Тренинг: «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!» Работа с синдромом эмоционального выгорания у молодых педагогов

Тренинг: «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе себя!» Работа с синдромом эмоционального выгорания у молодых педагогов

Ресурса может быть мало или много, ресурс может тратиться или накапливаться. Ресурсные трансы. Ресурсные состояния. Ресурсы психики.
Что же означает это слово?
Заимствованное из французского языка, оно означает "запас, источник". В данном контексте - запас, источник психической энергии, психических сил. Человеком психический ресурс ощущается как имеющаяся у него свободная сила, энергия, которую он может тратить на что-либо по своему усмотрению.

Откуда берется и на что тратится ресурс?

У здорового человека он всегда есть по умолчанию. Свойство здорового организма - этот ресурс вырабатывать и восстанавливать после того, как он был на что-то потрачен. Определенная часть ресурса тратится на поддержание нормальной работы органов и систем организма, на сон, дыхание, усвоение пищи, двигательную активность и т.д. Эти траты для человека незаметны, он их не ощущает и не контролирует осознанно. Остальное человек расходует на какую-то деятельность - совершение какой-либо работы, произвольных поступков по своему желанию, мыслительную активность, переживание чувств, эмоций и т.д.

Дополнительно ресурс может поступать и из внешних источников, которыми являются обстоятельства, ситуации, занятия, дающие человеку возможность отдохнуть и восстановиться, набраться сил и энергии. Внешние источники ресурса могут быть самыми разными, у каждого человека они свои. Это может быть активный отдых, бездеятельное расслабление, разные способы развлечений, общение, хобби - все что угодно.

Для того, чтобы человек был здоров, нужно чтобы сверх того ресурса, который в данный момент занят, тратится на что-либо, совершает какую-то работу, всегда оставалось еще некоторое количество свободного незанятого ресурса "про запас". Тогда то, что человек в своей жизни делает, ощущается им как, может быть, не всегда легкое, но ему по силам. Интересное, даже если не во всем приятное. Как то, что он сам хочет делать. Краски жизни яркие, она может быть трудная, но интересная, наполненная вдохновением и азартом. В этом временном периоде хочется жить, хочется, чтобы он длился и дальше.

Совсем по-другому человек ощущает себя, когда свободного ресурса почти не остается. Когда длительное время он живет, что называется, на пределе сил, на пределе ресурсов. Краски жизни тускнеют, она уже не так радует и воспринимается не как интересная, а как слишком напряженная. Как нечто, что нужно перенести, перетерпеть и дождаться лучших времен. Хочется, чтобы этот период жизни побыстрее закончился. В этом периоде человек если и обращается за помощью к специалисту, то чаще всего он приходит к психологу и говорит о том, что в жизни его что-либо не устраивает и хотелось бы это изменить.

Если в какой-то момент свободного ресурса не остается совсем, а затраты продолжают нарастать, то появляется клиническая симптоматика психического расстройства: тревожность, плаксивость, подавленность, апатия, страхи, панические атаки, навязчивости, нарушения сна и аппетита и т.д. Такое появление симптомов похоже на то, как при работе компьютера появляется предупреждающее сообщение о том, что недостаточно ресурсов для его нормальной работы:

Как при работе компьютера, когда сообщение появляется вновь и вновь до тех пор, пока нужный уровень свободных ресурсов не будет обеспечен, так и симптомы проявляются до тех пор, пока не будет восстановлен нормальный баланс между затратами и накоплением психических ресурсов.

В чем причины такого истощения ресурса?

1. Слишком большая рабочая нагрузка. Например, человек работает не 8 часов в день, а раза в 1,5 - 2 больше. Или после рабочего дня много занимается каким-то трудом вместо отдыха. В этом случае ресурса тратится больше, чем восстанавливается.

2. Соматические заболевания. Недостаток сна. Недостаточное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни. При этом организм ресурса начинает вырабатывать меньше, чем ему нужно.

3. Относительно кратковременные, но большой силы переживания. Например, реакция на одномоментное тяжело переносимое событие. Острый стресс. Ресурс при этом очень быстро в большом количестве тратится и не успевает восстановиться.

4. Длительное время сохраняющиеся переживания негативных чувств, ставшие привычными и фоновыми. Коварство их в том, что со временем жить с этими чувствами становится для человека обыденностью. Он может почти не замечать, сколько сил у него отнимает чувство вины, обиды, тревоги, неудовлетворенности чем-либо, с которым он живет долгое время, порой даже годы, а иногда и с самого детства. Такие чувства могут незаметно, исподволь накапливаться, понемногу создавая ощущение возрастающего внутреннего напряжения и недостатка сил.

