Современная поэзия: тенденции начала XXI века. Современные русские писатели и их произведения

Современная поэзия: тенденции начала XXI века. Современные русские писатели и их произведения
Современная поэзия: тенденции начала XXI века. Современные русские писатели и их произведения

«Мекси-кола»: Как президент Coca-Cola стал президентом Мексики

Многие думают, что Coca-Cola наиболее популярна у себя на родине, в США. Но это не так. Главные мировые фанаты напитка - мексиканцы. Они считают, что их Coca-Cola самая вкусная (и называют ее «мекси-колой»), используют ее в религиозных практиках и однажды даже избрали президента Coca-Cola президентом

Впервые за 12 лет выйдет новый вкус Coca-Cola - Апельсин-Ваниль и Апельсин-Ваниль без сахара (Orange Vanilla Coke и Orange Vanilla Coke Zero Sugar). Новинка поступит в продажу в США 25 февраля. Линейка Coca-Cola обновляется впервые с 2007 года, когда был запущен ванильный вкус. Рассказываем подробности.Как

«Мир без отходов» - это глобальная экологическая стратегия Coca-Cola . К 2030 году компания планирует собирать и перерабатывать столько же пластиковых бутылок и алюминиевых банок, сколько производит. Чтобы добиться этого, нужно изменить глобальный рынок производства упаковки. Рассказываем, как это можно

CEO The Coca-Cola Company Джеймс Куинси опубликовал текст своей речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Он рассказал о результатах первого года работы экологической программы «Мир без отходов». Мы представляем ее перевод на русский.Ровно год назад в Давосе мы объявили о запуске глобальной

В Международный день вторичной переработки Система Coca-Cola в России, Фонд «ЭРА» и ГК «ЭкоТехнологии» рассказали об итогах экопрограммы «Разделяй с нами» за 2 года. Мы придумали необычный формат интерактивного мероприятия: можно было участвовать в дискуссии, смотреть VR-фильм, гулять по городу-арт-объекту,

The Coca-Cola Foundation достиг важной вехи: с момента основания фонд вложил более одного миллиарда долларов в благотворительные и экологические проекты по всему миру. Об этом заявил генеральный директор Coca-Cola Джеймс Куинси во время своего выступления на 15-м Ежегодном завтраке Фонда полиции Атланты.

Система Coca-Cola в России и Российский Красный Крест объявили о новой совместной инициативе - создании складов товаров первой необходимости на случай чрезвычайных ситуаций в регионах высокого риска.Неприкосновенный запас на специальных складах позволит моментально обеспечить людей необходимым минимумом

В сентябре Coca-Cola начала в России тестовые продажи напитков принципиально нового формата. С помощью прикрепленного к бутылке пакетика с жидким концентратом покупатель может самостоятельно изменить вкус привычного напитка. Новинка вышла на рынок под брендом Fanta Instamix, поскольку тинейджеры - основные

В глобальном портфеле брендов компании Coca-Cola снова неожиданное пополнение. На этот раз - австралийский производитель комбучи MOJO. 8 лет назад два молодых австралийца начали готовить напиток у себя дома и продавать на рынках, а сегодня их бизнес стал частью глобальной корпорации и готов шагнуть

Современная поэзия переживает не лучшие времена. Она играет столь малую роль в жизни людей, что большинство вообще не замечают ее существования. Всего несколько десятилетий назад красивые стихи о любви, грустные стихи о войне, философская лирика о смысле жизни и другие поэтические жанры пользовались популярностью, однако сейчас все иначе. Мир Интернета и высоких технологий диктует свои правила, и поэзия просто не укладывается в рамки высоких скоростей. Данная статья разбирает состояние современной поэзии в 21 веке и предсказывает ее судьбу в будущем.

Поэзия 21 века и музыка

Единственным стабильным источником современных стихов для обычного человека является музыка. Однако тексты музыкальных композиций чрезвычайно редко ставят перед собой высокие поэтические цели. Если мы говорим о поп-музыке, ее смыслы сводятся к банальным «Я тебя люблю, когда ты меня любил — было хорошо, потом, когда разлюбил — стало плохо «. Конечно, даже среди откровенно попсовых текстов встречаются неплохие стихи (ярчайший пример — группа «Корни» с их продуманными многоходовыми стихотворениями), а многие современные рокеры имеют сильную поэтическую жилку (Юрий Шевчук, «ДДТ»), однако основная масса эстрадных текстов в лучшем случае бессмысленна, а в худшем — глупа. Это искажает стандарты аудитории, причем не только поэтические: любовь, одна из главных стихотворных тем, например, приравнивается к глупому потребительскому чувству необходимости удовлетворить животные потребности. Даже если в нем сохраняется романтика, она теряет в качестве и превращается в нечто банальное, низведенное до примитива. Однако, как верно подмечает в своем стихотворении современный русский поэт Алексей Никонов , « Любовь — не вздохи на скамейке «.

Поэзия в музыке прошлого

Сам по себе факт донесения поэзии до аудитории посредством музыки не только не является чем-то негативным, но и полностью соответствует исторической традиции. Начиная со времен Древней Греции поэты использовали музыку для контакта с массой. Ярчайший пример подобного в России — это , хотя необходимо отметить и , который, хоть и менее известен, писал стихи еще более высокого качества. Однако разница в том, что и Высоцкий, и Башлачев были в первую очередь поэтами, а не музыкантами, поэтому их поэзия сопоставима по содержанию с произведениями величайших русских поэтов Золотого и Серебряного века, тогда как эстрадные сочинители современного мира в большинстве своем отталкиваются именно от музыки, причем от развлекательного ее компонента, а не морально-нравственного или, тем более, духовного.

