Духовное и физическое здоровье — два аспекта развития личности. Связь культуры физической с культурой духовной

Духовное и физическое здоровье — два аспекта развития личности. Связь культуры физической с культурой духовной
Духовное и физическое здоровье — два аспекта развития личности. Связь культуры физической с культурой духовной

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................................................................................................3 1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4 2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6 3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8 4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10 5. Анализ результатов исследования..............................................................12. 5.1. Описание методики и организации исследования.............................12 5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15. Заключение.........................................................................................................19Литература..........................................................................................................20 Приложения........................................................................................................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

2. Понятие о здоровье и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (10). Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (3).

Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (5).

Итак, здоровье рассматривается как некая характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы (4). Так, например, выявлено, что длительный стресс подавляет иммунитет, делая человека более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий (9).

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом. И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи (12).

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена следующая часть данной работы.

3. Православный взгляд на здоровье человека .

Господь изначально наделил нас мощной защитой от внешних и внутренних угроз. Такой защитой является иммунная система организма, которая исправно выполняет свои функции, если человек живет по законам Божиим. По учению святых отцов, Церковь есть врачебница, которая исцеляет больных, а епископы и священники являются врачевателями народа Божия. Принято считать, что здоровье является нормой человеческого существования, а болезнь нарушает эту норму. Православие по иному рассматривает проблему болезни и здоровья. Святые отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизится к Богу. По учению Церкви, человек- носитель образа и подобия Божьего, а здоровье – это дар Божий, как и сама жизнь. Потому-то люди должны относиться и к своей жизни, и к своему физическому и духовному здоровью крайне внимательно, беречь их как дар Божий, хранить себя в целостности.

Любые недуги и болезни человека, по учению Святой Церкви,- это следствие нашего греха, следствие нарушения внутренней гармонии, внутреннего духовного баланса, компромиссов со своей совестью. Если человек сохраняет свою внутреннюю целостность, если его нравственная база находится на достойном уровне, то его действия и поступки благотворно сказываются на всех, с кем он общается: и на людях, и на животных, и на растениях. Так из истории святоотеческого наследия известно, что ко многим святым отцам свободно подходили дикие звери и никогда их не трогали. Нарушение же нравственного баланса человека отрицательно сказывается на всем окружающем мире. Поэтому грех является метафизическим источником телесных и душевных недугов, страданий и смерти любого из нас. Христос говорит: «...Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 17). Святые отцы (например, преподобный Максим Исповедник) соотносят здоровье с добродетелью и знанием Бога, а болезнь ­– с пороком и неведением Бога. Благодать Божия хранит подлинно верующего человека, ибо написано: «...Если ты будешь слушаться гласа Господа Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одну из болезней, которые навел Я на Египет...» (Исх. 15, 26). Это общее обетование Господь-Целитель дал не только в отношении «египетских казней». Он обещал отдалять от верующих всякую немощь (Втор. 7, 15; Пс. 40, 4), избавлять их «от гибельной язвы… язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90). В славянском переводе 90-го псалма написано абсолютно недвусмысленно: «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Премудрость Божия спасает от бед (в славянском тексте – «от болезней избави») служащих ей (Сир. 10, 9). Вот лишь два ветхозаветных факта: еврейские женщины были более здоровы, чем египтянки (Исх. 1, 19), а в коленах Израилевых, вышедших из египетского плена, не было ни одного(!) болящего (Пс. 104, 37). И, заметим, все это в таких неблагоприятных моральных и социальных условиях, как рабство!

Косвенным подтверждением сказанного служат статистические выводы известного английского социального психолога, специалиста по межличностным отношениям и психологии религии Майкла Аргайла. Его данные не бесспорны и дают хороший повод для размышлений. Он утверждает, что верующие люди болеют меньше неверующих. Ученый выдвигает, по крайней мере, три объяснения данному феномену. Во-первых, верующие имеют более здоровый образ жизни: ведут упорядоченную половую жизнь, исключают излишества в питании, воздерживаются от вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и т.д.). Во-вторых, религия способствует снятию внутреннего напряжения, депрессии, поддерживает морально, умиротворяет, и этим нормализует артериальное давление. В-третьих, социальная поддержка Церкви смягчает разрушительные для здоровья действия стрессов. «Если же взять взрослое население в целом, – замечает М. Аргайл, – то, согласно наблюдениям, прихожане менее других подвержены невротическим расстройствам... У людей старших возрастов наблюдается четкая взаимосвязь между посещениями Церкви и положительным психическим здоровьем».. Анализируя статистические цифры, можно сказать, что одно из главнейших отличий верующего во Христа человека от неверующего - христианское покаяние в грехах.

