Отличительные черты культуры нового времени. Культура Нового времени: характерные черты

Отличительные черты культуры нового времени. Культура Нового времени: характерные черты

Культура Нового времени

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

2 Европейская культура и наука в XVII веке

3 Основные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века

4 Основные тенденции культуры XIX века

Список использованных источников

1 Черты западноевропейской культуры Нового времени

Новое время – эпоха, охватывающая в европейской истории время с конца XVI в. по начало XX в. – период интенсивного социального и культурного развития европейского общества, время становления индустриального общества и господства буржуазной культуры. Новое время стало эпохой буржуазных революций: Нидерландская революция (1566 - 1609), протекавшая в форме национально-освободительной войны с Испанией – главной твердыней феодального абсолютизма и католицизма; Английская революция (1640-1688) и Великая французская революция (1789-1794). Эти события определялись вовлечением широких народных масс, углублением материальной культуры, открытиями и достижениями науки. Развивающееся капиталистическое производство рождало потребность в научных исследованиях прикладного характера; лидером естествознания становится механика как наука о движении тел; важную методологическую роль сыграли успехи в математике.

В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Основные черты культуры Нового времени:

Доминанта науки. Научная революция, происходившая в XVI – XVII вв., была начата гелиоцентрической теорией Николая Каперника (1473 – 1543), его главный труд «Об обращении небесных тел» был опубликован в года смерти ученого. Гипотеза Коперника о движении Земли вокруг Солнца вызвала протест католической церкви, связывавшей ее с именем Джордано Бруно, осужденного инквизицией. Только в XX в. католическая церковь признала правоту теории Коперника. Иоганн Кеплер (1571-1630) установил, что настоящей формой планетных орбит должны быть эллипсы, причем движение по ним является непрерывным. Галилео Галилей (1564-1642) с помощью изобретенного им телескопа доказал однородность, подобие Земле других небесных тел; а также обосновал концепцию вращения Земли вокруг своей оси. Исаак Ньютон (1643-1727) сформулировал законы движения, ускорения, равного противодействия и закон всемирного тяготения. В научной сфере возникает дифференциация естественнонаучного и гуманитарного знания. Формируется методология; герменевтика (от греч. hermeneia – «разъяснять») - совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов.

На основе достижений математики и механики ученые и философы XVI – XVII вв. пришли к выводу, что во Вселенной царит математический порядок, она однородна. Земной и небесный миры подчиняются одним и тем же механическим законам. Бог предстал в образе Архитектора, Математика, часовщика, который, однажды «завев механизм Вселенной», больше не вмешивается в его существование. Так, сформировалась философская основа нового мировоззрения - деизм, сущность которого заключается в невмешательстве Бога-Творца в созданный им однажды мир. Рационализм становится главным инструментом познания Вселенной.

Развитие философии. Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук» (Ф. Бэкон), «рассуждением о методе» (Р.Декарт). Проблема обоснования науки в Новое время вылилась в форму полемики между двумя лагерями: сенсуалистов и рационалистов. Сенсуалисты считали чувственный опыт единственным и достоверным источником наших знаний; а рационалисты считали, что чувства человека бедны и несовершенны – единственный источник знаний – разум. Френсис Бэкон (1561-1626) в своих работах «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон» определяет философию прежде всего как методологию наук. Сделать философию научной означало для него построить философию по образцу экспериментального естествознания. По замыслу французского философа Рене Декарта (1596-1560) философия в идеале должна была стать «универсальной математикой», которая из небольшого числа интуитивно-очевидных аксиом смогла бы выводить все свои многообразные последствия. Декарт утверждал, что истинное познание осуществляется лишь посредством интеллектуальной интуиции, т.е. особого акта чистого и внимательно воспринимающего разума, а также через дедукцию, связывающую очевидности между собой. Декарт сичтал, что можно усомниться абсолютно во всем, даже в истинности математических аксиом, так как неоспоримой очевидностью является только одно: я мыслю, следовательно, существую.

Скептицизм (греч. skeptikos – «исследующий») - сомнение в возможности достижения достоверного знания. В эпоху Нового времени - сомнение в истинах веры.

Секуляризм (от лат. saeculum - мирской, светский - общее умонастроение, при котором человеческая деятельность во всех ее областях мыслится автономной, а человеческая жизнь не нуждающейся в общении с Богом, в религиозной вере.

Антиклерикализм - борьба против влияния католической церкви.

