Чем контролируется появление стресса. Основные виды стресса

Чем контролируется появление стресса. Основные виды стресса
Чем контролируется появление стресса. Основные виды стресса

Жизнь современного человека полна ситуаций, которые заставляют его нервничать, переживать, гневаться или ощущать бессилие. На фоне постоянного эмоционального напряжения возможно проявления стресса. Стресс может не только влиять на эмоциональный фон человека, но и навредить его здоровью. Из-за него страдают практически все системы и органы, но в особенности нервная система и сердце. Чтобы бороться с последствиями этого явления, необходимо знать причину его возникновения. Также важно иметь представление о его признаках. Психология включает типы психологического воздействия нескольких видов.

Психоэмоциональное напряжение может приводить к серьезным осложнениям

Определение понятия

Любое действие внешних раздражителей вызывает реакцию человеческого организма. По тому же принципу действует и стресс. Он появляется на фоне усталости, нервного истощения или сильных переживаний. Ему подвержены все категории людей.

Нельзя охарактеризовать это состояние как полностью негативное. Небольшая его доза подстёгивает человека к действиям и принятию решений. Обратную реакцию вызывает постоянный стресс, который преследует человека изо дня в день на протяжении длительного периода. В один момент силы нервной системы истощаются, что влечёт массу последствий.

Человек становится вялым, апатичным, а иногда и агрессивным. Способность воспринимать информацию сильно притупляется, особенно это касается детей и студентов.

Первым понятие стресса ввёл Г. Селье – учёный физиолог. С помощью ряда исследований он смог доказать, что причина общих симптомов большинства болезней кроется не в них самих. В 1936 году Г. Селье впервые опубликовали на страницах журнала, там же он впервые изложил свою теорию.

Ученый Г. Селье

Фазы стресса

Это психическое состояние развивается постепенно. Это может занять как несколько дней, так и несколько лет. Схема его развития одинакова для всех людей, за исключением некоторых субъективных факторов.

Разделение стрессового состояния на фазы (этапы) также ввёл Г. Селье. Выделяются три стадии стресса:

  1. Реакция тревоги возникает сразу после воздействия внешних раздражителей. Волнение по тому или иному поводу заставляет организм активировать защитные силы. Все чувства работают на максимуме, правда, недолго.
  2. Реакция сопротивления разделяет людей на две категории. Резистентность субъекта влияет на течение стресса. Одни борются со сложившейся ситуацией, ищут пути её решения. Другие адаптируются и стараются сделать всё, чтобы внешние факторы стали нормой в их жизни.
  3. Реакция на победу или проигрыш проходит индивидуально. Неспособность преодолеть трудности или подстроиться под них приводит к тому, что стадии развития стресса заканчиваются ухудшением здоровья.

Разновидности стресса

Сложно перечислить все причины стресса, но классификация стресса по разным параметрам возможно, что смог сделать Г. Селье с развитием психологии. По последствиям на организм человека различают такие виды стресса:

  1. Эустресс отличается небольшой силой воздействия на нервную систему. Он является положительным и активирует логическое мышление. Человек в таком состоянии отчётливо видит полную картину происходящего и может принимать взвешенные решения. Благодаря выработке адреналина тело и мозг переходят в фазу боевой активности. Такая реакция является нормой и случается с людьми ежедневно.
  2. Дистресс фатально влияет на нервную систему человека. Он появляется спонтанно и неожиданно. Причиной становится накопление постоянного напряжения. Это всё выливается в серьёзные эмоциональные проблемы, вредит физическому здоровью. Он имеет разный характер возникновения в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Эмоционально положительный и отрицательный

Т. к. в жизни человека случаются как хорошие, так и плохие события, то стресс подразделяется на эмоционально положительный и отрицательный. Вне зависимости от степени психологического воздействия и эмоций, пережитых в это время, субъект испытывает напряжение.

Для того чтобы понять процесс протекания стрессового состояния, необходимо рассмотреть ситуацию на примере. Если человек переживает смерть близкого, разрыв отношений или увольнение с работы, то в результате он может получить сердечный приступ или инфаркт.

Такое воздействие на сердечно-сосудистую систему происходит из-за пережитого стресса. Но то же самое может произойти от внезапного выигрыша в лотерею. Новость хорошая, но организм испытывает стресс в той же мере, что и в негативных его проявлениях.

Такие проявления стрессового состояния наиболее часто бывают у эмоционально неустойчивых людей.

Потрясение может возникнуть и от событий положительного характера

Кратковременный и долгосрочный

Характеристика стресса по длительности периода его воздействия: называется кратковременной или долгосрочной реакцией.

Кратковременную или острую форму стресса люди испытывают ежедневно. Всё, что происходит во внешнем мире, имеет отзыв в психологическом состоянии личности. Кратковременный стресс проходит все стадии за короткий период. В самом тяжёлом случае протекает как шок.

Главной проблемой является то, что кратковременный стресс проходит, но остаются воспоминания о нём.

Иногда долгосрочный стресс возникает без острой формы. Всё зависит от уровня стрессоров. Если организм подвергается постоянным эмоциональным напряжениям, к которым человек уже привык, то рано или поздно это приведёт к нервным срывам и неврозам. В какой-то мере реакция зависит от уровня психологического сопротивления.

Физиологический и психоэмоциональный

Стресс может возникать на фоне внешних осязаемых факторов. Г. Сель классифицировал их как физиологические и психоэмоциональные проявления.

Психоэмоциональный стресс делится на эмоциональный и информационный. Методы их психологического воздействия на человека сильно различаются, а общим является лишь то, что все стрессоры появляются в воображении.

Эмоциональный стресс происходит из-за чувств, которые свойственны всем людям. Первая и самая сильная эмоция – это страх, далее идёт гнев, обида и бессилие.

Выделяют понятие «информационный стресс». В этом случае человек получает избыток новостей или переживает из-за своих обязанностей и обещаний. Нередко встречается стресс из-за боязни того, что тайна человека будет открыта.

Боль — физиологическое потрясение

Причины дистресса

Существует классификация разновидностей дистресса по причинам его возникновения. Если от них не избавляться, то со временем это состояние перейдёт в хроническое.

Основные причины появления стресса:

  1. Физиологические причины – воздействие на организм внешних факторов: холод, зной, жажда, голод, дискомфорт, боль в мышцах после занятий спортом. Адаптация происходит только путём перенесения стресса.
  2. Эмоциональные причины вызывают реальную реакцию на внутренние переживания.
  3. Кратковременные причины являются проявлением основного инстинкта – самосохранения. Даже за то короткое время, которое действует эта разновидность, человек проходит все стадии. Это может быть случайное падение или потеря равновесия, автомобиль, промчавшийся совсем рядом, резкий звук поблизости и т. д.
  4. Хронические причины – самые опасные. Когда субъект подвергается воздействию факторов, вызывающих стресс, на протяжении долгого времени, то на второй стадии стресса он просто привыкает к этому. Человек не замечает последствий и не понимает всей серьёзности проблемы. Вероятен необратимый процесс и развитие депрессии.
  5. Нервные причины чаще свойственны людям с тревожным синдромом или слабой психикой. Из-за проблем в работе нервной системе организм слишком остро реагирует на любой внешний раздражитель. В этом случае основная цель – избавиться от причин, а не лечить последствия.

