Этапы становления методологии юридической науки. Методы научного познания

Этапы становления методологии юридической науки. Методы научного познания

Тема 11. Основные методы юридической науки

Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат - развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.

В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности - научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности.

Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).

Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания.

Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:

· анализ – это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определенные элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;

· синтез – это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;

· абстрагирование – это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;



· конкретизация – соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;

· дедукция – это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;

· индукция – это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;

· аналогия – заключение о принадлежности определенного признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;

· моделирование – метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Общенаучные методы - это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности - это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.

На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право - как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.

С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. д.).

В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково.

Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.

Герменевтический метод, используемый в правовых науках, исходит из того, что право, правовые акты, норма права есть феномены особого мировоззрения. Поэтому они нуждаются в истолковании своей «жизненной целостности» на основе «внутреннего опыта» человека, его непосредственного восприятия и интуиции. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования.

Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах

и т. д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.

Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем.

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.

Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.

Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят - герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания.

До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов.

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:

· неясность правовых памятников и текстов, зависящая от содержащихся в законе и архаическом тексте вышедших из употребления слов или же от того, что употребляемое законом выражение грамматически одинаково допускает два разных толкования;

· конкретность в изложении правовых текстов (сомнения в понимании закона возникают иногда от того, что законодатель при изложении закона вместо общего принципа выставляет отдельные, конкретные объекты закона);

· неопределенность закона (иногда сомнения возникают вследствие употребления законодателем общих, недостаточно определенных выражений); неопределенностью количественных отношений в законе;

· противоречия между различными текстами закона;

· интерпретационные ограды вокруг закона;

· изменения жизненных условий (главным мотивом, побудившим законоучителей к толкованию текста, притом довольно часто в противоречии с прямым, буквальным его смыслом, были изменения в культурном строе народной жизни, а также перемены, произошедшие в этических воззрениях народа на личность человека и т. д.).

Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению.

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

Правовая действительность в настоящий момент видоизменяются под влиянием социальных процессов, что проявляется в усложнении организации ее структуры, и отражается на самом праве, его отраслях, что требует уже строго научного подхода к его познанию, применению передовых принципов и идей разнообразных методов познания. Отсюда теория и методология юридической науки это попытка конструирования всей правовой действительности современного общества и выстраивания всего категориального аппарата. Это позволяет увидеть не только принцип целостности правовой действительности, но и информационную взаимосвязанность и управляемость правового бытия общества.

Сегодня в науке существует множество взглядов на методологию юридической науки с позиций различных философских и теоретических школ. Например, с точки зрения системно-деятельностного подхода (В. М. Горшенев, В. Н. Протасов, Р. В. Шагиева и др.), структурно-функционального (С. С. Алексеев, Г. И. Муромцев, Н. И. Карташов и др.), информационно-коммуникативного (Р. О. Халфина, А. В. Поляков, М. М. Рассолов и др.), нормативного (М. И. Байтин, А. П. Глебов и др.), культурно-исторического (В. Н. Синюков, А. П. Семитко); интегративного (В. В. Лазарев, Б. Н. Мальков) и даже цивилизационного.

Актуален вопрос о самом понимании методологии правоведения в юридической науке. Мнения теоретиков по данной проблематике различаются диаметрально. Отчасти это связано с различием в понимании методологии и метода правоведения, а также самих задач, объекта и предмета юридической науки. Пожалуй, наибольшие расхождения в понимании методологии юридической науки связаны с представлениями о границах методологических исследований в правоведении. Одни авторы ограничивают методологию правовой науки изучением исследовательского инструментария правоведения, вопросами применения совокупности конкретных методов и средств научного познания к исследованию правовых явлений. Другие дополняют инструментальный подход исследованием самого процесса познания права, его философско-методологических оснований. Третьи говорят о рассмотрении гносеологических особенностей правоведения, утверждают, что «анализ правового знания на уровне философской методологии недостаточен и чрезмерно абстрактен для выявления специфики правового (теоретического) знания. Так или иначе, теоретики склоняются к тому, что необходима иная, более конкретная методология, занимающаяся не теорией вообще, а той разновидностью теории, которые наблюдаются в правовой науке». Также можно заметить фактическое отождествление методологии правоведения со всей совокупностью принципов, средств и методов рационального познания ;



Все эти обстоятельства не позволяют правоведам выработать единственную, объективно выверенную и стройную систему научных методов познания, что, конечно же, не способствует энергичному развитию юридической науки и решению практических задач правоведения. К примеру, Д. А. Керимов считает, что методология права есть не что иное, как общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования; по мнению В. Н. Протасова в основе методологии (системы методов) теории права и юридической науки в целом лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство ; В. С. Нерсесянц под юридическим методом понимает путь юридического познания - это путь, ведущий от объекта к предмету, от первичных (чувственных, эмпирических) знаний о праве и государстве до теоретического, научно-юридического (понятийно-правового) знания об этих объектах. Юридический метод как путь познания - это бесконечный путь углубления и развития знания о праве и государстве, непрекращающееся движение от уже накопленного знания об этих объектах к его обогащению и развитию, от эмпирического уровня знаний к теоретическому уровню, от достигнутого уровня теории к более высокому уровню, от уже сложившегося понятия права к новому, теоретически более содержательному и богатому понятию ; В. М. Сырых считает, что методология права, будучи частью теории права или самостоятельной научной дисциплиной, содержит знания о том:



– какие приемы, способы научного познания надлежит использовать в познании предмета общей теории права;

– какими приемами, способами познания следует проводить ту или иную исследовательскую процедуру;

– каким образом взаимосвязаны методы в процессе познания, движения к новым знаниям в процессе восхождения от конкретного к абстрактному и наоборот .

Такая разнополярность представлений о методологии правовой науки обусловлена многогранностью и сложностью не только самого феномена «методологии», но и самого явления «права», которое исследуется с помощью тех или иных способов мышления. Проблемы методологии познания права требуют основательного и постоянного исследования с самых разных направлений в виду концептуальной важности средств познания правовой действительности: от того какой метод познания - зависит и результат познания. Известный советский физик-теоретик Л. Ландау говорил, что «метод важнее самого научного открытия, ибо он позволяет делать новые открытия».

