Политическая система. профессиональное политическое руководство

Политическая система. профессиональное политическое руководство

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА.

Причины многообразия государственно-правовых форм в пределах одного и того же типа государств

Есть определœенная связь между типом и формой. Для рабовладельческого типа наиболее соответствующая форма монархия. Для феодального – монархия, республика (исключение Новгородская республика). Буржуазный тип – республики, конституционные монархии (исключение). Этот анализ устанавливает связь между типом и формой.

Необходимо выявить факторы, влияющие на это:

1. Уровень экономического развития (определяет в конечном счете);

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства и на международной арене;

б) Степень остроты политической борьбы;

в) Национальные и культурные традиции;

г) Географическое положение.

Почему после революции во Франции республика, а в Англии – монархия? Во Франции соотношение политических сил – буржуазия, сильная борьба. В Англии – равновесие слабая политическая борьба, стремление к компромиссам и в результате ограниченная конституционная монархия.

В страны Восточной Европы изменяют политические силы в пользу Советского Союза.

Политическая система возникает как результат взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Основная цель - наиболее эффективное управление политическими, социальными и экономическими процессами общества на основе изучения интересов различных слоев населœения, на основе которых принимается политически взвешенные, оптимальные решения.

В учебниках политическая организация общества (политическая система общества) определяется как совокупность государственных и общественных организаций, принимающих участие в политической жизни. Это рабочее определœение. Его наличие не означает, что существует однообразный подход. Существуют различные взгляды на понимание политической системы, её субъектного состава и др.

Политическая система - ϶ᴛᴏ совокупность государственных и негосударственных объединœений, участвующих в политической жизни общества. Следующие субъекты:

1. Государство;

2. Политические партии;

3. Общественные объединœения.

Итак, политическая система рассматривается как организационный срез организации политической жизни общества.

Вторая точка зрения: предлагают включать не только политические организации, но и идеи, политические отношения между субъектами, нормы, регулирующие политическую деятельность. Некоторые авторы предлагают включать и отдельную личность, нацию, народ.

Существует проблема: тождественны ли понятия "политическая организация" и "политическая система общества"? Термин "политическая система общества" возник позже, в конце 70-х годов, когда стал наиболее популярен системный метод. Тогда некоторые авторы применили иной подход к пониманию политической системы. В политическую систему должны входить не только организации (в виде общественных объединœений, государства, политических партий), но и отношения, возникающие между ними, нормы, которые регулируют данные взаимоотношения и деятельность данных организаций, правовое политическое сознание, опосредующее политические и правовые диалоги данных организаций. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие было расширено до понятия политической надстройки. Возникает вопрос: насколько это правомерно?

1. идеи, взгляды

2. отношения, которые складываются на их основе

3. организации, которые реализуют идеи, взгляды через взаимодействие

Политическая надстройка : политические взгляды, идеи, политические отношения, политические организации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если мы расширим объем категории "политическая организация", то мы доведем его до объема категории "политическая надстройка". А это ничего хорошего не дает. Следовательно, такое расширение не оправдано. Более верно оставить за политической надстройкой организационные средства политической жизни. Некоторые авторы помимо государства, политических отношений включают другие элементы: одни - отдельные личности как самостоятельные субъекты политической системы, другие - нации, народности, классы. Т.е. так называемые социальные общности. В процессе полемики возникает вопрос о критериях отбора элементов политической системы. Данный вопрос был детально проработан Марченко Н.Н. в монографии "Политическая организация современного общества". Он предложил в качестве критерия следующие классифицирующие признаки:

1. Материальный (субъектом может быть только материальное образование; не соответствуют - взгляды, идеи, отношения)

2. Организационный (субъектом политической системы может быть не любое материальное образование, а то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в той или иной степени организационно оформлено; не соответствует - нация, отдельная личность).

3. Политический критерий. В качестве данного критерия можно рассматривать:

1) участие в осуществлении государственной власти (но тогда за бортом окажутся оппозиционные партии и общественные отношения, получается "картина правящего класса": государство + правящие партии),

2) участие в политической жизни. Правильно руководствоваться данным критерием.

