Основные требования к педагогической технике. Педагогическая техника - один из важнейших элементов педагогического мастерства

Основные требования к педагогической технике. Педагогическая техника - один из важнейших элементов педагогического мастерства

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕНРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"НОВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ

ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "

(ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1")

Мутовкина Т.А., учитель

Индивидуальная педагогическая техника

учителя Мутовкиной Татьяны Анатольевны

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им на отдельных воспитанников и на детский коллектив в целом.

Педагогическая техника педагога является его индивидуальным стилем профессиональной деятельности . Существенное влияние на индивидуальный стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, общая культура, уровень профессиональной подготовки учителя, особенности его характера и темперамента, присущие данному педагогу нравственные ценности.

Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Одним из факторов, способствующим выработке индивидуального стиля деятельности, является взаимодействие с коллегами . Совместная (коллективная) педагогическая деятельность содержит огромные возможности активизации и обогащения социально и личностно значимых потребностей учителей (в информационном обмене, в ситуативном лидерстве и в защите от некомпетентных оценок, во взаимопомощи, эмоциональном комфорте, творческом самоутверждении).

Творческий подход к деятельности является следующим компонентом, оказывающим влияние на выработку индивидуального стиля деятельности. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - ученик" является делом педагогического искусства. Оно не терпит стандарта и шаблона. Искусство учителя проявляется в том, как он строит композицию урока; какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика.

Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы есть направленность его деятельности и профессионализм знаний. А.С. Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приемами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввел для обозначения этого явления понятие "педагогическая техника", которое напоминает педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, а и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Ведь "воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас".

Понятие "педагогическая техника" состоит из двух частей.

    Первая связана с умением педагога руководить своим поведением:

Техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой);

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

Социально - перцептивные способности (техника управления вниманием, воображением);

Техника речи (дыхание, дикция, громкость, темп речи).

    Вторая связана с умением повлиять на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса обучения и воспитания:

Техника организации контакта;

Техника внушения и т.п. (т.е. дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением)

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому можно условно разделить педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Сюда же можно отнести и визуальный контакт – техника, которую нужно сознательно развивать.

В начальных классах закладывается основа знаний и умений, еще только формируются учебные навыки. На протяжении долгого времени у младших школьников ведущей является игровая деятельность. В этих условиях мне, как учителю, при чтении или рассказывании часто приходится использовать различные голосовые модуляции для озвучивания животных или сказочных героев. Свои высказывания я сопровождаю жестами и мимикой для уточнения, дополнения, эмоционального аккомпанемента речи. Приходилось искать приемы удерживания внимания детей.

Постепенно у меня сложилась своя, индивидуальная, педагогическая техника.

При знакомстве с алфавитом в 1 классе большинству детей трудно соотносить звук и букву. Еще большую трудность они испытывают при чтении слогов и слов, т.к. происходит слияние звуков. Следовательно, сначала ребенку нужно придать правильное положение артикуляционному аппарату при чтении первой буквы, а затем изменить артикуляцию для произнесения следующего звука. Но как раз это и не может сделать обучающийся. Как ему помочь? Случайно, из неоднократных проб нашелся прием чтения при помощи кистей рук (похоже на сурдоперевод).

Выделяя звук в слове, мы "ловим" его (ко рту приставляем руку ладонью вверх, произносим слово, а на нужном звуке сжимаем ладонь в кулак).

Звук "А" – показываю пальцы, собранные в щепоть, а потом их открываю (имитация открывания рта при произнесении этого звука).

Звук "У" – вытянутые пальцы собраны вместе.

Звук "О" – указательный и большой пальцы соединены в кольцо, остальные направлены вверх

Звук "М" – пальцы собраны в щепоть.

Звук "Р" – пальцы, расположенные перпендикулярно ладони, поворачиваю несколько раз вправо-влево (дрожание языка).

Кроме того, буквы, цифры, правила помогают усвоить короткие стишки, которые легко запоминаются детьми:

Бедняжка буквы Ы

Ходит с палочкой. Увы!

Эта буква широка

И похожа на жука.

Тройка – третий из значков,

Состоит из трех крючков.

Половинка жука –

Получилась буква "Ка".

Стоп! Внимание!

Опасная компания:

ЖИ и ШИ

Пиши с буквой И.

Твердый согласный – сжимаем кулачок (камешек, лед), мягкий – обозначаем движением, которым гладят кошку.

Ударение в слове мы с моими учениками обозначаем ударом кулачка одной руки о раскрытую ладонь другой или можем "позвать слово из леса".

При знакомстве со сложными словами с двумя основами я "складываю" их. Например, слово "снегопад". Сказала слово "снег" в одну ладонь (как при выделении звука из слова), "падает" – в другую. Затем два кулачка сближаю до встречи, открываю ладони и произношу все слово "снегопад".

Такая техника помогает и на уроках математики.

Как мы сложные слова "складываем" при помощи кулачков, так мы двузначные числа "раскладываем по кулачкам". Например, число 23 – это 20 ("положили" в один кулачок) и 3 ("положили" в другой кулачок). Теперь можем решить пример: 23 – 20 (убрали за спину кулачок, в котором было число 20), осталось 3.