Эти явления считаются последствиями Реформации XVI в. и возникновения буржуазной версии христианства – протестантизма в результате антифеодального и антикатолического движения широких народных масс в Западной Европе. Повод для зарождения протестантизма в Германии в XVI в. была торговля индульгенциями. Первым выступил против католической церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге он прибил 95 тезисов против католического учения о спасении заслугами святых, о чистилище, о посреднической роли духовенства между людьми и Богом т.д. Лютер отверг власть папы, выдвинул требование упростить обрядность, ликвидировать монашество, подчинить церковь светской власти. Учение Лютера содержало три основных части: учение о радикальном оправдании человека верой; о непогрешимости Священного Писания как единственного источника истины; доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания. Вождями Реформации в. Швейцарии были Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564). Влияние религии уменьшается во всех сферах социальной жизни и культуры, происходит отделение церкви от государства, провозглашается свобода совести. Христианство интерпретируется в основном в моральном измерении, с акцентом на нравственные аспекты учения Евангелия.

Прагматизм – стремление к достижению пользы, материального результата. Для буржуазной культуры характерно видение и принятие мира в материальном измерении, стремление к непосредственно ощутимым ценностям, власти, комфорту, роскоши, развлечениям.

Техногенность – развитие средств воздействия человека на природу. Всплеск приходится на кон. XVIII – нач. XIX в.: машинная техника, станки, паровой двигатель, электромотор и проч.

Сложные, амбивалентные антропологические представления Нового времени. С одной стороны, утверждаются безграничные возможности и свобода человека. Вера в приближение века разума, когда господство человека над природой будет основываться на применении достижений науки и техники (утопические проекты А.К. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна). Создаются теории преобразования общества: марксизм, социальное христианство. С другой стороны, растут настроения пессимизма, человек остается одиноким в бессмысленном вакууме безбожия, он больше не считается венцом творения: с точки зрения дарвинизма и других научных теорий XIX в., человек рассматривается как один из животных видов, возникших в результате естественного отбора. Открытие «бессознательного» школой психоанализа показало сложность, расщепленность человеческой природы. Сознающая себя личность («Я») перестало рассматриваться как сущность человека.

Ценность частной, семейной жизни. В культуре Нового времени возрастает интерес к вопросам пола, проявляются эротические тенденции с подчеркнутым культом женского тела. В конце XIX века начинается борьба женщин за эмансипацию, социальное освобождение. В то же время средоточием мира для буржуа является дом, «моя крепость». Любовь становится предварительным мотивом брака. Брачный возраст мужчины из буржуазной среды в конце XIX века – 30 лет, девушки – 25. В воспитании детей проявляется дидактизм, их стремятся воспитать как личностей, влияя на мотивы поведения. Образование становится всеобщим. Практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек.

2 Европейская культура и наука в XVII веке

К XVII в. происходит становление национальных государств и национальных культур, формируются европейские нации. Быстро растут города, в которые перемещается аристократия, составившая элитную придворную среду. Таким центром аристократической культуры во Франции в правление Людовика XIV становится Версаль. На основе протестантских идей профессионального призвания и мирского аскетизма складывается новая этика экономической жизни с акцентом на индивидуализм, соревновательность, личный успех. Центр Европы перемещается из Средиземноморья в Англию и Голландию.

Повышается уровень грамотности, растет число школ. Развиваются коммуникации, созданы условия для наиболее быстрого перемещения людей, товаров и информации. В 1621 г. начинает выходить парижский еженедельник «Gazette» , в 1702 г. – ежедневная лондонская «Daily courant».

XVII в. – период Ренессанса окончательно завершается и начинается период барокко.

Культурная система барокко.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургская государственная академия

ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по культурологии на тему:

Культура Нового Времени

Санкт-Петербург

201 5

Введение

1. Два этапа Нового времени

2. Черты Нового времени

3. Культура Западной Европы XVII в

4.Европейская культура и наука в XVII веке

5. Идейное содержание европейского Просвещения

6.Основные тенденции культуры XIX века

Заключение

Список литературы

Введение

Но м вое вре м мя (или новая история ) -- период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». европа культура просвещение

Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным -- не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Несмотря на то, что Новое время наполнено кровавыми войнами, революциями и разгулом низменных человеческих страстей, - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «последним источником авторитета» (Гадамер). Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных страстей. Возникают всё более совершенные способы социального контроля и управления поведением людей, которые способствуют росту самодисциплины и сдержанности. Но чем разумней, упорядоченной и организованней становилось социальное пространство, благодаря парламентам, судам, тюрьмам, школам и фабрикам, тем разрушительней последствия такого рода разумности. Политические конфликты уже в начале XIX века по своим масштабам, не идут ни в какое сравнение с предшествующими социальными потрясениями. Каждый шаг по пути становления цивилизации разума сопровождается вспышками массового, рационально немотивированного поведения - гражданскими и религиозными войнами, аномалиями в морали. Динамика социокультурного процесса этой эпохи значительно сложнее. Механическое приспособление для смертной казни, усовершенствованное образованным медиком и членом Учредительного собрания Гильотеном, также является характерным символом Нового времени, как и декларации прав человека. Испытывая окружающую природу, - человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время - это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.

