Основные теории психического развития человека. Концепции психического развития ребенка

Основные теории психического развития человека. Концепции психического развития ребенка
Основные теории психического развития человека. Концепции психического развития ребенка

В результате изучения материала дайной главы студент должен:

знать

  • содержание основных зарубежных теорий психического развития: психоаналитических, когнитивных, бихевиористских и гуманистических;
  • сущность культурно-исторического и деятельностного подходов в отечественной психологии;

уметь

  • самостоятельно анализировать психологические подходы, их практическую значимость на современном этапе развития психологической науки и практики;
  • рассматривать современные проблемы детской психологии в контексте основных теорий психического развития;

владеть

  • понятийным аппаратом основных психологических теорий;
  • навыками анализа различных ситуаций с позиций разных психологических теорий.

Зарубежные теории психического развития

На современном этапе не существует единой теории психического развития, способной дать всеобъемлющее представление о развитии психики ребенка. Чтобы получить более или менее всесторонние представления о развитии ребенка, особенностях его поведения и воспитания, нужно рассмотреть ключевые идеи нескольких теорий: психоаналитических, когнитивных, бихевиористских и гуманистических.

Основоположником психоаналитического подхода к пониманию развития психики является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психическое развитие Фрейд рассматривал как последовательное созревание и взаимодействие трех компонентов личности: либидо – "Ид" (психическая энергия, лежащая в основе сексуального удовольствия), эго – "Я" (компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений) и супер-эго – "Сверх-Я" (совокупность моральных устоев общества). Главную роль в развитии играет биологический фактор (а именно либидо) и опыт раннего семейного общения. Периодизация психического развития, созданная 3. Фрейдом, строится на способе удовлетворения инстинктивных влечений ребенка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития: оральная (0-2 года); анальная (2-3 года); фаллическая (4-5 лет); латентная (6-12 лет); генитальная (12-18 лет). Согласно теории З. Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности же на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.

Идеи 3. Фрейда были продолжены в работах Анны Фрейд о норме и патологии психического развития в детском возрасте, у Э. Эриксона в исследованиях взаимодействия человеческого "Я" и социума, в трудах Дж. Боулби о влиянии привязанности ребенка к матери в период младенчества на дальнейшее психическое развитие. Американский психолог Эрик Эриксон (1902-1979) включает в процесс развития более широкий социальный контекст, выделив восемь стадий психосоциального развития личности во всем жизненном цикле человека. На каждой стадии человек преодолевает специфический кризис, сущность которого заключается в конфликте между противоположными состояниями сознания, психики: доверие – недоверие к окружающему миру (0-1 год); чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1-3 года); инициативность – чувство вины (4-5 лет); трудолюбие – чувство неполноценности (6-11 лет); понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12-18 лет); стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (ранняя зрелость); жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальная зрелость); ощущение полноты жизни – отчаяние (поздняя зрелость).

Анна Фрейд (1895-1982), рассуждая о содержании конфликта между ребенком и обществом, отмечает, что естественные потребности детей часто не соответствуют общепринятым в культуре нормам и требованиям: сон, кормление, воспитание опрятности. Данное несоответствие приводит к конфликтному существованию ребенка и общества, к необходимости родителей ввести ребенка в чуждый ему эмоциональный мир. До тех пор, пока у ребенка не сформируется определенный уровень самостоятельности, он в удовлетворении всех своих потребностей зависит от окружающего мира. Если родители в процессе воспитания не согласовывают своих действий с потребностями своего ребенка, а выполняют жесткие предписания, то у него возникают различного рода трудности и проблемы, которые проявляются в нарушениях сна, при кормлении, в возникновении процессов элиминации, страха одиночества.

Практический пример

Засыпание ребенка легче всего происходило бы в постели матери в тесном соприкосновении с материнским телом, однако эта его потребность противоречит гигиеническим требованиям. Поэтому ребенок находит для себя различные средства, чтобы облегчить переход от бодрствования ко сну: сосание пальца, одеяла и др.

Теория привязанности английского психоаналитика Джона Боулби (1907-1990) и канадского психолога Мэри Эйнсворт (1913-1999), как и классический психоанализ, в центр рассмотрения ставит опыт первых взаимоотношений ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением естественных биологических потребностей, а предоставлением защиты и безопасности. Привязанность младенца генетически и эволюционно обусловлена, но то, в какой форме проявляется привязанность, зависит от материнского поведения. Степень привязанности и внутренний образ-модель самого себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее развитие психики ребенка.

Когнитивные теории развития касаются главным образом проблем становления и развития когнитивных процессов – процесса мышления, процесса усвоения знаний и др. В основе психического развития ребенка с позиции когнитивных теорий лежит развитие интеллекта, от которого зависит развитие восприятия, памяти, эмоций и чувств. Развитие состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, которые являются в большей степени наследственными и зависят от уровня зрелости ребенка. Наиболее известным представителем когнитивных теорий является швейцарский ученый Жан Пиаже (1896-1980). В основе разработанной им концепции когнитивного развития лежит созревание когнитивных компонентов в структуре психики ребенка. Основными процессами, определяющими когнитивное созревание, являются: ассимиляция – включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия; аккомодация – изменение схем действий для того, чтобы было можно применить их к новой задаче; адаптация – приспособление к новой проблемной ситуации путем объединения ассимиляции и аккомодации; уравновешивание – соответствие требований среды (задачи) и схем действий, которыми ребенок владеет. Познание ребенком окружающей действительности направлено на адаптацию (приспособление) к окружающей среде. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к окружающей среде, осуществляющийся через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.

