Зачем вообще нужна вера в Бога? Нужна ли вера современному человеку Для чего нужна вера в бога православие.

Зачем вообще нужна вера в Бога? Нужна ли вера современному человеку Для чего нужна вера в бога православие.

Веравере рознь

Вера может быть как созидающей, так и разрушающей. Всёзависит от того, как именно человек верит. Например, в фанатичной вере уж точнонет ничего хорошего. Верующий-фанатик оторван от реальности. Он живёт всовершенно ином мире, который мало чем похож на реальный. В его мире вераявляется самым основным, самым главным. Все, ктос ним не согласен, автоматически становятся врагами. Именно такие людиразжигают религиозные войны, идут на насилие и убийство во имя своей веры. Еслиговорить о такой вере, то да, действительно, лучше быть неверующим, чемприкрываясь именем Божиим делать страшные вещи. К счастью, далеко не всеверующие люди являются именно такими.

Существует и другая вера, когда человек просто искренневерит в высшие силы и старается жить так, чтобы эти силы не разочаровать. Хотя,в такой вере тоже есть свои подводные камни, но их меньше. Например, человекможет пытаться соответствовать всем библейским законам и поэтому отказыватьсебе во многих радостях жизни: начиная с еды и заканчивая сексом. Истинноверующие люди относятся к этим вопросам очень серьёзно. У них есть своипринципы и мораль, которые общество не может сломить. Сколько бы вы не говориливерующему человеку, что он неправ и такое поведение не приносит абсолютноникому пользы, а его лишает многих радостей жизни, он всё равно найдёт причиныпродолжать держаться за свою веру и будет считать такую форму поведения самойправильной. Подобная вера в Бога не приносит никому вреда, но всё же время отвремени может негативно сказываться на близких верующего, поскольку он начинаетзапрещать что-то им или из-за его запретов для самого себя косвенно страдаютокружающие. Например, верующий человек может запретить есть мясо в пост и егочленам семьи придётся смириться с этим или верующий человек будет отказыватьв сексе до свадьбы, даже если они встречаются с девушкой уже несколько лет.Соответственно, такая вера тоже не является абсолютно положительной. Хотяверующие люди считают её единственно верной и не понимают тех, кто простоверит.

Те, кто действительно просто верят в Бога, имеют на религиюсвой собственный взгляд. Они не считают необходимым поститься, ходить в церковьи так далее. Такие люди уверены в том, что Бог, если он существует, настольковсесильное и мудрое существо, что он может услышать тебя где хочешь инезависимо от того, как именно ты будешь выражать свои мысли. То есть, к нему необязательно обращаться с молитвой. Можно просто что-то попросить, главное,чтобы желание было действительно хорошим. Такие люди также считают, что Бог нестанет карать за курение, секс и так далее, пока мы этим никому не вредим. Такие верующие, можно сказать,живут в соответствии с поговоркой: «На Бога надейся и сам не плошай».Естественно, они могут попросить у Бога помощи, но при этом сами стараютсясоздать те условия, которые будут наиболее благоприятными и удобными длявыполнения просьбы. Такие люди осведомлены о десяти заповедях и действительностараются поступать в соответствии с ними. То есть, человек уверен в том, чтоесли он действительно совершит что-то плохое по отношению к другим людям, тоБог его покарает. Но пока он старается быть добрым и справедливым, топретензий к нему не будет. Можно сказать, что такая вера является самойадекватной. К ней невозможно прицепиться даже атеистам, поскольку она не можеттормозить развитие человека. Скорее наоборот, даёт веры в свои силы и люди стараютсяраскрыть свои возможности, веря в то, что им помогает кто-то свыше. Такая вераявляется созидающей, поскольку человек, который верит в Бога, старается всегдаоставаться хорошим и помогать близким, чтобы те тоже не делали глупости. Такие люди никогда не навязывают своё мнение о религии ивере, стараются вообще поменьше касаться любых конфессий и сект, и попростуживут так, чтобы не было стыдно за бесцельно и неправильно потраченные годы.

Так всёже, нужна ли вера?