Чтобы понять, что стало причиной дистресса, человеку нужна объективная оценка происходящего. Лучше обратиться за помощью к специалистам, пока состояние не перешло в хроническое.

Заключение

Несмотря на то что стресс сопровождает нас на протяжении всей жизни, с ним нужно бороться. Проблемы может привести к депрессиям и психическим расстройствам.

Зная принцип действия стресса и способы его воздействия на организм, можно самостоятельно продумать тактику того, как его избегать. Не стоит забывать и о том, что стресс бывает полезным. Он не только способствует мыслительной активности, но и тренирует работу нервной системы, развивая в ней стрессоустойчивость.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления . Итак…

Понятие стресса

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает , нарушается речевой аппарат () и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к .

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс) . О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

— нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

— повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы ( , ), кожный зуд, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое , онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Осложнения стресса

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – , ;
— сердечно-сосудистые заболевания ( , );
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— избыточный вес;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— одиночество;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— тяжелая музыка;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Виды стресса

  • По типу раздражителя:

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

  • По времени:

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Лечение стресса

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

— здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и ;
— активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде , плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с , настойки ( , пиона), отвары ( , душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве , т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную ;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

К какому врачу обратиться при стрессе?

  • Психолог;
  • Психотерапевт.

Видео о стрессе

Современные взгляды на стресс

Стресс – это напряжение и реакция на отсутствие напряжения, цели. Отсутствие мотивации – это тоже стресс.

Понятие «Стресс» введено в науку канадским физиологом Г.Селье при описании общего адаптационного синдрома. Само слово «стресс» (в переводе с англ.) означает напряжение, в психологии оно используется для обозначения особого психического состояния.

В соврем. науке стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в различных экстремальных ситуациях. Стресс – состояние психического (эмоционального) напряжения, возникающее в наиболее сложных и трудных для человека условиях.

При этом эмоции человека могут быть различными:

* тревога

* раздражение

* депрессия

Нет единства взглядов на содержание понятия «стресс». Одни психологи считают, что стресс – это негативные эмоции, а другие – что это не только негативные, но и позитивные эмоции (вызывают у человека состояние экстаза, воодушевления и т. д.).

Отсюда эмоциональная трактовка стресса неоднозначна

До сих пор нет четкого различения между стрессом и конфликтом, кризисом и фрустрациями. Но фрустрация и кризис не всегда переживаются как стресс.

Эмоциональный стресс – более общее понятие. Наиболее разработана проблема стресса в прикладных дисциплинах.

Неоднозначны представления и о причинах стрессовых состояний.

Причины возникновения стрессовых состояний (классификация Леви)

Причины возникновения – это стрессоры (или стрессовые ситуации).

Стрессоры

1. Кратковременные:

● опасные ситуации, представляющие угрозу для человека, для его жизни, самооценки

● ситуации с неопределенным исходом; человек не знает, чем грозит ему эта ситуация ==> тревога, волнение

● дефицит времени

● физический дискомфорт (холод, жара и т.д.)

● некоторые особенности выполняемой человеком деятельности (сложность, ответственность, значимость результата)

2. Долговременные :

● оказывающие длительное воздействие: войны, тюремное заключение и любые другие ситуации, связанные с нарушениями контактов между людьми

● военная служба

● экономический или политический кризис в стране

● тяжелые хронические или травматические заболевания

● профессиональная деятельность человека, связанная с чрезмерными умственными или физическими нагрузками

Все эти ситуации могут привести к эмоциональному напряжению ==> влияние стресса на поведение и деятельность человека неоднозначно.

Стресс и деятельность

В психологии установлено 3 типа влияния стресса на продуктивность выполнения работы.

1. Мобилизация деятельности – человек способен показать лучшие результаты в стрессовых условиях, чем в обычной ситуации.

Пример: спортсмен, студент (лучше соображает, сосредоточен на проблеме, улучшение памяти, внимания) ==> высокая продуктивность деятельности.

2. Демобилизация (когда снижается уровень выполнения деятельности). Стресс оказывает негативное влияние на протекание психических процессов:

* сужается объем памяти, ее нарушения

* плохая переключаемость внимания

* нарушение мышления ==> хаотичность мыслей

● неспособность принимать решения

● необдуманность, нерациональность

● действия принимают импульсивный характер

3. Деструкция деятельности – отказ от деятельности. Человек не предпринимает никаких усилий для выполнения деятельности. Состояние ступора.

Пример: студент во время экзамена берет билет и отказывается на него отвечать.

От чего зависит влияние стресса на деятельность?

Что влияет на характер этой зависимости?

Разные реакции человека на стресс:

1) стресс «льва»

2) стресс «кролика»

или у Селье:

аустресс (мобилизующий)

дистресс (диструктивный)

I. В основе тип нервной системы:

Сила нервной системы

Уравновешенность нервной системы

Подвижность нервной системы

Если присутствуют сила нервной системы и уравновешенность, то происходит мобилизация.

При неуравновешенной и слабой нервной системе? демобилизация, деструкция.

Инертная нервная система ==> ригидный человек (флегматик) может работать в условиях стресса (сила + уравновешенность), если работа не связана с необходимостью быстро переключаться.

II. Тип темперамента

Лучше работают сангвиники (если деятельность не требует переключения с одного ее вида на другой) и флегматики.

Холерики – негативное влияние (неуравновешенность + сила)

Меланхолики – слабость + неурановешанность ==> дистресс

III. Степень эмоциональной неустойчивости личности

Нетревожные люди в стрессовых ситуациях работают лучше и продуктивнее, чем тревожные. Эмоционально неустойчивые и тревожные люди понижают уровень выполнения деятельности, ее продуктивности.

IV. Уровень притязаний личности (УП)

Если высокий уровень притязаний, то стресс будет более сильным.

Если низкий уровень притязаний (т.е. все равно как сделать), то стресса не будет.

V. Интеллектуальность человека (обратная пропорциональность)

Между эмоциями и интеллектом есть зависимость: чем выше интеллект, тем ниже эмоциональность.

Интеллект позволяет человеку справляться с трудной ситуацией ==> повышается стрессоустойчивость. Там, где человек с высоким интеллектом начинает думать и действовать, человек с низким интеллектом начинает волноваться.

