Социальные детерминанты политики. Проверка домашнего задания (творческий уровень)

Социальные детерминанты политики. Проверка домашнего задания (творческий уровень)

А. В традиционном обществе социальная мобильность ограничена.

Б. В современном мире нет народов, сохранивших традиционный уклад жизни.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

23.Закономерности развития общества в отличие от законов природы:

1.Поддаются научному изучению;

2.Учитываются людьми в практической деятельности;

3.Прокладывают дорогу через сознательную деятельность людей;

4.Исключают случайности.

24.Особенностью первобытного общества является:

1.Имущественное расслоение;

2.Социальная дифференциация;

4.Первые формы государственности.

25.Отличительным признаком постиндустриального общества является:

1.Ускоренное развитие промышленности;

2.Снижение темпов роста сферы услуг;

3.Развитие информационных технологий;

4.Появление массовой культуры.

26.В цивилизационном подходе к истории, в отличие от формационного, особое значение придается:

1.Сложившимся в обществе духовным ценностям;

2.Существующему экономическому базису;

3.Проявлениям классовой борьбы;

4.Существующим формам государственного устройства.

27.К глобальным проблемам человечества относится:

1.Загрязнение окружающей среды;

2.Колебание цен на нефть на мировом рынке;

3.Увеличение доли пожилых людей в составе населения;

4.Рост числа неграмотных в ряде стран.

28.В индустриальном обществе в отличие от традиционного:

1.Возрастает роль религии;

2.Сокращается сфера услуг;

3.Развиваются компьютерные технологии;

4.Появляется массовая культура.

29.Социальная структура общества включает:

1.Сословия;

2.Акционерные общества;

3. Государство;

4. Образовательные учреждения.

Верны ли следующие суждения о развитии общества?

А. Поступательное развитие в одних областях общества может сочетаться с регрессом в других.

Б. Прогресс в культуре выражается в переходе от народной культуры к массовой.

1.Верно только А;

2.Верно только Б;

3.Верны оба суждения;

4.Оба суждения неверны.

Задание 2.

Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

1.Общество – 1.совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов.



2.Страна - 2.это группа людей, складывающаяся на основе общ­ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­зований.

3.Государство -3. это определенная территория, имеющая госу­дарственную принадлежность.

4.Нация - 4.это политическая организация, осуществляющая уп­равление населением определенной территории.

5.Брачно-семейные отношения - 5.это отношения в процессе про­изводства и распределения материальных благ.

6.Производственные отношения - 6.это отношения между различ­ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

7.Социальные отношения - 7.это отношения, возникающие в про­цессе управления обществом и борьбы за власть.

8.Межнациональные отношения - 8.это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

9.Политические отношения - 9.это отношения между представи­телями разных наций.

10.Общественные отношения - 10.это личные отношения, связан­ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

11.Общежитие – 11.обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.

12.Природа - 12.это весь животный и растительный мир Земли.

13.Биосфера - 13.это совокупность естественных условий существо­вания человечества.

14.Матриархат - 14.главенство мужчины в первобытной семье.

15.Патриархат - 15.главенство женщины в первобытной семье.

16.Присваивающая экономика - 16.производство необходимых про­дуктов в первобытном обществе.

17.Производящая экономика -17. присвоение продуктов природы в готовом виде.



Задание 3.

Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ских социологов - Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определен­ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­бинация институциональных порядков образует социальную струк­туру.

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - регулирующие половые отношении, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, орга­низующие законное наследие; 5) религиозный - институты, орга­низующие коллективное почитание богов».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте приведенные ниже положения Консти­туции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы эко­логии включены в Основной Закон государства и являются одной из важных сторон его деятельности?