На это вопрос никто не может ответить однозначно, ну развечто те, кто стопроцентно уверены в том, что Бог существует, то есть истинноверующие. А о том, нужна ли их вера, всё же стоит поспорить. Но если говоритьо вере обычной, без особых запретов и перегибов, то, наверное, она всё женеобходима человеку. Каждому из нас нужна надежда на то, что всё будет хорошо,что чёрная полоса закончится и начнётся белая. А ещё, с самого детства мыверили в чудеса. И если эту веру полностью забрать, то в душу приходитразочарование, а именно разочарование становится причиной обозлённости людей,их глубокой обиды на жизнь. Человек, который вдруг перестал верить в чудеса,может стать замкнутым и депрессивным. Глядя на этот мир он понимает, что в нёмнет ничего особенного, ничего чудесного и из-за этого пропадает интерес кжизни, а вера даёт нам возможностьповерить в то, что существует всё же что-то особенное, пусть и невидимое нашемуглазу, что когда жизнь закончится, нас ждёт другой, волшебный мир, а непустота и темнота. Кроме того, осознание того, что у тебя есть невидимыйпомощник, твой ангел-хранитель, который не оставит тебя в трудную минуту,направит на правильный путь и в какой-то момент сотворит маленькое чудо, чтобытебе помочь. А ведь люди, которые верят в высшие силы, действительно замечаюттакие вот чудеса и от этого им становится легче на душе.

На самом деле, вера во что-то особенное, светлое ипрекрасное ещё никому никогда не вредила. Наоборот, она всегда давала силу иуверенность в завтрашнем дне. Поэтому, если человек верит именно так, а непытается с помощью веры кого-то поработить, уничтожить, разжечь войну и такдалее, то такая вера нужна людям. Именно благодаря такой вере мы окончательноне разочаровываемся в нашем мире и в людях, которые нас окружают. Когда вокругнас начинает происходить что-то нехорошее, те, кто верят,просят помощи у ангела-хранителя, и зачастую, у них действительно всё начинаетлучше получаться. А вот те, кто не верит, чаще опускают руки, чащеразочаровываются и чувствуют себя несчастными. Они могут быть очень умными,подтверждая этим то, что атеизм помог им развить свои умственные возможности.Но никого из них нельзя назвать по-настоящему счастливыми, ведь онразочарованы в окружающем мире и не верят ни во что хорошее. Поэтому, еслиговорить о том, нужна ли людям вера в Бога, то ответ будет скорееположительным, чем отрицательным, ведь, чтобы мы ни говорили, но каждомуиз нас действительно необходима вера в чудо.

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

Жил был я – заключенный в мире атеизма. Сколько живу в этом мире, столько вокруг внушали, что нет никакого Бога. Я отучился в лучшем вузе, нашел хорошую работу, сделал солидную карьеру, женился – в общем, как и все остальные, радуюсь жизни. Жизни материальной. Ведь этого я достиг со своим атеизмом.

Как-то возвращаясь с работы, случайно увидел на знакомой скамейке двух незнакомых мне людей, которые страстно беседовали о вере в Бога. Мне стало интересно, и я попросился на несколько минут послушать их разговор. Один из них утверждал, что он – верующий человек и всячески пытался доказать свою правоту в то время, как его собеседник с порицанием относился ко всему тому, что говорилось о вере в Бога. В общем, это был мой единомышленник. Прежде как-то не приходилось спорить о вере, так как все время мысли были заняты работой и домом, а этот диалог стал для меня интересен прежде всего потому, что хотел самоутвердиться в своих жизненных взглядах.

Я решил подключиться к диалогу. Мой первый вопрос был таким: «Зачем человеку нужна вера в Бога? Вера – это грезы, которыми человек пытается заполнить пустоту?». Наш оппонент не растерялся, достойно парировав мое утверждение. Он ответил: «Вера – это чувство, которое вложено в сознание человека. Как бы он ни противился ей, он все равно во что-то верит». Меня немного удивил такой ответ, и я согласно своим взглядам сказал: «Я современный человек! Зачем мне нужна вера? У меня все есть, я доволен жизнью. Зачем я должен тратить время на то, что не приносит мне пользы?».