Правовая методология как составная часть теоретической науки о праве занимается вопросами разработки методов юридического познания. Последние работы в этой области показывают, что без тщательной проработки методов научного познания не может быть полноценного научного объяснения права и правовой реальности как сложнейших феноменов действительности. Между тем, до сих пор, существуют различные взгляды правоведов на эти вопросы, вытекающие из разных мировоззренческих позиций.

В свете глобализации, информатизации, вопросов биоэтики, космических исследований и появления сети Интернета актуальна проблема смены научной парадигмы и юридического мышления. Такие изменения в правовой реальности требуют разработки новейших методов познания этих феноменов и переход от традиционной теории государства и права (формально-догматической) к современной объективной науке, основанной на естественно-научном понимании. Все это говорит о том, что методология права, да и в целом вся правовая наука, не стоит на месте, а пытается актуализировать основные процессы мыслительной деятельности, отразив их в содержании самой науки .

Таким образом, методология юридической науки представляет собой общенаучный феномен (для всех юридических наук), охватывающий всю совокупность (систему) принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанных всеми науками, в том числе и системой юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики государственно-правовой действительности, ее совершенствования.

Метод– это совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. (От греч. Methodos означает «способ познания»).

Метод предполагает:

– Сознательное достижение результатов.

– Наличие плана познавательных действий.

– Последовательность действий и операций (техника метода).

Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому.

Выбор метода обусловлен:

– Характером предмета исследования.

– Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсенала средств, навыков, умений.

Главное в учении о методе – идея о правильности пути.

Метод служит для упорядочения познавательной деятельности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности.

Метод – система предписаний, правил и требований, которые выступают в форме общей ориентации в решении определенного результата.

При переоценки роли метода знания могут принимать догматизированный характер. Предмет и метод взаимно развивают друг друга т.е. метод нужно рассматривать в социокультурном контексте.

Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности;

2) это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности.

Методология (от греческих слов «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания.

Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии. Причины этого:

1) рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки);

2) возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идеальных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания свойств материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конструкциями данных объектов;

3) рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного.

– инструментальная часть, в которой формируются требования, определяющие протекание мыслительных операций, то есть определения не содержания, а ход мысли и ход действия.

– конструктивная, направленная на приращение знания, получение новых знаний .

В науке (в частности, в юриспруденции) господствует мнение, согласно которому всю совокупность приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера (от выявления наиболее общих закономерностей до определения характерных черт конкретных явлений) можно разделить на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельной науки). Эти методы позволяют понять государственно-правовые феномены и процессы, их форму, содержание, функции, сущность и разнообразные проявления.

Всеобщие методы (философские и мировоззренческие методы) используются во всех науках и на всех стадиях научного познания.

По отношению к другим наукам философия как наука о всеобщих законах мироздания (предельных основаниях бытия) выступает как их главный и общий метод , как некий стартовый момент и подготовка к более детальному (общенаучному и частному) познанию. Правовая наука познает мир сквозь призму человека, его правового способа бытия, а также сквозь призму общественной жизнедеятельности и государства. В реальной жизни с помощью правового мировоззрения и права люди постигают и используют свойства окружающих объектов, извлекая их полезные качества в своей жизнедеятельности. Поэтому в научной деятельности формируются различные приемы изучения и способы обработки фактов эмпирики. И чем сложнее объект, тем более актуален вопрос о том, как следует его изучать, чтобы правильно понять его суть и проявления. Ответить на него можно, лишь определив некоторые общие, глубинные законы и принципы. Однако формы и методы познания имеют значение не сами по себе. Они помогают людям ориентироваться в окружающем мире, гармонично жить и развиваться, находить выход из различных ситуаций и т. д. И, конечно же, понять, как возникают и развиваются право и его формы выражения, в чем их свойства и сила. Этот мир – это не только природа и естественная среда обитания человека и общества. Человек не может жить вне какой-либо социальной общности, то ли это народ или государство, вне связей с другими людьми, вне связей с объектами, которые он же и создал, и вне связей окружающего мира.

Поэтому философский метод призван дать ответ на вопрос о цели человеческого существования правовым способом деятельности, о будущем его развитии как правового существа. Обладает ли человек свободой воли в правовом выражении, и каковы пределы этой воли? Таким образом, через мировоззренческий срез осмысления реальности право и государство превращаются в тот или иной тип государственно-правовой деятельности общества , становясь ориентиром и формой его эволюции.

Знание о наиболее главных закономерностях, свойствах правовой действительности и правового сознания выступает со стороны философии в правоведении в виде системы общих специально-правовых и философских категорий . Этими категориями являются так называемые парные категории высшего методологического порядка: идея - закон, принцип - закономерность, бытие - сознание, материя - дух, душа, движение - развитие, развитие - эволюция, время - пространство, качество - количество, сущность - явление, цель - результат, предназначение - смысл.

Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующее поведение людей. В последнее время прагматический подход используют сторонники диалектико-материалистического метода, но уже в новой либеральной интерпретации.

Философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия).

Методологическая роль философии:

– в рамках философии разрабатывается общее учение о методе - теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: анализа и синтеза, качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т. п.;

– философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства .

Общенаучные методы применяют разные науки с учетом специфики предмета каждой. В их числе методы сравнения, системного (структурного) подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического исследования (наблюдения, эксперимент) – общелогические методы (анализ, синтез, индукция, анализ и др.)

Общелогические методы юридического познания представляют собой совокупность интеллектуальных приёмов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. К ним относятся:

– дедукция (из общего - частное) и индукция (от частного - к общему);

– анализ (расчленение на части) и синтез (соединение в целое);

– рассуждение по аналогии от противного;

– доказательство от абсурдного;

– абстрагирование (отвлечение от несущественного с целью выделения существенного).

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы , которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права.

На уровне общенаучного познания используются традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях .

Частнонаучные методы вырабатываются и применяются только одной отдельной наукой, в данном случае – юриспруденцией, в том числе общей теорией государства и права. Имеются в виду такие специально-правовые (формально-юридические) методы исследования, как сравнительно-правовой, структурно-правовой, толкования правовых норм.

Частнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы.

При всей научной и практической зависимости этой градации научных приемов, способов исследования она в определенной степени условна, так как методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. Так, философский, мировоззренческий метод реализуется не сам по себе, а посредством общих и частных методов. Последние дают желаемый эффект только в том случае, если опираются на определенную мировоззренческую базу. Частнонаучные методы, кроме того, формируются и реализуются на основе и с учетом требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.п. .

Специальные методы разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими в том числе юридическими. Это математические, статистические, конкретно-социологические, формально-логические, кибернетические, психологические и другие методы. Они имеют важное значение для получения достоверных знаний о государстве и праве на отдельных этапах проведения исследования.

К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм).

Так как такого рода специальные методы получили широкое распространение и приобрели в связи с этим общий характер, часто их не отделяют от общих методов .

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развитии, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

В последнее время, правовая наука стала обращать свое внимание на иные научные достижения. Речь идет о том, что междисциплинарные границы научного знания вещь достаточно условная, хоть и объективная. Правовая наука сотрудничает со многими отраслями знания. И в этом плане взаимодействие с техническими науками для нее является особенно важным.

При интенсивном, «прорывном» научно-техническом и информационном развитии общества происходит изменение и правовой жизни людей. Право, используя информационные и коммуникативные технологии, становится так называемым «виртуальным правом» или «правом виртуального пространства», меняя свою форму, источник и содержание. В результате появляется новое научное знание в данной сфере - правовая кибернетика. По сути дела, право становится «неуловимым» и «невидимым», более тонким «информационным» инструментом регулирования социального взаимодействия, учитывающим психику людей и влияние на нее информации

Методология юридической науки включает в себя две задачи:

1) выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности.

2) организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику.

Современная методология решает следующие проблемы (задачи):

1. Обогащение методологического инструментария и изучение реальности.

2. Выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания.

3. Определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию.

4. Связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности.

5. Связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности.

Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов

Таким образом методология - это определяющее начало процесса познания, система общетеоретических требований, которые реализуются в комплексе конкретных требований и приемов научного познания и объяснения объектов социальной действительности. В качестве основных общенаучных методологий современной теории государственной политики и управления выступают деятельностный, системный, структурно-функциональный, кибернетический, ситуационный, конфликтологический подходы.

Каждая наука имеет не только свой предмет исследования, но и специфические методы его познания. От степени методологической разработанности напрямую зависит эффективность научной деятельности.

Метод - это путь научного познания и установления истины, ведущий от объекта к предмету, от первичных чувственных знаний о праве и государстве к теоретическому, понятийно-правовому знанию об этих объектах.

Наука основывается на определенных фактах и совокупности используемых методов познания. Система методов научного познания теории государства и права включает в себя всеобщие, общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

Социальное значение методологии юридической науки, собственно говоря, как и самой науки в целом, ее составных частей, обусловлены тем полезным и значимым результатом, который они несут для людей и их сообществ. Методология, по сути, представляет собой способ мышления человека, общества, дающий возможность усовершенствовать не только сами представления о мире и правовых процессах и явлениях, но и реально улучшить социальную жизнь, основанную на объективных началах бытия.

Методология как наука о принципах, формах, способах познания объективной реальности. Структура и уровни методологии: научные парадигмы, философские основания науки, концепции, теории, принципы, аксиомы и методы познания. Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы науки и их особенности в познании проблем права. Развитие методологии юридической науки.

Особенности современной методологии. Гуманистическая направленность. Методологический плюрализм. Рациональные и внерациональные методы познания. Относительность разграничения общенаучных и частно-научных методов познания. Научность при изучении и разрешении проблем общей теории права. Учет общечеловеческих и цивилизационных ценностей и идеалов как принцип изучения и научного разрешения проблем права.

Общефилософский подход к исследованию проблем общей теории права. Идеалистическое и материалистическое понимание сущности права, его отражение в соответствующих теориях права. Причины возникновения и противопоставления данных типов понимания. Диалектический и метафизический методы познания права.

Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права. Особенности догматического и нормативного способов изучения права.

Логический, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы познания права.

Системный анализ. Открытые и закрытые системы. Выявляемые и моделируемые системы. Механические, саморегулируемые, саморазвивающиеся системы. Государство и право как системные объекты. Синергетический подход к познанию права. Государство как уникальный исторический саморазвивающийся субъект, находящийся в условиях непрогнозируемых внешних воздействий и стремящийся к их упорядочиванию в рамках достижения собственных целей. Право как саморегулируемая система, при помощи которой государство достигает собственных целей и преобразует внешние условия.

Моделирование, эксперимент и иные частные методы изучения права.

Система социологических методов изучения права: анкетирование, интервьюирование, личное, в том числе, включенное наблюдение.

Методология (эпистемология) общей теории права теория познания сути и содержания права как сложных и важных общественных явлений . Это та часть науки общей теории права, предметом которой является процесс познания права, а не отдельные частные формы их проявления. Она выявляет сущность познавательного процесса, его механизм, возможности и границы познания. Важнейшая проблема методологии – соотношение знания о государстве, праве и государственно-правовой реальности и тесно связанных с ней вопросов об истине, путях, формах и способах ее достижения.

Структура методологии общей теории права включает элементы:

· предмет;

· исходные основания, фундаментальные понятия, категории, принципы, законы, аксиомы и т. д.

· идеализированный объект данной теории;

· логика и методология, используемые для ее построения;

· философские основания и ценностные факторы;

· совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений этой теории.

Предмет методологии (эпистемологии) права процесс научного познания (исследования) и описания наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования самого объекта, то есть права .

Научное познание – особая сфера познавательной деятельности людей, базирующейся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания объективного мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Как высшая форма познания и особый вид творческой духовной деятельности людей, наука (гр. еpisteme, лат. scientia) появилась в Новое время, в XVI–XVII вв. Термин «наука» ввел в оборот в 1840 г. профессор Кембриджского университета У. Уэвилл .

