Какие две большие группы являются в социологии. Социальная группа

Какие две большие группы являются в социологии. Социальная группа
Какие две большие группы являются в социологии. Социальная группа

Лекция:


Социальные группы


Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

2.

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив

3.


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано
4. Референтная Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

5.




Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп


Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.

Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями; отличается дифференцированностью внутригрупповых функций, ролей, иерархией межличностных отношений и определенной мерой внутригрупповой сплоченности. Общие интересы социальной группы конкретизируются системой групповых целей, формируется групповой образ жизнедеятельности членов группы, возникает специализация групповой деятельности с соответствующей структурой совместно разделенного труда, которая и определяет численность группы. По численному составу социальная группа подразделяются на , средние и .

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология общества. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы , обладая некоторыми признаками больших, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу .

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда — совокупность различных малых групп. Они — один из основных факторов формирования поведения человека — как социально-адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований (девиантного).

В западной социальной психологии группы делятся на социетальные, социальные и первичные:

  • к социетальным группам относятся глобальные макросоциальные общности с собственным самосознанием;
  • к социальным группам относятся основные страты (слои) данного общества, а также территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и тому подобные общности;
  • к первичным группам относятся малые группы (микрогруппы, которые отличаются непосредственными контактами ее членов, — семья, трудовые, спортивные и игровые коллективы, группы по интересам и др.).

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Здесь взаимодействие членов стихийно и определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия. Личность входит в различные формальные и неформальные группы — рабочий коллектив, общественную организацию, круг друзей и т. п.

Группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, — референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная группа. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позиции своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительные группы оказывают мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы, уже с рождения ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальной группе реализуются различные способности индивида. Здесь он узнает себе цену, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности, в которых человек деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает происходить по эталонам эрзацкультуры.

Социальную группу могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально-ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.), и антисоциальной — преступные группы.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определен порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Рис. 1. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенную позицию по отношению к другим членам группы (рис. 1). Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социально-психологическая организация социальной группы.

Возникновение социальной группы (группообразование ) связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ее ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов группового поведения — явления социально-психологические.

К механизмам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы.

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные , формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация (директор завода — начальники цехов, участков — бригадиры — рабочие) и неформальная, которая определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Каждый член группы занимает в ней определенное положение — имеет определенный групповой статус , определяемый его социальной ролью.

Социальная роль — общественно-санкционированные способы реализации социальной функции (роль учителя, врача, следователя и т. п.).

Различают три типа социальных ролей:

  1. институциональные — закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата парламента, директора предприятия);
  2. конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери и т. п.);
  3. межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или неавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг . Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли в значительной мере определяют стиль поведения личности.

Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:

  • полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
  • подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность );
  • терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация );
  • подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция ).

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности , то есть то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные , оценочные , санкционирующие и стабилизирующие . Регулятивные нормы — стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются также по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом . Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации (см. «Социальная общность «) ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияет ее величина и композиция, то есть своеобразие ее индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными ; с разнородным составом — гетерогенными .

Рис. 2. Типы групп с различной коммуникационной организацией.

По разновидности способов групповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. (рис. 2).

Группы с централизованными каналами коммуникации отличаются тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Тем не менее при ее цепном варианте общение крайних ее членов ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером . Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но лидер не всегда — официальный руководитель. Лидер — человек, проявляющий необходимые качества в определенных ситуациях. В разных ситуациях могут выдвигаться различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть таковым и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров : лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат работы, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения (подробнее см. «Руководитель социальной группы «.)

Основные особенности коллектива

  1. ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью;
  2. товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон жизнедеятельности коллектива;
  3. каждый член коллектива видит перспективы его движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии;
  4. положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и Превращается в традиции;
  5. личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальные группы в своем развитии проходит несколько стадий :

  • на первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность;
  • на второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями; требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив;
  • на высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования, осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Личность неизменно включена в систему социально-психологических связей (рис. 3).

Рис. 3. Личность в системе социально-психологических связей.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений . При этом возникает феномен межгруппового восприятия , межгрупповых взаимооценок . Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма , а если достоинства чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации .

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание . Однако групповое сознание социально неразвитых групп отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия . Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого из нас есть собственный «здравый смысл», своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами. Им непременно нужен указатель азимута их пути. Животные, благодаря инстинктам, не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому многие люди превыше всего ценят «правильные» маяки, «верные» учения.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Пользуясь принятыми в социологической литературе критериями, типологизируем :

Виды социальных групп по степени формализации :

  • формальные , где нормы поведения закреплены, как правило, в письменном виде;
  • неформальные;

Виды социальных групп по численности:

  • , где небольшое число членов обеспечивает возможность постоянного, непосредственного личностного взаимовлияния и поэтому не возникает необходимости в обязательном формальном закреплении институционализованных правил поведения;
  • большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции;

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

  • научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;
  • профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;
  • развитие духовной культуры;
  • социализация;
  • обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда , рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни , которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Психология больших социальных групп

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции . Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения .

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо . Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». Производными от понятия «общественное благо» стали понятия «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации» (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (греч. еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием , основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Социальные группы и их классификация

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Будучи формами социального взаимодействия, они представляют из себятакие объединœения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

Социальная группа - ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделœения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:

-​ устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;

-​ относительно высокой степенью единства и сплоченности;

-​ четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всœем членам группы;

Возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определœенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия - первичные и вторичные.

Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинœено достижению определœенной цели и носит формальный, безличный характер.
Размещено на реф.рф
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определœенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа - ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединœения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. Учитывая зависимость отпринадлежности к ним индивидов – ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как ʼʼмояʼʼ, ʼʼнашаʼʼ (к примеру, ʼʼмоя семьяʼʼ, ʼʼмой классʼʼ, ʼʼмоя компанияʼʼ и т.д.).

Аутгруппа - ϶ᴛᴏ группа, к которой данный индивид не принадлежит и в связи с этим оценивает ее как ʼʼчужуюʼʼ, не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. По этой причине социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой ʼʼшкале социальной дистанцииʼʼ Богардуса.

Референтная группа - ϶ᴛᴏ реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений ʼʼличность - обществоʼʼ выполняет две важные функции: нормативную, являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. Учитывая зависимость отколичественного состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Малая группа - ϶ᴛᴏ непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединœенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются ʼʼдиадаʼʼ и ʼʼтриадаʼʼ, их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединœением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

-​ малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 15 человек);

-​ пространственная близость членов группы;

-​ устойчивость и длительность существования:

-​ высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;

-​ интенсивность межличностных отношений;

-​ развитое чувство принадлежности к группе;

-​ неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа - ϶ᴛᴏ многочисленная по своему составу группа, которая создается для определœенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. К примеру, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) - это социальная группа, в которой всœе жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

-​ сочетание интересов индивида и общества;

-​ общность целœей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:

-​ предметную - решение той задачи, ради которой он создается;

-​ социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. Учитывая зависимость отсоциально значимых признаков – реальные и номинальные.

Реальные группы - это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

-​ пол - мужчины и женщины;

-​ возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;

-​ доход - богатые, бедные, зажиточные;

-​ национальность - русские, французы, американцы;

-​ семейное положение - женатые, холостые, разведенные;

-​ профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;

-​ место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы , иногда их называют социальными категориями, выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населœения (к примеру, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие ʼʼквазигруппа ʼʼ.

Квазигруппа - ϶ᴛᴏ неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определœенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория - это социальная общность, объединœенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

Толпа - временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединœенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

-​ внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;

-​ анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно ʼʼвычислитьʼʼ;

-​ спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;

-​ бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, в связи с этим его действия ʼʼпропитываютсяʼʼ коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

Учитывая зависимость отспособа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

-​ случайная толпа - неопределœенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);

-​ конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определœенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);

-​ экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);

-​ действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы -группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

Социальные группы и их классификация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальные группы и их классификация" 2017, 2018.

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Понятие социальной группы

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и . Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

— это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную - решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

  • пол - мужчины и женщины;
  • возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход - богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность - русские, французы, американцы;
  • семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

— временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

  • внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
  • анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
  • спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
  • бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

  • случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
  • конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
  • экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
  • действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.