В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов.

1. Два этапа Нового времени

1. Почти весь 17 век - господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма - в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

2. Черты Нового времени

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. «Человек есть мера всех вещей» - этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, сферу человеческой нравственности. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем - превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободная деятельность людей в обществе на может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности. В культуре появление таких противоречий, как правило, проводило к кризисным явлениям, к переоценке духовных ценностей, к потере нравственных ориентиров, к «вакууму идеалов». Эти явления особенно характерны для ХХ века.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха - эпоха Просвещении, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 - 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. Был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

3. Культура Западной Европы XVII в

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания. XVII век - эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII - век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта - «третьего сословия» и его идеологов; XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем - эпоха начала ее кризиса - через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении - техницизме.

Для Западной Европы XVII в. - это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV - XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света. Победа Английской буржуазной революции середины XVII в., первой революции «европейского масштаба», привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего в Англии, Голландии, придав процессу генезиса капитализма необратимый характер. В результате именно этот процесс становится определяющим фактором в истории Европы. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений в деревне, в расцвете мануфактурного производства, создавшем новые способы организации трудового процесса, появлении наемного труда, в складывании европейского и мирового капиталистического рынка. Крупные капиталы часто накапливались путем колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие - нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других - еще более укрепились феодальные отношения.

4. Европейская культура и наука в XVII веке

Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше - человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях - барокко и классицизм

Культурная система барокко.

Понятие «барокко» возникло из сочетания двух значений: во-первых, «барокко» - это известная с XIII в. фигура силлогизма, ведущая к ложным заключениям; во-вторых, «барокко» - это жемчужина неправильной формы (порт. perola barroca). Оба значения подразумевают некую «странность», отклонение от нормы. Барокко выразило крах устойчивой картины мира, развенчало иллюзорные идеалы Возрождения и стремилось показать противоречивость и катастрофизм окружающей жизни. Человек в эту пору - существо мятущееся, растерянное, не обладающее цельностью характера. Разнородные светские и духовные ценности и влечения притягивают его к себе, разрывая на части.

Барокко в музыке.

Драматизм душевной жизни человека, противоречивость его внутреннего мира, искания нашли отражение в музыке XVII в., которая к этому времени почти преодолела религиозную тематику и доминанту внеличностного начала хоровой классики XVI в. Развивается музыкальная драматургия. Важной предпосылкой формирования музыкального симфонизма стало возникновение оперного жанра. В этот период созданы оперные шедевры «Орфей» и «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди (1567-1643), «Армида» французского композитора, скрипача Жана Батиста Люлли (1632-1687) и др.

Барокко в архитектуре.

Результатом поиска единства и преодоления многоликости мира в культуре барокко стал архитектурный ансамбль, который организовывает пространство: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны построены по принципу синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Если для раннего барокко было характерно увеличение числа декоративных элементов, пышности, вычурности форм, то в зрелом барокко упор делается на пластическую выразительность через скульптурные композиции. Художником, который соединил в себе дарования скульптора и архитектора был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), благодаря которому очертания Рима приобрели барочный характер.

Живопись барокко.

Барокко на начальных этапах в Италии представлено творчеством братьев Карраччи и Караваджо.

Братья Аннибале (1560-1609) и Агостино Карраччи (1557-1602) в 1585 году в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе, отсюда название - «болонский академизм». Аннибале Карраччи создал жанр героического пейзажа, т.е. идеализированного, выдуманного, поскольку болонцы считали, что природа сама по себе несовершенная и требует облагораживания, чтобы быть представленной в искусстве.

Караваджо (1773-1610) был антиподом болонскому академизму. Темы для своего искусства он черпал из окружающей действительности, хотя главными для художника оставались темы религиозные («Призвание св.Матфея», «Спящий Амур» и др.). В его творчестве нашли отражение сложный противоречивый внутренний мир художника, его трагическая судьба - в его картинах много надрыва и исступления.

