Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях доу. Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях доу. Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста

«Особые» дети Москвы

Из опыта работы компенсирующих дошкольных учреждений с детьми-инвалидами

В Западном учебном округе города Москвы действует сеть компенсирующих дошкольных учреждений, где воспитываются и получают помощь дети-инвалиды.

Дошкольное образовательное учреждение № 1790 является учреждением компенсирующего вида для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и детей-инвалидов. Дети, посещающие это дошкольное учреждение, относятся к «группе риска», так как имеют отклонения со стороны физического и психического здоровья.

Работать с детьми-инвалидами здесь начали с 1995 года. Данная работа ориентирована на интеграцию детей с последствиями ДЦП и другими патологиями двигательного аппарата в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает: 1-1,5 часа лечебной физкультуры и массажа, проводимых в сочетании с некоторыми физиотерапевтическими процедурами (индивидуальными для каждого ребенка); обязательные занятия в бассейне (индивидуально при участии инструктора ЛФК на начальных этапах; в группе с детьми под руководством инструктора по плаванию после привыкания к воде); занятия по развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид; усиленную программу логопедической коррекции. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.

Лечебная гимнастика с детьми-инвалидами проводится в присутствии мамы, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать маму простейшим методам помощи своему ребенку.

С целью оздоровления проводятся:

    закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла);

    массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж;

    фитотерапия;

    кислородный коктейль;

    дыхательная гимнастика;

    гимнастика после сна;

    сеансы с использованием люстры Чижевского;

    сеансы «Маремед».

Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М.Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов.

Анализ данных обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств у детей и помогает определить успешность освоения материала по программе «Истоки». (Например, по итогам диагностики физической подготовленности по сравнению с предыдущим 2002/2003 г. в детском саду число отстающих детей уменьшилось на 1,9% и на 23% увеличилось число детей, опережающих в развитии по всем показателям.) В диагностической работе в детском саду также участвует Врачебно-физкультурный диспансер № 6.

По мере улучшения состояния здоровья детей комплексы физических упражнений усложняются, что способствует лучшей адаптации детей к занятиям, организованным на основе общих требований. Показателем этого является участие детей детского сада в муниципальных («Веселые старты»), окружных («Кунцево») и городских («Президент», «Малыши открывают спорт») соревнованиях.

Несмотря на отклонения в физическом здоровье, выпускники детского сада успешно посещают спортивные секции по плаванию, некоторые из них входят в юношескую сборную Москвы. За период работы самым большим успехом является плавание детей-инвалидов.

Своим опытом работы с детьми-инвалидами сотрудники детского сада делились с педагогами Израиля и с немецкими коллегами в рамках программы «Ребенок в городе».

По показаниям специалистов работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей должна продолжаться до пятнадцатилетнего возраста. Поэтому среди первоочередных планов дошкольного учреждения - создание групп для продолжения коррекционной работы с выпускниками, сотрудничество со специализированной школой и городской больницей № 18. Над этой проблемой и предстоит работать в будущем.

В детском саду № 1671 ЗОУО ДО с 2000 года работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для социальной адаптации детей, имеющих заболевание «детский церебральный паралич». Проблема социальной адаптации этих детей остро стоит и перед их родителями.

Как показывает статистика, многие семьи, в которых рождается больной ребенок, вскоре распадаются, и чаще всего женщина остается со своей бедой один на один. Анкетирование, проведенное в детском саду, показало, что 85% детей из группы «Особый ребенок» принадлежат к неполным семьям.

Есть дети, которых воспитывают только дедушки и бабушки.

В результате первых бесед с родителями и наблюдений за детьми стало понятно, что родители видят цель группы как лечебно-профилактическую и самым главным для них является посещение сеансов массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и занятия в бассейне.

Педагоги постарались убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам и проведения занятий по подгруппам.

С детьми этой группы работают следующие сотрудники: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, медицинский персонал.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов».

На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Одним из решений «круглого стола» предполагалось проведение цикла занятий, необходимых как для детей, так и для родителей.

Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогли детям понять друг друга, а их родителям - ближе познакомиться друг с другом.

Не менее важными оказались вопросы, как и во что играть с ребенком. Поэтому в план был включен психолого-педагогический практикум.

Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.

Позднее были организованы интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.

Педагоги начали обсуждать с родителями сценарии праздников, в которых они принимали непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традицией. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду - это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у них остается еще очень много: транспорт, специальное оборудование, медицинское обслуживание и другие.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание - исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Особенно трогательно проходят праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять мам, бабушек - каждый по-своему: кто умеет говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще плохо владеет речью - рисует, делает поделки, и эти усилия трогают взрослых до слез.

