Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств

Социализация – процесс, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль-турных норм и социального опыта, необходимых для успеш-ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь-ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.


Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее принимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками и девочки учатся быть девочками.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

В сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

В сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло-жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ-ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Социализация достаточно сложное по составу и содержанию понятие. Дело в том, что изучением социализации занимаются самые разные дисциплины - от философии до социальной педагогики. И каждая из них строит свое собственное представление о социализации. Но даже в рамках одной дисциплины, например, психологии, существует несколько школ и направлений, связанных с изучением социализации. Все это, на первый взгляд, сильно усложняет работу по анализу представлений о социализации. Однако, если принять во внимание, что нас интересует прежде всего социализация с точки зрения становления (формирования) отдельного индивида, то круг рассматриваемых представлений о социализации может быть существенно сокращен. Исходя из этого, в поле нашего внимания попадают, в основном, психологические и социально-педагогические представления.

Одна из главных задач анализа представлений о социализации состоит в том, чтобы выявить базовые признаки, характеризующие социализацию как объект оценки. Самое общее представление о социализации можно почерпнуть из словарных определений этого термина. Приведем здесь некоторые из них.

«Социализация (от лат. socialis - общественный), развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества» .

«Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит» .

« Социализация (от лат. socialis – общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» .

« Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» .

Примерно в том же ключе дает определение социализации И.С. Кон. Он пишет: «С одной стороны, социализация – это обучение индивида социальным ролям, без усвоения которых он не может стать полноценным членом своего общества или группы, а с другой - формирование его личной идентичности и образа Я» .

Общее в этих определениях состоит в том, что социализация включает, с одной стороны, усвоение социальных норм и ролей, а, с другой – развитие личности. Лишь в одном из приведенных выше определений социализация рассматривается односторонне - как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Это представление о социализации с позиции общества. С этой позиции человек выступает как объект социализации. Это позиция социологии и социологов в вопросе о социализации, но и здесь говорится о том, что социализация индивидов не сводится исключительно к усвоению социальных ролей, а включает еще и развитие личности . Отметим, что второй компонент характеризуется в этих определениях по разному: в одном случае как формирование личности и самосознания, в другом - как формирование личной идентичности и образа «Я». В целом же можно сказать, что определения дают лишь самое общее представление о социализации, но не раскрывают в полном объеме содержания, соответствующего им. А это означает, что они не дают достаточно полного представления о социализации, без чего, очевидно, невозможно получить ответы на многие вопросы, связанные с оценкой социализации. Чтобы получить эти ответы, необходимо обратиться к исследованиям, в которых дается более развернутое представление о социализации.

Выше говорилось о том, что в социализации можно выделить два ключевых направления: одно, связанное с усвоением социальных норм и ролей и другое, связанное с развитием личности. Оба направления являются составляющими процесса социализации, при этом каждое из них имеет свои специфические функции и содержание. В этом разделе мы остановимся подробнее на первом из них и прежде всего попытаемся выяснить, что означает «роль», «социальная норма», «усвоение социальных ролей» в контексте социализации.

В социальной психологии и педагогике термин «роль» означает «нормативно заданный и одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего то или иное положение (статус) в группе или обществе». Отмечается, что усваиваемые человеком роли могут носить как формальный, так и неформальный характер (например, моральные нормы) . Социальные нормы позволяют обществу контролировать поведение людей. Механизм этого контроля примерно таков: если поведение кого-то из членов общества отклоняется от норм, принятых в обществе, то общество вправе применить к нему санкции. За неправильное с точки зрения принятых в обществе норм поведения человек получает наказание. Оно может иметь разные формы: от общественного порицания (например, на улице или в общественном транспорте окружающие делают человеку замечание или призывают его следовать принятым общественным нормам), вплоть до уголовного преследования.

Роль как норма-образец и реальное поведение, как правило, не совпадают (А.Б. Добрович). Это связано с тем, что социальная норма характеризует поведение с точки зрения должного, а реальное поведение определяется не только должным, но и типом личности, характером воспитания и др. Поэтому «дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть достаточно велика .

В социальной психологии это различие закреплено в понятиях «роль» и «ролевое поведение». Ролевое поведение, в отличие от нормативно заданного образца, это реальное (актуальное) поведение человека. А.Б. Добрович поясняет это различие, используя аналогичные по смыслу понятия «роль» и «функция». «Функция, - пишет он, - может быть одной и той же, а исполнение роли меняется». «Например, функция покупателя во всех магазинах одинакова, но в магазине с высоким качеством обслуживания – там, где формальная роль Продавца исполняется персоналом мастерски, - по-иному исполняется нами и роль Покупателя. Мы улыбаемся, мы вежливы и терпеливы, мы благодарим продавца за помощь, как и он нас за покупку. И, однако, данная социальная функция, - продолжает Добрович, - диктует нам известные рамки в исполнении формальной роли. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым, хмурым или приветливым, но, тем не менее, нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях, даже если это комплименты. В вашу социальную функцию не входит оценка продавца как личности (хотя бы и положительная оценка). Самое большее, что вы можете себе позволить в формальной роли покупателя, - это сделать запись в книге отзывов, но и там вы вправе оценивать профессиональные, а не личные особенности продавца. .. Те, кто выходит за рамки уместной формальной роли при выполнении четко определенной социальной функции, считаются людьми невоспитанными, несдержанными либо недалекими» (, с. 77-78).

