Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Общественная реакция на поведение человека или группы

Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Общественная реакция на поведение человека или группы
Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. Общественная реакция на поведение человека или группы

Социальное поведение и социальный контроль (СК) являются предметами изучения сравнительно юной науки - социальной психологии. Их понимание существенно для каждого человека. Ведь его успешность в немалой степени зависит от способностей в построении конструктивных социальных связей.

Развитие общества напрямую связано с уровнем социализации его индивидов. На протяжении жизни человек сталкивается с четырьмя уровнями социализации.

Об уровнях социализации ребенка

Социализация младенческого возраста называется первичной. Ребенок приходит в мир. словно чистый лист (tabula rasa), совершенно не ведающим, что такое социум. Вскоре он обнаруживает, что пространство вокруг него заселено другими людьми. Именно они выстраивают для младенца патерны (шаблоны, матрицы) для познания окружающего мира.

Сфера социального контроля, окружающая каждую личность, усложняется адекватно его эволюционирующему социальному поведению.

Вторичная социализация ребенка совпадает с приобретением им формального образования. Ее главной миссией является интеллектуализация, приобретение навыков логического мышления. Ребенок теряет свой уникальный статус, характерный для его позиционирования в семье, становясь равным в школе со своими соучениками. Вместе с тем именно на этапе образования он получает первичные представления о государстве, о социальном неравенстве, о главенствующей в обществе идеологии. На протяжении своей социализации ребенок пребывает под опекой родителей.

Социализация в зрелом возрасте

На третьем этапе, характеризующемся социальной зрелостью, взрослый человек (18-60 лет) приобретает самостоятельность в качестве экономического агента. Он (она) лично зарабатывает средства для обеспечения жизни, обзаводится собственной семьей.

На этапе зрелости социальная роль человека приобретает различные правовые статусы (муж, жена, отец, мать). Он также пользуется статусами профессиональными, должностными. Посредством последних ему может быть вверена власть. Социальная зрелость человека проявляется в его активном участии в социальной жизни различных окружающих его сообществ - производственного, общегосударственного, родового.

Социализация пенсионеров

Социализация старости заключается в постепенном отходе человека от активной трудовой деятельности. Ее смысл заключается в отступлении от характерной для пенсионного возраста эгоистической стагнации, проявляющейся в:

  • снижении проявлений духа;
  • замкнутости на прошлом;
  • в прерывании связи с настоящим временем;
  • организации нового круга общения.

Возможные направления такой специализации - активная общественная позиция в воспитании подрастающего поколения, в социальных группах по месту жительства (дворовой комитет, дачный кооператив и т. д.)

Адаптация человека в обществе - результат социального поведения

Активное просоциальное поведение большинства членов общества позволяет им успешно решать важнейшие адаптивные задачи, изначально непосильные для одного человека, способствующие НТП, росту благосостояния и, соответственно, уровня жизни.

Очевидно, что социальное поведение и социальный контроль тесно связаны между собой. С помощью социального контроля происходит социализация индивида. Человек с детства и до конца своей жизни усваивает общечеловеческий опыт путем воспитания и образования. Он становится частью различных социальных групп: классовых, производственных, неформальных, семейных. Цель данной статьи как раз и заключается в том, чтобы наглядно представить вхождение индивида в социальную среду.

Человеку свойственно поведение как индивидуальное, так и социальное. Первое не является предметом рассмотрения данной статьи, поскольку оно не оказывает воздействия на общество.

О видах социального поведения

Социальное поведение является целенаправленным, с его помощью человек добивается определенного уровня позиционирования в обществе и в социальной группе.

Виды социального поведения различаются по функциям и интересам:

  • массовое (политические, религиозные и экономические движения, слухи, мода);
  • групповое (трудовой коллектив, клуб, двор, соученики и т. д.);
  • поролевое (мать, отец, мачо, аксакал, ребенок, проч).

Также социальное поведение человека характеризуется направленностью его взаимоотношений с другими людьми, оно может быть:

  • просоциальным (доброжелательное, связанное с желанием помогать, сотрудничать);
  • конкурентным (стремление выделяться, быть лучшим);
  • по типу А (раздражительность, цинизм, нетерпение, враждебность к людям);
  • по типу Б (доброжелательность).