5. Недостаточное поступление ресурса извне. Например, человек может почти не иметь внешних источников ресурса и на вопрос "как вы отдыхаете, как развлекаетесь" отвечать "никак". Причем это может быть не связано с нехваткой времени или средств, а быть привычным для него образом жизни: "... как-то так сложилось."
Или же в какой-то напряженный период жизни человек начинает сам себя лишать внешних источников ресурса, рассуждая "не до того сейчас, некогда отдыхать, лучше сейчас поработать, выложиться на полную, а потом отдохнуть". При этом делает ошибку, переоценивая свои силы: если в какой-то период жизни ресурса начинает тратиться больше, то его больше должно и поступать. В это время "подпитываться" ресурсом желательно каждый день, а не переносить на выходные или период отпуска раз в год.
Еще одна причина - "неподходящие" внешние источники ресурса, когда человек отдыхает формально, делает то же, что и другие, его близкие или супруг, но сам при этом себя не чувствует отдохнувшим, потому что именно этот способ отдыха ему не подходит. "Все ходят в баню по выходным, и я хожу. Все играют в домино, и я играю." Найти свой собственный источник ресурса, сохранять и поддерживать с ним контакт - это тоже требует определенных усилий.

Эти причины в различных сочетаниях и приводят к тому, что в какой-то момент психологическая проблема уже переходит в разряд психического расстройства. Надеюсь, у меня получилось кратко и в доступной форме объяснить, как и почему это происходит, а выводы о том, как использовать эту информацию, читателю предлагается сделать самостоятельно.

Сегодня хотелось бы сделать акцент на тех внутренних ресурсах человека, которые являются неотчуждаемыми; именно эти внутренние силы зачастую определяют успех человека в жизни.

Вы уже наверняка догадываетесь, о каких внутренних ресурсах я говорю. Это прежде всего: здоровье, интеллект, позитивное мышление, высокая самооценка, способность хладнокровно вести себя в критических ситуациях.

Почему же в первую очередь важно развить эти внутренние составляющие? Ответ очевиден: в полной мере мы можем управлять только собой. Конечно, мы обладаем некоторой степенью контроля над ситуацией и обстановкой вне нас, однако вы прекрасно понимаете, что контроль этот весьма иллюзорный.

В этом отношении мне очень нравится следующая аналогия. Основная идея школы боевых искусств «Русский стиль» заключается в том, что оружием человека против нападающего могут стать все подручные предметы: зонт, кредитная карточка, портфель; а самым главным оружием конечно же остается само тело человека и его способность использовать эти предметы для своей защиты.

Подобным же образом внутренние силы человека становятся его «оружием» на тернистом пути к успеху. Давайте рассмотрим все составляющие по отдельности.

Здоровье и физическая сила

Прежде всего мы с вами живем в объективном мире физической реальности. Да, мы можем использовать силу нашего подсознания; да, мы можем использовать закон притяжения, однако в конечном итоге конкретные действия совершает наше тело. Именно поэтому оно должно быть здоровым.

Только здоровое тело может помочь нам осуществить все наши задуманные планы, только здоровое тело является источником приятных физических и эмоциональных ощущений.

«Молодой учитель в современной школе»

Тренинг личностного роста: найди свой внутренний ресурс.

Цель тренингового занятия:

создание условий для повышения интереса и мотивации молодых учителей к собственному развитию, к позитивным изменениям в себе и своей жизни.

Задачи:

    Создать эмоциональную атмосферу доверия, комфортности, открытости.

    Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

    Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

    Развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития.

1 этап – подготовительный.

Вводное слово психолога.

Мы все прекрасно знаем, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности и личностных особенностей учителя. Только способный к собственному развитию человек, может соответствовать современным быстро меняющимся условиям. Именно в сегодняшнее время востребована личность самодеятельная, творческая, активная и жизнестойкая. Профессиональный и личностный рост неотделимы и сегодня на нашем тренинге мы поговорим о личностном росте.

Личностный рост… Понятие интригующее, малопонятное, но интуитивно воспринимаемое большинством людей однозначно позитивно. "Он вырос как личность" - нередко говорят о людях, которые стали более зрелыми, мудрыми, успешными.

Целью тренинга является актуализация собственных ресурсов для развития своей личности. А вести его будем мы… (представление ведущих)

Обратите внимание на правила тренингового занятия – они на экране (слайд 2)

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

Начнем со знакомства.