Стресс – это еще и физиологическая реакция ==> оказывает влияние на здоровье.

Стресс и здоровье человека

Любая сильная эмоция сопровождается различными физиологическими изменениями в организме (в пищеварительной системе, в выделительной, в системе органов дыхания и др.), но когда эмоция угасает, человек возвращается в прежнее состояние.

Если мы переживаем стресс часто и ежедневно (стресс носит долговременный характер), то физиологические изменения в организме становятся необратимыми. Длительный стресс – источник соматических заболеваний и психических нарушений.

Именно подавление эмоций, их блокировка на поведенческом уровне приводит к усилению реакции на физиологическом уровне.

В последнее время в медицине возникало особое направление - психосоматика (болезни на нервной почве) серьезные органические изменения

Какие заболевания связаны со стрессом и каков механизм их приобретения?

* соматические заболевая (см. ниже);

* болезни желудочно-кишечного тракта (см. ниже);

* кожные (нейродерматиты);

* ревматические (4 причины артрита):

Крах супружеской жизни;

Одиночество и беспокойство;

Длительная обида;

* сердечно-сосудистые заболевания: на основе стресса возникают: гипертония, инфаркты, инсульты, атеросклероз.

Любые отрицательная эмоции сопровождается: сужением кровеносных сосудов, повышением артериального давления, повышением частоты пульса, повышением свертываемости крови ==> закупорка кровеносных сосудов ==> инфаркт или инсульт.

Высокое артериальное давление – признак гипертонии.

Сердечно-сосудистые заболевания чаще возникают у людей, деятельность которых связаны с эмоциональным напряжением (администратор, врач, учитель и т. д.).

Люди, заняты в сельском хозяйстве, заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями реже.

Болезни желудочно-кишечного тракта: язвы, колиты , т.к. при стрессе увеличивается секреция желудочного сока, повышается его кислотность. Нарушение баланса кальция ==> артриты, кариес.

Эндокринные заболевания возникают тоже из-за стрессов .

Почему фактор один – стресс, а болезни разные?

Существуют разные гипотезы:

1) страдают слабые органы в организме;

2) характер переживаемых человеком эмоций - в зависимости от того, какие эмоции переживаются, возникают разные болезни.

Пример: гнев? сердечно-сосудистые заболевания;

депрессия? болезни желудочно-кишечного тракта, психические заболевания.

3) характер заболеваний связан с психологическими особенностями личности.

Сердечно-сосудистые болезни возникают чаще у честолюбивых людей, с высоким уровнем притязаний.

Болезни желудочно-кишечного тракта – у людей с гиперответственностью ==> тревога, беспокойство, страх, опасения ==> язвы.

Вывод: стрессовые состояния могут стать источником соматических заболеваний. Жалобы на болезни – это частично жалобы на характер.

Почему стресс далеко не всегда приводит к болезни?

Общие механизмы возникновения соматических заболеваний

(2 теоретические модели)

1-ая принадлежит Александеру - психологу, основателю психосоматики.

Его концепция : основная причина возникновения соматических заболеваний – подавление возникающих в стрессовых ситуациях негативных эмоций:

* страх (на 1-ом месте)

* тревога

Три базовые эмоции, порождающие болезнь.

Это отрицательные эмоции, которые приводят к определенным физиологическим сдвигам в организме. Они имеют биологическое значение. Физиологические изменения приводят к мобилизации энергии организма, которая реализуется в поведении.

Пример: у животных бегство или борьба ==> адаптивное поведение.

У человека – он живет по другим законам социума, нельзя избежать или проявить агрессию. Человек должен подавлять в себе агрессивное поведение, блокировать его,

Подавлять (сдерживать) возникающий страх или гнев, скрывать от других чувство тревоги.

Если на поведенческом уровне эти негативные эмоции блокируются, подавляются, то они «выливаются» в болезни. Освобождение от негативных эмоций, их проявление (отреагирование) в поведении – отсутствие болезней.

2-ая теория принадлежит Ротенбергу и Аршавскому.

Их концепция: не всегда отрицательные эмоции приводят к болезням, а наоборот, стрессовые ситуации иногда заглушают болезни.

Пример: в концлагерях люди забывали про гипертонию и другие соматические заболевания.

Пример: человек иногда заболевает на «гребне успеха», когда напряженно работал – он не болел, но когда достигнута цель – человек заболевает или кончает жизнь самоубийством – это «феномен Мартина Идена».

Не эмоции и не их подавление вызывают болезни, а то, как ведет себя человек в стрессовой ситуации.

Тип поведения человека в стрессовых ситуациях

1) активно-оборонительное поведение (реакция, борьба);

2) пассивно-оборонительная реакция на стресс (т.е. человек смиряется с ситуацией и ничего не предпринимает, чтобы ее победить).

Болезни возникают при пассивно-оборонительном поведении. Это основная причина возникновения соматических заболеваний. У тех, кто ведет себя активно, болезни не возникают.

Концепция «поисковой активности» Ротенберга и Аршав

Поисковая активность – это деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или на изменении отношения к этой ситуации.

Различные формы поисковой активности могут осуществляться на психологическом и на поведенческом уровнях . Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения человека и снижает подверженность человека психосоматическим заболеваниям.

Вывод: стресс – источник не только соматических, но и психических заболеваний (хроническая тревожность – это невроз). Но, если мы научимся управлять своими эмоциями, болезни нам не страшны.

2 пути управления эмоциями (стрессом).

1. Профилактика эмоций.

2. Управление возникшими эмоциями:

* ослабить тревогу;

* устранить.

1. Профилактика эмоций. Основные способы:

1) удовлетворение всех своих потребностей, или их ограничение, что или нереально, или нежелательно;

2) избежание трудных ситуаций;

(пример: переход от сложной работы к более легкой)

3) включить интеллект, т.е. подготовиться к трудной ситуации:

* повысить информированность (разведка)

(пример: узнать любимые вопросы учителя перед экзаменом)

* отработать стратегии поведения (пример: буду вести себя так в одних случаях и иначе в других)

Пример: придумать причины своего опоздания.

* снизить значимость (ценность) данной ситуации.

2 Управление возникшими эмоциями.

Основные способы:

1. Вытеснение (обычное забывание).

Пример: при обиде мысленно забыть и простить.

2. Включение интеллекта (рациональные приемы управления эмоциями):

а) самооправдание;

б) снизить ценность труднодостижимого объекта;

в) повысить ценность того, что имею;

г) сравнить с достижениями других людей (с теми, у кого еще хуже).