Ж. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие детского интеллекта и разработал оригинальную периодизацию психического развития на основе созревания интеллектуальных операций (табл. 2.1). В процессе умственного развития ребенка он выделяет четыре больших периода: чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до двух лет; дооперациональный (2 года – 7 лет); период конкретного мышления (7-11 лет); период формально-логического, абстрактного мышления (11-18 лет и старше).

Таблица 2.1

Периоды умственного развития ребенка по Ж. Пиаже

Период / стадия развития

Характеристика когнитивной структуры

От 0 до 2 лет

Сенсомоторный интеллект

Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Развиваются двигательные способности, и к двум годам ребенок может целенаправленно совершать и комбинировать свои действия

От 2 до 7 лет

Дооперациональная стадия

Нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, познавательный эгоцентризм

От 7 до 11 лет

Конкретные операции

Способность к рассуждению, доказательству с опорой на наглядность. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами

От 12 лет до взрослости

Формальные операции

Дети приобретают способность к абстрактному рассуждению, мышление становится гипотетико-дедуктивным

Практический пример

Проявление познавательного эгоцентризма ярко прослеживается в эксперименте с макетом гор, в котором три горы по-разному выглядят с разных сторон. Ребенок дошкольного возраста видит этот горный ландшафт с одной позиции и по просьбе взрослого из нескольких фотографий может выбрать ту, которая соответствует его реальной точке зрения. Но когда его просят показать фотографию с видом, открывающимся перед куклой, которая сидит напротив, он снова выбирает снимок со своей точки зрения. Дошкольник не может представить себе, что у куклы другая позиция, и она видит макет по-другому.

Другие направления детской психологии формировались через противопоставление концепции Ж. Пиаже через новую интерпретацию и преодоление открытых им закономерностей.

С позиции бихевиористских теорий (от англ. behavior поведение) развитие детей полностью обусловлено социальным окружением. Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес американский ученый Беррес Скиннер (1904-1992). В зависимости от стимулов окружающей среды у детей появляются те или иные реакции и формируются определенные навыки. Это положение отвергает саму возможность построения периодизации развития, поскольку утверждается отсутствие единых закономерностей развития детей определенного возраста. Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. любым приобретением знаний, умений, навыков, которое может быть целенаправленным и специально формируемым, и протекающем стихийно и неуправляемо. Процесс научения, согласно бихевиористам, заключается в установлении определенной связи между стимулами окружающей среды и поведенческими реакциями, а также в укреплении этих связей. В рамках данных теорий сформулированы основные законы образования и закрепления связи между стимулом и реакцией:

  • закон эффекта : связь между стимулом и реакцией укрепляется, если после правильного действия ребенок получает положительное подкрепление (награду, поощрение и др.), вызывающее состояние удовлетворения;
  • закон упражняемости : чем чаще повторяется временна́я последовательность стимула и соответствующей поведенческой реакции, тем прочнее будет связь между ними;
  • закон готовности: скорость образования связи зависит от ее соответствия наличному состоянию ребенка, т.е. от его подготовленности к этому действию.

Бихевиористы отрицают существование наследственно обусловленных форм поведения, а также существование врожденных специальных способностей. Утверждается, что при наличии немногочисленных и примерно одинаковых у всех детей врожденных реакций и рефлексов, в процессе овладения внешней и внутренней средой можно направить развитие любого ребенка по строго определенному пути, "изготовить" человека любого склада, с любыми поведенческими характеристиками.

Однако данные представления скоро обнаружили свою ограниченность и один из крупнейших представителей пеобихевиоризма американский психолог Эдвард Толмен (1886-1959) ввел для объяснения сложных форм поведения промежуточные переменные, включающие когнитивные и эмоциональные процессы, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Мартин Селигман развил представления бихевиоризма в когнитивно-бихевиоральный подход, открыв феномен "выученной беспомощности" – привычки бездействовать при минимальной угрозе появления препятствий и трудностей или опасности после нескольких неудачных попыток найти выход из ситуации. Большую роль в формировании выученной беспомощности на ранних этапах онтогенеза играет семейное воспитание.

Практический пример

В период кризиса трех лет у ребенка возникает потребность в самостоятельности, желание все делать самому, экспериментируя и действуя методом проб и ошибок. Если родители запрещают ребенку самостоятельные действия, прерывают их прежде, чем ребенок достигнет успеха ("нельзя", "не трогай"), дают сделать ребенку только те действия, которые у него гарантировано получатся, то это приводит к формированию двигательной беспомощности, которая проявляется в так называемой лени. Таким образом, поисковая активность ребенка может подавляться родителями уже с раннего возраста и приводить к выученной беспомощности.

Теоретические положения бихевиоризма и необихевиоризма легли в основу методик измерения поведенческих реакций, методик модификации поведения, направления групповой психотерапии, названной "тренинг умений".

Гуманистическая психология – направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, признающее главным предметом личность как уникальную целостную систему открытой возможности самоактуализации, присущую только человеку. Большое влияние на формирование гуманистических теорий детского развития оказали работы А. Маслоу и Р. Олпорта. Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) считал, что человек это социальное, а не биологическое существо и потому его развитие не может осуществляться без контактов с окружающими людьми, с социумом. Он утверждал, что любой ребенок неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразной совокупности качеств, потребностей – черт характера. Хотя основные качества личности и являются врожденными, они видоизменяются, развиваются в процессе деятельности, в процессе общения с другими людьми. Социальное окружение стимулирует развитие одних качеств личности ребенка и препятствует развитию других. Под влиянием этого происходит постепенное формирование уникального характера, который лежит в основе "Я" ребенка. Автономность характера развивается со временем. В детском возрасте еще нет этой автономности, так как свойства характера ребенка являются неустойчивыми и не сформированными.