Политика – это, прежде всœего взаимоотношения между государствами, оформление базовых направлений, форм и методов решения задач. Ядро политики властеотношения по поводу завоевания, удержания и использование власти.

Политика:

а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти;

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определœение базовых направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определœенных теорий, взглядов.

Политическая жизнь - реализация данных политических отношений. Возникает вопрос о месте Церкви. Раньше ее не включали. Сфера политической жизни - шире, чем сфера жизни государственной. Церковь оказывает определœенное воздействие, влияние на политическую жизнь, однако к государству не относится. Исключать ее из политической системы не стоит.

В рамках этих критериев можно провести классификацию субъектов.

По политическому критерию:

* Государство

* Политическая партия

* Общественные объединœения:

* политический характер (молодежные объединœения)

* относительно политический характер

* косвенный характер (спортивные общества, общества филателистов)

Политическая система и политическая организация общества - понятия равнозначные по объемы.

Могут ли быть нелœегальные субъекты политической системы? Политика более широкое понятие чем государственная деятельность. По этой причине всякая деятельность, в связи с этим всякая деятельность, которая не легальна, тоже является политической.

Основные направления политической системы проявляются в ее функциях. Функции политической системы :

1. Интеграционная (интегральная) функция, объединительная (объединяет различных субъектов политической жизни в рамках единой политической системы);

2. Распределительная функция (в рамках политической системы распределяется политическая власть, особенно через выборный механизм одни захватывают более влиятельные рычаги);

3. Функция выявления и учета интересов различных социальных групп, так как цель политической системы наиболее эффективное управление экономикой, социальными и политическими процессами в обществе;

4. Функция определœения базовых направлений развития политической системы (для России актуален вопрос формирования правового государства)

5. Воспитательная функция (приобретение политического опыта͵ опыта социальной активности. Наибольшее влияние оказывают общественные объединœения, формирования).

Классификация, типология политических систем может происходить по различным критериям.

1. Политическая система, основанная на распределительной системе отношений . Результаты труда сознательно распределяются государственными чиновниками. Эти чиновники организуют производство, распределяют продукцию, определяют цены. Место человека зависит от его связей (родственных, политических и др.). Социальная среда не стабильна, в не заложен порок – уравнительность, которая становится господствующей идеологией, убивает мотивация к труду. Такая среда порождает соответствующую политическую систему, характеризующуюся высокой ролью государства и аппарата. Оно вмешивается во всœе сферы жизни общества. Характерна однопартийная система. Как правило, роль политической партии законодательно закреплена и, как следствие, сращивание государства и партийного аппарата – партийные государства. Глава партии – глава государства. Политические системы закрыты, затруднен обмен идеями, информацией. Идет консервация общественной жизни. Все это порождает социальное иждивение и политическую терпимость населœения.

К примеру, СССР - одна форма собственности (государственная), уравнительная система распределœения, централизация власти и политической системы, однопартийность. Государство контролирует всœе сферы общественной жизни.

2. Политическая система, основанная на рыночной, товарно-денежной основе, свободном предпринимательстве. Деньги, как эквивалент соизмерения результатов труда, регулируют систему экономики. Положение в обществе определяется активностью, предприимчивостью, капиталом. При этом, имущество может быть приобретено и нечестным, преступным путем – возможны социальные потрясения. Эта модель более динамична и стабильна.

Политическая система характеризуется тем, что государство является организатором условий для рыночной экономики. Политический плюрализм, многопартийность. Собственность охраняется и гарантируется государством. Такая система является либерально-демократической моделью общественного развития последних десятилетий ХХ века. Государство действует в организационно-правовых формах, что обеспечивается конституционным регулированием.

3. Смешенная, переходная социальная среда – конвергационная (от 1 к 2). Пример - наша политическая система. Смешанная политическая среда и система. Существенный недостаток – нестабильность и противоречивость, содержит несовместимые политические институты. Это Россия 20-х годов в период НЭПа.