3. Эмоциональная разрядка (проводится по механизму психологической защиты):

* сублимация (найти канал для агрессии или гнева)

* смещение (на другого человека)

* двигательная активность (уборка, аэробика), разрядить эмоцию на двигательном уровне

4. Эмоциональное ослабление (слушание музыки, чтение книги и др):

* выговорится (устно или письменно)

* выплакаться

* «заспать» ситуацию

* аутогенная тренировка (мышечная релаксация), переключение сознания на какую-то деятельность, трудотерапия.

ТЕМА: ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Психология воли

Программа курса:

1. Понятие Воли в современной психологии:

а) история учения о воле в современной науке, т.е. теории Воли;

б) понятие воли в современной психологии (воля, как психологическая реальность, специфика воли и ее функции);

в) значение воли в жизни человека.

2. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия.

а) понятие волевого действия в современной психологии;

б) структура волевого действия (основные этапы);

в) анализ отдельных этапов волевого действия;

г) волевое усилие как главный специфический элемент волевого поведения (природа волевых усилий, психологические механизмы волевых усилий, характеристики и виды волевых усилий);

д) волевые усилия и основные этапы волевых действий;

е) волевые состояния и их анализ;

ж) соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения.

3. Волевые качества личности:

а) сущность и специфика волевых качеств (чем отличаются от других свойств личности);

б) структура волевых качеств;

в) классификация волевых качеств;

г) характеристика отдельных волевых качеств.

4. Индивидуальные особенности волевой сферы личности.

а) индивидуальные характеристики волевой сферы;

б) патология волевой сферы;

в) возраст и половые особенности волевой сферы;

г) развитие (воспитание и самовоспитание) волевой сферы.

Литература

1. Ильин Е.И. Психология воли. – С-Пб., 2001.

2. Эмоционально–волевая регуляция поведения и деятельности. Сб. статей. 1986.

3. Иванников В.А. Психол. механизмы волевой регуляции. – М., 1992.

4. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. 1976.

5. Шульга Ф.И. Психологические основы формирования воли. 1993.

Понятие воли в современной психологии

Психология воли является наименее разработанной проблемой в психологии, т.к. до сих пор нет серьезных практических наработок по этому вопросу, нет единства взглядов. Нет единой методики ==> разные точки зрения.

В житейском сознании воля также трактуется по-разному. С одной стороны, воля понимается как «свобода» («Вольному воля»), с другой стороны, как «желание» (изъявление желания народа), с третьей стороны, как свойство личности (волевой человек).

Тот же разброс и в психологии. Некоторые ученые вообще отказываются от понятия воли. В зарубежной психологии – это особенности мотивационного процесса (так понимается воля). Начиная с 70-х г.г. понятие «Воля» у западных психологов заменяется понятием «самоконтроль», которое отождествляется с самоуправлением.

Некоторые отечественные ученые придерживаются этой же точки зрения.

Теории воли

Они отражают отсутствие единства взглядов на волю. В конце 19 в. первые психологи активно изучали волю – это была центральная проблема. Но постепенно это понятие заменяется другим, или от него отказываются. Пытаясь обобщить и систематизировать материал, накопленный при исследовании данной проблемы, Ильин в своей монографии выделяет несколько научных направлений по-разному трактующих волю:

Основные теоретические позиции:

1) воля как волюнтаризм;

2) воля как свободный выбор;

3) воля как произвольная мотивация;

4) воля как особая форма психической регуляции поведения;

5) воля как механизм преодоления препятствий и трудностей на пути достижения цели;

6) воля как долженствование.

Характеристика теорий.

1. Воля как волюнтаризм

* Волюнтаризм – это особое направление идеалистической философии. Само слово было введено в науку в 1873 Теннисом, немецким социологом для обозначения данного направления. Идеи волюнтаризма нашли отражение и в психологии.

Сущность этого направления: воля рассматривается как сущность, первооснова всех других психических процессов. Это некая космическая сила, носящая недетерминированный характер, но зато она обуславливает все другие психические процессы. Воля – это основа основ. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют другие психические процессы.

Наиболее полно это направление нашло отражение в работах Шопенгауэра, Вундта, Мюнстенберга: сознание и интеллект есть вторичное проявление воли.

Сразу же были и критики волюнтаризма: Кант считал, что у воли должны быть причины для ее возникновения. По Канту свобода воли – это подчинение нравственному закону истоки которого коренятся в личности.

Критика шла и со стороны физиологов: в основе волевых актов то же лежат рефлекторные процессы.

На основе этой критики возникают другие теории.

2 Воля понималась как свобода выбора действия. Выбор действия – сущность волевого акта. Исходя из этого, была построена первая схема основных этапов волевого действия:

1 этап * возникновение разных влечений

2 этап * задержка влечений и выбор одного из них (принятие решения)

3 этап * переход желания в действие (волевой импульс) ==> переход в поступок

Возражение против этой теории.

В рамках этой теории воля понималась как борьба мотивов, а. сущность заключается в принятии решения.

Но 1) не всякая борьба мотивов решается участием воли;

2) конфликтность мотивов волей не определяется, главное – участие мышления человека, его интеллект.

3. Воля как произвольная мотивация.

Воля здесь понимается широко и связывается с мотивацией в целом. Предпосылкой являются работы Аристотеля. Объяснение природы разумных действий человека. С его точки зрения само знание не обладает решающим, побудительным значением к действию. Знание лишено побудительной силы, а воля имеет этот побудительный характер. Воля – некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

Именно с помощью воли человек управляет своим поведением.

Воля рождает разумные желания.

Отсюда идет отождествление воли с мотивами, желаниями человека.

Отечественный психолог Ланге: «Желание – это деятельная воля». Таким образом, воля = мотив.

Такое равенство привело в западной психологии к отказу от понятия воля, но в отечественной психологии эта теория видоизменена. Не отождествление воли и мотива, а принятие связи между волей и мотивом:

1) воля рассматривается как важный элемент мотивационных процессов. С помощью воли происходит усиление одних мотивов и потребностей и торможение других.

2) упор делается на роль мотива в волевом акте мотив – это неизбежный компонент волевого поведения, то есть все волевое поведение всегда мотивировано в отличие от непроизвольного (реактивного) поведения.

Разные взгляды на связь между волей и мотивом

4. Воля как особая форма психической регуляции.

Воля – высшая форма психической регуляции поведения. Суть этой теории полно отразилась в работах Л.М. Веккера.

Основные положения: воля – высшая функция произвольной регуляции поведения, осуществляемая на основе критериев интеллектуальной, нравственной, эмоциональной общественной ценности того или иного действия.

Психическая регуляция поднимается на уровень личности: воля – это способность личности управлять своим поведением. Воля несет в себе черты личностной зрелости и требует развитого самосознания.

5. Воля как механизм преодоления препятствий.