Из этого, в частности, следует, что в процессе социализации индивидами усваиваются социальные нормы, правила и образцы поведения, принятые в обществе. В соответствии с ними в дальнейшем строится и осуществляется реальное (актуальное) ролевое поведение. Но реальное поведение и нормы или образцы часто не совпадают.

В статье «Концепция социализации молодежи» социолог А.И.Ковалева рассматривает вопрос о теоретических и методологических основаниях усвоения индивидами социальных ролей . При этом она различает понятия социальная и социализационная норма. Она пишет: «Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. «Суть различия состоит в назначении той и другой: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализированности - регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia spesifica). Цель регуляции – передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» (учитель- ученик)» .

В статье говорит о том, что следует различать три типа социализационной нормы: идеальный, нормативный и реальный. «Идеальный тип социализационной нормы определяется общественными идеалами и строя­щимися на их основе ориентирами личностного развития. В основе нормативного типа лежат формализованные положения о том, ка­ким должен стать человек, что могут и должны сделать соответствующие институты социализа­ции для обеспечения интеграции индивидов в общество». Что касается реального типа, то, как отмечается, он «имеет широкую вариативность, базирующуюся на автономии формиру­ющейся личности» .

Социализационная норма рассматривается на двух уровнях: индивидуальном и общественном. «На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению». На уровне индивида она представляет собой «многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик» (см. , с. 1).

Полагаем, что эти концептуальные положения следует учитывать при формировании представления об объекте оценки социализации учащихся. Но особенно они важны при определении социального заказа школе в отношении социализации учащихся. В настоящее время в рамках разработки нового стандарта образования социальный заказ школе формируется в отношении воспитания учащихся, но, как показывает анализ, в нем представлены в том числе и требования, связанные с усвоением социальных ролей (социальных компетентностей).

С учетом сказанного выше, рассмотрим вопрос о том, какие объекты могут и должны оцениваться, когда мы говорим об усвоении социальных ролей учащимися.

Наиболее важным показателем при оценке социального поведения является, конечно, реальное (актуальное) поведение, которое демонстрирует человек в конкретных социальных ситуациях. Однако, в условиях школы организовать оценку реального поведения достаточно сложно. Для этого пришлось бы организовывать специальные исследования и создавать ситуации, в которых проявлялось бы поведение, не обусловленное исключительно социальным пониманием роли или желанием все сделать «правильно». Таких возможностей и условий у школы нет. Поэтому наиболее приемлемым для школы был бы вариант, связанный с оценкой социальных норм и образцов (моделей) поведения. Существенным фактором в этом вопросе является то, что школа традиционно ориентирована на усвоение и оценку знаний, а социальные нормы и модели поведения – это и есть, по сути, знания.

Это, однако, не означает, что этим и следует ограничиться. Кроме знания норм существует еще ряд факторов, определяющих социальное поведение человека. К ним относятся: ценности, на которые ориентируется человек, мотивы поведения, отношение к ситуации и к тому, что в ней происходит, способность предвидеть последствия своих действий (или бездействия) в ситуации, а также способность к анализу, оценке и рефлексии. Эти знания и свойства личности являются предпосылками реального поведения и в значительной степени определяют его. Они играют существенную роль в том, как человек ведет себя в реальной ситуации и какие в конце концов принимает решения. Существенным в данном случае является и то, что эти объекты можно оценивать, опираясь на стандартные приемы и методы.

Подведем итоги. Одним из объектов в рамках оценки социальных ролей, как мы выяснили, являются знания - знание социальных норм, правил, образцов ролевого поведения. Но кроме знаний объектами оценки являются также умения, связанные с выполнением роли. В нашем случае их можно разделить на две группы: практические и интеллектуальные умения. Практические умения, связанные с социальным поведением человека, формируются преимущественно в опыте. Оценивать эти умения в условиях школы достаточно сложно. К интеллектуальным умениям относятся умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией. Важным показателем при оценке социального поведения является, кроме того, умения и навыки критического мышления.

