Изменение предмета философии в ходе истории кратко. Историческое развитие предмета общей философии

Изменение предмета философии в ходе истории кратко. Историческое развитие предмета общей философии

Философия, ее роль в жизни общества и человека

2. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того, по отношению к разным наукам этот процесс до сих пор находится в различных стадиях, не говоря уже о гуманитарном знании. Как отмечалось уже при рассмотрении генезиса философии, существенно важно было отделить философию от мифологического сознания, показать ее связи с "протознанием". В период Средневековья, Возрождения и начала Нового времени (еще Галилей, один из основателей науки и соответствующего стиля мышления, был осужден церковью) философия и наука помогали друг другу в защите своих прав от теологии, хотя, как отмечают некоторые ведущие отечественные исследователи (например, В.В. Соколов, П.П. Гайденко), ряд теологических идей сыграли положительную познавательную роль в развитии философских воззрений (например, понятие Бога, по мнению В.В. Соколова, было призвано как-то закрепить результаты познавательной деятельности и поддержать его в стремлении к дальнейшим успехам на этом пути. (В.В. Соколов. "Европейская философия XV--XVII веков").

Затем предпринимались попытки классификации наук. Не анализируя здесь все принципы классификации, скажем только о выделении теоретических наук об общем и эмпирического, частно-научного учения. Кроме того, частно-научное знание на протяжении многих вв. не имело в своем составе высшего теоретического уровня осмысле Этим занималась именно философия.

Соответственно проходила и смена типов философского знания доклассический период (до XIX века): метафизика, натурфилософ уже понимаемая как "царица наук", и далее, в постклассическом период, мета-наука и мета-философия. Эти вопросы будут расставаться далее.

Выяснение взаимоотношений философии с частными науками историческом аспекте в целях выявления и уточнения предмета философии невозможно без анализа концепций "распочкования предмета философии" и "предметного самоопределения философии". С позиций приверженцев первой концепции, философия в связи с развитием частных наук все более сужает свои рамки. "Философия подобна королю Лиру, который роздал детям все свое имущество которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу" (В. Виндельбанд "Прелюдии. Философские статьи и речи"). Философия, по мнению, не выходит за рамки частно-научного знания, выступает как учение о науке вообще и о методологии.

Однако дело в том, что науку отличает от иной совокупности знания не только наличие самостоятельного, четко очерченного и устойчивого предмета исследования, но прежде всего способность выявить специфические законы в своей предметной области. В этом плане философия всегда наука о всеобщем, хотя как раз понимание всеобщего в ту или иную эпоху и в различных философских системах и составляет суть процесса предметного самоопределения философии.

В исторически первых философских школах формировалось начальное, стихийное представление о специфичности предмета философского знания -- о единых законах макро- и микрокосмоса(речь идет о человеке; так греки выражали единство всех явлений мира) поскольку объект философии начинал проявляться и изучаться на уровне "живого созерцания". Так, Гераклит из Эфеса считал противоречие источником (читай -- "законом") всякого движения.

Понимание философии как учения о всеобщем ("теоретическом", пока еще выделяемом как уровень познания в отличие от знания частного и прикладного характера) встречается у первого систематизатора философского знания Аристотеля. Согласно его точке зрения, всеобщие характеристики действительности должны представлять предмет "первой философии" или "метафизики" (то, что после физики, под физикой греки понимали и природу, и науки о ней).

Немецкая классическая философия, также признающая философию как науку о всеобщем, внесла свои коррективы в понятие всеобщего. Здесь это не только теоретический уровень исследования) проблем, а и мышление в высших своих проявлениях, черпающее из себя самого материал для познания. Как писал Гегель, "это происходит так, что каждое частное понятие выводится из самого себя порождаюшего и осуществляющего всеобщего понятия, или логической идеи". Процесс дальнейшего развития проблематики, дифференциация и интеграция не изменяют раз найденного предмета философии как науки, а лишь уточняют и углубляют его понимание.

Следующий момент в процессе предметного самоопределения философии связан с уточнением ее мировоззренческой сущности, а именно, с отношением человека к миру и мира к человеку, но во все той же ипостаси всеобщности. Это относится к уяснению специфики социального познания, изучающего всеобщее в общественных отношениях; к возникновению концепций, общий смысл которых -- достижение мудрости, то есть целей практического разума; в развитии философской антропологии; в возникновении таких философских наук, как этика, эстетика, культурология, наукоучение; в развитии философии истории, политики и т.п. Дальнейшее изложение материала по основным философским проблемам по мере их возникновения в истории философии наполнит высказанные положения разносторонним содержанием.