XVII в. стал веком расцвета испанского искусства. У его истоков стоял Доменико Теотокопули, прозванный за свое греческое происхождение Эль Греко (1541-1614). Он основал толедскую школу и писал картины в основном по заказу монастырей и церквей Толедо. Истоки его творчества - византийское искусство (мозаика и иконопись). Лица героев Эль Греко аскетические, вытянутые, глаза посажены асимметрично и широко открыты. В его картинах много мистики и экзальтации («Погребение графа Оргасо», «Апостолы Петр и Павел» и др.).

Самый известный художник «золотого испанского века» Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660), придворный художник короля Филиппа IV. Его «Венера с зеркалом» - первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженной женщины. Другие известные работы Веласкеса - «Менины», «Пряхи» и т.д.

Нидерландское искусство в XVII в. представляют две школы - фламандская и голландская - в связи с разделением страны на две части: Голландию (7 северных провинций, освободившихся от власти Испании) и Фландрию (современная Бельгия), которая оставалась под владычеством Испании. Фламандское искусство представляет Питер Пауль Рубенс (1577-1640), «король барокко», посол мира между испанскими католиками и голландскими протестантами. Свое отношение к войне и миру он отразил аллегорически на одноименном полотне («Война и мир»). «Елена в мехах» Рубенса, на которой изображена его 16-летняя вторая жена, является одним из самых личных в искусстве. Это единственная картина, которую Рубенс завещал оставить жене.

Распространенным жанром в изобразительном искусстве Голландии становится бытовая живопись, творцы которой получили наименование «малых голландцев» из-за непритязательности сюжетов и малого размера картин. Знаменитый голландский портретист XVII в. - Франс Халс (ок.1580-1666). Вершина голландского реализма - творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), который писал на религиозные сюжеты («Вирсавия» и др.) и экспериментировал с изображением своего лица, создав серию автопортретов.

Культурная система классицизма XVII в.

Классицизм (от лат. classicus) возродил гуманистическую веру в достоинство человека, утраченную в искусстве барокко, и утвердил принцип подчинения личных интересов человека велениям разума и нравственного долга. Подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, принесение счастья и даже жизни личности в жертву долгу, следование абстрактным нормам добродетели - таковы эстетические идеалы классицизма. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и государства, и своим предметом провозгласил только прекрасное и возвышенное, а этическим и эстетическим идеалом - античность. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и классицизм становится ведущим направлением, главным воплощением которого была трагедия. Теоретиком направления был Никола Буало (1636-1711), изложивший эстетику классицизма в трактате «Поэтическое искусство».

Франция Пьера Корнеля (1606-1684) - это Франция героическая, суровая, воодушевленная идеей величия Государства. Эта Франция отражена в трагедиях «Гораций», «Цинна», «Полиевкт» и др. Для Корнеля долг - категория разума, любовь - категория чувства. В их победа всегда на стороне разума как высшей общественной ценности. После регентства Анны Австрийской и Фронды государство перестало интересовать французов и они разочаровались в героизме. Теперь герой трагедий преисполнен жаждой страстей. Об этом - трагедии Жана Расина (1639-1699) «Андромаха», «Федра» и др.

Основоположник классицистического направления в живописи Франции XVII в. - Никола Пуссен (1594-1665), который черпал темы для своих полотен из мифологии, древней истории, священной истории Ветхого и Нового Заветов. Его герои - сильные личности, с высоким чувством долга перед обществом и государством, способные на величественные поступки.

Лирическая линия классицизма развивалась в творчестве художника Клода Лоррена (1600-1682); объединить патетику барокко с рассудочностью классицизма пытался Симон Вуэ (1590-1649).

5. Идейное содержание европейского Просвещения

В конце XVII - начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека. XVIII век выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека. На первый план в Просвещении выдвигается еще не сам человек, но разум как основа утверждающегося в новоевропейской культуре творчески преобразующего мир начала. Разум, лишенный несовершенств и ограниченности возможностей, сопряженностью с конкретным обликом человека, приобретает как бы вселенский, всемогущественный характер. В эпоху Просвещения разум предстает как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не имеющая конкретного облика Всемогущего Творца (хотя и наделенная фактически теми же функциями), а человек - как основной его носитель. Однако по мере развития Просвещения происходит постепенная передача этой функции от Бога к человеку - своеобразное очеловечивание разума; к концу XVIII в. разум все более связывается с человеком, становится его атрибутом, и точка, где происходит их окончательное слияние, становится концом Просвещения, ибо невозможна оптимистическая вера в разум, соединенный с человеческими недостатками. Да и сама практика применения такого разума все больше демонстрирует его ограниченность, выявляет его разрушительные стороны, что было вскоре осознано на опыте Великой Французской революции, где первая попытка выстроить по рационалистическим образцам «общество всеобщего счастья и благоденствия» закончилась грандиозной неудачей, а черно-белое мышление новоевропейской культуры выявило свою предельную узость. Просвещение - это эпоха, которая соединила в себе противоречивые идеи и настроения: вера в переустройство мира и социальная апатия, формирование рациональных идей и пассивность.

