Журнал молодая гвардия. Почти вековой юбилей

Журнал молодая гвардия. Почти вековой юбилей
Журнал молодая гвардия. Почти вековой юбилей

Отмечает 95-летний юбилей. «Русская народная линия» поздравляет уважаемых коллег, главного редактора Валерия Васильевича Хатюшина, нашего дорогого автора, авторов и читателей любимого несколькими поколениями журнала с прекрасным юбилеем! Желаем творческой неувядаемости, сил и вдохновения в нашем общем деле сохранения и развития отечественной культуры. Многая лета!

Как уже не раз приходилось писать, журнал «Молодая гвардия» - один из старейших литературных журналов России. Свой 95-летний юбилей журнал отмечает, находясь на передовой борьбы за русскую нацию и русские национальные интересы. История этой борьбы - это история всего русского движения ХХ и XXI веков. И тут нельзя не вспомнить главные, наиболее значимые вехи того трагического пути становления и укрепления национального самосознания, который прошла страна и наш журнал за этот почти вековой срок.

В 1922 году, как известно, журнал наш был основан с подачи самого Лейбы Давидовича Троцкого. И главным редактором был рекомендован тоже его человек, точнее, даже его родственник - Леопольд Авербах, который в 1937 году был расстрелян за троцкистскую деятельность. Журнал наш долгое время был космополитичным изданием, отстаивавшим пролетарский интернационализм, воинствующий атеизм и классовую ненависть к врагам Октябрьской революции. Ни о каких национальных русских проблемах заикаться на его страницах долгие годы было просто немыслимо. Чаще всего в нём печатались такие авторы, которые сейчас забыты или давно отвергнуты русской литературой: Безыменский, Багрицкий, Светлов, Лелевич, Николай Асеев, Семен Кирсанов и т.п.

Мы все прекрасно знаем, что делала новая власть с русскими национальными поэтами, а также с русскими представителями гуманитарной науки. В 1921 году был расстрелял Николай Гумилев, в том же году был доведен до гибели Александр Блок. В 1925 году по сфабрикованному делу под названием «Орден русских фашистов» был расстрелян крестьянский поэт, друг Есенина Алексей Ганин. В том же году был убит и сам Сергей Есенин. В эти же 20-е годы начались гонения на учёных-славистов, преподавателей гуманитарных вузов, которые остались в России и не покинули ее на известных философских пароходах осенью 1922 года, когда вышвырнули из страны более 200 человек по личному указанию Ленина. Среди этих учёных-славистов, подвергшихся репрессиям, были академики, люди с мировыми именами, такие, как выдающийся русский историк Сергей Федорович Платонов и учёный-литературовед, этнограф, филолог, русист, профессор Московского университета Михаил Несторович Сперанский. В 1933 году эта волна репрессий против учёных-русистов повторилась в еще большем масштабе, было арестовано более ста русских преподавателей гуманитарных вузов, историков, философов, филологов, среди которых оказался еще один выдающийся ученый, академик, исследователь русской литературы, в том числе трудов Аввакума и стилистики прозы Пушкина, Виктор Владимирович Виноградов. В 1937 году расстрелян великий русский поэт Николай Клюев. В 1938 году арестован и осужден на пять лет лагерей Николай Заболоцкий. Космополиты во власти фабриковали дела на пустом месте, не позволяя заикаться ни о чём русском. Я уж не говорю о поэтах, служивших в Белой гвардии, которые были вынуждены скрываться за границей. Один из них, Арсений Несмелов, был арестован в 1945 году в Харбине и расстрелян. А вспомним сфабрикованное Берией «Ленинградское дело» в конце сороковых - начале 50-х годов, по которому было расстреляно более двухсот русских партийных работников. Я напоминаю об этом, чтобы было понятно, в какой атмосфере приходилось жить и работать творческим людям, помнящим о своих национальных корнях, когда помнить о них было строжайше запрещено.

В первые десятилетия своего существования «Молодая гвардия» действительно была комсомольским журналом, четко следовавшим партийным установкам. И так длилось до середины 60-х годов, когда главным редактором, в 1963 году, был назначен фронтовик, журналист и писатель, закончивший исторический факультет МГУ, Анатолий Васильевич Никонов.

Хотя, конечно, и до этого в «Молодой гвардии» выступали очень известные, крупные и даже великие русские писатели. В 20-е годы здесь печатались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Максим Горький, Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Вячеслав Шишков, Серафимович, Фурманов, Фадеев. В 1932 году в «Молодой гвардии» была опубликована первая книга романа Николая Островского «Как закалялась сталь». В 1934-м - вторая книга. Здесь же начал печататься его новый роман «Рождённые бурей», который автор не успел закончить. А в конце сороковых здесь увидели свет главы из романа Шолохова «Поднятая целина». И уже тогда журнал воспитывал молодежь в духе советского патриотизма. Но всё же, повторяю, национальных проблем русского народа тогда касаться на страницах печати было еще непозволительно. Космополиты ужасно боялись всего национально русского. Ведь они пришли к власти с целью разрушения Русского государства и очень много успели сделать на пути к этой цели. И потому главными их врагами были носители национального сознания - люди, знавшие и помнившие русские национальные и культурные традиции. Вот их-то и нужно было или изолировать от населения, или физически уничтожить. Они, космополиты, вели себя здесь как оккупанты во всех смыслах.

Но, как это ни странно будет звучать, окончательно добить национальное чувство в нашем народе помешала война. Эта страшная война, унесшая столько русских жизней, тем не менее спасла Россию от моральной, от духовной гибели. Война заставила эту космополитичную власть обратиться к национальному чувству народа. Когда Сталин обратился с воззванием: «Братья и сестры!» и народ откликнулся на эту мольбу, внутренний враг вынужден был прикусить язык. И война действительно разбудила в народе национальное чувство, которое оказалось сильнее нацистского чувства германцев и всей фашистской Европы. И когда Сталин в 1945 году провозгласил тост «За великий русский народ!», внутренний враг молчал, хоть и затаил дикую злобу.

Во время войны журнал не выходил. Возобновил свою деятельность журнал в 1948 году. Между прочим, в год моего рождения. Но с середины 60-х годов произошел перелом в политической и духовной линии журнала. Вокруг Анатолия Никонова начал формироваться стойкий патриотический авторский коллектив. Ведущие посты в редакции заняли талантливые молодые русские писатели: Викулов, Чалмаев, Сорокин, Ганичев, Петелин, Цыбин. На страницах журнала начали появляться материалы, о которых раньше даже подумать было нельзя. То есть «Молодая гвардия» первой пробила эту брешь, она стала первым реальным, общедоступным журналом в России, в котором заговорили о возрождении русской национальной культуры и русских культурных традиций.