"Извне нет доступа в философию, ибо лишь сама философия может решить, чем быть философии, и быть ли ей чем-нибудь. <...> Право и обязанность философии -- определять свой предмет с большей независимостью от данности, чем то бывает в других областях знания, приводит к различным формам постановки проблемы в разных философских учениях. Во всех других науках существует какая-либо общезначимая цель, как бы увенчивающая собой все многообразие специальных задач. Только в философии каждый оригинальный мыслитель определен не только тем, как он отвечает на известные вопросы, но также и тем, как он ставит их -- ставит не в смысле отдельных проблем, а вообще, --как он спрашивает о философии). Например, Эпикур определяет ее, как средство к достижению блаженной жизни на основе разума. Для Шопенгауэра (немецкий философ XIX века) она -- стремление проникнуть с помощью представления в то, что само по себе представлением не является, -- т.е. по ту сторону мира эмпирических явлений, с которыми имеют дело другие науки. Средневековая философия рассматривает философию как служанку богословия, как совокупность приемов для обоснования религиозных истин. Для кантианства философия есть критическое уяснение разумом самого себя, и она определяется, с одной стороны, как чисто этическое уразумение того, что в жизни человека обладает значением идеала, а с другой же -- как чисто познавательная переработка миропонимания, преодолевающая противоречия, заложенные в последнем. Это многообразие философских целеполаганий, которое можно было бы намного увеличить, недвусмысленным образом показывает, что <...> философ <...> на деле <...> уже наперед придает постановке (вопроса.) характер, соответствующий ответу, который он хочет дать на вопрос." (Г. Зиммель. "Сущность философии").

Анализ взаимосвязи философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности...

Античная и социальная философия

мировоззрение античный философия пространство Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире...

Василий Великий и его "нравственные правила"

Вхождение иудейского и языческого мира в христианскую Церковь началось уже в первые века христианства...

Генезис философии. Становление философского сознания

Исторические типы философии

Главный смысл изучения истории философии состоит в получении знаний о логике развития и содержании мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались...

Исторические типы философии

Основные проблемы и начала философской антропологии

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях...

Предмет и объект в философии

Рассматривая различные варианты понимания философии на всем протяжении ее истории, можно обнаружить, что для них характерно признание своеобразной "двойственности" ее предмета. Философия всегда рассматривалась, с одной стороны...

Предмет и функции философии

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” -- любовь и “sophia” -- мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае...

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др...

Философия и её роль в жизни общества

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Широко известно, что в условиях античности философия была наукой наук. По мнению Аристотеля «Философ, надо полагать...

Философия и культура

К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она...

Философия, ее роль в жизни общества и человека

Собственно, попытки определить предмет философии прежде всего как науки связаны и с тем, что само научное знание, даже в сфере естествознания, не оформилось как наука в ее образцовом варианте. Более того...

Характерные черты средневековой философии

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования...

Исторически круг вопросов, которыми интересовалась философия, изменялся: в тот или иной период её истории на передний план выдвигались новые проблемы; те же, что до сих пор по преимуществу интересовали философов, отступали на второй план. По мере накопления человеческих представлений о мире и человеке некоторые вопросы «перемещались» из философии в рамки формирующихся наук – математики, механики, физики, химии и т. д.

Самый ранний период античной философии (VII – VI вв. до н. э.) ознаменовался почти исключительным интересом к проблемам мироустройства в целом. Философию, занимающуюся главным образом миром в целом, космосом, называют космоцентрической. Самая первая философская школа – Милетская – объединяла ряд мыслителей, считавших своей задачей отыскать «первовещество» - то, из чего возникают все вещи и во что они превращаются, когда перестают существовать. Проблемой человека философия начинает интересоваться систематически и углублённо лишь с V в. до н. э. Такую философию, которая считает, что главной темой философских размышлений должен быть не мир в целом, космос, а человек и его душа, смысл и способ его существования, называют антропоцентрической. Начиная с Сократа и его предшественников – софистов – философия приобретает антропоцентрический характер. Вопросы о мире в целом на какое-то время отодвигаются на второй план, но не перестают совершенно интересовать философов.

Спустя несколько веков, в начале раннего Средневековья, в связи с распространением христианской идеологии происходит новый поворот. Интерес к человеку и миру окрашивается в новые тона. Христианское сознание видит мир и человека лишь как творения бога, следовательно, как то, что может быть понято не само по себе, а в его отношении к творцу. На длительное время бог становится для философа тем, что требует особого, предпочтительного внимания. Философия, в центре интересов которой находится бог (греч. – teos), носит название теоцентрической.