С православной точки зрения, болезнь является нормой жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества - стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. «Причина болезни - грех, своя собственная воля, а не какая- либо необходимость», - утверждал преподобный Ефрем Сирин. «Неужели все болезни от грехов?- спрашивал святитель Иоанн Златоуст.- Не все, но большая часть. Некоторые бывают от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни». «Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек»,- говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иван Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет «…дано мне жало в плоть…удручать меня, чтобы я не превозносился». Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

В ХХ веке болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание. Это является выражением общего неправильного отношения к человеку как к сгустку мыслящей материи, или к жизни, как только к движению материи. Православное понимание болезни шире медицинского. «Болезную, братие, вместе с вами,- говорит св. Киприан в Слове о падших.- Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невридим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада… ». В одном из своих посланий святой апостол Павел призывает: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал.5,26), потому что зависть бывает «угрызением» для духа души человеческой и червоточиной для костей. Ведь наше телесное здоровье зависит от нашего духовного состояния, недаром в притче говорится: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей2 (Притч.14.30). Зависть производит неустройство и зло. «ибо где зависть и сварливость. Там неустройство и всё худое» (Иак.3,16), а христианская любовь чужда зависти, потому что она, как сказал другой апостол – Иоанн, исходит от Бога, и всякий любящий рождён от Бога.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в христианстве физический труд, здоровый образ жизни приобретают особое воспита­тельное значение, как средство сохранения чистоты и подавления чувственности, эгоизма и гордости. Все это и составляет ту гармонию человеческой природы, которую мы утратили через грехопадение и которую призваны восстановить. В этом полнота, радость и счастье земной жизни. По учению Святой Церкви, человек уже появляется на свет с первородным грехом. Поэтому врачевать испорченную природу, полученную от первых людей мы должны, прежде всего, средствами духовными и церковными. Необходимо восстановить внутренний духовный баланс, гармонию внутреннего мира, и тогда восстановится физическое здоровье.

3. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образ жизни (13; 14). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины” (11). По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения (6).

Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни рассматривается как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его (8).

Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.

20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но вместе с тем, конец века характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных основ человека и среды его жизнедеятельности (6). Произошли существенные изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние времена человек, “потребляя” свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда (9). И.И.Брехман отмечает: “ Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды” (9). Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его. В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности (12). Чтобы понять и принять себя необходимо "прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.

Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. (12).

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового образа жизни в науке является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Исследованию представлений о здоровом образе жизни посвящена следующая часть данной работы.

3. Анализ результатов исследования

3.1. Описание методики и организации исследования .

Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была разработана анкета, состоящая из 2 частей (прил.1). Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор. При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ.

Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича. Испытуемому предлагается список из 15 жизненных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. Во втором пункте указаны составляющие здорового образа жизни, которые также необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни.

При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых. Для анализа неосознанных представлений о здоровом образе жизни испытуемым учащимся 1-4 классов, предлагалось сделать рисунок, отражающий их представления о здоровом образе жизни. Участвующие в эксперименте получали следующую инструкцию: “Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете, когда слышите выражение “Мое здоровье ”.

При анализе рисунков были выделены такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие привычки к курению, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание и деятельность системы здравоохранения. В эксперименте приняли участие 30 учащихся МОУ Арсентьевской ООШ и воспитанников структ. подразделения д/с «Ромашка». Полученные в исследовании результаты представлены в следующих разделах.

3.2. Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в детском и подростковом возрасте.