И наконец, классификация социального поведения происходит с определенными моделями поведения:

  • достижение успехов (активная жизненная позиция);
  • избегание неудач (замкнутость, презумпция недоверия);
  • стремление к контактам или избегание их;
  • желание власти, индифферентность или покорность ей;
  • деятельная или беспомощная модель поведения.

Вышеизложенные виды социального поведения относят к правопослушным. Кроме них также имеет место проблемное, девиантное и противоправное поведение.

Мы их упомянем в данной статье, рассматривая санкции как элемент категории "социальный контроль".

Что такое социальный контроль

Данное понятие обосновал французский ученый Т. Тард, а окончательно сформулировали американские социологи Р. Парк и Э. Росс.

К пониманию его сущности они пришли, рассматривая всестороннее социальное воздействие на индивида с девиантным (асоциальным) поведением. Посредством этого влияния произошла трансформация его поведения в адекватное существующим социальным нормам.

В широком смысле ученые рассматривали социальный контроль как непрерывное взаимодействие и соотношение индивида с обществом и социальными группами. Очевидно, что сущность подобного контроля критично зависит от типа общества. Архаичное, тоталитарное и демократичное общество имеет свои особенности, что выражается в особенностях социальных норм и санкций.

Две формы социального контроля

В зависимости от наличия социального статуса различают две формы социального контроля: неформальный (т. е. неофициальный) и формальный.

Если общество архаично, то СК основан сугубо на осуждении или одобрении социальной группой (членами семьи, друзьями, знакомыми и коллегами). В этом случае говорят об СК неформальном.

В более цивилизованном обществе поведение личности регулируют специализированные государственные институты: законодательные и исполнительные, СМИ. Последние функционируют на общегосударственном и на муниципальном уровнях. Такой социальный контроль называют формальным.

Излишний внешний контроль социальной деятельности граждан со стороны армии, полиции, судов, контрольных органов свойственен для режима власти - диктатуры. При таких условиях социальные процессы оказываются деформированы. Они напоминают регулируемую улицу с односторонним движением. Государственный социальный контроль для стран с тоталитарным устройством стремится стать всеобъемлющим, т. е. контролировать весь социум. Характерно, что в большинстве случаев апологеты диктатуры оправдывают ее создание необходимостью навести порядок якобы во благо всем гражданам. Однако при ней они неизменно деградируют в социальном плане, у них снижаются самосознание и волевые усилия, необходимые для полноценного самоконтроля.

В демократическом обществе 70% социального регулирования приходится на самоконтроль. Развитие социального контроля обычно связывают с демократическим режимом государственной власти.

Цель обеих форм СК (внешней и внутренней) заключается в:

  • поддержании стабильности и порядка в обществе;
  • соблюдении преемственности в образе жизни и специфике развития.

В высокоразвитых обществах одновременно сосуществуют обе формы социального контроля, органично дополняя друг друга.

Виды социального контроля

Кроме форм, социальный контроль различают по видам: внешний и внутренний. Последний еще называют самоконтролем. Он актуален для людей социализированных, самостоятельно соблюдающих социальные нормы. Последние настолько ассимилируются с поведенческими признаками личности, что их безоговорочное соблюдение становится органичной потребностью. Потребность СК настолько актуальна для большинства (по статистике, около 70% населения), что издревле получила свое название - совесть. Возможно, поэтому людей чистых, честных, глубоко уважаемых, отличающихся святостью, называют "народной совестью".

Именно коллективные усилия людей, контролируемых своей же совестью, являются главной движущей силой общественного прогресса.

Функции социального контроля

Различают две основные функции социального контроля:

  • охранительную;
  • стабилизирующую.

С одной стороны, важно оперативно и адекватно противостоять попыткам разрушить социальные ценности. Охранительная функция по своей природе консервативна. Она выступает основой стабильности в обществе, призывая осторожно прибегать к различным социальным нововведениям. В первую очередь ею защищаются государственные и религиозные ценности, человеческая жизнь, права и обязанности, физическая неприкосновенность граждан. Охранительная функция непосредственно способствует передаче опыта от старших поколений к младшим.

С помощью стабилизирующей функции социального контроля обеспечивается предсказуемость, ожидаемость социального поведения. Тем самым сохраняется существующий социальный порядок.

Социальный контроль является важнейшим инструментом общества, помогающим усвоению и приятию каждым человеком сложившейся культуры. Он универсален. Ведь абсолютно любая социальная структура, даже существующая непродолжительное время, невозможна без СК.

