Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Психологическая сущность воспитания, его критерии

Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Психологическая сущность воспитания, его критерии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

«Личность» - это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей.

«Личность» - это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде.

Свойства личности

1)способности

Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определений способностей.

Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось в психологии ЧVII - ЧIЧ вв. и употребляется в настоящее время.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех.

У человека имеется множество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные потребности.

Элементарными, или простейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности.

Сложными называют способности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой, например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способности не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также разделяют на общие и специальные.

Общие - это способности, которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные или общие двигательные способности.

Специальные способности встречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимо наличие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот.

Способности разделяют на теоретические и практические.

Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в определенной жизненной ситуации.

Выделяются также учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то время как вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. в творчестве в различных видах деятельностью.

Наконец, выделяют коммуникативные и предметно-деятельностные способности.

Коммуникативными называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.

Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

2)темперамент

Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Идея и учение о темпераментах - одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э.

Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь; «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу.

3)характер

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.

Характер имеет много различных черт. С научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этому вопросу не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнести целеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа уступчивости и безволия. Деловые - это черты характера, которые проявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Существует так же разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера - это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.

Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль.

Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

Существенный признак воли связан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы между ними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.

Воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека - это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие - это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.

Существенным признаком волевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются не на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно это характерно для импульсивных, эмоциональных людей. темперамент личность характер

Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно - регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции.

Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция. Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма).

Эмоции, особенно такие как аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с владением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и с отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственным ценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак - это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность.

6)мотивация

В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив - это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивы поведения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормального существования, физического или психического развития.

Стимулом можно назвать любой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляет поведением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели.

Намерение - это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать.

Побуждение - это не волне осознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.

Влечением называют целенаправленное побуждение.

Структура личности - это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Деятельность

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности -- исполнительской, управленческой, научной -- роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Теоретический обзор зарубежных литературных источников по различным подходам исследования темперамента и характера. Темперамент как индивидуальное свойство личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Сочетание психологических особенностей человека, его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей. Основные потребности и мотивы деятельности личности.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2007

    Подходы к изучению структуры личности в психологии и ее отдельных компонентов. Проблема темперамента в психологии. Типы темпераментов и их характеристика. Описание Кэттэлом бивариантного, клинического и мультивариантного методов исследования личности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Изучение закономерностей формирования характера личности и влияния на его становление наследственности, активности человека в повседневной жизни. Взаимосвязь индивидуальных качественных особенностей психики (темперамента) со становлением характера.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Рассмотрение основных требований профессии педагог, предъявляемых к личности. Анализ индивидуально-личностных особенностей по результатам диагностики особенностей восприятия и обработки информации, темперамента характера, мышления, памяти, внимания.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Рассмотрение сущности понятия темперамента, выявление его свойств и физиологической основы. Изучение особенностей формирования темперамента у детей дошкольного возраста. Подбор разных методик по формированию положительных черт характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus - латинский прародитель термина «манипуляция» - имеет два значения:

а) пригоршня, горсть (manus - рука + pie - наполнять),

б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi - слабая форма корня).

Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью,...

....как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия.

Например, в медицине - это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Манипулятор - личность, психологический тип, использующий других людей, преследуя свои цели.

Манипуляция - это ряд методов воздействия на людей , разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения.

Манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей.

В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, оказываются ущемленной свобода человека и его законные права.

Манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве.

Манипуляция политическая - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями , используя те или иные потенциальные потребности индивида или группы людей.

Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта.

В результате индивид начинает воспринимать внушенные ему интересы как свои собственные. Таким образом личность становится частью "психологической толпы".

1. Психологические особенности манипулятора

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности.

Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью.

Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения.

Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение".

От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки.

Он считает, что "манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других ".

2. Психологическая сущность манипуляций

Психологическая сущность манипуляций - в эксплуатации человеческих эмоций.

Почему самыми беспощадными были религиозные войны, почему труднее всего урегулировать национальные конфликты?

Потому что религиозное и национальное чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики.

Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все.

Страсти - это ораторы, доводы которых весьма убедительны.

Когда пожар страстей перекидывается на целые народы - наступает раздолье для манипуляций и манипуляторов.

При манипуляциях внешний смысл слов и действий по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера.

3. Психологические особенности политических манипуляций

В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству.

Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда.

Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Объекты манипуляций не являются полностью пассивными; люди позволяют собой манипулировать, перекладывая ответственность за свои поступки на манипуляторов.

Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

4. Наглядные примеры манипуляций

Наглядный пример манипуляции - ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм.

Таким образом ребёнок манипулирует родителями.

«Нытики», то есть люди, у которых всё хорошо, но при встрече они могут часами рассказывать, как у них всё плохо и как им всё надоело.

[источник не указан 285 дней]

4. 1. Манипуляция любовью .

В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели ввиду: «Слушайся меня».

Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку… ), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти».

Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях.

Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком , любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь - это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

4. 2. Манипуляция страхом.

В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником».

Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт».

Хотя на самом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют ввиду:«Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов - одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их - наведите справки.

4. 3. Манипуляция неуверенностью в себе.

В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи». Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье?Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю».

Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу ». На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не зарывайся, я здесь начальник».

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция - это всегда вопрос власти , а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я - начальник, ты - дурак», - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить.

Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете.

Страница 10 из 42

Психологическая сущность мышления.

Психология, в отличие от других наук, изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир в образах, предметы мира предстают в восприятии со стороны своих внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи, явления и свойства даны в своих единичных проявлениях, которые “соединены, но не связаны”. Но для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия, потому что:

Во-первых, сущ­ность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны воспри­ятию, они не выражены в наглядных свойствах.

В-третьих, вос­приятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое (что уже случилось) и предвидеть будущее (чего еще нет).

Таким образом, мышление начинается там, где оказывает­ся уже недостаточным или даже бессильным чувственное по­знание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя дале­ко за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредствен­но воспринять или представить разницу в скорости тел, дви­жущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной позна­вательной деятельности каждого человека чувственное позна­ние и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в воспри­ятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и от­ношениях, в его многообразных опосредствованиях.Основная зада­ча мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отде­лив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтомумышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях. “Мышление, - подчеркивал С.Л.Ру­бинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному”.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с целью проникнове­ния в существенные связи и отношения предметного и социаль­ного мира: практические действия, образы и представления, мо­дели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные сред­ства, орудия познания характеризует такую особенность мышле­ния, как егоопосредствованность.

Традиционные определения мышления, которые можно встре­тить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дей­ствительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции человека принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем её в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь жестами и мимикой. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, таккак сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и другим окружающим его.

На первый взгляд кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Действительно, каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Однако при попытке так или иначе понять сущность психики, дать ей четкое определение, тотчас же оказывается, что одних внешних представлений недостаточно для ответа на вопрос, что такое психика. Обнаруживается, например, что в структуре этого сложного явления трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех ее сторон, которые принадлежат внешнему миру.

Специалисты-психологи давно, заметили, что психика буквально растворяется во всех образах мира и нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре загадочной и неопределенной.

Эта загадочность и порождает множество попыток дать более или менее ясное определение сущности психики.

Природа психики

Чаще всего психика определяется путем простого перечисления отдельных видов психических явлений. Во многих словарях и учебниках указывается, что психика — это наши ощущения, мышление, память, чувства и т.п. Подобное определение сущности психического путем перечисления составляющих его элементов исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Здесь ситуация, аналогичная той, что возникает и перед химиком, который захотел бы понять, ч то такое вода, офаничившись при этом только исследованием свойств водорода и кислорода, из которых, как известно, вода состоит.

Другой популярный способ объяснения психики состоит в указа- нии ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Путем подобной локализации достигается более четкое описание психики, правда, только путем указании на ее связь с конкретной частью организма. Однако слабость и этого определения состоит в том, что в действительности психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом деятельности всего организма в целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении некоторой функции порождает тот или иной орган и соответствующий физиологический процесс. Не мозг породил психику, а наоборот, необходимость для организма развитой психической функции на определенном этапе привела к формированию нервной системы и мозга. Так же как не сердце породило функцию кровообращения, а возникшая необходимость этой функции привела в результате длительной эволюции к формированию у некоторых животных сердца и системы кровообращения.

Отсюда становится ясно, что содержательное объяснение психики возможно только путем выяснения той особой жизненно важной задачи, функции, которую она выполняет в организме. Правильное определение психики предполагает, не только выяснение составляющих ее элементов и не только установление тех органов, с которыми она связана, а прежде всего ответ на вопрос: какую особую задачу, функцию выполняет психика в жизнедеятельности организма?

Поэтому в современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.

