Избир курии 11 дек 1905. Государственная дума в россии

Избир курии 11 дек 1905. Государственная дума в россии

Начало российскому парламентаризму положил знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г., написанный С.Ю.Витте и подписанный Николаем II. Этот Манифест можно считать своеобразной октроированной конституцией, в котором наряду с наличием дарованных политических свобод, и обещавшим «незыблемые основы гражданской свободы», было положение о созыве Государственной думы, как представительного законодательного учреждения с ограниченными правами.
11 декабря 1905 г., в разгар московского вооруженного восстания, был издан закон о выборах в Государственную думу. Закон сохранял куриальную систему. Выборы не были всеобщими. Признав за Государственной думой законодательные права, самодержавие стремилось их ограничить Правилами от 8 марта 1906 г. из ведения думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Император сохранял полноту власти над силовыми министерствами, и внешнеполитическим ведомством. Он мог в перерыве между сессиями издавать законы, которые затем должны были утверждаться в думе.

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 - кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 - беспартийных, 97 - трудовиков, 18 социал-демократов. Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральным вопросом, который стал предметом обсуждения, был аграрный вопрос. Именно этот вопрос и вызвал кризис в работе думы, и она была распущена.
Вторая Государственная дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума еще более левой, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал- демократов, 37 - эсеров, 16 - народных социалистов, 104 - трудовиков, 98 - кадетов, 54 - правые и октябристы, 76 - националистов и т.д.
Центральным вопросом второй Государственной думы был все тот же аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский проект решения аграрного вопроса. Мнения по этому животрепещущей проблеме в думе разделились. Видя, что левая часть думы настроена на революционный метод решения аграрного вопроса и не способна вести «органическую работу», самодержавие 3 июня 1907 г. распустило думу, опубликовав при этом новый избирательный закон.

Вопросы:
Назовите основные причины, приведшие к первой русской революции.
В чем основной смысл Манифеста от 17 октября 1917 года?
Назовите основные российские партии социалистического направления. Подумайте, что между ними общего, и что их различает?
Назовите основные российские партии либерального направления. Каковы их основные программные положения. В чем они принципиально отличались от социалистических партий?

Избирательный закон от 11 декабря 1905 вводилась куриальная система выборов. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужщины моложе 25-ти лет. На основе этого закона были избраны I и II Дума. Судьба их была печальна, обе были разогнаны царём. 3 июня 1907 года издан новый избирательный закон, по которому были избраны III и IV Дума.

Указ Правительствующему Сенату от 11 декабря 1905 г. , внесший некоторые изменения и дополнения в Учреждение Государственной думы и Положение о выборах, расширил число избирателей за счет понижения имущественного ценза, предоставил избирательное право рабочим, но до всеобщности выборов было еще очень далеко.

Для царского избирательного права характерно и неравноправие избирателей. Оно обусловливалось, прежде всего, куриальной системой выборов. Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905 г. , предусматривало подразделение избирателей на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей, крестьян. Этот принцип сохранился и в последующих избирательных законах. Была добавлена только еще рабочая курия. Куриальная система действовала и при выборах в земское и городское самоуправление. Уже сама по себе она обеспечивала неравное представительство от различных социальных групп, с выгодой для имущих классов, особенно для дворянства

Статья 9 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. прямо перечисляла категории населения, лишаемые избирательных прав. Это, прежде всего, женщины, общее бесправие которых дополнялось таким образом и политическим бесправием. Лишалась избирательных прав молодежь до 25 лет, ибо царизм боялся этой наиболее взрывчатой части народа. Специально оговаривалось отстранение от выборов учащихся, ибо студенчество широко участвовало в революционном движении. По западноевропейской традиции лишались права голоса военнослужащие, что прикрывалось фальшивым лозунгом "Армия - вне политики". В действительности это устраняло от политической жизни миллионы трудящихся, из которых в основной массе состояли вооруженные силы. Не участвовали в выборах "бродячие инородцы", т. е. кочевые народы. В царском манифесте от 3 июня 1907 г. прямо говорилось, что "Государственная дума должна быть русской по духу"*(420).
Разумеется, закон не допускал к выборам иностранных подданных. Для пассивного избирательного права было еще одно национальное ограничение: депутатами Государственной думы не могли быть лица, не знающие русского языка.
Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого явился имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечисляет, какие имущество, доходы, квартиру нужно иметь, чтобы получить право голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме нет, - нет и избирательных прав.

В начале XIX в. в системе высших государственных учреждений России появилось новое - Государственный совет 1 . Формально это был законосовещательный орган, однако вряд ли можно безоговорочно считать его "учреждением абсолютистской монархии" 2 . В действительности Гос. совет играл самостоятельную роль в выработке крупных решений 3 , причем случаи утверждения царем мнения меньшинства Гос. совета были исключительно редки 4 , а немалое количество случаев несогласия царя с решениями Гос. совета свидетельствует о независимости формулировавшихся в его среде мнений.

Этому не противоречит и то, что сложилась практика обхода его посредством Комитета министров, Синода, Военного совета, всеподданнейших докладов и др.; резолюциями Николая I о желательности тех или иных решений; назначениями великих князей его председателями и т. п. Это было учреждение, которое терпели. Недовольство Гос. советом, подозрения по его адресу, стремления его обойти - все это непременно всплывало при царе с обостренным чувством самодержавия 5 . Наоборот, в условиях либерального царствования роль и значение Гос. совета возрастали.