Именно так понимают сущность волевых процессов многие современные ученые. Волевое усилие является механизмом преодоления возникших трудностей. Эта позиция представлена в работах Симонова. С его точки зрения, такое понимание воли позволяет определять ее биологические предпосылки, которые есть и у животных: рефлекс свободы (наличие препятствия порождает у животных активность с точки зрения Павлова). Рефлекс свободы – самостоятельная форма поведения, для которой адекватным стимулом является препятствие.

С точки зрения Симонова, препятствие порождает у человека потребность преодолеть препятствия, эта появляющаяся потребность является волей. Воля – потребность преодоления препятствия.

Критика: Роль разума не менее важна в преодолении препятствий, чем сила воли.

6. Воля как долженствование.

Эта теория наиболее разработана у грузинских психологов. Основной принцип – Я должен ==> возникновение волевого поведения. Но это «должен» связано с моралью человека, а не с личными желаниями. Посредством воли человек освобождается от плена актуальной потребности. Воля – нравственное свойство личности.

Критика: нельзя отождествлять волю и мораль, так как и моральный поступок может быть и без воли, и наоборот, аморальный поступок.

Вывод: нет единства взглядов на сущность воли ==> отказ от воли, как психического понятия или интеграция отечественной и западной теорий.

Понятие воли в современной психологии. Воля и волевые процессы:

Некоторые психологи вообще отрицают самостоятельность воли как психического явления. Другие считают наоборот. Это идет от Аристотеля, который разделял: Разум, Чувства, Волю. Те ученые, которые считают волю независимым, самостоятельным психологическим процессом отождествляют волю с произвольным управлением поведением и деятельностью.

В психологии сложились 2 представления о воле:

1. В широком смысле, волевое действие – значит произвольное (то есть целенаправленное, сознательное, преднамеренное).

Волевой поступок – сознательное действие. Воля (произвольность) как самоуправление.

2. Воля в узком смысле – преодоление препятствий и трудностей. Таким образом, волевое поведение является частной разновидностью произвольного поведения.

Основные функции воли:

1. Побудительная функция (к началу волевого акта) – сознательное определение (выбор) цели.

2. Тормозная функция (подавление с помощью воли ненужных желаний, поведенческих актов).

Регулирующая функция – основная функция воли.

Волевая регуляция поведения

Всякое волевое поведение – произвольное.

Волевое действие – это частный вид произвольных действий. Отличаются от произвольного действия наличием препятствий на пути к достижению цели. Волевые действия – разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия, связанного с продолжением препятствий (трудностей) и требующего больших затрат энергии, сопровождающегося переживанием внутреннего напряжения.

Основные этапы волевых действий (выделяются разными учеными по-разному).

Селиванов и многие другие выделяют 3 этапа:

1) постановку цели действия,

2) планирование,

3) исполнение волевых действий, связанное с реализацией цели.

Рубинштейн С.Л. выделяет 4 стадии:

1) возникновение побуждений (потребностей и мотивов) и осознание цели,

2) обсуждение цели и борьба мотивов,

3) принятие решения о действии,

4) исполнение действия.

Ильин считает, что в выделенных Рубинштейном этапах не хватает:

5) контроль,

6) результат действия.

Но Рубинштейн включает их в 4 этап, в исполнение действия.

Удельный вес каждого этапа различен в разных волевых действиях.

По своей структуре волевые действия делятся на 2 вида: простые Включают в себя первое и последнее звено) и сложные (эти действия включают в себя все этапы, в развернутом виде).

Характеристика этапов.

1. Постановка цели, эта фаза, с точки зрения Рубинштейна, начинается с зарождения потребности, осознания ее, которое приводит к возникновению мотива желания. Оно

приводит к постановке цели. Но возникновение желания – это только начальный этап волевого действия Þ обсуждение цели, оценка вероятности ее достижения.

2. Обсуждение цели. Если цель одна, то этот этап сводится к обсуждению цели: взвешиваются все «за», «против», затем происходит выполнение действия. Поэтому волевое действие превращается в интеллектуальное действие – «человек размышляет».

Но если целей несколько, возникает конфликт мотивов – «что выбрать?». Этот конфликт переживается человеком внутриличностно Þ возникновение серьезных эмоциональных переживаний. Конфликт мотивов решается выбором одной из целей.

3. Принятие решения. Оно проявляется в 2-х формах.

Если цель одна, то это результат обдумывается.

Если несколько целей, то принятие решения – это выбор чего-то одного.

С точки зрения Рубинштейна, принятие решения принимается по-разному:

· без колебаний (волевое усилие отсутствует), чисто интеллектуальное принятие решений,

· мучительные колебания (интеллектуальное + волевое усилие). Конфликт мотивов полностью разрешен,

· конфликт полностью не разрешается, сомнения остаются.

Но во всех 3-х случаях, человек чувствует облегчение, новое позитивное эмоциональное состояние. Это зависит и от интеллектуальных возможностей человека, а не только волевых. Но иногда последнее слово принадлежит Воле.

Принятие решения – выбирается окончательная цель.

4. Планирование волевого действия – выбираются средства достижения цели Þ конфликт между ними (простые, но не нравственные и сложные, согласованные с моралью – что выбрать?) Þ волевые усилия человека. Иногда на этапе планирования у некоторых людей все завершается. Поэтому очень важен этап использования действия.

5. На этой стадии также возникают трудности:

а) внешние препятствия (конкуренция, моральные законы),

б) внутренние (лень, некомпетентность).

Человек должен преодолеть эти препятствия усилиями воли. Таким образом, все этапы волевых действий связаны с волевым усилием.

Что такое волевое усилие? (существуют разные определения волевого усилия)

Ильин: Волевое усилие – сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил, мобилизация на преодоление трудностей.

Платонов: Волевое усилие – обязательный субъективный компонент волевого действия, проявляющийся в переживании усилия (напряжения).

Волевое усилие – это загадка для психологов, особенно физиологическая его природа. Несколько гипотез в отношении природы волевого усилия:

1. Волевое усилие связывается с обычным мышечным напряжением

Пример: нахмурил брови, сжал кулаки.

2. Волевое усилие связывается с эмоциональным состоянием человека. Þ Волевое усилие – это особое эмоциональное состояние, это форма мобилизующего стресса, который порождается «хочу» и «могу», их конфликтом. В этом случае происходит мобилизация всех сил, энергоресурсов, переживаемая как состояние значительного напряжения.

3. Волевое усилие определяется природой или содержанием возникшего препятствия. Наличие препятствия может привести к усилению мотива. Исходный мотив становится более сильным. Само препятствие порождает волевое усилие; волевое усилие – одно из следствий фрустрации.

4. Волевое усилие сводится к переосмыслению ситуации. То, что было значимо, теряет свое значение.

Психологические механизмы волевого усилия.

Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия осуществляется в речевой форме:

· самоодобрение («ты молодец»);

· самоубеждение;

· самоприказ («надо»).