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) рассматривает проблему полноценного психического развития ребенка в связи со своей теорией базовых потребностей, согласно которой только предсказуемый мир формирует доверие ребенка к нему: непредсказуемость мира, его опасность убеждают ребенка в том, что этому миру нельзя доверять. В то же время дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, порой с поразительной легкостью переносят случаи депривации, дисциплинирующий режим, наказания и тому подобные вещи, они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям и целям. К факторам, вызывающим субъективное ощущение угрозы, Маслоу относит в числе прочих обстоятельства, которые угрожают чувству базового доверия к миру и чувству уверенности в себе. Если у ребенка отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, то он будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. Невротическое развитие личности приводит к тому, что взрослый человек ведет себя как ребенок, потребность в безопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог полностью довериться. Психически здоровый и самоактуализированный человек доверяет себе и миру.

Концепции Олпорта и Маслоу были применены к анализу процесса формирования личности ребенка американским психологом Карлом Роджерсом (1902-1987), который ввел категорию потребности в позитивной оценке. Она подразумевает определенный ряд ценностей, таких как тепло, симпатия, уважение и принятие, и выражается в потребности ребенка в любви и привязанности. Если родители дают ребенку безусловную позитивную оценку, которая не зависит ни от каких условий, если ребенок чувствует свою значимость для родителей, тогда у него не возникает тенденции отвержения тех или иных аспектов своего субъективного опыта. Если родительская оценка и их принятие ребенка зависят от определенных внешних условий, ребенок вынужден отрицать свой субъективный опыт, вступающий в противоречие с его Я-концепцией. Таким образом, навязывание ребенку условий для признания ценности ведет к отрицанию им субъективного опыта, к разладу между организмом и Я.

Практический пример

Если мальчик чувствует, что его любят родители (позитивная оценка) только за то, что он сам является всегда любящим сыном, тогда он будет отрицать у себя всякое чувство ненависти и будет бороться за то, чтобы сохранить образ себя как любящего. В этом случае чувство ненависти не только неконгруэнтно Я-концепции, но и угрожает ребенку потерей позитивной оценки.

Роджерс указывал, что потенциал развития есть у каждого ребенка. Естественный процесс детского развития заключается в усложнении, расширении, возрастании автономии и в то же время в росте социализированности, в самоактуализации. Я-концепция становится отдельным компонентом феноменального поля и преобразуется в более сложную систему. Как только формируется Я-концепция, у ребенка проявляется потребность в позитивной оценке. Если потребность в позитивной оценке со стороны взрослых становится сильнее, чем потребность существовать в контакте со своим личным субъективным опытом, ребенок не пропустит часть переживаний в сознание и останется в состоянии неконгруэнтности. Здоровое психическое развитие Я-концепции происходит в атмосфере, в которой ребенок может испытать всю полноту субъективного опыта, может принять этот опыт и быть принятым родителями, даже если они не одобряют каких-то отдельных его действий.

Практический пример

Есть родители, которые говорят ребенку: "Мне нравится то, что ты делаешь", и есть родители, которые говорят: "Ты мне не нравишься". Говоря "Мне не нравится то, что ты делаешь", родители принимают ребенка, не одобряя конкретные его действия. Это резко отличается от ситуаций, когда родители прямо или косвенно сообщают ребенку, что у него и поведение плохое, и что сам он тоже плохой. В этом случае ребенок понимает, что признание определенных чувств не соотносится с представлением о себе как о любимом или вызывающим симпатию. И тогда он отрицает или искажает эти чувства.

Важнейшее научное открытие гуманистических теорий детского развития заключается в том, что они определили необходимые условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих позитивные личностные изменения ребенка. Это – безоценочное позитивное принятие ребенка, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в процессе взаимодействия с ним. Гуманистическая педагогическая практика осознанно отказывается от целенаправленных воздействий, в ходе которых возможно манипулирование людьми, затрудняющее их самоактуализацию. Нельзя развивать ребенка извне, нельзя сформировать у него гуманистические убеждения. Лишь изнутри можно создать условия, в которых ребенок сам придет к этим убеждениям, сам выберет их. Практика гуманистического воспитания строится на основе создания условий, стимулирующих свободное развитие детей, т.е. развитие, осуществляющееся в соответствии с их собственными целями и стремлениями. Основные положения гуманистической психологии дали толчок исследованиям позитивных достижений личностного опыта, помогли описать механизмы творческого развития и саморазвития, самовоспитания детей и взрослых. В современной психолого-педагогической практике, практике психоконсультирования используются многие выявленные гуманистической психологией закономерности: потребность в любви как движущей силе психического развития, безусловное принятие как основа оказания психологической помощи, эмпатическое слушание как способность принять позицию партнера по общению, позитивное внимание к ребенку как одно из главнейших условий психолого-педагогического взаимодействия.

В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Психоаналитическая теория развития личности

    основана Зигмундом Фрейдом, и получившая название школы психоанализа. Первоначально психоанализ возник как метод лечения психических и нервных заболеваний. Открытие бессознательного позволило З. Фрейду утверждать, что психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны души.