Трудно совместить с представлениями о Гос. совете как "учреждении абсолютистской монархии" и долгий срок его существования. Социально-экономическое развитие размывало основы абсолютизма, между тем Гос. совет с течением времени обнаруживал не признаки увядания, а наоборот, способность легко и быстро - простым включением в свой состав выборных от населения - превратиться в представительное учреждение. С этим и связаны были стремления либералов усилить влияние Гос. совета и их "излюбленная мечта" о преобразовании его в буржуазном духе 6 . В этом направлении советовали царям отступать в трудные моменты их царствования П. А. Валуев (1863), вел.князь Константин Николаевич (1866), М. Т. Лорис-Меликов (1880), В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирский (1904), Д. Ф. Трепов (1905). Тенденция, выразившаяся в проектах названных бюрократов, привела, в условиях революционного кризиса начала XX века, к образованию Гос. думы 7 .

Акты 20 февраля 1906г.- проявление противоположной тенденции; они, по сути, не уступка 8 , а контрреформа. Потому, во-первых, что ни одна из противоправительственных сил в 1905 г. не добивалась преобразования Гос. совета - все хотели его упразднения 9 . Во-вторых, и в содержании реформы не было ничего, что можно было бы трактовать как уступку. Ее авторы понимали, что без выборных членов невозможно ожидать "нормальных отношений" Гос. совета с Думой (С. Ю. Витте), рассчитывали, что выборы придадут учреждению "нравственную силу и вес в глазах широких масс населения" (С. Е. Крыжановский), и стремились привлечь те силы, для которых неизбежные "социальные увлечения" Думы представляли опасность, - привлечь с тем, чтобы опереться на них в борьбе с Думой. А чтобы сделать эту борьбу эффективной, важно было не просто уравнять Гос. совет в правах с Думой, а обеспечить ему преимущество - сделать его "верхней палатой". Реформа 20 февраля оказывалась единственным способом сохранить Гос. совет как фактор законодательства и, не допуская непосредственного противостояния Думы царю, обеспечить возможность парализовать всякую угрозу с ее стороны. Современникам противодумский смысл преобразования был очевиден 10 . Другое дело, что за это приходилось расплачиваться: реформа Гос. совета закрепляла законодательную Думу в системе высших учреждений империи и тем затрудняла возвращение к дореволюционному порядку вещей, чего желали сторонники неограниченного самодержавия. Поэтому граф А. Д. Игнатьев и увидел в реформе Гос. совета упразднение его как "совета монарха", а это, утверждал он, "уже решительный шаг к конституционному устройству страны"; страшной "уступкой" казалось правым сановникам и включение в состав Гос. совета выборных членов 11 .

11 декабря 1905 г. после того, как было подавлено вооруженное восстание в Москве, издается Указ об изменении Положения о выборах в Государственную Думу, которым значительно расширялся круг избирателей. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции.

К трем куриям прибавилась четвертая - рабочие. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. По новому закону предусматривались 4 избирательные курии: от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Схема выборов уполномоченных от предприятий было следующей: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одном уполномоченному, от крупных предприятий – 1 уполномоченный от полной тысячи рабочих. Таким образом, давалось преимущество мелким предприятиям и ограничивалось представительство от крупных, где был организованный пролетариат. Крестьянские выборы были четырехстепенными: первую степень образует волостной сход, вторую - съезд уполномоченных от волостей, третью - губернское избирательное собрание.

Изменения в Положении о выборах в Государственную думу

3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции. Председатель Думы Ф. А. Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: «был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина и К° против народного представительства и основных государственных законов».

Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало «Основные государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой.



В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.


Новый избирательный законсохранил антидемократические положения прежнего закона и добавил еще три:

1) в 53 губерниях Европейской России выборщиков перераспределили таким образом, что крупные помещики получили 49,4% выборщиков, рабочие и крестьяне - около 25%.

2) изменили порядок выбора депутатов: прежде их избирали выборщики от курий, теперь - все губернское избирательное собрание;

3) народы Средней Азии и Сибири, кочевые народы полностью лишили права голоса. В Царстве Польском из 37 депутатов оставили 14, на Кавказе из 32 депутатов - 10.

Закон 3 июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали соответствовавший надеждам правительства результат выборов.


«…Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.



На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле» .