    Знакомство – «Алфавитная шеренга»

Ведущий: Оформите бейджики, напишите свое тренинговое имя, затем в максимально короткий срок вам необходимо выстроиться в одну шеренгу так, чтобы имена были в алфавитном порядке. Сесть в круг.

2 этап – основной.

    Упражнение «Три цвета личности»

Ведущий: Каждый из вас получает макет человека – он будет «копилкой» наших особенностей. (качества, стиль жизни, хобби, увлечения, отношения к чему-то и т.п.) Одна сторона человека с тремя точками разного цвета. Рядом с зеленой точкой необходимо написать то, что вас объединяет со всеми – «как все», рядом с синей – только с некоторыми (как вам кажется) - «как некоторые», рядом с красной – то, что отличает вас от всех остальных - «как никто больше» (слайд 3 зелёный – «как все» и т.д.)

Каждый участник делает запись о себе, про собственные свойства и черты.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит озвучить написанное, презентовать себя.

Ведущий. То о чем вы сейчас говорили, является вашими ресурсами. Они бывают внешними и внутренними.

(слайд 4) Внутренние ресурсы – личностные качества или свойства организма, помогающие достичь поставленной цели, они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Внешние ресурсы - это условия, способствующие достижению поставленных целей.

Ведущий: предлагаю вам работу в микрогруппах (1 группа – определяет, что можно отнести к внутренним ресурсам, 2 группа – к внешним), каждая подгруппа представляет свои наработки, другие участники добавляют)

(5 слайд – таблица) Незнакомые определения ведущий трактует по ходу

Внутренние ресурсы (личностные)

Внешние ресурсы

Самопознание

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Знания

Эмоциональный интеллект

Интернальный локус контроля

Способности

Навыки психической саморегуляции

Активная мотивация

Эмоционально-волевые качества

Психологические защиты

Творческое мышление

Копинг – стратегии

Ассертивное поведение

Интуиция

Материальные ресурсы:

Условия для проживания и отдыха

Достаточный уровень материального дохода

Безопасность жизни

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

Социальная поддержка:

Эмоциональная поддержка

Информационная

Государственная

Семья, друзья

Ведущий: Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и т.д.). Чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с ситуациями на своем жизненном пути.

Сегодня на занятии мы поработаем с некоторыми своими внутренними ресурсами и пополним копилку своих ресурсов.

Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс личностного развития, так как мы учимся строить свою деятельность и свое общение, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.

    «Тест геометрических фигур» (Сьюзен Деллингер).

Ведущий: Взгляните на следующие фигуры. (6 слайд)

Вам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или зигзаг. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Ведущий: теперь я предлагаю вам разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения (краткие психологические характеристики соответствующих форм личности).

Ведущий: Каждой группе необходимо познакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказать остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры».

Если кто-то ошибся с выбором, обоснуйте, почему вы так считаете, и можете перейти в более подходящую для вас «фигуру».

Ведущий: Теперь группам мы предлагаем заполнить таблицы и записать плюсы и минусы характера и поведения людей выбранной вами фигуры фигуры.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям. Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Главные жизненные ценности: порядок, работа, традиции, репутация.

(Слайд 7)

Плюсы

Минусы

Организованность

«Черно-белое» мышление, односторонность

Дисциплинированность

Негибкость, педантизм

Пунктуальность

Чрезмерная строгость

Аккуратность

Дотошность, мелочность

Законопослушность

Чрезмерная серьезность

Трудолюбие

Выжидание

Упорство, настойчивость

Упрямство

Твердость в решениях

Консерватизм

Верность слову, честность

Сопротивление новому

Рациональность

Боязнь риска

Спокойствие

Бедная фантазия

Практичность

Скупость

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, задругих делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Главные жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, доход.

(слайд 8)

Плюсы

Минусы

Успешное лидерство

Эгоцентризм

Способность принимать ответственность на себя

Стремление контролировать все происходящее

Способность к концентрации сил

Полная поглощенность делами

Установка на победу

Философия «цель оправдывает средства»

Уверенность в себе

Решительность

Импульсивность

Смелость, склонность к риску

Безжалостность

Прямота, откровенность

Резкость, жестокость

Сила чувств, страстность

Вспышки гнева, ярости

Остроумие

Язвительность

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей.

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Характеризуется переоценкой и сменой главных жизненных ценностей в результате значимых событий в жизни.