В 1964 году был снят со всех руководящих должностей Никита Хрущев, невежественный, бескультурный, мстительный, безбожный человек, разрушавший храмы и раздаривавший исконные российские земли другим республикам СССР, которые потом от нас отделились вместе с этими землями. Хрущев уничтожал культурное наследие прошлого под лозунгом десталинизации и обещания жизни при коммунизме. Нужно было воспользоваться сменой власти и отвоевать у т.н. «шестидесятников», этих либералов того времени, нашу Победу, ее героев и памятники культуры, а точнее говоря - вернуть народу Память. И редакции «Молодой гвардии» во главе с Анатолием Никоновым это в большой степени удалось.

В 1965 году на страницах журнала было опубликовано обращение выдающихся деятелей отечественной культуры к молодежи под заголовком «Берегите святыни наши!» Это обращение было подхвачено другими изданиями, его стали обсуждать в клубах, библиотеках, школах. В этом воззвании говорилось, что надо беречь памятники нашей культуры, истории, архитектуры, сохранять храмы, дворцы, любить и сохранять русскую классику, одним словом, всё, в чём заключена история страны. Кстати сказать, это обращение как раз и стало толчком к созданию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так что «Молодую гвардию» можно считать одним из основателей этого уникального возрожденческого союза, с которого как раз и началось организационное русское национальное движение. «Молодая гвардия» стала как бы первой русской партией, которая не подверглась физическим репрессиям.

Именно в те годы на страницах журнала появились знаменитые, вызвавшие широкую полемику «Письма из Русского музея» Владимира Солоухина, патриотические публикации Леонида Леонова, В.Чивилихина, художника Глазунова, скульптора Коненкова, исследователей литературы М.Лобанова, В.Чалмаева, В.Кожинова, Олега Михайлова. С журналом стали сотрудничать писатели послевоенной поры: М.Алексеев, Ю.Бондароев, А.Иванов, В.Федоров, П.Проскурин, В.Шукшин, Н.Кузьмин, Б.Примеров, Н.Рубцов, Ф.Чуев, Э.Володин. Казалось, возрождение русской культуры, русского национального самосознания будет стремительно нарастать.

Однако наши враги тоже не дремали. Они окопались вокруг этнолиберального журнала того времени «Новый мир», который возглавлял, к сожалению, замечательный поэт, но безвольный и очень зависимый человек - Александр Твардовский. Именно в «Новом мире» то и дело публиковались самые русофобские критические статьи А.Синявского, В.Войновича, В.Лакшина, Ст.Рассадина и других активных ненавистников русской традиционной культуры. Именитых авторов «Нового мира», да и некоторых их кремлевско-партийных покровителей очень раздражала патриотическая, почвенническая, традиционалистская направленность публикаций «Молодой гвардии». Они прекрасно понимали, к чему это может привести в идеологическом плане. И они очень испугались того, что восславление русского патриотизма может привести к отстранению их от власти в стране и к восстановлению в русском человеке национальных чувств, национального сознания. А это для них было просто недопустимо, смерти подобно, не для того они разрушали Российскую империю с ее гордостью великороссов, чтобы теперь так легко сдаваться каким-то «русопятским» почвенникам. Против «Молодой гвардии» начались прямые выпады на страницах «Нового мира», обвиняющие ее авторов в отступлении от завоеваний Октябрьской революции, в увлечении патриархальщиной, деревенщиной, в игнорировании этого самого пролетарского интернационализма. Доносы и сигналы поступали и в идеологический отдел ЦК партии.

В конце концов эти деятели решили нанести теоретический удар по русскому направлению, нарождавшемуся в советской литературе. Критик Александр Дементьев, который в прошлом работал в «Новом мире» и был постоянным его автором, выступил в апрельской книжке «Нового мира» за 1969 год со статьей «О традициях и народности». В своей статье он изложил эти либеральные опасения по поводу слишком пристального интереса авторов «Молодой гвардии» к национальным традициям, к национальной культуре и ее соотношении с техническим прогрессом, к чертам национального характера, сформированным природными и историческими условиями, высказался об их якобы «узко национальном» отношении к Родине - большой и малой, к интеллигенции и народу.

Дементьев и его покровители опасались, что эти общественные настроения будут использованы возрождающимися русскими националистами. Это была, по сути, первая попытка характеристики позиции «Молодой гвардии» как органа определенного направления общественной мысли. Дементьев, по словам Солженицына, пошел тараном на «Молодую гвардию». А заканчивал он свою статью цитатой из программы партии, утверждавшей обязанность «вести непримиримую борьбу против проявлений и пережитков всякого национализма и шовинизма». То есть это был такой открытый, официальный донос на людей, заговоривших о своей русскости. И Твардовский статью Дементьева подписал в печать.

В ответ на эту хамскую публикацию 11 русских писателей, авторов «Молодой гвардии», среди которых были А.Иванов, М.Алексеев, С.Викулов, П.Проскурин и другие, опубликовали в журнале «Огонёк» письмо под названием «Против чего выступает «Новый мир»?» Одиннадцать литераторов обвиняли «Новый мир» в том, что он идёт против «главных духовных ценностей нашего общества», являясь проводником буржуазной идеологии и космополитизма.

Реакция, как обычно это происходит у господ либералов, была истеричная и визгливая. Письмо одиннадцати писателей они назвали «фашиствующим манифестом мужиковствующих». Новомировцев поддержали Симонов и Гранин. Но в поддержку письма русских писателей в «Огонёк» шёл поток писем простых людей со всей страны. Письма эти публиковались в центральных газетах, а копии этих писем отправлялись в «Новый мир» Твардовскому. Даже газета «Правда» выступила на стороне авторов письма, напечатанного в «Огоньке». Как ни странно, но и Солженицын оказался сторонником письма русских писателей, несмотря на то, что сам являлся автором «Нового мира».

В ЦК партии срочно было проведено совещание редакторов, на котором выступил будущий «архитектор перестройки», заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС А.Н. Яковлев, который сказал, что виноваты и те, и другие. Но из опубликованных воспоминаний Яковлева можно сделать вывод о его неприязни к национальной позиции молодогвардейцев и сочувствии к «Новому миру».