Цель любой науки, в том числе методологии общей теории права,– постижение истины и открытие объективных законов (закономерностей), подтверждаемых практикой. Закономерности – связи (объективные, существенные, конкретно-всеобщие, внутренние, повторяющиеся длительное время, устойчивые) между государством и правом и другими общественными явлениями. Выделим следующие закономерности:

· государство и право – продукты общества;

· государство и право возникают неизбежно на определенной ступени развития общества;

· государство и право (право позитивное) возникают одновременно, они генетически связаны, причины их появления одинаковые;

· государство и право развиваются в тесной связи длительное время ;

· государство и право тесно связаны с другими явлениями общества (экономика, политика, идеология, мораль, религия и т. д.);

· по мере развития права их связи дополняются, расширяются, видоизменяются, возникают новые связи, некоторые старые связи исчезают и т. д.;

· государство и право выступают элементом культуры общества, они представляют собой величайшую социальную ценность, ибо, регулируя общественные отношения, право упорядочивает поведение людей в обществе, а государство защищает и охраняет их в интересах стабильного функционирования общества.

Функции методологии. Методология (эпистемология) общей теории права как особая наука выполняет следующие функции:

· эмпирико-описательная – описание явлений государственно-правовой реальности: государственные органы; правовые акты (нормативно-правовые, правоприменительные, правоохранительные, юридические документы, юридические факты и т. д.);

· объяснительная – выявление сущностных закономерных связей и отношений права, раскрытие сущности объясняемого объекта;

· прогностическая – удовлетворение актуальных потребностей людей. Благодаря этой функции теория права как наука востребована в обществе.

В процессе познания права содержание их закономерностей, становление, развитие и функционирование раскрываются через категории: «государственная власть», «форма государства», «механизм государства», «естественное право», «позитивное право», «субъективное право», «нормы права», «правоотношения», «применение права» и т. д.

В «Методологии общей теории права», как в любой науке, объект исследования идеализирован. Знания о нем не являются точной копией государственно-правовой действительности. В них отражаются наиболее общие, сущностные свойства, отношения и связи. Адекватное отражение государственно-правовой реальности и есть истина.

Истина достигается с помощью познавательных методов. В настоящее время разработана система принципов, методов, логических приемов, средств и способов научного исследования процесса становления, развития и функционирования права. В подходе к классификации методов отсутствует единая точка зрения.

Классификация основных методов. Выделяют три группы методов изучения права (В. И. Власов, Д. А. Керимов, А. Ф. Черданцев): общенаучные, специальные и частнонаучные .

Общенаучные методы : диалектический; методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование.

Диалектический метод (гр. dialectike – вести беседу, полемику) – познание права в развитии и самодвижении. Это универсальный метод мышления и действия. Первоначально термин «диалектика» трактовался как искусство вести диалог; в настоящее время – как понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, самодвижении, а предмет мысли представляется в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Поскольку диалектика выступает системой принципов, законов и категорий, используемых во всех науках, в том числе в эпистемологии права , то диалектический метод называется всеобщим .
Разновидности диалектического метода: идеализм – государство и право воспринимаются как продукты воли Бога, Мирового разума (объективный идеализм), человека (субъективный идеализм); материалистическая диалектика – государство и право возникли естественным путем, в процессе социально-экономического развития.

Основные принципы диалектики: универсальная взаимосвязь; развитие; детерминизм; системность; материальное единство мира. Содержание данных принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики.

Основные законы диалектики, сформулированные немецким философом Г. Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.

Основным средством выражения философского знания выступают категории: «бытие», «субстанция», «материя», «движение», «развитие», «пространство», «противоречие», «свойство», «отношение», «количество», «мера», «отрицание», «связь», «действие», «единичное», «особенное», «общее», «часть», «целое», «система».

Методы формальной логики:

· анализ (гр. аnalysis – разложение, расчленение) – логический прием, который заключается в расчленении объекта исследования (мысленно или реально) на элементы. Нормы права делятся на элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;

· синтез (гр. synthesis – соединение, сочетание) – логический прием, означающий процесс мысленного или реального объединения разрозненных частей предмета в единое целое. Например: нормы права объединяются в институты права; институты права – в отрасли и подотрасли права; отрасли права – в систему права. Цель синтеза – представление права как единства и многообразия его сторон, свойств;

· индукция (лат. inductio – поведение) – логический прием, представляющий собой движение мысли от единичного к общему; умозаключение, полученное в наблюдениях и экспериментах; движение мысли от фактов к общему утверждению (гипотеза, выводы, заключение);

· дедукция (лат. deductio – выведение) – логический прием, который состоит в восхождении процесса познания от общего к частному, единичному;

· абстрагирование – отвлечение от ряда частных признаков, свойств, отношений отдельных предметов для получения цельного знания о предметах и явлениях.

Специальные методы (используются в некоторых науках):

· статистический – анализ информации, характеризующей количественные и качественные закономерности правовой жизни общества. При анализе правонарушений в определенном регионе, области, районе государства выявляется рост преступности;

· математический – анализ правовой реальности при выяснении процента опасных преступлений, совершенных в определенном районе, городе, коллективе школы;

· конкретно-социологический – наблюдение, опрос, интервью, построение правовых моделей, выяснение мнения различных слоев населения общества о поправках к УК, внесенных в Национальное собрание Республики Беларусь.

Частнонаучные методы используются только в теории права. В. И. Власов к этой группе относит методы:

· сравнительного правоведения – изучение правовых систем различных государств путем сравнения (сопоставления) этих систем в целом либо их отдельных компонентов, то есть нормативной системы права, отдельных институтов права, правовой культуры и т. д.;

· правового эксперимента – апробирование законодательных нововведений в отдельной области или районе конкретного государства (использование «одного окна» при подаче документов на право владения, пользования земельным участком и др.);

· правового прогнозирования – предвидение сокращения роста преступности среди молодежи на основе объективных конкретных данных, характеризующих состояние, деятельность молодежи (в коллективе, районе, области);

· формально-юридический – изучение права вне связи с другими явлениями общества при рассмотрении структуры права.