(слайд 9)

Плюсы

Минусы

Ориентация на поиск

Непоследовательность

Позитивное отношение к новому

Неопределенность

Любознательность

Внутренний разлад

Чувствительность

Внушаемость

Доверчивость и эмпатия

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Наивность

Смелость

Низкая самооценка

Высокая обучаемость

Легковерность

КРУГ

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Главные жизненные ценности: служение людям, счастье и благополучие семьи, детей, общение.

(слайд 10)

Плюсы

Минусы

Высокая потребность в общении

Зависимость от общественного мнения

Коммуникабельность, доступность

Непунктуальность

Доброжелательность

Мягкотелость

Заботливость

Нетребовательность

Преданность

Навязчивость

Щедрая эмоциональная чувствительность

Болтливость

Спокойствие и расслабленность

Сентиментальность

Бесконфликтность, склонность прощать

Уступчивость

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Главные жизненные ценности: свобода, творчество, изменения.

(слайд 11)

Плюсы

Минусы

Стремление к новизне, творчеству

Неорганизованность, непоследовательность

Жажда познания

Непостоянство

Бунтарский дух

Индивидуализм, ненадежность

Мечтательность

Пренебрежение к законам, традициям

Ориентация на будущее

Нереалистичность

Восторженность

Безалаберность

Экспрессивность

Импульсивность

Остроумие

Язвительность, колкость

    (12 слайд) «Пантомима - фигура в деятельности»

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам самовыразиться. Используя свои творческие способности, используя характеристики фигур, положительные и отрицательные качества – представьте пантомиму. Ведущее качество своей фигуры изобразите в виде пантомимы. (2 минуты). Остальные участники должны определить это качество.

Обсуждение.

Какое впечатление произвело это упражнение?

Трудно ли было изобразить? Что вызвало затруднения?

Ведущий: Каждый из вас, выбирая ту или иную фигуру, обладает незаменимым, очень важным ресурсом.

На самом деле, нет плохих или хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы можем сами управлять их проявлением, вместо того, чтобы подчиняться им. И тогда мы можем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня». Это как раз есть умение рационально мыслить.

С помощью РАЦИОНАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ мы формируем ПОЗИТИВНОЕ отношение к жизни, позволяя себе быть хозяевами своей жизни.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ , напротив, ставят нас в зависимость от других людей и обстоятельств, препятствуют достижению поставленных целей, ведут к возникновению эмоциональных проблем. Образно эти мысли можно назвать (слайд 13) « УМСТВЕННЫМ МУСОРОМ», который можно разделить на четыре категории:

    «КТО ВИНОВАТ?»

Суть подобного алгоритма мышления – внутренне снять с себя ответственность за происходящее. В его основе – неосознаваемый самозапрет на совершение ошибок, на возможную собственную неправоту. Важно сохранить имидж собственной безупречности и «правильности».

    «КАТАСТРОФА!»

Прогнозирование самых неблагоприятных вариантов развития ситуации. Делание из мухи слона. Сложно сохранить бодрость и хорошее настроение, когда прогнозы развития ситуации одна ужасней другой. Самое печальное, что эти прогнозы часто становятся реальностью.

    «Я/ ТЫ/ ОН ДОЛЖЕН!»

Глубокая убежденность в истинности и объективности собственных представлений о мире. Навязывание выбранного стереотипа действий окружающим и себе самому как единственно возможного. Человек перестает осознавать разницу между своими представлениями о реальности и реальной живой ситуацией.

    «И ТАК ВСЕГДА!»

Склонность делать выводы глобального масштаба исходя из результатов частных ситуаций (всегда так, все люди таковы, я никогда не смогу … и т.д.). Тем самым мы формируем подсознательную установку на стереотипное воспроизведение данной ситуации и фиксируем фоновое негативное отношение к ней.

Ведущий. «Умственный мусор» мешает нам позитивно мыслить, а значит личностно расти. Необходимо учиться мыслить рационально, а в этом нам поможет следующий алгоритм.

(слайд 14) При возникновении проблемы , у человека всегда есть выбор: оставить всё как есть или произвести изменения.

АЛГОРИТМ:

ПРОБЛЕМА

Оставит все как есть Произвести изменения

    Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема

    Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки)

    Изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

    Как условие для чего-то другого – хорошего

    Как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться, что понадобится в будущем

    Как предоплата за то хорошее, что произойдет в будущем

    Как катализатор внутриличностных ресурсов, развития личности и возможностей

    Как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив

Ведущий: Так что выбор есть всегда. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход. Они называются «ФОРМУЛЫ ПОЗИТВНОГО МЫШЛЕНИЯ»: (слайд 15)

«Театр в табакерке». Возможность увидеть проблему «сверху» помогает снизить преувеличенное негативное значение происходящего, ощущение бессилия. Проблема видится в целом, становится яснее.

