Понятие и виды выборов. Муниципальные выборы

Понятие и виды выборов. Муниципальные выборы
Понятие и виды выборов. Муниципальные выборы

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

Каждому совершеннолетнему гражданину своей страны предстоит совершать множество политических действий, хоть некоторые об этом даже не подозревают. И одними из самых главных среди них являются выборы. Это могут быть выборы мэра города, президента, парламента. Но факт остается фактом.

Понятие и определение выборов

Выборы — это один из самых основных компонентов современной политики. Без одного лишь этого компонента невозможно формирование нового правительства страны или органов власти в других демократических организациях (если речь идет о выборе председателя профсоюза, акционерного общества и т. п.).

Если же говорить об этой процедуре лишь как о необходимом действии по отношению к формированию новой государственной власти, то выборы — это возможность избрания новых органов власти страны путем открытого голосования граждан. Другими словами, данный процесс позволяет народу получить то правительство, которое он считает наиболее эффективным и ответственным по отношению к делам государства.

Цели и задачи выборов

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что выборы - одно из самых распространенных явлений в жизни социума, так как они охватывают разнообразные институты и уровни правления, например выборы президента, парламента, местных органов власти (мэра или председателя сельского совета).

Но даже и это не полный список. Ведь избирать можно и членов профсоюза, о чем говорилось выше, либо президента школы, колледжа, университета. Такое многообразие дарит гражданам большие возможности. Они могут участвовать в политических действиях страны и прямым образом влиять на общественные дела внутри всего государства или какой-либо инстанции.

Ввиду своего многообразия, выборы призваны решать следующие задачи:

  1. Предоставлять правомочные полномочия властям. При помощи названной процедуры граждане наделяют своих представителей правом на осуществление политической, экономической и дипломатической деятельности по отношению к государству.
  2. Оценивать авторитетность кандидатов. Именно результаты выборов позволяют увидеть реальный рейтинг представителей политических сил, показать, насколько их идеи по отношению к развитию государства востребованы и насколько их избирательные программы убедительны для граждан.
  3. Предоставлять свободу в политических действиях внутри демократического общества. При помощи выборов граждане могут участвовать в политической жизни государства, самовыражаться за счет избрания кандидатов.

Виды государственных выборов

Существует несколько основных видов государственных выборов:

  • прямые (всеобщие);
  • косвенные;
  • частичные (дополнительные).

К первым относятся те, где участвуют граждане либо всей страны, либо отдельного региона. Это выборы президента страны, мэра города, представителя сельского совета и т. д.

Для косвенных выборов, наоборот, характерно то, что избранием занимаются выбранные гражданами представители (например, депутаты). К таковым относятся выборы судей или представителей палаты парламента и т. д.

Для частичных выборов характерно то, что они проводятся в тех случаях, когда необходимо заменить одних депутатов другими. Например, подобные выборы могут происходить, когда некоторые депутаты досрочно ушли в отставку, а их необходимо заменить другими для осуществления дальнейшей политической деятельности.

Помимо вышесказанного, могут быть и другие выборы - это местные, региональные и национальные, а также очередные и внеочередные выборы. Последние более подходят парламентским формам государства, где представителей выбирают согласно срокам, указанным в соответствующих законах либо в случае досрочного их роспуска.

Кто имеет право на выборы

Все граждане, которые достигли совершеннолетия, имеют право на участие в описываемой процедуре. Например, в РФ это лица, которым выполнилось восемнадцать лет. То есть гражданин страны, которому есть или выполнится 18 лет на момент проведения выборов, уже имеет право голосовать за своего кандидата на соответствующий пост.

Кроме того, право на выборы имеют все, кто является гражданином страны, независимо от пола, расы, национальности, происхождения, религиозности и т. д. Об этом и о других не менее важных деталях говорится в ст. 4 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Как известно, все мы в настоящее время живем в правовом государстве. А правовое государство — это форма организации государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Человеку дается удивительное право — право участвовать в выборах! Выборы в правовом государстве представляют собой одну из безусловных базовых ценностей современной российской государственности, незыблемых основ конституционного строя России.

Провозгласив свободные выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, Конституция РФ возвела их в ранг необходимого условия сосуществования и функционирования механизма демократии в нашей стране.

Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.

Ваш голос может быть решающим! Именно народ формирует органы государственной власти. От этого зависит не только Ваше будущее, не только будущее населенного пункта, в котором Вы проживаете, но и будущее Российской Федерации в целом! Выборы должны быть легитимные и честные

Максимальная явка избирателей – это залог честных выборов

Волеизъявление – это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.

И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.

Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность1 всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства -Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобра-зующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важ-

1 В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus - законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. 358

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

нейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослу-шания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государст-вен-ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между разными кандидатами, проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, "народные избранники" традиционно получали, по официальным данным, 98-99% поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства. В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следо-II

Глава 21. Избирательная система Российской Федерации 359

вательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь

Страница

демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, - это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Еще по теме § 1. Значение выборов в демократическом государстве:

  1. § 4 Законные условия для вступления в брак. – Первое условие – свободное сознание сторон. – Понятие о принуждении. – Обычай женить и выдавать замуж в семье и в отношениях вотчинной власти. – Право государства принуждать к браку. – Историческое значение авторизации к браку. – Требование родительского согласия по иностранным законодательствам. – Ограничение свободы в браке со стороны государства и общины. – Постановления русского закона. – Хозяйственное значение брака в крестьянском быту и его пос
  2. § 3 Содержание обязательства. – Положительное и отрицательное. – Обязательство дать или исполнить. – Взаимное обязательство. – Нераздельные и делимые обязательства. – Действие возможное и невозможное; известное и неизвестное. – Разделительное обязательство и значение выбора. – Определение предмета родом, видом и особью. – Значение денег.
  3. Выбор линейного мышления - это выбор прожить жизнь в танце частиц.
  4. § 24 Особое значение целого семейства в торгующем купечестве и в бывших податных сословиях. – Финансовое и хозяйственное значение семейного раздела. – Особое значение семейства в отправлении рекрутской повинности. – Семейная община у Индусов.

Социальная ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

Избирательное право и избирательный процесс обнаруживают и фиксируют политологические и социологические характеристики власти, ее социополитическую динамику и структуру взаимоотношений между личностью и государством и, шире, культурно-исторический тип отношений властвования и господства, установившийся в обществе на той или иной стадии его развития. Через избирательное право и его систему просматривается не декларируемая, а реальная политическая структура, ее институты, нормы, ценности и правосознание общества и государства.

Избирательное право является базовой юридической структурой, внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право определяет два важнейших признака политической демократии – общенародный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) – только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации – собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям уже как политической публично-правовой корпорации.

Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов – времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве.

Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили:

1. Всеобщее избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

2. Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан на выборах на равных основаниях. Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.

3. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

4. Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент – состязательность кандидатов на выборах. Наличие этого принципа есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции РФ содержатся конституционные основы избирательной системы Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителями этого конституционного права.

Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст – 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ – 21 год, Президентом РФ – 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.