Невостребованность поэзии и поэтов в 21 веке

С позиции элитарности культуры, подобное положение дел плохо. Если смотреть на литературу с точки зрения доступного ей максимума (то есть воспитания в людях высоких морально-нравственных ценностей), современные стихи очень сильно до него не дотягивают, что неудивительно. При заниженных требованиях к поэзии, ее качество неизбежно падает: зачем стараться писать стихи, если можно просто рифмовать слова и складывать их в строфы? Более того, поэтическое усилие истинного поэта скорее всего вообще останется непонятным и невостребованным, так как оно затрагивает темы, чуждые массе. Поэт — это человек, который остро ощущает несовершенство мира, обусловленное несовершенством людей, его населяющих (в первую очередь собственное), и объясняет через художественные тексты это самое несовершенство этим самым несовершенным людям. А кому нравится, когда тебе говорят о твоем несовершенстве, да еще каким-то витиеватым, трудным для понимания языком? Тем более, когда есть масс-культура, трубящая как раз об обратном: все в порядке, просто стань богаче, красивее и моложе, и будешь счастлив.

Стихи в современном мире

За пределами музыки, потребление стихов идет в основном романтически настроенными девушками и юношами, переживающими либо любовную драму, либо наоборот, успешные отношения. Эти люди частенько ищут в Интернете рифмованные четверостишья, чтобы отослать им своим возлюбленным по СМС, причем это настолько вошло в тренд, что существует множество онлайн-ресурсов, предлагающих эту услугу. Таким образом, стихи вошли в масс-культуру и потребляются людьми по принципу, схожему с просмотром сериалов: конечно, поход в театр (или прочтение томика ) отдает большей духовностью, но в принципе и мыльная опера (текст современного рифмача) вполне сойдет. Целей-то грандиозных нет: мало кто задумывается о развитии внутреннего мира или смены мировоззрения на более совершенное. Нет, все гораздо проще: понравиться парню, произвести впечатление на любимую девушку, показаться умнее или чувственнее, выпендриться. Как и с телевизором: аудитория не стремиться познать глубины своей природы, она просто хочет отдохнуть после долгого трудового дня.

Взгляд в будущее

Трудно ожидать, что положение дел скоро изменится, однако говорить о полной утрате поэтической традиции, по крайней мере, в России, преждевременно. Колесо истории не раз доказывало, что ничто хорошее не сгинет совсем, поэтому логично предположить, что через энное количество лет человечество ждет возвращение к поэтическим канонам, и стихи вернуться на свое место в иерархии воспитания человеческого сознания. Возможно, к этому времени поэзия станет чем-то отличным от своей нынешней формы, однако максимальный стандарт ее качества, то есть способность вызвать духовный отклик в сердце любого мало-мальски думающего слушателя, наверняка останется неизменным. В любом случае, ответственность (за стихи и воспитание человечества) лежит на плечах поэтов, которые своими стараниями должны приблизить желанную им эпоху будущего — эпоху, когда мерилом мира будут не деньги, а моральные и духовные ценности, знания и способность ставить общий интерес выше личного. Это будет эпоха нового порядка, и стихи зазвучат в ней с новой, никогда ранее не слышанной силой.

Современная поэзия - в движении. Она энергично пульсирует в творческих вечерах и моноспектаклях, в дуэлях, шоу и арт-проектах. В огромных пространствах сегодняшней интернет-литературы и возрастающей моде на стихи есть общая, закономерная сила новой волны интереса к лирике. Но что и кто её представляет? И если её читать, то с чего начинать? Лучше всего на этот вопрос ответят сами молодые поэты. Перед вами семь имён: разных, зачастую контрастирующих друг с другом, но образующих единый портрет литературной жизни этого века.

«Это море, в котором почти невозможно ориентироваться» - пишет поэтесса Линор Горалик, рассуждая о современной поэзии. В наше время заявить о себе легко. Услышат ли тебя - другой вопрос. Подступиться к этому морю невероятно сложно - поэзия сегодня слишком разная. В ней нет преемственности, единого поля и ориентиров - мы в каком-то смысле «идём по приборам».

Каждый из лириков чем-то отличен. Они такие же разные, как весь костяк современной русской поэзии. И пусть у каждого из них будет своя «номинация», наиболее точно и ярко характеризующая особенности их творчества.

Егор Сергеев - «Доктор и Космос»

Санкт-Петербург, 26 лет.

«…я рос в стране,

И где-то в небе,

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой».

Егор Сергеев - поэт, лауреат премии Роберта Рождественского. После дебюта на публике в 2011 году приобрёл популярность среди ценителей поэзии во многих уголках России, тогда же выпустил книгу «Недопущенное к продаже: стихи». Его тексты переведены на английский, немецкий, французский, финский, чешский языки, опубликованы в России, Финляндии и США.

В стихах Сергеева присутствует характерная и «хроническая» для его творчества тема Космоса. «Поэзия как предчувствие» - отозвался о его стихах один из журналистов, комментируя, в том числе «Дочь подполковника», самый известный цикл сергеевских стихов.