Изменения в общественной материальной и духовной жизни привели с течением времени к изменению характера философии. В период Возрождения (XIII-XVI вв.) человек, индивид начинает играть более активную, самостоятельную роль в самых различных сферах деятельности. Не отрицая роли бога как творца мира и человека, идеологи эпохи Возрождения видят в человеке сотворца, предназначение которого - подняться на более высокий уровень, принять участие в совместном с богом деле создания прекрасной индивидуальности. Возрождение интереса к человеку, его существованию и предназначению свидетельствует о возрождении антропоцентрического характера философии.

В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием новой формации – буржуазного общества, - происходят существенные изменения в производстве, требующем интенсивного добывания знания. Этим объясняется выход на передний план вопросов познания мира, вещей, процессов, происходящих в природе. Одна за другой возникают новые и развиваются традиционные науки: небесная и земная механика, гидравлика, термодинамика, оптика, химия и др. Философы размышляют над тем, что есть знание, какими способами его можно получить, как проверяется знание на истинность и т. п. Всё это относится к философской дисциплине, носящей название гносеологии, приобретающей в этот период заметное место в ряду философских наук. Характер философии вновь изменяется; она становится гносеоцентрической.

Новое время – время создания грандиозных философских систем , охватывающих самые различные сферы: природу, общество, политику и право, нравственность и искусство, сознание и познание и т. д. В этом отношении наиболее показательны работы представителей классической немецкой философии.

Рубеж XIX – XX вв. – время кризиса в философии, когда некоторые её представители (позитивисты) заговорили о закате эпохи философии как вида человеческой деятельности и вытеснении её позитивной наукой: наука-де сама себе философия; она так же уходит в прошлое, как мифология и религия

Как бы ни изменялся предмет философии в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни и в наших знаниях о мире и человеке, в рамках предмета философии всегда оставался вопрос о взаимоотношении человека и мира, бытия и сознания, мышления и действительности. По этой причине многие философы считали этот вопрос основным вопросом философии.


Похожая информация:

  1. AFTER-POSTMODERNISM - современная (по­здняя) версия развития постмодернистской философии-в от­личие от постмодернистской классики деконструктивизма 1 страница
  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • Для понимания предмета «философия науки» как учебной дисциплины и раздела философского знания необходимо дать ответ на вопрос, что есть наука. Подробно этот вопрос рассмот­рен в главе 2 первого раздела, поэтому здесь мы ограничимся анализом определений науки, которых много, так как их содер­жание зависит и от эпохи, и от теоретика, сформулировавшего то или иное ее определение. Определение науки у Р. Декарта или Ф. Бэкона будет отличаться от определения науки у Ницше или К: Поппера. Кроме того, встречаются афористические выска­зывания выдающихся деятелей человечества о том, что есть на­ука. В итоге некоторые специалисты фиксируют до двухсот опре­делений науки, в том числе весьма экзотических: «наука - нервная система нашей эпохи» (М. Горький); «наука - это драма идей» (А. Эйнштейн); «наука - это круг кругов» (В.И. Ленин) и др.

    Классическое определение науки генетически связано с возник­новением философского знания. Наука - это особый вид теоре­тического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение зако­нов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и


    носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, челове­ческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отгра­ничить теоретическое научное знание от теоретического, но не­научного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания.

    Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела но­вые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «луч­шую» сторону, позволяющая человеку господствовать над си­лами природы и стихийными процессами в обществе. Наука оп­ределяет технические достижения в обществе и влияет на производство в целом. Зреет мысль, сформулированная позже американским философом, систематизатором прагматизма Дж. Дьюи (1859-1952) о том, что наука не только теория, она -фор­ма практики людей, определяющая производство сила.

    Мыслители XVII-XVIII веков (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества - высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и исто­рию, и религию. Возникают словосочетания «научная история», «научная политика» и даже «научное питание», «научный подход к образованию», «научная экономика» и т.д. Наука как «венец раз­вития» разума смягчает нравы общества, устраняет жестокость, фанатизм, несправедливость - считали французские просвети­тели XVIII века. В конечном счете, все общество может быть по­строено исключительно на принципах разума и науки.

    В XIX веке французским философом и социологом, основате­лем позитивизма О. Контом (1792-1857), немецкими философа­ми, основателями идеологии «научного коммунизма» К. Марксом (1818-1883), и Ф. Энгельсом (1820-1895) были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не су­ществует вне производства, а производство - вне науки. Маркс формулирует идею о науке как «всеобщей общественной произ-


    водительной силе». И, наконец, наука выступает в виде социаль­ного института (подробно см. раздел I, гл. 8). Статусная роль уче­ного от образованного слуги (которого можно и высечь, и в сол­даты отдать) трансформируется в ценнейшую и важнейшую профессию в обществе. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, по­литическую, социальную, военную деятельность государств. С середины-конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества.