Однако партийная верхушка с настороженностью и недоверием относилась ко всякому не санкционированному ею движению. Не могли не реагировать в партийных верхах и на общественный резонанс, вызванный публикациями в «Новом мире» и в «Огоньке». Всё это привело к ряду организационных мер по отношению к «Русской партии». Было принято специальное постановление ЦК КПСС о журнале «Молодая гвардия» (почему-то засекреченное по сей день). Журналу вменялось в вину отступление от ленинских принципов партийности, внеклассовое, внесоциальное толкование народности, идеализация дореволюционной России и т.д. В 1970 году А.В. Никонов был снят с поста главного редактора, произошли увольнения в редколлегии журнала «Наш современник» и в ряде редакционных советов изданий, подконтрольных национал-патриотам. В том же году пришлось и Твардовскому по настоянию партийных верхов уйти из «Нового мира», редакция которого была расформирована. То есть власть наказала и тех и других: мол, нечего вам тут без нашего разрешения обсуждать столь важные проблемы. Мы лучше вас знаем, что делать и что говорить народу. Вот эта двойственная позиция партийных верхов в конце концов и сгубила партию.

В 1972 году в «Литературной газете» с большой критической статьей, называвшейся «Против антиисторизма», выступил уже сам Яковлев. В своей статье он открыто встал на сторону позиции Дементьева и «Нового мира» и обрушился с критикой на русское национальное направление журналов «Молодая гвардия» и «Наш современник». Но вылез он не вовремя, поспешил. Тогда еще партия не была готова к либеральному перевороту, и он был снят со всех своих партийных постов и отправлен послом в Канаду, откуда в конце концов вернулся уже полностью подготовленным к своей работе по разрушению Советского Союза.

После Никонова главным редактором «Молодой гвардии» был назначен критик Феликс Овчаренко, но он пробыл на этой должности недолго, полтора года, и неожиданно умер. И главным стал заместитель Никонова, уже к тому времени известный писатель, подписавший то самое письмо 11-ти в «Огоньке», Анатолий Иванов, автор книг «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Анатолий Иванов продолжил национально-патриотическую линию журнала. Все лучшие литературные силы русского направления вновь потянулись к «Молодой гвардии».

Правда, тут нельзя не вспомнить о еще одной волне идеологических репрессий, произошедших в 60-е и 70-е годы. Достаточно сказать о судьбе уже ушедшего из жизни русского писателя Леонида Бородина. В 1968 году он был арестован и осужден на 6 лет как член Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН). Вместе с ним были осуждены и все остальные участники этого Союза. Освободился он в 1973 году.

В 70-е годы начал выходить рукописный журнал «Вече», который издавал В.Н. Осипов. Среди авторов этого журнала были Илья Глазунов, Сергей Семанов, Вадим Кожинов, Алексей Марков, Геннадий Шиманов, Леонид Бородин и др. Несмотря на то, что журнал вообще не касался политики, а говорил только о русской истории, культуре, наших культурных традициях, КГБ во главе с Андроповым журнал разгромил, а против его авторов было заведено уголовное дело. Журнал был признан судом антисоветским и славянофильским. Издатель журнала Вл. Осипов был осужден и приговорен к 8 годам лагерей, а Сергей Семанов был уволен с должности главного редактора журнала «Человек и закон». После освобождения из мордовских лагерей В.Осипов стал выпускать другой рукописный журнал такого же плана под названием «Земля». Первый номер вышел в 1987 году, всего было выпущено 10 номеров. С 1988 года В.Осипов уже активно ушел в политику и создал организацию под названием «Союз христианского возрождения», которая действует по сей день.

В конце 80-х, во времена т.н. гласности и перестройки, за интерес к русской культуре уже не сажали и тем более не расстреливали. Об этом уже можно было писать открыто и без последствий. Литературная критика и публицистика того времени стали самым востребованным чтением среди широких слоев нашего народа. Тиражи русских журналов тогда достигли своего апогея. В «Молодой гвардии» печатались самые острые, самые откровенные статьи, в том числе раскрывающие сущность и преступления сионизма. В конце 80-х годов я опубликовал в этом журнале несколько своих литературно-критических статей и в начале 1990 года был приглашен в этот журнал на работу - заведующим отделом критики, несмотря на то, что имел к тому времени несколько изданных поэтических книг, то тесть меня знали в основном как поэта.

Я принялся расчищать «авгиевы» завалы материалов отдела критики после уволенного за безделье А.Фоменко. И наткнулся на статью поэта Ивана Лысцова «Убийство Есенина», поступившую в отдел еще два года назад. В ней подробно, откровенно и доказательно говорилось о том, кто травил, преследовал и кто в прямом смысле убил великого русского поэта. Я отредактировал статью и подготовил ее для печати. Анатолий Иванов меня сразу же поддержал и даже попросил написать послесловие от редакции, в котором мы обращались к МВД и КГБ СССР с предложением нового, объективного расследования обстоятельств гибели С. Есенина. В том же 1990 году статья была опубликована, однако, естественно, никакого нового расследования, согласно нашему обращению, со стороны властей не последовало. Более того, т.н. «перестроечная» пресса обрушилась на журнал и на автора, И.Лысцова, с обвинениями в домыслах и клевете. Тем не менее это была первая в советской печати публикация, в которой опровергалось самоубийство Есенина. (В 1994 году Иван Лысцов погиб при невыясненных обстоятельствах.)

Я стал активно привлекать известных русских авторов патриотического направления к сотрудничеству с журналом. Это было время надежд на изменения к лучшему в стране, а журнал возбуждал огромный интерес у читателей, пользовался спросом сотен тысяч наших людей. Авторами журнала стали сильнейшие на то время русские критики и публицисты: Аполлон Кузьмин, Михаил Лобанов, Галина Литвинова, Татьяна Глушкова, Всеволод Сахаров, Михаил Лемешев, Олег Платонов, Владимир Юдин, Виталий Канашкин, Юрий Власов, Владимир Васильев, Марк Любомудров, Эдуард Володин и даже Вадим Кожинов, хотя вскоре он переключился на «Наш современник», куда главным редактором пришел Станислав Куняев.

В том же году я начал публикацию в журнале статей А.Кузьмича (Анатолия Кузьмича Цикунова), которые произвели ошеломляющее впечатление раскрытием тайных планов международной мафии в отношении России, пророческим трагизмом, глубиной и ясностью мышления и своей документированностью. Его статьи ставились в номер без промедления. «Рынок России в свете нового законодательства», «Хлебная карточка или петля на шее», «Почему финансы не поют романсы», «Как нас грабят ценами» и другие - били в цель одна за другой, как тяжёлая артиллерия, и вызвали настоящий шок у архитекторов и прорабов катастройки. Их ждали, они перечитывались и перепечатывались в других изданиях - в газетах «Русский Вестник», «Воскресение», «Домострой» и т.д. Эти материалы, конечно, уже не могли остановить набравший силу разрушительный поток, но их автор стал крайне опасен предателям, находившимся у власти в стране. Во время командировки в Нижневартовск 20 мая 1991 года он был найден в гостиничном номере мертвым.