Егор родился и вырос в Петрозаводске, учился на медицинском, но, не окончив ВУЗа, устроился в отделение скорой помощи. В этом статусе, совмещая трагичную будничность работы с практикой творца, Сергеев совершил несколько поэтических туров по России, воплощая в своём творчестве самый разный опыт. Два года назад поэт переехал в Санкт-Петербург.

В ГРАФЕ О ГРАЖДАНСТВЕ

Я рос в стране
пациентов и эскулапов,
обречённых на симбиоз.

Где полулев-получеловек из гранитных лап достаёт вопрос.
Где жизнь от смерти порой один отличает запах.
Где воет ветер, опережающий стук колёс,
под вечно мчащимся в никуда голубым плацкартным.

Я рос в стране, где никто не знает своих пределов.
Январь заканчивается в марте,
февраль - в апреле.
С Владивостока в Калининград убегать неделю.
Живые контуры школьных карт обнимают Землю,
почти дотронувшись пальцем правой
до пальца левой.

Я рос в стране, где закон суров,
но давно развенчан.
Где добрый труженик чёрта с два получает гордо.
Я рос в стране самых горьких слов,
самых чистых женщин,
которых хочется целовать сгоряча и в бёдра.

Вином и хлебом, густым наливом, живой водой
я рос в стране,
где у мамы чайник стоит, заварен.

И где-то в небе,
в далёком небе летит Гагарин.

Летит Гагарин.
Такой счастливый, такой святой.

Вера Полозкова - «Знаменосец»

Москва, 31 год.

«Либо совесть приучишь к пятнам,
Либо будешь ходить босой.
Очень хочется быть понятным
И при этом не быть попсой».

Вера Полозкова - знаменосец современной русской поэзии , телеведущая, актриса и певица. Вы могли видеть её на телевидении и YouTube, слышать её стихи по радио, читать о ней в новостях. Вера Полозкова - феномен того, какого уровня популярности может добиться поэт в современных реалиях, как быстро окрепло поэтическое поколение новой России.

Ее стихи пользователи социальных сетей прозвали «единицами смысла» . Они обо всём: надеждах, трудностях и чувствах. Конечно, со временем обвинять её в посредственности, которой так богата женская лирика, становиться всё легче - теперь поэту мало быть поэтом как таковым, он должен стать поп-проектом. А этого литература и её смыслы очень часто принять не могут.

Всё же Полозкова пишет характерно для женской аудитории. Но пишет, надо сказать, хорошо и так, что безупречности её формы, остроумия, а иногда и искренности стихов могли бы поучиться многие.
Первую книжку Вера выпустила в 15 лет, а сейчас ей 31, у нее сотни стихов и широчайшая аудитория. Получив массу литературных премий, сегодня Полозкова играет в театре и с завидной периодичностью ездит в поэтические туры по России.

Не окрыляет. Не властвует. Не влечёт.
Выброшено. Развеяно у обочин.
Взгляд отрешен или попросту обесточен.
Официант, принесите мне гамбургский счёт.

Все эпилоги - ложь. Все дороги - прах.
Бог одинок и, похоже, серьезно болен.
Город отчаялся, и со своих колоколен
Он распевает гимн об иных мирах.

Воинам грехи отпущены наперёд.
Им не увидеть больше родимой Спарты.
Я отдала долги. Я открыла карты.
И потому меня больше никто не ждет.

Константин Потапов - «Чтец»

Москва. 29 лет.

Константин Потапов - поэт, актёр, фронтмен музыкального проекта «Posternak» (intelligent hip-hop), автор моноспектаклей «Демоны», «Глупые истории» и «Insomnia».

Костя Потапов входит в список тех авторов, кто стремится превратить творческие поиски в дело жизни. Особо интересен поэт тем, что нашёл свою, уникальную сегодня форму поэтического выступления. Потапов умело объединяет в формате моноспектакля жанры и языки искусства: поэзию и остроумную, увлекающую театральность, hip-hop, зрелую лирику и проницательный монолог. Прагматичный и открытый человек в жизни, на сцене он - точка пересечения самых крайних чувств.

В его спектаклях всегда несколько героев, женщины и мужчины, иногда - демоны. Все они рассказывают свои истории. Откровенность монолога, рефлексия, динамичная образность стихов. Это вводит в странное состояние. На выступлениях Потапова такая атмосфера, которую нечасто можно встретить: искренняя, яркая, заставляющая зрителя переживать происходящее. Причина этого - тот факт, что потаповские сюжеты взяты из нашей с вами повседневности: четвергов, разговоров на кухне, мыслей в вагонах метро.

Константину Потапову 29 лет, он окончил психологический факультет СамГУ. Победитель восьмых Всероссийских Дельфийских игр в номинации «Театр», победитель ФилатовФеста - 2015 в номинации «Поэзия», автор двух поэтических сборников («Времена Суток» 2009, «Полдень» 2014).

Мне это выйдет боком -
в тебе слишком много Бога.
Тебя написал Набоков
как лучшую из вещей.

Я знаю, что мы погибли.
Тебя написал не Киплинг,
а первый из авторов Библий.
И слог его был священ.

Пока твой зрачок расширен
я не совершу ошибок.
Веди меня мудрым Шивой,
играй на фоно в шесть рук.

Я сделаю всё, как нужно,
согласно точнейшим, нежным
законам дидактики нижней
из самых чутких наук.

Веди меня мудрым инстинктом,
иглой - через пыль пластинки,
красиво стареющим Стингом.
I know you are shape of my heart.