"12 карандашей разложили в 4 коробки поровну. По сколько карандашей в каждой коробке?" Сначала я действительно раскладываю карандаши по коробкам, и дети понимают, что для решения этой задачи нужно выбрать действие "деление". Затем заменяю этот процесс жестом: несколько раз провожу ребром одной ладони по раскрытой ладони другой руки. Постепенно дети начинают понимать суть действия, и им уже не нужны жесты.

У многих моих обучающихся монотонная, неэмоциональная речь, тихий или громкий голос, несформированное речевое дыхание. С целью формирования техники речи у детей учитель должен дать им образец своей речи. Для этого я использую физминутки, совместное чтение коротких текстов, заучивание стихов, инсценировки.

Сначала физминутки провожу я. Затем дети их запоминают и проводят сами, подражая моим интонациям, жестам, мимике. То же происходит при совместном чтении, заучивании детьми стихов, инсценировках. Постепенно дети запоминают эмоциональные, голосовые, жестовые шаблоны и начинают уже самостоятельно компоновать их и применять в соответствии с ситуацией или прочитанным текстом.

Важным моментом в своей педагогической технике считаю построение уроков по определенному плану. В этом случае дети знают, что если учитель сказал, например, фразу "Закрываем кассы", значит нужно выполнить это задание, открыть букварь и вставать на физминутку. Я считаю, что если обучающиеся знают, что их ожидает, это снимает неуверенность и страх перед неизвестностью и страхом с чем-то не справиться.

Это совсем не означает, что все уроки и занятия я провожу стандартно и уныло. И уж совсем не исключает творческого подхода в моей работе. На уроках я не только просто учу детей чему-либо, выдаю какую-то тему – я с ними беседую, советуюсь, играю, инсценирую, пою и много чего другого делаю в зависимости от ситуации.

В заключении хочу отметить, что считаю невозможным и неправильным копирование педагогической техники одним учителем у другого. Ведь каждый педагог – это человек со своим характером, темпераментом, взглядами на жизнь и т.д. А скопировать другого человека невозможно.

Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника - трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.С.Ма-каренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, можно выделить такие компоненты педагогической техники:

1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.

2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.



3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

4. Умение владеть жестами и мимикой.

5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

6. Умение педагогического общения

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих. Первая группа связана с умением руководить своим поведением, вторая - с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:

неумение поговорить с учащимся, его родителями;

неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

неумение преодолеть неуверенность;

неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

Например, возьмем начало урока: один учитель врывается в класс и не замечает учащихся, другой не может справиться со своим волнением и начать урок и т.п. Поэтому с целью своего, совершенствования педагог должен иметь в своем арсенале средств, форм и методов работы стандартные средства педагогической техники, которые апробированы и вытекают из педагогического опыта. Это даст возможность педагогу глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в воспитании. В тоже время «наличие «жестких» схем, моделей ни в коем случае не снимает необходимость размышлять. Но размышление на основе научных знаний и опыта существенно отличается от бесконечных киданий, шараханий, которые являются следствием педагогической беспомощности, а нередко и безграмотности»

К методам формирования педагогической техники относят:

Систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);

Систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;

Педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Подготовил:

Монино-2013

Современный этап развития системы образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров и к проявлению их творческой индивидуальности. Одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда – это индивидуальный стиль деятельности. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его способности приспособиться к объективно заданной структуре профессиональной деятельности , а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

В целом педагогическая деятельность достаточно сложна и многокомпонентна. Из всего многообразия её компонентов, пожалуй, более других выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический (по). Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в этом единстве является социально-психологический компонент, т. е. педагогическое общение, которое, в свою очередь, обеспечивает реализацию двух других компонентов.

В процессе общения складывается определённая система воспитательных взаимоотношений , способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Уровень профессионализма преподавателя той или иной дисциплины характеризуется его умением применять имеющиеся знания на практике преподавания, гибкостью в подходе к учащимся, возникающим ситуациям, а также умением ориентироваться в информации, работать с ней, восприимчивостью к текущим изменениям в системе образования. В случае с профессией преподавателя, можно сказать, что показатель профессионализма – это личное мастерство преподавателя, эрудированность, подготовленность, культура общения , а также широкий и разнообразный ассортимент приёмов, методов, тактик, способов преподавания, доходчивого донесения материала до учащихся.

Преподавательское мастерство включает в себя комплекс знаний, необходимых для преподавания вообще и преподавания по определённому предмету в частности. Оно подразумевает умение мыслить и оперировать педагогическими и психологическими категориями и понятиями. А также умение совокупность эмоционально-волевых приёмов, позволяющих достигать педагогических целей.