Тема 2. Деятельность Государственной Думы
в России в 1906–1917 г.г.
    Манифест 17 октября 1905 г. и избирательный закон 11 декабря 1905 г.
В течение всего 1905 г. правительство не могло взять инициативу в свои руки и тащилось в хвосте событий, хотя полиции удалось провести удачные операции по пресечению подготовки «революционных партий» к восстанию. Труднее было справиться с забастовочным движением. «Революционные» партии умело проводили антигосударственную агитацию и имели договоренность о совместных действиях против правительства. Встал вопрос о созыве более широкого представительного парламента, но прежде нужно было предоставить политические права населению России.
События между тем нарастали. В октябре в крупных городах началась политическая стачка, в которой, наряду с рабочими, участвовали и представители технической интеллигенции. 8 октября 1905 г. прекратилось движение на Московской железной дороге, к 17 октября значительная часть дорог была парализована. Закрылись фабрики, не выходили газеты, в крупных городах почти не было электричества. Николай I I отверг предложение о чрезвычайных мерах и назначении «диктатора».
Видя остроту положения, Николай обратился за помощью к Витте, которому недавно удалось подписать на более или менее приемлемых условиях соглашение с Японией. 9-го октября Витте представил государю меморандум с изложения текущего положения дел и программой реформ. Констатируя, что с начала года «в умах произошла истинная революция», Витте считал указы от 6-го августа устаревшими, а поскольку «революционное брожение слишком велико», он пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не станет слишком поздно». Он советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.
Поколебавшись неделю, Николай решил поставить свою подпись под текстом приготовленном Витте на основе меморандума. Но при этом царь считал, что нарушает присягу, данную во время вступления на престол. 17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограниченной монархии.
Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:
1) даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;
2) не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начало развития общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3) установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.»
«Объединенное правительство» образовало Совет министерства, председателем которого (т.е. первым русским премьер-министром) был назначен Витте.
Манифест устанавливал политические права для граждан России: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избирательных прав. Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозглашалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государственной думы. Таким образом, Россия вступила на путь достаточно зрелого парламентаризма.
Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность власти на местах и не внесло скорого успокоения. Если умеренно-либеральные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей ("не желали нагайки, завернутой в пергамент конституции"); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.
Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то революционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих города контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов – толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы.
3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крестьянские надельные земли.
    Избирательный закон от 11 декабря 1905 года
11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими извыборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.
Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.
Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.
    Деятельность I и II Государственной Думы (1906–1907 гг.)

Дума: надежды и реальность

После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.
Дума - это первый опыт представительного (т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. Наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения. Об этом очень красноречиво сказал П.Н. Милюков: "Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее".
В разгар Московского восстания был опубликован указ
о выборах в Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Царь так выразил свое опасение: идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня - всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и, прежде всего рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин.
Избирательное право не было равным. Все выборщики делились на курии - сословно-цензовую систему представительства. Для буржуазии существовала двухступенчатая система выборов, для рабочих - трехступенчатая, для крестьян - четырехступенчатая.
Это позволяло отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов.
20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.
За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало "Основные государственные законы", в которых за царем оставался титул самодержца.

Состав Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе.

Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики - 97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-демократы -18.
Трудовики - это парламентская группа. В нее входили крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные врачи, статисты и т.д. Многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.
Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу, хотя впоследствии Ленин признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.
57 % членов аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении "за справедливое вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 - из помещиков и на 1/3 – из представителей власти.
По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом. Трудовики тоже допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти крестьянам бесплатно.
В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип "принудительного отчуждения земель".
В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством - с другой.

Думский кризис.

13 мая 1906 года глава правительства И.Л. Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении Госсовета, в политической амнистии.
Дума негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии "народного представительства". Кадеты предупреждали, что появление министерства переносит центр тяжести народного сочувствия от партии "народной свободы" к партиям революционным.
Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.
Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А.Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы.
В ответ на это около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению властям: "... ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть избранными.

Июльский политический кризис в стране. Наступление реакции.

Разгон Первой Думы был воспринят революционными партиями как сигнал к выступлению, активным действиям. Меньшевики хотя не провозглашали курс на вооруженное восстание, но призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики усилили подготовку к всенародному восстанию, которое, по их мнению, могло начаться в конце лета - начале осени 1906 года. 14 июля
в Гельсингфорсе состоялось совещание революционных партий (социал-демократическая фракция и трудовая группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, Всероссийский учительский союз и т.д.). Они призвали крестьянство к захвату помещичьих земель, к борьбе за созыв Учредительного собрания. В июле 1906 года поднял восстание гарнизон в Свеаборге. В восстании участвовало до 2 тысяч солдат и матросов крепости.
Им помогали отряды финской Красной гвардии. 18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская перестрелка между мятежной крепостью и верными правительству войсками. К Свеаборгу подошла эскадра, которая прямой наводкой начала обстрел восставших солдат и матросов. Несмотря на поддержку матросов Кронштадта, восстание в Свеаборге 20 июля было подавлено, а его руководители казнены.
В 1906 году председателем Совета министров стал Петр Аркадьевич Столыпин.
19 августа 1906 года Столыпин подписал указ о введении военно- полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 года. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати.
Деятельность Столыпина вызвала ненависть революционеров. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение. Погибло несколько десятков человек, включая и покушавшихся, но премьер не пострадал.
Столыпин выступил инициатором ряда важнейших решений. В июле 1906 года вышло правительственное сообщение, в котором говорилось о недопущении посягательства на помещичью земельную собственность. В августе – сентябре Столыпин издает ряд указов по крестьянскому вопросу, а 9 и 15 ноября он формирует основные положения аграрной реформы, получившей название столыпинской.

Вторая Дума. Аграрный вопрос в Думе.

20 февраля 1907 года открылась Вторая Дума. С начала 1907 года наметился небольшой рост стачечного и крестьянского движения. Социал-демократы и эсеры отказались от тактики бойкота, использовали предвыборную кампанию для пропаганды своих идей. В Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, представители других левых партий и сочувствующие им беспартийные - всего 222 человека. Вместе с тем в Думу было избрано 54 черносотенца и октябриста, а кадеты потеряли 80 депутатских мест. Таким образом, Вторая Дума оказалась еще более левой чем Первая Дума, но здесь заметнее было и политическое размежевание.
Центральным вопросом в Думе остался крестьянский. Трудовики и другие левые группы предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе “левый блок”.
Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”. Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу, во что бы то ни стало”. На практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать острых законопроектов. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.
Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность.