«Вторая сторона медали». Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Это закон жизни и, как бы мы к нему ни относились, он действует.

«Маленькие кирпичики большой стены». Если мы захотим перепрыгнуть большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Какие три первых кирпича вы можете вынуть из этой стены?

«Проблема как друг» , «Совет другу» .

    Упражнение «Вторая сторона медали».

Ведущий: Давайте попробуем поработать с одной из этих формул «Вторая сторона медали». Необходимо разбиться на пары. Сначала один озвучивает свою проблему или трудную ситуацию другому, а другой должен найти позитив. Затем необходимо поменяться ролями. (2-3 минуты)

Обсуждение: Помогла ли вам формула? Получилось взглянуть на проблему с другой стороны? Если сразу не получилось, можно попробовать ещё раз или обратится к другой формуле. Главное – выход всегда есть.

САМООЦЕНКА

Ведущий: Позитивное мышление ведет к формированию адекватной самооценки. Человек с неадекватной, чрезмерно завышенной или заниженной самооценкой, не способен адекватно воспринимать окружающий мир, правильно оценивать обстоятельства. Такой человек не способен принимать верные решения. (слайды 16, 17, 18)

Самооценка - это отношение человека к себе и к своим поступкам, основанное на собственном опыте и на мнении окружающих об этом человеке.

Уровень самооценки

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Уверенность

Уверен в себе, спокоен, открыто проявляет себя

Высокомерен, самоуверен, считает, что окружающие не способны до конца его понять

Неуверен в себе, нерешителен, недоверчив

Отношение к недостаткам и достоинствам

Видит как в себе, так и в других как положительные, так и отрицательные стороны

Видит преимущественно достоинства в своём поведении и недостатки в поведении окружающих

Видит в основном свои недостатки, страдает от этого

Отношение к критике

Умеет воспринимать критику, стремиться стать лучше

Не воспринимает критику, считает, что критикующие его не способны понять

Болезненно реагирует на критику

Направлен-ность

Направлен на познание, действия и общение, активен, целеустремлён

Направлен на решение своих проблем, на достижение положения, соответствующего его уровню

Направлен на маскировку своих недостатков, на то, чтобы окружающие не заметили, что он хуже их

Взаимодейст-вие

Может объективно оценивать ситуации, учитывать мнения окружающих

Не способен принять другую точку зрения и понять окружающих

Зависим от мнения других, старается «быть как все», ориентируется на позицию большинства

Поведение

Умеет сопереживать, имеет много друзей, располагает к общению

Общается пока не потеряет интерес к партнёру (или партнёр не потеряет интерес к нему)

Имеет проблемы в общении. Два варианта поведения:

1)подавленность, одиночество и замкнутость, старается не выделяться и не проявлять себя («я плохой, а другие хорошие»);

2)агрессия. привлекает к себе внимание, вызывающе себя ведёт, старается подавить и унизить других («я плохой, а другие ещё хуже, чем я)

    Тест «Самооценка»

    Часто ли вы размышляете, что думают о вас окружающие?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Какие чувства вы испытываете, когда сравниваете себя с более успешным человеком?

    Раздражение

    Небольшое недовольство

    Спокойствие и радость за него

    Как вы думаете, удалось ли вам добиться того, чего вы хотели достичь на сегодняшний день?

    Да

    Не совсем

    Практически нет

    Часто ли вы называете себя неудачником?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Кого вы обычно вините в своих неудачах?

    Окружающих

    Все зависит от обстоятельств

    Себя

    Легко ли вы можете изменить мнение о себе под влиянием окружающих?

    Да

    Иногда

    Нет

Обработка результатов:

    2 балла

    1 балл

    0 баллов

(слайд 19)

8-12 баллов. Низкая самооценка. Вы зависите от мнения окружающих. Вы слишком много их слушаете. Любое вскользь брошенное слово может надолго выбить вас из равновесия. В вас слишком много мнительности и тревожности. Заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Не верящий в себя человек во всем сомневается, смотрит в будущее без оптимизма, несет в себе массу комплексов.

8-4 балла. Средняя самооценка. Вы адекватны. Адекватная самооценка побуждает человека к активности, направлена на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.

4-0 баллов. Высокая самооценка (переходящая в завышенную). Вас не заденешь ничем, кроме недооценки. Отсекая негативную информацию, вы лишаете себя и позитивной. Это другая сторона первого типа, вы не можете пересмотреть себя. Если человек первого типа чересчур гибкий, то вы прямая противоположность, до вас не достучаться. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых очень трудно будет избавиться.

