционеров» (1900 г.), представители которых осенью 1901 г. договорились о создании единого ЦК, куда вошли В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Г.А. Гершуни и др.

    Рис. 6. Групповое фото членов партии социалистов-революционеров ()

    В первые годы своего существования, до проведения Учредительного съезда, который состоялся только зимой 1905-1906 гг., эсеры не имели общепринятой программы и устава. Их взгляды и основные программные установки отражали два печатных органа — газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции».

    От народников эсеры переняли не только основные идейные принципы и установки, но и тактику борьбы с существующим самодержавным режимом — террор. Осенью 1901 г. Григорий Андреевич Гершуни, Евно Фишелевич Азеф и Борис Викторович Савинков создали внутри партии строго законспирированную, фактически независящую от ЦК «Боевую организацию партии эсеров». В 1901-1906 гг. члены этой откровенно террористической организации совершили более 200 террористических актов, которые потрясли всю страну. В эти годы от рук террористов погибли министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов (1901 г.), министры внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин (1902 г.) и Вячеслав Константинович Плеве (1904 г.), уфимский генерал-губернатор Николай Модестович Богданович (1903), московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (1905 г.) и многие другие высшие сановники империи. В августе 1906 г. боевики эсеров совершили покушение и на жизнь председателя Совета министров России П.А. Столыпина, в результате которого были убиты и стали калеками несколько десятков ни в чем не повинных людей, в том числе его семнадцатилетняя дочь Наталья, которой оторвало обе ноги.

    2.3. Либеральное движение

    В середине 1890-х гг. заметно оживилось оппозиционное к самодержавию либеральное движение, основной сферой деятельности которого стали земства. В русском либерализме того периода существовали два основных идейных центра.

    Часть деятелей земско-либерального движения, в частности Дмитрий Николаевич Шипов, Петр Александрович Гейден и Николай Николаевич Львов, которые отрицали радикализм в политике и, с уважением относясь к славянофильской традиции, стремились соединить либеральную концепцию взаимоотношения личности и государства с консерватизмом. Таким образом, они пытались примирить теорию «неограниченной свободы личности» с признанием исторических традиций как универсальных национальных ценностей. Впоследствии на этой идейной базе возникнет несколько крупных политических партий либерально-консервативного толка, в том числе знаменитый «Союз 17 октября», или партия октябристов.

    Другая часть либеральных деятелей, в частности Павел Дмитриевич Долгоруков, Петр Дмитриевич Долгоруков, Василий Алексеевич Маклаков и Павел Николаевич Милюков, которые являлись прямыми наследниками западнической традиции, более последовательно выступали с чисто либеральных позиций.

    В отечественной исторической науке (Н. Пирумова, В. Шелохаев) первый этап в организационном оформлении земско-либерального движения в России традиционно связывают с началом деятельности в Москве знаменитого кружка земских деятелей «Беседа» (1899-1905 гг.), членами которого были братья Петр и Павел Долгоруковы, Евгений и Сергей Трубецкие, Василий Маклаков, Дмитрий Шипов, Александр Бобринский и др.

    Второй этап в становлении либерального движения был связан с выходом в июне 1902 г. в немецком Штутгарте первого номера журнала «Освобождение», редактором которого стал Петр Струве. С именем этого журнала уже четко было связано размежевание среди либералов на «консерваторов» и «конституционалистов». В известном программном заявлении «От русских конституционалистов», автором которого стал Павел Милюков, были довольно четко заявлены основные требования либеральной оппозиции: принятие конституции, создание общероссийского выборного органа представительной власти, законодательное закрепление основных политических прав и свобод и т. д.

    В феврале 1903 г. в журнале «Освобождение» была опубликована новая программная статья П. Милюкова «К очередным вопросам», в которой было заявлено об окончательном разрыве со славянофильской традицией в либеральном движении.

    Третий этап в развитии либерального движения начался со второй половины 1903 г., когда возникли первые полулегальные и конкурирующие между собой организации либералов: московский «Союз земцев-конституционалистов» (ноябрь 1903 г.) и петербургский «Союз освобождения» (январь 1904 г.), которые возглавили И. Петрункевич и П. Струве. Позднее в своих мемуарах П. Милюков заметил, что такая ситуация в либеральном движении возникла потому, что либеральная интеллигенция не желала объединяться с земцами-конституционалистами, а те, в свою очередь, не хотели идти на уступки интеллигентскому радикализму.