Составные системы социального контроля

Система социального контроля состоит из восьми элементов:

  • социальные поступки, вызывающие адекватные реакции среды;
  • производная от существующих общественных ценностей система оценки социальных действий;
  • классификация социальных действий на порицаемые и поощряемые;
  • характерные групповые оценки возникающих в пределах этой группы социальных ситуаций (социальная перцепция);
  • социальные санкции как реакция общества на социальные действия;
  • самокатегоризация, т. е. самоидентификация личности по принадлежности к определенной группе в социальной среде;
  • индивидуальная самооценка личности;
  • индивидуальная оценка среды и обстоятельств, в которых личность контактирует с окружающими.

О механизмах социального контроля

Механизмы социального контроля составляют социальные нормы и санкции.

Социальные нормы (формальные и неформальные) предписывают людям, как себя вести в обществе. С их помощью:

  • корректируется процесс социализации;
  • личности объединяются в социальные группы, а группы интегрируются в общество;
  • контролируется девиантное поведение.

По степени строгости нормы можно расположить в следующем порядке: табу (оскорбление святынь, нарушение заповедей, кровосмешение), законы (нормативные акты высшей правовой силы), права и свободы, привычки социальной группы, традиции, этикет, обычаи.

Они выступают эталоном, регулятором для поступков, чувств, мыслей, стоят на страже социальных ценностей. Под последними понимаются принятые обществом человеческие понятия о патриотизме, справедливости, добре, любви, дружбе.

Санкции, соответствующие нормам социального контроля

Социальный контроль в обществе осуществляется людьми на основании существующих норм. Регулирование происходит, исходя из принципа связи социальной нормы и санкций, соответствующих ей. Лишенная сопровождающих ее санкций, социальная норма выпадает из системы социального контроля, превращаясь в призыв, лозунг и т. д.

Санкции бывают:

  • позитивными (почет, слава, признание, поощрение, одобрение) и негативными (заключение, конфискация имущества, штраф, выговор, замечание, осуждение);
  • формальными (исходящими от государственных институтов), неформальными (получаемыми от родственников и коллег по социальным группам);
  • материальными (подарок, премия, штраф, конфискация) и моральными (грамота, награда, выговор).

Позитивные санкции предусмотрены по отношению к личностям, конформистски относящимся к социальным нормам (согласным с ними). Негативные - к отклоняющемуся поведению:

  • девиантному (нарушения незначительны и ненаказуемы);
  • делинквентному (санкции Административного кодекса);
  • преступному (санкции Уголовного кодекса).

Заключение

Социальный контроль является мощным инструментом управления обществом. Большинство населения добровольно и постоянно придерживается установленных обществом норм.

В настоящее время это способствует развитию надгосударственных институтов, увеличению удельного веса корпоративных отношений.

Через делегирование государственных полномочий надгосударственным органам происходит процесс глобализации. Однако сущность социального контроля в информационном обществе остается практически неизменной.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

"Ичалковская средняя школа"

презентация по обществознанию

Социальный контроль

(вопросы кодификатора ЕГЭ)

Ганюшин М.Е.,

учитель истории

высшей квалификационной категории

с. Ичалки

Социальные отношения

Обществознание. Кодификатор вопросов ЕГЭ.

3.9. Социальный контроль

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей

Санкции –поощрение или наказание нацеленные на поддержание социальных норм

формальные и неформальные

формальные и неформальные

позитивные

негативные

правовые

обычаи, традиции

религиозные

моральные

политические

эстетические

этические

Социальный контроль- механизм отношений индивида и общества

    • Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций (награждение, премирование и т.п.)

Формальные позитивные

    • Благодарность и одобрение неофициальных лиц: друзей, знакомых, коллег (похвала, аплодисменты и т.п.)

Неформальные позитивные

    • Наказание за нарушение правовых норм (штраф, лишение свободы и т.п.)

Формальные негативные

    • Общественное осуждение человека за проступок (брань, отказ подать руку и т.п.)

Неформальные негативные

Социальные санкции

Формы социального контроля

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости, возникновение чувства вины и как следствие муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

В зависимости от применяемых санкций методы контроля:

а) прямые: жесткие (инструмент – политические репрессии) и мягкие (инструмент – действие конституции и уголовного кодекса);

б) косвенные: жесткие (инструмент – экономические санкции международного сообщества) и мягкие (инструмент – средства массовой информации);

в) в организациях осуществляется контроль: общий (если руководитель дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения); детальный (такой контроль называют надзором).