Дети, которые проходят адаптацию, усваивают навыки самообслуживания и общения, переводятся в общие группы детского сада, где их тепло встречают дети и воспитатели.

Несомненным достижением данной работы является то, что семь выпускников детского сада учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.

Коллектив детского сада № 1800 уже в течение четырех лет успешно работает с детьми с тяжелой комплексной патологией, имеющими особые проблемы в развитии и особые нужды.

По данным статистики всего лишь 50% таких детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого - нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации.

Опыт работы с детьми-инвалидами и их общения со здоровыми сверстниками выявил актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети.

Зачастую и дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми, не посещающими детский сад, таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.

Дети-инвалиды совместно с родителями принимают участие в праздниках, проводимых в детском саду, в прогулках, досугах. На новогодних праздниках вместе с детьми детского сада приходящие дети-инвалиды получают подарки.

Родители детей получают ответы на волнующие их вопросы, советы психолога, дефектолога, педагога, врача; делятся своими заботами и радостями.

При участии родителей проходят занятия интеллектуально-развивающего цикла с использованием оборудования ЛЕГО.

Постепенно и дети, и их родители становятся более уверенными в своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах деятельности. Таким образом, у детей формируются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.

С 1999 по 2004 год в учреждении прошли курс реабилитации 37 детей-инвалидов, не посещающих детский сад.

Галина АБЛИХАРОВА,
ведущий специалист отдела дошкольного образования ЗОУО ДО г.

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин All-Massage-Tables.Ru, предлагающий широкий ассортимент профессионального массажного оборудования. Вы можете приобрести массажный стол в Москве с бесплатной доставкой в пределах 30 км от МКАД. Массажная продукция, представленная в интернет-магазине, способна удовлетворить потребности как медицинских кабинетов, салонов красоты, фитнес-центров, так и частных массажистов, занимающихся выездной практикой – в таком случае в интернет-магазине можно приобрести складной стол для массажа вместо стационарного массажного стола.

Законодательство

Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о до* школьном образовательном учреждении), к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;
— центр развития ребенка - детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы.
На основании заявления родителей и экспертноГо заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие.
В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями.

4.1. Воспитание в детском дошкольном учреждении

В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр.
В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога.
Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся заналивание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед». Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов.

С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями.
Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждени. ях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.

Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ

Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса
Воспитатели

Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе

Специалисты Администрация ДОУ

Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями)

Медработник ДОУ
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ) Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации)

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

Администрация, заключает договора:

— между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;

— О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.

Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.

Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

Оборудование для развития общей подвижности;

Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

Материалы для изобразительного творчества;

Фонотека, музыкальные игрушки;

Художественная литература для детей.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

  • Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • Составляет индивидуальные планы развития;
  • Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
  • Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
  • Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель:

  • Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Педагог-психолог:

  • Организует взаимодействие педагогов;
  • Оказывает методическую во помощь воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
  • Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • Проводит консультативную работу с родителями.

Музыкальный руководитель :

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

  • Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
    осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм

В течение года в ДОУ проводятся:

1) для воспитанников младших групп занятия на развитие мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
2) для воспитанников средних групп развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
3) для воспитанников старших групп развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
4) для детей подготовительных к школе групп развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану.

Для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ функционируют:
1. Сенсорный зал.
2. Коррекционно — физкультурный зал.
3. Музыкальный зал (2).
4. Кабинет педагога-психолога (2).
5. Кабинет учителя-логопеда (4).
6. Кабинет логопункта (2).
7. Кабинет социального педагога (1).
8. Центр воды и песка.

«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33»

Старший воспитатель Зверева О.С.

г. Нижнекамск

Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ. Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде: Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде: 1. Беседа с родителями; 2. Изучение медицинской карты ребенка; 3. Обследование физического развития; 4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. 5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды. Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития. Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям коррекционно-развивающего процесса, а также необходимое техническое оснащение оборудования и пособия, игрового материала для детей. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность воспитателя. Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Формы работы: Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п. Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: 1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности. 2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них. 3. Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов. 4. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе. 5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. 5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. 6. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации. 7. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома. Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. 8. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. 9. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. 10. Развивать интерес к различным видам игр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад c.Кременки

ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:

на заседании приказом заведующей МБДОУ

педагогического совета детский сад с.Кременки

Протокол №

Е.В.Макова

« »________ 201 г. №

Индивидуальная программа

адаптации

ребенка-инвалида

на 2016- 2017 учебный год

С.Кременки 2016г

1.Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр.3

2.Пояснительная записка. стр.4-5

3.Принципы индивидуальной программы адаптации стр.6

4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами. стр.7

5. стр.8

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр.9-10

7. Предполагаемые конечные результаты. стр.11

9.Материально-техническое обеспечение. стр.12

8.Список литературы стр. 13

Цель:

обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.

