Росла численность приказных людей, основную массу которых составляли "беспородные люди". Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма

Росла численность приказных людей, основную массу которых составляли "беспородные люди". Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма

Актуальность работы обусловлена насыщенностью экономических событий, произошедших в этот период развития нашей страны. В XV в. интенсивно развивалась экономика Руси. Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. К концу XVII века произошло значительное расширение посевных площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны. Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение. Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило дальнейшее закрепощение крестьян.

Именно в этот период времени Россия вступила в новый период своей истории, характеризуемый началом формирования всероссийского рынка и зарождением элементов буржуазных отношений.

Объект исследования- экономика России XV-XVII веков.

Предмет исследования-особенности и составляющие экономического развития страны в XV-XVII веках.

Целью работы является выявление и рассмотрение основных направлений развития экономики России в XV-XVII веках.

Для решения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1. Изучить особенности развития сельского хозяйства и усиления феодальной эксплуатации крестьян в XV-XVI веках;

2. Ознакомиться с развитием внутренней торговли данного периода;

3. Рассмотреть положение сельского хозяйства, ремесла и мануфактур в XVII веке;

4. Охарактеризовать особенности начала формирования всероссийского рынка.

1. Экономическое развитие российского государства в XV-XVII веках

1.1. Развитие сельского хозяйства и усиление феодальной эксплуатации крестьян

В сельском хозяйстве складывалась своя география и районы специализации. Земледелие повсеместно было господствующей отраслью. Шире применялось трехполье и связанное с ним применение удобрений. Паровая система использовалась параллельно с переложной. Речь идет в первую очередь о степных районах, северные земли обрабатывались с подсекой. Урожайность составляла в основном самтри. Увеличение торговли хлебом вызывало расширение полосы земледельческих районов за счет северных земель, приморской территории Новгородской области, Поволжья. Осваивались земли Урала. Городские нужды в товарном хлебе росли, что заставляло монастыри и землевладельцев включаться в хлебную торговлю. Крестьяне должны были продавать часть урожая в счет выплаты казенных податей и оброка помещикам.

Внутренний рынок стимулировал расширение земледельческих угодий. Феодалы искали резервы за счет земельного фонда крестьянских хозяйств. Это был путь прямого присвоения наделов крестьян. Страдали и государственные земли: феодалы насильственно присоединяли их к своим владениям. Центральные районы Русского государства были охвачены процессом сокращения крестьянских наделов, число которых к концу века уменьшилось на 40%. Это в равной степени относится и к Новгороду, и к Пскову с их обширными земельными угодьями. В южных землях этот процесс шел не столь стремительно: присоединенное Поморье было черносошным.

Трансформировались формы феодального землевладения. Вотчинная земельная собственность существовала как основная, наряду с этим шел процесс образования поместной. Вотчинники были еще сильны, земельный фонд составлял основу экономического могущества, правда, их права были потеснены: они лишились политической независимости. В основе хозяйственного механизма вотчины лежало право полной наследственной принадлежности. Поместная форма была условной формой собственности при жизни владельца. Во главу угла часто ставилась служба владельца: с ее окончанием прекращалось и поместное юридическое право на владение землей. К слою зависимых крестьян присоединялись те, кто платил прежде только традиционный "оброк" натурой, а также вновь закрепощенные крестьяне. Эта категория, кроме уже существовавших холопов, образовывалась теперь в результате введения новой формы долговых отношений. Это была форма зависимости в виде отрабатывания кабальными холопами взятых денежных сумм.

Существовала также добровольная зависимость, когда между феодалом и работником заключался договор, эта категория называлась "новоподрядчиками". "Половник" в отсутствие собственной работал на земле феодала, рассчитываясь половиной урожая. Были также бобыли, неподатные крестьяне, работавшие за продукты и деньги, и детеныши, отрабатывавшие повинности в пределах церковного хозяйства. По-прежнему часть крестьян составляла черносошную, государственно-зависимую категорию.

Вместе с отработкой существовала еще продуктовая рента. До конца XVI века на юге сохранялся натуральный оброк. Эти общие характеристики необходимо дополнить сведениями о неурожаях и голоде, периодически случавшихся в России и осложнявших положение плебейской части населения.

1.2. Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка

В продуктах сельского хозяйства были заинтересованы все города России, особенно центральной ее части. Происходило углубление общественного разделения труда. Ремесленное производство перерастало в мелкотоварное и было сосредоточено в городских центрах. По данным XVI века, на княжеских дворах работали сапожники, плотники, гончары, специалисты-оружейники и серебряных дел мастера. В штате Новгородского Софийского дома упомянуты шесть плотников, шесть хлебников, колесник. Были мукосеи, пивовары и кузнецы. Упомянуты иконники и котельники. Ремесленники Волоколамска обслуживали Иосифо-Волоколамский монастырь. Монастырские нужды не обеспечивались только работой оброчных людей, а требовали наемного труда. Ремесленники делали из конопли масло, романовские "полстовалы" выделывали войлок, болдинские портные мастера шили шубы. Среди расхожих специальностей этого времени седельники, кожевники, свечники, оконничники.

В городах, где концентрировалось вольное ремесло, некоторые исследователи насчитывают 186 видов ремесленной квалификации и еще 34 различных специализаций в пищевой промышленности.

Лидирующими были ремесленные профессии, связанные с производством одежды. В крупных городах - Новгороде и Пскове - существовали специальные ряды: холщевные, сермяжные, шубные. Есть упоминание о терличных, однорядочных, кафтанных и кошурочных. Из лавочных книг Новгорода явствует наличие колпачного, шапочного, шляпного, красильного и белильного рядов. Специализация, к примеру, охватывала кожевенников, занятых производством подошв, седел, ремней. Сыромятный и сырейный ряды соответственно обеспечивались продукцией ремесленников данной квалификации.

После одежного и кожевенного самым распространенным было производство бытовых предметов и орудий из металла для обслуживания окрепшей промышленности и сельского хозяйства. В Пскове в середине XVI века насчитывалось 67 лавок с изделиями этой отрасли ремесла.222 ремесленника-серебряника было зарегистрировано в Новгороде. Из документов становится ясно, что эти ремесла обслуживали как насущные нужды, так и занимались изготовлением высокохудожественных предметов литургии. Упомянуты незамысловатые сечки для капусты и чеки дверные, замки нутряные и вислые, "чеки железные с железными кобками, на собаки". Псков и Новгород имели специальные ряды - котельные, в которых продавали медные изделия.

С конца 10-х – начала 20-х годов, после Столбовского мира и Деулинского перемирия, окончания действий повстанческих отрядов, русские люди приступают к восстановлению нормальной хозяйственной жизни. Оживает Замосковный край – центр Европейской России, уезды вокруг русской столицы, на западе и северо-западе, северо-востоке и востоке. Русский крестьянин продвигается на окраины – к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Западную Сибирь. Здесь возникают новые поселения. Крестьяне, бежавшие сюда из центра от своих владельцев – помещиков и вотчинников, монастырей и дворцового ведомства или переведенные в эти места, осваивают новые земельные массивы, вступают в хозяйственные, брачные, бытовые контакты с местным населением. Налаживается взаимный обмен опытом хозяйствования: местные жители перенимают у русских паровую систему земледелия, сенокошение, пасечное пчеловодство, соху и прочие приспособления; русские, в свою очередь, узнают от местных жителей о способе долгого хранения необмолоченного хлеба и многое другое.