    В ноябре 1904 г. с «высочайшего позволения» в столице состоялся I Земский съезд, на котором либеральная оппозиция впервые открыто призвала власти начать реформы в стране и учредить верховный орган «народного представительства». Часть членов русского правительства, в том числе новый министр внутренних дел князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский, назначенный на этот пост с подачи матери царя Марии Федоровны, поддержали требования либералов, и в конце ноября 1904 г. он представил на имя государя доклад о политической программе правительства, в котором предлагалось включить «выборных представителей земств» в Государственный Совет. Обсуждение этого доклада на специальном совещании под председательством Николая II вызвало резкое размежевание в среде правящей элиты страны. Ряд влиятельных членов Государственного Совета, в том числе Д.А. Сольский, А.С. Ермолов и Э.М. Фриш поддержали эту программу. Однако из-за резко негативной позиции великого князя Сергея Александровича, К. Победоносцева, С. Витте, В. Коковцева и Н. Муравьева предложение министра внутренних дел было отклонено. Более того, 12 декабря 1904 г. вышли императорский указ «О мерах к усовершенствованию государственного порядка» и «Правительственное сообщение», в которых в достаточно жесткой форме было заявлено о недопустимости «шумных сборищ» либералов и выдвижения ими неприемлемых для правительства требований.

    В январе 1905 г. П. Святополк-Мирский был отправлен в отставку и заменен генералом Александром Григорьевичем Булыгиным, не склонного к каким-либо компромиссам с либералами. После крушения так называемой «эры доверия П. Святополк-Мирского» либералы перешли в более жесткую оппозицию к самодержавному режиму и приступили к созданию полноценной политической партии.

    1. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (конец XIX — начало XX в.). М., 2000

    2. Городницкий Р. А. Боевая организация партии социалистов-революционеров. М., 1998

    3. Гусев К. В. Рыцари террора. М., 2003

    4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. М., 2005

    5. Леонтович В. В. История либерализма в России (1762-1914). М., 1995

    6. Логвинов В. Т. Владимир Ленин: выбор пути. М., 2005

    7. Пирумова Н. М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977

    8. Тютюкин С. Г. Меньшевизм: страницы истории. М., 2002

    9. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.: организация, программы, тактика. М., 1985.

    10. Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. М., 1991

    1. Издательство «Русская идея» ().

    5. Эсеры, социалисты-революционеры ().

    2. Общественно-политические движения и партии конца 19 начала 20-х веков в России.

    Процесс индустриализации шел противоречиво. Чрезвычайно возросшая при Александре Ш регулирующая роль государства, отвечавшая политической доктрине императора, имела своим следствием не только поддержку частной инициативы, но нередко становилась препятствием в естественном развитии отечес1венного предпринима­тельства. А начатая в 80-е гг. политическая реакция привела к контр­реформам., явившимся своеобразной формой застоя, когда реформы не только не развивались, а консервировались. Это вызывало беспо­койство значительной части общества, что могло послужить причи­ной социального взрыва в стране.

    Наиболее видный поборник идеи либерального обновления самодержавия” составившей целую эпоху в истории русской политической мысли, К.Д. Кавелин писал в 1882 г.: Почти все убеждены, что самодержавие кончило свои дни... В болезнях и муках начинается новый период русской истории!

    Действительно, пореформенная Россия стала школой гражданственности и новой политической культуры. Вера в историческое предназначение России в сочетании с усвоенным и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужила основой народничества - русской разновидности крестьянского социализма.

    Основоположником русского-социализма, как известно, был А. И. Герцен, видевший в крестьянской общине зародыш справедливого устройства будущей жизни. Это положение получило дальнейшее развитие у П.Г. Чернышев­ского, во многом предвосхитившего появление "новых людей" России- разночинцев. Однако идеи общинного социализма нуждались в развитии в услови­ях возрастания оппозиционности интеллигенции /термин появился в России в б0-е гг. ХIX в./ и студенчества. Эту задачу и попыталось развить революционное народничество 60-70-х гг. Идеологи трех его направлений - П.Л. Лавров /пропагандисты/, "апостол анархизма" М.А. Бакунин /бун­тари/, П.Н. Ткачев /заговорщики/ искали новые подходы в разработке проблемы - осуществления социальной революции в России.