Cтраница 1


Политическая функция включает обеспечение социального партнерства и политической стабильности в обществе за счет снятия напряженности в обществе, продуцирующейся различиями в уровне жизни населения.  

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.  

Политическая функция социальной защиты способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные объективные различия в уровне жизни различных слоев населения.  

Помимо политических функций государство осуществляет также экономические функции.  

Земства были лишены каких-либо политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земству отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных.  

Земства были лишены каких-либо политических функций.  

Помимо собственно культурных функций, образование выполняет в обществе также экономические, социальные и политические функции. Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями.  

В то же время, государственная организация общества в ее политической функции направлена на стратегическую задачу обеспечения долговременного существования данного строя, и на решение этой задачи работают многие политические структуры. Однако общество должно поддаваться реорганизации, изменению. Если политическая система закрывает все возможности доступа к власти новым стратам коррекций в распределении прибавочного продукта, она дает тем самым основание тем, кто ставит под угрозу ее законность и указывает на насильственно-принудительный характер. Вместе с проявлением насильственного господства в обществе возрастает значение и потребность в легитимации для господствующих слоев. Религия в такой ситуации должна изыскать способ установления долгосрочных связей с существующей политической системой. Исторические модели этих связей многообразны и зависят как от степени взаимопроникновения общества и государства, так и от степени организованности религиозных систем, но задача одна - обеспечить лояльность масс по отношению к государственному строю.  

Нарастание репрессий вело к тому, что ведомство Семена Годунова стало приобретать все более широкие политические функции.  

Троцкий также вносит предложение: считая, что после сложения 4 членами ЦК ответственных политических функций, выход их из ЦК не вытекает из сложившегося положения и грозит стать точкой отправления раскола в партии, ЦК предлагает им оставаться в составе руководящего учреждения партии, сохраняя за ними право свободной агитации против принятого ЦК решения.  

Выполнение обязанностей Генерального секретаря и заместителя Генерального секретаря несовместимо с осуществлением каких бы то ни было политических функций. Ни Генеральный секретарь, ни любой заместитель Генерального секретаря не могут занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо иную работу без одобрения Административного совета.  

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые ему необходимы для выполнения экономических и политических функций. В состав государственных финансов входят: государственный бюджет (будет рассмотрен далее), внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном.  

Важной составляющей финансовой системы РБ являются государственные финансы, которые должны обеспечивать государство денежными средствами для выполнения экономических, социальных и политических функций.  

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.  

Принятие Закона СССР о Т.к., в котором определены их основные права и обязанности, полномочия в управлении и выполнении ими экономических, социальных и политических функций, служит отражением возрастающей их роли в развитом социалистическом обществе (см. Полномочия трудового коллектива, разд. Новый закон отражает взятый партией курс на дальнейшее всемерное развертывание социалистической демократии, на то, чтобы каждый труженик чувствовал себя подлинным хозяином на своем предприятии и представителем всей страны.  

Распределительная политика – это комплекс действий предпри-ятия, обеспечивающих физическое доведение товаров до потребите-лей, их продажу и организацию реализации. Задачами распределительной политики являются: Планирование объемов продаж на рынках; Формирование сбытовой сети; Выбор каналов, методов сбыта и посредников; Организация складирования и товародвижения; Организация сервиса.

Инструментами распределительной политики являются: Каналы распределения; Методы и формы сбыта товаров; Посредники; Фирменные продажи; Сервис; Логистика сбыта (складирование и транспортировка). Эффективное управление сетью сбыта товаров. Критериями эффективности распределительной политики явля-ются скорость товародвижения, уровень издержек обращения, объ-емы продаж и прибыль, качество обслуживания клиентов. Каналы распределения – совокупность посредников, которые участвуют в доведении товаров от производителя до потребителей. Характеристиками каналов являются длина и ширина. Длина – количество промежуточных звеньев между предприяти-ем и потребителем; ширина – количество посредников на каждом уровне. Ширина канала – количество посредников находящихся на одном уровне канала распределения. Распределение – процесс обслуживания целевых рынков, обеспечение доставки целевым потребителям в нужное время и в нужное место.