Объединение русских земель вокруг Москвы положило начало новому этапу в развитии российской государственности – становлению централизованного государства, где происходит политическое и экономическое объединение вокруг сильной центральной власти и устанавливается неограниченная монархия (самодержавие, абсолютизм). Для централизованного государства характерны единые законы и общее управление. В XIV–XV вв. усиливается общение между русскими землями, появилось понятие «Россия». В конце XV в. при Иване III было создано единое государство с центром в Москве. С конца XV в. оформляется и высший государственный орган централизованного государства – Боярская дума. В 1497 г. был составлен новый свод законов – Судебник Ивана III – первый кодекс законов России, учитывающий единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения следствия и суда. Иван III стал именоваться Государем всея Руси и проводил все более независимую политику от Орды. В 1480 г., признав свое поражение у притока Оки на реке Угре, ордынские войска повернули назад и, таким образом, монголо-татарское иго пало. Во второй половине XV в. Иван III определил важнейшее направление во внешней политике – борьбу за выход к Балтийскому морю. Началось национальное возрождение культуры, чему во многом способствовало формирование единого российского государства.

Процесс укрепления государства и централизации шел по линии усиления власти князя в XVI в. при Василии III и Иване IV. В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Государство делилось на уезды (территориально близкие к бывшим княжествам), а уезды – на волости. Во главе ставился наместник в уезде и волостель – в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу.

Общая тенденция социально-экономического развития страны в XV в. – укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне делились на три группы: владельческие (принадлежали светским и церковным феодалам); дворцовые (дворцовое ведомство московских князей, а позже царей); черносошные (позже государственные – жили волостными общинами на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, но должны были выполнять определенные повинности в пользу государства).

В 1533 г. на великокняжеский престол вступил Иван IV (Грозный) (1522 –1584). Это время отмечено укреплением центральной власти. 16 января 1547 г. 17-летний великий князь принял царский титул. В 50-е гг. XVI в. был проведен ряд реформ. Сложилась новая система правления. Важным этапом в истории России был созыв первого Земского собора (Москва, 1549 г.) – совещательного органа, собрания сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян, а также и низовых сословных организаций. В жизни крестьян важную роль играла община. Община в XVI в. управлялась с помощью системы выборных должностей и часто противостояла феодалам и власти, отстаивая интересы своих членов с помощью обычного права, суда и челобитных.

Правительством России в течение 13 лет была по сути Избранная рада, не являясь формально государственным учреждением. В 1550 г. принят новый Судебник, усиливший центральную власть. Появились новые формы управления – приказы (первые функциональные органы управления). Отменена система кормлений, упорядочены налоги, введена тягловая подать. Сложилась поместная система – раздача поместий военным служилым людям – дворянам. В соответствии с военной реформой 1550 г. был определен единый порядок прохождения военной службы: «по отечеству» (по происхождению – дворяне и дети боярские) и «по прибору» (по набору – служилые люди, из которых формировалось стрелецкое войско). Реформы середины XVI в. укрепили центральную власть. Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

Избранная рада была сторонницей постепенных реформ, ведущих к укреплению централизации. Иван IV предпочел путь, способствовавший быстрому укреплению его личной власти, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Царь поделил все государство на две части: опричнину, выделенную ему лично в особый удел, и земщину – остальные земли. Цель опричнины заключалась в подрыве экономической мощи феодальной аристократии путем ликвидации ее обширного вотчинного землевладения и наделении за этот счет землей дворянства. Было создано опричное войско – карательный механизм без суда и следствия. Зимой–летом 1569–1570 гг. по стране прокатился страшный террор.

Итоги правления Ивана IV были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного российского государства, которое приобрело широкий международный авторитет. Сложилась сословно-представительная деспотическая монархия во главе с царем. Вместе с тем результатом опричнины стал хозяйственный кризис, политическая дестабилизация.

К началу XVII в. сложное положение в экономической и политической жизни страны, порожденное опричниной и Ливонской войной, вновь резко обострилось. Российское государство вступило в период Смуты (1598–1613 гг.) – гражданской войны. В начале века (1601-1603) страну поразил страшный неурожай, начался голод, вспыхивали крестьянские бунты. Внутриполитическое положение государства продолжало ухудшаться. Появились самозванцы на царский престол – Лжедмитрий I (1602 г.), Лжедмитрий II (1607 г.), усилилась борьба за власть.

Период смуты закончился тем, что в январе 1613 г. Земским собором на престол был избран царем Михаил Романов (1613–1645). Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно-представительной монархии. Меняется облик и значение Боярской думы. Принимаются меры к укреплению самодержавия. В 1625 г. в царский титул включается слово “самодержец”.

Утверждение абсолютизма в России началось после вступления на престол в 1645 г. царя Алексея Михайловича (1645–1676), старшего сына царя Михаила. Земским собором в 1649 г. было принято Уложение, по которому юридически оформлялось потомственное закрепление крестьян к земле, а государство брало на себя бессрочный сыск беглых. По существу в России было введено крепостное право. Правительство продолжало политику, направленную на укрепление феодально-крепостнических порядков. Возник единый господствующий класс дворян (помещиков). Основой отношений между феодалами и крестьянами стала барщинная система. При Алексее Михайловиче сложилась самодержавно-дворянская монархия.

Вместе с тем к середине XVII в. появились новые черты в экономическом развитии России. Постепенно оживают города, в 20–30-е гг. возникают первые мануфактуры – относительно крупные производства, особенно в металлургии, оживает внутренняя и внешняя торговля.

Развитие экономики страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII в. получил название «бунташного века»: 1648 г. – Соляной бунт в Москве,1662 г. – Медный бунт, 1667 г. – восстание казаков под предводительством С. Т. Разина.

Внешняя политика России в XVII в. была направлена на решение трех задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение безопасности южных районов от набегов крымского хана, возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.



Теперь нам следует уяснить себе, что застал и с чего должен был начать Петр Великий . Иначе говоря, следует ознакомиться с положением московской политики и жизни в конце XVII века. Однако общий обзор этого положения завлек бы нас очень далеко. Не все подробности допетровской эпохи имеют для нас к тому же одинаковую важность: мы интересуемся лишь тем, что относится к государственной реформе Петра. Поэтому наш обзор XVII века мы должны приноровить к таким рубрикам, на какие мы потом по делим различные факты деятельности Петра. Нетрудно за метить, что главных сторон его деятельности две: 1) он дал России новое политическое положение в среде европейских государств и 2) реформировал в большей или меньшей степени государственное устройство и управление. По этим рубрикам и рассмотрим кратко факты XVII века.

Внешняя политика Московского государства в XVII веке

1) Внешняя политика Москвы до Петра руководилась не случаем, а весьма древней исторической традицией. Еще в XIII в. создались те обстоятельства, которые направляли в течение многих веков и внешние стремления русского племени и государства, и их внутреннюю организацию. Вначале XIII в. на восточных берегах Балтийского моря появляются немцы; они теснят литовские племена, а вместе с тем становятся врагами и для Руси (Псков и Новгород). В то же время начинается и движение шведов на Русь. Пол влиянием опасности от немцев племена литовские организуются политически и, соединенные Миндовгом, выступают на сцену истории как враждебное Руси княжество. Литва подчиняет себе юго-запад Руси и грозит ее северо-востоку. На юго-востоке в то же время образуется Золотая Орда , и ее иго начинает тяготеть над северо-восточной Русью. Таким образом, почти одновременно, с трех сторон великорусское племя было окружено врагами, действовавшими наступательно. Главной задачей племени стала поэтому самозащита, борьба не за свободу (она была отнята татарами), а за историческое существование, за целость племени и религии. Эта борьба продолжалась сотни лет. Благодаря ей племя должно было принять чисто военную государственную организацию и постоянно воевать "на три фронта", как выразился один исследователь.