Разгон Второй Думы. Конец революции.

1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, 3 июня 1907 года царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции.
Председатель Думы Ф.А. Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: это “был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина против народного представительства и основных государственных законов”.
Государственный переворот 3 июня 1907 года означал конец революции.
    Государственный переворот 3 июня 1907 г. Избирательный закон 1907 г. III и IV Государственные Думы
Государственный переворот 3 июня 1907 г.
3 июня 1907 г. были обнародованы царский Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. "Основных государственных законов", согласно которым "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы". Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал собой поражение революции 1905 - 1907 гг. и наступление реакции. Хотя революция 1905 - 1907 гг. и потерпела поражение, ее историческое значение было огромно. Она не только явилась серьезной школой революционной борьбы, "репетицией 1917 года", в чем ранее видели главное ее значение. Но в первую очередь она серьезно потрясла основы российского самодержавия, которое было вынуждено пойти на ряд существенных уступок: созвать законодательную Государственную думу, провозгласить ряд свобод, в том числе свободу вероисповедания, отменить цензуру, легализовать профсоюзы, заняться аграрной реформой в деревне. Рабочие добились сокращения рабочего дня и повышения заработной платы. Таким образом, революция 1905 - 1907 гг. принесла определенные завоевания народным массам.
Революция 1905 - 1907 гг. получила и большой международный резонанс. Она способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии, Австро-Венгрии, Бельгии. Но особенно значительно было ее влияние на страны Востока. Под влиянием революции 1905 - 1907 гг. в России произошли антифеодальные революции в 1905 - 1909 гг. в Иране, в 1908 г. в Турции, в 1911 - 1913 гг. в Китае, развернулось национально-освободительное движение на Балканах, в Индии и Индонезии.

Избирательная система 1907 года - система выборов по Положению о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года, принятому после роспуска II Думы (см. Третьеиюньский переворот). Избирательная система использовалась при выборах в Государственные Думы III и IV созыва. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах проправительственного большинства. В то же время, усилившаяся непропорциональность избирательной системе привело к общему снижению доверия населения и к Думе, и к царскому правительству.