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняют­ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущер­ба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное образовательное бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования
Воронежской области
Методические указания по выполнению практических заданий
для студентов I курса по специальностям
Россошь 2015 г
Введение
Данный практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику «Обществознание» для обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Все задания практикума направлены на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении учебника. Некоторые задания содержат дополнительный материал, который позволяет расширить кругозор обучающихся.
Практикум включает в себя различные типы заданий.
Задания на установление соответствия между понятием и определением.
В таких заданиях определения не совпадают с понятиями. Каждое из приведенных понятий необходимо соотнести с предложенным определением и, обнаружив ошибку, найти то единственное, которое будет соответствовать этому понятию. Задания можно выполнять, переписывая понятия и определения, соответствующие друг другу, в тетрадь так же, как это сделано в практикуме(понятие-определение), или оформить ответ в виде таблицы, где в одном столбце будет понятие, а в другом- определение. Так как число понятий-определений в каждом параграфе неодинаково, то критерий оценки данного задания можно обозначить в долях к его выполнению. Например, все выполнено правильно- оценка «отлично», 90%- «хорошо», 70%-«удовлетворительно», 50%-«неудовлетворительно».
Задания на восполнение недостающих понятий.
В этих заданиях из логического ряда исключены некоторые понятия. Обучающийся должен дописать их, опираясь на те понятия, которые ему известны. Оценка выставляется аналогично критерию, указанному для заданий на установление соответствия между понятием и определением.
Задания на исправление ошибок в определениях.
В заданиях даются неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку. Задания можно выполнять письменно, переписав правильный вариант из учебника, или устно. Оценка выставляется аналогично критерию, указанному для заданий на установление соответствия между понятием и определением.
Задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью или только пропущенные графы. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.

Задания на составление схем.
Схемы составляются на основе предложенных понятий, взаимосвязь между которыми необходимо проследить по тексту учебника. В соответствии с примером схемы могут быть горизонтальными и вертикальными. Оценка составления схемы зависит от того, все ли предложенные понятия задействованы, правильно ли установлена взаимосвязь между ними.

Задания по работе с высказываниями мыслителей, ученых, с юридическими документами.
Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании. В данном случае оценивается правильность и полнота ответов.
Весь комплекс заданий позволит полнее усвоить материал учебника по данной теме и лучше ориентироваться в сфере обществознания.
Основная часть
Глава 1.Общество
1.1.Что такое общество

Общество- совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов.
Страна- группа людей, сложившаяся на основе общности территории, экономических связей, языка и культуры, осознающая свое внутреннее единство и отличие от подобных образований.
Общежитие- обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе жизнедеятельности.
Государство- определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Нация- политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.
Брачно-семейные отношения- отношения в процессе производства и распределения материальных благ.
Производственные отношения- отношения между различными социальными группами(например, богатыми и бедными).
Социальные отношения- отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.
Межнациональные отношения- система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.
Политические отношения-отношения между представителями разных наций.
Общественные отношения- личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей.

Американский социолог Э.Шилз выделил следующие признаки общества:
…………………….;
браки заключаются между представителями данного объединения;
пополняется за счет детей представителей этого объединения;
…………………….;
……………………..;
обладает собственной системой управления;
………………………;
его сплачивает общая система ценностей(свои обычаи, традиции и проч.) которые находят выражение в определенной культуре.
2.Разновидностями общественных отношений являются:
производственные отношения
…………………………………………………;
…………………………………………………;
межнациональные отношения;
……………………………………………………
3.Структуру общества составляют:
…………………………………………………….;
социальные общности;
…………………………………………………….;
……………………………………………………..
4.В обществе выделяют следующие социальные институты:
………………………………………………………
политический;
……………………………………………………..
духовный.
Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия
«общество».
Общество-это продукт совместного времяпрепровождения людей.
Общество-это обособившийся от природы биологический вид со всей совокупностью заранее определенных форм совместной деятельности людей.
Общество-это определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо трудовой деятельности.
Общество-это продукт материального обмена между людьми, определенная организация их жизни, включающая многообразные экономические связи и отношения между ними.
Общество-это весь процесс исторического развития человечества.
Общество-это политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.
Общество-это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые необязательными правилами поведения(нормами), поддерживаемые,но не охраняемые государственной властью.
Задание 4.Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и человека.
Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им и для него».
Л.Н.Толстой: «Человек немыслим вне общества».
Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество-свод из камней, который обрушился бы, если один не поддержал другого».
Э.Дюркгейм: «Общество-это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Неудивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».
И.Гердер: «В одиночестве человек- слабое существо, в единении с другими-сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшее над ним».
К.Маркс: «…Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы». «…Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество» как абстракцию- индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного (…) является проявлением и утверждением общественной жизни».
Л.Фейербах: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».
Задание 5. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Р.Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.
«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам(религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
Общество-это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков:
экономический- институты, организующие хозяйственную деятельность
политический- институты власти;
семейный- институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей
военный- институты, организующие законное наследие;
религиозный- институты, организующие коллективное почитание богов»
2. 2.Общество как сложная динамичная система