Существует иная классификация методов (А. В. Малько, В. М. Корельский, Н. А. Горбаток):

Всеобщие, мировоззренческие, философские наиболее универсальные принципы мышления: метафизика, диалектика (материалистическая и идеалистическая) и др.

Общенаучные методы познания – анализ, синтез, системный и функциональный подходы.

Частнонаучные – специальные (конкретно-социологический, статистический, кибернетический) и сугубо юридические (формально-юридический и сравнительно-правовой) .

Авторы данной классификации акцентируют внимание на мировоззренческих, философских методах. Однако некоторые специальные методы, используемые в науках (конкретно-социологичекий, статистический и др.), необоснованно отнесены к частным.

Доктор юридических наук профессор С. Г. Дробязко все методы разделяет на две группы: общенаучные (диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, догматический, нормативный, дедукция, индукция, анализ, синтез); частнонаучные (исторический, историко-политический, генетический, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), структурный, структурно-функциональный, функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и др.) .

С. Г. Дробязко не рассматривает суть каждого метода, однако справедливо замечает, что предлагаемые в общей теории права классификации методов относительны. В качестве критерия подобной классификации автор выдвигает наиболее общие принципы познания права. Он представил общую характеристику современной методологии (что особенно ценно), которая отрицает монополизм, является плюралистической, имеет гуманистическую направленность, отличается свободомыслием, открытой рациональностью .

Выделяют также три уровня научного познания:

· высший уровень – методы, применяемые ко всем изучаемым объектам;

· средний – междисциплинарные методы, применяемые к нескольким однотипным объектам;

· низший – методы для изучения одного объекта.

Основные уровни постижения истины. По глубине постижения сути права, выявления государственно-правовой реальности в юридических науках, как в любых других науках, можно выделить три уровня:

· эмпирический – сбор, накопление и первичная, рациональная обработка данных опыта. Ученый непосредственно исследует объект. Использует методы: наблюдение; описание; измерение; эксперимент. Главная задача состоит в фиксации фактов;

· теоретический – ученый объясняет зафиксированные факты, оперируя исключительно идеализированными объектами. Использует методы: аксиоматический; дедуктивный; системно-структурный; функциональный; метод восхождения от абстрактного к конкретному; логический и т. п.;

· организация научного знания – принципиально отличается от эмпирического и теоретического уровней: выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке. Объясняя третий уровень научного знания, американский философ и историк Т. Кун ввел в оборот новое фундаментальное методологическое понятие парадигма (букв. «образец»). С позиции Т. Куна, парадигму составляют «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения сообществам» . В древности и в средневековье преобладала «теологическая парадигма», в новое время – «естественно-правовая парадигма», появились «нормативистская парадигма», «социологическая (реалистическая) парадигма» и др.

Таким образом, эмпирический и теоретический уровни различаются способами идеального воспроизведения объективной реальности, подходами к построению системного знания. В криминалистике при исследовании объектов преобладают эмпирические подходы, в общей теории права – методы объяснительного характера, логический метод и др.

Выводы

Общая теория права – наука, которая носит фундаментальный, по отношению к другим юридическим наукам, характер. Она обобщает и систематизирует терминологический аппарат, выделяет общие характеристики, присущие праву, анализирует их.

Общая теория права является общетеоретической наукой, тесно связанной с другими юридическими науками.

Важнейшие функции общей теории права: онтологическая (определяет смысл существования права в философском контексте); гносеологическая (направлена на поиск нового знания); методологическая (конструирует методологию юридического научного познания); идеологическая (способствует формированию определенного мировоззрения); политико-управленческая (обеспечивает научный подход к государственному управлению).

Следует отличать общую теорию права как науку от одноименной учебной дисциплины.

Общая теория права использует общенаучные (диалектический, методы формальной логики – анализ, синтез, дедукция, индукция и абстрагирование); специальные (статистический, математический и конкретно-социологический); частнонаучные методы (сравнительное правоведение, правовой эксперимент, правовое прогнозирование, формально-юридический).

Читайте также:
  1. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  2. Аксиомы аналитико-иерархического процесса. Общая оценка АИП как метода принятия решения.
  3. Акционерные общества в туристической сфере, их сущность и виды.
  4. Анализ использования чистой прибыли проводится с использованием метода вертикального и горизонтального анализа, для чего показатели группируются в таблицу, подобную таблице 20.
  5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством.
  6. Антикризисное управление в организации: сущность и необходимость.
  7. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  8. Билет №34. Стратегическое управление организацией. Цели, задачи, сущность.

Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве в целом и отдельных сторонах государственно-правовой действительности.

Характерные черты юридической науки : Юридическая наука – это специальная область знаний в системе гуманитарных наук; В пределах юридической науки осуществляется теоретико-прикладное освоение государства и права; Задачей юридической науки является – познание закономерностей государственно-правовой жизни общества;
Юридическая наука – это система объективных, достоверных знаний о государстве и праве. Знания о государстве и праве основываются на достижениях других общественных наук, а также проверяются практикой.

Понятие методологии науки используется в двух значениях: в узком - как учение о принципах, способах, приемах научного познания предмета теории права и государства, и в широком. Методология теории права и государства в последнем значении представляет собой совокупность научных принципов, методологических подходов, методов познания и мировоззрение исследователя, а также выработанную наукой систему юридических (и государствоведческих) понятий и категорий, служащих инструментами познания государства и права.

Под методологией понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. В содержание методологии включены :

Принципы научного познания;

Научные подходы (например, формационный и цивилизационный, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем; интегративный подход - при изучении сущности права и др.);

Методы познания;

Мировоззрение исследователя (занимает ученый монистическую позицию или основывается на многоаспектном видении государствоведческих и юридических проблем);

К принципам познания науковедение относит исходные, руководящие идеи, положения, которыми обязан руководствоваться исследователь. Принципы познания являются составной частью всеобщего, или диалектического, метода. Такие принципы сформулированы диалектической логикой, и к ним относятся:

-принцип объективности , означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, не искажая их сути, не идеализируя их;



-принцип всесторонности познания;

-принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии. Применительно к государству и праву это означает, что необходимо выяснить, как это явление возникло, какие причины его породили и способствовали становлению и развитию. Есть целый ряд и других науковедческих принципов, которые не входят в этот перечень.