В первом номере «МГ» за 1991 год я напечатал свою статью «О лжепоэтах и русской поэзии», вызвавшую громкий резонанс. Статья эта, с одной стороны, поднимала на щит, открывала талантливых, но малоизвестных в то время русских поэтов, а с другой - низвергала с поэтического олимпа баснословно раскрученных кумиров советской поэзии, которым поклонялись миллионы читателей: Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулину. Журнал Юность», «Независимая газета», «Московский комсомолец» злобно огрызнулись, а так называемая «либерально-демократическая общественность», насквозь антисоветская и русофобская, четко приметила и взяла на заметку автора статьи... Журнал наш явно действовал ей на нервы.

В 1991 году Анатолий Иванов попросил меня помимо отдела критики временно возглавить и отдел публицистики. Но, как известно, всё временное неизбежно становится постоянным. Отделом публицистики «Молодой гвардии» я заведовал до 1999 года, когда стал заместителем главного редактора.

И вот наступил август 1991 года. В начале месяца подписчики и читатели получили №8 «МГ», где стояла моя статья «Откройте глаза!!!» (тогда же она вышла в «Русском Вестнике»), в которой давался анализ жуткой моральной и экономической ситуации в стране и были предсказаны события ближайших лет. Как говорили мне знакомые, этот номер они прятали от посторонних глаз, чтобы, не дай Бог, кто-то не донёс на них в следственные органы как на читателей «антиперестроечной» прессы...

Утром 19-го я собирался на работу в редакцию. И вдруг по радио услышал сообщение о введении в стране чрезвычайного положения, о вводе военной техники в Москву и об отстранении М.Горбачева от должности президента. Сердце мое радостно встрепенулось: «Слава Богу!..» Казалось, что теперь-то горбачевский бардак будет остановлен.

В редакции «Молодой гвардии» в тот день все мы пребывали в приподнятом настроении и ожидали ареста Ельцина. Однако прошел первый день ГКЧП, истекла смутная, полная больших ожидании ночь, но ничего не происходило. На следующий день толпы ельциноидов полезли на танки и бэтээры, бесцельно стоявшие в центре столицы. Я был там и видел это своими глазами. Вот тут в меня закралось сомнение в происходящем. А когда эти же толпы стали собираться у Белого дома и перед ними развязно и самоуверенно выступил пьяный Ельцин, окруженный своими еврейскими прихлебателями, я понял, что всё рухнуло, что гэкачеписты ни на что не способны. Вечером 21-го они были арестованы.

Помню состояние жуткой душевной подавленности и безысходности. Уже в тот день мне было ясно, что прежней стране пришел конец. Такое же состояние испытывали почти все мои знакомые и тысячи патриотов по всей России. А жулики, подонки, русофобы и все аферисты, объединенные одним названием «демократы», нагло и вызывающе праздновали свою пиррову победу.

Нашему журналу со всех сторон посыпались угрозы, в том числе и с экрана ТВ. Кто-то из соседних еврейских изданий нашей 20-этажки прилепил на стене редакции «МГ» листовку с требованием убираться из здания подобру-поздорову. (В ближайшие несколько лет они сами все позакрывались и разбежались по экономическим причинам.) Анатолий Иванов вызвал меня к себе и поручил подготовить материал с ответом на эти угрозы и с объяснением произошедшего в стране нашим читателям. Буквально за один день я написал статью «Ответ погромщикам», которая тут же была поставлена в ближайший номер.

Всеобщий хаос, хозяйственный развал и разрушение государства, описанные в статье «Откройте глаза!!!», после спланированного августовского государственного переворота уже были видны и понятны всем, способным видеть и думать. Наш журнал в каждом номере публиковал жёсткие, прямые публицистические статьи, разоблачавшие вражеские силы, захватившие власть в стране. «Молодая гвардия» стала одним из главных форпостов борьбы за Россию с распоясавшейся русофобско-демократической эпидемией.

Каждый номер «Молодой гвардии» был как глоток свежего воздуха для русского читателя-патриота. А для разрушителей и врагов страны каждый номер был все эти годы как настоящая бомба. Просматриваешь материалы, публиковавшиеся в них в начале 90-х годов, и видишь, как фактически на всех стоит печать трагизма. Это состояние не могло длиться бесконечно, безысходно, что-то должно было произойти, какие-то действия должны были прорваться сквозь накопившиеся внутри русских людей обиды, злость и проклятья к лжецам и наделенным властью проходимцам. Русское восстание вызревало и в сентябре 1993 года прорвалось в центре Москвы, на Красной Пресне. Вслед за восставшим Верховным Советом восстал народ.

Все эти двенадцать дней противостояния с ельцинско-гайдаровской нелюдью я находился у Дома Советов. Я был и свидетелем и участником этой великой, хоть и неудавшейся русской революции. Затем, после расстрела Белого Дома, всё, что я видел и знал, всё, что пережил и о чем думал в эти дни, я описал в двух статьях: «Москва, кровью умытая» и «Ритмы расстрела», которые вышли к читателям в «Молодой гвардии». Затем в течение целого года мы в каждом номере давали статьи, очерки, письма, стихи, рассказы под рубрикой «Чёрный октябрь».

После событий 3-4 октября над русской прессой вновь нависла опасность разгрома. С экрана ТВ т.н. «демократы» с перекошенными от злобы лицами требовали «раздавить гадину» и ликвидировать патриотические газеты и журналы. С аналогичным обращением к Ельцину они же выступили в газете «Известия». Под этим расстрельным письмом стояли сорок две известные фамилии. Многие русские газеты действительно были закрыты.

Однако русская печать не дрогнула, более того - она стала еще смелее и прямее. Все вещи и всех мерзавцев она еще упорнее стала называть своими именами, несмотря на оскорбления, угрозы, доносы, провокации и прямые воздействия наших идейных врагов и русофобов. Переходя из номера в номер, в «МГ» печатались совершенно уникальные для своего времени произведения, приковывавшие внимание многих тысяч русских людей, - духоподъемные работы митрополита Иоанна (Снычева), документальные повествования Николая Кузьмина «Возмездие» и «Чёрные тюльпаны перестройки», главы романа Владимира Успенского «Тайный советник вождя», яркие литературные портреты современников, созданные Владимиром Цыбиным, Феликсом Чуевым, Станиславом Золотцевым, хлесткие публицистические статьи Валентина Распутина, Эдуарда Володина, Анатолия Ланщикова, Николая Федя, Эдуарда Хлысталова, Виктора Илюхина, Николая Коняева, Сергея Семанова, Юрия Воробьевского, Михаила Антонова и многих других известных русских писателей. Это была истинная Гвардия лучших представителей народа, сражавшаяся на переднем фронте с коварным и жестоким противником.