Кричи в потолок задыхаясь.
Стихией стихов - не стихая,
затылком, запястьем, духами -
вдохни меня…. Не выдыхай.

Алексей Шмелёв - «Философ плацкарта»

Москва, 30 лет.

«Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты еще не был.

одновременно в землю и в небо».

Алексей Шмелёв - поэт, музыкант, один из основателей культурного арт-проекта «Мужской голос». Уже вышли два сборника его стихов, «Апельсиновые рощи» и «Пыль». Печатался в литературных журналах «Юность», «Москва», «Нева», «Дружба народов» и др. В настоящее время работает над третьей поэтической книгой.

Стихи Шмелёва - это простой рассказ о сложных чувствах. И мы попробуем раскрыть его так же просто, всего в двух цитатах:

«…потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Это и команданте Че Гевара, и вертинствующий студент дореволюционной России, вырастающий через несколько страниц в полноценного писателя-народника. И политический борзописатель… Простите, обозреватель. И все эти образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Последнее тем более удивительно, поскольку Алексей - стилист интуитивный, что еще более роднит его с Есениным.»

Илья Стечкин, журналист

«Алексей Шмелев - реалист, его творчество обращено к повседневной жизни…»

Римма Казакова, поэтесса.

Всё тебе не хватает чего-то,
всё меняешь за городом город.
И работа тебе - не работа,
да и повод, как будто не повод…
Эта женщина рядом с тобою -
есть красивее, кто бы спорил…
Да и то, что зовётся судьбою
лучше было бы встретить у моря.
И понять - нет любви безответной,
потому что любовь - есть служенье,
и что только движенье бессмертно,
потому что рождает движенье…
Оглянись на себя не во гневе -
в этом городе ты ещё не был.
И расти, как растут деревья:
одновременно в землю и в небо.

Егор Труфанов - «Егорик»

Хабаровск, 26 лет.

«И когда меня спросят однажды,
Так зачем же вы стали поэт?
Я отвечу и чинно, и важно:
Ну а х*ли бы, собственно, нет?»

Егор Труфанов - поэт, участник культурного арт-проекта «Мужской голос». Он прославился шутливыми «егориками» (злободневными четверостишьями) и занятными философскими размышлениями в больших формах. Хулиганские и остроумные «егорики» Труфанова - своего рода поэтическая акция, ещё одно лицо современной поэзии, на этот раз - с явным выражением ухмылки.

Я устал от зимы,
Ненавидящей город,
Точно мачеха - неродного.
Отряхнув и расправив ворот,
Я сверхновой сверхновой,
Как будто по рождеству,
Добираюсь домой
Из дома.

Полушапный народ,
Что идет похмеляться в аптеку,
Оглушает столичную дрянь
От метро до метро.
Голожопая дрань
Одетая в ипотеку.

Эти люди - что воробьи,
Что синицы.
И нет бы умчаться к югу…
Я бы тоже оставил подругу
Остудиться,
А сам бы…
Но не в дугу.

Арс-Пегас (Арсений Молчанов) - «Гражданин»

«я открываю рот,
вы открываете „Hennessy“.
я - самовлюблённый урод
с комплексом неполноценности».

Арс-Пегас - поэт современного мегаполиса. Его тексты, и главное, форма их подачи - экспрессия столицы, площади, стекла и бетона. Неслучайно в его стихах много образов города: метро, автобусы, вокзалы. А пишет Арс-Пегас про абсурдность, которую приобретают старые понятия вроде любви, Бога во времена новых понятий, технологий и реалий постмодерна.

Наибольшую популярность Молчанов приобрел во время протестных митингов 2011–2012 годов, когда читал гражданские стихи перед многотысячной толпой. Сегодня он - едва ли не самый известный молодой поэт России.

Всё же главная заслуга Арс-Пегаса - его «ЛитПоны» (литературные понедельники). Но об этом лучше всего рассказать через его слова:

«Я собираю тусовку вокруг себя. Моя тусовка - ЛитПон. Я провожу их с 2009 года. Это помощь не только молодым и талантливым поэтам, но и зрителям, блуждающим в информационном море.

По отношению к литературе до меня, я - продолжатель. Не опровержитель и не соперник. Строго по Бродскому, поэт - это проводник языка. Даже, наверное, не проводник, а инструмент. То есть поэты, которые считают, что язык - это их инструмент, обольщаются. Это они - инструменты языка».

ХОЛОДНЫЙ ХАЙП

Вот это хайп, вот это баттл,
Всё проигравший Сатана,
Друзья, стабильная зарплата,
С колен встающая страна,
Любовь, жена и в центре двушка,
Три чудных дочери и сын.
Очнись!.. Возможно, всё ловушка,
И потому-то ты один
Сидишь в лачуге на «Приморской»,
Ведёшь безмолвный разговор,
Не чувствуешь души и мозга,
А только холод и укор.

Птицами (Дмитрий Качмар) - «Лирик»

Днепропетровск, 28 лет.

«А завтра меня проводит до вагона чей-то рукав,
Чья-то ладонь засунет магнитик мне в вещи.
Ты спросишь, сколько я получаю за вечер,
А я брошу в твою душу слово,
Чтобы узнать насколько она глубока»

Дмитрий Качмар (псевдоним Дима Птицами) - популярный поэт из Украины, постоянно гастролирующий по всем крупным городам России, Украины и Беларуси.