Наряду с принципами исходными методологическими ориентирами для всякого исследования выступают законы диалектики :

Закон перехода количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов в налоговой сфере привело к выделению из финансового права такой отрасли, как налоговое право);

Закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей; корреспондирование в правоотношении обязанности субъективному праву);

Закон отрицания отрицания (в правовой системе России есть элементы правовой системы прошлого и будущего России).

Научные подходы – это методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств познания, в значительной мере определяет его мировоззрение. Научные подходы - это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Различают формационный и цивилизационный подходы, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем; естественно-правовой, социологический, нормативный, интегративный подходы - при изучении сущности права.



Центральным компонентом методологии является метод, под которым понимается способ познания предмета науки. В правоведении методы познания - это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее. Выделяются следующие группы методов:

1) всеобщий философский метод. Он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Общий метод - это метод материалистической диалектики.

Метод материалистической диалектики , соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.

Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право - с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями.

В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества - это и новая ступень в развитии государства и права.

2) общенаучные методы. К ним относятся:

Анализ и синтез;

Индукция и дедукция;

Восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному;

Метод единства исторического и логического.

Системный подход,

Сравнение;

Сравнительный метод . Он предполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию: они должны быть сравнимы. Можно сравнивать между собой политические, государственные, правовые системы, отрасли права, одноименные правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объему, содержанию и признакам.

Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, государства или правовые системы различных стран), то это будет макросравнение . Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы, преступность по отдельным регионам России и т.д.) называется микросравнением.

Только сравнивая государственно-правовой материал и получая результаты, можно определить конкретные пути совершенствования государственно-правовых систем, улучшения законодательства, укрепления законности и правопорядка.

Логический метод. Он включает средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики.

Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые процедуры и процессы (и, прежде всего - правотворческий и правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями.

Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения.

Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приемы доказательства, аналогии - с древних времен в арсенале юриспруденции.

Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное, т.е. существующее право, с требованиями естественного права, наконец, правильно и грамотно применить юридические нормы.

Анализ явлений предполагает разделение их на части и последующее изучение каждой из этих частей. Например, в категории "система права" выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, института и нормы права.

В отличие от анализа, синтез , - это изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Например, когда речь идет о праве, то предполагается изучение в единстве правовых норм, правовых обычаев, религиозных норм и т.п. Анализ и синтез не просто связаны между собой, но и дополняют друг друга.

В соответствии с методом историзма к государственно-правовой действительности надо подходить как к изменяющейся во времени, развивающейся. В различных философских системах рассматриваемый метод трактуется по-разному. Если, например, в марксизме при объяснении причин развития общества, государства и права приоритет отдается экономике, то в немарксистских учениях - идеям.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Государство и право и сами могут рассматриваться в качестве системы. В этом случае внутрисистемные связи анализируются уже в рамках самого государства и права.

С системным тесно связан функциональный , который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности и т.д.).

Герменевтический метод , используемый в правоведении, исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе "внутреннего опыта" человека и его непосредственного восприятия "жизненной целостности". Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом", недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

3) специальные методы, или методы конкретных наук - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки;

Социологический (конкретно-социологический) метод . Он состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

Метод моделирования - это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании в экспериментальном порядке правовых норм и проверке их действия в конкретных условиях. Возможности этого метода крайне ограничены.

Кибернетический метод – это прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий "управление", "обратная связь") и т.д. Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации.

4) частно-правовые, или специально-юридические методы. Применяются на стадии познания юридической практики.

1. Формально-юридический, или юридико-технический, догматический метод используется для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина).

2. Методы толкования права предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона.

3. Сравнительно-правовой метод основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран.

4. Метод государственно-правового моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.

5. Метод правотворческого эксперимента применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).

Юридическая техника как часть теории права также занимается исследованием общих закономерностей, но в более предметной ее части: в области правотворчества и реализации права (например, каким образом следует структурировать кодексы). Нельзя сказать при этом, что в отраслевых науках не затрагиваются проблемы юридической техники. Но ученых-отраслевиков интересуют технические вопросы права исключительно с отраслевых, конкретных позиций. Например, при подготовке Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) интенсивно велись дебаты о его структуре: выделять в нем общую и особенные части (по типу Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ)) или не делать этого и ограничиться разделением его на главы, одну из которых посвятить общим положениям. В итоге была проделана многотрудная работа, и основную ее часть выполнили специалисты по трудовому праву, а не теоретики права. Конечно, при этом они использовали общетеоретические разработки по юридической технике. Но это не отменяет положения о том, что юридическая техника изучает общие, а не конкретные правила, в частности правила построения нормативных актов и их реализации.

Предметом юридической техники являются наиболее общие закономерности осуществления юридической деятельности, в процессе которой составляются юридические документы.

Теперь разберемся, какие именно наиболее общие закономерности включаются в предмет науки юридической техники.

Можно выделить несколько групп закономерностей или правил юридической деятельности.

Одной из закономерностей происхождения юридической техники является то, что правила юридической техники поначалу вырабатывались исключительно в практической деятельности и передавались «из уст в уста». Правда, иногда можно обнаружить их материальное выражение. Так, в Афинах около Акрополя сохранились развалины здания Ареопага — древнего судебного органа. На одной из каменных плит сохранился отпечаток ступни. Именно на это место должен был ставить правую ногу человек, выступающий перед судом.

Раскрытие понятия юридической техники, ее сущности и составляющих компонентов является необходимым этапом познания закономерностей. Понимание того, что есть юридическая техника, формировалось постепенно, по мерс того как усложнялась юридическая действительность и «давала пищу» для обобщения и понимания этого правового явления. Изучение этого вопроса еще не закончено, поскольку нет конца процессу правового развития и процессу познавательному.

Существует неуклонная закономерность развития средств юридической техники , связанная с увеличением количества се приемов, осваиваемых человечеством. В частности, было замечено, что регулятивные нормы имеют более сложный характер и правила создания охранительных норм к ним мало подходят. Юристам пришлось немало потрудиться и сформулировать множество правил конструирования регулятивных норм.