1999 год стал для коллектива нашей редакции в прямом смысле трагическим. В мае не стало А.С. Иванова, а в октябре ушел из жизни заменивший его А.А. Кротов. Этот тяжелый моральный удар мог переломить направление и всю работу журнала. Нужно было брать груз ответственности на себя, чтобы сохранить влияние «Молодой гвардии» на общественное сознании России и не потерять связи с нашими испытанными, авторитетными авторами, чтобы не уронить высокой планки профессионализма в творческой и редакторской работе журнала.

Финансовое положение журнала к тому времени стало очень трудным. Денег от подписки уже не хватало на выпуск ежемесячных номеров, на выплату зарплаты, за аренду кабинетов и коммунальные услуги. Мы, новое руководство, вынуждены были пойти на кардинальные действия и серьезные изменения в работе, потому что иначе журнал прекратил бы свое существование. Пришлось отказаться от выплаты гонораров, пришлось приступить к выпуску сдвоенных номеров, пришлось ужаться до минимума, оставив редакции лишь два кабинета на этаже, который мы занимали, ну и, само собой, пришлось сократить рабочий коллектив. Это дало нам возможность устоять, не рассыпаться в удушающей атмосфере того экономического и морального гнёта, при котором нас в прямом и в переносном смысле очень хотели задушить. Погубить журнал нашим недругам не удалось. И самое главное, мы удержали поднятый вес национального издания, мы не отступили ни на шаг от ранее выбранного пути. А наши авторы, нужно отдать им должное, не отвернулись от нас, с пониманием отнеслись к проблемам журнала и продолжили сотрудничество с нами.

Прошедшие с тех пор годы стали временем неимоверных жизненных и нравственных испытаний для нашего народа, для страны и для русского национального движения. Журнал наш ни разу не дрогнул, не поступился верностью русским интересам и не пошел на службу олигархической власти, как бы нам ни было трудно все эти годы.

В 2009 году я стал главным редактором боевого и ставшего мне родным патриотического журнала, сохранившего традиции русской классической литературы.

Журнал наш живёт, с прежней энергией борется с фальшью и пошлостью псевдокультурных дельцов и с подлостью русофобствующей «пятой колонны». Но главная задача русского национально-патриотического журнала - в каждом номере давать материалы, раскрывающие правду нашей великой истории и показывающие реальную действительность нашего времени как в художественной форме, так и в общественном звучании.

Свой удивительный юбилей «Молодая гвардия» отмечает с прежней уверенностью в правоте своего дела.

Литературно-художественные журналы всегда являлись особой частью российской культуры. На сегодняшний момент толстые журналы остались практически единственными изданиями, которые ориентируются исключительно на художественную и интеллектуальную состоятельность текста.

Вашему вниманию предлагается обзор «толстых» журналов, продолжающих лучшие традиции отечественной литературно-художественной периодики.

С этими журналами Вы сможете познакомиться на абонементе Центральной городской библиотеки имени А.П. Чехова.

"ДРУЖБА НАРОДОВ" – основан в 1939 году для популяризации произведений писателей союзных республик в переводе на русский язык. С 1991 года – частное издание. С 1995 года гл. редактором является Александр Эбаноидзе.

Журнал охватывает и поддерживает единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза.

Журнал публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности – национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.

В наши дни на страницах журнала публикуются произведения известных авторов: Романа Сенчина, Михаила Кагановича, Владимира Шпакова, Александра Зорина, Александра Мелихова, Евгения Алехина, Марины Москвиной, Александра Эбаноидзе, Леонида Юзефовича и др.

"ЗВЕЗДА" - старейший ежемесячный «толстый» журнал России. Со времени его основания в 1924 году в нем опубликовано более 16000 произведений более 10000 авторов, среди которых Максим Горький, Анна Ахматова, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Владислав Ходасевич, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Николай Заболоцкий и многие другие писатели, ученые, публицисты, критики. Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», более 80 лет подряд без перерыва.

Вот некоторые постоянные рубрики журнала: «ПОЭЗИЯ И ПРОЗА», «НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ», «НАШИ ПУБЛИКАЦИИ», «МНЕНИЯ», «ЭССЕИСТИКА И КРИТИКА».

В каждом номере журнала появляются новые, не известные читателям имена, публикуются новые переводы лучших иностранных авторов.

Редакция регулярно выпускает тематические номера, целиком посвященные тому или иному деятелю культуры, историческому явлению или событию. Раз в год выходит специальный тематический номер «Звезды», целиком посвященный определенному культурному явлению.

"ЗНАМЯ" - литературно-художественный и общественно-политический журнал России основан в 1931 году. Среди авторов того периода были поэты Ахматова, Твардовский, Евтушенко, Левитанский, прозаики Паустовский, Тынянов, Казакевич, Трифонов. Во время перестройки «Знамя» было одним из самых популярных литературных журналов. На его страницах появились произведения Фазиля Искандера, Андрея Битова, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина.

На страницах журнала печатаются произведения самых популярных поэтов и писателей наших дней. Известный критик Андрей Немзер выделяет следующих авторов: Юрий Давыдов, Юрий Буйда, Андрей Дмитриев, Марина Вишневецкая, Евгений Попов, Михаил Кураев, Эмма Герштейн, Георгий Владимов, Владимир Маканин.

Постоянные рубрики журнала: «Проза», «Поэзия», «Архив», «Культурная политика», «Образ мысли», «Наблюдатель», «Публицистика», «Критика» и др.

В 2003 году журнал открыл новую рубрику «Ни дня без книги», в которой ежемесячно даёт обзоры новых книг - 30 или 31, по количеству дней в текущем месяце.

Современный журнал "Знамя" отражает литературные тенденции наших дней. Люди самых разных вкусов в литературе найдут для себя, что почитать для души и ума на страницах журнала "Знамя".

"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" – ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1922 году. До 1990 орган ЦК ВЛКСМ, затем независимый.

Именно в журнал «Молодая гвардия» приносили когда-то свои произведения молодые и в то время еще почти неизвестные С. Есенин, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Шишков, А. Фадеев, Н. Островский...

Когда в 60-е годы главным редактором журнала стал А. Никонов, вокруг «Молодой гвардии» начал формироваться патриотически настроенный авторский коллектив. Тогда были опубликованы вызвавшие много споров «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Затем были сильные патриотические публикации Л. Леонова, В. Чивилихина, художника И. Глазунова, скульптора С. Коненкова, исследователей литературы М. Лобанова, В. Кожинова.

В журнал принесли свои талантливые произведения М. Алексеев, Ю. Бондарев, В. Федоров, И. Стаднюк, П. Проскурин, В. Шукшин, Н. Рубцов, Ф.Чуев, Э. Володин, И. Ляпин, В. Цыбин, В. Смирнов.