    Предмет философии науки связан с вышеизложенным пони­манием сущности и особенностей науки. Впервые термин «фи­лософия науки» ввел Уильям Юэлл в 1840 г. (Англия). Что такое философия науки! У. Селларс (сотрудник католического Нотр-дамского университета, США) считал, что «это - философия, которая берет науку серьезно», так как наука неотъемлемая часть человеческого бытия. По мнению российского естествоиспы­тателя В.И. Вернадского (1863-1945), философия науки пред­ставляет собой «тесную связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания» в силу того, что «в наше вре­мя наука подошла вплотную к пределам своей общеобязатель­ности и непререкаемости... столкнулась с пределами своей со­временной методики», а потому «вопросы философские и научные слились, как это было в эпоху эллинской науки». Если наука требует себе признания, то она, по словам Г. Гегеля, «обя­зательно должна оправдать себя перед разумением и мыслью». Философия науки - это то, что философы думают о науке, причем эти «думы» диаметрально противоположны: от призна­ния ценности науки до утверждения о губительном влиянии на­уки на европейскую цивилизацию.

    Современный отечественный философ науки В. С. Степин счи­тает, что предметом философии науки являются общие закономер­ности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социалъно-культур-


    ном контексте. Но это понимание предмета философии науки следует расширить: в него входят не только проблемы научного познания, но и место науки в нашей цивилизации, ее отноше­ние к этике, политике, религии и т.д. Так, к области философии науки следует отнести и актуальную для современной науки про­блему «возникновения слоя плебеев от науки», которые, как пи­сал немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистен­циализма К. Ясперс (1883-1969), «создают в своих работах пустые аналогии, выдавая себя за исследователей, приводят любые уста­новления, подсчеты, описания и объявляют их эмпирической на­укой». Каждый обладающий «рассудком и прилежанием» «счита­ет себя способным» к науке, «каждый безответственно смеет высказывать свое мнение, которое он вымучил», а в результате рож­дается бесконечное множество точек зрения, затрудняющих по­нимание сути дела.

    Философия науки включает следующие основные концепту­альные составляющие: естественнонаучные теории; историко-философское знание; логические, методологические и лингвис­тические концепции; историко-научные исследования.

    Нуждается ли наука в философских «думах» о ней? Прежде все­го, следует понимать, что философия науки «не дело улиц или рынков», она «далека от тех дел людей, в которые они вкладыва­ют свои практические интересы, и от того знания, в котором зак­лючена их суетность» (Гегель). Проблемы философии науки зна­чимы для философов и тех ученых, которые пытаются осознать, что и как они изучают.

    Обосновывая необходимость философского осмысления на­уки, в частности математики и физики, Гегель неоднократно пи­сал, что математические определения (бесконечность, бесконеч­но-малое, множители, степени и т.д.) находят свое истинное понятие только в философии, а потому было бы совершенно «не­правильно заимствовать их» для философии из математики, «в которой они берутся вне понятия и часто даже бессмысленно». Математика, считал он, «избавляется от труда определения по­нятий, прибегая к формулам, не являющимися даже непосред-


    ственным выражением мысли». Установить смысл понятий, с которыми работают математики, может только философия. Философы переводят и «материал физики» «на язык понятия как нечто в самом себе необходимое целое», т.е. «материал, из­готовленный физикой на основании опыта», философия «пре­образовывает дальше». «Делу философии» принадлежит также «разрешение вопроса, каким образом мы, субъекты, приходим к объектам». Трудности относительно природы познания, счи­тал Гегель, состоят в том, что, с одной стороны, осваивая в по­знании предметы с помощью мысли, мы «превращаем их в не­что всеобщее; вещи же в действительности единичны, и льва вообще не существует. Мы превращаем их в нечто субъектив­ное, в нечто, произведенное нами, свойственное нам как лю­дям, ибо предметы природы не являются представлениями или мыслями». С другой стороны, «мы предполагаем, что предметы природы как предметы существуют свободно и самостоятель­но». Эти противоречивые установки сознания предполагают не­обходимость объяснения самой возможности познания предме­тов внешнего мира, которое возможно только в философии. Но философский способ постижения этих проблем, утверждал Ге­гель, «не есть дело произвола, капризное желание пройтись для разнообразия разочек на голове, после того, как долго ходили на ногах, или разочек увидеть свое повседневное лицо разукрашен­ным». Философия «делает дальнейший шаг потому, что способ дей­ствия с понятием, употребляемый в физике, неудовлетворителен». Идею Гегеля о том, что только философия может уяснить смысл употребляемых наукой понятий, «увидеть» в исторической сме­не понятийно-категориального аппарата движение научной мыс­ли, поддерживал В.И. Вернадский: «Поскольку анализ основных на­учных понятий совершается философской работой, натуралист может и должен (конечно, относясь критически) им пользоваться для своих заключений. Ему некогда самому его добывать». Он счи­тал, что в истории научной мысли никто не учитывает значение понятийно-категориального аппарата науки «и истории его со­здания нет».