Я уж подумал, что введу своего собеседника в ступор, но он и не собирался отступать. Его ответ меня поразил до глубины души. Он сказал: «Неужели вы, будучи современным человеком, отрицаете любые признаки веры? Этого быть не может! Вы же, к примеру, верите в законы физики, химии или биологии. Есть множество явлений и вещей, которых вы не видите, но верите в их существование. Воздух, ветер, звуковые волны, электрический ток – все это вы признаете и верите в их существование. Именно верите! Вы также верите в существование добра и зла, справедливости и несправедливости. Вы отрицаете веру потому, что не желаете совершенствовать свои уникальные чувства, которые есть в вашем сознании. Отрицая веру в Бога, добро и справедливость становятся для вас формальностью, которую вы хотите передать своим детям, но вот вера позволяет всей душой прочувствовать то, насколько дороги все эти качества».

Его слова заставили меня вздрогнуть. Был момент, когда хотелось придушить его за упорство, но внутри себя стал осознавать, что упираюсь я, а не он. И как-то спонтанно у меня вырвалось: «Мне не нужна жизнь после смерти ни в раю, ни в аду – я просто живу и никого не трогаю». Опять же у меня была какая-то мнимая уверенность, что я возьму верх над ним. «Зачем нужна вера?» крутилось у меня в голове. Ведь я всегда шел по жизни, радуясь своим успехам, а тут какой-то незнакомый человек заставляет усомниться в моих утвердившихся взглядах. Аж зло берет, что не могу достойно опровергнуть его ответ.

На мое утверждение у верующего человека также нашелся неожиданный для меня ответ: «Вы отрицаете рай и ад (Он улыбнулся)? Рай и ад вы видите и чувствуете каждый день. Вы ведь желаете комфортно отдохнуть – это рай, вас кто-то угнетает или оскорбляет – это ад, никто этого не желает в отношении себя. Вера человека позволяет видеть рай и ад везде, считая это большим жизненным испытанием. То, что вы живете и никого не трогаете, не означает, что вы не проходите испытания. Вся мирская жизнь человека – это испытание: сегодня он может испытывать душевные терзания, завтра будет пребывать в благодати, при этом благодаря своего Создателя за оказанную милость. Смерть – всего лишь переход из этого мира в мир вечный, где будут возданы наилучшие блага, которые приемлет душа человека».

Об испытаниях как-то не приходилось задумываться, хотя все, что происходило в моей жизни, соотносил к судьбе. Но все же я решил не отступать. Мои родители меня научили самому решать свои проблемы без помощи Бога. Чем я хуже верующего человека? Мой единомышленник сидел молча: видимо не хотел мешать нашей беседе, так как отчаялся переубедить верующего человека. Собрав все свои мысли, я задал моему собеседнику, пожалуй, главный вопрос: «Зачем человеку вера? Зачем верить в Бога?».

Перед тем, как ответить, мой собеседник провел рукой по лицу. Затем устремил взгляд куда-то в сторону. Что примечательно, я не заметил какой-либо усталости за все время нашей беседы, даже, можно сказать, получал удовольствие. Но моя голова кипела в мыслях, в поисках достойных аргументов для опровержения. Ответ на последний вопрос меня поразил. Он сказал: «Вы знаете, если бы у человека не было веры в Бога, то он постоянно воевал бы с подобными себе. Я знаю, что мои аргументы заставляют вас вскипать, и это вскипание есть кратковременное пробуждение вашей веры, которую вложил в вас Бог. Если бы не было веры, то человек не проявлял бы таких эмоций и относился ко всему с безразличием. Но ваши вопросы и заинтересованность в этом вопросе и, как результат, проявление эмоций в поисках опровержения есть то самое духовное пробуждение, которое присуще каждому человеку, как бы он ни относился к такому понятию, как вера. Если человек не ищет истину и смысл жизни, то он видит себя потерянным. Но может и не ощущать этого, так как считает эту потерянность правильной, проявляя склонность к материальному достатку».

Неужто я потерянный человек? Эмоции переполняли меня из-за того, что не мог думать так, чтобы логично опровергнуть все сказанное им. Мне хотелось убежать отсюда, но куда? Даже после этого разговора его слова не покидали меня. Возможно, что я никогда больше не встречу его, но он дал мне возможность переосмыслить некоторые мои принципы. Придется поразмышлять, раз уж БОГ дал мне как человеку такую способность.