Все эти речевые сигналы вызывают активизацию работы коры головного мозга.

Волевые усилия отличаются интенсивностью (силой) и длительностью. Эти две характеристики определяют то, что принято называть силой воли.

Сила воли зависит от

● значимости цели;

● отношения к деятельности;

● локуса-контроля (степень ответственности).

Но природа волевого усилия до сих пор до конца не изучена.

Волевые состояния и их анализ.

Волевое состояние – это временное психическое состояние, которое сопровождает волевое действие и выражает специфику этих действий.

Волевые состояния носят временный характер.

Впервые это понятие ввел Левитов. Но перечень волевых состояний у него широкий, мы их сузим:

1. Состояние мобилизационной готовности (проявляется в самонастраивании на полную мобилизацию своих возможностей для достижения цели).

2. Состояние сосредоточенности. Основа этого состояния – произвольное внимание. А внимание является базой для протекания других психических процессов, внимание улучшает их работу. Функция воли – тормозная.

3. Решимость, как волевое состояние, более ярко проявляется на этапе «Решение, его принятия». Способность быстро, без колебания принять решение. Решимость – скорость перехода к реальному действию.

4. Сдержанность – это особое психологическое состояние, благодаря которому поведение человека подчиняется разумному контролю Þ умение подавить ненужные эмоции и желания («хочу, но вынужден отказаться»). Отражает соотношение волевой и эмоциональной регуляции поведения. Часто Воля и Эмоции выступают как антиподы в регуляции поведения. Сильная эмоция часто подавляет волю Þ безрассудные поступки. Но в то же время воля может оказать давление на эмоцию. В этом случае, поведение приобретает позитивный характер.

Пример: Тревога чаще всего мешает деятельности: блокируется решительность. Страх также мешает настойчивости.

Вмешательство воли улучшает нашу деятельность.

Для характеристики волевых усилий говорят о силе воли , отражающей длительность и интенсивность волевых усилий.

Сила воли – слабая или сильная. В это понятие вкладывается разное содержание. Существует 3 подхода к его трактовке:

1 точка зрения: сила воли = сила мотива (у человека сильная мотивация поведения).

Но это не так, так как воля – это не столько проявление мотива, волей мотив подавляется или усиливается.

2 точка зрения: сила воли = борьба мотивов связывается силой воли, иногда воля требуется в ситуации, когда нет борьбы мотивов, но на пути достижения цели возникают серьезные препятствия. Влияние интеллекта.

3 точка зрения: сила воли = свойство личности, волевое качество.

Но сила воли для современной психологии – пустое слово, так как воля м. проявляться различными качествами человека. Нужно говорить о конкретных волевых качествах личности. Þ Нужно говорить об отдельных волевых качествах. Нет силы воли, а есть отдельные волевые качества.

Волевые качества личности.

Волевые качества – это конкретные и устойчивы проявления воли, обусловленные содержанием преодолеваемых препятствий на пути достижения цели.

Основная проблема – в умении отделить волевые качества от других свойств личности. Критерий волевых качеств – это успешность выполнения деятельности. Но успешность зависит не только от волевых качеств.

Общая характеристика всех волевых качеств – это структура волевых качеств.

Каждое волевое качество имеет 3-компонентную структуру, которая напоминает 3-слойный пирог:

Нижний слой – это нейродинамические характеристики свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Они влияют на интенсивность и проявление волевых качеств.

Второй слой – волевое усилие.

Верхний слой – социально личностные качества, которые стимулируют, активизируют волевое усилие: особенности мотивационной сферы личности, интеллектуальные проявления человека, нравственные качества человека.

Такая многокомпонентность затрудняет выделение волевых качеств.

Пример: ссора в семье: один орет, другой невозмутим, обладает самообладанием

Но у них может быть разная эмоциональная активность, а не разная воля. Эти разные компоненты в структуре разных волевых качеств имеют разную обусловленность, вес: настойчивость (связано в большей степени с мотивацией, в меньшей степени – с особенностями нервной системы), упорство (нервная система + мотивация), терпение (особенности нервной системы).

Анализ отдельных свойств волевых качеств . (выделяют от 10 до 30 и более волевых качеств).

Их классификация.

В основу классификации кладется 3 основных критерия

I Каждое волевое качество выделяется на основе соответствия определенных качеств основным функциям воли – функции волевых процессов.

II Структура волевого действия в соответствии с этапами волевого действия.

III Cложность самого волевого качества.

I Этот критерий используется Гоноболиным, Селивановым:

1. Функция воли – повышение активности. Эту функцию воли выполняют несколько волевых качеств: упорство, настойчивость.

2. Функция воли – торможение: терпение, выдержка, самообладания.

II Рубинштейн (выделяет 4 группы волевых качеств) Þ 4 этапа действия:

– Инициативность (самостоятельность) – постановка цели.

– Решительность – принятие решения.

– Настойчивость, упорство.

– Принятие решения о действии + исполнение действий.

III Ильин, Калин разделяют волевые качества на

· базовые (первичные);

· вторичные (системы, производные) – они включают в себя несколько волевых качеств. Это синтез первичных волевых качеств.

Ильин делит волевые качества на простые (волевые качества, которые являются проявлением целеустремленности, и волевые качества, которые обусловлены самообладанием) и сложные (морально-волевые) качества. Мы будем придерживаться

этой точки зрения.

I Целеустремленность и ее основные проявления

Это важно! Стремление к цели Þ проявляется в ясности и четкости цели, которую ставит перед собой человек. Стремление к цели связано с преодолением препятствия.

Целенаправленность как волевое качество выделяется в 3-х видах:

– Настойчивость.

– Упорство.

– Терпение.

Многие психологи отождествляют их как синонимы. Другие психологи находят тонкие различия между ними. Сходство: целеустремленность.Различие: настойчивость связана с отдаленной, перспективной целью; упорство связано с достижением близкой цели, несмотря на неудачи в ее достижении.

Настойчивость.

Настойчивость является самым сильным волевым качеством (этим понятием западные психологи заменяют понятие воли).


Стресс является ответной реакцией организма на перенапряжение или эмоциональную нагрузку. В этот период вырабатывается значительное количество адреналина, что и способствует возникновению специфических признаков в организме. В этой статье вы узнаете все о том, что такое стресс, причины его возникновения и главные признаки, симптомы и лечение такого состояния.

Причины стрессового состояния

Причины возникновения стресса могут быть любыми. К внешним факторам относятся беспокойства по поводу смены работы, неприятностей, смерти близких людей и проч. К внутренним причинам относят особенности личной самооценки, ценностей и убеждений. Отдельно надо выделить стрессы, возникшие в результате военных действий, стихийных бедствий и проч.