Рационализм - это не только взгляд на вещи, это выработка методов, при помощи которых представления о мире станут системой государственных законов, культурных тенденций и т. д. В эпоху Просвещения рационализм проявился и в науке, и в искусстве, и в политике. «Просвещенцы» - так называли молодых людей, которые решили перевернуть мир, были заинтересованы и в социальном переустройстве мира, и в общекультурном, они рассчитывали перевернуть сознание масс. Методы, которыми просвещенцы решили изменить мир - это методы насильственного перелома культуры, общественного сознания и государственных структур. Они считали, что революция в головах и государстве - единственный метод достижения подлинного величия человека. И если на пути этих целей стоит Бог, то Бога нужно низвергнуть, т. е. отказаться от признания его влияния на жизнь человека.

6. Основные тенденции культуры XIX века

Буржуазная цивилизация к XIX веку достигла своей зрелости. Это время революций (во Франции (1848, 1870-71 гг.), Германии, Австро-Венгрии и подъема национального самосознания. Появляются международные пролетарские объединения (Интернационал), оформляется теория пролетарской революции (марксизм), крепнет рабочее движение.

В XIX веке развертывается промышленная революция, которая начинается со строительства железных дорог в Англии. Колониальная торговля создала основу для английской текстильной промышленности, металлургии. Под влиянием промышленной революции наука приобретает ярко выраженный практический характер. Так, фундаментальные открытия в области электромагнетизма (М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Герц) приводят к возникновению новой отрасли - электротехники и радиотехники. Открыты политехнические школы, например, в Англии - Лондонский механический институт.

Исследование вещества дает материал для величайшего открытия: периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева (1869). Французский математик и физик Н. Карно формулирует первое и второе начала термодинамики (1824). В XIX веке бурно развивается математика. Крупнейшие математики XIX в. - Н. Г. Абель, Э. Галуа, О. Л. Коши, Н.И. Лобаческий, Б. Больцано и др.

Значительные успехи в XIX веке были достигнуты биологами. Немецкий биолог Т. Шванн в 1839 г. сформулировал клеточную теорию. На рубеже XVIII - XIX в. ученые У. Смит, Ж. Ламарк, Ж. Кювье приходят к осознанию существования доисторической жизни и необходимости особой науки, ее изучающей - палеонтологии. Переломным моментом в биологической науке стало развитие эволюционной теории, первое изложение которой принадлежит Ж.Б. Ламарку (1809), а окончательное учение об эволюции сформулировал Ч. Дарвин в своем главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора».

Между тем, общее число образованных людей в Европе ограничено: в сер. XIX в. общее количество студентов во всех европейских странах - 40 тысяч человек. Только к концу века усиливается процесс демократизации образования.В условиях снижения авторитетности католической церкви развертывается экспансия протестантских течений: баптизм, пресвитерианство, методизм, особенно в США. Активно распространяется ислам в странах черной Африки и Ази.

Романтизм

Романтизм возник в результате разочарования в Великой французской революции. В представлении романтиков идеал и реальность истории располагаются в разных плоскостях. Идеал выше, существеннее реальности. И они искали его в прошлом, в старине, традициях, восходящих к мифологии, где, на их взгляд, укрылось изначально-истинное бытие. Отсюда основной конфликт в эстетике романтизма - между мечтой и действительностью.

Романтизм претендовал на всеохватность взгляда на мир, на обобщение всего человеческого знания: идеи романтизма относились к философии, политике, экономике, медицине и проч. В центре романтической эстетики - творческий субъект, гений, убежденный в универсальности своего видения действительности.

Романтизм в живописи.

Романтическая школа во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству в целом. Полотна романтических художников отличались экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, тяготением к экзотическим сюжетам, уводящим от тусклой повседневности. Таковы художники Жак Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824) («Сцена кораблекрушения», «Укрощение быков», «Портрет сумасшедшей», «Лошадь, терзаемая львом»); Эжен Делакруа (1798-1863) («Ладья Данте», «Смерть Сарданапола », «Свобода, ведущая народ»).