    Необходимость философии науки признавал и один из круп­нейших мыслителей современности немецкий философ М. Хай-деггер (1889-1976). Эту необходимость он обосновывал тем, что наука ничего не может сказать сама о себе своими научными сред­ствами, не может, например, обоснованно ответить на главный вопрос: «что значит знать?». Это объясняется тем, что наука «дает первое и последнее слово только и исключительно только само­му предмету, самим вещам», научное исследование направлено вовне, на предмет, и только в этой своей направленности остает­ся научным. Поэтому, например, вопрос «как возможна наука?» не может быть решен в рамках самой науки и ее средствами по­знания.

    Фундаментальное различие между вопросами, которые изуча­ют философы и ученые, немецко-американский философ и ло­гик Р. Карнап (4891-1970) иллюстрирует так: вопросы типа «как образовались лунные кратеры?», «существуют ли галактики, по­строенные из антиматерии?» решают астрономы и физики; воп­росы же о том, как ученые строят понятия, каковы логические и гносеологические свойства этого построения, решают филосо­фы науки. Другими словами, если вопрос «касается не природы мира, а анализа фундаментальных понятий науки», то это воп­рос для философии науки.

    Интерес к философским аспектам науки проявили все выдаю­щиеся физики XX века: Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, М. Планк, А. Эйнштейн и др. Так, Эйнштейн признавал, что «в наше время физики вынуждены заниматься философскими проблемами в го­раздо большей степени, чем это приходилось делать физикам пре­дыдущих поколений. К этому их вынуждают трудности их соб­ственной науки;... ученый должен стараться полностью понять, до какого предела используемые им понятия обоснованны и не­обходимы». По мнению французского философа и историка на­уки А. Койре (1882-1964), «вне всякого сомнения, именно фило­софские размышления вдохновляли Эйнштейна в его творчестве, так что о нем, как и о Ньютоне, можно сказать, что он в такой же степени философ, в какой и физик. Совершенно ясно, что в ос-


    нове его решительного и даже страстного отрицания абсолютно­го пространства, абсолютного времени и абсолютного движения... лежит некоторый метафизический принцип». Австрийский фи­зик и философ, представитель неопозитивизма Ф. Франк (1884- 1966) писал, что «всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философ­ской мыслью».

    Начало философии науки условно. Истоки этой дисципли­ны можно искать в натурфилософии Р. Декарта, П. Гассенди, в работах Ф. Бэкона «Новый органон» и «Великое восстановле­ние наук» (первая половина XVII в.), в философии И. Канта (1724-1804), поставившего в своем главном произведении «Кри­тика чистого разума» (1788) вопросы о том, как возможна наука, каковы границы науки, как связаны наука, основанная на разу­ме, и вера с ее внерациональными постулатами, является ли фи­лософия наукой и чем должна заниматься философия в науке? Опуская ход рассуждений И. Канта (учение Канта изложено в учебниках по истории философии), рассмотрим их выводы. Вне сферы науки находятся проблемы религии, существования Бога, жизни после смерти, религиозных догматов, происхождение и сущность души человека, свобода человека. Научное знание имеет пределы, за которыми открывается область веры. Види­мая граница научного знания - положения, которые можно с одинаковой логической убедительностью доказать и опроверг­нуть средствами разума.

    Со второй половины XIX века проблемы строения, основа­ний и функций научного знания становятся главными в фило­софии. Появляется и утверждается в научном тезаурусе поня­тие о специфической единице научного знания - научной теории. Одновременно из проблематики чувственного опыта, которую рассматривали практически все философы XVI-XVIII веков, выделяются специфическая для философии науки проблемати­ка эмпирического знания и соответствующие понятия «нагляд­ность», «аналогия». Формируются и другие специфические проблемы философии науки, такие как «научный закон», «ма­тематика» и т.д.