Аномия –

1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний, и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушительного поведения (вплоть до суицида);

2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с другими людьми, позволяющих оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для остальных понятий представленного ниже ряда.

1) право; 2) традиции; 3) мораль; 4) социальный контроль; 5) социальные санкции.

1. Запишите пропущенное слово в схеме.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальная мобильность; 4) социальная норма; 5) социальная санкция; 6) социальная стратификация.

4. Заполните пропуск в таблице «Формы социального контроля»

Внутренний

5. Найдите в приведённом ниже списке формальные позитивные санкции.

1) правительственные награды

2) дружеская похвала

3) государственные премии

4) вручение почётных грамот

5) аплодисменты

6) доброжелательное расположение

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) социальный контроль; 2) этикет; 3) правовые нормы; 4) поощрение; 5) наказание.

7. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль опирается на моральные и правовые нормы.

2) Социальный контроль – это совокупность санкций, применяемых к нарушителям социальных норм.

3) Поддержка и поощрение ближайшего окружения – важный механизм социального контроля.

4) Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.

5) Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формальными негативными санкциями.

1) штраф; 2) предупреждение; 3) отказ подать руку при встрече; 4) выговор; 5) бойкот; 6) арест.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным органом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

10. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2) Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3) В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4) Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду.

5) Социальный контроль обеспечивают соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

11. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.

12. Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.

13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социальный контроль представляет собой механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. (Б) Элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. (В) Данные социологического опроса свидетельствуют о том, что почти 50% респондентов не нарушают норм из-за боязни наказания. (Г) Вызывает недоумение, что почти четверть опрошенных ждёт поощрений за следование нормам. (Д) Думается, социальный контроль эффективен лишь в том случае, когда граждане сознательно следуют принятым нормам.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

15. «Социологи подчёркивают, что социальный контроль может быть ________ (А) лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и ________(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности ________(В).

Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных ________(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и ________(Д) при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или ________(Е)».

1) самостоятельность 6) общество

2) самоконтроль 7) гражданский

3) эффективный 8) механизм

4) властность 9) статус

5) ответственность

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

1) смысл понятия, например : социальный контроль – это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например : «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например : «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах социального контроля, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов контроля.

:

1) смысл понятия, например : «механизм поддержания общественного порядка с помощью применения социальных санкций»;

2) одно предложение с информацией о видах социального контро ля: «К видам социального контроля можно отнести самоконтроль, осуществляющийся самим человеком, направленным на себя, и внешний контроль, осуществляемый социальными институтами, группами и отдельными личностями»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов социального контроля, например : «Внешний контроль бывает формальный, основанный на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации, и неформальный, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также на общественном мнении, которое выражается через обычаи, традиции, средства массовой информации».

18. Несколько школьников вошли в трамвай и заняли все свободные места. Следом сошла пожилая женщина с тяжёлой сумкой. Никто из ребят не уступил ей место. Один из пассажиров трамвая сделал замечание школьникам. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Определите вид (тип) применённой социальной санкции. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ на первый вопрос : нормы морали;

2) Указан вид социальной санкции : неформальная негативная;

3) Приведён пример ещё одной подобной санкции : отказ от общения.

19. Коллеги обвинили Никифора в непорядочности и отказались от общения с ним. Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции (назовите две её характеристики). Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) вид социальных норм : моральные (нравственные);

2) пояснение, например : порядочность – категория морали; речь идёт о неформальной оценке поведения человека с позиций добра и зла;

3) две характеристики санкции :

Неформальная

Негативная;

4) дополнительный пример санкции, допустим : отказ подать руку.

20. Общество не может существовать и развиваться без социального контроля. Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав примером.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две функции социального контроля, а так же иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) регуляция общественных отношений (например, моральный контроль регулирует поведение людей с точки зрения представлений о добре и зле)

2) противостояние асоциальному, деструктивному поведению членов общества (например, контроль посредством применения к правонарушителям мер юридической ответственности)

3) координация жизни людей, их групп, объединений (например, согласно нормам конституционного права, в государстве проводятся выборы в органы государственной власти)

4) поощрение социально одобряемого поведения (например, применение к людям, оказавшим волонтерскую помощь пострадавшим от наводнения, мер поощрения и общественного признания)

21. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о социальном контроле / Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.