    Зна­чительную роль в выработке теории народничества на долгие долы ставшей господствующей в освободительном движении, сыграла напряженная полемика между славянофилами и западниками. Их столкновение по кар­динальному вопросу того времени: каким путем должна идти Россия в буду­щее, - используя опыт своего тысячелетнего развития или взяв на вооружение достижения западной культуры, - послужило предпосылкой для синтеза народнических взглядов. Следует заметить, что при всем различии подходов к.данному вопросу и западники, и славянофилы были едины в одном - патриотизме, горячей любви к Родине, стремлении найти идеал общественного устройства.

    Пройдя длительный и трудный процесс становления и развития, народничество внесло вклад в мировую общественно-политическую.

    Идеи пролетарского социализма разрабатывали марксисты. Капиталисти­ческое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистском теории. В 1883 г. в Женеве возникает первая российская марксистская группа "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, поставившая целью пропаганду и распространение марксизма в России. Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н. Благоевым была создана "Партия русской социал-демократии /1884-1885/. П.В. Точисским - "Товарищество Санкт-Петербург­ский мастеровых" /1885-1888/.

    Наряду с этим в прессе стали появляться работы, вызвавшие оживленную полемику между марксистами и народниками. “Легальный марксист” П. Б. Струве написал откровенно аполегетическую статью, в которой призывал идти на выручку к капитализму. Наиболее обстоятельную критику “легального марксизма” с позиций левых народников дал Н. К. Михайловский на страницах журнала “Русское богатство” Он писал: "...Россия разовьет свое капиталистическое производство со всеми его внутренними противоречиями, с поеданием малых капиталов крупными” а тем временем, оторванный от земли мужик обратится в пролетария, “обобществится” и дело будет в шляпе, которую только и остается надеть на голову осчастливленному челове­честву". Вместе с тем Михайловский не исключал”, что “..этот русский марксизм в самом непродолжительном времени… уступит место другим, более здоровым течениям. И его предсказание оправдалось. Уже в конце 1894 г. со своей интерпретацией теории Маркса выступил молодой мало кому известный В. И. Ульянов. В центре его внимания оказались те же вопросы, которые в своё время были поставлены, но не разрешены Плехановым: капитализм в России, судьба различных классов, сословий, общественно-политических теорий в условиях капиталистического развития страны (а оно было объективной реальностью). В середине 90-х гг. Ленин создает в Санкт-Петербурге “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”.

    В 1898 г. на 1 съезде российских социал-демократов в Минске было объявлено о создании общероссийской партии вместо разрозненных социал-демократических кружков. Однако партия тактически организована не была, так как ее устав и программа не были разработаны и приняты. Поэтому за дело создания партии взялся Ленин, начав выпуск нелегальной общероссийской газеты "Искра", первый номер которой вышел за границей в Штутгарте в самый канун ХХ в., в декабре 1900 г. Вокруг "Искры" объединились группы единомышленников, которые и создали в 1903 г. “Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

    В мае 1990 года на I Всероссийском монархическом съезде в Москве был легализован действовавший с 1924 года Православный российский монархический орден-союз (ПРАМОС). Его главной задачей в новых условиях стало «завоевание большинства сегодняшних структур политической власти мирным, ненасильственным путем для созыва Земского собора, который призовет «законного» Государя Российского Дома Романовых на Царства с наделением его всеми правами Верховной Власти». Под понятием «Россия» имеется в виду не совдеповская РСФСР, а единая и неделимая Российская Империя. В партию принимаются только православные верующие.

    В тоже время, члены ПРАМОС не признают Русскую православную церковь, заявляя о приверженности право-монархической зарубежной православной церкви, «не запятнанной сотрудничеством с большевиками». Лидер ПРАМОС - С. Энгельгард - Юрков.

    Параллельно с ПРАМОС была создана Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР). Принятый на съезде Манифест выдвигает три основные задачи партии: возрождение русского православия, православного русского царства и единой и неделимой Российской империи. Руководящий орган партии - синклит. Печатный орган - журнал «Православное царство».