Спорное. Многобукф.

"Институт религии и его место в обществе: раздор vs умиротворение?"
(или попросту - "нужна ли..?") - обширная тема, заслуживающая отдельного обсуждения.

В познавательном аспекте не менее интересен частный вопрос:
"Если принять как вводную, что нужна, то - для чего?"
Интересен в плане - "как это сделано", наряду с или .

Традиционный ответ представляется чрезмерно упрощенческим:
"Как тревога, так до бога", "в бою атеистов не было " - неужели вся затея лишь заменитель не столь уж сложно синтезируемых веществ растительного происхождения, известных с допотопных времен, более простых в применении и с более однозначным эффектом?

В качестве эпиграфа, из

- Спорят две рыбки. Долго, упорно, устали спорить, наконец одна говорит: ну хорошо, допустим, бога нет. Но кто тогда воду в аквариуме меняет?
- Есть ли "аквариумному богу" дело до переживаний обитателей резервуара? верят они, не верят, какими атрибутами и телодвижениями свое верование готовы подтвердить или "высшим силам" пофиг, ни поощрений за истовость не светит, ни порицаний для сомневающихся?


"Методика преподавания биологии в современных условиях" , предлагает попытку ответа:

"Какие же задачи должен поставить перед собой учитель, работая с верующими учениками? Было бы, наверное, наивно надеяться на то, что наши уроки приведут к разрыву ученика с религией. Такой разрыв действительно возможен, но для этого нужны очень сильные психологические потрясения (вспомним «Овода» Войнич). Вряд ли их может породить чтение учебников или наши объяснения. Поэтому реалистически мыслящему педагогу следует поставить перед собой более скромную задачу: преодолеть у ученика предубеждение против науки вообще и тех или иных научных концепций в частности. Не посягая на религиозные взгляды ученика, нужно постараться убедить его в том, что теория эволюции Чарльза Дарвина - это не козни Рогатого, а весьма респектабельная теория, принятие которой никак не помешает благочестивому человеку спасти свою бессмертную душу.

Но позвольте, скажет верующий ученик, ведь в соответствующих главах Библии ясно сказано о том, как и в какой День Творения Господь сотворил те или другие группы живых существ. А Библия - это Священная книга, которая обманывать никак не может.

В ответ на это умный учитель может рассказать притчу.

«К одному очень умному папе, имеющему ученую степень доктора физико-математических наук, пришел четырехлетний сынишка и задал какой-то умный вопрос. Например, откуда взялись звезды?

Папа очень обрадовался, что у него такой умный сын и начал излагать ему основы квантовой механики. Когда папочка написал на бумаге уравнение Шредингера, ребенок поднял истошный рев, выскочил из комнаты и побежал к бабушке. Бабушка рассказала бедному ребенку сказку про царевну-лягушку и мальчик успокоился.

Кто поступил умнее: знающий квантовую механику папа или бабушка? »

Ученик не задумываясь ответит, что описанный в притче папочка - дурак, хотя и доктор физико-математических наук. И такое ответственное дело, как воспитание маленьких детей, доверять ему никак нельзя. На это со стороны учителя следует провокационная реплика: «Но ведь папочка рассказал ребенку правду, а бабушка обманула. Ведь мы знаем, что царевны-лягушки в природе не существует. А квантовая механика - одна из основ современной науки».

Тут ученик задумается и после некоторых размышлений придет к выводу, что до понимания квантовой механики нужно дорасти. А для этого в детстве нужно слушать сказки и верить им. Поэтому все равно бабушка поступила правильнее, чем папа, хотя с формальной точки зрения ей и можно было бы предъявить претензии по части противоречия ее рассказов с данными современной науки. Но для развития ребенка сказка про царевну-лягушку куда полезнее, чем квантовая механика. Бабушка не просто умнее, она мудрее.

И теперь учитель может нанести заключительный удар: «А Господь, который, как известно, представляет собой воплощение Высшей Мудрости, он будет вести себя как папа, или как бабушка? Ведь Шестоднев появился в ту эпоху, когда люди верили в шакала Анубиса и богиню-кошку Бает. Точно так же, как в наши дни маленькие дети верят в разных сказочных персонажей! Будет ли в этой ситуации Господь пересказывать людям научные истины, или расскажет им, как детям, интересную сказку? И что будет полезнее для людей, живших во втором тысячелетии до нашей эры?»