Главное, что стоит понять, Птицами - это не только стихи, но и голос. Дима Качмар стал известен среди ценителей качественной современной поэзии не в последнюю очередь благодаря авторскому исполнению собственных строк. Он одним из первых начал записывать. Такой формат, когда строчки переходят в эмоции, а дальше в голос и запись MP3, не мог не понравиться зрителю: число его поклонников выросло очень быстро.

Широкая популярность же пришла к Птицами после записи стихотворения «Вы видели, как умирают киты?». Сильное, наполненное, самобытное звучание его низкого голоса трогает, резонирует и волнует много больше, чем голые столбцы стихов.

Очевидно, мы живём в более прозаичное и прагматичное время, чем Ахмадулина и Бродский. И всё же, теряя в поэтичности и контрастах, наше время отличается широким числом форм самовыражения; представляет нам поэзию, поэта, его личность в совсем новых ролях и качествах.

Интернет сделал искусство вообще, и поэтическую культуру в частности, ближе и доступней. Сегодня её новый, цифровой век. В том множестве направлений и авторов, что вмещает сеть, каждый вполне способен найти ту поэзию, что тронет и увлечёт именно его.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ

Четыре молодых русских поэта, не ставших «звездами ВКонтактика»

Текст и подбор фото: Александр Соловьев

Мгновенная популярность - удел поп-звезд. И это нормально. В том числе и в поэзии. Но, к сожалению, порою именно по тем юным поп-поэтам, имена которых на слуху, а тексты — на виду, судят обо всей поэзии двадцатилетних в целом - и не просто судят, но делают малоутешительные выводы. Чтобы исправить такой перекос, мы попросили студента школы филологии НИУ ВШЭ Александра Соловьева рассказать о четырех недавно вышедших авторских книгах русских поэтов, начавших свой путь уже в десятые годы XXI века.

Как часто это происходит в любом разговоре о , выбор нескольких репрезентативных фигур оказывается неполным, неправильным - слишком уж многочисленны и отличны друг от друга поэтические практики, слишком много авторов (счет идет даже не на десятки), выбирающих чрезвычайно разные способы письма. И если в поколении 90-х годов мы уже научились хоть как-то классифицировать поэтов (хотя иногда кажется, что очень зря): «Новый эпос», «Новая искренность» и т. д., то с поколением 20-30-летних это оказывается почти невозможным. Однако, поскольку объем текста ограничен, все же придется остановиться всего на нескольких фигурах. По возможности предпочтение будет отдано авторам, недавно выпустившим сборники, которые еще можно найти и познакомиться с более-менее полной выборкой.

1. «Ключ от башни. Русская готика»

М.: АРГО-РИСК, 2017. Серия «Поколение»

Когда говорят о 24-летнем Ростиславе Амелине, зачастую не удерживаются от неуместного поиска параллелей с поэзией его отца, что довольно странно. Максим Амелин глубоко укоренен в традиции и ориентируется во многом на русский XVIII век, а Ростислав - один из самых экспериментаторских поэтов своего поколения: его тексты непохожи друг на друга, обращаются к самым разным, иногда противоречащим друг другу традициям. Слово «экспериментаторский» в данном случае - не клише, а констатация факта - Р. Амелин никогда не останавливается на каком-то одном способе поэтического высказывания, для каждого нового стихотворения ищет новую форму, поэтому последняя книжка действительно напоминает лабораторию по перезагрузке поэзии.

И все же, при всей своей мозаичности, есть нечто, что объединяет все (или почти все) тексты, представленные в книге. Это поиск неочевидных связей, соединяющих элементы мироздания. Не существует ничего отдельного, все связано со всем. Впрочем, поиск скрытых связей - общее место в поэзии 20-30-летних, но Амелина отличает широта охвата и ненавязчивая интонация проговаривания, для себя или про себя. Приведенное стихотворение демонстрирует это вполне отчетливо.

мандельштам ел, ел вишенку с торта хлебникова, а косточку не проглотил, выплюнул
покатилась, покатилась косточка по асфальту, упала в канализацию
бежит, бежит крыса, косточка падает, падает ей на голову
поднимает, поднимает взгляд крыса, ничего нету, свет, свет в конце тоннеля
опускает она голову и видит: косточка. косточка. хватает её ртом, убегает
бежит, бежит крыса по набережной васильевского острова
фиванский сфинкс улыбается, спрашивает у отражения напротив:
кто стоит утром на четырёх ногах, днём на восьми, а вечером на шестнадцати?
отражение отвечает ему: вишнёвое дерево. а теперь мой, мой вопрос!
кто ходит ночью без ног, а на заре стоит на одной?
фиванский сфинкс улыбается и отвечает: вишнёвое дерево!
бежит, бежит крыса с косточкой, вообще ничего не понимает
добегает до чёрной речки. до чёрной речки
кладёт кость в норку, в норку, укрывает, прячет, а потом умирает
проходит год, год, вырастает стройное дерево, раскрывает почки, поднимает ветки с листьями
по ним ползут гусеницы, их клюют птицы, завязываются вишни
подходит новый хлебников, срывает и не ест, срывает и не ест
он делает торты, торты, на каждый кладёт по вишенке
иногда печёт пироги с начинкой из вишни с косточкой
а новый, новый мандельштам приходит в гости, но не ест, не ест тортики
он с них снимает вишню, а косточки плюёт, плюёт в форточку

2. Галина Рымбу «Передвижное пространство переворота»

М: АРГО-РИСК, 2014. Серия «Поколение»

Без 27-летней Галины Рымбу, кажется, вообще не может обойтись ни один разговор о молодой поэзии. Она принадлежит к кругу левых поэтов, во многом наследующих манере Кирилла Медведева — прямого социального высказывания верлибром. Однако друг от друга эти поэты отличаются довольно сильно, и на первый взгляд объединить их довольно сложно.