Суммируя сказанное, перечислим основные категории объектов оценки социальных ролей. К ним мы относим:

    знание социальных норм (положений законов, правовых норм, правил и т.д.);

    знание образцов (моделей) ролевого поведения;

    умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией;

    ценности и установки, определяющие социальное поведение;

    мотивы социального поведения.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить перечень социальных ролей, которые можно рекомендовать для оценки в школе. Полный перечень ролей, которым, в принципе, должен научиться каждый человек, достаточно велик, поэтому рассчитывать на то, что все они или хотя бы большинство ролей будут осваиваться и оцениваться в школе, вряд ли разумно. Поэтому возникает дополнительная задача, связанная с определением списка или перечня социальных ролей, которые следует рекомендовать для усвоения и оценки в школе. Теоретически обоснованно решить этот вопрос по разным причинам не представляется возможным. Однако, на наш взгляд, достаточным основанием при определении набора социальных ролей, которые должны осваиваться и оцениваться в школе, может быть перечень ключевых компетенций, которые специалисты в области образования рассматривают в качестве перспективных задач и целей общего среднего образования. При этом необходимо учитывать и то, что содержание ряда учебных предметов, частично совпадает с содержанием социализации в части усвоения социальных ролей (социальных компетенций).

Список направлений социализации и социальных ролей, представленный ниже, является результатом обсуждения и групповой работы членов секции ГЭП «Оценка социализации учащихся». При создании этого списка мы ориентировались, во-первых, на наиболее значимые для усвоения школьниками направления социализации и, во-вторых, на традиционные учебные предметы, содержание которых частично совпадает с выделенными социальными ролями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Социальные роли как предмет усвоения и оценки

Социальные ролaи

Уч. предмет, включающий содержание, относящееся к соц. ролям

Что проверяется?

Социальные роли учащегося :

роль учащегося как члена школьного коллектива;

роль учащегося как члена группы (класса);

роль ученика в отношениях с персоналом школы: учителями, воспитателями, администрацией

Знание устава и правил поведения в школе;

Гендерные роли :

традиционные роли мужчины и женщины в обществе

Биология, раздел «Человек»;

Обществознание

Знание норм поведения, обусловленных особенностями пола и статусом мужчины и женщины в обществе

Семейные роли:

роли сына (дочери), брата (сестры), отца, матери.

Обществознание,

Знание норм поведения в семье;

ролевые взаимоотношения в семье

Роли гражданина в обществе:

роль гражданина в отношениях с государством, окружающими,

роли, связанные с защитой гражданских прав и свобод,

роль гражданина как избирателя,

роль участника судебных разбирательств (в роли присяжных)

Обществознание, разделы «Человек и общество», «Политика», «Право»

Знание норм и моделей поведения гражданина

Внутригрупповые и межличностные роли :

роли партнера по общению;

формальные и неформальные роли учащихся в малой группе (классе)

роль друга (подруги), товарища

неформальные роли юноши (девушки) в отношениях с противоположным полом

роль пользователя «Интернет» в режиме общения и передачи сообщений

Обществознание, Литература, русский и иностранный языки;

Информатика и ИКТ

Знания и умения, связанные с общением и взаимодействиями

Социально-бытовые роли :

роли пассажира городского транспорта, пешехода, покупателя, водителя личного а/м, посетителя спортивных, музыкальных, театральных и др. культурно-просветительных мероприятий и др.

Знание норм и правил поведения в быту, общественных местах и при оказании первой помощи

Общественно-экологические роли :

роль защитника природы

роль защитника животных и растений

ОБЖ, Биология

Знание норм и правил поведения, связанных с экологией человека, охраной и защитой природы и животных

В связи с представленным выше списком объектов оценки может возникнуть вопрос: зачем кроме знаний включены в этот список умения, ценности, установки, мотивы? В том, что касается интеллектуальный умений (умения, связанные с анализом, оценкой и рефлексией), ценностей, мотивов, установок то целесообразность включения их в список объектов оценки обусловлена, во-первых, тем, что они во многом определяют нахождение рациональных решений (стратегий поведения) в социальных ситуациях, особенно в ситуациях не очевидных, имеющий проблемный характер. Другая причина состоит в том, что для оценки социализированности учащихся важным является не только показатель уровня усвоения социальных норм (знает – не знает - в какой степени знает), но и другие показатели, в частности, «принимает» или «не принимает» он эти нормы, осознанно принимает, неосознанно или под давлением. При этом, если уровень усвоения знаний можно рассматривать как педагогический критерий, характеризующий результаты оценки, то два других – принятие-непринятие и осознанность-неосознанность принятия, - с полным основанием можно отнести к психологическим критериям. Психологические критерии необходимы для более дифференцированной оценки учащихся с точки зрения отношения учащихся к усваиваемым нормам.

Дальнейшее рассмотрение этого вопроса связано с определением показателей и критериев оценки социальных ролей, определением требований к оценке, разработкой средств оценки, типов оценочных заданий и моделей интерпретации результатов тестирования. В настоящее время ведется работа по всем этим направления и уже получены определенные результаты. В частности, разработаны три методики оценки социальных ролей: методика оценки социально-бытовых ролей (роли пассажира городского транспорта), методика оценки семейной социализации и методика оценки экономической социализации (роли Потребителя) (см. , , ).