Эта борьба и направляла всю внешнюю политику Московского государства, с его начала до конца, до Петра Великого. Можно сказать, что много содержания эта политика не имела: с ближайшими соседями Москва ведет постоянную традиционную борьбу, в сношениях же с дальними европейскими странами ищет увеличения средств для этой борьбы. Ко времени Петра борьба эта привела уже Русь к громадным политическим успехам, но задача – достижение полной безопасности и естественных границ – еще не была выполнена. По отношению к различным врагам достигнуты были неодинаковые успехи.

Татары с XIII в. в качестве полных господ владели Северо-Восточной Русью. Но их отношение к покоренной Руси и явное отсутствие (вопреки мнению некоторых ученых) сильного непосредственного гнета позволяли Руси крепнуть и сливаться в одно могущественное государство. Впервые это государство попробовало восстать на татар на Куликовом поле (1380), и попытка, будучи удачной, подняла национальное самосознание Руси и содействовала дальнейшему усилению Москвы. Параллельно этому усилению шло внутреннее разложение Орлы. Она слабела, и Москве не нужно было второй Куликовской битвы, чтобы свергнуть иго (1480) Орда распалась, ига не стало: но борьба с татарами за целость границ и безопасность жителей продолжалась. Вместо одной Орды появилось несколько, хотя и более слабых, чем прежняя. Москве нужно было их покорить, чтобы достичь своей безопасности. И вот Иван Грозный покоряет Казанскую и Астраханскую орды (1552–1556), Его советники желают, чтобы он покорил и Крымскую. Но ум Грозного понимал, что Москве не сладить с Крымом (так же думал и талантливый Стефан Баторий, когда стал королем Польши). Москву от Крыма отделяли труднопроходимые степи; кроме того, Крым был подчинен сильной тогда Турции, с которой воевать боялись не одна Москва. Вот почему Крымская Орда жила до конца XVIII века.

В XVII веке, после Грозного, Москва вела с Крымом беспрерывную пограничную войну (подробности ее очень любопытны) и каждое лето готовила войска на южных своих границах для защиты от татарских набегов. Но кроме оборонительных мер Москва действовала против Крыма и тем, что все более и более занимала южную степь своими крепостями и людьми. Она, таким образом, наступала на татар. Развитие казачества на нижнем Дону в XVII веке создало для Москвы новую боевую силу; уже в первой половине XVII века казаки взяли турецко-татарскую крепость Азов, но не смогли удержать ее за собой. Присоединение Малороссии еще более подвинуло Москву к Крыму, и в самом конце XVII века (1687–1689) московские войска впервые предпринимают походы на самый Крым. Однако удачи еще не было – мешала степь. На этом и остановилась московская политика перед Петром. Стефан Баторий в XVI в. думал, а казаки в XVII веке делом доказали, что Азов был слабейшим пунктом татар и турок, их повелителей, на юге нынешней России; Петр, своими глазами уже видевший неудачный исход походов на Крым князя В. В. Голицына, направил свои силы не на Крым, а на Азов. Стало быть, Петр продолжал традиционную политику Москвы. В отношении татар Москва достигла больших успехов до Петра. Петр же ими воспользовался.

Литва в первые два века своего существования (до смерти Витовта) энергично наступала на Русь и завладела массой русских земель, отчего и сама получила характер государства, по населению и культуре более всего русского. В исходе XIV в. она была династически соединена с Польшей, и результатом соединения явилось сильное польско-католическое влияние. Протест против него русско-православного населения повел к внутренней борьбе в Литве. Эта борьба ослабила Литву, но не устранила польского влияния, которое в XVI в. восторжествовало: Литва стала нераздельной частью Польши (1569 г.). До Витовта Москва уступала Литве, а после него вскоре роли переменились: сильные московские государи Иван III и Василий III начинают отбирать от Литвы русские области и заявляют притязание на все русские земли, которые принадлежали Литве. Москва, таким образом, не без успеха перешла в наступление против Литвы. Но окончательное соединение в XVI в. Литвы с Польшей поставило против Москвы и Польшу. Соединенным их силам Москва при Иване Грозном должна была уступить: борьба Ивана против Стефана Батория была неудачна. Еще хуже для Москвы было время московской смуты начала XVII века, когда поляки владели самой Москвой. Но когда их оттуда вытеснили, и Московское государство оправилось от смуты, оно в половине XVII веке (с 1654 г.) начинает старую борьбу за русские, подчиненные Польше земли; царь Алексей Михайлович принимает в подданство Малороссию, ведет необыкновенно трудную войну за нее и оканчивает блестящей победой. Ослабевшая Польша и после царя Алексея продолжает уступать Москве: миром 1686 г. она отдает Москве навеки то, что временно уступила царю Алексею Михайловичу. Отношения, созданные этим миром 1686 г., унаследовал Петр; при нем ясно политическое преобладание России над Польшей, но историческая задача – освобождение от Польши русских земель – не закончена ни до него, ни при нем. Она передана XVIII веку.

Немцы и шведы отняли от Литвы и Руси восточные берега Балтийского моря. Хотя Новгород и владел берегом Финского залива, но, не имея удобных гаваней, зависел в своей западной торговле от немцев. Подчинив Новгород и наследовав все его политические отношения, Москва почувствовала зависимость от немцев: хотя она прогнала ганзейских купцов и уничтожила их торговлю на Руси, однако зависимость осталась, торговое влияние перешло к ливонским купцам. Преследуя свои торговые выгоды, Ливония враждебно относилась к русской торговле. Враждебна она была вообще к Руси как к сильной и опасной соседке. Она старалась поставить крепкую стену между Русью и Западной Европой, зная, что усвоение Русью образованности удвоит ее политические силы. Но и Русь понимала это значение западной образованности и знала, что лучший путь для сближения с Западом – Балтийское море (Белое море лишено большого значения в этом отношении благодаря географическим условиям). В XVI в. Иван Грозный, пользуясь внутренней слабостью Ливонии, объявил ей войну с ясной целью завладеть берегами моря.

Ливония не выдержала войны и распалась, часть ее отдалась Польше, часть Швеции. Иван Грозный не мог вынести борьбы с этими державами и потерял не только завоевания, но и свои города (1582–1583). Эти города вернул Борис Годунов , но в смутное время они снова были заняты шведами и, по договору со шведами 1617 г., Московское государство было совершенно отрезано от Балтийского моря. Этим, как сказано выше, гордился король Густав Адольф. В XVII веке сперва слабая, а потом занятая войнами с Польшей Русь не могла сделать решительного шага к Балтийскому морю. Однако мысль о необходимости этого шага не умирала, а была передана Петру, который и воплотил ее в дело. В этом отношении Петр считал себя прямым преемником Грозного.

Наш краткий обзор внешней политики Московского государства показывает, что, преследуя исконные свои задачи, эта политика ко времени Петра сделала большие, но неравномерные успехи. Более успешно направлялась она против татар, но менее успешно – против шведов, наследовавших немцам на берегах Балтийского моря. Конечного разрешения своих задач Москва не достигла. Атак как эти задачи были не случайными затеями того или другого политического деятеля, а насущными потребностями нашего племени, вытекшими из вековых условий его жизни, то они и при Петре требовали своего конечного решения с такой же силой, как и до него. Вот почему Петр и обратил большое внимание на эти задачи. Далее мы увидим, что наибольшее усилие он употребил именно там, где наименее успешно действовали до него, т. е. в борьбе за Балтийское море.