Из противоречий между теми или иными Библейскими историями и современной научной картиной мира атеистические выводы сами собой не вытекают. Царевна-лягушка - вымышленный персонаж, но этот факт никак не может служить опровержением Бытия Вашей бабушки. А сказка, рассказанная в Шестодневе, действительно содержит глубокую и важную для философии и эволюционной теории мысль. Ее очень хорошо сформулировал не верящий в Бога Радужный Кот, запертый перед казнью в подвале Герцога Сурского:

«И создал Он Человека по образу и подобию Своему. Он создал, Творец. По образу и подобию Своему. Значит, Человек должен быть Творцом, иначе он предает в себе Главное. Кто-то называет это Главное Богом...» (Озеров. «Плутишкина сказка»).

Чтобы не воевать с ветряными мельницами, педагог должен четко представлять себе тезисы, которые отстаивают креационисты...."

Подкат, конечно, изящный, пяти-семиклашка может не найдется возразить,
но практичность "сказания для неразумных" с целью распространения в массах начал
космологии, санитарии-гигиены, этики и судопроизводства - сомнительна.
Травники-лечебники-судебники и прочие пособия по астро-навигации неплохо распространялись
по мере созревания культурных предпосылок,
формат исповедания традиционных верований - не самый удобный для динамично развивающихся предметов.

Но, делу преподавания религиозных представлений - не одна сотня лет, если не тысячелетий.
Методики выверены, вопросы отвечены.

Из сборника "Вопросы каббалисту":

- Зачем Творцу надо (если ему это надо, конечно) чтобы я изучал Каббалу?

- Начнем издалека: зачем вообще человек приходит в Этот Мир?
Только ради того, чтоб научиться любви, хотя как правило мы об этом и не подозреваем. Вряд ли можно найти хотя бы небольшое количество людей, именно так формулирующих цель своей жизни. Обычно об этом не думают вовсе, либо считают, что и так все в порядке: в браке, с друзьями и т.д. Правда состоит в том, что это не та любовь, о которой говорится, а обычный симбиоз.
Любовь означает заботу о другом без ожидания взаимности - вместо заботы о себе и усилий, направленных на поддержание симбиоза либо на самоутверждение.
Поэтому первый шаг вперед - это приучение человека к действиям, не приносящим ему видимой сиюминутной прибыли (выполнение заповедей).
Второй шаг - еще не чистый альтруизм, но ожидание награды не от людей, а от Творца, что требует веры в Него.

Именно в Писании Творец скрывается таким образом, что посредством нее можно придти к Его Раскрытию.
В противном случае, человек занят мыслями о пелефонах, машинах, политике, сплетнях и тому подобном. А где мысли, там и сам человек.
И даже если он соблюдает заповеди не вникая в Писание - по привычке, или ввиду давления среды - все это слишком слабая основа и рано или поздно от оставит и Заповеди.

Изучение Писания - не самоцель, а средство. В конце концов, на протяжении ряда воплощений, человек постепенно начинает понимать, что от него собственно хотят.
Сразу сказать нельзя, потому как это будет воспринято как чуждое и непонятное, ведь приходит в мир человек диким зверенышем (что и видно на примере истории т.н. "материальной цивилизации").
Добавляет ему мотивации и накапливающийся в ходе воплощений опыт
разочарований в тех или иных жизненных целях - славе, деньгах, власти и т.д.

Таким образом, мы видим, что Творцу совершенно не нужно, чтоб человек учил Каббалу или еще чего то там -
это нужно самому человеку, когда он вышел на определенную ступень в своем развитии,
достигаемую в ходе ряда инкарнаций, и в состоянии понять уже, что от него требуется, и приложить усилия в этом направлении.
И всегда надо помнить, что учеба без дел мертва, и вера без дел мертва. Дела должны преобладать.
На языке Каббалы, желание получать называется Кли (Сосуд). А наслаждение, которое оно ощущает,
которым снабжает его Творец, называется Ор (Свет).