Каким образом осуществляется взаимодействие учителя и учащихся? Главным образом оно заключается в максимально эффективной передаче знаний, профессиональных навыков , определяющихся спецификой педагогического процесса. В частности, чрезвычайно важна обратная связь с учащимися. Умение не только говорить, но и слушать, умение чувствовать аудиторию или конкретного учащегося, умение «читать» по выражению лица, насколько учащийся хорошо понимает и усваивает материал. Не менее важно личное заинтересованное участие педагога в учебно-воспитательном процессе, способность заражать учащихся интересом к своему предмету.

В наши дни довольно весомой составляющей педагогической техники является широкое использование информационных и коммуникационных технологий, навыки в работе с ними, способность оперативно ориентироваться в них.

Разумеется, педагогическая техника ценна не как набор знаний и методов, а как живая материя, проявляющаяся и раскрывающаяся непосредственно в процессе общения преподавателя со студентами, и неотъемлемо связанная с личностью педагога. В частности, преподаватель должен не только досконально знать свой предмет, но и уметь доносить эти знания до своей аудитории, сообразно её уровню, находя формулировки, сообразные подготовленности учащихся и их продвинутости – будь то коллективное или индивидуальное занятие.

Понятие «педагогическая техника» восходит к 20-м годам прошлого века и с тех пор исследовалась и продолжает исследоваться многими педагогами и психологами (, и другие).

Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувства, соображения, делится выводами – посредством выразительных возможностей речи, мимики и жестов. Одна из ключевых задач педагога – добиться эффективного результата в обучении аудитории. Первостепенную роль здесь играет владение речью. Умение интересно и понятно подать материал, правильно расставить смысловые и логические акценты, подчеркнуть что-либо интонацией, способность пробудить интерес к самостоятельному изучению предмета. Среди других факторов можно назвать вовлечённость в процесс своим психическим и эмоциональным состоянием, уместную артистичность, умение видеть происходящее со стороны – всё это суть важные моменты в педагогической технике.

Ещё один метод, который может быть в арсенале преподавательской педагогической техники – это проведение урока-игры.

Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – это, пожалуй, условие, необходимое для эффективной его работы. Например, отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, сказал, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», то есть, педагог воспитывает каждым своим движением. В педагогических вузах имеет смысл преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом – в обязательном порядке, потому что все эти вопросы имеют самое прямое отношение к воспитательной технике.

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии? Как уже было замечено, педагогическая технология включает постановку целей, диагностику и, собственно, сам учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот педагог, который имеет возможно большее количество приёмов педагогической техники в своём арсенале, и свободно владеет ими. При этом он использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, находчив и способен к импровизации. Эти и другие приёмы педагогической техники могут и должны использоваться в педагогической технологии.

Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера (). Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений. Первая группа связана с управлением своим поведением - мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией. Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. Также к умениям педагогической техники относятся следующие: умение располагать к себе собеседника, передавать информацию через образы, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку. Умение мобилизовать творческое самочувствие перед предстоящим общением, способность управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий. Навыки в регулировании своего психического состояния; вызова «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и другие – то есть, определённое театральное мастерство.

Педагогическая техника может быть представлена также следующими умениями и навыками: выбором правильного тона и стиля в обращении с обучающимися, управление их вниманием; ощущением темпа речи и умение им управлять; владение словом, дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией; владение образной, красочной речью, техникой интонирования и выражения различных эмоций.

Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя является его методическое мастерство, оно проявляется в применении на занятиях наиболее эффективных методов преподавания; в сочетании учебного процесса с воспитательным; в организации самостоятельной подготовки студентов; в использовании технических средств обучения; в ведении учёта и контроля успеваемости, а также в разработке и использовании в практической деятельности методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Показатель методического мастерства преподавателя - правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала на основе целей и задач обучения. Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий, вызывающих интерес к обучению.

Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения , основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

отмечал, что развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Педагогическая техника, помимо прочего, оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т. е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Скажем, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приёмами саморегуляции психической деятельности ведёт к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т. п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Очевидно, что педагогическая техника - это важнейший инструмент педагога.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов описывает навыки педагога в управлении своим поведением, вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения.

Первая группа включает в себя следующие навыки: владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия), социально-воспринимающие способности (внимание, наблюдательность, воображение) и технику речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа – это дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и прочее.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу имеет смысл выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т. д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое приходится изрядный процент всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

По мнению, как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей. Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос - основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании».

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идёт от души воспитателя, когда в нём нет фальши, предубеждённости, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным и - это особенно важно - обращённым к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала».

Владение голосом связано непосредственно с развитием, так называемого, речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников. Овладеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие речевого дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох. Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция - это отчётливость и правильность произнесения звуков, которая обеспечивается правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечётким произнесением согласных («каша во рту»).

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но это случается нечасто. Впрочем, и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами атрофируется .

Можно вспомнить высказывание: «Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

Поговорим о педагогическом общении, как о стороне педагогической техники. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения, и конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Различают несколько видов педагогического общения, рассмотрим основные.

1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жёсткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет , обнаружив свою недостаточную компетентность.

2. Попустительский. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль наименее предпочтителен среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и её наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности.

3. Демократический. Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. В организации деятельности коллектива учитель занимает позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Театральный педагог заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...».