Основные психотравмирующие факторы, которые вызывают стресс:

  • болезнь;
  • смерть;
  • развод или расставание;
  • ухудшение денежного положения;
  • рождение ребенка;
  • переезд;
  • сексуальные проблемы;
  • перемена места работы или рода деятельности;
  • пенсия;
  • изменение способа жизни при беременности.
  • проблемы с законом.

Стрессам повергаются все люди. В связи с информационной и эмоциональной нагрузкой стрессовые ситуации все чаще бывают у детей. Понятие стресса, таким образом, очень важно для борьбы с его последствиями и не допущения его повторения.

Незначительные перенапряжения не вредят организму, а наоборот, считаются полезными для него. Более того, они подталкивают человека к поиску выхода из критической ситуации. Однако длительные переживания и эмоции способны вызвать депрессивное состояние. Чтобы предотвратить его, очень важно знать навыки самовоспитания и развития силы воли.

Виды стрессов

Наиболее распространенная классификация видов стрессов такая.

  1. Эустресс, или полезный стресс. Он необходим каждому человеку, потому что именно от него зависит выброс в кровь определенного количества гормона адреналина. Этот стресс можно сравнить с пробуждением: для начала любой активности человеку нужен всего лишь небольшой толчок. Эустресс как раз выполняет функцию такого толчка.
  2. Дистресс возникает в результате действия на организм отрицательных эмоций и всегда бывает во время критического напряжения. Именно при этом состоянии у мужчин и у женщин возникают его характерные проявления.
  3. Посттравматические ситуации развиваются после перенесенных физических травм или пережитых психотравмирующих событий. Одно из проявлений такой разновидности расстройства – это недержание мочи. Оно встречается главным образом у ребенка.

Главные признаки стресса

Первые признаки этого состояния появляются уже сразу после действия поражающего эмоционального состояния.

Основные симптомы стрессового состояния:

  • постоянная раздражительность;
  • плохой и тревожный сон;
  • физическая слабость и депрессия;
  • болевые ощущения в голове, сильная усталость;
  • апатия, нежелание что-то делать;
  • понижение концентрации внимания (оно не дает возможности учиться или работать);
  • неспособность расслабиться;
  • падение интереса к окружающему миру;
  • постоянное желание плакать, жаловаться, излишняя слезливость, беспричинная продолжительная тоска;
  • жалобы на изменение аппетита (при стрессе он может повышаться либо вообще исчезать);
  • навязчивые движения и привычки;
  • суетливость;
  • недоверие к окружающим людям.

Стадии стресса

Выделяют 3 стадии стрессовых ситуаций. Они характеризуются сменой реакций торможения и возбуждения. Все стадии тесно связаны между собой. Длительность их может сильно варьироваться в зависимости от причины, вызвавшей саму стрессовую реакцию.

  1. На первой стадии человек постепенно утрачивает способность контролировать свои мысли и действия. При этом у него снижается общая сопротивляемость организма. Поведение такого человека может резко меняться: если он был, скажем, добрый, то становится вспыльчивым и злым. Вспыльчивые же индивиды часто замыкаются в себе.
  2. На второй стадии происходит сопротивление и адаптация к психоэмоциональному стрессу. Человеческий организм постепенно привыкает работать в напряженной ситуации. Индивид начинает принимать решения, которые позволили бы ему справиться с неблагоприятной ситуацией.
  3. На третьей стадии происходит постепенное истощение нервной системы. При длительном воздействии травмирующей ситуации у человека постепенно развивается хронический стресс. Это значит, что он не может самостоятельно справиться с факторами, приводящими к нервному напряжению. Постепенно развивается и усугубляется ощущение вины, тревоги. Хроническое стрессовое состояние постепенно приводит к развитию у взрослых различных соматических заболеваний. Справиться с хроническим стрессом бывает очень трудно.

Лечение стрессов

Избавиться от напряжения бывает не так уж и просто. Ошибочное и очень вредное мнение состоит в том, будто для этого нужно принять немного алкоголя. Употребление спиртных напитков может наоборот усугубить ситуацию. При посттравматической ситуации для лечения очень важно обратиться за помощью к опытному специалисту. В случае маловыраженных признаком посттравматического эпизода взрослым можно пропить курс седативных средств, успокаивающих препаратов, продающихся без рецепта врача.

Самостоятельно можно проводить курсы релаксации или аутотренинга. Существует множество методов проведения таких практик. Все они направлены на выработку умения человека правильно расслабляться. Помогут и домашние рецепты успокаивающих чаев. Народные способы приготовления лекарств могут применяться только в качестве вспомогательной терапии.

Последствия и осложнения стрессовых ситуаций очень опасные. Вылечить его можно, но для этого без помощи психотерапевта не обойтись.

Обратите внимание! Если не лечить болезнь, то у человека могут возникнуть тяжелые соматические расстройства – обострение язвы желудка, онкологические патологии. Диагноза «стресс» не существует, есть нарушения работы организма в результате стрессового фактора.

В качестве профилактики стрессового состояния важно отказаться от наркотиков, алкоголя, табака. Все это позволит повысить сопротивляемость организма и побороть стрессовые ситуации.

Смотрите видео:

В современном мире человек часто сталкивается с ситуациями, которые заставляют его переживать, нервничать, злиться или ощущать бессилие. На фоне продолжительного действия таких эмоций нередко появляется стресс, который способен не только оказать негативное влияние на эмоциональный фон, но и нанести серьезный вред здоровью. Больше всего достается сердцу и нервной системе. Чтобы понять, как защитить свое здоровье, необходимо иметь представление о видах, причинах стресса и о том, как ему противостоять.

Что такое стресс?

В переводе с английского языка "стресс" значит "напряжение, давление, нажим". Первым гипотезу о его существовании высказал ученый-физиолог Г. Селье. Благодаря своим исследованиям он смог доказать, что причина симптомов многих болезней лежит не в самих болезнях.

Любое внешнее воздействие на человеческий организм вызывает его реакцию. По этому же принципу действует стресс. Он дает о себе знать при нервном истощении, на фоне усталости или при сильных эмоциональных переживаниях. Каждый подвержен ему. Однако нельзя утверждать, что такое состояние является полностью негативным. Стресс "в малых дозах" способен подстегнуть человека к принятию решений и к действиям. Постоянный же стресс, напротив, истощает его и делает неспособным взять ситуацию под контроль, кроме того, силы нервной системы оказываются на исходе, а это влечет массу неприятных последствий. Люди, подверженные стрессу, становятся апатичными, вялыми, иногда грубыми, а их способность усваивать новую информацию притупляется.

Стадии стресса

На видах этой реакции организма мы остановимся немного позже, а пока поговорим о механизме ее развития.

Состояние стресса у человека развивается постепенно. Процесс может занимать от нескольких дней до нескольких лет.