Духовная сфера общества- определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.
Социальная сфера общества- область общественной жизни, включающая в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.
Дозволения- переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Сфера общества- область общественной жизни, которая включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества.
Экономическая сфера общества- область общественной жизни, связанная с понятием «власть», т.е. способностью одних групп людей и их представителей влиять на другие группы.
Обязывания- общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей.
Запреты- рекомендации определенного поведения в интересах первобытного рода.
Промышленный переворот- регуляторы определенного поведения в первобытном обществе, направленные на обеспечение общественных дел- охоты, собирательства, распределения.
Обычай- табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия.
Политическая сфера общества- определенная область общественной жизни, включающая в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей.

1.Выделяют четыре сферы общества:
экономическая
……………………….;
политическая;
………………………..
2.Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области:
…………………………;
…………………………;
распределения материальных благ;
………………………….
3.С развитием орудий труда производство материальных благ распределилось на:
производство продуктов питания;
…………………………
4.В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:…………………………..;
появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;
…………………………….
5.С появлением государства общество делится на:
……………………………..;
зависимое население.
6.Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:
……………………………..;
………………………………;
обязывания;
……………………………….
7.Культура включает в себя:
литературу;
………………….;
архитектуру;
…………………..;
……………………;
религию;
…………………….

1.Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно получать промышленные товары.
2.Со временем первобытные люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от производящей экономики к присваивающей.
3.В первобытном обществе власть исходила от правящей верхушки рода и носила общественный характер.
4.По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений территориальные связи заменяются родовыми, соседская община трансформируется в родовую.
5.Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать, превращая в наемных работников.
6.Долгие столетия наука определяла отношение людей к окружающему миру, и только в Новое время на смену научному мировоззрению приходит религия.
Задание 4.Расположите характеристики общественного разделения труда в хронологическом порядке.
1.Появление торговцев(купцов) как особой группы населения.
2.Разделение общества на земледельцев и скотоводов.
3.Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Задание 5.Заполните пропуски в таблице.
Родовая община Соседская община
1.Наличие кровнородственных связей 1.
2. 2.Обособление имущества отдельных семей
3.Общинная собственность на землю; совместная обработка земли 3.Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями
4.Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства
4.
Задание 6.Схематично изобразите составляющие понятия «культура» в широком и узком смысле.
Задание 7.Исключите лишнее понятие и объясните, что объединяет остальные понятия.
Производство, распределение; обычай; потребление; обмен.
3.3.Природа человека
Задание 1.Установите соответствие между понятием и определением.
Антропогенез- существо биологического вида Homo sapiens(человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции.
Экзогамия- становление человека.
Язык- становление общества.
Социогенез- брачные связи внутри группы особей.
Эндогамия- брачные связи вне данного человеческого стада.
Неолитическая революция- представления о происхождении племени от общего предка, в большинстве случаев от животного.
Тотемизм- процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
Человек- переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Социологизаторская концепция- теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке.
Биологизаторская концепция- теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке.