    Дисциплинарно философия науки оформилась во второй поло­вине XIXвека (Г. Гельмгольц, Э. Мах, Ч. Пирс и др.). Этому спо­собствовал ряд обстоятельств: (1) наука к этому времени офор-мцлась в важную и самостоятельную сферу общественной жизни, подкрепив свое значение развитием прикладных разра­боток и исследований; (2) математиками (французом О. Коши и чехом Б.Больцано) была поставлена проблема логического обоснования и изложения математического анализа. В том же направлении начал размышлять и немецкий философ, осно­ватель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938); (3) кризис ме­ханистического мировоззрения потребовал переосмысления обоснования знания. Э. Мах, Г. Кирхгоф, Е. Дюринг, К. Пир­сон, Г. Герц, П. Дюгем, А. Пуанкаре и др. вынесли на обсужде­ние вопросы: что такое научная теория, какое место занимают в ней механические модели и математические уравнения, как соотносится она с экспериментом и т.д.; (4) стал осознаваться трагический для европейской цивилизации процесс расщеп­ления культуры на научную и художественно-гуманитарную. Эта трагичность состояла в разведении знания и нравственно­сти. Если античный философ Парменид был уверен, что зна­ющий не может не быть по необходимости добрым и справед­ливым, так как Истина, Добро и Красота тождественны, то уже в философии Канта наука и мораль рассматривались в разных «Критиках»: разум отделился от морали, знание стало выше морали. Такая ситуация породила серьезные этические пробле­мы науки, особенно в конце XX века.

    Институционализация и социализация (эти понятия рассмот­рены в разделе I, гл. 8) философии науки как научной дисципли­ны начались в США, где еще до второй мировой войны начинает выходить журнал «Философия науки». В бывшем СССР сразу после войны в структуре Института философии Академии наук создается сектор философии естествознания, впоследствии пе­реименованный в сектор философских вопросов естествознания. Одновременно возникают соответствующие подразделения в ака­демических институтах философии Киева, Минска, Алма-Аты.


    1-й этап (вторая половина XIX века): исследуются психоло­гические и индуктивно-логические процедуры эмпирического познания.

    2-й этап (первые два десятилетия XX века): работы физиков А.Эйнштейна и М.Планка породили кризис классической фи­зики: появилась потребность в переосмыслении самых фунда­ментальных понятий этой науки - «материальное тело», «час­тица», «масса», «физический закон» и др. Актуализировались проблемы связи физики с математикой: является ли математи­ка структурирующей и смыслообразующей основой физики, или она всего лишь инструмент физического исследования. В осо­бую область философии науки выделились дискуссии по интер­претации квантовой механики.

    3-й этап (20-40-е гг. XX века): под влиянием идей австрийс­кого философа Л.Витгенштейна (1889-1951) классический нео­позитивизм создает программы анализа языка науки, форм суж­дений и типов логики, которые применяются в ней.

    1. Становление философии. Миф, религия, ф-фия как исторические типы мировоззрения. Особенности фил-кого знания.

    Ф-я зародившись в 7-6 в. до н. э. в др. Китае, Индии, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Для возникновения ф-и было необходимо время и абстрактное мышление. Восточная ф-я носила рац.- религиозный хар-р, т. е. не являлась теор. знанием. А Греческая ф-я носила рац. хар-р с вкраплениями религиозных и мифологических воззрений. Как наука ф-я зародилась в Европе. С этого момента чел-во начинает искать пути сближения; все ф-е системы направлены на понимание чел-ом самого себя, а следовательно и улучшение своего «Я». До возникновения ф-и были мифы; Мифология – самое первое мировоззрение человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и являются ориентирами в его повседневной жизни. Мифология возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве. Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе олицетвор-ся природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают целостными. Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать отношения. С мифологией тесно связана религия. Религия возникла позже, а некоторые мифы перешли в религии (миф о Христе). Религия охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический хар-р. Ф-я является особой ф-мой общественного сознания и хар-ся следующими наиболее важными особенностями: 1) исходным пунктом и целью ф-и является чел-к, его место в мире и отношение к этому миру. 2) ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого. 3) основным средством познания является чел-кий разум. 4) эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика. 5) ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова его ценность и значимость).

    Ф-я – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чел-ка в этом мире, отношения чел-ка к миру и смысла жизни.

    2. Предмет философии, его историческое изменение. Структура философского знания.