В процессе эволюции правил юридической техники изменяется и качественная характеристика приемов, способов, методов ведения юридической работы, вошедших в арсенал юридической техники. Так, если вина на заре человечества понималась только как умысел (преднамеренность, злостность и т. п.), то в настоящее время «вина» — это настолько сложное понятие, что для его установления приходится порой проводить психологическую экспертизу.

Или, например, правило «нет решения без доказательств» использовалось издавна. Доказывание — один из столпов разрешения юридических дел. Однако можно обнаружить большую разницу между доказательствами, используемыми в неразвитых обществах (они имели эмоциональных характер — клятва, испытание, поединки и т. п.) и применяемыми сегодня (они сугубо рациональны).

Обнародование нормативных актов — необходимое явление правовой жизни. Однако почему чтение указов (законов) на Соборной площади Кремля, где помещалось сравнительно небольшое количество людей, прежде считалось таковым, а озвучивание их по телевидению обнародованием не признается? Ответ на это может дать только юридическая техника.

Особенности использования правил юридической техники в различных правовых семьях мира помогают ответить на вопросы, например, о том, как формируется судебный прецедент и почему он так мало используется в странах романо-германской системы нрава. Или почему закон в Англии становится полноценным лишь тогда, когда накопится судебная практика его применения?

Таким образом, предметом изучения науки, называемой юридической техникой, является особый круг вопросов, который в дальнейшем, вполне возможно, будет расширяться.

Методология юридической техники

Методологию в самом общем виде можно назвать способом познания. В философском словаре дается такое определение: методология - это область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной и практической деятельности.

Методология юридической техники — это совокупность исходных научных подходов, способов и приемов исследования юридической деятельности, результатом которой является составление юридических документов.

Иными словами, речь идет о том, как изучать юридическую технику. Насколько важна методология, отмечал Ф. Бэкон. По его мнению, методология — это «фонарь в руках хромого, который опередит бегущего без дороги».

Юридическая техника — новая и потому интенсивно развивающаяся наука, а не собрание готовых истин. И в том, как их добыть, помогает методология.

Следует различать принципы (основы, общие подходы) и методы научного познания. Принципами являются, например, объективность познания, историзм. Методы — это инструменты, способы познания.

Существует большое разнообразие методов изучения юридической техники. Рассмотрим их по порядку, предварительно проведя их классификацию и разбив на четыре группы: общенаучные, логические, лингвистические и технические.

Общенаучные методы

Общенаучные методы — это методы познания, применяемые во всех либо многих науках, без которых картина тех или иных изучаемых явлений не будет выявлена вообще или по крайней мере не будет полной.

1. Материалистический метод предполагает:

  • связь государства и права с природой человека, условиями, в которых он живет на том или ином историческом этапе. Применительно к юридической технике это положение остается в силе. Например, в древнем обществе нормы права имели устный характер — письменность только зарождалась и использовалась только высшими слоями элиты. В сословном обществе письменность была распространена гораздо шире, но основная масса людей ею не владела. Вот почему нормативные акты как форма права в тот исторический период также не доминировали. Дело кардинально стало меняться лишь в Новое время;
  • неотрывность государства и права от других социальных явлений — экономики, политики, морали, обычаев и др. Например, далеко не все российские суды имеют компьютерное обеспечение. Таково пока экономическое положение России. Вот почему судьи в основной своей массс используют письменные нормативные источники.

Материалистический метод имеет плюсы и минусы, и поэтому его нельзя абсолютизировать. Категоричное признание предопределенности государственно-правовых явлений, в частности экономикой, противоречит фактам. Философская наука аргументированно заставляет признать, что с развитием общества значимость надстроечных явлений, в том числе государства и права, повышается. Они все более влияют на экономику. Отношение экономического базиса и государственно-правовых явлений может быть охарактеризовано как взаимосвязь, но не как непременный приоритет одних факторов перед другими.

2. Согласно метафизическому методу правила ведения юридической работы, составляющие суть юридической техники, рассматриваются в основном сами по себе, не будучи глубоко связанными с другими явлениями. Такое их отсечение делается порой сознательно, для того чтобы, изучая средства юридической техники в статике и игнорируя их взаимоотношение с другими явлениями, глубже выявить их суть и не увязнуть в отвлеченных моментах. Изучая вопрос о том, как эффективнее выстроить законодательный процесс, вряд ли стоит производить экономические подсчеты. Упрощение и удешевление процедуры принятия законов могут обойтись экономике и обществу в целом гораздо дороже.

3. Системно-структурный метод, т. е. исследование государственно-правовых явлений как частей единого целого, между которыми установлены связи, широко применяется в правотворческой технике, когда проводится классификация и распределение норм по отраслям права, или при расположении частей нормативного акта. Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) имеет следующую структуру: все начинается с изложения общих положений, затем идут составы административных правонарушений, классифицированные по видам, далее определяются органы, уполномоченные рассматривать административные дела, и, наконец, излагается порядок назначения административных санкций. Но обособления элементов структуры (частей Кодекса) недостаточно, важны и связи между ними. Поэтому независимо оттого, какой административный проступок совершен (разд. II КоАП РФ), необходимо обратиться к разд. III КоАП РФ и выяснить, какой орган вправе его рассматривать. Именно связи между элементами Кодекса придают ему качества единства и целостности.

4. Сравнительный метод заключается в сопоставлении юридических понятий, явлений, процессов и в выяснении между ними сходства или различий. Сравниваемые понятия и явления должны быть однородны, сопоставимы, т. е. быть объектами одного класса. Сравнительный метод широко используется как в правотворческой технике (здесь, как правило, идет сравнение с аналогичными законами других стран), гак и в правоприменительной (например, сравнивается практика применения законов за определенные промежутки времени). Так, сравнив практику применения ст. 228 УК РФ, карающую за хранение наркотических средств, до установления минимальной дозы хранения и после ее установления (в 1998 г.), обнаружим снижение уровня наказуемости за это опасное деяние. Это стало основанием для внесения предложений о возвращении к прежней практике.