Организация перемещения в определённой последовательности товаров в процессе их продажи.

Маркетинговые решения в области распределения:

1) Формирование каналов распределения; 2) Выбор торговых посредников и установления с ними долгосрочных и взаимовыгодных партнёрских отношений; 3) Организация новых форм продажи продукции (прямой маркетинг, франчайзинг, лизинг, электронная торговля);

Две основные функции распределения:

Обеспечение доступности товара через формирование каналов сбыта; - физическое перемещение товара (маркетинговая логистика).

Канал распределения – совокупность промежуточных звеньев, вовлечённых в процесс продвижения товара с целью обеспечения их доступности для конечного потребителя.

Промежуточные звенья: - простые посредники; - оптовые торговцы; - розничные торговцы.

Предложение товаров конечному потребителю: - в розничной торговле это мерчендайзинг; - в лицензированной торговле это франчайзинг; - в прямых контактах с потребителем это директ-маркетинг.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 25. Распределительная политика предприятия.:

  1. 20. Система распределительных отношений. Социальная политика государства
  2. Ценовая политика предприятия: понятие, инструменты, риски, виды. Значение ценовой политики для предприятия.
  3. 28. Сущность, задачи и функции распределительной (сбытовой) логистики. Распределительная логистика и маркетинг.
  4. 24.Понятие и задачи распределительной логистики. Правила распределительной логистики.
  5. Цели ценовой политики предприятия и их отражение в политике ценообразования.
  6. 13. Ценовая политика предприятия. Этапы разработки и реализации ценовой политики.
  7. 24.Соотношение учетной политики предприятия для целей ведения бухгалтерского учета и учетной политики для исчисления налога на прибыль.

Функции политологии

Структура политологии

Учитывая зависимость оттого, как определяется предмет политологии, видится и её структура. Так как мы определили политологию как интегральную науку, то её структура принято понимать как совокупность различных наук.

В первую группу входят науки, непосредственно изучающие политику, а именно:

Политическая философия;

Учение о политических институтах;

Теория международной политики;

Политическая история.

Во вторую группу входят науки, занятые изучением взаимодействия политики с другими сферами. К этим пограничным наукам относятся:

Политическая социология;

Политическая психология;

Политическая антропология;

Политическая география и др.

В политологии выделяют также два уровня – уровень теоретических и уровень эмпирических исследований.

Делœение на эти уровни следует отличать от делœения на фундаментальную и прикладную политологию . В случае если первая занята удовлетворением чисто познавательных потребностей и нацелœена на развитие науки, то вторая решает практические вопросы – управления конкретными политическими конфликтами, обеспечения процесса выборов, консультирования органов политической власти и т.п. При этом фундаментальная политология может включать в себя эмпирические исследования, к примеру, изучение политических ориентаций населœения, а какое-либо прикладное политологическое исследование должна быть выражено в теоретическом исследовании, к примеру, в обобщенном анализе перспектив процесса демократизации в России.

Политология играет важную роль в обществе. Её основными функциями являются:

а) описательная . Политология дает ʼʼнаборʼʼ понятий, с помощью которых можно описать явления политической жизни;

б) объяснительная . Политология показывает, с чем связаны те или иные политические явления, раскрывает их причины;

в) теоретико-познавательная . Политология раскрывает общее и существенное в политической действительности, выявляет её закономерности, создает теоретические модели политики в целом и ее компонентов;

г) информационная . В рамках политологии происходит накопление материала о тех или иных событиях политического характера, к примеру, о деятельности определœенных политических партий, государственных деятелœей. Этими данными можно воспользоваться при решении тех или иных теоретических и практических проблем;

д) образовательная . Политология как учебная дисциплина дает знания об одной из важных сторон общественной жизни – о политике;

е) мировоззренческо-воспитательная . Политология участвует в процессе формирования мировоззрения людей, способствует формированию их ценностных ориентаций, мотивов как внутренних побудительных сил их деятельности;

ж) критическая . Политология способствует выявлению недостатков в организации политической жизни, содействует устранению старого, отжившего, мешающего функционированию и развитию общества;