История создания избирательного закона 1907 года

Идея о необходимости изменения избирательного законодательства 1906 года, давшего неудачный (с правительственной точки зрения) состав депутатов I Думы, возникла в правительственных кругах в самом конце 1906 года, немедленно после того, как прошли выборы во II Думу, результатом которых оказалось еще большее усиление роли революционных партий.
Первым из министров инициативу проявил государственный контролер П. Х. Шванебах, изложивший свое предложение Николаю II при докладе 13 января 1907 года. Идеи Шванебаха состояли в том, что Дума должна быть распущена, избирательный закон изменен в выгодном правительству направлении, созыв новой Думы - отложен на год при условии продолжения работы Государственного Совета. Император присоединился к идее Шванебаха и сообщил, что некоторые шаги в данном направлении уже делаются. Премьер-министр П. А. Столыпин отделался замечанием о том, что Шванебах «ломится в открытую дверь». Видимо, в этот момент в министерстве внутренних дел уже велась работа по составлению нового закона. Однако, как показали дальнейшие события, Столыпин выбрал выжидательную тактику и не предпринимал активных действий до конца весны 1907 года.
Между тем отношения между правительством и II Думой, открывшейся 20 февраля 1907 года, все более ухудшались.
К маю 1907 года ближайшим товарищем министра внутренних дел С. Е. Крыжановским было составлено три варианта нового избирательного закона. В первом варианте предполагалось полностью разделить курии землевладельцев, горожан и крестьян, не объединяя их в общем губернском избирательном собрании, а также учредить особую курию для евреев. Второй вариант, как принятый, подробно описывается в последующих разделах данной статьи. Третий вариант предусматривал предоставление выбора членов Думы губернским и уездным земским собраниям. Третий вариант изначально считался неудачным и не рассматривался всерьез. Все варианты были разработаны эскизно, для обсуждения министрами предназначался не полный текст закона, а упрощенные схемы и таблицы.
Второй вариант Крыжановский условно называл «бесстыжим». Так называемая «бесстыжесть» заключалась в том, что хотя закон предусматривал куриальные выборы и гарантировал фиксированное минимальное представительство куриям крестьян и рабочих, окончательный выбор депутатов из выборщиков данных курий принадлежал общему губернскому избирательному собранию, большинство в котором всегда имели землевладельцы и горожане высшего имущественного ценза. Таким образом, крестьяне и рабочие посылали в Думу таких представителей, которые выбирались из их числа помещиками и богатейшими горожанами.
Заседания правительства, посвященные обсуждению нового избирательного закона, начались только в начале мая 1907 года, когда полная невозможность наладить сотрудничество с Думой была уже совершенно очевидной. Совещания министров проходили в конспиративной обстановке - из зала заседаний были устранены все чиновники канцелярии, не составлялось журналов заседаний. Обсуждение в Совете министров выявили разделение позиций - П. Х. Шванебах и министр финансов В. Н. Коковцов держались мнения об изменении избирательного закона и годовой отсрочке созыва новой Думы, братья министр иностранных дел А. П. Извольский и обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский считали, что Думу надо распустить, а затем действовать по ситуации, министр юстиции И. Г. Щегловитов выступал за роспуск Думы и новые выборы по старому закону, П. А. Столыпин и остальные министры выступали за роспуск Думы, новый избирательный закон и немедленный созыв новой Думы. Так как Совет министров не пришел к единому решению, было предложено просить императора назначить дальнейшие совещания в расширенном составе, с привлечением авторитетных членов Государственного Совета.
20 мая ситуация изменилась. Министр юстиции объявил правительству о нахождении при обыске на квартире члена Думы Озола документов, свидетельствующих о групповом участии членов Думы - социал-демократов в противоправительственном заговоре. Дальнейшее развитие событий было легко предсказуемым. Ожидался запрос правительства в Думу о снятии с подозреваемых депутатов неприкосновенности, отказ Думы и ее последующий роспуск (последующие события точно соответствовали данным предположениям). Стало очевидным, что новый закон должен быть принят в наикратчайший срок.
К дальнейшему обсуждению ситуации были привлечены члены Государственного Совета, бывшие министры И. Л. Горемыкин, А. С. Ермолов, А. Г. Булыгин и М. Г. Акимов. Три совещания в расширенном составе прошли вяло и привели к малоопределенным выводам.
В результате, П. А. Столыпин вынужден был взять инициативу в свои руки и, не дожидаясь общего решения министров, предложить Николаю II выбор из трех имевшихся вариантов нового избирательного закона, считая необсуждаемым условием немедленный созыв новой Думы. 29 мая Николай II выбрал вариант, который сам автор законопроекта С. Е. Крыжановский называл «бесстыжим». Крыжановский приступил к составлению полного текста закона и сумел написать (по эскизным вариантам) обширнейший и сложный документ за двое суток.
1 июня Государственной Думе было предъявлено требование об отстранении от заседаний 55 депутатов и снятии неприкосновенности с 16 депутатов социал- демократической фракции. В ночь с 1 на 2 июня необходимые документы были отпечатаны в обстановке повышенной секретности и утром 2го июня отправлены в Петергоф на утверждение Николаю II. Министры, собравшиеся в ожидании прибытия подписанных указов, обсуждали, как будет целесообразнее провести их в жизнь - распустить Думу немедленно, или же дать ей один день для выполнения требований правительства. Указы прибыли от императора с письмом, в котором говорилось: «Я ждал целый день извещений ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет нечисто, а пойдет в затяжку. Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твердость.» После этого указ о роспуске Думы и избирательный закон были обнародованы утром 3го июня. Эти события часто описываются как Третьеиюньский переворот.
III и IV Государственные Думы
В III Думу было избрано: умеренно-правых и националистов - 97, крайних правых - 50, октябристов - 154, прогрессистов - 28, кадетов - 54, трудовиков - 13 и социал-демократов - 19, мусульманская группа - 8, польско-литовская - 18. Пост председателя Думы последовательно занимали октябристы: помещик Н. А. Хомяков, которого сменил в 1910 г. А. И. Гучков, а затем (с 1911 г.) М. В. Родзянко.
На первых же заседаниях lll Думы, открывшей свою работу 1 ноября 1907 г., образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).
Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. За пять лет своего существования (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, на которых было рассмотрено 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный. Из 2197 утвержденных Думой законопроектов большинство составляли законы; о сметах различных ведомств и управлений, ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет. В 1909 r..правительство вопреки ОГЗ изъяло из ведения Думы военное законодательство. В механизме функционирования Думы были сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Госсовет были распущены на 3 дня).
В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее был октябрист М. В. Родзянко. Основными фракциями IV Государственной думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли -два думских большинства. Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14).
и т.д.................

Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. - «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой "первой революции", к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвертой - четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя - князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем - князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное "Выборгское воззвание".

ВЫСШИЙ ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИИ.

Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 года. Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября под экономическими лозунгами начали забастовку печатники, а затем рабочие большинства московских предприятий. В начале октября к стачке присоединились московские железнодорожники. Их поддержали рабочие почти всех железных дорог страны. Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и рабочих поселках страны возникли Советы рабочих депутатов - органы не только руководства революционной борьбой, но и местной власти. 13 октября был создан Петербургский Совет рабочих депутатов во главе с меньшевиком Г. С. Хрусталевым-Носарем. Прекратились занятия в школах и гимназиях, не работали высшие учебные заведения. Были отменены спектакли в крупнейших театрах.

Октябрьские выступления являли собой мощный революционный порыв, сплотивший все слои населения России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым вводилась Государственная Дума с законодательными функциями. 3 ноября 1905 г. вышел указ об уменьшении выкупных платежей с крестьян за надельную землю наполовину и о полном прекращении их взимания с 1 января 1907 года.

Формирование монархических партий. Революция 1905 года послужила толчком к организационному оформлению монархических партий. Раньше власть не признавала необходимым существование политических организаций, защищавших ее интересы. Теперь же сторонники самодержавия стали объединяться.