Поэзия Рымбу демонстрирует проникновение социального в личное, регистрирует проблемы, о которых общество потребления привыкло молчать: насилие, отчуждение, нищета. Однако ее обличительный пафос не кажется анахронизмом, язык описания адекватен современности. При этом часто в стихах Рымбу социальность совмещается с почти интимным - прямой контраргумент сторонникам разделения личного и политического. Нечто похожее можно встретить у поэтесс Оксаны Васякиной («Ветер Ярости»), жестко актуализирующей феминистскую повестку, и Лиды Юсуповой (Dead dad), анализирующей насилие как социальный феномен.

Приведенное стихотворение - из последней подборки Рымбу «Космический проспект»:

на территории ТЭЦ-5 мы развели костер запрещенного масштаба;
нам это удалось, потому что тогда, в конце 90-х
туда свободно можно было проникнуть,
ранней осенью 99-го мы ходили там с папой среди ям с отходами,
маленьких промышленных свалок, кривых деревьев и искали медь;

папа всегда говорил: «лучше находить медь, чем находить «алюм»,
«алюм» можно сдавать, когда совсем уже фигово»;
и он ласково называл ее «мед», когда находил.

у нас были черные пакеты, куда мы складывали старые кабели -
папа большие, а я поменьше,
в тот раз нам повезло и мы много набрали,
попались толстые кабели, внутри которых было много меди,
папа сказал: «мы замучаемся их ножами чистить, давай подожжем»;

мы набрали веток и еще какого-то горючего мусора
папа стал разводить костер и кидать туда кабели,
красиво на них обгорала резина, и оставалась медь, которую
мы палочками вытаскивали из костра; я нашла рядом
старую рабочую каску и играла ей, складывала туда,
а костер разгорался все больше, папа кидал и кидал туда
кабели, с которыми нам повезло в этот день; мы болтали и жгли медь
и уже представляли, как папа купит себе немного выпить,
а я куплю себе мармелад, остальное - отдадим маме на продукты,
но тут мы увидели, что к нам подъезжает пожарная машина
с включенной сиреной, из машины вышли пожарники и начали орать:
«вы что, *? это территория ТЭЦ-5
и вы здесь развели костер запрещенного масштаба,
щас вызовем ментов и поедете в участок,
будете платить штраф»
а папа спокойно сказал: «не надо, со мной ребенок.
мы все потушим и уйдем домой. не надо нам штраф».
и тогда я поняла, что сейчас нужно быть по максимуму ребенком,
сказать так, чтобы они отстали, и сказала: «не надо,
мы честно все потушим, а деньги за медь отдадим маме»,
они смотрели и сказали: «ладно, * с вами» и уехали.

а мы потом пошли в только что открывшийся неподалеку пункт приема металлолома
и выручили там неплохо, папа выпил немного по дороге к дому,
я несла коробку с мармеладом и тоже ела на ходу
черным ртом и черными руками, и когда
мы пришли домой и дали маме деньги,
она была очень рада и спросила:
«почему от вас так пахнет огнем?»

3. Эдуард Лукоянов «Зеленая линия»

СПб.: Порядок слов, 2017

28-летний Эдуард Лукоянов принадлежит к тому же кругу левых поэтов, однако от, например, поэзии Рымбу он очень далек. Его стихи, в отсутствие адекватного описываемой реальности языка, вообще отказываются объяснять или описывать что-либо, заменяя описание на указание и комбинирование элементов речи. Это, по выражению Павла Арсеньева, «дейктическое письмо» становится постоянным приемом поэзии Лукоянова и прослеживается и в описании любовного переживания, и в разговоре о политической повестке, настойчиво отсылая нас к чему-то вне текста и вне языка, и в конечном итоге выливается в верхнюю ноту переживания и ясную пронзительность. Более радикальной критики языка, из молодых поэтов, кажется, не предлагает никто.

В сборник входит и поэма «Кения», за которую Лукоянов в 2016 году получил премию Аркадия Драгомощенко.

узор был деревянный птицы есть вересчаты
чешская речь в ущелье деепричастий змеиных
кто склонился разбирая то что сам создал зачем-то
тем-то и тем-то для тех-то и тех-то вряд ли тот кого я не боюсь
я боюсь что камни не оставят камня на камне от камня
что сквозняк размотает проволоку последнего флюгера
что твои кости что твои колени для того кто сам вдали
ты сам откуда я из цхинвала а ты а я из москвы

***
дети упражняются в погребе: у нас будет мальчик
у нас будет девочка, у нас будет сын, у нас будет дочь,
у нас будет солдат внутренних войск. две девочки смеются,
две девочки отдаются молодым чеченцам, у нас будет черемуха,
ее белые цветки, ее запах белый, ее девочки отдаются черемухе,
ее падает ниц в стакан черемши. никуда, вовне
пропололи кастет лба-ба-ба. в погребе дети упражняются:

я буду мама, ты будешь отец. настала зима. тк-тк-тк. тс-тс-тс-тс.