Широко признается, что психика есть у всех животных, а некоторые современные психологи считают, что в элементарном виде она существует даже у растений. При этом особо подчеркивается, что у человека и животных мозг выполняет задачу регуляции их поведения в окружающей среде, действуя в соответствии с законами информационно-энергетического обеспечения организма.

В этой связи нужно отметить, что в исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но при этом в тени оставалось самое главное для характеристики сущности психики — вопрос о том, для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение».

Конечно процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики.

Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение но осуществлению выбранной субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели. Таким образом, оказывается, что само по себе «отражение», так же как и психомоторные процессы, и речь, и сознание, представляют собой лишь психические составляющие, подчиненные базовым основаниям психики в виде потребностей и побуждений, которые запускают весь психический процесс в целом и управляют им.

«Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение каких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана.

Итак, главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.

В предлагаемом определении психики, как можно заметить, главный упор делается на ее организующей, управляющей роли, а не на подчиненном ей «отражении». Потребности тесно переплетаются с психикой, изначально встроены в нес. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.

Нетрудно заметить, что в предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее из признания ее тесной связи с работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и процессами. Однако, как было показано в гл. I данного пособия, образ психики в течение длительного времени формировался в ходе решения общефилософской проблемы взаимосвязи духа и материи.

Причем философы долгое время придерживались разных позиций по поводу того, может ли существовать дух вне матери, а душа жить в отрыве от тела. В результате и сложились два различных понимания : материалистическое и идеалистическое. Проблема приоритета, первичности материи или сознания и поныне разделяет философов.

Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно-организованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и способность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, а также появление более сложных форм психической рефляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи. Изготовление и употребление орудий груда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, развитию общественно- исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения. Природные задатки и функции трансформировались в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия. Их эффективность повышалась благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Совокупность высших психических функций образует сознание человека.

Философы-идеалисты представляют дело совсем иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

Генезис психики на основе материи полностью отвергается. Зато признается собственная эволюция психического, его движение от низших форм к высшим. Идеализм, таким образом, является философским антиподом материализма.

Классический образец идеализма создал Платон. В его учении мир вещей и людей объявляется производным от умопостигаемых идей, вечных, неизменных и совершенных, которые существуют более реально, чем бренные и изменчивые вещи. Духовное, по Платону, существенно, субстанционально, а потому более реально, чем телесное. Духовное в человеке, его мысли, понятия, образы есть проявление духовного, объективно существующего вне человека.

Платонизм являет собой разновидность идеализма, которая впоследствии получила название объективного. В силу своей близости к религии объективный идеализм безраздельно господствовал в философии и психологии Средневековья.

В Новое время в философии Джорджа Беркли и Дэвида Юма оформляется субъективный идеализм.

Выдвинутое Беркли кредо субъективного идеализма гласит: «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм занимает, таким образом, крайне антиреалистическую позицию, отрицая существование чего-либо вне сферы нашего опыта (как вещей, так и бестелесных идей). Бытие в субъективном идеализме совпадает с опытом, с сознанием познающего субъекта, которое только и является единственной доступной нам реальностью.

Наиболее популярными в настоящее время идеалистическими течениями являются неотомизм и экзистенциализм.

Первое из этих течений основывается на концепции объективного идеализма у а содержание второго близко субъективному идеализму.

Неотомизм, или новый томизм, - философия современного католицизма.

Это философское направление представляет собой обновленный томизм, т.е. философию Фомы (лат.Tohmas ) Аквинского, философа XIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы католической церкви и с этого времени представляет важную часть доктрины католицизма. Неотомизм — наиболее глубоко разработанный вариант современной религиозной философии. Его известные представители — Э. Жипьсон. Ж. Маритен, К. Войтылла (Папа Римский Павел) и др.

Ссылаясь на неспособность современной науки дать ясные ответы на такие сложнейшие вопросы, как происхождение Вселенной, появление жизни, происхождение человека и другие, неотомисты вновь пытаются доказывать существование Бога. По мнению неотомистов, убеждение средневековых философов о том, что материя, как и сознание, представляют собой результат божественного творения, было совершенно правильным и имеет непреходящее значение. А все философские учения Нового времени, особенно учения материалистического толка, критиковавшие это убеждение, представляют собой непрерывную цепь заблуждений и ошибок, которые породили лишь хаос в умах и разброд в общественной жизни.

Психика для неотомистов никак не связана с материей, она существует самостоятельно как активная субстанция. Отрицается сама возможность самодвижения материи, возможность перехода ее от низших форм к высшим и тем более возможность порождения материей сознания. Живое, утверждают неотомисты, никогда не может появиться из неживого, чувствующее — из нечувствующего, разумное — из неразумного.