Задание 2.Допишите недостающие понятия.
1.Антропосоциогенез объединяет два процесса:
антропогенез- становление человека.
……………………………………………………………
2.Брачные связи, в зависимости от того, как они осуществляются- внутри одной группы особей или вне нее, называются:
эндогамия;
…………………
3.Концепции, рассматривающие первичность либо биологических, либо социальных начал в человеке, называются:
биологизаторская;
…………………………….
4.Биологизаторскими концепциями являются:
……………………………;
фашизм;
…………………………….
Задание 3.Исправьте ошибки в предложениях.
1.Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.
2.Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.
3.Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.
4.Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и самопожертвование в пользу других людей.
5.С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.
6.Биологизаторские концепции считают не существенным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.
7.Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.
Задание 4.Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они считают наиболее значимыми? К какой концепции- биологизаторской или социологизаторской- можно отнести каждое из высказываний? Чем человек отличается от животных?
Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
М.Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».
И.Кант: «Человечность- это способность участвовать в судьбе других людей».
Э.Межелайтис: «Стать человеком- большая работа».
В.Г.Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
А.С.Макаренко: «У человека должна быть единственная специальность- он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять « « везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».
В.А.Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог- только тогда можно стать настоящим человеком».
И.В.Гете: «Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами».
К.Г.Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание- человек».
Ч.Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».
У.Хэзлитт: «Человек- единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть».
Новалис: «Человеком стать-это искусство».
Задание 5.Прочитайте текст. В чем, по мнению автора, состоит отличие человека от животных? Какие факторы влияют на становление мышления человека? Почему автор считает, что процесс становления мышления нельзя считать законченным?
«Давайте на миг допустим(для лучшего понимания), что именно мышление- отличительная черта человека. Вспомним: человек- «разумное животное». Другими словами, быть человеком, как учит гениальный Декарт,- значит быть мыслящей вещью. Тогда неизбежен вывод: человек, раз и навсегда наделенный мышлением, бесспорно, владеет им как неотъемлемым, врожденным качеством, то есть он уверен, что он- человек, как рыба уверена, что она рыба. Но это- глубочайшее заблуждение. Человек никогда не уверен, что способен мыслить правильно(настоящая мысль всегда адекватна). Повторяю, он всегда сомневается в своей правоте, в адекватности своего мышления. Вот почему можно со всей категоричностью утверждать, что в отличие от всех прочих существ человек никогда не убежден и не может быть убежден, что он человек(так же как тигр не сомневается, что он- тигр, а рыба уверена, что она- рыба)
Итак, мышление не было даровано человеку. Истина(которую я, не имея возможности вполне обосновать, только лишь констатирую) в том, что мышление создавалось постепенно, мало-помалу, формировалось благодаря воспитанию, культуре, упорным упражнениям, дисциплине, одним словом, ценой неимоверных усилий, проделанных на протяжении тысячелетий. Больше того, ни в коем случае нельзя считать эту созидательную работу законченной»(Х.Ортега-и-Гассет. Человек и люди)4.4.Человек как духовное существо
Задание 1.Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Л.Н.Толстой «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека- участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему» «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».
М.Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни- литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».
Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «…Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
О.Уальд: «Смысл жизни- самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность- вот для чего мы живем».
Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».
Марк Аврелий: «Живи так,как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».
Ф.Брукс: «Суть жизни- стремление к счастью, и оптимизм- лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».
А.Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».
Омар Хайам: «То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося».
Блаженный Августин: «Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно».