2) Признаки социального контроля:

б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

в) коллективное осуществление контроля.

3) Функции социального контроля:

а) регулятивная (регулирование жизни людей);

б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);

в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).

4) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

5) Виды (круги) социального контроля:

а) формальный контроль посредством правовых норм;

б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;

в) социальный контроль в профессиональной деятельности;

г) социальный контроль в семье и частной жизни;

6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.

22. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества».

Один из вариантов плана раскрытия данной темы :

1) Понятие «социальный контроль»

2) Элементы социального контроля:

а) социальные нормы

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции

3) Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов – основная цель и функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей

4) Гибкость социального контроля – необходимое условие изменений в социальной системе

5) Девиантное и делинквентное поведение

Интернет-ресурсы

  • http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание
  • http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ
  • https://elhow.ru/images/articles/4/44/4408/inner.jpg - изображение «совесть»
  • http://cs622424.vk.me/v622424569/42a2b/lIPRXgyAvRU.jpg - изображение «борьба добра и зла»
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cffa0e8d12665406fd5e584551705f8b&n=33&h=190&w=272 – изображение «социальный контроль»

Литература

1) ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2) Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.

3) Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014.

Это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее содержание и направленность зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества. Проблема социального контроля составляет часть, аспект центрального вопроса — о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства.

В процессе социального контроля складываются отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания в механизме социального управления. Если на уровне общественного сознания социальная информация, ориентирующая действия людей в обществе, передается в виде целостных, внутренне недифференцированных стереотипов нормативно ориентированного поведения, его образцов, то на уровне индивидуального сознания появляется возможность расчленения целостного блока социальной информации (образца поведения) на информацию о целях действия, предлагаемых средствах их достижения. Следовательно, появляется возможность их сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения.

В силу этого на уровне индивидуального сознания формируется возможность таких инноваций (новых позиций, ценностных ориентаций), которые, будучи включены в цикл функционирования социального контроля, могут изменить его характер. Это становится возможным в случае, если индивидуальная инновация получает общественное признание, завоевывает место в системе социальных ценностей. Социальное отношение, существующее в рамках механизма социального контроля между индивидом и обществом, не есть отношение контролирующего субъекта к контролируемому объекту, социальный контроль не есть лишь воздействие общества на индивида, но всегда и неизменно — процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.

Индивид и общество (индивид и социальная группа) представляют собой исходные взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. Социальный контроль — это процесс взаимодействия этих элементов. Соответственно в схему механизма социального контроля включаются два вида действий, а именно контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность общества, его социальных институтов и групп. Государственный (правовой, формальный) контроль определенным образом соотносится с социальным контролем, но не сводится к нему. Социальный контроль представляет собой регулирование социального поведения индивидов с позиций не только политических, правовых, но и других социальных институтов (образования, культуры, морали) иных общностей и групп.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет внутреннюю противоречивость этого взаимодействия. Так. с одной стороны, человек не может обрести индивидуальность, приобрести, сформировать свои социальные качества и свойства вне или помимо общества, только усвоение социальных смыслов и значений позволяет сформироваться личности человека. Если индивид не является продуктом социальной и социокультурной среды, значит он — не человек. С другой стороны, индивидуальность — столь же неотъемлемое свойство человека как и его социальность, он не сможет сохранить и развить свою индивидуальность, если он всего лишь автоматически приспосабливается к образцам культуры. Если человек представляет собой лишь слепок социокультурной среды, значит он — не личность.

Элементы социального контроля

Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное (контролируемое) действие; социальное (контролирующее) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное (контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные (контролирующие) действия.

Если индивид (индивидуальное действие) и (социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, то особенности такого взаимодействия зависят от ряда важных промежуточных социально-психологических переменных, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия, сквозь призму которой воспринимают социальную реальность, с одной стороны, индивид (индивидуальная перцепция) и, с другой стороны — социальная группа (групповая перцепция). От характера восприятия и оценки ситуации зависит далее формирующаяся на этой основе самооценка индивида и самооценка соответствующей социальной группы.