4. Глеб Симонов «Выбранной ветки»

М: АРГО-РИСК, 2017

Нью-Йоркский поэт и фотограф Глеб Симонов (р. 1986) не слишком явно присутствует на карте современной поэзии. Сборник «Выбранной ветки» — избранное (вернее, избранные - книга содержит несколько разделов) за последние пять лет.

Стихи Симонова, очень лаконичные и точные, они оставляют впечатление зарисовок, отдельных фотографий, выхватывающих часть реальности, однако в коллаже, составленном из них, угадывается отражение мироздания в целом. Это поэзия, лишенная наблюдателя, равная той части мира, которую она описывает, совпадающая с ней и говорящая голосами того, что попадает в ее объектив - роль поэта сводится к тому, чтобы выбрать верный ракурс взгляда. Между отдельными репликами возникают паузы, заполненные тишиной - не менее важной составляющей этих стихов, чем звучащая речь. Все это роднит Симонова с другим поэтом его поколения, Василием Бородиным, близким ему по способу поэтического говорения, и, отчасти, с Геннадием Айги, чье влияние иногда угадывается за некоторыми стихами из этой книги.

или лёд -
или комья намыленной пыли
мелко стекающие как есть
сквозь решётчатые заслоны
в немую стоячую топь.

сразу за линией -
птичий утёс
раскачивается от ветра.

подавая рукой до земли
(отдавая руку земле) -
чувствуешь? - теплая. метки
на сторонах
долгого поля, куда
оборотами -
видишь? - идёт
травяная хозяйка
гадать -
по серпу в ребре

Разумеется, вынужденно не были названы многие замечательные поэты: , Виктор Лисин, Никита Сунгатов, Дина Гатина, Алексей Порвин, и еще множество других. Однако, как кажется, по представленной выборке уже можно сделать вывод о невероятном разнообразии поэтических практик молодой поэзии. Уж точно достаточном, чтобы каждый поэт нашел своего читателя.

Молодые поэты выступили на площади

Просмотры: 0

Несмотря на то что стихи некоторым кажутся пережитком прошлого, они по-прежнему остаются актуальными для широкого круга читателей разных возрастов.

Современные поэтессы России

Поэзия - это музыка сердца. Наша сегодняшняя тема - современные поэтессы России, которые завоевывают тысячи поклонников по всему миру, искренне восхищающихся их творчеством.

Среди современных поэтесс, известных каждому, сегодня мы выделили:

  1. Ах Астахову.
  2. Солу Монова.
  3. Алю Кудряшову.
  4. Веру Полозкову.
  5. Веру Павлову.
  6. Стефанию Данилову.
  7. Светлану Лаврентьеву.
  8. Милену Райт.

Ах Астахова

29-летняя российская поэтесса Ирина Астахова, выступающая под псевдонимом Ах Астахова, уже долгое время активно выступает в самых разных уголках планеты - не только России и Украине, где ее любят и ждут в каждом городе, но и в Чехии, Италии, Грузии, Испании и других странах мира. Концерты Ирины всегда наполнены живой энергией и солнечным оптимизмом. Ее непосредственность и понятный слог способны достучаться до любого, а мудрость и оптимизм учат каждого из нас чему-то новому, светлому и теплому.

Ирина, как и многие современные поэтессы, пишет с раннего возраста, однако, популярной ее сделало стихотворение "Тебя хоть там любят?", записанное на видео и выложенное в YouTube. Сегодня Ирина систематически записывает все новые и новые видео на свои стихи в музыкальном сопровождении:

"Я последний из тех, кто носит под сердцем ложь.

Кто бьет в спину ножом и тешит себя пустым.

Ты не любишь меня. Не любишь - да ну и что ж.

Я до края презреньем, презреньем полон твоим..."

Сола Монова

Сола Монова (Юлия Соломонова) - еще один талант из категории "современные поэтессы". Она родилась в Волгограде, закончила московский институт по специальности режиссер и сейчас активно устраивает Счастливая мама двоих детей и супруга известного дизайнера, Сола остается верна своему таланту - она постоянно радует читателей своим творчеством. На ее страничке можно найти множество новых работ, которые постоянно пополняются.

Сола отличается невероятным стилем - острым, ироничным, веселым. Над ее стихами смеются и плачут не только чувствительные женщины, но и суровые мужчины. А юмору этой женщины, который помогает ей обращать в смех любую боль, можно только позавидовать! У Солы есть самые разные стихи - лирические, сатирические и даже матерные. "ВКонтакте" есть группа, посвященная только матерным стихам Солы (а их немало).

Вот несколько строчек из ее стихотворения:

"Коня на скаку остановлю.

Я сильная женщина. I love you.

Ты был неухоженный, но теперь

Я стану заботиться о тебе..."

А мы с вами продолжаем тему "современные поэтессы России", список которых продолжает Аля Хайтлина.

Аля Кудряшова

Аля Кудряшова (с 2015 г - Хайтлина, по девичьей фамилии матери) - питерская поэтесса, лауреат многочисленных поэтических конкурсов. Девушка обладает уникальным стилем как в одежде, так и в творчестве.

Ее творчество - это смесь резкости, некоего сюрреализма и отзвука тонкого душевного настроя, который легко ложится на бумагу и складывается в рифму. Стихи могут показаться несколько абсурдными, однако, они уникальны и вне всяких сомнений заслуживают уважения. Многие известные люди, среди которых солист группы "Сплин" Саша Васильев, называют девушку поистине талантливой поэтессой, которая умеет четко и метко выражать свои эмоции в словах, при этом находя ответ в сердцах тысяч своих читателей:

"Мне до падающих звезд
Не тянуть руки.
Мне семьсот осталось верст
До моей тоски".