Таблица 2.1 Таблица рангов ценностных ориентаций на выборках у учащихся |ценности | 5 кл.| 6 кл| 7 кл |8-9 кл|образование |10 |9 |5 |4 ||материальная обеспеченность |7 |5 |6 |4 ||здоровье |2 |2 |2 |1 ||семья |1 |1 |1 |2 ||дружба |3 |3 |4 |3 ||красота |12 |11 |9 |9 ||счастье других |6 |13 |10 |11 ||любовь | 5 |4 |3 | 5 ||познание |11 |10 |13 |8 ||развитие |8 |8 |11 |7 ||уверенность в себе |7 |6 |6 |12 ||творчество |13 |12 |12 |10 ||интересная работа |9 |7 |7-8 |6 ||развлечения |14 |15 |15 |13 | Как показывает таблица 2.1, у трех групп испытуемых здоровье занимает 2 место в системе ценностных ориентаций. У уч-ся 8-9 классов – 1 место. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющихздорового образа жизни. Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь,общение с природой, гармоничные отношения в семье, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к курению, закаливание, гигиена, режим дня. Сюда же некоторые испытуемые относили материальное и физическое благополучие, и здоровье окружающих, рассматривая их как факторы здоровья. Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено втаблице 2.2. Таблица 2.2 Составляющие здорового образа жизни |составляющие ЗОЖ |занятия спортом | 25 ||отсутствие привычки к |21 |наркотикам |осмысленная жизнь |8 |общение с природой |11 |положительное отношение к |5 |себе | | | | ||гармоничные отношения в |9|семье |ощущение счастья |2 ||отсутствие пристрастия к |20|алкоголю |правильное питание |20|духовная жизнь |5 |гармония с собой |2|отсутствие привычки к |20|курению |доброжелательные отношения|6|к другим |саморазвитие |- |закаливание | 6|гигиена | 7|оптимистичное отношение к - |5 |жизни |деятельность на пользу - 4|обществу |режим дня - |20 |материальное благополучие |19|физическое благополучие |15|здоровье окружающих |5 Как показывает таблица 2.2, у учащихся 5-6 кл. составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность: 1) отсутствие пристрастия к алкоголю, 2) отсутствие привычки к курению, ощущение счастья, 3) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, гармоничные отношения в семье, с природой, доброжелательное отношение к другим, материальное благополучие, 7) положительное отношение к себе, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, режим дня, здоровье окружающих. У учащихся 7,8-9 классов составляющие здорового образа жизни расположеныв следующем порядке: 1) занятия спортом, 2) отсутствие пристрастия калкоголю, 3) отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие привычки ккурению, 4) правильное питание, 5) режим дня, 6) осмысленная жизнь, 7)материальное благополучие, деятельность на пользу общества, положительное отношение к себе, 8) общение с природой, саморазвитие, закаливание, оптимистичное отношение к жизни. Следовательно, представления о здоровом образе жизни у лиц юношескоговозраста, прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем учащимися в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического здоровья. В качестве главного признака здорового образа жизни испытуемыминазывались следующие показатели: (здоровье - 35%, хорошеесамочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие - 15%,гармоничные отношения в семье - 10%, спорт - 10%, отсутствие привычки калкоголю - 5%, доброжелательное отношение к другим - 5 Таким образом, в качестве главного признака здорового образа жизниотмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья,которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие ихорошее настроение. На основе анализа данных ранжирования составляющих здорового образажизни, предложенных в методике, получены следующие результаты. Таблица 2.3 Таблица рангов составляющих здорового образа жизни |составляющие здорового /мальч./девочк./ |образа жизни |занятия спортом |2/ 11|не употреблять |1 6 |наркотики | | | | ||осмысленная жизнь |4 1|позитивное отношение |10 3|к себе | | | | ||гармоничные отношения |7 4|в семье | | | | ||не употреблять алкоголь |3 10|правильно питаться |6 2|полноценная духовная |9 7|жизнь | | | | ||не курить |5 8|доброжелательное отношение к |8 9|другим | | | | ||самосовершенствование |11 5 У мальчиков наблюдается следующая картина: неупотреблениенаркотиков, занятия спортом, отсутствие привычки к алкоголю, осмысленнаяжизнь, отсутствие привычки к никотину, правильное питание, гармоничные отношения в семье, доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь, позитивное отношение к себе, самосовершенствование. Как видно, первые места принадлежат таким составляющим здорового образа жизни, как отсутствиевредных привычек, занятие спортом, что традиционно относится к полной иисчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания. У девочек на первом месте среди составляющих здорового образажизни стоит осмысленная жизнь, затем следуют правильное питание, позитивное отношение к себе, четвертое и пятое место делят гармоничные отношения в семье и самосовершенствование, затем идет неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь, отсутствие привычки к курению, доброжелательное отношение к другим, последние места занимают занятия спортом. Такую последовательность составляющих здорового образа жизни,перемещение отсутствия вредных привычек на более нижние позиции можнорассматривать как способствование методики расширению представлений оздоровом образе жизни, не ограничению его исключительно занятиями спортом иотсутствием вредных привычек. Таблица 2.4Составляющие здорового образа жизнина уровне неосознанных представлений у учащихся 1-4 классов и воспитанников детского сада |составляющие ЗОЖ | | |воспитанники | уч-ся 1-4 кл ||занятия спортом |5 8|отсутствие привычки к |2 3|курению |доброжелательные |4 |6 |отношения с другими |семья | 3 | 5 ||оптимистичное отношение к | 2 | 5 ||жизни | | | | ||природа |4 | 7|отсутствие привычки к |- | 2|алкоголю |отсутствие привычки к |- | -|наркотикам |правильное питание |4 | 8|саморазвитие | |- |- |деятельность системы |2 | 2|здравоохранения В результате анализа рисунков мы можем сделать ряд выводов онеосознанных представлениях о здоровом образе жизни. Так, как видно из таблицы 2.4, на выборке учащихся 1-4 выделено большесоставляющих здорового образа жизни, чем на выборках воспитанников детского сада что может говорить о большей сложности и многогранности представлений о здоровом образе жизни у них по сравнению с другой группой. Составляющие здорового образа жизни располагаются у них в следующей последовательности: 1) занятия спортом, 2) правильное питание, 3) общение с природой, 4)доброжелательные отношения с другими,5) оптимистическое отношение к жизни и семья, 6) отсутствие привычки к курению, 7) деятельность системы здравоохранения. Таким образом, в рисунках место вредных привычек у детей более низкое по сравнению с представлениями уч-ся старших классов. Вместе с тем, пусть и незначительную роль в обеспечении здорового образа жизни населения, но играет для них деятельность системы здравоохранения.Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как ксредству, либо как к цели). Так, 40% учащихся рассматривают здоровье как цель и 60% видят в нем средство 1 человек отметил, что определяет для себя здоровье и как цель, и как средство, и один человек охарактеризовал его как ни то и ни другое. В качестве объяснения, почему здоровье рассматривается как цельотмечаются следующие: долгожительство, профилактика болезней, здоровье естьсамое главное в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни, потеря смысла жизни при утрате здоровья и так далее. Таким образом, часто при констатации того, что здоровье есть цель жизни, оно в действительности рассматривается как средство для достижения различных жизненных целей, а рассмотрение его как цель лишь подчеркивает несомненную важность здоровья для данного человека. При рассмотрении здоровья как средства приводятся следующие аргументы:достижение других жизненных целей; здоровье как залог счастливой жизни;здоровье рассматривается как средство, потому что оно есть (таким образомответили 29,4% девочек и 5,6% мальчиков), т.е. предполагается,что здоровье может стать целью при каких-то проблемах с ним; здоровьеявляется средством, потому что не всегда стремлюсь соблюдать здоровый образжизни (такой аргумент подразумевает, что здоровье также могло бы быть цельюпри определенных благоприятных условиях). Нами определялось также то, насколько необходимым считают здоровыйобраз жизни испытуемые. Оказалось, что 100% мальчиков считают, что здоровый образ жизнинеобходим, обосновывая свой ответ следующими доводами: ЗОЖ - залогдолгожительства (11%), предотвращение болезней (38,9%), не быть в тягостьблизким в старости (11%), ЗОЖ способствует развитию силы (11%), необходимдля достижения разных целей в жизни (27,8%), для процветания государства(5,6%). Таким образом, юноши рассматривают здоровый образ жизни вбольшинстве случаев не позитивно (для развития, совершенствования), анегативно (как способ для предотвращения болезней). Среди девочек 80% указали, что здоровый образ жизни необходим,20% затрудняются однозначно говорить о его необходимости. И, как и мальчикиосновное значение здорового образа жизни видится девочками в предотвращенииболезней, а не в творении, развитии. Как видно из приведенных ответов, здоровый образ жизни сводится к факторам, обеспечивающим физическое здоровье. Кроме того, мальчики рассматривают его как требующего особых условий для своей реализации, вчастности дополнительного времени. Нами анализировался также такой вопрос, как желание изменить собственный образ жизни. Мы соотносили желание ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности. Было выявлено, что хотели бы вести более здоровый образ жизни 80% опрошенных. Как видно из приведенных данных, чем менее реализованным считают испытуемые здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них потребность его реализовать.