Все эти чудесные превращения, которые не может сколько-нибудь ясно объяснить современная наука, могли случиться только в результате божественного вмешательства на каждой из этих ступеней развития. В этих великих деяниях Бог зримо проявил такие свои качества, как любовь и стремление к творчеству, которые он передал и своему высшему творению — человеку.

Отсюда следует главный вывод неотомизма о том, что сознание человека не материально, а божественно по своему происхождению, а разум — есть «небесный дар» создателя. Но поскольку человеческое сознание есть порождение Бога, человек чувствует и мыслит, не имея какой-либо связи с органами чувств и мозгом.

Fine одним популярным в настоящее время идеалистическим философским течением, занимающимся проблемами психики и сознания, является экзистенциализм, философия экзистенции (от лат. существование).

Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие — Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Центральной категорией в этой философии является понятие человеческого бытия, или экзистенции. Причем бытие рода человеческого характеризуется как уникальное, неповторимое, единственное в своем роде. Человеческое существование принципиально отлично от бытия других предметов и живых существ. Ж.-П. Сартр указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто человек и его психика созданы Богом, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой. На самом деле между материей и человеческим сознанием существует «абсолютный скачок».

Но при рождении человек получает свой духовный мир не в готовом законченном виде, а лишь в виде его контура, проекта.

Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек должен создать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость для каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование. На фоне общего социального пессимизма и разочарования это единичное существование представляет собой единственную, устойчивую, незыблемую ценность, позволяющую человеку сохранить свободу личности и достоинство своего «Я».

Важнейшим пунктом философии экзистенциализма служит тезис о непознаваемости человеческого бытия как методами науки, так и методами религиозно-идеалистических доктрин. По мнению К. Яс- перса, единственным способом характеристики экзистенции является не «познание», а лишь «аппеляция к возможности», а вся экзистенциальная философия есть лишь «бесконечное приближение» к прояснению характера человеческого бытия и сознания.

В экзистенциализме философское знание тесно переплелось с психологией, основными категориями экзистенциализма стали такие психологические понятия, как страдание, отчаяние, трагедия, тоска, страх, абсурд, ответственность, душевная болезнь и т.п.

К философии экзистенциализма примыкает трансперсональная психология, рассматривающая человека как космическое, духовное существо, неразрывно связанное, как и все человечество, со Вселенной.

Сознание человека здесь рассматривается как часть мировой информационной сети.

В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась в 1960-х гг. прошлого века, выделившись из гуманистической психологии.

Большую часть своих материалов трансперсональная психология берет из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, восточных практик медитации, измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания, создающих особые условия для работы мозга. Представители трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Абрахам Маслоу и др.), как правило, допускают существование Высших сил, но избегают признания своей связи с какой-то определенной религией.

Сторонники нового направления считают, что так же как существуют несколько способов познания, точно так же имеется и множество состояний сознания, и все они важны для психологии. Причем измененные состояния сознания функционируют по законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание. Так, обычное сознание действует в соответствии с законами логики и выражается в словах и цифрах, а то, что описывает трансперсональная психология, скорее связано с работой правого полушария и выражается в образах, а не в понятиях.

Представители новой психологии большей частью ориентировались на восточные практики, организовывали семинары но освоению и использованию медитаций и дыхательных техник.

Следует, однако, отмстить, что оценка трансперсональной психологии в современной неоднозначна.

Признается, что заслуга нового направления состоит в обнаружении связи человека с космосом, возможности выхода человеческого созна- ния за обычные барьеры, преодоления во время трансперсональных переживаний пространственных и временных ограничений и т.п.

Но вместе с тем отмечается, что предлагаемый новым направлением путь исследования психики человека является весьма опасным, поскольку предлагаемые методы рассчитаны на проникновение в духовное пространство личности путем разрушения ее защитных механизмов. Поскольку трансперсональные переживания наступают в условиях одурманенности человека психоделиками, гипнозом или усиленным дыханием, они не могут привести к духовному и физическому оздоровлению человека.

Таким образом, как мы видим, на протяжении веков идет спор о психике как самом таинственном явлении, существующем в мире. Два противоположных подхода, издавна существующих в истолковании се сущности (материалистический и идеалистический), сегодня интегрируются современной психологической наукой, трактующей психику как воплощение нерасторжимого единства объективного и субъективного бытия, сосуществования внешнего и внутреннего, телесного и духовного.