Литература

    Демидова И.И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения - М.: Просвещение, 1987, с. 77-78.

    Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. – М.: 2003.

    Кон И.С. Социология личности. – М.:, 1967.

    Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978.

    Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В. Методика оценки экономической грамотности школьников. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

    Педагогический энциклопедический словарь. Под. Ред. Б.М. Бим-Бада. - dictionary.fio.ru.

    Психологический толковый словарь.– www. medlinks.ru. distionary/.

    Психологический словарь. Под ред. Мещерякова, В.П. Зинченко – www.koob.ru.

    Социализация. Психологический словарь «Планея». - http://planey.ru

    Трубачева И.Б. Методика оценки семейной социализации. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.

«Идеальный тип составляет ядро социализационной нормы. Нормативный тип можно предста­вить окружающим ядро расширенным пространством, которое прозрачно, понятно, рационально, ограничено, но границы мягки, легко раздвигаемы: дистанция между "должным" и "возможным" в реальной жизни может быть велика. Реальный тип социализационной нормы, распространяю­щейся аморфным слоем за нормативным пространством, имеет слабую прозрачность, он неодно­роден, подвижен, без четко обозначенных границ. Его периферийные участки как бы "продав­ливают" новые границы нормативности и отклонения ().

В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные - в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.


Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Механизмы социализации

Механизмы - изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.

Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентификация, 3) руководство, наставление (инструктирование).

Два аспекта:

1) освоение и присвоение человеком всего богатства предметной культуры;

2) освоение человеком всего богатства и многообразия человеческих общественных отношений

Факторы а) микро- и б) макросреды, которые влияют на усвоение информации это: а) семья, сады, школа, уличные группы; б) социальные институты: учреждения, организации.

Стадии социализации (А. Юровский): (происходят одновременно):

1) связана с процессом освоения человеком системы социальных отношений и норм;

2) характеризуется межличностными связями (положение в группе, групповые роли) социальная психология изучает;

3) связана с процессом духовного обогащения личности, развитием способностей и индивидуального опыта.

Детям (4 года США) предлагали на картинках флаги. Нужно было выбирать тот, который нравился и который не нравился. В итоге - нравится флаг США, не нравится - флаг России.

В России провели тот же эксперимент: дети г. Москвы 4-6 лет. Получены следующие данные: наиболее нравятся: 1 - США, 2 - Китайский 3 - Югославии 4 - флаг СССР. Объяснение со стороны детей: не по политическому критерию, а по эстетическому. Следовательно, не было обнаружено политической социализации.

Исследование Пиаже: Как формируется и в каком возрасте представление о своей стране, своем народе. Детям-швейцарцам разных возрастных групп была предложена следующая ситуация:

Вы попали на необитаемый остров. Какую страну для проживания ты выберешь? Пиаже обнаружил феномен этноцентризма (дети выбрали Швейцарию). Почему? Дети говорили: Это самая лучшая страна в мире”.

В 80-г этот эксперимент был повторен на детях СССР (Данные до сих пор не опубликованы).

1) Американские дети выберут Америку (неполитический критерий: там у них друзья, родители и т.д)

2) Советские дети: Россия заняла 4 место. Советские дети выбрали 1- Америку и 2- Японию.

Экономические критерии: Осознание своей экономической неполноценности - взрослые передают детям в очень раннем возрасте.

На 3 место советские дети поставили Францию

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности -- их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек -- это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или -- точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек -- безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность -- это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,-- писал К. Маркс,-- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек -- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность -- это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность -- это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств -- общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
12. Различные трактовки категорий «социальная общность» и «социальная группа». Их соотношение.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

;font-family:"Arial";color:#000000">Понятие социализации

;font-family:"Arial";color:#000000">Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

;font-family:"Arial";color:#000000">От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

;font-family:"Arial";color:#000000">Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

;font-family:"Arial";color:#000000">По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

;font-family:"Arial";color:#000000">Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Таким образом, содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

;font-family:"Arial";color:#000000"> Виды социализации

;font-family:"Arial";color:#000000"> Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

;font-family:"Arial";color:#000000">1. с первой и второй половиной жизни;

;font-family:"Arial";color:#000000">2. с формальными и неформальными институтами.

;font-family:"Arial";color:#000000">Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация – это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим.

;font-family:"Arial";color:#000000">Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная – под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д.

;font-family:"Arial";color:#000000">Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная». В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

;font-family:"Arial";color:#000000">Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

;font-family:"Arial";color:#000000">Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

;font-family:"Arial";color:#000000">Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.

;font-family:"Arial";color:#000000">Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.