Оценка ситуации и самооценка — важные социально-психологические показатели, во многом определяющие содержание и направленность актов как индивидуального, так и социального действия. В свою очередь, специфика восприятия социальной ситуации, формирование на этой основе самооценки зависят от характера тех критериев социальных оценок, которые применительно к индивиду образуют индивидуальную шкалу оценок, а к социальной группе — социальную шкалу оценок. Преломляясь через призму этих шкал, группа оценивает действия индивида, а индивид в свою очередь на основе своей шкалы оценивает адресованные ему действия группы (класса, общества).

Полный перечень элементов , образующих систему социального контроля (в его нормативно-психологическом аспекте), включает в себя:

  • индивидуальные действия , проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой, — акты познавательного и адаптивного характера; эти акты закрепляются или устраняются из поведения в связи с реакцией на них социальной среды (группы, класса, общества в целом). Изначально, взятые сами по себе индивидуальные акты не содержат социальных свойств, качеств. Такими социальными качествами наделяет эти акты социальное целое. Таков первоначальный этап социального контроля;
  • объективно существующая в обществе (в морали, нраве, идеологии, религии) социальная шкала оценок , на основе которой социальное целое оценивает индивидуальные действия. Названная шкала является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных устремлений, интересов социальной группы, класса, общества в целом. От этой шкалы оценок зависит реакция общества на индивидуальное действие;
  • социальная категоризация индивидуального акта. Она выступает результатом функционирования социальной шкалы оценок, следствием отнесения этого акта к определенной категории действий (социально одобряемого или социально порицаемого характера);
  • самооценка группы: социальная категоризация индивидуального акта произвол на от характера общественного самосознания, от того, как общество (социальная группа) оценивает себя. Эта самооценка производна от оценки группой социальной реальности, условий се существования, от социальной (групповой) перцепции;
  • результат оценки и категоризации индивидуального действия - социальное действие , т. е. реакция общества, социальной группы на оцененное и категоризированное индивидуальное действие. Такие социальные действия выполняют роль негативных или позитивных санкций;
  • индивидуальная шкала оценок. Она является производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида, и от нее зависит реакция индивида на указанные социальные действия;
  • результат функционирования индивидуальной шкалы оценок - самокатегоризация индивида (принятие роли, отождествление себя с определенной категорией лиц);
  • индивидуальное самосознание, в том числе индивидуальная самооценка , оценка индивидом ситуации, в которой он действует (индивидуальная перцепция), определяемые сам о категоризацией. Самооценка, индивидуальная перцепция (восприятие ситуации) предопределяют последующий акт индивидуального действия, служащего теперь уже реакцией лиц определенных категорий на групповое социальное действие (см. рис. 1).

Рис. 1. Механизмы социального контроля

Обратная связь в системе социального контроля

Основная функция социального контроля — поддержание социальной системы в состоянии равновесия путем приведения в норму постоянно возникающих в системе возмущений, отклонений от господствующих ценностей и норм. Если социальный контроль складывается в ходе взаимодействия общества и индивида, то само это взаимодействие принимает форму системы с прямой и обратной функциональными связями. По линии прямой связи осуществляется воздействие на человека социального целого; ответная реакция индивида (индивидов) воздействует на общество, социальное целое по линии обратной связи. Существенным в этом взаимодействии является характер прямой и обратной связей: нейтральный (система сохраняет свои основные характеристики); снижение уровня социальных отклонений; усиление социальных отклонений.

Социальный контроль не может функционировать, отказавшись от дихотомий «добро-зло», «почетно-позорно», «законно- преступно» и т. д. Таков неизбежный элемент общественного сознания, так как поляризуя названные категории, очерчивая и клеймя «зло», наказывая за него, прославляя «добро» и поощряя его, система социального контроля тем самым конкретизирует, подтверждает и укрепляет значимость доминирующих ценностей, охраняемых системой социальных (в том числе правовых) санкций. Ослабление эффекта поляризации, размывание границ между добром и злом, законным и преступным отрицательно сказывается на общественном сознании, может привести в конечном счете к распространению состояния без- нормативности («аномии»).

Вместе с тем действуя в условиях подобной поляризации, система социального контроля может стать контрпродуктивна в случае преобладания в ней завышенной, максимально ригористичной системы оценок социальных отклонений. Это связано с тем, что социальные оценки формируют самосознание, ведут к принятию социально приписываемой роли и к соответствующему такой роли поведению. Обратные связи в социальной системе могут быть отрицательными и положительными. Обратная отрицательная связь в системе социального контроля образуется в случае, когда регулирующее воздействие социальной группы (общества, государства) ведет к снижению уровня социальных отклонений. Положительная обратная связь налицо в случае, когда регулирующее воздействие не только не снижает, но, напротив, усиливает уровень социальных отклонений. Именно такая ситуация возникает в условиях жесткого максимального ригоризма, возникающего в системе социального контроля.