    сексуальное начало психики человека (либидо) - первопричина, объясняющая как процессы создания человеком культурных ценностей, так и возникновение нервных и психических заболеваний.

Открытие защитных механизмов человеческой психики (таких например, как вытеснение, проекция, сублимация, рационализация, регрессия) позволило объяснить, каким образом происходит взаимодействие биологического и социального факторов в процессе развития человека и освоения им культуры.

Развитие личности в детские периоды жизни З.Фрейд рассматривал в контексте психосексуального развития, практически отождествляя их. Каждая из пяти выделенных Фрейдом стадий соотносится с характерными для этой стадии зонами физической области удовлетворения телесного инстинкта.

    Оральная стадия длится от рождения до года и связана с получением младенцем физического удовольствия от кормления. Недостаточное удовлетворение потребностей и желаний на этой стадии может привести к формированию таких черт личности, как ненасытность, жадность, неудовлетворённость всем предлагаемым.

    Анальная стадия длится от года до трёх лет и связана с получением удовлетворения от овладения выделительными функциями организма, приучению к опрятности. Позитивное удовлетворение приводит к формированию таких черт личности, как аккуратность, пунктуальность, негативный вариант развития формирует упрямство, скрытность, агрессивность, жажду накопительства.

    Фаллическая стадия длится от трёх до пяти лет и связана с получением удовлетворения посредством привязанности к взрослым , в первую очередь родителям, противоположного пола. Положительное протекание этой стадии детства, по мнению Фрейда, способствует зарождению таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, негативное усиливает агрессивность и невротичность ребёнка.

    Латентная (5-12 л.): снижение полового интереса. Энергия пола реализуется ребёнком в освоении науки и культуры , а также расходуется на установление дружеских связей со сверстниками и взрослыми за пределами семейного круга.

    Генитальная (12-18 л.) завершает формирование зрелой сексуальности. Данная стадия характеризуется формированием взрослеющим человеком способов жизни, характерных для его пола и типа личности . Последним двум стадиям автор психоанализа уделял мало внимания, утверждая, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте пяти-шести лет.

Вместе с тем, интересен отзыв Л.С. Выготского о теории психосексуального развития З.Фрейда. Так он писал: «Найденное Фрейдом решение… я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения».

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Теории психического развития"

План

1. Введение.

2. Биогенетические концепции развития.

3. Психоаналитические теории развития личности.

4. Когнитивные теории развития.

5. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Контроверза среди ученых часто происходит из-за различий в подходах к разрешению трёх проблематичных вопросов: о природе, факторах и характере объекта развития.

Что является определяющим фактором в развитии - наследственность или внешняя среда - природа или воспитание? Каково происхождение самого процесса развития - скачкообразно или непрерывно. Остается ли человек механизмом или же является организатором по своей сути.

Основные парадигмы психического развития преобразовались в психологии ХХ столетия, что имеет прямую связь с общеметодологическим кризом психологии в начале того столетия. Выделение экстроспективных методов исследования выявил проблему терминальной цели психологических исследований. Дискурс ученых выявил различие в понимании психического развития, а также условий и закономерностей его протекания.

Различность подходов вызвало выстраивание разных доктрин о роли факторов, как социального, так и биологического, о значении среды и наследственности в развитии человека. Наряду с этим, возникновение разнообразных школ в психологии развития благоприятствовало последующему собиранию и систематизации эмпирических данных о развитии человека на протяжении всех периодов жизни. Парадигмы психического развития позволяли выявлять механизмы образования психических качеств личности, объяснить характерность ее поведения.

Психическое развитие личности, в психологии обычно рассматривают в контексте образовавшихся школ гештальтпсихологии, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и генетической психологии.

2. Биогенетические концепции развития.

Биогенетические теории - основная роль - фактор наследственности, процесс развития как созревание.

Теория С. Холла - развитие человека в онтогенезе - теория рекапитуляции - развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание - для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем - скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста.

Теория конвергенции В. Штерна - теория двух факторов - фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту.

Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект - в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка - это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность.

Теория А. Гезелиса. Первый закон - созревание происходит сверху вниз - от головы до ног. Второй закон - закон паттерна - все, имеющее определенную форму. Третий закон - развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон - закон самосохранения. Пятый закон - закон индивидуальности созревания - неравномерный, медленный, быстрый темп.

Особо выразительно эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни.

1.) Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года.

2.) Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода - 4 - 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет.

3.) Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода - 9 - 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет.

4.) Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода - 12 - 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет.

5.) Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода - 14 лет - продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.

3. Психоаналитические теории развития личности.

Еще в начале ХХ столетия З. Фрейд определил свое понимание личности человека, которая оказала значительное влияние как на психологическую науку, так и психотерапевтическую практику, а также в целом на мировую культуру.

Не одно десятилетие длилось дискутирование, связанное с оценкой и анализом идей Фрейда. В соответствии с его взглядами, которые разделяемы большинством его последователей, человеческая активность обусловлена инстинктивными побуждениями, в первую очередь инстинкта полового и инстинкта самосохранения. Тем не менее, инстинкты не проявляют себя непринужденно в обществе, как в мире животном, на человека накладывается много ограничений обществом, которое подвергает его влечения, инстинкты, "цензуре", что приводит к их подавлению, торможению человеком.