Постижение Света означает, что человек учиться любить людей - начиная с малого - группы, семьи, и в конце концов, все человечество, так, что он будет ощущать реально и физически мысли, радости, боли и страдания всех людей земли.
И даже если у человека нет группы - не страшно, место приложения сил у него все равно есть - семья, близкое окружение.

Поскольку у нас нет ни малейшего понятия о том, что из Себя представляет Творец Сам по Себе, вне связи с Творением, Каббала начинает описание процесса сотворения с этой связи:
Замысел Творения состоял в том, чтобы насладить созданные Души, даровать им вечное, совершенное Благо.
Таким образом, первое, что было создано – нечто, абсолютно противоположное Всевышнему –
а именно, желание получать. Для того чтобы иметь возможность насладить созданных, прежде всего нужно было создать в них желание к этому наслаждению. Это вещь, совершенно нам понятная: каждый из нас может подарить своему другу какую нибудь уникальную, дорогую вещь, но если она ему не нужна, если он не испытывает в ней потребности – никакого удовольствия ему она не доставит.
Итак, мы выяснили, что первичный материал Творения – это желание получать,
тот самый эгоизм, который нам так хорошо знаком в Этом Мире.
(Отсюда и далее, все, что лишено этого желания – не называется Творением вообще,
ведь у него отсутствует базовая характеристика сотворенного. К примеру, Ангелы, не имеющие эгоистического начала, не считаются существующими самостоятельно. В сущности, это духовные роботы, выполняющие возложенное на них Творцом, без возможности отклониться от заданного пути хотя бы на волосок.)
Казалось бы, на первый взгляд, на этом и должен был закончиться процесс созидания.
Ведь есть Дающий (Бог) и есть Получающий (Творение), каждый играет свою роль и они находятся в полной гармонии.
Однако, как и в дальнейшем, Всевышний упредил возникновение проблем -
Творение не может просто получать и все, оно обязано достичь совершенства, Подобия Творцу.

Свет не только насыщает и наслаждает Сосуд, но и придает ему свои свойства – свойства Дающего.
В первичный материал Творения – желание получать – добавляется новый элемент: желание отдавать,
стремление уподобиться Дающему.
Однако, эти два качества – получать и одновременно быть как Дающий – находятся в противоречии друг с другом.
Оппозиция «Творец – Творение» перенесена теперь внутрь самого Творения. "

По Эли Лапид 
в сокращении; adopted.

Цель создания - насладить свое творение.
Религиозные практики ведут к постижению изумительной гармонии мира сего.

Аквариум - ради аквариума. Потому, что красиво.
Верит рыбка, не верит, поклоняется или отвергает идею разумного миросотворения - не важно для аквариумиста.
Это важно для самой рыбки, буде она в состоянии подняться до "соавторства" с "архитектором" проекта
(в том смысле, как каждый читатель или зритель - соавтор художественного полотна) - отвлечься от
суетных забот вроде "порядка клевания", оснащения гнездовища самой престижной ракушкой,
и обозреть дарованную ойкумену как целое, насладиться изяществом конструкции.

Каббалисты уверяют, что достичь продвинутого восприятия можно с помощью
тщательного и изощренного погружения в содержание Пятикнижия и сопутствующих св.Текстов.

"Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении
перед делами Творца. Я молюсь в процессе работ своих в лаборатории".

Луи Пастер

"Я не верю в Бога как в личность... Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его."
Эйнштейн

«Является ли мир произведением искусства?»
"Поставленный таким образом Вопрос приводит нас к другим вопросам.
Если мир можно считать произведением искусства, хорошо ли удалось это произведение? Красив ли наш физический мир, если считать его произведением искусства?

Многие творческие личности находили вдохновение в идее о том, что Создатель мог быть, кроме всего прочего, художником, чьи эстетические мотивы мы способны понять и разделить.
Галилео Галилей положил красоту физического мира в основу своей собственной глубокой веры и всем ее рекомендовал:
"Величие и торжество изумительно сияет во всех Его творениях, и именно оно читается прежде всего в раскрытой книге небес."
Платон был также великим писателем. В основе его метафоры "Пещера" – вера в то, что повседневная жизнь предлагает нам всего лишь тень реальности, но что через смелость мысли и развитие способности чувствовать мы можем проникнуть в ее суть – и что эта суть яснее и прекраснее, чем ее тень. Он придумал посредника – демиурга, что можно перевести как мастер, который воплощал мир безупречных, вечных Идей в его несовершенную копию – мир, в котором мы живем. Здесь понятие о мире как о произведении искусства выражено явным образом.