    Политическое движение «Русь монархическая» возникло в июне 1991 года в Москве. Участники учредительного собрания - представители национально-патриотических и монархических группировок - в принятой декларации обратились к россиянам с призывом «поддержать движение по восстановлению исторической справедливости на Руси». На собрании ставился вопрос о приглашении великого князя Владимира Кирилловича (провозглашенного левоцентристским, радикальным блоком русским царем Владимиром I) приехать для коронации в Россию. Лидером движения был избран председатель Русской национальной монархической партии, «регент русской монархии» А. Брумель. В последующие годы деятельность движения свелась, в основном, к раздаче тем или иным политическим и общественным деятелям грамот о дворянском достоинстве.

    Все сказанное выше требует глубокого и критического осмысления истории монархического движения, анализа объективных причин его ухода с исторической сцены.

    Территориальными рамками исследования определена вся Россия. Существенные различия демографического, социально-экономического и административного характера отдельных ее регионов позволяют увидеть различную силу черносотенного движения в рамках каждого региона.

    Хронологические рамки исследования охватывают период с 1903 года до Февральской революции 1917 года. В годы революции 1905-1907 годов создавались основные политические партии монархической ориентации от крайне правых до либерально-монархических. В указанный период шло становление сил черносотенной ориентации, выработка взаимодействия с царским правительством, разработка форм и методов воздействия на массы. С победой Февральской революции произошли существенные перемены в партийных формах черносотенства, его методах борьбы и тактических установках.

    В средневековой Руси «черной сотней» называлось податное посадское население. Издревле торговое и ремесленное население русских городов делилось на сотни, представлявшие собою военно-административные единицы. Черными же они именовались оттого, что такое название носили владения, принадлежавшие великому князю как главе государства. Никакого негативного оттенка данное название не имело. Уничижительный нюанс появился в начале ХХ века, когда после почти двухвекового забвения это название появилось вновь. Черносотенцами стали звать себя представители право-монархических организаций, имевших разные программы, но главной своей целью ставивших сохранение российского самодержавия. Именуя себя «черной сотней», они тем самым подчеркивали, что защищают государственность.

    Источники, из которых черносотенцы подчеркнули свою идеологию, не имели ни малейшего отношения к революционным идеям. Крайне правые опирались на известную трехчленную формулу-«православие, самодержавие, народность»-и использовали ряд постулатов славянофильства. Самое главное, что взяли крайне правые из славянофильского учения, - это резкое противопоставление России и Запада, под которым подразумевались католическая и протестантская цивилизации. Тогда как Россия, по их мнению, является созданием государей и народа, опиравшихся на учение православной церкви.

    В разрез с политикой правительства, направленной на промышленную модернизацию страны, крайне правые утверждали, что «хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и землевладельческую». Демократия представлялась черносотенцам самым ужасным злом, которое породил западный мир. Для крайне правых было характерно абсолютное недоверие к демократическим ценностям. Монархисты не разделяли убеждения о том, что индивидуальная свобода превыше всего. В их представлении человек всегда был частью общности - общины, сословия, народа. Скептически относились черносотенцы к социалистам всех направлений, которые критиковали буржуазные свободы и обещали победу истинного народовластия после социалистической революции. В противовес демократическим институтам черносотенцы выдвигали принцип абсолютной, единоличной власти.

    Первые черносотенные организации появились в России в период назревания первой революции. Тогда они еще не называли себя черносотенцами, не были массовыми и существовали нелегально или полулегально. Свои листовки они, по примеру революционеров, размножали гектографическим способом. Сведения о нелегальных правых организациях встречаются в полицейских донесениях наряду со сведениями о революционных организациях и кружках. Как партия черносотенцы возникли в конце 1905 года, позже всех остальных партий. Таким образом, дворянство реагировало на консолидацию других классов.

    Правительство не было заинтересовано в инициативе снизу, даже в инициативе правого толка. Министр внутренних дел В.К. Плеве не одобрял ни зубатовского энтузиазма, ни тем более энтузиазма никому не подотчетных организаций. Их не преследовали, но и не культивировали. Звездный час «черных сотен» пришелся на 1905-1906 года - времена массовых стихийных движений. Когда прежние методы - аресты, ссылки, тюрьмы, даже массовые расстрелы - уже не приносили нужных результатов, правительство решило задушить народное движение руками самого народа.