Вера Полозкова

Современная поэтесса Вера Полозкова, пожалуй, одна из первых, получивших бешеную популярность среди интернет-пользователей. Она пишет с 5 лет. Каждый стих этой девушки пропитан целым букетом чувств - множество противоречивых эмоций, в которых смешиваются ароматы душевной мудрости, оптимизма, грусти, резкости. Стихи, даже если вы не примете их близко к сердцу с первого раза, все равно найдут тропу к вашему сердцу и прочно поселятся в нем. Их хочется перечитывать вновь и вновь, отыскивая новыйсмысл.

Недавно Вера стала мамой замечательного малыша, что, как она признается, заметно повлияло на ее творчество и самовыражение. Несмотря на некую резкость в своих произведениях, Полозкова умеет писать с оптимизмом и мотивацией, что, согласитесь, очень важно для поэтессы, творения которой читают миллионы людей разных стран.

Вера Павлова

Веру Павлову также можно смело отнести к категории «современные поэтессы». Вера родилась в Москве, в 63-ом году. Имеет двух дочерей, замужем за литературным переводчиком Стивеном Сеймуром.

Женщина с незаурядными талантами, Вера Павлова долгое время занималась музыкальным творчеством - сочиняла музыку, пела. Лишь в 20 лет, с рождением своей первой дочери Натальи, вдохновение толкнуло ее на новый творческий путь. Первый стих родился внезапно, и с тех пор ее творчество многократно выросло, заблистало новыми гранями. Каждый ее стих наполнен чувствами, знакомыми каждому из нас, но при этом искаженными уникальным восприятием автора. Уникальные тексты невозможно повторить - писать так умеет только Вера Павлова.

В России было выпущено 18 книг Веры, которые переведены на десятки языков мира:

"Из кожи лезу, чтоб твоей коснуться кожи.
Не схожи рожами, мы кожами похожи -
мы кожей чуем приближенье невозможного:
мороз по коже и жара, жара подкожная..."

Стефания Данилова

Стефания Данилова (или просто Стеф) - очень молодая современная русская поэтесса, которая уже имеет толпы поклонников, посвящающих ей стихи, музыку и штурмующих ее концерты. Девушка действительно невероятно талантлива - и, самое главное, в ее творчестве есть глубина и мудрость, понимание и принятие мира. Именно то, чего нам подчас не хватает. Стеф уже победила во множестве престижных и выпустила восемь книг, одна из которых «Веснадцать» вышла совсем недавно.

Стефания родилась в Сыктывкаре, но почти сразу же переехала в Питер. Первый стих написала почти в 4 года. Сегодня Стеф популярна не только в странах бывшего СССР, но и за рубежом. Организовала более 70 концертных программ.

"Я устаю творить белизну на основе сажи.
Я устаю от походов к чёрту и за черту.
Я трачу зрение на бессмысленные пейзажи
и в них ни буковки не прочту.
Ни одна из дорог под ногами, увы, не скажет,
что выбираю из них не ту..."

Светлана Лаврентьева (кот Басё)

Светлана Лаврентьева, выступающая под псевдонимом Кот Басё - это талантливейшая женщина, которая пишет настолько точно и пронзительно, что не восхититься просто невозможно. Ее аллегории удивительны и уникальны - они заставляют восторгаться не только смыслом, но и интересным слогом ее творений. Света умеет метко и точно подбирать сравнения и интересно рифмует свои произведения.

По профессии кот Басё - филолог. Светлана живет и работает в Краснодаре, имеет сына Артема. Утверждает, что жизнь - это ее главная страсть. Является руководителем рекламно-производственной компании "Облака". На сегодняшний день Света дала множество концертов, которые посетили сотни людей, восхищающихся ее творчеством. Ее основная изюминка - это написание стихов в прозе.

Творчество Светланы Лаврентьевой - это пример тонкий и проницательной поэзии. Многие стихи современных поэтесс написаны в более строгой и резкой форме. Света же превращает свои творения в идеальное сочетание смысла и интересной рифмы.

Милена Райт

Милена - больше общественный деятель, чем поэтесса, однако, ее также можно смело внести в список "современные поэтессы". Чаще всего она пишет четверостишья, метко и коротко выражая свои чувства и эмоции. Как и все поэты, пишет она преимущественно о любви. Милена живет и работает в Санкт-Петербурге - удивительном городе для удивительных людей.

О жизни ее практически ничего неизвестно - девушка умело уходит от любых вопросов о себе и своем прошлом. Соглашаясь на интервью, она избегает множество вопросов, но самым бестактным считает вопрос о любви. Да и неважно, что было когда-то. В настоящем она - талантливая поэтесса и организатор литературного сообщества Санкт-Петербурга. Во встречах писателей, которые устраивает Милена, принимают участие многие молодые поэты, обмениваются своим творчеством и идеями.

"Я тебя подожду до зимы.

До февральских густых морозов.

Никому не скажу, что ты -

Моя память,

Мой мир,

Мой воздух".

Заключение

Все описанные выше современные поэтессы, список которых, кстати говоря, можно продолжить - это популярные творческие личности, которые собирают огромные концертные залы, на чьи стихи снимают клипы и пишут музыку.