У разных художников разные стили. Мы не ожидаем найти приглушенные цвета Ренуара в мистическом полумраке Рембрандта или утонченность Рафаэля у любого из двух предыдущих. Музыка Моцарта пришла из совершенно иного мира, чем музыка The Beatles, а музыка Луи Армстронга – еще из третьего. Точно так же красота, воплощенная в физическом мире, – это особый вид красоты. Природа как художник имеет свой особый стиль.
Чтобы оценить по достоинству искусство Природы, мы должны проникнуть в ее стиль с пониманием.
Динамическая красота выходит за пределы отдельных предметов и явлений и призывает нас постичь широту возможностей.
Например, размеры и формы настоящих орбит планет не просты. Они не являются ни (усложненными) окружностями Аристотеля, Птолемея или Николая Коперника, ни даже почти правильными эллипсами Кеплера – это скорее кривые, которые нужно вычислять как функции времени, изменяющиеся сложным образом в зависимости от положений и масс Солнца и остальных планет.
В этом есть восхитительная красота и простота, но это полностью очевидно только тогда, когда мы понимаем внутреннее устройство. Видимые проявления отдельных предметов не исчерпывают красоту законов.

Галилей выразил это, как всегда красноречиво, следующим образом:
"Природа описана в этой великой книге, которая всегда находится у нас перед глазами – я имею в виду Вселенную, – но мы не можем понять ее, если мы не выучим сначала ее язык и не поймем ее символов, с помощью которых она написана. Эта книга написана математическим языком, и ее символы – это треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без помощи которых невозможно понять в ней ни одного слова; без которых будешь тщетно бродить по темному лабиринту."
Сегодня мы гораздо дальше проникли в суть этой великой книги и открыли, что ее позднейшие главы используют более изобретательный и менее привычный язык, чем евклидова геометрия, которую знал Галилей. "
Фрэнк Вильчек. Красота физики.

Указанный в кабалистической трактовке путь (вникать в первоисточники и нести добро в мир), дабы упорными духовными упражнениями проникнуться трепещущей гармонией мироздания - и есть ответ на то самое "Зачем?"
Но - путь не единственный. Занятия наукой не противоречат поставленной цели, наоборот -
открывают возможность наиболее детального постижения красоты замысла.

Исповедание неких канонов, без движения - не имеет отношения к вере, это атрибут, подобный "ништякам",
предназначенным для самолюбования или в качестве опознавательных знаков "свой-чужой".

Луи Пастер молился посредством лабораторных исследований; Кеплер испытывал священный трепет перед симметрией небесных сфер, Фейнман:"Физика как секс: может не давать практических результатов, но это не повод ей не заниматься!"
Вера - это движение к проСвещению, на доступном реципиенту языке.

Нередко в разговорах с людьми приходится слышать мнение о том, что вера - это ограничение свободы. «Мне не нравится, когда мне говорят, что мне одевать, чем питаться, как проводить свободное время. Я считаю себя достаточно разумным человеком, и не хочу, чтобы кто-то указывал, как мне жить», - говорят люди, оправдывая своё нежелание задуматься о вере.

Но так ли это? Почему же тогда на протяжении всего существования человечества множество людей, среди которых было немало образованных и мудрых, стремились обрести веру? Неужели только затем, чтобы потерять свободу?

Возможно, только испытав в своей жизни действие веры, начинаешь осознавать, какое большое значение она играет. Если мы ни во что не верим, то наша жизнь пуста и бесцельна. Как дом, построенный на песчаном основании, и готовый разрушиться при любом наводнении или сильном порыве ветра, так и мы, не имея веры ни во что, будем сломлены любой неприятностью или неудачей.

Однако, чаще всего даже люди, искренне заявляющие, что они ни во что не верят, на самом деле имеют какую-то веру. Один уверен в торжестве науки, способной дать ответы на все вопросы; другой сосредотачивает все свои упования на ком-то из близких людей, особенно если те наделены властью или физической силой; третий боготворит природу и заложенные в ней возможности; четвертый радеет за торжество справедливости. Человеку необходимо верить для того, чтобы жить.