Наиболее крупными политическими организациями монархистов были: Русское собрание, Монархическая партия, "Союз русского народа". Их вожди выступали за восстановление и укрепление "исконных русских начал" - самодержавия, православия, народности, которые трактовались ими в националистическом духе. Они объявляли русскую народность "господствующей и первенствующей" и в политической, и в культурной, и в хозяйственной сферах. Считая, что русский народ по природе своей не способен на социальную вражду, лидеры монархистов выдвигали идею о наличии внешнего врага, привносящего смуту в страну. Поэтому исключительное место в их идеологии занимал антисемитизм.

Формирование либеральных политических партий. Во время революции организационно оформились и либеральные партии.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) вобрала в себя наиболее радикальные, прозападно настроенные либеральные силы. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя, необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей. Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные организации и прежде всего через Думу. Лидером партии был П. Н. Милюков, ее численность в 1905-1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

Консервативное крыло либерального движения представляла партия Союз 17 октября (октябристы), которая начала формироваться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения, признавшего Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России. Своей главной целью октябристы объявили оказание "содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ". Председателем Центрального комитета Союза 17 октября был избран А. И. Гучков. Численность партии в 1906 г. составляла 50-60 тыс. человек.

Декабрьское вооруженное восстание. Ободренные правительственными уступками, революционеры решили предпринять вооруженную попытку свержения существующей власти. Огромное количество денег было истрачено на покупку оружия и создание в крупных промышленных центрах рабочих дружин. В начале декабря Московский Совет рабочих депутатов (созданный 21 ноября 1905 г.) постановил начать всеобщую политическую забастовку. По призыву Совета более 100 тыс. рабочих прекратили работу. К москвичам присоединились 110 тыс. петербуржцев. Правительство бросило против бастующих войска, в ответ рабочие взялись за оружие. К 10 декабря стачка в Москве переросла в вооруженное восстание.

В Московском восстании принимали участие около 6 тыс. человек. Семь дней они вели сражения с жандармскими и армейскими силами. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл лейб-гвардии Семеновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов. Центром борьбы стала Пресня. Но силы были слишком неравны. 19 декабря 1905 г. по решению Совета восстание было прекращено. Революционные события в России не оставили равнодушным население национальных окраин России. Почти повсеместно происходили восстания, забастовки, стачки. Под напором революционных выступлений власти были вынуждены частично пересмотреть национальную политику и пойти на некоторые уступки.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1906-1907 годов

"Основные законы" 1906 года. В разгар вооруженного восстания в Москве, 11 декабря 1905 г., был издан указ о выборах в Государственную думу. Все население делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными - каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехступенчатые, для рабочих - трехступенчатые, для буржуазии и помещиков - двухступенчатые. Члены Государственной думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, который Манифестом от 20 февраля 1906 г. был также наделен законодательными функциями. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина - избиралась некоторыми привилегированными учреждениями и общественными организациями (Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев).

При определении полномочий императорской власти понятие "неограниченная" было заменено на "верховная". Монарх сохранял всю полноту прав по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог, согласно статье 87 Основных законов, издавать в перерывах между сессиями Думы законы, если того требовали чрезвычайные обстоятельства. Однако подобную меру император не мог применять для изменений Основных государственных и избирательных законов. Кроме того, он был обязан представить такой закон на утверждение Думы не позже чем через два месяца после начала ее работы. В противном случае закон терял свою силу. Император имел право распускать Думу до истечения пятилетнего срока ее полномочий.

Деятельность I Государственной думы. В марте - апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. Были избраны 499 депутатов. Из них 142 были крестьянами или занимали должности в органах крестьянского самоуправления; 27 - занимались ремесленным и фабричным трудом. 120 человек относились к интеллигенции: чиновники, адвокаты, врачи, инженеры, профессора, учителя, журналисты. В Думе оказались 46 помещиков и управляющих имениями, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 16 священников, 73 земских, городских и дворянских служащих. Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились по фракциям. Самой крупной оказалась кадетская фракция - около 180 депутатов. Второй по численности была крестьянская фракция трудовиков - свыше 100.

Около 70 депутатов являлись членами различных национальных партий и групп. 100 человек объявили себя беспартийными. Представители правых партий в Думу не попали. Большевики и эсеры бойкотировали выборы.

27 апреля 1906 г. в присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Ее председателем был избран профессор Московского университета, специалист по праву, кадет С. А. Муромцев.

Разрабатывая Положение о выборах, правительство сознательно стремилось обеспечить преобладание в Думе крестьян. Оно надеялось, что крестьянский консерватизм, склонность к традиционным устоям явятся противовесом оппозиционным настроениям кадетов. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. И действительно, крестьяне были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности.

Обсуждались весьма радикальные проекты (например, "проект 33-х"): немедленное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Кроме того, депутаты потребовали упразднить Государственный совет, расширить законодательные права Думы, установить ответственность правительства перед ней. Правительство обвинило депутатов в том, что они "уклонились в не принадлежащую им область". 9 июля 1906 г. царским манифестом I Дума была распущена, проработав всего лишь 72 дня.