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что известная пословица «в здоровом теле – здоровый дух» будет справедлива, если мы её прочтём в обратной последовательности: «здоровый дух – здоровое тело». Тесная взаимосвязь духовного и физического является настолько очевидной, что игнорировать её невозможно. Поэтому именно сегодня хочется акцентировать внимание общественности, своих сверстников об этой связи, подчеркивая, что у каждой практической болезни есть свои духовные причины и свои корни. Есть некоторые заболевания, которые нагляднейшим образом свидетельствуют о наличии этой связи. Возьмем алкоголизм или наркоманию. Что это - порок духовный или физическая болезнь? И то и другое вместе. Что тут первично – слабость человека, отсутствие контроля духа над инстинктивным началом или разрушительное влияние алкоголя на клетки человеческого организма? Где мы проведете эту грань? Между духовным и физическим? Она тесна, так неопределенна, что отрывать одно от другого – это значит совершать ошибку. Следовательно, «Здоровье нации», «Здоровье» с большой буквы – это и здоровье тела, и здоровье духа.

В свете всего того, что сказано в данной работе о взаимосвязи духовного и материального, совершенно очевидно, что от нравственного здоровья человека, от нравственного здоровья общества во многом зависит его физическое здоровье. Больше того, зависит здоровье государства и здоровье общества в целом. Еще раз смею напомнить, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: на 5-10 % связан с деятельностью системы здравоохранения, на 15 % обусловлен генетическими факторами, на 20 % его определяют экологические условия и на 55 % - условия и образ жизни человека. Становится очевидным, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. И укрепление собственного здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Список литературы:

1. Цит. по: Митрополит Иерофей (Влахос). Православная Психотерапия. ТСЛ, 2004, стр. 25.

2. Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 1. Богословско-аскетические трактаты. М.., 1993, стр. 139.

3. К. В. Зорин. Хочешь ли быть здоров? М., 2000, стр.50-51.

4. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990, стр. 275.

5. Ж.-К. Ларше. Исцеление психических болезней. М., 2007, стр. 50-51.

6. Проф. Н. Глубоковский. Учение св. ап. Павла о грехе, искуплении и благодати. Христианское чтение. 1898. Ч.1, стр.510, 516.

  1. Проф. И. Пономарев. О спасении. Православный собеседник, 1914. стр.410.

8. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. Стр.326

9. В. К. Невярович. Порок души или почему так трудно лечатся алкоголизм и наркомания. М., 2002, стр. 6

10. Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. Стр. 325.

11. С.Зарин. Аскетизм. Т.1, кн.2-я, стр.603.

  1. Святитель Иоанн Златоуст. Поучение на I Кор. 5, 6.

13. Свящ. М. Менстров. Уроки по христианскому нравоучению, М., 2006, Стр. 195-196

14. Золинов В. Ф. Физическое воспитание взрослого человека. Л., 1984. , с.156

15. Г. Л. Апанасенко. Здоровый образ жизни. Л., 1988, с.59

16. Б. М. Липовецкий. Занимайтесь спортом! М., 1985, с.123

17. Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье человека М., 1984. С.203

18. Е. А. Пирогова. Окружающая среда и человек Минск, 1989. С. 119

Приложение Анкета

Бланк для ответов

Ф.И.О…………

ПОЛ………………

1. Я считаю, что здоровый образ жизни - это…

2.Главный признак здорового образа жизни – это…

3. Здоровье для меня является:

б) средством

Объясните, почему?

4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим?

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

Почему Вы так считаете?

5. Я считаю, что соблюдать здоровый образ жизни на………%, потому что я …..

6. Я хотел (а) бы вести:

а) более здоровый образ жизни

б) такой же образ жизни, как на данный момент

Часть Б

1. () материальная обеспеченность

() здоровье

() красота

() счастье других

() познание

() развитие

() уверенность в себе

() творчество

() образование

() интересная работа

() развлечения

заниматься спортом ()

не употреблять наркотики ()

вести осмысленную жизнь ()

позитивное отношение к себе ()

гармоничные отношения в семье ()

не употреблять алкоголь ()

полноценно и правильно питаться ()

жить полноценной духовной жизнью ()

не курить ()

доброжелательное отношение к другим ()

саморазвитие, самосовершенствование ()

Инструкция

Каждый из нас слышал выражение «здоровый образ жизни» и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения различия в этих представлениях просим Вас принять участие в нашем опросе.

Вам предлагается анкета, которая состоит из двух частей: части А и части Б.

Часть А включает вопросы двух видов. Часть из них (вопросы № 1,2,5) представляют собой начало предложений. Прочтите их внимательно и завершите.

Другие вопросы (№ 3,4, 6) содержать варианты возможных ответов, из которых Вам следует выбрать ответ, который Вы считаете верным в отношении себя. Затем напишите, почему Вы выбрали именно этот ответ.

Не тратьте время на раздумывание, пишите то, что первым приходит в голову.

Часть Б включает всего два пункта.

В пункте 1 представлен список из 14 ценностей. Прочтите их внимательно и расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни является самой главной, присвойте номер 1 поставьте его в скобки рядом с этой ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную поставьте напротив нее номер 2. Таким образом, оцените по степени важности все ценности и поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей.

Если в процессе работы Вы сочтете поменять какие-то ценности местами, можете исправить свои ответы.

В пункте 2 вам предлагается список из 11 составляющих здорового образа жизни. Прочтите их внимательно и выберите то признак, который Вы считаете самым главным для здорового образа жизни. В клетке рядом с ним поставьте № 1. Затем из оставшихся составляющих выберите тот, который, по Вашему мнению, является самым главным и поставьте напротив него цифру 2.

Если в процессе работы Вы сочтете нужным изменить свое мнение, то можете исправить свои ответы.

Заранее благодарим Вас за участие!

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Все, наверное, согласятся с тем, что главное богатство человека – это здоровье. Резервы человеческого организма огромны. Например, сердце человека имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, легкие – лет на 200 и примерно столько же лет все внутренние органы. Одним словом, средняя продолжительность жизни человека должна составлять минимум 150 лет. Станет ли когда-нибудь эта теория реальностью, угадать невозможно, но уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, в Японии – 87,5 лет.

От чего же зависит наше здоровье? По заключению экспертов Всемирной организации здоровья, оно зависит на 20% от состояния окружающей среды, 20% на него влияет наследственность, 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. И большая часть 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта.

Культуру здоровья следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей:

    Физический аспект культуры здоровья. Понимается то, как функционирует наш организм и все его системы.

    Эмоциональный аспект. Означает понимание своих чувств и умение выражать их.

    Социальный аспект. Это осознание себя в качестве личности как части окружающего мира.