Сегодня среди авторов «Молодой гвардии» Н. Кузьмин, В. Мануйлов, М. Антонов, Г. Шиманов, В. Строганов, А. Тулеев, С. Шатиров, Д. Ермаков, В. Десятников и др.

Совместно с Фондом поддержки творческой личности «Молодая гвардия» проводит Всероссийский поэтический конкурс имени С. Есенина.

В настоящее время журнал продолжает отстаивать классические, православно-патриотические традиции русской литературы.

"МОСКВА" - российский литературный журнал. Издаётся ежемесячно в Москве с 1957 года. С 1993 носит подзаголовок «Журнал русской культуры».

В журнале «Москва» впервые был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На страницах были напечатаны выдающиеся произведения русской литературы - «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова.

"Москва" – это проза Леонида Бородина и Петра Краснова, Алексея Варламова и Александра Сегеня, Александра Горохова, Михаила Попова и Веры Галактионовой. Это поэзия Бориса Романова, Галины Щербовой, Владислава Артёмова и Виктора Брюховецкого, Александра Хабарова и Владимира Шемшученко, Марины Котовой и Екатерины Полянской. Это критика и публицистика Капитолины Кокшеневой и Павла Басинского, Александра Репникова и Владимира Даля, Константина Крылова и Михаила Ремизова, Валерия Соловья и Андрея Фурсова, Вероники Васильевой и Николая Шадрина.

Рубрики журнала: «Проза», «Публицистика», «Литературная критика», «Культура», «История: лица и лики», «Русские судьбы», «Домашняя церковь».

В основе журнальной политики - принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация.

"НАШ СОВРЕМЕННИК" – журнал писателей России. Издается в Москве с 1956 года.

Основные направления: современная проза и патриотическая публицистика. Наиболее значительные достижения журнала связаны с так называемой "деревенской прозой". С начала 70-х годов в журнале опубликованы произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, В. Лихоносова, Е. Носова, В. Распутина, В. Солоухина, В. Шукшина.

Со второй половины 80-х годов ведущим жанром журнала становится публицистика.

"Наш современник" - трибуна виднейших политиков патриотического направления.

Отличительная особенность журнала «Наш современник» - широчайший охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из провинции.

Журнал регулярно публикует новые талантливые произведения, созданные современными писателями России. На его страницах рассматриваются проблемы современной критики и литературоведения, исследуется наследие русской философской мысли, затрагиваются актуальные проблемы современной России.

"НОВЫЙ МИР" - издается с 1925 года. Это один из старейших в современной России ежемесячных толстых литературно-художественных журналов, публикующий художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, экономическую, социально-нравственную, историческую публицистику, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы.

В числе авторов «Нового мира» в разные годы были широко известные писатели, поэты, литературные критики, философы: Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Владимир Дудинцев, Илья Эренбург, Георгий Владимов, Владимир Лакшин, Владимир Войнович, Александр Солженицын, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Григорий Померанц, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин, Ирина Роднянская, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Татьяна Касаткина, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская и многие другие.

В одном из обращений «Нового мира» к читателям были сказаны замечательные слова: «Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры».

"ОКТЯБРЬ" - независимый литературно-художественный журнал. Издается с мая 1924 г. У истоков его формирования стояли А.Серафимович, Д.Фурманов, А.Фадеев.

В журнале публиковались Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин.

С первых же номеров журнал знакомил читателей и с творчеством зарубежных писателей: И. Бехера, Л. Фейхтвангера, В. Бределя, Р. Роллана, А. Барбюса, Т. Драйзера, Г. Манна.

Постоянные рубрики журнала: «Проза и поэзия», «Публицистика и очерки», «Новые имена», «Литературная критика», «Литчасть» и др.

Журнал всегда открыт для талантливой литературы, для литературного эксперимента и охотно предоставляет свои страницы молодым перспективным авторам, возвращает читателю значимые для истории и отечественной культуры имена. В журнале отражается непростая история нашего Отечества.

В настоящее время "Октябрь" является одним из ведущих русских толстых литературных журналов, имеет либеральную направленность.

"РОМАН-ГАЗЕТА" – самый популярный журнал художественной литературы основан в июле 1927 года.

Здесь публикуются лучшие произведения отечественных писателей, новинки современной литературы. Традиционный стиль журнала – высокий литературный вкус в сочетании с удовлетворением всесторонних читательских запросов – остаётся неизменным более 80 лет. Все значительные произведения отечественной литературы печатались и печатаются в этом журнале. «Роман-газета» – единственный литературно-художественный журнал, который имеет 24 выпуска в год.

«Молодая гвардия», ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал ЦК ВЛКСМ. Издаётся в Москве с 1922 (с 1942 по 1947 не выходил; в 1947-56 издавался как альманах молодых писателей). Публикует произведения советских и зарубежных писателей (преимущественно молодёжной тематики), публицистику, литературно-критические статьи. Тираж (1974) 590 тыс. экземпляров. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1972).

Лит.: Максимов А., Советская журналистика 20-х годов, Л., 1964.

  • - подпольная комсомольская орг-ция, действовавшая в г. Краснодоне Луганской обл. в окт. 1942 - февр. 1943, в период врем. нем.-фаш. оккупации Донбасса. "М. г." возникла под рук. парт. организации...

    Советская историческая энциклопедия

  • - "", подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в городе Краснодон Ворошиловградской области...

    Русская энциклопедия

  • - Книжный магазин: ""Молодая гвардия"". Разделы психологии: Все разделы. Адрес: Москва, ул. Б. Полянка, 28. Телефон: 238-50-01...

    Психологический словарь

  • - - издательство, ОАО, Москва. Детская, образовательная и другая литература...