    Ближайшими союзниками черносотенцев, а также их покровителями являлись консервативные правительственные круги, придворные, правые члены Государственного совета. Черносотенцы поддерживали тесные контакты с Постоянным советом объединенного дворянства, образованным в мае 1906 года, и его руководителем графом А.А. Бобринским. Также интенсивным было сотрудничество с националистами.

    По мнению черносотенцев, у России было три врага, с которыми надо бороться, - инородец, интеллигент и инакомыслящий, причем воспринимались они неразрывно. В многонациональной империи невозможно бороться с революцией, не борясь с национально-освободительным движением. Невозможно ненавидеть интеллигенцию и при этом любить передовые идеи. Образ инородца поддерживался постоянно, но раньше это был поляк, а сейчас стал еврей. Правда и поляк считался «неблагонадежной» нацией, но доминирующим направлением правой идеологии стал антисемитизм.

    В ХIХ веке в Польше прошло мощное освободительное движение, а на рубеже веков прошли массовые национально-освободительные движения многих народов. И в России наиболее бесправной оказалась та нация, которая в числе первых вступила в стадию капитализма. Даже В.В. Розанов, которого нельзя обвинить в любви к евреям, соглашался с невыносимым положением евреев. Именно из-за этого больше всего в национально-освободительное движение вовлекалось еврейской молодежи, что тоже объясняло их интересы: только после свержения самодержавия и завоевания демократических свобод евреи могли рассчитывать на равноправие с другими народами. В начале ХХ века ультраправый лагерь считал, что евреи были главными виновниками революционной смуты, а то, что в этом движении были русские, объяснялось сильным влиянием евреев. Однако надо учитывать, что приток евреев в передовые движения эпохи был напрямую связан с ассимиляционным процессом. Во время «Народной воли» революционеров еврейской национальности было не много, и все были людьми обрусевшими.

    Ненависть к евреям была неразрывно связанна с ненавистью к собственной русской интеллигенции. Называя себя «русскими патриотами», на каждом шагу крича о своей любви к России, черносотенцы не могли смириться с тем, что наиболее ярко и талантливо служат отечеству как раз не они. В свою очередь интеллигенция с ее «мягкотелостью» и гуманностью не могла принять черносотенной идеологии. Известен даже случай, когда в одной из провинциальных гимназий ученики судили товарищеским судом двух старшеклассников, принявших участие в погроме. Их приговорили уйти из гимназии, и оба мальчика подчинились суровому решению, потому что это было делом чести.

    Но тогда были люди, которые не могли поступиться принципами - интеллигенция. К черносотенцам не примкнул, не присоединился ни один из выдающихся деятелей русской культуры. Но зато и озлобление против них было сильное. «Христопродавцы, изменники России, интеллигентская шушера, жидолюбы» - такими «комплиментами» награждались в правой печати Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, Д. Мережковский, Л. Андреев.

    Для черносотенной печати были характеры элементы возрастного консерватизма: недоверие к молодежи, неприязнь к ее вкусам и симпатиям. Черносотенцы выступали против увлечения прогрессивными идеями, против декадентства, а иногда и против образования, особенно заграничного. Возрастной консерватизм был присущ не только черносотенцам, но каждый последовательный черносотенец был невысокого мнения о современной ему молодежи. Простота, с которой все беды списывались на «внутреннего врага», делала черносотенную идеологию удобной для обывательского сознания. Черносотенцы ничего не предлагали и ничего не обещали, кроме как бить евреев, революционеров, либералов, интеллигентов. Поэтому русское крестьянство оказалось почти не затронутым черносотенным движением, так как они понимали, что, даже если они перебьют всех евреев поголовно, земля все равно останется в руках помещиков. К тому же, где их, евреев, взять на Псковщине или под Рязанью? Даже в западных губерниях, где была более благодатная почва для национальной розни, черносотенное движение пошло на убыль к концу революции 1905-1907 годов. Но все же главная ставка черносотенцев на примитивное разжигание межнациональной розни давала свои результаты - начались погромы.