Следовательно, влечения, инстинкты вытесняются из сознания личности как непозволительные, компрометирующие, позорные и перемещаются в бессознательное, "уходят в подполье", но не исчезают навсегда. Сохраняя свою активность, энергичность, они незаметно, из бессознательного, управляют поведением личности, сублимируясь в разные формы культуры и продукты деятельности человека.

Инстинктивные влечения в бессознательном, в зависимости от своего происхождения, объединяются в различные комплексы, являющиеся, по мнению Фрейда, подлинным происхождением активности личности человека. Согласно этому, одной из задач психологии признается обнаружение и содействие осознанию бессознательных комплексов, что приводит к преодолению внутренних конфликтов личности - метод психоанализа. Например, к одной из таких побуждающих причин причисляли эдипов комплекс.

Согласно теории Фрейда, эротическое влечение четырехлетнего мальчика к матери и возжелание смерти отца - эдипов комплекс, наталкивается на иную силу - страх перед страшным наказанием за кровосмесительное сексуальное побуждение - катастрационный комплекс. Профетизм Фрейда показать всю активность личности только лишь из сексуальных побуждений встречал среди многих психологов возражения, что привело к зарождению неофрейдизма - классический фрейдизм с некоторыми отступлениями. Неофрейдисты, в понимании личности отказываются от первенства сексуального влечения и отклоняют от биологизации человека.

Обусловленность личности средой выдвигается на передний план. При этом личность представляется в виде проекции социальной среды, которой личность будто автоматично обусловливается.

Среда проектирует на личность свои главные качества, становящиеся конфигурацией активности данной личности - поиски одобрения, любви, бегство от общества, погоня за властью, обладанием и престижностью, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц.

К. Хорни видит связь основной мотивации поведения личности с "чувством коренной тревоги" - впечатления раннего детства, беспокойство, беззащитность и беспомощность, которые ребенок переживает при встрече с внешней средой. "Коренная тревога" активизирует действия, которые обеспечат безопасность. Формируется, таким образом, главная мотивировка личности, на которой основывается поведение ребенка.

Психоанализу свойственна концепция о распознавании бессознательного, как причину, определяющую поведение, зачастую обратное осознаваемым интенциям. Кондемнация того, что "вещи не являются такими, какими они кажутся", что сознание и поведение человека в высокой степени обусловлены бессознательными мотивами, пробуждающие кажущиеся иррациональными поведение и чувства.

Пояснение перманентным влиянием своеобразности обращения с особо важными другими в значительно раннем возрасте на характерность переживаний взрослого. При данном взгляде, жизненный опыт раннего детства приводит к образованию стабильных внутренних миров, эмоционально заряжающих установки внешних миров, их эмоциональное переживание. Внутренние миры образовываются в значительно раннем детстве и являют собой установленные основы протекания жизни - психической реальности.

Утверждение в качестве главного регулятора психической жизни человека психологической защиты, которая направлена на преодоление внутреннего беспокойства. Все школы психоанализа признают, что сознание, внутреннее видение мира человеком - сформированное в детском возрасте - систематически меняются, чтобы избежать беспокойства. Психологическая защита направлена на воссоздание внутреннего видения мира, снижающего беспокойство, который делает жизнь наиболее приемлемой. Поскольку психологическая защита зачастую проявляет себя бессознательно, собственно с действием ее установок и является связь многих наших иррациональных поступков и представлений.

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, используемый при анализе очиток, описок, ошибок, оговорок, анализе сновидений клиента, симптоматических или случайных действий, эмоциональное переучивание, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления.

Цель - доставить убранный, аффективно настроенный материал бессознательного в сознание, для включения его энергии в жизненно важную деятельность. По мнению З. Фрейда, это возможно при эмоциональном катарсисе.

Достоинства психоанализа: изучение области бессознательного, применение клинических методов, методы терапевтической практики, нетрадиционные инсайты, изучение реальных проблем и переживаний клиента.

Недостатки: низкая валидность, метафоричность, высокий субъективизм, установка на прошлое во вред настоящему и будущему в развитии человека.

4. Когнитивные теории развития.

Когнитивная теория личности имеет схожесть с гуманистической, хотя существует ряд особых различий. Основатель - американский психолог Дж. Келли. Он считал, что единственное человеческое желание в жизни - это прошлое и будущее.

Первопричина развития личности - окружающая среда, социум. Когнитивная теория личности акцентирует воздействие интеллектуальных процессов на человеческое поведение. В данной доктрине идет сравнение любого человека с ученым, который проверяет гипотезы о происхождении вещей и прогнозирует будущие события. Каждое событие открыто для неоднократного истолкования.

Основное понятие - "конструкт", которое имеет характерность всех познавательных процессов - мышления, речи, восприятия и памяти. При помощи конструктов человек познает мир и налаживает интерпсихические отношения. Основой этих отношений являются личностные конструкты. Конструкт - это определенный классификатор, шаблонная форма человеческого восприятия себя и иных людей.

Личность располагает ограничением свободы воли - считал Келли. В системе конструктов, установившейся в течение человеческой жизни, заключаются явные ограничения. Тем не менее, по его мнению, человеческая жизнь полностью предопределена. При каждой ситуации человек может сконструировать многовариантные прогнозы. Внешний мир — и добрый и злой, такой, каким он конструирует его в своем сознании. В результате, по мнению когнитивистов, человеческая судьба находится в руках самого человека. Внутренний мир его персоналистичен и является его собственным продуктом. Любой человек интерпретирует, воспринимает внешнюю действительность посредством собственного внутреннего мира.