    Педагогический терминологический словарь

  • - с приложением "Охотничьих Записок", ежемесячный, выходил в Москве в 1876 г.; редактор-издатель Д. Кишенский...
  • - ежемесячный иллюстрированный литературный журнал; издается в СПб. с 1895 г. Издатели: Д. А. Гепик, П. В. Голяховский, с конца 1898 г. В. С. Миролюбов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издавался в Москве в 1882 г. Издатель А. Гельвич...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Молода́я Гва́рдия подпольная комсомольская организация, действовавшая в г. Краснодоне Ворошиловградской обл. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, в период временной оккупации немецко-фашистскими...
  • - I Молода́я гва́рдия литературная группа, возникшая в 1922 по инициативе ЦК РКСМ и объединившая писателей первого комсомольского поколения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Молодая гвардия», книжно-журнальное издательство ЦК ВЛКСМ, выпускающее художественную, общественно-политическую и научно-популярную литературу для юношества и детей...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Молодая гвардия», литературная группа, возникшая в 1922 по инициативе ЦК РКСМ и объединившая писателей первого комсомольского поколения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Молодая Гвардия», подпольная комсомольская организация, действовавшая в г. Краснодоне Ворошиловградской обл. в годы Великой Отечественной войны 1941-45, в период временной оккупации немецко-фашистскими войсками...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "" - издательско-полиграфическое объединение, Москва. Основано в 1922. С ноября 1993 в составе АО "Молодая гвардия"...
  • - "" - подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в г. Краснодон. Руководили: И. В. Туркенич, О. В. Кошевой, У. М. Громова, И. А. Земнухов, С. Г. Тюленин, Л. Г. Шевцова...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Выражение стало популярным в период наполеоновских войн, когда Наполеон разделил свою гвардию на две части - «молодую гвардию» и «старую гвардию», состоявшую из опытных солдат...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Публ. Патет. Устар. 1. О передовой, революционно настроенной молодежи. БАС 1, 541. 2. О новом поколении, смене старших. БМС 1998, 107...

    Большой словарь русских поговорок

"Молодая гвардия (журнал)" в книгах

Молодая гвардия клипмеикеров

Из книги Казачка автора Мордюкова Нонна Викторовна

Молодая гвардия клипмеикеров Вышли мы как-то из павильона «Мосфильма» во двор, чтобы продышаться немного. Сели на скамейку и стали разглядывать стайку юношей, почти мальчиков, сидящих на траве. Они такие симпатичные, одеты по моде, пахучие, приветливые. Щурятся от

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ КЛИПМЕНОВ

Из книги Записки актрисы автора Мордюкова Нонна

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ КЛИПМЕНОВ Прошлым летом мы вышли как-то из павильона "Мосфильма" во двор, чтобы продышаться немного. Сели на скамейку и стали разглядывать стайку подростков, почти мальчиков, сидящих на траве. Они такие симпатичные, одеты по моде, пахучие, приветливые.

«Молодая гвардия»

Из книги автора

«Молодая гвардия» Первой заметной ролью Юматова в кино стал образ Анатолия Попова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», рассказывающем о молодых подпольщиках, вчерашних школьниках, боровшихся с фашистами в оккупированном Краснодоне и геройски

«Молодая гвардия»

Из книги автора

«Молодая гвардия» Влеты и падения в актерской судьбе – обычное дело. Наверное, грустный список несбывшегося начинается именно с этого фильма. Как мы знаем, в легендарном фильме своего «крестного отца» Сергея Герасимова Георгий Юматов, на счету которого к тому времени

2. «Молодая гвардия»

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

2. «Молодая гвардия» В ноябре 1968 года я уже работал в редакции журнала. Через неделю или две собрал совещание критиков, прозаиков, искусствоведов, чтобы обсудить перспективный план редакции на будущий, 1969 год. В совещании приняли участие Олег Михайлов, Виктор Чалмаев,

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

Из книги 100 великих отечественных кинофильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» Киностудия им. М. Горького, 1948 г. Автор сценария и режиссёр С. Герасимов. Оператор В. Рапопорт. Художник И. Степанов. Композитор Д. Шостакович. В ролях: В. Иванов, И. Макарова, С. Гурзо, Н. Мордюкова, Б. Битюков, С. Бондарчук, Г. Романов, Л. Шагалова, Е. Моргунов, В.

Молодая гвардия

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Молодая гвардия Роман (1945–1946; 2-я ред. - 1951)Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли детские дома и сады, стада скота, грузовики, беженцы… Но переправиться через Донец они уже не

«Молодая гвардия» (журнал)

БСЭ

«Молодая гвардия» (издательство)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Молодая гвардия

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Молодая гвардия Выражение стало популярным в период наполеоновских войн, когда Наполеон разделил свою гвардию на две части - «молодую гвардию» и «старую гвардию», состоявшую из опытных солдат.В советское время «старой гвардией» называли старшее поколение большевиков,

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Основан в 1922 году (в 1942–1947 не выходил). Издавался как орган СП СССР и ЦК ВЛКСМ, за заслуги в развитии советской литературы и воспитании советской молодежи награжден орденом

Мы – «Молодая гвардия»…

Из книги Российская реклама в лицах автора Гольфман Иосиф

Мы – «Молодая гвардия»… Зарплата молодого специалиста. И ты не выдержал.Диплом-то защитил. А вот в аспирантуре действительно не задержался. Надо было выбирать, и я выбрал.Подался во фрилансеры?Нет. Уже с четвертого курса был зав. отделом сатиры и юмора «Студенческого

«Молодая гвардия»

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

«Молодая гвардия» Многим поколениям советских людей знакомы следующие слова из клятвы молодогвардейцев:«Я, вступая в ряды «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно

Молодая гвардия

Из книги Золушка в отсутствие принца автора Арбитман Роман Эмильевич

Молодая гвардия Итак, мэтры перешли на «новоделы», а ученики лучших мастеров НФ той поры - А. и Б. Стругацких - стараются принизить их достижения. Отчасти ради амбиций, отчасти с целью коммерции. Пять лет назад редактор издательства Terra Fantastica Андрей Чертков родил

Молодая гвардия / Спорт

Из книги Итоги № 37 (2012) автора Итоги Журнал

Признаюсь честно, в старших классах я "болел" романом Фадеева, смотрел несколько раз фильм Сергея Герасимова, очень переживал, что оказался болен, когда класс ездил на экскурсию в Краснодон, собирал книги и информацию о "Молодой гвардии". Это был не "идеологический зов", а искреннее восхищение подвигом своих сверстников. Это потом будет обнародована информация о том, что Фадеев, торопясь выполнить "заказ партии" прообразом предателя Стаховича сделал Виктора Третьякевича, что и стало потом одной из причин самоубийства писателя. Это потом "новейшие историки" будут копаться в деятельности организации, выискивать "жареные факты" и писать, что половина истории придумана идеологами партии и Фадеевым. Но ведь никто не может оспорить факт существования организации "Молодая гвардия" и того, что десятки молодых 18-летних ребят боролись и погибли мученической смертью. Это потом станет известно, что в сотне городов и сел, действовали комсомольские подпольные организации, где тысячи таких же молодых ребят отверженно сражались с оккупантами и так же геройски погибали. Например, в тот же самый период в Днепропетровске существовала молодежная подпольная организация Амур-Нижнеднепровского района, где лидерами были Павел Морозов и Галина Андрусенко. Днепропетровцы не меньше пустили эшелонов под откос (город ведь крупный ж.д. узел), не меньше расклеили листовок, убивали полицаев, освобождали военнопленных и т.д., и так же как краснодонские ребята, они были выданы и расстреляны после долгих допросов и пыток. Они не меньше были достойны того, чтобы стать всенародными героями, но "по разнарядке партии" известность досталась "Молодой гвардии". Например о подполье в Днепропетровске я узнал, учась в этом городе, из книги краеведа и писателя Владимира Дубовика. История днепропетровского подполья была темой нашего дипломного спектакля. Еще тогда я подумал - почему о краснодонцах знает весь мир, а ребятам из Днепропетровска только в 1976 году "додумались" установить памятник, и об их деятельности практически ничего не было известно. Я пишу это все только к тому, что в то советское "тоталитарно-пропагандистское" время мы узнавали о героизме тех, о ком нам рассказывали, а множество героев оставались для нас неизвестными и порой безымянными. Поэтому и художники как в картинах, так и в графике (благодаря роману Фадеева) воспевали только молодогвардейцев. Вот поэтому и получилась такая подборка.