Особняком в истории живописи Нового времени находится испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828), произведения которого относят к так называемому «гротескному (символическому) реализму» (например, офорты «на причудливые сюжеты» - «Капричос»).Братство прерафаэлитов возникло в Англии в 1848 г. Художников объединяло поклонение искусству Раннего Возрождения, до Рафаэля. С романтиками их сроднили любовь к старине, легендам, сказаниям. Идеологом прерафаэлитов был художественный критик Джон Рёскин (1819-1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе «религии и красоты». Крупные представители прерафаэлитов: поэт, переводчик, иллюстратор и живописец Данте Габриель Россетти (1828-1882) («Юность Девы Марии», «Лукреция Борджия»), художник Уильям Холман Хант (1827-1910) («Изабелла», «Светоч мира», «Тень смерти»).

Реализм.

В начале столетия складывается реализм - вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, внося в нее свое личное отношение к реальности. Писатель-реалист стремился изобразить реальность как она есть, дать слово самой действительности. Реалистическое произведение складывается как полифония голосов. Реалисты стремились вскрыть причины социальной несправедливости, отсюда критический характер реалистического искусства и его близость к науке, занятой поиском причин природных явлений. Цель писателя - сама жизнь, действительность, поэтому его слово - прозаическое, наиболее полно реализованное в жанре романа.

XIX в. - время расцвета французского романа, ведущим представителем которого является Оноре де Бальзак (1799-1850), который в своем творчестве показал весь трагизм прозаической жизни буржуазного общества (романы «Гобсек», «Евгения Гранде»). Около 1840 г. Бальзак находит название для серии своих антибуржуазных романов - «Человеческая комедия». Искусство, по Бальзаку, - отражение действительности.

Огромный вклад в развитие эстетических принципов классического реализма внес Анри Бейль (Стендаль (1783-1842), который в своих философско-эстетических трудах («Расин и Шекспир», «Прогулки по Риму», «О любви» и др.) защищал принципы реализма. Его концепция человека близка к просветительской: человек - это часть природы, ему присуще стремление к счастью. Проблему Стендаль видел в том, чтобы сделать формы общественной жизни соответствующими природе человека и способствующими его нормальному, здоровому развитию. Человек у Стендаля выступает как концентрированное выражение эпохи и вместе с тем как активный участник событий (романы «Красное и черное», «Пармская обитель», «Итальянские хроники» и др.).

Поворот в развитии реалистической эстетической мысли Франции после 1848 г. Проявился у Гюстава Флобера (1821-1880), автора романов «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» и др. Он не верит ни во что; зачастую мир представляется ему сплошным абсурдом. Поскольку мир изменить невозможно, единственное, что остается художнику - это с научной добросовестностью описать его. Флобер хочет уподобить словесное творчество геометрии.

XIX век подарил миру также такие великие имена как Генрих Гейне (1797-1856), Виктор Мари Гюго (1802-1885), Ги де Мопассан (1850-1893), Чарльз Диккенс (1812-1870), Уильям Теккерей (1811-1863), творчество которых многогранно, вбирает в себя черты романтического и реалистического видений мира.

Натурализм.

Характерная черта натурализма - стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизирующую концепцию человека и отрицает художественный вымысел. К концу XIX в. Во Франции завершался промышленный переворот, бурно развивалась техника, естественные науки, что создало условия для литературы: новое искусство стало рассматривать человека как часть биологического мира, стремилось объяснить его поступки и душевные движения физиологической организацией, влиянием внешней среды, раздражающей нервы, инстинктами, передающимися из поколение в поколение. В 1864 г. Появилось программное произведение братьев Жюля (1830-1870) и Эдмона (1822-1896) Гонкур «Жермини Ласерте», построенный на анализе «невроза», физиологического отклонения от нормы, которое и приводит к гибели героиню романа. В это время и стала складываться эстетическая программа натурализма, основоположником которой считается французский писатель Эмиль Золя (1840-1902). Он уподоблял художника естествоиспытателю, изучающему только факты: писатель производит «опыт» над человеком, создавая определенные условия его существования, чтоб составить бесстрастный отчет о его реакциях. Своеобразным манифестом натуралистического метода стал его роман «Тереза Ракен» (1867). Главным делом жизни Золя стал цикл романов «Ругон-Маккары» (1871-1893), за которым последовали два цикла «Три города» и незавершенное «Четвероевангелие».

Заключение

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возрождения. И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца - с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX. В свете новых мировоззренческих установок Вселенная все чаще рассматривалась в качестве безличного феномена, который управлялся естественными законами, вполне познаваемыми причинами. Религиозно-эстетический опыт начинает рассматриваться как второстепенный, несущественный и даже искажающий истинное познание мира.

Список литературы

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 1995.

2. Ивлев С.А. Художественная культура Нового времени /С. А. Ивлев.- М.,2001.