В соответствии с когнитивной теорией, личность является системой сорганизованных индивидуальных конструктов, перерабатывающих (восприятие и интерпретация) субъективный опыт человека. В рамках данной концепции структуру личности рассмат-ривают как индивидуально характерная иерархичность конструктов.

Почему же одни люди в большей степени склонны к проявлению агрессии, нежели другие? Мнение когнитивистов сводится к имеющейся особенной конструктной системе личности у агрессивных людей. Эти люди по-иному воспринимают и интерпретируют мир, например, происходит особое запоминание событий, которые имеют связь с проявлением агрессии в поведении.

Жан Пиаже дискутировал становление интеллекта как важнейший аспект психического развития ребёнка, обуславливающий все иные психические процессы.

Ж. Пиаже акцентировал специфичность детского мышления:

Реализм - видение предметов такими, как передает их непосредственное восприятие.

Артификализм - всё существующее распознается как творение человека.

Эгоцентризм - чужое мнение не учитывается, ребенок судит о мире имея только свою точку зрения.

Анимизм - одушевление вещей.

По его мнению, интеллект имеет непрестанное стремление к становлению равновесия меж аккомодацией и ассимиляцией, что создает субстрат интеллектуального приспособления к внешней среде, позволяющий человеку, как виду, выжить.

Согласно парадигме Пиаже, ребёнок - это "активный учёный", взаимодействующий с внешней средой и развивающий наиболее сложную политику мышления.

Адепты информационного подхода к развитию прослеживают сходство модели компьютера с человеческим мозгом.

Когнитивное развитие детей есть "ученичество", в процессе которого наиболее знающие люди (дети, родители) нацеливают их на приобретение навыков и понимание мира - Дж. Брунер.

5. Культурно-историческая теория развития личности Л. С. Выготского.

Л.С. Выготский предположил, что развитие сознания в онтогенезе имеет строение смысловое и системное. По его мнению - сознание человека - это не совокупность обособленных процессов, а система, их структура. Развитие всякой функции обусловлена структурой, в которую она входит и занимаемым в ней местом.

Таким образом, восприятие является центральным процессом сознания в раннем возрасте, память - в дошкольном, мышление - в школьном. Развитие остальных психических процессов в каждом возрасте протекает под воздействием преобладающей в сознании функции.

Л.С. Выготский считал, что протекание психического развития заключается в преобразовании системной структуры сознания, обусловленной переменой его смысловой структуры, а именно уровнем развития обобщений. Путь в сознание протекает лишь посредством речи и перемещение от одной структуры сознания к другой выполняется с помощью обобщения. Изменением смысловой структуры сознания, и, вследствие этого, развитием обобщения, возможно управлять через обучение ребенка. Переводя на более высокий уровень обобщение, формируя его, обучение преобразовывает всю систему сознания.

Л.С. Выготский отметил, что структуры высших психических функций являются отражением коллективно-социальных интерпсихических отношений человека.

Сформированные им основные законы психического развития: Развитие ребенка протекает в глубокой организации во времени: собственный ритм, не совпадающий с ритмом времени - год в младенчестве отличен от года жизни в отрочестве; Закон метаморфозы в развитии ребенка - ребенок не только маленький взрослый, а существо с основательно отличной психикой; Закон неравномерности развития - любая особенность детской психики обладает своим наилучшим периодом развития; Закон развития высших психических функций - "извне внутрь".

Специфическая характерность высших психических функций: осознанность, опосредованность, системность, произвольность - формируются при овладении особыми средствами, орудиями, которые выработаны в ходе развития общества на протяжении всей его истории.

Обучение - направляющая сила психического развития, создающая зону ближайшего детского развития - расстояние меж уровнем возможного и актуального развития.

Механизм изменения психики ребёнка, способствующий образованию высших психических функций, — это механизм интериоризации знаков как способ управления психической деятельностью.

По мнению Л.С. Выготского, социальная среда - это накопленный опыт человечества, воплощенный в предметах культуры, как духовной, так и материальной.

Он считал, что единым механизмом образования высших психических функций у ребенка - это подражание взрослому. Направляющий фактор психического развития - это обучение. Под обстоятельствами развития в культурном подходе подразумеваются морфофизиологические особенности мышления и мозга.

Гуманистическое направление имеет связь с философией экзистенциализма, средоточие внимания которой является побуждение человека к поиску смысла своего бытия, жить свободно и ответственно согласно этическим нормам.

Приверженцы гуманистического направления считают, что бессознательное и сознание имеют равное значение, так как они являются фундаментальными процессами жизни человеческой души.

А. Маслоу акцентировал присущую всякому человеку врождённую потребность в самоактуализации - развитии своего потенциала в полной мере. Их основой являются физиологические потребности - одежда, пища, не более высоком уровнем лежит потребность в уважении к себе, потребность в принадлежности, потребность в безопасности. Вершина иерархии потребностей - это полная готовность к выражению своих возможностей.

К. Роджерс во многом повлиял на психотерапию и педагогику. По его мнению, сутью характера человека являются здоровые, положительные импульсы, задействованные с рождением ребенка. Роджерс был заинтересован тем, как помочь человеку выразить свои внутренние возможности. Он установил, что наиболее личность человека развивается при положительном к нему отношении.

Данная теория оказала большое воздействие на консультирование, содействовала экспансии методов воспитания, которые основаны на уважении к уникальности всякого ребёнка, направленных на гуманизацию интерпсихических отношений.