Задачи:

1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;

4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению

детей-инвалидов;

5.Консультационная работа с родителями.

Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов , посещающих МБДОУ детский сад с.Кременки.

ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ИПР- это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию.

Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки

Конституция Российской Федерации

Конвенция ООН о правах ребенка

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»

Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

- «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.


Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами

п/п

Наименование мероприятий

Дата

Ответственный

Участие семей, имеющих детей-

инвалидов, в работе круглых столов, семинаров.

По плану

Макова Е.В.

Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей»

октябрь

Фельдшер ФАП

Проведение индивидуальных занятий по

формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении.

По плану

Судакова Е.С.

Консультация для педагогов«Формиро-

вание навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития».

октябрь

Макова Е.В

Участие детей-инвалидов в

утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

По плану

Судакова Е.С.

Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми - инвалидами».

Февраль

Макова Е.В.

Проведение подвижных игр малой и средней подвижности.

В течение года

Судакова Е.С.

Консультация для родителей «Подвижные игры в

коррекционной педагогике».

март

Судакова Е.С.

Родительское собрание.

Тема: «Обучение

и воспитание детей – инвалидов».

май

Макова Е.В.

Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ

№ п/п

Периодичность выполнения

Ответственные

Время

Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

1 раз в год, внесение дополнений по необходимости

Судакова Е.С.

В течение года

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы.

Ежедневно несколько раз в день

Судакова Е.С.

В течение года

4 3.

Дыхательная гимнастика в игровой форме.

3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна

Судакова Е.С.

В течение года

7. 4.

Ароматизация помещений (чесночные бусы).

В течение дня ежедневно

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

Октябрь-ноябрь

8 5.

Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года).

Ежедневно

Судакова Е.С.

В течение года

Прогулки на воздухе

2 раза в день

Судакова Е.С.

В течение года

Хождение босиком по траве

Ежедневно

Судакова Е.С.

Июль – август

Хождение босиком по массажным коврикам

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

Обширное умывание

Ежедневно после дневного сна

Судакова Е.С.

В течение года

14. 10.

Игры с водой

Во время прогулки, во время занятий

Судакова Е.С.

Июнь-август

15. 11.

Полоскание зева кипяченой теплой водой

После каждого приема пищи

Судакова Е.С.

Рубцова Н.В.

В течение года

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственные

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультурные минутки

Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД.

Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику.

Судакова Е.С.

Динамические паузы (двигательные разрядки)

Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка - инвалида

На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации.

Судакова Е.С.

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке;

в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр.

Судакова Е.С.

Пальчиковая гимнастика

ежедневно

Проводится в любой отрезок времени.

Судакова Е.С.

Упражнения после сна, массажные дорожки

После сна

ежедневно

Комплексы физических упражнений в группе.

Судакова Е.С.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки,

Судакова Е.С.

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы

Проветривание помещения

Судакова Е.С.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия

Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад.

Судакова Е.С.

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и зале.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями.

Судакова Е.С.

Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам.

Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг).

В соответствии с программой.

Судакова Е.С.

Коррекционные технологии

Элементы
арттерапии

Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник.

Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры).

Судакова Е.С.

Психогимнастика

ежедневно

Проводится по методике Е.А. Алябьевой,

М.И. Чистяковой.

Судакова Е.С.

Элементы
сказкотерапии

2 раза в неделю

Коррекция мотивационно-личностной сферы.

Судакова Е.С.

Игровые упражнения в уголке сенсорики.

1 раз в неделю

Игровые упражнения

Судакова Е.С.

Предполагаемые конечные результаты:

Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.

Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.

Материально –техническое обеспечение.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

  1. – спортивный инвентарь;
  1. - коррекционные пособия и игры;
  1. - картотека методической и специальной литературы

Список использованной литературы:

1 Семья глазами психолога: Сборник методик. - М.,1995год.

2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М.,1984год

3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.

4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980

5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.

6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.

«Педагогический

поиск». М. 2000 год.

7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.

9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.

10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.

11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.

М.:ТЦ Сфера, 2005