Такой стиль общения отличал деятельность. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

5. Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

6. Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

7. Заигрывание. Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.

Постепенно, однако, происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определённая устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Этот модуль также занимает важное место в формировании педагогического мастерства учителя. Рассмотрим некоторые компоненты педагогической техники: 1. Внешность учителя. С позиций педагогической техники внешность учителя включает в себя и одежду, и обувь, и прическу, и другие атрибуты внешности (украшения, макияж и др.). Таким образом, согласование компонентов одежды и артефактов, его дополняют, создает своеобразный ансамбль, который и называют внешностью.

В древности, когда только возникали элементы одежды, они удовлетворяли в основном утилитарные потребности человека. С развитием общества, а особенно в наше время, одежда отражает эстетические идеалы не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Рассматривая человека с позиций диалектической закономерности единства содержания и формы, можно говорить, что одежда, внешность вообще является средством выражения его содержания через форму. Такое проявление единства содержания и формы касается всех людей, а педагогов в первую очередь.

Одежда учителя, другие компоненты его внешности являются теми атрибутами, которые призваны гармонично дополнять его профессиональную деятельность. Все это должно быть подчинено решению тех или иных педагогических задач. Внешность должна быть "поставлена на службу" педагогической деятельности. При этом речь не идет о введении своеобразной униформы для учителей. Но не стоит прибегать к стилевых извращений, не доводить те или иные компоненты внешности к уродству. Ведь уже своей внешностью педагог влияет на настроения и чувства воспитанников, способствует формированию у них компонентов нравственно-эстетической культуры. Учитель идет в школу работать, поэтому его костюм, кроме эстетической выразительности, должна быть удобной для выполнения необходимых педагогических операций: писать на доске, работать с демонстрационным или лабораторным оборудованием, наклоняться, ходить между рядами парт и тому подобное.

Сочетание стиля моды, эстетической выразительности, удобства - вот ведущие критерии одежды и обуви учителя.

AC Макаренко неоднократно обращал внимание на место и роль внешности педагога в воспитании. "Я должен быть эстетически выразительным, - говорил Антон Семенович, - потому я ни разу не вышел из неочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по мере сил и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальное лицо. Даже когда у меня были неприятности, когда я болен, я должен уметь не проявлять этого перед детьми ".

В другом месте Антон Семенович замечает: "Нужна маленькая монография на такую тему, как влияние одежды учителя характер учеников, влияние мимики учителя на воспитание характера ученика".

С сожалением приходится констатировать, что часть учителей появляется перед воспитанниками, выходит на "педагогическую сцену», не заботясь о своей внешности. Это или халатность, необходимость в одежде, внешности вообще, или с целью показать "последний крик моды", что негативно влияет на воспитанников: помятый одежду, нечищеное обувь, грязная рубашка, оторванная пуговица, небритое лицо, яркий макияж, чрезмерная бижутерия и др. Для каждого учителя определяющим кредо должны быть слова русского писателя А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Одежда конкретного педагога должна соответствовать его морально-этическим взглядам, быть выдержанным, красивым, простым, выразительным и опрятным. Цвет, фактура, дополнения (пуговицы, пряжки и т.д.) также должны подчеркивать красоту, простоту, элегантность и скромность. Все это положительно влияет на настроение учеников, дисциплинирует их, способствует формированию чувства меры, не отвлекает внимания от учебных занятий.

Учителю нужно также заботиться, чтобы обувь была удобной, в меру элегантным и аккуратным. Поскольку ему приходится проводить уроки в классе преимущественно стоя, то требования к удобству обуви с точки зрения гигиены не имеют оставаться только благими пожеланиями. Ботинки на высоких каблуках, необычных модели и цвета, с дополнительными украшениями, со скрипом отвлекаться внимание учащихся от учебного труда и даже раздражать. Следовательно, и здесь необходимо чувство меры.

Для учителя-мужчины вопрос одежды решается значительно проще: два-три костюма умеренных тонов классического покроя, светлые рубашки, несколько галстуков и тому подобное. Нужно только беспокоиться, чтобы костюмы и рубашки были чистыми, выглаженными, а галстуки гармонировали с их цветом. Учитель-мужчина должен быть всегда аккуратно подстриженный, причесанный, выбритый. Ношение бороды и усов определяется чувством меры, особенностями строения лица и др.

Несколько сложнее учителям-женщинам. Но и здесь на первом плане должно были чувство меры, простота, умный подбор удачных ансамблей из различных элементов одежды. Учительнице следует воздерживаться от желания очень часто менять костюмы и платья, ежедневно создавать какие-то новые ансамбли в одежде. Во-первых, это может вызвать подозрение в ее недостаточной скромности. Во-вторых, такие действия учительницы могут привести к сосредоточению внимания учеников не на содержании учебного материала, а на "изучении" ее одежды.