Ведущий: Чтобы снизить высокую самооценку, необходимо критически относиться к себе, а для того. Чтобы её повысить я предлагаю вашему вниманию несколько очень действенных советов.

(слайд20) Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

Ведущий:

Ведущий: Одним из важных личностных ресурсов является творческое мышление. Для проявления этого ресурса я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

    Упражнение «Чем я могу быть интересен (интересна)?»

Ведущий: Предлагаю вам разбиться на 3 группы и взять описание одной из ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие. Используйте свой творческий ресурс для решения ситуаций:

Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:

    «Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»

    «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»

    «Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»

Ведущий: Обратите внимание, в начале тренинга мы говорили о том, что посвятим его актуализации наших внутренних ресурсов. Возьмите макеты своих человечков, напишите те качества, наличие которых вы осознали и подчеркнули их важность для личностного роста.

3 этап – заключительный.

Обратная связь

(Слайд 21) Продолжите предложение « Важным ресурсом для меня является…»

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего занятия

Обведите кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует вашему мнению.

    Насколько вы довольны в целом?

    Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень доволен

    Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Будете ли вы рекомендовать своим друзьям и знакомым поучаствовать в данном тренинговом занятии, если он будет проводиться еще раз?

Ни в коем случае 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Ваши предложения и пожелания.

ПОЖЕЛАНИЯ УЧАСТНИКАМ: ( слайд 22)

Личностный рост, как ни называть это - самоактуализация или движение вперед, - это главная движущая сила жизни. Главное – не стойте на месте, учитесь, растите, позвольте своей личности развиваться. Ведь в данном случае отсутствие движения вперед равнозначно движению назад.

МУЖЕСТВА – изменить то, что можно изменить в себе.

ТЕРПЕНИЯ – принять то, что изменить в себе невозможно.

РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

12 советов, которые помогут повысить самооценку и уверенность в себе:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.

Ресурсы бывают
восполнимыми и нет. К невосполнимым ресурсам относится время и частично здоровье.
внешними (деньги, время) и внутренними (здоровье, энергетика)

Различают два класса ресурсов

  1. Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека,
  1. Средовые ресурсы отражают доступность личности помощи (инструментальной, моральной, эмоциональной) в социальной среде (со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев

Использование ресурсов
Ресурсы можно тратить, а можно вкладывать, можно нарабатывать их своими силами и честно, можно за счет других.

Трата - это нецеленаправленное использование ресурсов, расходование, уничтожение ресурсов.

Вклад - это использование ресурсов, направленное на достижение какого-то определенного результата (как вариант - на восстановление этого или другого ресурса).

Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

Виды ресурсных состояний

Основные виды ресурса - это физический, психологический, личностный и духовный ресурс.

Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

Психологически ресурсное состояние – состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.
Человек в духе или нет, верит в себя или убежден, что у него ничего не выйдет, маэстро в депрессии или в объятиях вдохновенной музы - все это разные описания наличия или отсутствия психологического ресурса.

Как подкачать собственный ресурс

Когда человеку хотят помочь, ему стараются повысить его ресурсное состояние, когда хотят помешать - стараются из ресурсного состояния вывести.

Способов много:
Грелка . Душевно согреть - душевными интонациями, теплыми словами, благодарностью.
Взгрелка . Взбодрить - собственной бодростью, живыми интонациями, энергичными формулировками, верой в успех. При необходимости - взгреть: «Что расселся?! Работать!». Взрослым людям, помнящим, что такое долг - напомнить о их высоком долге. Иногда - напугать, рассердить, использовать высокотонусные отрицательные эмоции.
Унитаз . Помочь выговориться, освободиться от страхов или других мешающих переживаний.
Золотое зеркальце . Повысить веру в себя: похвалы и комплименты. «Ты молодец», «Прекрасно выглядишь!», «У тебя все получится!»
Деловая поддержка . Помочь освоить нужные умения: просто понятно объяснить, поддержать в первых попытках, отметить успехи.