з) охранительная . Политология, показывая закономерность, объективную крайне важно сть существования политических институтов, важность соблюдения норм, регулирующих политическую жизнь, границы между возможным и невозможным, предохраняет общество от непродуманных экстремистских действий, подрывающих основы социального порядка;

и) идеологическая . Эта функция состоит в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целœей, реализация которых отвечает интересам тех или иных социальных общностей;

к) прогностическая . Одной из задач политологии является предвидение будущего. Это касается и глобальных процессов в мировой политике, и таких частных вопросов, как вероятность победы на выборах в органы власти того или иного кандидата;

л) проективная . Политология занимается составлением проектов, планов создания, модернизации политических институтов, организации политической жизни в целом. Все современные политические системы существовали вначале в умах политических мыслителœей и лишь затем были постепенно воплощены в реальность. Специализацией ряда политологов является быть ʼʼархитектором от политикиʼʼ;

м) инструментально-практическая . Политология помогает в решении практических задач: специалисты-политологи вырабатывают рекомендации по проведению выборов в органы власти, предлагают возможные варианты решений проблем, консультируют политических деятелœей;

н) гуманистическая . Политология в целом содействует решению социальных проблем мирными средствами, способствует ориентации политики на служение благу человека.

Функции политологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции политологии" 2017, 2018.

  • - Функции политологии

    Предназначение и роль политологии находят свое проявление прежде всего в выполняемых ею функциях. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост... .


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Термин «политология» образован из двух греческих слов: «политика» (государственные и общественные дела) и «логос» (знание), исходя из чего можно дать следующее определение: политология – это наука о политике, политической жизни общества. Объектом исследования... .


  • - Методы и функции политологии

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы... .

    Функции политологии (от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решениеприродно-характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает... .


  • - Функции политологии

    1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Повторное обращение к определению политологии позволяет сказать, что политология – наука о политическом интересе; политических субъектах; политической деятельности; политических организациях; поли­тической культуре и сознании; политических отношениях (т.е. наука, об... .


  • Лекция № 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

    Основные вопросы

    1. Политическая система: сущность и структура.

    2. Функции политической системы.

    3. Типология политических систем.

    Прежде чем приступить к рассмотрению политической системы общества, необходимо вспомнить общее понятие системы. Нужно сказать, что в политологию оно пришло из физики и биологии. Общая теория систем была создана в середине ХХ века. Один из ее основателей Людвиг фон Берталанфи определил систему как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменятся и все остальные тоже, и, следовательно, изменится вся совокупность.

    Взаимосвязанность, взаимозависимость всех элементов власти ощущалась давно, но научное оформление понятия «политической системы» было сделано Истоном и Алмондом только в 50-60-е гг. XX в., в результате кризиса бихевиоризма.

    Под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

    Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками.

    1. Она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяется на всех его членов.

    2. Она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения.

    3. Ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного.

    Среди множества определений политической системы наиболее распространенным является следующее:

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных объединений, политических отношений и правовых норм, посредством которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

    Если говорить образно, то политическая система - это своего ро­да система сосудов, по которым течет политическая власть. Т.е. основой, стержнем политической системы является политическая власть, также как основой экономической системы является собственность.

    В науке принято выделять пять основных компонентов (элементов), составляющих структуру политической системы: политические институты, политические отношения, политические принципы и нормы, политическое сознание и культура, политический режим.

    К политическим институтам (организационному компоненту политической системы) относят государство, политические партии, общественные организации и движения, а также трудовые коллективы и средства массовой информации.


    По степени вовлеченности в политическую жизнь и реализации власти институты подразделяются на три вида:

    а) Собственно-политические, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо к этому стремятся. Это - государство и политические партии и движения. Ведущее место принадлежит государству. Оно является опорой, ядром политической системы, концентрирует в ней основную полноту власти.

    Политические партии выражают интересы и цели определенных классов и социальных групп. Одно из главных назначений партий является достижение власти в государстве, для реализации этих интересов.