Внутренний строй Московского государства в XVII веке

2. В государственное устройство и управление XVII века Петр, по общепринятому мнению, внес своей деятельностью существенные изменения. При ознакомлении с особенностями этого устройства до Петра вы выносите представление о Московском государстве как о таком, в котором единодержавная власть государя достигла неограниченной полноты прав. Группируя все отрасли управления непосредственно вокруг себя, эта власть создала весьма сильную централизацию управления, возлагая все важнейшие его функции на московские учреждения (приказы и думу Боярскую). Однако при такой централизации управление не было приведено в стройную систему прочных учреждений и не совершалось на основании каких-либо неизменных законоположений. Применяясь к удобствам чисто случайным и внешним, государи управляли Московским государством по так называемой "системе поручений". Они передавали какой-либо круг дел непосредственно в ведение доверенного лица; смотря по своим способностям, это лицо могло совместить под своей властью несколько ведомств. Самое ведомство создавалось случайно: в одном ведомстве сталкивались самые разнородные дела, с другой стороны, разные ведомства, друг другу не подчиненные, ведали один и тот же предмет управления. Такое смешение ведомств сложилось исторически и было обусловлено именно этой системой поручений. Не будучи связаны в стройную систему, все ведомства очень легко поддавались изменениям и часто их вызывали (очерк московского управления см. у Владимирского-Буданова "Обзор истории русского права" и у А. Д. Градовского "Высшая администрация в России и генерал-прокуроры"). Строгого разграничения функций не было и в отношениях церкви и государства: государственная власть часто действовала в сфере церковного управления как помощница иерархии; в свою очередь, церковная администрация ведала некоторые разряды светских лиц, а церковный суд часто ведал дела светского характера. Однако такая путаница ведомств и отсутствие цельных и прочных учреждений не может считаться признаком государственного разложения: "Система централизационная может обойтись без прочных институтов; она может, подобно Москве, держаться системой поручений. В государственном управлении не будет единства, контроля, отношения будут запутаны, но она будет существовать, сильная своей близостью к верховной власти" (А. Д. Градовский, "Высш. адм. в России", 14).

Таково было положение управления. Всматриваясь в основные черты общественного строя XVII века, мы заметим, что при полном отсутствии воинственных вкусов общество московское тем не менее усвоило себе воинскую организацию. Высшие классы его представляли собой государственное ополчение: каждый дворянин был обязан участвовать в нем. Средние слои общества – посадские люди – несли некоторые военные повинности, но главнее всего – денежную повинность, "тягло", предназначаемое на покрытие военных издержек государства. Низшие классы – крестьянство – частью участвовали в тягле, частью личным трудом обеспечивали экономическое положение Дворянства и тем давали ему возможность нести государственную службу. Каждое сословие, таким образом, определяло свое государственное положение тем или другим видом государственной повинности, а не составом своих прав (отсюда и вопрос о том, можно ли древне-русские общественные классы считать сословиями). Гарантий исправного отбывания повинностей государственная власть искала в целом ряде стеснительных мер по отношению к тому или другому сословию. Эти меры известны под общим термином "крепости", или "прикрепления". Дворянство было прикреплено к службе, а по службе – к тому городу, в уезде которого находилась земля дворянина. Посадское городское население было прикреплено к тяглу (подати), а по тяглу – к той общине, вместе с которой посадскому приходилось платить. Крестьяне были прикреплены к земле, с которой платили подать, и к лицу землевладельца, которому служили личным трудом. Благодаря этому прикреплению к государственным повинностям организация сословий направлена была в государственных интересах. Местные сословные союзы, городские и сельские податные общины имели финансовый характер: весь смысл их существования сводился к разверстке податей между членами общин и к круговой поруке в их уплате. Дворянство же в своих местных городских обществах не имело почти совсем внутренней организации. Лишь изредка, как остатки учреждений XVI в., встречались общины с полным самоуправлением. Таким образом, можно сказать, что в XVII веке в Московском государстве не было самостоятельных общественных союзов, не обусловленных государственными повинностями.

Таковы те отличительные черты, которые выступают при первом знакомстве с Московским государством в XVII веке. Если мы в системе ознакомимся с фактами государственного устройства и управления того времени, то получим такую схему: во главе государства стоит государь, лицо которого является источником всякой власти – законодательной, судебной и исполнительной. Он считается и верховным покровителем церкви. Церковный собор 1666–1667 гг. прямо признал главенство власти государевой над властью патриаршей. Если иногда и кажется, что власть патриарха стоит рядом с верховной, как было при патриархе Филарете и патриархе Никоне , то это историческая случайность и следствие благоволения государя к патриарху. На деле московские государи пользуются безусловным самодержавием, но законодательство еще не определяет существа их власти до самой эпохи Петра.

Рядом с верховной властью до второй половины XVII века стояли Земские соборы , являвшие собой совет представителей всей земли. Исторические условия русской жизни ставили государственную власть в XVII веке в тесное единение с представителями земщины. Патриархальный оттенок государственного строя, сохранявшийся в XVII веке, лишает возможности точно определить юридический характер наших представительных собраний: они одинаково далеки и от ограничительных, и от совещательных собраний на Западе. Авторитет их постановлений вполне сливался с авторитетом верховной власти; их постановления в безгосударное время (начало XVII века) имели силу закона, а при государях получали такую силу согласием государя. Необходимо только заметить, что название Земских соборов "общеземскими" или "всесословными" не всегда точно: они и составом, и деятельностью не отражали в себе всех классов общества. Крестьянство бывало на них чрезвычайно редким гостем, податные классы представлялись менее полно, чем высшие служилые. Деятельность соборов никогда не преследовала узких сословных интересов и не была эгоистична, но силой исторических обстоятельств приводила к лучшему обеспечению интересов средних слоев общества (дворян и посадских), которые составляли в тот момент главную политическую силу страны. Соборы прекратились задолго до Петра (с 1653 г. их не видно; в 1682 г. были две сословных комиссии земских представителей, но они не соединились в собор). Стало быть, нельзя причины их прекращения видеть в Петре, как это делают некоторые писатели.

Земские соборы были случайным, экстренным органом, помогавшим верховной власти в деле управления. Таким же, но постоянным органом была Боярская дума. Историки этого учреждения отмечают несколько моментов в историческом развитии Боярской думы. В XV и XVI вв., как доказывает В. О. Ключевский, дума стала оплотом политических притязаний, возникших в московском боярстве в то время, когда в это боярство вошла масса удельных князей, перешедших на службу к московскому князю. Эти князья полагали, что в силу своего происхождения и прежних прав самостоятельной власти они могут соправительствовать с московскими государями. Однако эти последние не стояли на такой точке зрения и понимали служилых князей, как своих простых слуг. Вследствие этого между боярством и московскими государями произошел в XVI в. ряд недоразумений, завершившихся казнями Ивана Грозного. Однако и при Грозном боярство составляло строго аристократический класс, наполнявший думу почти исключительно своими членами. Но вследствие гонения Ивана IV и последующего смутного времени княжеское боярство вымерло (Мстиславские, Шуйские, Бельские и др.), частью же обеднело и сошло в низшие слои придворной знати (Хованские, отчасти Голицыны, Ростовские и др.). Вместе с тем стали по личным заслугам и качествам возвышаться и неродовитые люди. В XVII веке, таким образом, правящий класс стал более демократическим. И дума Боярская в это время не наполнена только родовитейшими людьми, но состоит, по выражению Ключевского, "из старших членов боярских фамилий и из выслужившихся приказных дельцов". В XVI в. дума была политическим органом притязательного боярства, в XVII веке она стала главным правительственным учреждением, простым советом государя. Этот боярский совет ведал все стороны государственной жизни: вырабатывал законодательные формы, являлся высшей инстанцией судебной и центральным административным учреждением, наконец, ведал все дипломатические сношения. В XVII веке судебная деятельность думы была сосредоточена в особой думской комиссии, которая носила название Расправной палаты и состояла из членов думы. Кроме этой палаты, других постоянных комиссий или департаментов дума не имела, а все дела решала в общих заседаниях. Как ни изменялся сословный состав думы в XVI и XVII вв., ее чиновный состав был неизменен. Члены думы делились на два разряда лиц: более аристократический, или боярство, и более демократический, или думных людей. Боярство делилось на два чина – бояр и окольничьих, думные люди тоже на два – думных дворян и думных дьяков. Эти четыре чина были высшими чинами Московского государства. С таким составом и характером деятельности дума дожила до времени Петра и действовала как главная пружина управления еще в первые годы его царствования.