    Личностный аспект культуры здоровья означает то, как развивается наше «я», что каждый понимает под успехом и что стремится достичь.

    Духовный аспект культуры здоровья отражает то, что действительно важно для нас, то. Что мы больше всего ценим. Это главный аспект, центр нашей жизни, который обеспечивает цельность нашей личности.

Важность последнего духовного аспекта культуры здоровья подтверждают известные ученые- медики. Академик Углов, раздумывая о здоровье человека, дает нам советы, утверждая, что для здоровой и полноценной жизни человека необходимы собственные усилия самого человека. По его мнению, в человеческом обществе должна господствовать любовь к людям, как призывал нас Иисус Христос. Любовь к людям рано или поздно принесет тебе ответную любовь людей. Даже если не все ответят на твою любовь, ты не смущайся, а продолжай делать добро людям. В этом ты познаешь удовлетворение и счастье, и это обязательно скажется на окружающих людях и на тебе самом.

И второе, что не менее важно – не делать зла окружающим. Сделанное тобой зло увеличит зло общества, в котором живешь ты и твои близкие, и непременно скажется на тебе самом и на твоих детях. Тут действует закон: что посеешь, то и пожнешь.

говорит как о физическом, так и о духовном компоненте здоровья:

    Люби Родину и защищай ее. Безродные долго не живут.

    Люби работу. И физическую тоже.

    Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.

    Сохрани свой нормальный вес. Не переедай.

    Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. И так далее.

А вот православный взгляд на проблему здоровья. Каково же соотношение физического развития и духовной жизни человека?

В Священном Писании сказано первым людям, изгнанным из рая: «В поте лица своего будете добывать хлеб свой». Это означает, что род людской будет прикладывать большой физический труд для добывания своей пищи. И, действительно, сколько труда следует приложить, чтобы сделать буханку хлеба или построить дом. «В поте лица своего» трудился человек многие тысячелетия. Физический труд стал основой жизни человека, поэтому и наш организм адекватно приспособлен для физического труда.

Когда человек живет вне физического труда, вне физического напряжения, происходит дряхление мышц, от этого страдает и сердечно-сосудистая система, меняется обмен веществ. У человека развивается много различных заболеваний, что сокращает жизнь человека. Но физическая лень порождает не только физические болезни, но разлагает человека духовно, приводя к лени, нежеланию работать, вызывает стремление к греховному времяпрепровождению.

Важное значение физическому труду придавал апостол Павел. Именно ему принадлежит известное всем выражение: «Кто не работает, тот да не ест».

В наше время, когда физический труд низвержен до минимума, а нравственное разложение человека стало нормой жизни, недостаток физического напряжения приводит к физической деградации и усиливает его духовное разложение. В этом случае для нормального функционирования организма, особенно подрастающего – ребенка, подростка – физическая культура и спорт, особенно на постоянной основе, способствуют нормальному физическому развитию, оздоровляют организм, являются профилактическим средством против развития многих заболеваний, особенно позвоночника и опорно- двигательного аппарата, способствуют дисциплинированию духа.

Хотя, надо сказать, что сейчас говорят о духовном кризисе спорта. Это относится, в первую очередь, к большому спорту, который стал коммерческим бизнесом. Критично надо относится к модному сейчас увлечению восточными боевыми искусствами, которые уводят человека от христианской духовности, от Церкви. Православная церковь также дает отрицательную оценку популярным системам оздоровления, в частности, методике Порфирия Иванова. Считает эту методику языческой, вредной для здоровья и жизни человека.

С точки зрения православной Церкви, телесное здоровье не является самоцелью, но для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические меры, среди которых в условиях современного гиподинамического и компьютеризированного образа жизни, физической культуре и спорту должно быть уделено важное место.

В заключение хочется привести слова Феофана Затворника, который,рекомендуя труд и физические упражнения как средство телесного развития, постоянно подчеркивает, что их использование должно соответствовать целям христианского воспитания. «Тот воспитатель злой, - замечает он,- который ради крепости и живости тела убивает душу»

Духовное развитие непосредственно связано с развитием сознания и интеллекта, физическое развитие – восстановление общих функций организма и его нормальной работы. Тело и разум взаимосвязаны между собой, и связь эта является как физической, так и духовной. Нервно-мышечная связь осуществляется в процессе различных химических функциях обмена и появления различных двигательных способностей человека. Соответственно, существует определенная взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования.

Связь духовного и физического самосовершенствования

Духовное самосовершенствование заключается в таких аспектах:
  1. Профессиональное развитие;
  2. Развитие интеллекта;
  3. Моральное и этическое развитие;
  4. Развитие разума.
Физическое самосовершенствование заключается в воспитании своего тела и создании идеальной фигуры, устранения всех недостатков, воспитания выносливости и пр.