- Роль Мечтателя, роль Реалиста и роль Критика.
В этой стратегии задано только начало: начинаем всегда с Мечтателя, с отключения внутренней критики и запуска свободного полета фантазии. Мечтатель должен наработать материал, который будут обрабатывать Критик и Реалист,

Продумывая свои новые проекты, используйте эту стратегию: вначале разрешите себе свободно мечтать, предполагая, что все складывается, что у вас неограниченное время, деньги, что все люди идут вам навстречу, удача с вами дружит... - мечтать полезно.
Когда намечтались, создали воодушевляющий вас проект - включите реалиста: продумайте как человек дела, какие шаги можно и нужно делать для реализации этого проекта. Где взять время, деньги, материальную базу, кого из людей можно и нужно подключить - все детали и подробности. Пока не думайте о трудностях и возможных неудачах, описывайте просто шаг за шагом, как все это сделаете и всего добьетесь. Расскажите несколько способ и путей, определите даты и сроки, назовите свои первые шаги. Отлично!
А когда поймете, на что это в реальности может быть похоже - отнеситесь к своему проекту критически: задумайтесь о том, где могут быть сбои и ошибки, где нужно "подстелить соломки", о каких трудностях нужно подумать еще раз. Критик - это не критикан, отнеситесь к своему проекту позитивно.

- Потоковое состояние (вдохновение)

Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:

Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания - высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания - слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Техники, часто используемые в процессе

реабилитации и психотерапии

Ф.Е. Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, - витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» - эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S. Maddi, 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

Поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях.

? Как конкретно искать, как саморегулироваться?

  1. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание.
  1. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

Понятие «ресурсы»

используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход , зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которой важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

Рациональная вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» .

В.А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса»

Н.Е.Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуации

В ресурсной концепции стресса С. Хобфолла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовых, так и личностных. С. Хобфолл к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состоя¬ния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. В концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. Когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности

Л.В.Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности

И.В. Дубровина : самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности

Д.А.Леонтьев водит понятие «личностный потенциал». Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни – убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе – восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать – убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни – убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) – это отношение человека к принципиальной возможности изменяться

Л.В.Куликов обозначает: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, активность по преобразованию ситуации взаимодействия личности и стрессогенной ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А.Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач.

Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Актуальным направлением исследования личностных ресурсов является изучение их психологической структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

Актуальное состояние.

Актуальное состояние (АС) – это то, что вы хотите изменить в своей жизни. Но пока не получается. Вас по каким-то причинам не устраивает это положение вещей. Например:
  • вижу собаку – чувствую страх;
  • сложно начать разговор первому;
  • слишком много ем;
  • не уверена в себе;
  • трудно вставать по утрам.

И вы хотите эту ситуацию изменить.

АС – это не обязательно то, что вас не устраивает. Это может быть и вариант "делаю хорошо – хочу делать ещё лучше". "Я хорошо играю в футбол – но хочу ещё лучше это делать". "Я умею выступать на публике – но хочу это делать лучше".

Желаемое состояние.

Желаемое состояние (ЖС) – это то, что вы хотите вместо АС.

Собственно, любое изменение – это переход из АС в ЖС.

Например:

  • хочу чувствовать себя спокойно рядом с собаками;
  • хочу уметь легко начинать разговор;
  • хочу есть столько, чтобы оставаться стройной;
  • хочу чувствовать себя более уверенно;
  • хочу легко вставать по утрам.

Формула изменения.

Итак, если человек хочет попасть из АС в ЖС, то возникает вопрос: что такого нужно добавить в АС, чтобы получить ЖС? Назовём то, что нужно добавить "ресурсом ". И тогда получаем формулу изменения:

Актуальное Состояние + Ресурс = Желаемое Состояние

Актуальное Состояние и Желаемое Состояние вроде как вещи постоянные, а вот Ресурс – это та переменная, которую стоит вычислить и подобрать.

Упражнение "Что я хочу изменить"

Возьмите лист бумаги и напишите в любом порядке 10 вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни (которые вас не устраивают). Они могут быть совершенно разные по важности для вас. Например:

  • тяжело вставать по утрам;
  • большой вес;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате;
  • теряюсь, когда на меня кричат;
  • грызу ногти;

После этого, запишите 10 целей, которые вы перед собой ставили, но пока не достигли (если цель есть в первом списке – пропустите её). Например:

  • научиться ездить на роликовых коньках;
  • купить новый шкаф;
  • съездить в Испанию;
  • починить зонтик;

Упражнение "Желаемое состояние"

Ко всем пунктам из первого списка дописать, "чего вы хотите вместо этого" (желаемое состояние). Желаемое состояние должно быть сформулировано положительно.

  • тяжело вставать по утрам – по утрам я встаю бодрым и выспавшимся;
  • большой вес – я стройная;
  • стесняюсь попросить надбавку к зарплате – могу легко разговаривать с начальником на любые темы;
  • теряюсь, когда на меня кричат – могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;
  • грызу ногти - могу контролировать своё состояние в кризисной ситуации;

Ресурсы

Ресурсы: все что нам может помочь в достижении цели.