Думе были подчинены органы центрального управления – приказы. Число их не было постоянным (от 40 до 50), системы в распределении ведомств не соблюдалось, поэтому однородные дела ведались различными приказами, и редкие приказы простирали свою деятельность на все государство. Ведомство каждого приказа создавалось довольно случайно вследствие исторически создавшейся потребности в новом органе. В основании ведомства приказа полагались поэтому разнообразные предметы управления. Одни приказы ведали во всех отношениях известную местность государства (Сибирский приказ, Костромская четь и др.); другие ведали известный разряд лиц (Приказ холопий – холопов, Стрелецкий – стрелецкое войско и т. д.); третьи, наконец, заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.). Рядом с крупными приказами (вроде упомянутых) стояли мелкие, вроде Аптекарского – ведавшего придворно-медицинскую часть, Каменного – наблюдавшего за каменными постройками. Наконец, одинаковым устройством с приказами пользовались те дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор государевой семьи (мастерские палаты, панихидный приказ). Вся эта масса разнородных спутанных приказов тяготила уже в XVII веке московское правительство. Оно стремилось упорядочить и упростить свое центральное управление и достигало этого отчасти двумя путями: соединением однородных приказов и подчинением нескольких мелких одному крупному. При этих соединениях отдельные приказы, однако, сохранили свою особую внутреннюю организацию, и соединение имело, таким образом, внешний характер. Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена думы) и "товарищей". Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не было: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах не было и коллегиальной формы: дела ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В зависимости от приказов была вся волостная администрация. В XVII веке выработался, наконец, в Московском государстве однообразный тип местного управления – воеводское управление. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов (почему местное управление и называлось приказным) воеводы совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть. Они являлись, как гражданская власть, и администраторами, и судьями. Все стороны местной жизни подлежали их ведению.

Воеводы имели свою канцелярию ("Приказная изба") и, если ведали большой город и уезд, то имели "товарищей" в виде "меньших", "вторых" воевод или дьяков. Руководствуясь инструкцией приказа, воевода пользовался большой властью в своем городе и в то же время вполне зависел от приказа. Следя за деятельностью воевод в XVII веке, можно сказать, что к концу века их власть росла по отношению к населению, и круг деятельности увеличивался. Правительственный элемент в областях, таким образом, приобретал все больше значения; установленное же в XVI в. самоуправление суживалось все более и более; но отношения приказного управления и земских властей в течение всего XVII века оставались неупорядоченными, и эта задача внесения порядка выпала на долю уже Петра.

Население принимало участие в местном управлении следующим образом. Во-первых, оно из тяглых слоев своих поставляло выборных людей в полное распоряжение администрации в качестве ее помощников для сбора казенных доходов (голова и целовальники таможенные, кабацкие и др.). Во-вторых, все классы населения известного уезда выбирали "губного старосту" и его помощников для ограждения безопасности и преследования уголовных преступлений в уезде. Выбранный и обеспечиваемый земщиной, губной староста поступал под начальство какого-либо московского приказа, исполнял его инструкции, был обязан отчетом и ответственностью приказу, а не избирателям. Все это делало его из власти земской властью правительственной, сообщало ему одинаковый характер с воеводой. Московское правительство даже заменяло иногда воевод губными старостами, возлагая на них все обязанности воеводы (1661–1679). Институт губных старост распространен был во всем государстве, существуя рядом с воеводским управлением, и дожил до времени Петра. В-третьих, податные общины Московского государства для сбора податей и для заведования своими хозяйственными делами выбирали земских "старост". Это самоуправление существовало во всех общинах на пространстве всего XVII века. Сначала оно соединяло вместе и городских и сельских податных людей, но к концу XVII века заметно отделение городских (посадских) общин от сельских (крестьянских). Это финансовое самоуправление находилось под контролем и воевод, и приказов. В-четвертых, наконец, со времени Ивана IV и до конца XVII века в некоторых местностях (северных, по преимуществу) отсутствовало приказное управление и заменялось полным самоуправлением. Во главе управления в этих местностях стояли "излюбленные головы", иначе "земские судьи" с помощниками (сотскими, пятидесятскими и т. д.); их ведению подлежали суд, администрация и финансы в округе. Таких самоуправляющихся округов в XVII веке было очень немного, а в конце века они стали и совсем редкими архаизмами. Приказное управление вытеснило эту форму самоуправления из уездов и кое-где терпело в мелких общинах на так называемых черных землях.

Сословия в Московском государстве XVII веке

В таком виде представляются нам формы московского управления перед началом реформы Петра. Для того чтобы закончить обзор государственного устройства и управления, следует еще сказать несколько слов о сословиях XVII века.

Дворянство допетровской эпохи представляется обыкновенно как класс лиц, обязанных государству личной (по преимуществу, военной) службой и обеспеченных за это государственной землей в виде больших или малых поместий. Земельное хозяйство дворянина было построено на труде зависимых от него крестьян. Находясь в такой политической и экономической обстановке, дворянство в XVII веке достигает ряда улучшений в своем быте. С одной стороны, с вымиранием и упадком старого боярства верхним слоям дворянства открывается доступ к высшим государственным должностям. Во второй половине XVII века многие первостепенные правительственные лица выходят из рядов простого дворянства (Ордин-Нащокин). С другой стороны, экономическое положение дворянства лучше обеспечивается: законодательным путем крестьянство окончательно прикрепляется к земле и лицу землевладельца. (Уложением крестьяне прикрепляются окончательно к земле; в 60-х годах XVII века побег крестьянина считается преступлением и за него назначается законная кара, а практика в течение всего XVII века развивает обычай, показывающий, что крестьянин прикреплен не только к земле, но и к лицу владельца; этот обычай – продажа крестьян без земли). Вместе с тем права дворян на поместья постоянно растут, расширяется право распоряжения поместьем, поместье делается наследственным владением и очень сближается с наследственной собственностью дворян – вотчиной. Наконец, военная служба перестает быть исключительно повинностью дворян, образуется солдатское войско (рейтарские, драгунские и солдатские полки), состоящие из иностранцев и русских людей низших классов, в этом войске дворяне являются офицерами, и этим войском часто заменяются дворянские ополчения. Петр Великий уже застает дворянство в качестве высшего класса русского общества, из которого выходит весь состав высшей и низшей администрации. Прежний же высший класс – боярство – не дожил до Петра в старом родовитом составе и правительственном значении.