Другими словами, в духовном самосовершенствовании основную роль играет развитие разума, в физическом – развитие тела. По сути, именно мозговая активность является неоспоримой основой физической активности. Система здорового образа жизни включает в себя воспитание духовной и физической сущности. Соответственно, формируется неразрывное взаимодействие физического и духовного самосовершенствования. Основой такого самосовершенствования считается проработанный план действий.

Если вы стремитесь получить перспективы идеального самосовершенствования, то вам непременно следует разработать план действий, чтобы воспитание было направлено не только на развитие разума, но еще и на развитие физического здоровья.

Особенности физического и духовного самосовершенствования

Сам по себе процесс самосовершенствования является достаточно сложным. Ведь изначально вам следует правильно настроить себя, рассмотреть все свои сильные и слабые стороны, правильно установить процесс собственного воспитания. В достижении поставленных целей нужно использовать различные методики развития. Вы можете использовать уже отработанные методики с модификацией под собственные желания и под индивидуальные возможности.

Духовное саморазвитие непременно основывается на необходимости использования и переработки различной информации. А информацию нужно будет подбирать с учетом вашего направления по саморазвитию. Что же касается физического самосовершенствования, то в данном случае очень важно правильно расставить приоритеты, создать для себя оптимальную систему тренировок, а также составить себе правильное меню питания, чтобы в дальнейшем, получать желаемый результат в течение кратчайшего количества времени. При правильном воздействии на сознание, физическое самосовершенствование не будет сложным и напряжным, что же касается духовного саморазвития, то в данном случае, нужна мотивация, а также нужен стимул, чтобы вы стремились к новым и новым свершениям.


Процесс духовного самосовершенствования и саморегуляции основывается на правильном подборе методик, которые будут вам понятными и будут реализовываться вами с удовольствием. Но,...

Светлана Румянцева

Проблема духовного развития злободневна и волнительна. При любых культурных и цивилизационных изменениях есть те, кто или интуитивно, или сознательно ищет свой путь и понимает, что духовное развитие для него – это жизненно необходимый процесс и цель. При этом немногие понимают, что такое духовное развитие. Не знают, как его достигнуть.

И действительно: о духовном развитии написаны миллионы трудов и сказаны миллиарды слов, открыты тысячи школ, проповедующих свой путь, но однозначной и универсальной инструкции ещё никто не дал. Искатели секрета духовного развития говорят, что развиваться следует с помощью духовной работы. Логично, но такие высказывания не способны в полной мере раскрыть суть проблемы.

Чтобы понять, как достичь цели, в первую очередь нужно определить цель. Определить понятие «духовное развитие». Толкований понятия духовное развитие (духовность) множество, но, несмотря на такое разнообразие, в каждой трактовке есть его фундаментальные основы. Прежде всего, духовность – это бескорыстная любовь, вера, осмысленность и .

Бескорыстная любовь

Бескорыстная любовь – это всеобъемлющая любовь по отношению ко всему, что окружает человека. Такая любовь исключает желание получить что-то взамен, она не ставит ограничений и условий, лишена . Но, бескорыстная любовь – это оксюморон. Любят всегда за что-то. Даже мать любит дитя за то, что это её ребенок.

Достигнуть бескорыстной любви практически невозможно, но тут важно не достижение цели, а путь к ней. Чтобы прогрессировать в духовном развитии через бескорыстную любовь, нужно принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. Без претензий, .

Важно наблюдать и исследовать людей, пытаться понять мотивы их поступков и причины тревог. Поняв, что стоит в основе намерений и поступков людей, можно избавиться от предвзятости к ним, проникнуться уважением, . Бескорыстная любовь – это любовь не благодаря чему-то, а вопреки всему.

Вера

Вера в данном случае — это не то, что проповедуют мировые религии. Вера для духовного развития – это не вера в кого-то, это понимание того, что всё возможно, и в то, что ограничения существуют только у нас в голове. Чтобы расти через веру, необходимо провести ревизию собственных ограничивающих убеждений и устранить их. Вместе с тем нужно обзаводиться новыми полезными убеждениями, выявить уже существующие и неустанно их развивать.

Осмысленность

Осмысленность – это состояние нахождения в действительности, проживание каждого мгновения жизни, умение фокусироваться на внешнем мире, а не только на собственной персоне.

Крайне важно уметь жить мгновением, это позволяет контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, дает возможность наслаждаться процессом, а не только результатом. Умение жить «здесь и сейчас» позволит прошлого и разочарований от несбывшихся грёз и мечтаний.

Чтобы научиться жить осмысленно, во всем нужно соблюдать принцип мастеров Дзен, который гласит: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Чтобы понять, как это работает, попробуйте . Для этого возьмите банан или любой другой фрукт и вместо того, чтобы привычно стремительно его поглотить, разжуйте каждый кусочек в течение минуты. Сконцентрируйтесь на текстуре мякоти, на каждой нотке вкуса и аромата, попытайтесь сделать поглощение как можно длительнее. Важно, чтобы вы выжали из вкуса и аромата банана как можно больше удовольствия и ощущений. Таким способом вы научитесь осознавать значимость каждой частички целых вещей и явлений. Научитесь не обобщать, а чувствовать и видеть многообразие.