Это могут быть наши способности, умения, информация, ценности , убеждения , состояния и т.д.

"Ресурсы – это то, что пока не используется. Но может пригодиться. Для экономики это руда всякая, нефть, люди и там ещё чего-то. У человека тоже есть свои ресурсы – то, что он пока не использовал для достижения результата. Это может быть его спокойствие, радость, вера в победу, умение держать себя в руках… Всё то, что у него где-то есть, но вот пока для преодоления препятствия не используется."

Например, ресурсом может быть:

  • состояния (спокойствие, уверенность в себе);
  • качества (настойчивость, усидчивость);
  • убеждения ("Я имею право на ошибку");
  • способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника);
  • знания/информация (динамика изменения цены нефти марки "Urals " на Лондонской товарно-сырьевой бирже).

Ресурсы могут быть внутренними и внешними.

Внутренние ресурсы – это наши состояния, умения, убеждения , знания и т.д.

Внешние ресурсы – это другие люди, чужие убеждения, информация и т.д.

При определённых условиях внешние ресурсы могут стать внутренними: информация может стать знанием, мы можем использовать чужие убеждения или научиться чужим умениям.

Внешние ресурсы мы можем контролировать через собственное поведение.

Единственное, что человек может контролировать – это он сам. Всем остальным он может управлять только при помощи себя. То есть если нам нужна помощь других людей, мы можем получить её, воздействуя на них самим собой. Слова там говоря всякие, улыбаясь и жестикулируя. Если им наша жестикуляция понравится – помогут. Не понравится – значит надо жестикулировать как-то по другому. Или слова другие подобрать.

Именно поэтому в НЛП работают в первую очередь с внутренними ресурсами, а получение доступа к внешним ресурсам – это скорее цель поведения.

То что является ресурсом в одном месте, в другом может сильно мешать.

Расслабленность очень полезна, когда вы хотите отдохнуть. Но представьте: поздний вечер, вы возвращаетесь домой. Но по дороге к вам подходит пара небритых личностей и начинает у вас настойчиво требовать деньги, одежду и ценные вещи, а вы начинаете расслабляться… Тут скорее надо напрячься и быстро-быстро убежать.

Ресурс часто есть, но не в том месте, где он нужен прямо сейчас.

Уверенности куча дома на диване, но никак не при общении с начальником. Естественно, потом надо эти самые ресурсы из места их захоронения как-то перенести в место их использования. Как нефть выкачивают из скважины и транспортируют на завод, где из неё бензин делают. Но об этом чуть позже. Сначала более подробно разберёмся с тем, что такое ресурсы.

Если кратко, то наверно можно так. У нас внутри замечательная кладовая, в которой всё что нужно есть. В крайнем случае можно всегда положить то, чего там не хватает. Главный вопрос в том, как в этой здоровенной кладовой найти то, что нужно прямо сейчас и как из этой кладовой перетащить в то место, где это нужно прямо сейчас.

Удобно считать, что все необходимые ресурсы для достижения цели у нас либо есть, либо мы можем их получить.

Просто такое полезное убеждение.

Ресурсы и выборы.

Вообще, в НЛП считается, что если у человека чего-то не получается, у него просто не достаёт выборов. В том смысле, что он просто выбирает лучшее что подходит и использует. Если это лучшее не слишком хорошее, получается ерунда. То есть для человека, который пытается повесится – это лучший выбор для него из тех, которые у него есть в данной ситуации. Если же добавить ему выборов (ресурсов), у него может оказаться что-то более приемлемое.

Упражнение "Что может быть ресурсом"

Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В левой запишите всё, что может быть внутренним ресурсом, а в правой – всё что может быть внешним ресурсом. Желательно, чтобы с каждой стороны было не менее 15 пунктов.

Упражнение "Поиск ресурса"

Для актуального состояния составьте список ресурсов, которые нужно к нему добавить, чтобы получить желаемое состояние.

Не менее 5 АС для разных контекстов (личный, межличностный, профессиональный, друзья, дети и т.д.).

Упражнение "Ресурс и контекст"

Одна и та же вещь в одних контекстах может быть полезной (быть ресурсом), в других – мешать.

Возьмите какой-то конкретный ресурс ("состояние спокойствия", "независимость от чужого мнения") и определите, в каких контекстах это может быть ресурсом, а в каких – мешать.

Например:

состояние спокойствия

ресурс: при беседе с налоговым инспектором;

не ресурс: в роли болельщика на футбольном матче.