3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. - М., 1998

4.Источник https://ru.wikipedia.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Хронологические рамки эпохи Нового времени. Противоречивость характера европейского культурного процесса в XVII веке. Культура Европы эпохи абсолютизма и века Просвещения. Периодизация классицизма. Основные философские направления в Европе ХIХ века.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Главные черты западноевропейской культуры Нового времени. Особенности европейской культуры и науки в XVII века. Существенные доминанты культуры европейского Просвещения XVIII века. Важнейшие тенденции культуры XIX в. Этапы художественной культуры XIX в.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Эпоха Просвещения в европейской культуре Нового времени. Формирование культуры нового типа. Характеристика стилей в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Эстетические принципы барокко и классицизма. Анализ характерных черты рококо.

    презентация , добавлен 03.02.2014

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Изучение специфики культуры Нового времени. Идеи и философские труды Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Новые открытия в области астрономии, физики, математики. Значения эпохи Нового времени на развитие энциклопедизма следующего за ним века Просвещения.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Интенсивное развитие культуры и науки в XVII-XVIII веках. Проявление рационализма во всех аспектах деятельности. Интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся в художественном творчестве. Становление ценностей европейского Просвещения.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Новое время как период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Основные этапы новоевропейской культуры и их своеобразие. Картина политической и экономической жизни, культурный и научный прогресс в Западной Европе XVII-XIX веков.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Культура России на пороге Нового времени. Формирование русской национальной культуры. Разрушение средневекового религиозного мировоззрения. Образование и книгопечатание, литература, архитектура, живопись, театр и музыка. Введение нового летоисчисления.

    реферат , добавлен 12.08.2014

    Особое место XIX века в культуре нового времени. Изменения в художественной культуре и в духовной жизни европейской цивилизации и общества. Рассмотрение главных тенденций социокультурного развития в науке, технике, политической культуре, религии, морали.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Условия и основные этапы развития европейской культуры Нового времени: Абсолютизм и Просвещение. Превращение денег в цель развития общества и культуры. Создание технической и технологической базы - промышленной культуры с её механизированными процессами.

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на основе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителем старых стереотипов и строителем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Они часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия). Если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– «капиталист » – банкир, крупный торговец, владелец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, «делец» считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция . Для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно . Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, которое станет орудием почти всей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всемирного тяготения и напишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии», а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы».


На основе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а все процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии . Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр. a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик , который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. Поэтому место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. «Я не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величество», – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки , в которой на первый план вышло естествознание . Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора , эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт , сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир. «Природа разумна, разум естественен» – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц )полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится «человек познающий ». Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид , осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.

Основные черты культуры Нового времени

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин ʼʼНовое времяʼʼ чаще всœего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на базе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителœем старых стереотипов и строителœем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Οʜᴎ часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия). В случае если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– ʼʼкапиталист ʼʼ – банкир, крупный торговец, владелœец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, ʼʼделœецʼʼ считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция . Стоит сказать, что для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно . Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ станет орудием почти всœей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всœемирного тяготения и напишет фундаментальный труд ʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ, а Карл Линней систематизирует биологию ʼʼСистеме природыʼʼ.

На базе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселœенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а всœе процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии . Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр.
Размещено на реф.рф
a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определœенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик , который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. При этом, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселœенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. По этой причине место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. ʼʼЯ не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величествоʼʼ, – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки , в которой на первый план вышло естествознание . Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора , эксперименты которого становятся всœе более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт , сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всœеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир.
Размещено на реф.рф
ʼʼПрирода разумна, разум естествененʼʼ – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всœеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц )полагали, что знания возникают на базе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится ʼʼчеловек познающий ʼʼ. Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид , осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.

Основные черты культуры Нового времени - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные черты культуры Нового времени" 2017, 2018.

С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление человека.

2. Наука и техника

Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Железную руду теперь плавили не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки вращающуюся печь – конвертер. Машиностроительные заводы оснащались разнообразными станками. Появилась химическая промышленность, вырабатывавшая:

1) серную кислоту;

3) красители и др.

В 1846 г. Хау изобрел первую швейную машину, усовершенствованную в 1851 г. Зингером. Развивалось печатное дело. Из древесной массы научились делать дешевые сорта бумаги. Появление механических станков позволило поставить типографское производство на поток. Произошел переворот в средствах транспорта и связи. В XVIII в. из города в город путешествовали дилижансы, – многоместные закрытые экипажи, запряженные лошадьми. В XIX в. в жизнь людей входит железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была построена Георгом Стефенсоном в Англии в 1825 г. Совершенствовались локомотивы, росла скорость движения, американец Вестингауз изобрел тормоза, приводимые в движение сжатым воздухом. Паровые двигатели появились и на флоте. На 17 августа 1807 г. была назначена «испытательная поездка» парохода Фултона «Клермон». Морское плавание перестало зависеть от ветра. Пароход, пересекавший в 1819 г. Атлантический океан, тратил на дорогу 26 дней (Христофор Колумб преодолел ее за 70 дней).