    б) Несобственно политические институты: профсоюзы, молодежные союзы, кооперативные объединения и другие. Для них политика лишь один из видов деятельности.

    в) Неполитические организации. Это - добровольные союзы, общества, например, спортивные, творческие, охраны природы и т.п., деятельность которых не связана с осуществлением политической власти, но в какие-то моменты развития общества может политизироваться.

    К числу неполитических организаций относятся и трудовые коллективы. Их предназначение - выполнение производственных задач. Политическое в их деятельности вызревает по мере того, как они исчерпывают возможности решения производственных задач экономическими методами, а также при осуществлении политических функций, которые для них не являются профессиональными.

    Активным и самостоятельным институтом политической системы являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Их влияние на политическую жизнь так велико, что их не случайно сегодня называют четвертой властью. Важно учитывать, что часть средств массовой информации являются собственно политическими, так как принадлежат политическим партиям и отражают партийные взгляды, некоторые СМИ занимаются политикой время от времени, а многие СМИ далеки от политики и освещают дела культуры, спорта, уголовной и светской жиз­ни.

    Второй (коммуникативный) элемент политической системы - это политические отношения , которые складываются в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это отношения между политическими институтами, между субъектами и объектами политики, между гражданами и государством.

    Отношения могут носить различный характер: сотрудничества и противоборства, согласия и конфликта, нейтралитета и оппозиции, координации и субординации и т.п.

    К третьему (нормативному) компоненту политической системы относят политические принципы и нормы . Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных принципов и правовых норм.

    Политические принципы и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяют желательное и не­желательное, дозволенное и недозволенное. Правовые нормы закреплены в конституции и базирующихся на ней законах, в других нормативных актах: указах, пос­тановлениях, инструкциях.

    Большое значение имеют в политической жизни и неписанные нормы, нормы морали и этики. Например, не лгать, не скверносло­вить...

    Четвертым (идеологическим) компонентом политической системы являетсяполитическое сознание и политическая культура . Они представляют собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы ценностных ориентаций, политических представлений, установок и политического поведения. Проявляется политическая культура в поведении граждан. Большое значение в формировании политического сознания и куль­туры принадлежит идеологии.

    В результате взаимодействия всех четырех названных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический порядок (политический режим). Политический режим - это определенный политический климат, способ осуществления политической власти в данном обществе.

    Чаще всего выделяют три типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

    Функции политической системы.

    Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Функции - это определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровнях.

    На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.

    На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.

    На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.

    На макроуровне выделяю следующие функции:

    1. Программная – то есть определение общих коллективных целей и задач развития общества. Цели могут носить глобальный характер, и открыто объявляться (Программа построения коммунизма), а могут только присутствовать в заявлениях кандидатов на выборах.

    2. Интеграция - обеспечение связей, координации между всеми элементами политической системы в достижении каких-то целей.

    3. Адаптация - это функция приспособления к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам. То есть происходит обеспечение поддержки широких слоев населения. Слабость адаптации - это признак закрытости системы, потери легитимности.

    4. Функция самосохранения сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики. Достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой существующей системы.

    Макрофункции конкретизируются в функциях среднего уровня (медиафункциях):

    1. Функция социализации направлена на включение в политическую жизнь новых молодых поколений.

    2. Функция рекрутирования сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающих систему. Наличие в стране требуемого количества чиновников, полицейских, политиков, активность избирателей - все это результат рекрутирования.

    3. Функция регулирования - политика регулирования цен, налогов, конфликтов и многое другое - все это формы регулирующей функции.

    4. Мобилизационная функция - это собирание финансовых, матери­альных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики.

    5. Распределительная (дистрибутивная) функция - это распределение, ресурсов, благ, услуг и статусов на основе стратегических или тактических соображений.

    6. Функция реагирования проявляется в умении реагировать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия.

    К микрофункциям политической системы относят: выявление и интеграция интересов, их перевод в решения или ответ на вопрос «что делать?», принятие решений, обеспечение под­держки.

    Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Но в различных политических системах возможна абсолютизация каких-то одних функций в ущерб другим, а значит и деформация всей политической системы.