Городское население, в качестве особого замкнутого общественного класса, было сформировано только Уложением. Состоя из торговых и промышленных людей, этот класс возбуждал правительственные заботы во второй половине XVII века. Правительство старалось о развитии русской торговли и промыслов. Идеи меркантилизма, господствовавшие в то время на Западе, появились у нас: Ордин-Нащокин без сомнения был знаком с ними, и это отразилось в Новоторговом уставе 1667 г., который, заключая в себе законодательство о торговле и торговом классе, выказывал высокое понятие о торговле как факторе общественного благосостояния. Но развитию русской внешней торговли мешало отсутствие собственных гаваней, удобных сухопутных дорог и конкуренция иностранных купцов, которой не могли выдерживать русские. Промышленность же и внутренняя торговля в русских городах не могла развиваться успешно, потому что главные потребители – достаточные дворянские классы – или группировались в центре государства, в Москве, или были рассеяны по своим усадьбам и там сами производили все необходимое трудом и умением своих крестьян и холопов. Поэтому городская жизнь не могла быть развита, городское население не могло быть многочисленно. Только на севере государства (на Волге и на дороге к Архангельскому порту) встречаем богатые города как исключение.

Крестьянство, как уже было сказано, к концу XVII века стало в полную зависимость от лица землевладельца. По отношению к последним оно мало чем отличалось от холопов в смысле подчиненности, но государство продолжало видеть в крестьянах общественный класс и облагало их податью. В то же время государство стремилось и холопов ввести в государственное тягло и на некоторые их разряды налагало государственные платежи. А владельцы холопов стали устраивать своих холопов на пашне и давали им во владение дворы. На деле в конце XVII века и крестьяне владельческие, и холопы представляли из себя зависимость землевладельцев, обложенных государственной податью. Разница была только в юридической форме зависимости тех и других от их владельцев. Так, еще до Петра произошло полное сближение крестьянства с холопством. Но крестьяне, жившие на дворцовых (государевых) и черных (государственных) землях, были далеки от такого сближения: они составляли класс полноправных граждан, хотя и у них каждый был прикреплен к своей общине.

Лекция 11. Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты.

Территория России в XVII в. по сравнению с XVI столетием расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы страны простирались от Днепра до Тихого океана, от Белого моря до крымских владений. Северного Кавказа и казахских степей. Специфические условия Сибири привели к тому, что здесь не сложилось помещичье или вотчинное землевладение. Приток русского населения, обладавшего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению развития этой части России. В южных районах Сибири складываются очаги земледельческого производства, уже в конце XVII в. Сибирь в основном обеспечивала себя хлебом. Однако по-прежнему основными занятиями большинства местного населения оставались охота, особенно на соболя, и рыболовство.

Территория страны делилась на уезды, количество которых достигало 250. Уезды, в свою очередь, разбивались на волости и станы, центром которых было село. В ряде земель, особенно из числа тех, которые недавно были включены в состав России, сохранялась прежняя система административного устройства.

К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 млн. человек. По числу жителей Россия в границах XVII в. занимала четвертое место среди европейских государств (во Франции в то время жили 20,5 млн. человек, в Италии и Германии 13,0 млн. человек, в Англии 7,2 млн. человек). Наиболее слабо была заселена Сибирь, где к концу XVII в. проживало примерно 150 тыс. коренного населения и 350 тыс. переселившихся сюда русских. Все более увеличивался разрыв между расширявшейся территорией и количеством людей, населявших ее. Продолжался процесс освоения (колонизации) страны, не закончившийся по сей день.

В 1643-1645 гг. В. Поярков по р. Амур вышел в Охотское море, в 1548 г. С. Дежнев открыл пролив между Аляской и Чукоткой, в середине века Е. Хабаров подчинил России земли по р. Амур. В XVII столетии были основаны многие сибирские города-остроги: Енисейск (1618), Красноярск (1628), Братск (1631), Якутск (1632), Иркутск (1652)и др.

Сельское хозяйство .

К середине XVII в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. А восстанавливать было чтов 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье наиболее развитой части страны.

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, плуг, борона, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека, особенно на севере страны. Сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур лен и коноплю. Урожайность составляла сам-3, на юге сам-4. Хозяйство по-прежнему имело натуральный характер. В этих условиях рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель. Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.

Основная административно-территориальная единица России XVII века - уезд. О происхождении слова «уезд» единого мнения нет. Описывая внутреннее устройство Руси XVII в.

Соловьев писал: «3емельные участки, принадлежавшие к городу, назывались его волостями, а совокупность всех этих участков называлась уездом; название уезда происходит от способа или обряда размежевания..

Все, что было приписано, примежевано к известному месту, было к нему уехано или заехано, составляло его уезд.. .такое же название могла носить и совокупность мест или земель, принадлежавших к известному селу» . Уезды делились на более мелкие административно-территориальные единицы: волости и станы. Согласно писцовым, переписным, окладным книгам в конце XVII века на территории России было 215 уездов.

http://statehistory.ru/books/YA-E—Vodarskiy_Naselenie-Rossii-v-kontse-XVII—nachale-XVIII-veka/21

килограмм

Золотое руно. Ответ: в) Уезд (18 вопрос)

думаю уезд

уезд конечно же!

Сельское хозяйство и землевладение.

В XVII в. основу экономики России по-прежнему составляло сельское хозяйство, основанное на крепостном труде. Хозяйство оставалось преимущественно натуральным - основная масса продуктов производилась «для себя».

Вместе с тем рост территории, различия природных условий вызвали к жизни хозяйственную специализацию разных районов страны. Так, Черноземный центр и Среднее Поволжье производили товарный хлеб, в то время как Север, Сибирь и Дон потребляли привозной хлеб. Землевладельцы, в том числе и самые крупные, почти не прибегали к ведению предпринимательского хозяйству, довольствуясь взиманием ренты с крестьян.

Феодальное землевладение в XVII в. продолжало расширяться за счет пожалований служилым людям черных и дворцовых земель.
Промышленность

Значительно шире, нежели в сельском хозяйстве, новые явления распространились в промышленности.

Основной ее формой в XVII в. оставалось ремесло. В XVII в. ремесленники все чаще работали уже не на заказ, но на рынок. Такое ремесло называется мелкотоварным производством. Его распространение было вызвано ростом хозяйственной специализации различных областей страны. Так, Поморье специализировалось на изделиях из дерева, Поволжье — на обработке кожи, Псков, Новгород и Смоленск - на льняном полотне..

В XVII в. наряду с ремесленными мастерскими стали появляться и крупные предприятия. Часть их строилась на основе разделения труда и может быть отнесена к мануфактурам. Первые русские мануфактуры появились в металлургии. В легкой промышленности мануфактуры стали появляться лишь в самом конце XVII в.

Большей частью они принадлежали государству и производили продукцию не для рынка, а для казны или царского двора. Численность мануфактурных предприятий, одновременно работавших в России до конца XVII в., не превышала 15.

На русских мануфактурах наряду с наемными рабочими трудились и подневольные - каторжники, дворцовые ремесленники, приписные крестьяне.

Рынок.

На основе растущей специализации мелкотоварного ремесла (и отчасти сельского хозяйства) началось образование всероссийского рынка.

Важнейшим торговым центром являлась Москва. Обширные торговые операции совершались на ярмарках. Самыми крупными из них были Макарьевская под Нижним Новгородом и Ирбитская на Урале.