В 1803–1804 гг. американский инженер Эванс прокатил по улицам Филадельфии первый паровой автомобиль. В 1803 г. в Лондоне было уже 26 паровых автомобилей, а во всей Англии число их доходило до 100. Появление новых видов транспорта вызвало необходимость совершенствования дорог. При строительстве шоссейных дорог с успехом применялись паровые дорожные катки.

Паровые машины нашли свое применение и в сельском хозяйстве. В 40-е гг. XIX в. в Англии на полях появились легко передвигающиеся машины – локомобили. На энергии, вырабатываемой их двигателями, работали молотилки. К 1870 г. в Англии имелись уже паровые плуги.

Бурное развитие морского транспорта и торговли вызвало строительство каналов. Крупнейшим из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. осуществил француз Ф. Лессепс.

Всеобщее распространение получил созданный в США изобретателем Морзе телеграфный аппарат. В 1826 гг. был построен первый железнодорожный висячий мост. В 1783 г. братья Монгольфье (Франция) создали летающий аппарат, который был легче вытесняемого им воздуха. В начале XIX в. был изобретен велосипед. Его прототипом стал обыкновенный самокат. Француз Дине слегка изменил модель и назвал свою машину велосипедом, т. е. «быстроногим». Практическое применение «беговые машины» нашли в Англии – сельские почтальоны доставляли на них корреспонденцию. В быт человека входили и другие новшества. Миграция населения увеличила объем переписки. Англичанин Р. Хилл упростил процесс отправки корреспонденции – ввел единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввел в употребление первые почтовые марки, которые клеились на конверт.

3. Духовная жизнь человека

С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования.

Технический прогресс внес существенные изменения в военную технику. Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнель создал вид разрывного снаряда, получившего одноименное название «шрапнель». В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство динамита.

Одной из черт индустриальной цивилизации стало резкое возрастание интереса человека к окружающему миру. Фундамент для мощного подъема науки в начале нового времени был заложен двумя великими учеными – англичанином И. Ньютоном (1642–1727) и немцем Г. Лейбницем (1646–1716). Переворот в науке произвела книга английского ученого Ч. Дарвина (1809–1882) о происхождении человека. Способ длительного хранения продуктов изобрел Л. Пастер (пастеризация).

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.

Стремясь распространить католицизм, церковь начинает миссионерскую деятельность в Европе, отправляет своих представителей в дальние страны для проповеди христианства среди языческих народов. Основное внимание миссионерской деятельности было направлено на:

1) Африку;

2) Ост-Индию;

3) Переднюю Азию;

4) Америку.

Революции в Западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений:

1) консерватизма;

2) либерализма;

3) социализма.

Великая Французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты, поэты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Равенства, Братства, Свободы. Но наступила пора разочарования. В философии и искусстве зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах разума. Попытки уйти от действительности и в то же время ее осмыслить вызвали появление новой мировоззренческой системы – романтизма.

В 30-е гг. XIX в. серьезные изменения в обществе создадут условия для возникновения другого творческого направления – критического реализма.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, изменяются и музыкальные формы. Всемирную славу снискали талантливые композиторы: австриец Ф. Шуберт (1797–1828), поляк Ф. Шопен (1810–1849). Дальнейшее развитие романтические музыкальные традиции получили в творчестве Джузеппе Верди (1813–1901): оперы «Дон Карлос», «Травиата», «Аида», «Риголетто» принесли ему мировую славу.

Изменилась и мода. Серьезно повлияла на нее Великая Французская революция. Элегантная Франция начала носить деревянные башмаки сабо и подтяжки. В 1792 г. красный колпак стал символом якобинцев. Платья шили из легких тканей, по покрою они напоминали расширенную книзу рубашку с большим декольте и короткими рукавами. В середине XIX в. в женскую моду входят кринолины (присборенная клинообразная юбка, форма которой поддерживалась тонкими стальными обручами).

5. Живопись, архитектура и скульптура

В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791–1824), Эжен Делакруа и Оноре Домье (1808–1879).

Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819–1877).

Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике – широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины – печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила керосиновая. С конца 50-х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение.

Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы рококо и классицизма.

Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.