Душевный покой

Душевный покой – это ясность мыслей, безмятежное состояние души, раздражения и тревоги. Внутренний баланс и гармония.

Душевный покой достигается путем и чувств. Освобождайтесь от , ненависти, и. Достигнуть полного очищения сложно, но даже попытки избавиться от всего лишнего приносят облегчение.

В обретении душевного покоя есть секрет. Природа не терпит пустоты. Поэтому очищая сознание от мусора, нужно заполнить его конструктивными мыслями, полезными идеями, приятными чувствами и хорошим настроением. В противном случае пустота может снова заполниться нечистотами.

Что такое духовное развитие?

В целом духовный рост можно описать как трансформацию общего понимания мира и себя в нём. Такая трансформация влечет за собой очищение сознания от негативных убеждений и деструктивных мыслей, формирует и созидающий образ жизни.

Высокодуховная личность – это душевный покой, принятие себя и окружающей среды без искажения.

Зачем развиваться духовно?

Развитие нужно для улучшения жизни.

Его жизнь подобна потоку чистой горной реки. Такой человек чувствует себя в разы лучше, чем запуганная, агрессивная, полная ненависти и тревог личность, пытающаяся скрыться от реальности в выдуманном собой мирке.

Духовность дает возможность освободить и плодотворно использовать энергетические резервы, какие растрачивались на отрицательные чувства, мысли и действия. Развиваясь духовно, человек движется к гармонии и созиданию.

Как развиться духовно?

Прогресс в духовном развитии зависит от формирования его фундаментальных основ: бескорыстной любви, веры, осмысленности и душевного покоя. Сейчас вы ждете инструкций о том, как достигнуть духовности и просветления. Их не будет. Такое желание – это как раз пример ограничивающего убеждения. Шаблоны человеческого мышления сложились так, что люди обязательно ожидают выводов и дальнейших инструкции. Но это не аксиома. Жизнь не всегда дает человеку ответы на поставленные перед ним вопросы, и человеку вместо того, чтобы ждать манны небесной и поводыря, нужно и сделать самостоятельный шаг вперед.

Начните путь к духовным высотам с работы над этим убеждением.

В целом развитие – это естественный процесс. Это природный физиологический механизм, который функционирует, если человек создает необходимые условия для его проявления и работы.

Жизнь не даёт никакого другого правила, кроме безусловного принятия жизни. Все, от чего мы отворачиваемся, игнорируем и убегаем, всё, что мы отрицаем и ненавидим, в конечном итоге оборачивается против нас и становится причиной нашего уничтожения. И то, что воспринимается нами обидным и нездоровым или кажется отвратительным и безрассудным, станет ключом к красоте, радости и силе, встретив открытый разум. Каждое явление и момент станет золотом тем, кто видит их такими.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.


Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом.

Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Гармония формы и содержания

Гармония формы и содержания – это еще один закон развития человека. Кроме физических упражнений и здорового питания, есть несколько ментальных принципов, воздействующих на физическое здоровье.

Первый принцип. Человеку нужен . Личность без глобальной цели-миссии, без осознания причин своего пребывания на земле, не достигнет успеха в жизни и высокого уровня развития. Ни физического, ни духовного. Но, учитывая этот принцип, помните, что для каждого человека смысл жизни (опять же) свой и воплощается он для каждого по-разному.
Принцип второй. Этот принцип о самосовершенствовании. Если человек не идет вперед, то он непременно движется назад. Следуя этому принципу, человек получает ежедневный физический и духовный рост.
Третий принцип. Принцип равновесия и оптимизма. Человек, придерживаясь этого принципа, сохраняет эмоциональное равновесие и оптимистичные взгляды на жизнь.

Путь к духовному развитию долог и тернист, но тот, кто достигнет вершин, понимает, что иным путь не мог и не должен быть. За это человек и благодарен.

Притча о пути к духовному развитию

Мудрец отправился путешествовать и узнать чем люди живут. На своём пути он увидел шумную ораву людей, которые тащили в гору тяжелые камни. По людям было видно, что они утомлены. Ладони людей покрылись мозолями, по лицу градом лился пот. Мудрецу стало любопытно.
— Чем ты занят? – спросил он у одного мужчины.

— Я тащу камни на гору.

— А ты чем? – спросил он второго.

— Я зарабатываю детям на еду.

— Ну а чем занят ты? – спросил он третьего.

— Я строю храм Божий!

Тогда мудрец понял: не важно, что ты делаешь, важно отношение к этому. Одно дело несет человеку боль и мучение, а иному даёт радость.

1 апреля 2014