    В разные эпохи различными направлениями, школами и мыс­лителями предмет ф-и формировался по-разному. Ф-я раз­рабатывалась преимущественно то, как учение о бытии, о природе и о человеке, то, как учение о познании, постижении истины, то, как учение о должном, идеалах или ценностях. В эпоху античности основной интерес – идеи, формы, этика добродетелей. Средние века - Бог как наисовершеннейшая личность. Возрождение – эстетическое отношение к действительности. Новое время – человек разумный. Новейшее время – тотальность идей (Гегель), материальное производство (Маркс), воля к власти (Ницше). ХХ-ХХI – язык и практика людей. При этом формировались различные об­ласти ф-го знания. Многие из них, обогащаясь результатами но­вых исследований, входят в структуру современного ф-го знания. Существуют следующие области ф-го знания. Онтология - учение о бытии, существовании предметов, мира в целом, их «началах» и основаниях (что есть бытие?). Г носеология - учение о познании вещей и явлений, их связей и отношений, о постижении истины (как человек познает мир?). Методология - учение о методах (приемах, способах) познания, соотношении раз­ных методов, об общих, ф-их ориентирах познавательной и прак­тической деятельности (каковы методы познания?). Ф-фы уже с древности стали уделять внима­ние человеку. Значительно позже оформилась в качестве самостоятельной области философская антропология - учение о человеке, его сущности, месте в мире, предназначении (что есть человек и какова его природа?). Внимание к проблемам общественной жиз­ни привело к формированию социальной ф-и (что есть общество?). Интерес к проблеме общих закономерностей общественного развития вызвал появление ф-и истории . Динамику своих собственных представлений, идей и уче­ния мыслители рассматривают в истории ф-и . Существует аксиология - учение о ценностных ориентирах человека, о предпочтениях и идеалах, ради кото­рых можно многим поступиться, и даже отдать жизнь (что есть ценность?). Эта область тесно связана с этикой - учением о нормах и принципах нравственного поведе­ния, о добре и зле, достижении счастья и благодати. Эстетика - область суждений о прекрасном, формах и возможности его существования. Логи­ка рассматривает вопросы о правильном выражении представлений и мыс­лей в определенных формах связи понятий или знаков. В последнее время стали уделять внимание праксиологии как сфе­ре, концентрирующей представления о практической ориентации и значе­нии философских знаний. Предмет ф-и – человек в его отношениях к миру, рассматриваемых через призму связи субъекта и объекта, бытия и познания, ценностных ориентаций поиска смысла жизни.

    3. Место и роль философии в культуре: основные функции и значение философских знаний.

    Соотношение ф-и и культуры весьма своеобразно. Культура – все, что создано человеком, что возвышает его над природой. Цицерон считал, что культура не исчерпывается ф-ей. Однако, ф-я – важнейшая составляющая чел-кой культуры. Именно в ф-и культура дана в ее max полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы чел-ва получают в ф-и завершающую интерпретацию. Актуальная ф-я – пиковые достижения культуры, наивысший уровень самоосмысления чел-ва, достигнутый к настоящему времени. Важнейшие функции ф-и, во многом определяют ее роль в духовной культуре общества. Мировоззренческая – выстраивает наши знания о мире. Методологическая – заключается в общей ориентации познавательной и практической деятельности людей., рассматривает вопросы о приемах и способах познавательной и практической деятельности. Гносеологическая – интегративная – вырабатывает некую, ф-ю картину мира. Аксиологическая – разрабатывает систему ценностей опред. типа общества. Идеологическая – разрабатывает единое воззрение на мир, а также обосновывает и защищает интересы опр. соц. групп. Не все ф-ие учения превращаются в идеологию, но идеология лежит в основе почти всех учений. Систематизации – систематизирует знания, позволяет выявить общее в частном. Критическая – подвергает критической оценке как действительные достижения, так и неправомерные притязания на лидерство и всеобщую значимость. Экспликации – выявление наиболее общих идей, представлений, форм опыта в основаниях соц. и дух. жизнед. людей. Этическая, эстетическая, воспитательная и др. Значение философии понимали уже в Древнем мире. Эпикур считал занятия философией необходимыми «для здоровья души», для «отсутствия страха перед будущим». Философия сообщает человече­скую сторону другим деятельностям человеческого духа, осмысливает их для человека и что философствовать–это развивать в себе чел-ка как единое стройное сущ-во

    4. Проблема основного вопроса философии. Противоположность материализма и идеализма, их формы и разновидности.