Деятельность II Государственной думы. Выборы во II Государственную думу прошли в феврале 1907 г. В них приняли участие все политические силы страны, в том числе социал-демократы и эсеры. Социальный состав Думы существенно не изменился. Было избрано 169 крестьян-земледельцев, 32 рабочих и ремесленника, 20 священников, 17 коммерсантов и торговцев, 57 помещиков и управляющих имениями, 6 промышленников и директоров заводов. 119 депутатов занимались интеллектуальным трудом. В то же время партийной состав депутатов II Думы оказался более радикальным. Трудовая группа включала 104 депутата; конституционно-демократическая фракция - 98; социал-демократическая фракция - 65; группа социалистов-революционеров - 37; Союз 17 октября - 32; монархисты - 10; польское коло (фракция польских националистов) - 46; мусульманская фракция - 30. Группу беспартийных составили 50 человек.

20 февраля 1907 г. II Государственная дума начала свою работу. Ее председателем был избран видный земский деятель кадет Ф. А. Головин. Депутаты принялись за обсуждение аграрного вопроса. Тон задавали левые партии. Они потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всех земель в общенародную собственность. Роспуск II Думы стал неизбежным. Но чтобы не связывать роспуск Думы с аграрным вопросом, правительство обвинило 55 социал-демократических депутатов в революционном заговоре и потребовало дать санкцию на немедленный арест 16 из них. Дума ответила созданием специальной комиссии для расследования. Однако правительство и не думало ждать итогов работы комиссии. 3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы.

Революционное движение 1906-1907 годов. После подавления Декабрьского вооруженного восстания происходил спад стачечного движения рабочих. Если в течение 1905 г. было зарегистрировано 2,8 млн. участников забастовок, то в 1906 - 1,1 млн, а в 1907 - 740 тыс. При этом наибольшую активность стали проявлять рабочие легкой промышленности, преимущественно текстильщики. Большинство стачек в этот период носило экономический характер. Рабочие протестовали против попыток фабрикантов вернуть назад отвоеванные в 1905 г. права: увеличить рабочий день, снизить зарплату и пр.

Весной - летом 1906 г. поднялась новая волна крестьянского движения, которое приобрело даже более широкий размах, чем в 1905-м. Оно охватило половину уездов Европейской части России и все чаще сопровождалось разгромом помещичьих имений. В адрес Государственной думы I и II созывов поступало огромное количество крестьянских обращений - наказов.

Происходили восстания в армии и на флоте, которые, как и крестьянские выступления, по сравнению с 1905 г., приняли более активный характер.

Итоги революции. Первая российская революция носила незавершенный характер, так как она не смогла разрешить всех проблем, которые ее породили. Но тем не менее, власти были вынуждены пойти на некоторые уступки.

Пролетариату удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-10 часов (некоторые предприниматели по собственному почину установили даже 8-часовой рабочий день), повышения заработной платы. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, в которых определялся минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, вводились пособия по болезни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.

Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. Наконец, был решен вопрос о создании первого представительного органа власти - Государственной думы.

Революционные события 1905-1907 гг. имели отрицательные последствия для экономики страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство. По всей стране было разграблено и уничтожено множество помещичьих усадеб, хозяйственных построек, посевов, скота. Сократились капиталовложения в экономику; из частных банков изымались вклады и переводились за границу. Все это поставило царское правительство на грань банкротства, и лишь заем во Франции в размере 840 млн. руб. помог спасти российскую денежную систему от полного краха.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1907-1914 годах

П. А. Столыпин и его программа реформ. Революционная буря постепенно утихала. Но наиболее дальновидные и здравомыслящие члены правительства понимали, что причины, вызвавшие революцию, не устранены. Чтобы предотвратить новый социальный взрыв, были необходимы не только политические уступки и репрессии, но и широкие социально-экономические реформы. Одним из таких политиков был П. А. Столыпин, в июле 1906 г., после роспуска I Государственной думы, назначенный Председателем Совета Министров. Его позиция заключалась в формуле: "успокоение и реформы". Столыпин решил, что реформы необходимо начать с переустройства всей жизни деревни.

24 августа 1906 г. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь II созыва Госдумы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты Столыпин намерен был предложить для обсуждения депутатам новой Думы.

Разрушение общины. Первым актом нового правительства стал закон "О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования" от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было разрешение свободного выхода из крестьянской общины. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны быть сведены в один участок. Указ не посягал при этом на помещичье землевладение.

Социальный смысл аграрной реформы Столыпина состоял в том, чтобы создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества. Правительство и не скрывало, что делает ставку "не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных", что порядок выхода из общины выгоден прежде всего зажиточным крестьянам.

Но все же основной целью реформы было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, Столыпин выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Однако из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины домохозяев свои наделы продали 1,2 млн., т.е. 60%. Несмотря на все усилия правительства, единоличные хозяйства, по типу фермерских, к 1915 г. составляли всего лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8% надельной земли.

Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров зачастую вызывало ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909-1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

Переселенческая политика. Одним из важнейших инструментов разрушения общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное - отправить миллионы безземельных бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений - в Сибирь и на Дальний Восток, где было много пустующей земли. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных), денежное пособие - 200 руб. на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 г. на малонаселенные окраины России переехали 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно (524 тыс., или 17%).

Несмотря на все недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири и Дальнего Востока. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил П. А. Столыпин, - по пути создания крепких единоличных хозяйств.

Первые результаты реформ. Развитие кооперации. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России".

Тем не менее уже за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины - на 150%; на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы - до 40%. Удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8%).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 1907-1914 годах

Новый избирательный закон. 3 июня 1907 г. одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон.