Вот только всякая ли вера способна наполнить нашу жизнь и дать нам сил, чтобы не сломаться, когда наступят трудные времена? «Что ты надеешься на человека, дыхание которого в ноздрях его?» - спрашивает ветхозаветный пророк Исайя. И правда, сколько примеров того, как рушатся жизни людей, все свои чувства и заботы направивших на кого-то из близких, когда эти близкие умирают или уходят. Веру в собственные силу или власть легко может подорвать любая сколько-нибудь серьёзная болезнь, а вся мощь науки часто оказывается бессильна, когда в нашу жизнь приходит горе или разочарование. Подобная вера способна направлять нас и давать силы и смысл, но только до тех пор, пока мы не сталкиваемся с испытаниями и проблемами действительно серьёзными, и тем более она не сможет нам помочь перед лицом смерти.

Вспоминается наполненное горячими чувствами стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» о девочке по имени Валентина, которая, даже умирая на руках у безутешной матери, не согласилась отречься от своей веры в коммунизм, одев предложенный матерью крестик. Конечно, такая стойкость и убежденность не может не вызывать уважения, но спасла ли её эта вера там, куда она отправилась? И тут же на ум приходит другой пример из Ветхого Завета, когда юного пророка Даниила за его преданность Богу бросили в ров с голодными львами. И прозвучавший из ямы положительный ответ на заданный жалобным голосом вопрос царя Дария, пришедшего наутро, в надежде найти Даниила живым: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Истинная вера отличается от прочих тем, что она способна производить чудеса, видения, исцеления и многое другое. Истинная вера спасает от огня, диких животных, неизлечимых болезней и смертельных ядов, наделяет верующих самыми разнообразными дарами и способностями. Вера дарует спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, ведь, согласно словам Апостола Павла «если Бог за нас, то кто кто против нас?». Вера спасает от одиночества, избавляет от страха смерти и образует красивый мир вокруг нас, в котором радостно жить. Иногда люди уверяют, что готовы поверить, если только увидят чудеса и знамения. Однако, чудеса не производят веру, разве что сиюминутную. Напротив, сильная вера является источником чудес.

В Книге Мормона , Священном Писании, почитаемом в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, или Церкви мормонов , наряду с Библией , пророк Мороний говорит: «Вот, я говорю вам: ибо именно верой совершаются чудеса; и именно верой являются ангелы и служат людям; а потому, если это прекратится, горе детям человеческим, ибо это из-за неверия, и всё будет напрасно».

Конечно, не всегда легко поверить в то, что невозможно увидеть или потрогать, а ведь вера - это как раз уверенность в том, что мы считаем истинным, но увидеть не можем. Веру нельзя передать по наследству, купить, украсть или получить в дар. Бог наделил каждого человека свободой выбирать, и никто не может принудить другого поверить. Мы сами являемся творцами своей судьбы, и у нас есть привилегия выбирать собственное возвышение или падение, определять для себя счастье или горе в мире грядущем. Наивны те, кто полагают, что могут отсидеться в стороне, не делая никакого выбора. Очень точно говорят об этом слова Апостола Павла, сказанные Римлянам:

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная».

Поскольку роль веры в нашей жизни настолько велика, что способна определить весь ход нашей жизни, особенно важно подходить к вопросу веры осознанно. Конечно, проще верить так, как верит большинство, так, как это принято в обществе, не задумываясь серьёзно. Однако, личная убежденность не может основываться на мнении кого-то, даже большинства. Так как вера это категория духовная, то ненадежно или даже бессмысленно искать ей подтверждения в материальных вещах. Поиск знамений тоже может оказаться безрезультатным. В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней никогда не предлагают людям поверить просто потому, что кто-то, обладающий авторитетом, верит так же, или потому, что кто-то другой сказал, что это истина. Всякому ищущему Бога, в первую очередь, предлагается обратиться к самому Богу с открытым сердцем и получить ответ от Него. В заключение давайте обратимся к словам пророка Морония из Книги Мормона.