5. Социологический метод состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных. Он включает такие способы, как:

  • анализ статистических данных:
  • опросы населения;
  • математические способы обработки материала;
  • интервьюирование;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • другие.

Важно, чтобы выводы делались на основе детального изучения собранного материала, с учетом всех социальных фактов, как положительных, так и отрицательных.

Этот метод может (и должен) активно использоваться в законодательной технике, поскольку с его помощью повышается эффективность принимаемых законов. Так, если бы в 2004 г. были проведены опросы людей, пользующихся льготами, до принятия Закона о замене льгот денежными компенсациями (в обществе получил название «Закон о монетизации льгот»), действия законодателя не взбудоражили бы общество и не заставили бы пенсионеров в январский мороз 2005 г. выйти на митинги и пикетирование.

Логические методы

Логические методы применяются в юридической технике очень широко.

Метод анализа предполагает условное разделение государст- венно-правовых явлений на отдельные части, выделение в них главных или существенных черт, на основе чего вырабатывается какое-либо правило юридической техники. Например, анализ уголовно-правовых запретов дает возможность определить нечто общее, свойственное им всем (наличие вины, возраст лиц, нарушающих запреты, и т. п.).

Метод синтеза применяется при изучении государственно- правовых явлений путем объединения их частей. На примере Уголовного кодекса РФ, объединяя общее, свойственное уголовно- правовым нормам, сосредоточивая их вместе, получаем Общую часть Кодекса.

Метод аналогии учитывает опыт других стран и функционирования правовых систем. Составляя новые законы, опосредующие рыночную экономику в России (законы об обществах с ограниченной ответственностью (далее — ООО), акционерных обществах (далее — АО) и др.), их авторы справедливо решили, что основы рыночной экономики едины во всех странах, поэтому российские законы в области экономики вполне могут быть похожи на западноевропейские, но должны отражать российскую специфику.

Метод индукции предполагает восхождение от частного (конкретных фактов) к общему правилу. Применяется очень часто при конструировании законов. В этом отношении очень нагляден пример, связанный с избирательным законодательством.

Все мы знаем, что свободные выборы — это цель для нашей страны, вышедшей недавно из тоталитаризма. Но на пути к этой цели обнаружилось много препятствий. Уже в первые годы рыночных преобразований пышным цветом стали расцветать нарушения избирательных прав, которые наше законодательство и не знало. Обобщая конкретные нарушения, законодатель в срочном порядке закреплял запреты на их совершение. Перечень избирательных проступков в Кодексе РФ об административных правонарушениях поначалу пополнялся практически раз в полгода.

Метод дедукции распространен в правоприменительной технике. Суть его в следующем: от общего правила путем умозаключений делается вывод относительно частного. Метод дедукции применяется в качестве основного метода в доказывании.

Согласно методу образования понятий и формулирования определений понятие (и определение) будет полным, если в нем содержатся все существенные признаки обобщаемых явлений.

Так, в соответствии со ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) доказательством являются любые сведения, на основании которых можно сделать вывод о наличии или об отсутствии фактов. Если же, например, свидетель будет давать оценку этим фактам, суд это может проигнорировать: оценка фактов доказательством не признается, поскольку выходит за пределы понятия «доказательства».

Метод использования понятий в одном и том же смысле состоит в следующем. Например, в обыденной речи термин «жилище» употребляется применительно к жилому помещению, предназначенному для постоянного проживания. Но если речь идет о выполнении юридических действий, то жилищем признается и жилое помещение временного проживания (например, гостиница).

Поэтому, выполняя какое-либо юридическое действие (проникновение в жилище, обыск и др.), следует руководствоваться широким пониманием термина «жилище».

Лингвистические методы

Использование этих методов связано с тем, что правовое регулирование воздействует на сознание людей. Любая мысль (законодателя, толкователя или правоприменителя) имеет лингвистическую форму. Здесь происходит своего рода удваивание познания юридического мира: правовые явления облекаются в языковую оболочку. Какую бы деятельность ни выполнял юрист, он должен владеть искусством речи. Это касается не только составления законов, но и процесса их применения, который может протекать как в письменной форме, так и в форме устной речи. Перечислим некоторые лингвистические методы:

1. соответствие терминов понятиям, которые они фиксируют. Например, в последнее время часто употребляется выражение «со- циальная ответственность бизнеса». Оно допустимо в деловой, литературной, обыденной речи, но никак не в законодательстве, поскольку юристы термин «ответственность» воспринимают специфически: как применение санкций;

2. обеспечение компактности юридического документа. Достижению этой цели способствует использование таких лингвистических средств, как минимальное использование определений, уточнений, добавлений и т. п. Особенно это важно в деле правотворчества. В противном случае цель познания права вряд ли будет достигнута;

3. повышение информативности правового документа. Оно более актуально для правоприменительных актов. Информационный компонент законодательства увеличивается за счет введения в его текст причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, придаточных предложений и проч.;

4. обеспечение ясности и доступности правовых актов. Без него эффективное использование нормативного материала ставится под вопрос. Отрицательным примером в этом отношении служит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Объемный сам по себе, он содержит множество пространных статей. Некоторые из них достигают 10 страниц печатного текста. Проникнуть в их суть мало кому по силам. А ведь он рассчитан на широкий круг участников избирательных правоотношений;

5. использование графики юридического текста . К языковым графическим средствам относятся:

  • заглавия;
  • рубрики;
  • пробелы;
  • знаки препинания;
  • различные начертания букв;
  • другие.

Технические методы

Технические методы — это способы, позволяющие с помощью системы технических средств познать и усовершенствовать правила выполнения юридической работы. В наше время все более широкое применение находят информационные технологии. Перечислим некоторые направления использования компьютерных методов:

  • получение, обработка, хранение и поиск правовой информации (систематизации законодательства);
  • повышение эффективности правотворческой работы (устранение повторов, дублирования, противоречий в нормативном материале);
  • увеличение производительности правоприменительной работы (составление типовых документов, редактирование правовых документов).

Таким образом, можно сделать вывод, что методология исследования и применения юридической техники обширна. Она состоит из многих ветвей. Гипертрофирование какой-либо одной из них таит опасность снижения эффективности юридической работы.