    В конце 19 в. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос ф-и, имеющий два подвопроса: что первично – материя или сознание? Способны ли мы познать мир? Отвечая на этот вопрос философы разделились на 2 лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты считают, что первична материя, она существует вне и независимо от сознания. Сознание – вторично, является производным от материи. Идеалисты считают, что первично что-то высшее, первичное сознание, некий разум, духовное начало. Тех, кто признает первичным надличностное, мировое ду­ховное начало, относят к представителям объективного идеализма (можно сравнить с религией). Тех же мыслителей, которые началом всего считают личное «Я» или же какие-то личностные свойства (ощущения, восприятия и т.д.), называют субъектив­ными идеалистами. Крайней формой С.И. является солипсизм – точка зрения, согласно которой «существую только Я», все остальное комплекс ощущений. Материализм: стихийный (античность), атомистический, механический (новое время), антропологический (Фейербах), диалектический, научный. В истории познания известны попытки признать одновременное существование материального (природного) и духовного (нематериального) «начал». Такая позиция носит название дуализм. Неоднозначно решается вопрос о познаваемости мира. Материали­сты, как правило, положительно решают вопрос о познаваемости мира, выражая линию оптимизма. Идеалисты объективные могут признавать мир познаваемым, могут и отрицать познаваемость мира. Логика субъективно­го идеализма приводит к отрицательному решению вопроса о познаваемо­сти мира.

    Философия как мировоззрение духовной культуры.

    Философия как мировоззрение сложилось на основание многих других типов мировоззрение: Обыденное, научное, профессиональное, историческое, практическое, религиозное. Философское мировоззрение включает в себя все другие формы мировоззрение, и поэтому оно есть система идей и представлений о мире и о месте человека в этой системе. Философское мировоззрение исторически сложилось как особая форма духовной культуры, которая есть ничто иное как особая система исторических общечеловеческих идей имеющих особую ценность для человечества. Ценность в философском смысле означает, то значение которое придают люди этому объекту. Учение о ценностях составляет особый раздел философии, который называется аксиология. Философское мировоззрение является формой духовной культуры потому что:

    1. Оно отражает особенности исторического времени.
    2. Отражает в себе основные идеи, устремление, которые актуальны для людей.
    3. Включает в себя фундаментальные истины времени и истории.
    4. В нем собраны сущностные истины познание.
    5. Оно содержит в себе основные идеи знание о человеке.

    Причины зарождение философии.

    Исторические причины:

    1.Мифогенная концепция- философии возникла потому что, предшествующее мифологическое знание перестало удовлетворять интересы античных людей.

    2.Гносеогенная концепция- античность накопила большой опят практического знания, технического, ремесленного, измерительного, строительного, астрономического, геометрического и т.д. которые требовали обобщения.

    3. Социогенная концепция - К 5 в. до н.э. в Антично Греции начинается развитие рабовладельческой демократии при котором «на общественном совете» города государства на центральной площади Агора публично обсуждались государственные дела и возникла традиция диалога, аргументации и защиты идей, которые выдвигались и так возникла культура философского рассуждения.

    Так же существует субъектно – личностные причины.

    1. Философия возникает как способ и потребность человека объяснить сущность скрытого мира:

    2. Философия возникает как стремление человека объяснить тайну, неизвестность в том числе прошлого и будущего;

    3. Философия возникает как потребность человека познать самопознания и стремления понять свое Я, как объяснить самого себя;

    4. Философия возникает как особая форма коммуникации человека с другими и объяснение другого;

    5. Человек начинает философствовать при попытке объяснения своего рождения, и своей смерти ровно как и своего бессмертия.

    Философия существует как историческое знание об эпохе и одновременно философия всегда есть способ мистического постижения мира и себя в этом мире.

    Предмет философии и его историческое изменение

    Предмет философии представляется в нескольких аспектах.

    Во-первых, в общефилософском аспекте за предмет понимают целостный мир, в котором существует человек.

    Во-вторых, в конкретно-познавательном аспекте предметом философии является природа в ее объективности, человек и его историческая ценность.

    В-третьих, предметом философии являются методы и способы познания мира человеком.

    В-четвертых, предметом философии являются общефилософские универсальные способы познания.

    Предметность философии определяется конкретными сферами бытия: философия природы, общества, истории, человека, религии, право, нравственности, культуры, науки и техники, коммуникации.

    И таким образом предметность философии заключается временем, интересами и потребностями людей, и характером развития самых философских идей.

    Предмет философии всегда исторически изменяется.

    В античной философии предметом была природа и идеи

    В средневековом предметом философии ставится слово, текст священного писания и интерпретация.

    В Эпоху Возрождения предметом философии являлись законы, движение природы и формирование индивидуальности человека.

    В эпоху Нового Времени предметом философии являлись способы познания человеком мира и способы формы деятельности человека.

    В современной философии основным предметом является человек в его и субъективной бесконечности.

    Причинами исторического изменения предмета философии является следующие факторы:

    · Социально-экономические запросы времени;

    · Развитие научной картины мира;

    · Характер философских идей прошлого времени.

    Предметом философии является целостное знание об основаниях бытия, сущности конкретных объектов бытия и развития бытия.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-07-22