6. Заключение.

Как бы не критиковали рассмотренные выше психологические теории личности, немыслимо переоценить творческий вклад их создателей и разработчиков. В итоге построения биогенетической и иных теорий личности психология пополнилась большим числом тестов, понятий и продуктивных исследовательских методик.

Психология обязана им способностью проведения широкомасштабной психотерапевтической практики, направлением к области бессознательного, расширению связей меж психиатрией и психологией, и иными важнейшими продвижениями, преобразившими образ современной психологии.

На протяжении всей своей жизни человек часто проявляет себя как социальный индивид, покоряясь установленной технологии общества, предъявляемыми к ним нормам и правилам. Но человек вынужден выбирать, так как система положений не в силах предусмотреть все жизненные случаи и конкретные варианты ситуаций. Ответственность за выбор, его свобода и есть критериум личностного уровня самосознания.

7. Список литературы.

1. А.В. Петрошевский, М.Т. Ярошевский, Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. - 2-е изд. - М.: "Академия", 2000. - 512с.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Экспо, 2004. - 449 с.

3. А.В. Петровский, Культурно-историческая теория. Психология. Словарь. - М.: АСТ, 2010. - 662 с.

4. Г. Крайг, Д. Бокум, Психология развития, 9-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 940 с.

5. К.С. Холл, Г. Линдсей, Теории личности. Перевод с анг. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.

Осознание всей сложности и многогранности психического развития человека и стремление ученых объяснить его содержание привели к разработке ряда теорий человеческого развития. Каждая из них анализирует важные аспекты становления личности, однако ни одной не удалось описать психическое развитие человека во всей сложности и многообразии. Для анализа и дифференциации содержания этих теорий учитываются следующие проблемные аспекты, представленные на рис. 1.14.

Анализируя теоретические взгляды, которые объясняют развитие человека, можно выделить следующие подходы:

1) биогенетический, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, наделенного определенными антропологическими свойствами, проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе (биогенетические теории С. Холл, М.Гетчинсона, психоаналитический подход З. Фрейда)

2) социогенетический - акцент на изучении процессов социализации человека, усвоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций (теории научения Дж.Уотсона, Б.Скиннера, А.Бандуры), согласно которым обретение человеком различных форм поведения происходит путем научения;

Рис. 1.14. Аспекты дифференциации теорий психического развития

3) представители персоногенетичного подхода (А. Маслоу, К. Роджерс) в центр внимания ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», самореализации личностного выбора, поиска смысла жизни;

4) теории когнитивного направления (Дж.Брунер, Ж. Пиаже) занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетичного подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают генотипическую программу и социальные условия, в которых данная программа реализуется;

5) популярной и влиятельной теорией развития стала модель экологических систем (У.Бронфенбреннер), которая рассматривает психическое развитие как двоякий процесс реструктурирования индивидом своего жизненного среды и переживания воздействия со стороны элементов этой среды.

Биогенетические подходы к психическому развитию

Собственно научный подход к изучению психического развития человека стало возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Е.Геккеля и С. Холл, психоаналитическая теория З. Фрейда.

Основой теории рекапитуляции является утверждение, что человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли животные-предки за сотни миллионов лет - от одноклеточных существ до первобытного человека. Другие ученые расширили временные рамки биогенетического закона за пределы утробного развития. Так, Стэнли Холл считал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период взросления проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости к современной культуре. Эта мысль была развита М.Гетчинсоном, который выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми изменяются интересы и потребности ребенка от рождения до взрослости:

Рис. 1.15. Периоды воспроизводства человеческой культуры в онтогенезе

Так, во время периода дикости ребенок стремится копаться в земле, тянет все в рот, съедобность является мерилом всего. В онтогенезе человека этот период длится от рождения до 4-х лет, максимума развития достигает в 3 года. Содержанием периода охоты и захвата добычи является страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, в действиях детских группировок, игры в пленных, убежища. Он длится с 4 до 9 лет, главные черты проявляются в возрасте 7-ми лет. Период пастушество проявляется через нежность ребенка к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, строительство шалашей, подземных сооружений. Продолжительность этого этапа составляет от 9 до 12 лет, пик наступает в 10 лет. Следующий, земледельческий период реализуется как стремление к садоводству, продолжается с 12 до 16 лет, пик приходится на 14 лет. Спецификой промышленно-торгового периода являются денежные интересы, обмен, торговля. Этот этап начинается с 16 лет и продолжается и во взрослости, пике развития достигает в 18-20 лет.

Арнольд Гезелл предложил этологическое толкования эволюционных предпосылок поведения человека, считая, что основой психического развития ребенка является сформированы в ходе филогенетического и заложенные генами инстинкты. По мнению ученого, первоочередной проявлением инстинкта новорожденного является плач, формирует в дальнейшей жизни эмоциональные привязанности ребенка. Базовые инстинкты новорожденного дают основу для формирования социального опыта ребенка во время его сенситивных периодов. Геззелом была разработана и внедрена система диагностики психического развития ребенка от рождения до завершения юношеского возраста, внедрялась на основе лонгитюдного исследования.

Этология - изучение эволюционных предпосылок поведения

Дети, словно растения, "расцветают", соблюдая паттерна или расписания, предусмотренного генами.

Основные зарубежные концепции (теории) психического развития XIX-XX веков. (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.)