Иногда педагогу, особенно в сельской местности, приходится работать в несколько осложненных бытовых условиях: пешком издалека добираться до школы, ходить в неблагоприятную погоду по грунтовой дороге. Поэтому приходится одевать теплую одежду, из обуви отдавать предпочтение старым ботинкам, сапогам или валенкам. В таких случаях в школе в специально отведенном месте учитель должен держать одежду и обувь, чтобы переодеться и переобуться.

Однако педагогу недостаточно быть осведомленным с общими требованиями к своему внешнему виду. Важно постоянно работать по определенной системе над формированием у себя соответствующих умений и навыков.

Учитель собирается на урок. Через 2-3 минуты звонок, после которого он включиться в сложный учебно-воспитательный процесс. Это своеобразный выход на сцену для исполнения ответственных педагогических действий. Здесь и нужна привычка: осмотреть себя перед зеркалом, позаботиться о "мелочи" - прическу, галстук, носовой платок и др. Последняя также должна быть чистой, правильно составленной (а не скомканной), располагаться в левом наружном кармане. Если нет кармана - в сумке, папке. Почему именно в левом кармане? Во-первых, это помогает сформировать привычку. Когда надо воспользоваться платком, не тратится время на ее поиски, а не отворачивается внимание учеников. Во-вторых, учитель, как правило, пишет на доске правой рукой. Если по завершении работы необходимо вытереть пальцы от мела, то удобнее и привычно достать платок левой рукой.

Для формирования умений и навыков слежения за своим внешним видом молодому учителю целесообразно придерживаться следующих требований и правил:

1. В зависимости от расписания занятий в школе составьте ориентировочный распорядок дня, зафиксируйте на листе бумаги и поместите на видном месте. Выделите время для ухода за собой, в том числе за одеждой, дополнениями к нему. Ежедневно карандашом отмечайте, сколько минут потрачено на ту или иную процедуру. Если в один из дней не хватило времени на это - поставьте на листе "0". Такой самоконтроль поможет вам выработать привычку следить за своей внешностью. Кроме того, это избавит вас от постоянного суетливого сбора на работу, опасения опоздать. Через некоторое время лист с напоминанием об уходе за одеждой можно будет снять.

2. Периодически просматривайте специальные книги и журналы для ознакомления с направлениями развития моды, заботьтесь о восстановлении своего гардероба.

3. Исходя из дома, обязательно осмотрите себя перед зеркалом.

4. Вы одели новый костюм или платье. Стоит проверить, насколько удобно будет вам работать в нем (ней) в классе. Перед зеркалом присядьте, поднимите вверх правую руку (пишете мелом на доске), затем обе руки (развешиваете таблицы), вернитесь справа, слева, сядьте на стул.

5. Добираясь на работу (пешком, автобусом, трамваем, троллейбусом, метро) следите, чтобы не испачкать одежды; не помять его, не остаться без пуговиц и тому подобное.

6. Вы пришли в школу. В гардеробе или учительской комнате осмотрите себя перед зеркалом, в случае необходимости перевзуйтеся, поправьте прическу и тому подобное. Оцените себя с позиций учащихся класса и своих коллег. Произнесите про себя: "Я готова (готов) к выходу".

7. Перед каждым следующим уроком снова посмотрите на себя в зеркало. При этом то и дело говорите себе: "И снова выход. Я готова (готов)".

8. Анализируйте с позиций педагогических требований одежду, внешний вид разных людей: своих коллег, товарищей, случайных прохожих на улице, киноактеров, артистов на спектаклях, на концертах, дикторов телевидения. Это будет способствовать формированию у вас умений анализа и самоанализа.

9. Наблюдайте, как ваши друзья, коллеги, ученики реагируют на ваш внешний вид, делайте соответствующие выводы.

Кроме общения с учениками в классе, вообще в пределах школы, учителю приходится вместе с ними участвовать в спортивных соревнованиях, туристических походах, общественно полезном труде и т. В каждом конкретном случае он должен подбирать одежду в соответствии с выполняемыми в этот момент профессиональных функций. Простота, скромность, адекватность определенной деятельности и здесь должны приниматься учителем за основу.

2. Владение своим телом. Владения телом является внешним проявлением педагогической техники. Учитель должен овладеть профессиональными умениями использовать свое тело (осанку, умение ходить, стоять, сидеть) как проявление педагогического мастерства.

Недостаточный уровень сформированности этого умения у учителя часто негативно влияет на организованность воспитанников. Вот лишь один пример поведения учителя в этом контексте.

Ученики 10-го класса после звонка на урок географии заняли свои места за партами. Ждут. Прошло две минуты. Открываются двери. Появляется фигура учителя: сначала голова, потом туловище; обе руки заняты (тетради, книги, под мышкой - географическая карта) С.Т. пытается закрыть за собой дверь; книги выпадают из рук, а за ними и карта. Учитель пытается поймать книги, но они рассыпаются по полу. Учеников разбирает смех. Два ученика вскочили с места и пытаются помочь. Наконец все собрали, кое-как разложили на столе. С.Т., несмотря на учеников, формально и поспешно говорит "Добрый день". Пиджак расстегнут, галстук сдвинулась в сторону. Наконец педагог овладел собой. Сел на стул, но он оказался шатким. Встал, рукой попытался стул на устойчивость и таки заменил его на другой. (Хорошо, что в классе был запасной стул). Ученики равнодушно смотрели на действия учителя. Наконец спросили: "Сергей Трофимович, а карту вешать на доску?" "Нет, нет, не надо, - ответил С.Т. - Потом повесим". Уже прошло пять минут урока.