В таких условиях возникает следующая система социального контроля с положительной обратной связью:

  • все более строгая оценка поступков определенного рода ведет ко все более отрицательной самооценке человека;
  • это провоцирует его к совершению поступков, соответствующих его представлению о своей роли;
  • это, в свою очередь, ведет к выработке в сфере морали, права и т. д. еще более строгих определений для таких поступков и, соответственно, к более строгой оценке совершающих их лиц;
  • это вновь ведет к формированию у таких лиц все более негативной самооценки, и т. д.

Система замкнулась. Она функционирует, но, как это понятно, вовсе не в желательном направлении. С каждым новым ее циклом тяжесть и количество отклонений нарастают, что в конечном счете может привести к слому социальной системы данного вида. Система усиления социальных отклонений возникает в случае, когда отклонениям пограничного (маргинального) характера противопоставляется догматическая или экстремистская мера социального реагирования (максимально отрицательная оценка, применение неоправданного насилия). Формула здесь: «применять насилие всегда, когда это только возможно».

Такого рода меры усиливают уровень социальных отклонений, активизируют догматические, экстремистские отклонения, что ведет к росту социальных возмущений, дестабилизации системы социального контроля. Система выравнивания социальных отклонений возникает тогда, когда на имеющиеся отклонения проявляется реакция терпимости: поддерживается тенденция избежать крайних оценок, идет поиск компромисса и минимизация насилия. Такое реагирование помогает стабилизировать ситуацию, ведет к сохранению равновесия в системе социального контроля. Формула здесь: «применять насилие только тогда, когда невозможно не применить его».

Любое общество, стремящееся к процветанию, к тому, чтобы сделать максимально счастливыми максимально большое число своих граждан, обязано подавлять порок, карать за преступления и вознаграждать за добродетель, от чего, в конечном счете, зависит общее благополучие. Там же, где все внимание, вся энергия направлены на подавление пороков, а вознаграждение за добродетель незначительно или отсутствует, там порок неистребим, а общее благополучие недостижимо.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. В узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Соц. контроль включает в себя два главных элемента : социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Виды: Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В социологической науке известно4 принципиальные формы социального контроля:

Внешний контроль (Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов)

Внутренний контроль (самоконтроль);

Контроль через отождествление с референтной группой;

Контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Выделяют следующие механизмы социального контроля :

изоляцию - изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);

обособление - ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);

реабилитацию - комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Б.46 Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства; многоукладная экономика; большой удельный вес в обществе среднего класса. Состояние гражданского общества, его потребности и цели определяют основные черты и социальное назначение государства . Качественные перемены в структуре гражданского общества, содержании основных сфер его деятельности, неизбежно приводят к изменению характера и форм государственной власти. В то же время государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу, может существенно влиять на его состояние. Это влияние, как правило, позитивно, нацелено на поддержание стабильности и прогрессивное развитие гражданского общества. Хотя история знает и противоположные примеры. Государство как особое явление социальной власти имеет качественные признаки. Оно организованно в виде государственного аппарата; осуществляет управление обществом через систему функций и определенными методами. Внешне государство представлено в различных формах. Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет, территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть, неразрывная связь с правом

Б. 47 Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

Массовое сознание - база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин политической психологии, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений.

К формам массового поведения относят : массовую истерию, слухи, сплетни, панику, погром, бунт.

массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами (средневековая "охота на ведьм", послевоенная "холодная война", процессы над "врагами народа" в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы "третьей мировой войны" в 60-70 годы, массовая нетерпимость к представителям иной национальности.)

слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Б. 48. Культура как система ценностей

культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Основные элементы культуры: язык,обычаи,традиции,нравы,законы,ценности.

Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба. Без ценностей не обходится ни одно общество. Именно ценности являются определяющим элемент культуры, ее ядро. Они выступают как а) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; б) критерий оценки реальных явлений; в) они определяют смысл целенаправленной деятельности; г) регулируют социальные взаимодействия; д) внутренне побуждают к деятельности. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные ценности:

1 ) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2 ) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок и т.д.); б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3 ) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье; б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).