Павел Соколов-Скаля Краснодонцы. 1948 г.

Семен Лившиц Молодогвардейцы слушают Москву.

Семен Лившиц Молодогвардейцы.

Это было в Краснодоне

Кто там улицей крадется,
Кто в такую ночь не спит?
На ветру листовка бьется,
Биржа-каторга горит.
Не найдут враги покоя,
Не опомнятся никак:
Над управой городскою
Кто-то поднял красный флаг.
Сила подвига святого
Молодежь ведет всегда.
Мы Олега Кошевого
Не забудем никогда.
Это было в Краснодоне,
В грозном зареве войны,
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны.
И сквозь дали вековые
Эту славу пронесет
Благодарная Россия
И великий наш народ.

Всеволод Парчевский Первые листовки.

Валериан Щеглов Иллюстрация к роману Молодая гвардия.

Моисей Вольштейн и Александр Фильберт Флаг над школой.

Песня о Краснодоне

Эти ночи, друзья,
Позабыть нам нельзя.
Степь кругом и не видно не зги.
Краснодон, Краснодон,
Ты во мрак погружен.
Над тобою лютуют враги.

Сердце, тише стучи
Что за шорох в ночи,
Что за шорох в ночи грозовой?
Это верных друзей
В тьме донецких ночей
Собирает Олег Кошевой.

Смелых дум не тая,
Дали клятву друзья,
Дали грозную клятву сердца.
А за правду свою
В беспощадном бою
Комсомольцы стоят до конца.

И вздымается дым
Над пожаром ночным
И предателя слышится стон.
Краснодон, ты не спишь,
Ты тревогу таишь,
Ты не сдался врагу, Краснодон!

Люди молча глядят,
Как над степью летят
Стаи вольных степных голубей
Сердце, громче стучи,
Каждый подвиг в ночи
Греет душу донецких людей.

Краснодон, Краснодон, -
Город светлых имен,
Не развеется слава твоя!
В каждом сердце навек
Твоей бесстрашный Олег
И его боевые друзья.

А. Варшавский В канун восстания.

Федор Костенко Непокорённые.

Моисей Вольштейн и Александр Фильберт Расправа.

Молодогвардейцам.

Мне снится: над военным Краснодоном
Холодный месяц в зимнем небе встал,
А под ногами пропастью бездонной
Зияет шурфа черного провал.

Как ночь светла... и месяц в небе стынет,
На снег бросая бледно-желтый свет.
Мне каждого из вас знакомо имя,
Я с вами... но меня ведь еще нет?

Я словно тень, я просто жалкий призрак!
Ничем я не сумею вам помочь.
Сейчас мерцанье ваших юных жизней
Потушит эта ледяная ночь.

Так неужели было все напрасно?
Смерть щерится из черной пустоты.
Звезд ледяных погаснет блеск бесстрастный -
Конец надежды и конец мечты.

Нет! Нет же, черт возьми, вы были правы!
На смену темноте приходит свет.
Да, каты учинят сейчас расправу,
Но за нее они дадут ответ.

И я сквозь сон, как сквозь тумана вату,
Кричу, пронзая эхом времена:
"Девятого... Девятого, ребята!
Окончится проклятая война!"

Валериан Щеглов Арест Ульяны Громовой. Иллюстрация к роману Молодая гвардия.

Глебов У.Громова читает в камере стихи Лермонтова.

Валериан Щеглов Иллюстрация к роману Молодая гвардия.

Слушайте, товарищи...

Слушайте, товарищи!
Наши дни кончаются,
Мы закрыты - заперты
С четырех сторон...
Слушайте, товарищи!
Говорит, прощается
Молодая гвардия,
Город Краснодон.

Все, что нам положено,
Пройдено, исхожено.
Мало их осталося -
Считанных минут.
Скоро нас, измученных,
Связанных и скрученных,
На расправу лютую
Немцы поведут.

Знаем мы, товарищи, -
Нас никто не вызволит,
Знаем, что насильники
Довершат свое,
Но когда б вернулася
Юность наша сызнова,
Мы бы вновь за родину
Отдали ее.

Слушайте ж, товарищи!
Все, что мы не сделали,
Все, что не успели мы
На пути своем,-
В ваши руки верные,
В ваши руки смелые,
В руки комсомольские
Мы передаем.

Мстите за обиженных,
Мстите за униженных,
Душегубу подлому
Мстите каждый час!
Мстите за поруганных,
За убитых, угнанных,
За себя, товарищи,
И за всех за нас.

Пусть насильник мечется
В страхе и отчаянье,
Пусть своей Неметчины
Не увидит он!-
Это завещает вам
В скорбный час прощания
Молодая гвардия,
Город Краснодон.

Михаил Поплавский Олег Кошевой на допросе.

Осколков Молодая гвардия. 1970 г.

Валентин Задорожный Краснодонцы. Они бессмертны.

***
Мы останемся тут,
В заметённой громаде берёзовой.
Распластавшись,
Обняв, как любимых, взъерошенный снег.
А деревья растут
Высоко над годами и грозами!
И под тяжестью нашей
Лесные закаты красней.

Натворила война,
Раскидала по камушкам крепости.
Но видней в довоенных альбомах курносый анфас:
Не горюйте по нам -
Мы навечно пропавшие без вести.
И запомните нас молодыми.
Запомните нас.

Дарья Верясова

"Молодая гвардия" г. Краснодон Луганской обл.

Виктор Третьякевич "Молодая гвардия" г. Краснодон Луганской обл.
Герой Советского Союза Олег Кошевой "Молодая гвардия" г. Краснодон Луганской обл.
Герой Советского Союза Ульяна Громова "Молодая гвардия" г. Краснодон Луганской обл.
Герой Советского Союза Иван Земнухов "Молодая гвардия" г. Краснодон Луганской обл.