Психоаналитическая теория З.Фрейда

Он рассматривал поведение человека, как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов, на которые влияют условия его воспитания в детском возрасте.

З. Фрейд полагал, что дети в своем развитии проходят 5 стадий психического (психосексуального) развития, которые оказывают влияние на формирование личностных качеств.

Психоаналитическая периодизация психосексуального развития

Название стадии

Возрастные границы

Телесная зона сосредоточения либидо (ведущая эрогенная зона)

Формирующиеся черты и психические образования

Оральная

Слизистая рта и губ

Оптимизм и пессимизм, требовательность, жадность. Потребность быть любимым.

Анальная

Слизистая кишечника. Либидо концентрируется вокруг ануса.

Опрятность, аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и др.

Фаллическая

Генитальные органы.

Главные структуры личности: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление. Комплексы: «Эдипов» - у мальчиков, «Электры» - у девочек.

Латентная

Энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта. Снижение полового интереса.

Общительность, трудолюбие. Детские сексуальные переживания вытесняются другими интересами: общением, играми, физическими упражнениями.

Генитальная

Объединение всех эрогенных зон.

Качества личности, выражающие отношение к себе и окружающим людям. Использование механизмов психологической защиты.

Теория социального развития личности Э.Эриксона

Э. Эриксон чаще употребляет понятие «социальное», подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов. Он выделил 8 стадий, на каждой, из которой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Он полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составлявших тот или иной тип личности. Все стадии люди проходят с разной скоростью и разным успехом. Неудачное разрешение кризиса приводит к тому, что переходя на новую стадию, человек переносят с собой необходимость решать противоречия данной и предыдущей стадии.

Конфликты на разных стадиях развития личности:

между доверием и недоверием к окружающему миру (в возрасте от 0 до 1 года);

между чувством независимости и ощущением стыда и сомнениями (в возрасте от 1 до З лет);

между инициативностью и чувством вины (в возрасте от 4 до 5 лет);

между трудолюбием и чувством неполноценности (в возрасте от 6 до 11лет);

между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу (в возрасте от 12 до 18 лет);

между стремлением к интимным отношениям и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление: 19-30 лет);

между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих возрастных проблемах (нормальное взросление: 31-50 лет);

между ощущением полноты жизни и отчаянием (позднее взросление: 51-60 лет).

Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж. Пиаже

Наиболее полно проблемы умственного развития были рассмотрены швейцарским ученым Жаном Пиаже. В своих работах он показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых, и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Согласно его теории способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

Согласно концепции навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом - по мере того как происходит общее развитие детского организма и расширяется общая осведомленность ребенка об окружающем мире

По Ж. Пиаже, человек в своем умственном развитии проходит 4 больших периода и несколько стадий:

  • 1. Чувственно-двигательный (сенсомоторный) период (от 0 до 2 лет). Преобладающей формой поведений являются рефлексы - первая стадия. Затем происходит приспособление к окружающей среде за счет координации движений - вторая стадия. На 3-4 стадиях дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие. Развивается способность восприятия постоянства объектов.
  • 2. Дооператорный период (от 2 до 7 лет). Происходит формирование образного мышления, которое позволяет думать о предметах, сравнивать их в уме, даже в том случае, если предметов нет. Формируется память, развивается способность подбирать предметы по предложенному образцу, распределять по сериям, т.е. классифицировать и систематизировать.
  • 3. Период конкретного мышления (от 7 до 11лет). Это период, когда мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Формируется новая форма мышления, позволяющая искать решение своих проблем чисто логическим путем, удерживая в памяти различные образцы (предметов, действий) и производить с ними мыслительные операции.
  • 4. Период формально-логического (абстрактного) мышления (от
  • 11-12 до 18 лет и далее). В этом возрасте складываются новые сложные мыслительные схемы, позволяющие производить формально-логические операции, не опираясь на чувственное восприятие конкретных объектов. Появляется способность оперировать абстрактными понятиями, развиваются навыки научного мышления, благодаря которым люди рассуждают о прошлом, будущем, настоящем, выдвигают гипотезы, строят предположения.

Теория нравственного развития личности Л. Колберга

Л. Колберг в своей теории выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых включает по 2 стадии:

  • 1. Преднравственный уровень (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчет не принимается.
  • - На первой стадии суждение выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.
  • - На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
  • 2. Конвенциональный уровень (10-13 лет). Человек находящийся на этом уровне нравственного развития придерживается условной роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.
  • - На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.
  • - На четвертой стадии суждение выдается в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.
  • 3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). По мнению Кольберга истинная нравственность достигается только на этом уровне развития. Именно здесь человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности.
  • - На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически примятого решения или вообще на уважении прав человека.
  • - На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

Л. Колберга упрекали в том, что он разработал «мужскую» систему нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, оставив без внимания женщин, ориентированных на заботу о другом, caмоотречении и самопожертвовании.

Женскую модель развития нравственности предложила Гиллиган, которая выделила три уровня, между которыми имеются переходные стадии:

  • 1. Самоозабоченность - на этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. На переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает интересы других людей.
  • 2. Самопожертвование - социальные нормы, которым следуют большинство женщин, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Это роль хорошей матери, когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей, чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее в ситуацию выбора. На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других, ответственность за которых она продолжает испытывать.
  • 3. Самоуважение - на этом уровне понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда другим, особенно людям, связанными с нею семейными и социальными узами. Уровень нравственного сознания перерастает в мораль.