Подобное поведение учителя не имеет ничего общего с проявлениями педагогического мастерства, является свидетельством того, что он не владеет техникой управления своим телом. Тело учителя должна работать на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Если театр, по словам Л.С. Станиславского, начинается с вешалки, то урок должен начинаться с того, как учитель заходит в класс. В соответствии с требованиями педагогической культуры учитель перед тем, как зайти в классную комнату, имеет на минуту остановиться перед дверью, расправить плечи (по выражению К. С. Станиславского, "Плечи на кол!"), Выпрямить все тело, придав ему вид уверенности; портфель, папку или другие материалы необходимо держать в правой руке левой рукой открыть дверь; переступив порог классной комнаты, закрыть дверь левой рукой, держа ее за спиной, и, повернувшись лицом к ученикам, уверенной походкой пройти к рабочему месту (стола); остановиться у стола и сосредоточить внимание на учащихся, тем самым психологически организуя их и мобилизовуючы на деятельность (ученики имеют встать навстречу в знак приветствия). Учителю уместно выражением лица, улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с воспитанниками. Он вежливо поздороваться с учениками, предложить сесть на свои места.

В ходе урока учитель должен постоянно управлять своим телом в зависимости от вида работы. Во время объяснения нового учебного материала педагогу надо находиться "в кругу внимания" (рабочий стол, классная доска, демонстрационный стол), чтобы иметь возможность удерживать внимание школьников. Не стоит забывать, что внимание, по выражению К.Д. Ушинского, - это своеобразные психологические ворота, через которые знания попадают в память. Поэтому ходить по классной комнате никак нельзя: внимание учеников приобретает форму маятника, рассеивается, снижает эффективность умственного труда.

Во время выполнения учениками самостоятельных учебных заданий учитель может сидеть за своим рабочим столом, ходить между партами и контролировать учебный труд воспитанников, помогать отдельным ученикам индивидуально (склониться над рабочим местом ученика), не отвлекая других учеников от работы. Когда ученики вовлечены в фронтальной работы - часть их работает за партами, а отдельные - у доски, - учитель выбирает такое место в классе, чтобы все ученики находились в кругу его внимания.

В ходе урока в зависимости от видов учебной работы учитель может воспользоваться стулом. Но и здесь надо соблюдать определенные элементов педагогической техники. Стоит учитывать на то, что воспитанники подвержены разнообразным выходок в отношениях между собой и с учителями. Вот несколько примеров таких ситуаций.

Молодая учительница биологии зашла в классную комнату на урок. Прошла к столу, раскрыла классный журнал и уверенно села на стул. И вдруг под ней послышался сильный взрыв. Учительница резко вскочила со стула и, не оглядываясь, выбежала из класса. В классе взорвался веселый смех. Один мальчик подошел к стулу, поднял с него остатки "взрывчатого вещества" и сообщил: "Да тут Нина Степановна раздавила только маленький шарик, вот оно и бахнуло". К концу урока учительница так и не вернулась в класс. После уроков в классе был разбор инцидента с участием классного руководителя и директора школы. Два мальчика признались, что таким образом решили пошутить с Ниной Степановной.

Бывают и безвинные случаи.

Учительница 2-го класса пришла на первый урок после выходного дня. Поздоровалась с учениками. Попросила открыть тетради с языка, записать дату, которая была написана на доске. Приступили к работе над словарным диктантом. Продолжая диктовать отдельные слова, Т.Г. решила присесть на стул. Вдруг стул под ней разломился и учительница оказалась под столом в неудобной позе. Дети испуганно смотрели, как Т. выбиралась из-под стола. Учительница успокоила учеников. Продолжили работать над словарным диктантом. После урока Т.Г. рассказала своим коллегам о оказии, которая с ней случилась. Смеялись искренне. Коллега, учительница 4-го класса, успокоила Т.Г. В минувшую субботу в помещении 2-го класса проводились собрания родителей учеников 4-го класса. Именно тогда одна мама, которая не помещалась за партой, села на тот стул и прилично надломила его. Так и оставили его у стола учительницы.

Итак, перед тем, как сесть на стул, необходимо незаметными движениями проверить его надежность, чтобы не попасть в подобную переделку (может быть сломана ножка стула, сиденья загрязненный мелом или краской или залито водой и т.п.); отставить стул от стола на нужное расстояние, чтобы свободно сидеть за столом, а также подниматься, снова садиться, не двигая стула с места на место. Сидя на стуле, стоит придерживаться правильной осанки (образец для учеников!) сиденья стула занимать полностью (свидетельство уверенности в себе).

Давая ученикам объяснение содержания и методики выполнения домашнего задания, учитель должен находиться "в кругу внимания", контролировать деятельность всех учеников.