  1. Тревога сразу же после появления внешних раздражителей. Волнение приводит к тому, что происходит активация защитных сил организма. Чувства работают в полную силу, но это длится недолго.
  2. Проявление реакции сопротивления, разделяющей людей на два вида. Первые вступают в борьбу с ситуацией и пытаются решить проблему, а вторые пытаются адаптироваться и сделать все возможное, чтобы новые внешние факторы стали обыденностью.
  3. Проявление реакции на победу или проигрыш происходит индивидуально. Если человек не способен противостоять трудностям и не смог под них подстроиться, его здоровье ухудшается.

Разновидности стресса

С развитием психологии Г. Селье несколько расширил понятие стресса. Виды стрессов и их особенности - все, сколько их есть - перечислить сложно, но классифицировать по определенным параметрам можно.

По последствиям влияния на человеческий организм различают:

1. Дистресс

Данный вид проявляется спонтанно и фатально влияет на нервную систему. Его причина в постоянном перенапряжении, что впоследствии выливается в серьезные эмоциональные проблемы и ведет к ухудшению физического здоровья. Характер возникновения зависит от обстоятельств.

2. Эустресс

Такой вид характеризуется небольшим воздействием на нервную систему. Он способствует активации логического мышления и поэтому является больше положительным. Человек под его воздействием четко видит окружающую картину мира и способен принимать ясные, взвешенные решения. Его тело и мозг переходят в стадию боевой готовности благодаря выделению адреналина, что является абсолютно нормальным и случается с людьми каждый день.

Рассматривая виды стресса в психологии, следует обратиться и к другим классификациям.

Положительный и отрицательный

В жизни каждого случаются плохие и хорошие события. Положительный стресс (например, крупный выигрыш в лотерею или внезапно объявившийся престарелый богатый родственник) приводит к позитивному настрою и оказывает благотворное влияние на организм, иммунитет и даже внешний вид.

В то же время отрицательный стресс (например, переживание смерти близкого родственника или разрыва отношений) может надолго выбить из колеи и подорвать здоровье.

Важно отметить, что в обоих случаях происходит сильное влияние на сердечно-сосудистую систему, будь то миллионный выигрыш в лотерею или смерть дорогого человека. Организм испытывает серьезный стресс как от плохих, так и от хороших новостей.

По времени воздействия

Согласно этой классификации, есть два вида стресса: долгосрочный или кратковременный.

Острую, или кратковременную, форму люди испытывают каждый день. Любые события внешнего мира отражаются на психическом состоянии. Такой стресс проходит все стадии развития за короткий промежуток времени. Самым тяжелым его проявлением является шок.

Большая проблема такого стресса состоит в том, что о нем остаются воспоминания.

Долгосрочный стресс может протекать без острой стадии. Если человек постоянно подвержен эмоциональному напряжению и уже даже привык к нему, рано или поздно это приведет к неврозу и нервному срыву. В какой-то мере это зависит от уровня психологического сопротивления.

Физиологический и психологический стресс

Самыми понятными и простыми являются физиологические стрессы:

  • механический - телесные повреждения и повреждения внутренних органов, операции, болевой шок;
  • физический - жара, холод, резкая смена положения в пространстве, невесомость;
  • биологический - болезни, токсины, наличие в организме грибков, бактерий;
  • химический - отравление химикатами, избыток углекислого газа, недостаток кислорода и так далее.

Психологический стресс - это своеобразная реакция организма на особенности взаимодействия личности с внешним миром. Это более сложное состояние, требующее анализа значимости той или иной ситуации.

Выделяют следующие виды психологического стресса:

  • Эмоциональный - появляется из-за чувств, свойственных каждому человеку. Самая сильная эмоция - страх, потом следуют гнев, обида, бессилие.
  • Информационный - появляется в результате избытка новостей либо из-за переживаний о своих обязанностях и обещаниях. Нередко его причиной является боязнь того, что какая-то личная тайна человека будет раскрыта.

Различают и другие разновидности стресса

Финансовый

Деньги играют огромную роль в жизни каждого из нас. На них приобретаются продукты питания, необходимые вещи и предметы быта, ими оплачивают счета, развлечения и многое другое. Попадая в ситуацию, когда расходы превышают доходы, люди начинают испытывать стресс. К нему могут также привести неожиданные расходы, снижение заработной платы, невозможность взять кредит.

Внутриличностный

Такой стресс появляется из-за дисгармонии человека с самим собой. К нему приводят несбывшиеся мечты и надежды, нереализованные потребности. Внутренние недовольства и переживания начинают проявляться раздражительностью, поэтому развивается стресс.

Общественный

Данного вида стресса избежать практически невозможно, так как каждый индивид живет в обществе, а значит, сталкивается с проблемами этого общества. Среди основных причин его появления можно выделить экономические, политические и другие.

Экологический

Здоровье напрямую зависит от экологии. Шум, загрязнение окружающей среды, воздействие химии отрицательно влияют на организм. Все эти причины, а также ожидание неблагоприятного воздействия приводят к экологическому стрессу.

Рабочий

Стремление построить карьеру в совокупности с длительным отсутствием положительного результата или просто высокой нагрузкой вызывает хроническую усталость и негативные эмоции. Часто такой стресс возникает в результате несправедливой оценки труда, плохого обеспечения безопасности на работе или в связи с ролевой неопределенностью.

На базе предыдущей классификации можно выделить следующие виды профессионального стресса:

  • информационный - появляется в результате перегрузки информацией, когда в рамках жестко установленного лимита времени человек не может принять важное решение;
  • эмоциональный - происходит из-за конфликтов с коллегами и руководством;
  • коммуникативный - выражен в проблеме общения с коллективом, неспособности отказать там, где это необходимо, и неумении защитить себя от нападок.

Основные причины стрессов

К общим причинам возникновения различных видов стрессов относятся:

  • чрезвычайные обстоятельства, техногенные, природные и социальные ситуации;
  • экономическая и политическая обстановка в стране;
  • заболевания;
  • условия жизни;
  • когнитивный диссонанс и механизмы психологической защиты;
  • взаимодействие с людьми;
  • положение человека в обществе;
  • особенности характера человека:
  • жизненные невзгоды (развод, утрата, долги, смена обстоятельств, на которые нет возможности повлиять);
  • трудности на работе (уровень оплаты труда, разногласия с коллегами и так далее), возникновение которых препятствует нормальной производительности труда.

Вместо послесловия

Несмотря на то что большинство основных видов стресса сопровождает нас всю жизнь, необходимо научиться противостоять им. Депрессии и психологические расстройства угнетают физическое и психическое здоровье. Если знать способы воздействия стресса и его принципы, можно самостоятельно разработать тактику борьбы. Но не стоит забывать и о том, что стресс может быть полезен, способствуя мыслительной активности и тренируя стрессоустойчивость.