Новый избирательный закон сохранил деление избирателей на 4 курии - землевладельцев, городских обывателей, крестьян и рабочих. Но городские курии были разделены на два разряда, отделявших крупных предпринимателей и купцов от основной массы городского населения. Закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Значительно сокращалось количество депутатов от Кавказа и Польши. Население 10 областей Средней Азии и Сибири было вообще лишено представительства в Думе как не достигшее "достаточного развития гражданственности".

III Государственная дума избирались по новому закону. Половину ее депутатов составили землевладельцы - 242 человека. Крестьянство было представлено 79 депутатами (16% от всего депутатского корпуса), рабочие и ремесленники - 16 депутатами (3%). К моменту открытия Думы ее депутаты распределялись по фракциям следующим образом: наибольшее представительство имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147); кадеты получили 54 мандата, социал-демократы - 19. В трудовой группе насчитывалось 14 депутатов. 52 депутата являлись членами различных национальных партий и групп. Эсеры выборы бойкотировали. В III Государственной думе сменилось три председателя: Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко; все они принадлежали к фракции октябристов.

Первое заседание Государственной думы третьего созыва состоялось 1 ноября 1907 г. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец начать обсуждение в ней аграрного законодательства. 14 июня 1910 г. царь Николай II утвердил принятый Думой законопроект, "касающийся крестьянского землевладения".

Ужесточение национальной политики. Основной целью реформ П. А. Столыпин считал создание "великой России". Этот программный лозунг, помимо всего прочего, подразумевал сохранение целостности и единства Российской империи при главенстве в ней русской нации. Поэтому правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые были вырваны населением национальных окраин во время революции. Подобная позиция находила отклик у части российского общества и депутатского корпуса. Осенью 1909 г. в Государственной думе была создана фракция русских националистов. Ее члены ставили перед собой цель дать отпор "инородческому засилью" в стране, а также, чтобы не допустить повторения революционных событий, противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. Постепенно фракция националистов превратилась в главную опору Столыпина в Думе.

Отношение в стране к политике Столыпина было сложным. С одной стороны, несмотря на революционное затишье, были по-прежнему сильны антиправительственные настроения. Значительная часть населения не доверяла власти. Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея перераспределения земли революционным путем. Дворяне видели в Столыпине лишь разрушителя "вековых устоев". Им нужен был премьер-успокоитель, в премьере-реформаторе они не нуждались. Либеральные интеллигенты не могли простить Столыпину военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Для членов революционных партий премьер-реформатор навсегда остался "душителем революции", "вешателем", реакционером.

Единственной силой, объявившей о своей поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы, стоявшая за ними патриотически настроенная русская буржуазия, часть интеллигенции и чиновничества. Эта социальная группа одобряла как наведение порядка самыми крутыми мерами, так и осторожные, продуманные реформы. Однако вскоре Столыпин лишился поддержки октябристов. Они были недовольны нерешительностью премьер-министра в проведении политических реформ. Кроме того, октябристы обвиняли Столыпина в том, что он слишком часто пытается действовать в обход Государственной думы. Весной 1911 г. А. И. Гучков решил открыто порвать с П. А. Столыпиным и сложить с себя полномочия председателя Государственной думы. Премьер-министра безоговорочно поддерживала только фракция националистов, но она не имела большого политического влияния.

Самым неприятным для Столыпина обстоятельством было то, что его курс перестал поддерживать и Николай II. И не потому, что царь боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Николай II интуитивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в "столыпинской России" самодержавная власть уже будет не нужна. Оправившись от испуга революционных лет, император все больше прислушивался к мнению консервативных сил в своем окружении. Все ждали отставки Столыпина. В придворных кругах даже обсуждали его новое назначение - наместником на Кавказ. Но 1 сентября 1911 г. в Киевском оперном театре, в присутствии императора, П. А. Столыпин был смертельно бранен Д. Г. Богровым. Убийца был связан с одной из революционных I организаций и в то же время являлся платным агентом полиции.

Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума. П. А. Столыпину так и не удалось провести в жизнь многие из намеченных реформ. Они были заблокированы либо Государственной думой, либо Государственным советом. Сам Столыпин считал политические преобразования делом второстепенным и все усилия сосредоточил на аграрной реформе. Осенью 1910 г., когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, произошло оживление оппозиционного движения.

В 1912 г., отработав положенный срок, завершила свою деятельность III Государственная дума. Крайне правые опять попытались оказать давление на Николая II с целью побудить его отказаться от новых выборов и упразднить это законодательное учреждение. Император не решился на подобный шаг. IV Государственная дума начала работу 15 ноября 1912 г. По своему партийному составу она почти не отличалась от Думы третьего созыва. Фракция русских националистов и умеренно-правых насчитывала 88 членов; правых депутатов было 65 человек; расколовшиеся на несколько фракций октябристы имели в общей сложности 98 мандатов; кадеты провели в Думу 59 депутатов; трудовая группа состояла из 14 человек, социал-демократическая фракция - из 14; национальные районы были представлены 21 депутатом. Тем не менее по своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Это было связано с тем, что Совет Министров под давлением правых отказался от большей части реформаторских планов. Лидер кадетов Милюков предлагал создать в Думе блок приверженцев умеренных реформ для оказания мощного давления на правительство.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.