    В страшные дни погромов 1905-1907 годов русская интеллигенция не избежала удара, обрушившегося на «врагов России». Интеллигентов избивали и убивали на улицах подчас наравне с евреями. Опознать «предателей» было не трудно: молодежь носила ученическую форму, а взрослые форму ведомств. Например, в Екатеринбурге, в октябре 1905 года, толпа, враждебно настроенная к евреям и студентам, напала на группу молодежи, организовавшую очередной мирный митинг. В итоге побоища 2 человека были убиты,22 - ранены. Причем из 24 пострадавших было лишь 4 еврея. Известны мотивы нападения, которые свидетельствуют о стихийном характере действий толпы.

    Вопреки распространенному мнению, не все погромы были подготовлены черносотенными организациями, которые были тогда еще весьма малочисленными. Ощущение подготовленности погромов возникало у современников вследствие массового характера беспорядков и бездействия властей, наблюдаемых повсеместно.

    Хотя погромы проходили с одинаковой активностью не на всей территории России. Союз черносотенцев - Союз русского народа - был активен только в районах с многонациональным населением. В губерниях Центрального Черноземья лишь менее одной десятой процента населения входило в структуры СРН, так как там не было инородцев и, следовательно, объектов травли. Нечего было делать черносотенцам в Финляндии, Средней Азии, Прибалтике и Закавказье: там шовинистическая великорусская пропаганда была заведомо обречена на провал. Наиболее активно действовал СРН в регионах со смешанным населением - на Украине, в Белоруссии и в 15 губерниях «черты еврейской оседлости» было сосредоточенно более половины всех членов СРН. Тут в ход шли речи такого типа: «...Русский народ, развесив уши, слушает еврейских ораторов и раскрывает им широко свои объятия. Русская интеллигенция, ставящая себя руководителем народа русского, в особенности молодежь учащаяся, которая не имеет ничего общего с горьким фабричным тружеником и деревенским пахарем, но подпавшая под еврейское воздействие, вовлекли и молодежь из народа в среду смутьянов...»

    Истоком всех российских бед, по мнению СРН, была деятельность Петра Первого, завезенная им иностранная зараза». Через прорубленное окно в Европу повеял с Запада сквозной ветер старейшего европейского отрицания, язычества и рассудочности... Нет или не должно быть народности, единокровцев и единоверцев, своеплеменности...- а есть космополитизм; и миллионы листков, и тысячеустная пропаганда европействующих и еврействующих темнят и туманят русское народное сознание... Кругом отныне не все в твоем доме стали тебе братьями, сыновьями, отцами и дедами: тебя надувает иновер, давит инородец, обижает иностранец. Настало время защищаться у себя дома...» Иначе говоря - покончить с «паутиной, в которой задыхаются, выбиваясь из сил, монархи и народы, империи и республики - жизненные соки коих высасывают безжалостные и жадные пауки: жидомасоны.»

    Как известно, все партии и движения славились особой полюбившейся тактикой: эсеры - индивидуальным террором, социал-демократы - стачками, кадеты - выступлениями в Государственной думе. Черносотенцам принадлежит монополия погромной тактики. Именно погромы были кульминационными моментами всех их действий, главным смотром сил и наиболее радикальным средством борьбы с революцией.

    Совершенно погасить народный гнев в 1905-1906 годах было невозможно, однако подменить объект ненависти, направить гнев в другую сторону было спасительным для монархии. Погромы происходили в России и раньше, но только в ХХ веке они приобрели политическую окраску, и только в ХХ веке они превратились в тактику политического движения. Наиболее распространенными были еврейские погромы, но на Кавказе «обязанности» евреев выполняли армяне, а в глубинной России - русские интеллигенты и учащиеся. Так, например, в начале февраля 1905 года в Баку вспыхнул жестокий армянский погром, а вслед за ним произошли избиения студентов и гимназистов в Москве, Тамбове, Казани, Курске, Пскове и других городах.

    Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Ее судьба была более драматичной, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917г. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупней­шую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах са­моуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Ее представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве.

    Привлекательными были ее идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Одна­ко, несмотря на все это, эсеры оказались неспособными противостоять захвату власти большевиками и организовать успешную борьбу против их диктаторского режима.