Оптовая торговля находилась в руках крупного купечества. Верхушка его освобождалась от податей, посадских служб, постоя войск, имела право приобретать вотчины. Россия вела обширную внешнюю торговлю. Основной спрос на импортные товары предъявляли царский двор, казна, верхушка служилых людей. Центром восточной торговли была Астрахань. В Россию ввозились ковры, ткани, особенно шелк. Из Европы Россия импортировала металлические изделия, сукна, краски, вина. Русский экспорт составляла продукция сельского хозяйства и лесных промыслов.
Под давление купечества правительство в 1653 г.

приняло Торговый Устав, заменивший многочисленные торговые пошлины единой пошлиной в размере 5 % стоимости товара. В 1667 г. был принят Новоторговый Устав. Отныне иноземные купцы должны были платить двойную пошлину за продажу товаров внутри России, могли вести только оптовую торговлю.

Новоторговый устав защищал русское купечество от конкуренции и увеличивал доходы казны. Таким образом, экономическая политика России становилась протекционистской.
Окончательное установление крепостного права.

В середине XVH в. окончательно оформилось крепостное право.По «Соборному уложению» 1649 г. сыск беглых крестьян стал бессрочным.

Имущество крестьянина было признано собственностью помещика. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собственной личностью: они потеряли право поступать в холопство. Еще более строгие наказания были установлены для беглых черносошных и дворцовых крестьян, это объяснялось повышенной заботой об уплате государственных податей - тягла. Уложение 1649 г. фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания.

Посадским людям впредь было запрещено покидать свои общины и даже переходить в другие посады.

В XVII в. в экономической и социальной жизни России наблюдается противоречие- с одной стороны зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка.

С другой стороны Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства.

Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы накапливалось.

В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации петровской эпохи.

Политический строй.

После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета.

Поэтому, в первые десять лет правления Романовых Земские Соборы заседали почти непрерывно. Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним.

Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти — скипетром и державой.

Царь правил, опираясь на совещательный орган - Боярскую Думу. Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

Все члены Думы назначались царем. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными.
Роль приказов в системе управления XVII в . возросла. Число их увеличилось. Приказы делились на временные и постоянные. Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую «приказную волокиту».

И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
Изменилась и система местного управления: власть на местах переходила от выборных представителей местного населения к назначаемым из центра воеводам. Переход власти на местах в руки воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и, по существу, завершение централизации страны.

Все происходившие в XVII в.

в системе управления государством изменения были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата управления и укрепление единоличной царской власти.

Первые Романовы: внутренняя и внешняя политика.

Царь Михаил Фёдорович Романов (1613-1645).

Учитывая свою молодость и "выборность", он мог руководить только от лица "всея земли" и поэтому при нём первые десять лет Земской собор заседал непрерывно.

Другая важная особенность: кроме Михаила в гос делах активное участие принимал его отец патриарх Филарет (вдвоём они принимали послов, издавали указы, подписывали, но Михаил — первый, хотя опытней был Филарет).

При Михаиле начало медленно восстанавливаться государство.

Подавлялись шайки польско-литовских авантюристов и своих "воров" (например казаков, атаман — Заруцкий, который даже хотел сделать Архангельск своей столицей, но был вскоре разбит и казнён).

Во внутренней политике важное внимание уделялось укреплению дворянского землевладения.

В области внешней политики правительство старалось обезопаситься от нападений со стороны крымского хана и систематически посылало ему щедрые подарки - нечто вроде дани. Важнейшей задачей этого периода было восстановление государственного единства русских земель, часть которых оказалась под Польшей и Швецией.

Завершены две войны:

1)Со Швецией — 1614 г.король Густав-Адольф напал на Московию, на Псков, но взять не смог.

В 1617 г.мир в Столбове, России: Новгород с областью Швеции, побережье Финского залива, город Карала.

2) 1617-18 гг. поход польско-литовского королевича Владислава на Москву, но был отбит. В с.Деулине подписан мирный договор на 14.5 лет, Польше: Смоленск, Чернигово-Смоленская область.

В 1632 г.умер король Сигизмунд и русские напали на Польшу, но потерпели неудачу, опять подтвердился договор, но Владислав признал Михаила и отказался от притязаний на трон.

В 1632 г.донские казаки взяли турецко-татарскую крепость Азов, хотя она была бы желательна для Москвы, но, учитывая слабость страны и мощь будущего противника, крепость пришлось вернуть.

Михаил пытался отправлять детей придворных за границу на обучение, создавал промышленностьть (литьё пушек, производствово стекла в Москве).

XVI – XVII века - это период формирования и укрепления единого российского государства, складывания единого народно-хозяйственного механизма и особенного взгляда на рыночные аспекты жизнедеятельности. С появлением централизаторских устремлений пришли новые и вместе с тем традиционные взгляды на верховную власть и экономику государства. Русские государи по-особенному начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и само свое положение в государстве.

В этот период истории появляются государственные деятели широкого размаха, реформаторы политической, экономической и социальной жизни России. Под влиянием назревших экономических потребностей начинают ломаться старые порядки в государственном управлении и в быту, в религиозных установлениях местных церковных организаций и в культурной жизни.

Объединительные процессы укрепили самодержавие. Дальнейшая же централизация государственной власти понижала общественное, а следовательно и политическое значение высшего российского сословия (аристократии).

Усиливающаяся классовая борьба и противостояние внутри класса феодалов между старым боярством и поднимающимся дворянством требовали усиления централизованного государственного управления. После введения в закон отношений подданства, все сословия были уравнены перед лицом государственной власти. При этом, экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О.Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков - дворян под властью царя-самодержца.

Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, в основном находилась в зоне величайших в мире лесов, заболоченных земель со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, подзолистыми и дерновоподзолистыми почвами. Климат страны преимущественно континентальный, с резким понижением температуры по мере продвижения к востоку. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, выпадавших в основном в течение двухтрех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года. Ранние заморозки и снежный покров значительно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года, и из них 30 уходило на сенокос.Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был за это время реально вложить в землю такой объем труда, который европейскому крестьянину, находящемуся в более благоприятных условиях, трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя труд всех членов семьи – детей, стариков, женщин на мужских работах и т.д. Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось. Удобный для сельскохозяйственных работ период длится там 8–9 месяцев. Относительно низкая, для славян, урожайность(при пашенной системе земледелия ) была связана и с плохим качеством удобрения земель, что определялось слабой базой скотоводства на основной территории России. Из-за отсутствия кормов и дефицита сена российский крестьянин имел малорослый, слабый и малопродуктивный скот, велик был и его падеж. Крестьянское хозяйство имело крайне ограниченные возможности для производства товарной земледельческой продукции, а необходимость постоянного участия в земледельческом производстве практически всех рабочих рук крестьянской семьи обусловила узость рынка рабочей силы, сезонный характер деятельности многочисленных промышленных заведений, их расположение ближе к ресурсам рабочей силы, а также и специфику производства.

Большое значение имела кустарная промышленность, так как 60% её продукции шла на экспорт. Но ни экспорт, ни производство для местного рынка не давали возможности быстрого накопления капитала. Отсюда – медленное развитие промышленного капитализма и корни традиционного вмешательства русского государства в сферу организации экономики. Поскольку все это требовало средств, то с помощью государственного механизма постоянно производилось изъятие известной доли совокупного прибавочного продукта.