Двигаясь между рядами парт или столов с целью предоставления учащимся помощи, контроля за выполнением ими самостоятельных задач, надо делать это спокойно, не отвлекать внимание учащихся стуком каблуков или другими раздражителями.

Слушая монологические рассказы учеников, учитель должен занять в классе удобное место, чтобы держать в кругу своего внимания ученика, который рассказывает, и весь коллектив класса. К тому же вне педагога, даже осанка головы (утвердительные кивки), дополнена определенными жестами, имеют выражать интерес тем, о чем рассказывает ученик, хоть это и не несет для учителя новой информации. Но здесь нужно немножко играть. Учитель всегда должен играть свою роль в сложном педагогическом действе.

В системе формирования умений владеть своим телом следует придерживаться определенных правил. В частности:

1. Учитывайте особенности своего тела, его преимущества и недостатки. Стремитесь к исправления последних.

2. Ведите себя естественно, но ваша естественность должна служить педагогической деле.

3. Заходите в классную комнату уверенно, смело, твердой походкой.

4. Все движения должны быть пластичными, экономными.

5. Во время объяснения нового учебного материала находитесь в "круге внимания" (в пределах рабочего стола, доски) не ходите по классной комнате, не уподобляйтесь "маятнику, что говорит".

6. При выполнении учащимися самостоятельных учебных задач ходите между партами, плавно переступая с ноги на ногу, следите за работой учащихся, помогайте им в случае необходимости.

7. Когда отдельные ученики работают у доски, выбирайте место, чтобы видеть всех учеников и контролировать работу тех, кто выполняет задание на доске.

8. Объясняя учебный материал с использованием доски, делайте на ней аккуратные записи, вытирая лишнее.

9. Правильно пользуйтесь указкой, когда демонстрируете записи на доске или наглядные пособия (таблицы). Стойте слева от доски, держа указку в правой руке.

10. Наглядные пособия располагайте так, чтобы они не мешали работать на доске.

11. Задавая домашнее задание, находитесь в "круге внимания"

12. В завершение урока вернитесь в "круг внимания", сообщите о конце работы. Ученики при этом должны подняться с рабочих мест, выражая этим благодарность учителю. Педагог должен уверенно выйти из класса, и только после этого из классной комнаты могут выходить ученики.

13. Вне классной комнаты (в коридорах, актовом зале, столовой и т.д.) учитель также должен следить за своим телом: быть подтянутым, походка уверенная, сбалансированная.

В непосредственной связи с техникой владения своим телом находится еще одно необходимое условие успешности профессиональной деятельности. Это психофизиологическое самочувствие педагога, которое имеет две стороны - внешний (физический) и внутренний (психический). Оба они являются существенными. Относительно актеров известный российский режиссер К.С Станиславский писал: "... для творческого самочувствия и для собственно чувства важны не только душевные, но и телесные свойства, способности, состояния артиста, необходимые для творчества. Ими проникнуты все творческие данные артиста, его физическое аппарат воплощения: голос, мимика, дикция, речь, пластика, выразительные движения, походка и др. Они должны быть яркими, красочными, чрезвычайно чувствительными, чуткими, обаятельными, имеют рабски подчиняться велению внутреннего чувства. Такое физическое подчинение духовной жизни артиста создает телесное творческое самочувствия, которое находится в полном соответствии с внутренним творческим самочувствием ".

Деятельность педагога - физическая и психическая - во многом зависит от физической свободы, состояния мышц. В процессе профессиональной деятельности часто препятствием становятся мышечные зажимы. Физическая (или мышечная) свобода педагога зависит от правильного распределения мышечной энергии.

Мышечная свобода - это такое состояние организма, при котором для определенного положения или для движения расходуется столько мышечных усилий, сколько это положение или движение требуют. Способность целесообразно распределять мышечную энергию - главное условие проявления пластичности тела человека. Это закон психофизической деятельности человека. Лицо, которое занимается публичной деятельностью (а учитель по своей профессиональной сущности вызван на педагогический подиум перед общественностью людей), не всегда может подчинить свою физическую поведение этом главному закону. Нередко ее сковывает "мышечный панцирь", "мышечные зажимы". Они тормозят психическую деятельность человека. Надо научиться снимать "мышечные зажимы", высвобождаться из-под "мышечного панциря", уметь оценивать свое состояние, мобилизовать свои физические возможности. В сфере спортивной деятельности общего потребления получили такие термины: "психическая готовность", "мобилизационная готовность", "предстартовая лихорадка", "боевое состояние" и др.

К.С. Станиславский так описывал взаимозависимость между физическим состоянием человека и его психической деятельностью: "Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует нашу деятельность, активность, как напряжение мышц сковывает психическую жизнь человека? Давайте проведем опыт: вот там на сцене стоит рояль; попробуйте поднять его.

Ученики с большим физическим напряжением поочередно поднимали угол тяжелого рояля. Умножьте скорей, пока держите рояль, 37 х 91 ... Не в состоянии? Ну тогда вспомните все магазины на нашей улице... И это не в состоянии... Попробуйте почувствовать вкус солянки с почками...

Чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, расслабить мышцы и только после этого окунуться в припоминания. Ли показывает это, что мышечное напряжение мешает внутренней работе? Пока существует физическое напряжение - не может быть и речи о правильном, изящное чувства и нормальное душевной жизни. Поэтому прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия.

Но не только сильный мышечный спазм нарушает правильную работу. Даже мизерные напряжения в каком-то одном месте, не сразу отыщешь в себе, может парализовать творчество ".

Как отмечает исследователь В.Ц. Абрамян, когда речь идет о мышечной свободу, имеют в виду прежде всего целесообразен распределение мышечного напряжения, которое создает оптимальные условия для включения всего двигательного аппарата в действие согласно главным законом пластики. Известно, что когда учитель проводит подряд 3-4 урока, он испытывает значительную физическую усталость, потому что во время занятий находился под прессом "мышечного панциря". Отсутствие мышечной свободы педагога может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его не должно быть; во-вторых, в чрезмерном напряжении тех мышц, участие которых в определенной степени необходима для конкретного физического действия. Надо учитывать и то, что когда учитель в процессе педагогической деятельности тратит много физической энергии, то его психические возможности не имеют оптимальных условий для их реализации.

Процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения должно происходить в следующей последовательности:

1-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на высвобождение мышц от лишнего напряжения;

2-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на овладение заданным объектом внимания;

3-й этап - превращение непроизвольного внимания на произвольную, на захват и возникновения чувства внутренней свободы;

4-й этап - ощущение определенной свободы (самопроизвольное исчезновение остатков мышечной несвободы во внешних, так и внутренних органах).

Таким образом, вопросы владения учителем своим телом является важным фактором формирования профессионального мастерства. Можно только сожалеть, что в процессе подготовки учителей-воспитателей в педагогических учебных заведениях мало внимания уделяется вопросам педагогической техники, как одного из условий становления педагогического мастерства. Каждому учителю, который стремится подняться до уровня проявления педагогического мастерства, необходимо самостоятельно работать над вопросами педагогической техники, в частности владения своим телом.

Приведем пример специальных упражнений, направленных на освобождение тела от мышечных зажимов, предоставление ему ощущение физической свободы.

Упражнение 1. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча (3-4 сек.). Не забудьте при этом мысленно повторять: "Я хочу быть сильным, крепким, мои мышцы сильно напряжены". А теперь расслабьтесь: руки падают вниз, осуществляя маятниковые движения.

Упражнение 2. Направленная на релаксацию (от лат. Relaxatio - облегчение, расслабление) - общее состояние покоя, расслабления перед сном, после напряженной работы. "Вне" и "маска" релаксации: сядьте в позу отдыха, разместитесь удобно и свободно, не застывая в начальной позе, чувствуя себя непринужденно (вызовите впечатление приятного отдыха после длительной прогулки). Облокотившись на спинку кресла, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться.

Для расслабления мышц лица выполните "маску" релаксации. Легко опустите веки, язык легко приложите к корням верхних зубов изнутри (произнесения звука "Т"). Подаете себе команды:

Расслабь лоб, брови - правую, левую;

Мягко опусти века - правую, левую;

Расслабь щеки - правую, левую;

Челюсти расслаблены, нижняя свободно опущена вниз;

Расслабь губы - верхнюю, нижнюю;

Расслабь мышцы шеи - голова откинута назад;

Расслабь плечи - плечи опускаются;

Расслабь руки - правую, левую;

Расслабь живот - он мягкий;

Расслабь ноги - правую, левую.

Дышите свободно, спокойно, медленно, ровно. Вы отдыхаете. Медленно повторяйте круг команд, проверяя, не забыли ли вы где-нибудь "зажимы".

В момент расслабления представьте (воспроизведите) картину отдыха (вы отдыхаете на пляже).

Отдохнув 2-3 минуты, выходите из состояния расслабления: потянитесь, сядьте прямо. Энергично подаете команду "сплетите пальцы рук перед собой! Выверни кисти ладонями наверх. С полным вдыханием воздуха подними руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опусти руки!"

Упражнение повторяйте 2-3 раза.

Упражнение 3. На формирование правильной осанки. Зсутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Затем, будто подняв свое тело (плечи, грудь), откиньте его назад и вниз, "наденьте его на позвоночник", как пальто на вешалку. Спина стала прочной, прямой, а руки, шея, плечи - свободными, легкими. Упражнение повторите 3-4 раза.

Упражнение 4. Во исполнение умышленных действий:

4.1. Сидите:

Чтобы отдохнуть;

Чтобы следить за работой учащихся у доски;

Чтобы слушать музыку;

Чтобы разглядеть интересный журнал;

4.2. Ходите:

Чтобы успокоить себя;

Чтобы отдохнуть;

Чтобы дождаться, когда ученики выйдут из класса;

4.3. Стоите:

Чтобы дисциплинировать учеников;

Чтобы разглядеть за окном, как падает снег.