    Вывод: Таким образом, революционно-демократические партии в России, оформились раньше, чем политические органи­зации и партии консервативного либерального направлений. Хотя как общественно-политические течения все они складывались, начиная с 20-х гг. ХIХ в., и прошли сложный путь развития. Но в России в конце XIX в., приобрели популярность именно революционно-демократическое направление. Причины этого коренились в глубоком неудовлетворении общества положением дел в стране и желанием как можно скорее изменить сложившийся порядок вещей.

    3. Особенности охраны памятников истории рубежа 19-20 веков.

    Охрана памятников истории рубежа 19-20 веков имеет немаловажное значение в деле сохранения культурного наследия нашей страны. Исторические и архитектурные памятники той эпохи в настоящее время находятся в опасности. Урбанизация, экологические проблемы, интенсивное строительство, «туристическая нагрузка» подчас ставят под удар само существование исторических памятников.

    Многие исторические памятники рубежа 19-20 веков пострадали в результате мировых и гражданских войн, локальных конфликтов и террористических актов.

    Некоторые архитектурные памятники часто оказываются в зоне активной застройки, сноса и перепланировки, либо используются в качестве жилого и нежилого фонда, что также ставит под угрозу сохранность.

    Исторические документы и материальные ценности той эпохи в основном находятся в музеях, но тоже часто уходят в частные руки через аукционы и антикварные магазины.

    Вывод: Охрана памятников рубежа 19-20 веков является очень важным моментом в деле сохранения культурного наследия нашего Отечества, сохранении культурно-исторических корней русского народа, знания особенностей формирования и истории культуры Отечества.

    Общий вывод: Россия и мир на рубеже 19-20 веков перешагнули важный этап развития, заложивший основы формирования современной новейшей истории и передела мира.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. История политических партий России./Под ред. Зевелева А.И. -М.:Высш.шк.,1994.

    2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. – 656 с;

    3. История России ХХ в. Справочные материалы./Данилов А.А. - М.,1996.

    4. История России в 2-х т.: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов; Под ред. А.А. Данилова. - М. : ВЛАДОС, 1998, Т.1. - 256 с.

    5. История России под общей ред. Рыбкина А.А., Саратов, 1997 – 215 с;

    6. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало ХХ века 1920 год)./Спирин Л.М. - М.,1977.

    7. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие. Гриф МВД. М. «Щит-М», 2003. 165 с.;

    8. Михайлова Н.В. Познание истории – ключ к прошлому, настоящему и будущему. Пособие для студентов юридических вузов. М. «Щит-М», 2003. 217 с.;

    9. Многопартийность в России: распад и возрождение (1917-1992годы)./Под ред. док. ист. наук проф. А.А. Данилова. - М.,1992.

    10. Политические партии торгово-промышленной буржуазии на Урале(1905-1916)./Лоскутов С.А. - Челябинск, ЧГУ, 1996.

    11. Пособие по истории отечества для поступающих в Вузы под ред. Орлова А.С., Полунова А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинова Ю.А., 4-е издание: Учеб. Пособие. – М.; Простор, 2004 – 479 с.;

    12. Революционеры "справа": черносотенцы на Урале в1905- 1916 гг./Нарский И.В. - Екатеринбург,1994.

    13. Сидоренко Надежда Семеновна "Монархическое движение на Урале (1905 - февраль 1917 гг.)./Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Оренбург,1997.

    Нередко сочетаются с элементарным незнанием практической стороны дела. Вместе со стремлением к победе духа над миром, разумного идеала над постылой действительностью в душе типичного интеллигента в России на рубеже XIX-ХХ веков имело место чувство оторванности от подлинно народной жизни, вины перед идеализируемым "народом-страдальцем" и вытекающие отсюда желания слиться с ним, проникнуться его...


    Отношений на рубеже XIX-XX веков, следует отметить, что этот период стал самым блестящим в развитии русского востоковедения, центром которого был Петербург. Ориентализм в России на рубеже XIX – XX веков Восток с его бытом, поэзией, музыкой, изобразительным и прикладным искусством привлекал внимание многих русских художников разной ориентации, по-разному претворявших его богатое, ...