Относительно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьянской запашки оказали самое существенное влияние на формирование определенного типа государственности, развитие экономики, культуры, социальных отношений. Сравнительно короткое лето, непродолжительный растительный период, возможность града и других неблагоприятных явлений природы требовали сверхконцентрации усилий в определенный период, поздней же осенью и зимой темп работы замедлялся. В.О.Ключевский писал: «Русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс: но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду».Русские трудовые привычки отличаются и от трудовых привычек азиатских народов: рисоводство, в частности, требует размеренности и скрупулезности. Суровый климат располагает именно к коллективному ведению сельского хозяйства. В России сложились крепкие общинные традиции, которые стали препятствием для развития частной собственности крестьян на землю даже после отмены крепостного права. Естественно, что в течение столетий сложились представления об общине как высшей ценности . Традиционный образ жизнедеятельности и ритуал сезонных работ был спасительным для большинства крестьян; приемлем и привычен.

В 16 веке Москва становится центром эмиссиии рубля, центром русского денежного мира. В Москве деньги получили статус госудрственной идеи, стали инструментом идеолгии (их использовали для решения политических и геополитических задач). Рубль пользовался доверием в русском обществве, а это означало доверие к власти. При собирании земель рубль был одним из главных и действенных инструментов строительства единого государства. Московская монета включала в себя 80-90 золотников серебра. Содержала 220 денег или 30гр кун. Один рубль 14в начала 15в = 500 рублям 1913года. Право покупки валюты было иключительно за московским правительством, которое допускало хождение иностранной монеты в стране, но они не становились ведущими, как в Новгороде (1410г). Система хозяйственного развития госудрства формировалась на основе внутреннего рынка и соответственно – не без русского рубля. Действенным методом для этого стала переориентация во внешней торговле и фискальной политике московского правительства, которое главным направлением сделала торговлю с Востоком. Сальдо восточной торговли (в отл от западной) не было активным; но эффект был другой... Русские продавали на Восток изделия своего производства и покупали товары массового спроса и полезные материалы для производственной сферы. Поэтому восточное направление не наносило ущерба денежной независимости госудрства. Следствием дружбы с Востоком стал переход на восточное (греческое) летоисчисление (конец 14 нач. 15вв). В Росси изменилась податная реформа. Прямой налог – московская соха был более объективным и щадящим. Размер сохи зависел от качества объекта и субъекта. В 16в. Россия перешла на подворное облажение. И московская соха стала подрязделяться на мелкие окладные единицы (выть, доля), между которыми разверстывался оклад, падавший на целую соху (Ключевский: очень благоприятное налогооблажение)Более того, на реке Цыльми, приток Печоры, в 1391г были открыты себеряные россыпи!!! Рубль 16 века = 16 шиллингам и 16 пенсам . И был уже в 94 раза дороже рубля 1913 г. (дом в 16 веке, например, стоил 3 рубля). Доход государства составлял 1,5млн руб (данные Флетчера).

Пример благосостояния: владея обжей, то есть пространством земли, которую один человек мог обработать с помощью одной лошади, крестьянин сеял от 2,5 до 3,5 четвертей ржи и столько же овса. При хорошем урожае он получал доход от 3 до 5 рублей в год. Налоги в денеждном выражении с 1555г: от 75 копеек до 1 рубля. Самые богатые люди России – Строгановы, состояние 300 тыс руб без земельных вледений. Имели 10тыс рабочих по найму. В казну платили от 40-до 200тыс рублей в виде налоговых отчислений (14-17вв).

О грамоте.. .Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15-35%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. За прохождение курса платили "кашей да гривной денег". В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") и арифметике ("Цифирная счетная мудрость"). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам.

О государе... Самым любимым и уважаемым государем в народе был Иван Васильевич (Грозный). В Летописи сказано: "народ по его кончине плакал ". "Был строг, но справедлив". Обладал полной поддержкой средних и низших сословий русского общества. За время правления Грозного царя прирост населения страны составил 30-50%!(К смертной казни за это же время (за 50 лет) были приговорены примерно 3000 тысяч человек). Во многом это его заслуга в учреждении патриаршества на Руси. (при его сыне Федоре Иоанновиче 26 января 1589г).

В 16 веке Иваном Васильевичем была предпринята попытка решения проблемы централизации силовыми методами...В результате русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот формула этого периода времени: Государство-есть союз народный, управляемый верховной властью(замысел и разработка - митрополита Макария 1482-1563гг.) Опора всему был общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем "потребным"для жизнедеятельности и службы... Объектом договора становилась земля... Поэтому, во главе свех традиционных норм и порядков ставилась государственная собственность на землю и её недра. Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы - подлинно народная, особенная форма управления в России. Главной задачей Соборов являлась возможность установления общенародной поддержки царской власти и её деятелей...

Идеологию русского средневековья, русской старины завершают мировоззренческие постулаты самодержцев династии Романовых (17в).

В первой половине 17 века верховная власть "отделяет и разделяет своё понимание государева и земского дела от их земсого совета..." Стабилизация экономисеской и политической жизнедеятельности в стране при Михаиле Фёдоровиче Романове(1596-1645гг.), позволило царским "политтехнологам" понизить значение соборов (для власти и всего народа). С 30-х годов 17 века они(соборы) становятся, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами. От ныне, в них заседают не представители земли(общества), а носители службы... Русская власть избавлялась от опеки...Например, в 40-е годы 17 века была создана царская канцелярия...ей стали, негласно, подчиняться все приказы...По меткому выражению академика М.М. Богословского, Российское самодержавие эволюцинизировало от земского к бюрократическому (Из истории верховной власти в России. Петроград, 1918.). Начинается движение к абсолютизму...Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль управления(2 порядка верховного управления: личное и бюрократическое). Это означало вытеснение выборных в местном управлении...Лично-бюрократическое управление было гораздо манёвренее и универсальне... Более того, оно было действенее. Например, Счётный приказ-впервые объединил финансовое управление страны...Его указы - имели силу закона...Таким образом, задачей верховной власти становится опека над народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель-создание монархии всероссийской(имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны подчиняться все частные и общественные интересы.

Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, устанавливается новая концептуальная позиция власти (которая предусматривала отказ от старой, церковной концепции, т.к. церковь перестала быть арбитром в русском обществе- "отставка"церковной идеологии). И, так, Царь, должен был стоять не во главе правительстельственной администрации, а вне её и над ней...как помазанник Божий - источник всей жизнедеятельности в России. Царская власть должна быть над всем и всеми!!! Признаки самодержавия: в системе власти не устанавливалось четкого соотношения права, законности и самодержавия. Концепция самодержавия как раз и строилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалось. Главно опорой верховной власти со втрой половины 17 века становится дворянская бюрократия и институт крепостного права... Дума потеряла своё прежнее значение... Церковь становилась "орудием" в руках самодержавия...Есть мнение, что церковный раскол(1650-1660-е гг) был искусственно вызван властью: царь натравил Боярскую Думу на церковь...Между прочим, идея Российской империи пренадлежала патриарху Никону...Раскол мог быть своеобразным преодолением кризиса национально-государственной идеи.......После смерти царя Алексея Михайловича(1676г.) принцип служения самодержавному государю возродился, получил новое ускорение и развитие... В целом, Российское государство представляло из себя систему политического равновесия(пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты цели в созидательной и народохозяйственной деятельности по улудшению народного благосостояния(политическое объединение было закрепленно экономически...)

Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой...Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны (в состав России вошла континетальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке – Тихим...

Мысли и мнения.

Древняя РУСЬ (Днепровское государство)

  • Билет 123. Концепция глобализации, государство и право. Место России в глобализирующемся мире.
  • Биологические и социально-демографические основы здоровья. Лекция 3 Влияния факторов среды обитания на здоровье человека (2 ч)