Джалалледин Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу в земле- ищите ее в сердцах просвещенных людей».
Дж.Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».
В.Г.Белинский: «Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была бы действительно мрачною пустынею…Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца,- мир исторического созерцания и общественной деятельности».
Задание 2.Прочитайте высказывание. Как временный характер бытия и необратимость человеческого существования связаны с поиском смысла жизни? Как вы поняли последнюю фразу цитаты?
«Перед лицом смерти- как абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела наших возможностей- мы должны максимально использовать отведенное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни единой из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.
Конечность, временный характер, таким образом, не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
Жизнь превосходит себя не в «длину»- в смысле самовоспроизводства, а в «высоту» -путем реализации ценностей- или в «ширину»- воздействуя на общество»(В.Э.Франкл. Общий экзистенциальный анализ). Задание 3.Прочитайте высказывание. Какие вопросы поднимает автор? Почему его взгляд столь пессимистичен? Можно ли считать это мнение справедливым? Почему? Как необходимо строить свою жизнь, чтобы не было оснований жалеть о прошлом?
М.Горький: «Вы лежите в могиле, в тесном гробу, и перед вами проходит, вращаясь, как колесо, бедная жизнь ваша. Она движется мучительно медленно и вся проходит- от первого сознательного шага до последней минуты жизни вашей. Вы увидите все, что скрывали от себя при жизни, всю ложь и мерзость вашего бытия, все мысли ваши вы вновь передумаете, вы увидите каждый неверный ваш шаг, вся жизнь ваша возобновится- вся до секунды! И для того чтоб усилить муки ваши, вы будете знать, что по той тесной и глупой дороге, по которой шли вы, идут другие, и толкают друг друга, и торопятся, и лгут…И вы понимаете, вы ясно видите- все это они делают лишь для того, чтоб со временем узнать, как позорно жить такой гнусной, бездушной жизнью».
Задание 4.Во все времена люди обращались к проблеме смерти. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на эту проблему. Что в них сходного и отличного? С кем из авторов вы больше согласны? Почему?
Марк Аврелий: «Все, что видишь, скоро погибнет, и всякий, кто видит, как оно гибнет, скоро и сам погибнет. По смерти и долгожитель, и кто безвременно умер станут равны».
Н.А.Добролюбов: «Говорят, что мой путь смелой правды приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть не даром».
Г.Гейне: «В сущности, все равно, за что умираешь; но если умираешь за что-нибудь любимое, то такая теплая, преданная смерть лучше, чем холодная, неверная жизнь».
И.В.Гете «Смерти можно бояться или не бояться- придет она неизбежно».
М.Ф.Ахундов: «…Доказано, что лишение жизни в наказание за убийство не только не прекращает подобного рода преступлений, но даже и не уменьшает таковых».
Новалис: «Смерть есть прекращение обмена между внутренним и внешним возбуждением, между душой и миром…Смерть- это романтизирующее начало нашей жизни».
Василий Кесарийский: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся».
Блаженный Августин: «Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон- все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым»;
«Смерть- зло лишь в силу того, что за ней следует».
Абу Абдалах Рудаки: «Все тленны мы, дитя, таков Вселенной ход.
Мы- словно воробьи, а смерть, как ястреб, ждет.
И рано ль, поздно ли- любой цветок увянет,-
Своей теркой смерть всех тварей перетрет».
Абу-аль-Маарри: «Когда наступит срок,
Хотим иль не хотим,
Душа, полна грехов,
Пойдет путем своим».
Авиценна: «От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел».
Ибрахим аль-Хусри: «Смерть- это стрела, пущенная в тебя, а жизнь- то мгновение, что она до тебя долетит».
Омар Хайям: «Так как собственной смерти отсрочить нельзя,
Так как свыше указана смертным стезя,
Так как вечные вещи не слепишь из воска
То и плакать об этом не стоит, друзья!»
Ф.Бэкон: «Я много думал о смерти и нахожу, что это- наименьшее из зол».
К.де ла Саль: «Мы смертными являемся на свет,
У смерти от рожденья мы во власти…
Но ты живи так, словно смерти нет,
И ты узнаешь, что такое счастье».
Дж.Свифт: «Невозможно представить себе, чтобы такое естественное, необходимое и универсальное явление, как смерть, задумывалось Небесами в виде наказания человечеству».
Ж.Ж.Руссо: «Тот лжет, кто утверждает, что не боится смерти».
Д.Дидро: «Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело».
Задание 5.Прочитайте высказывание. Почему автор считает, что не нужно бояться смерти? Чем, по его мнению, отличаются взгляды на смерть мудреца и «Людей толпы»?
Эпикур: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной- не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего страшного в жизни тому, кто всем сердцем постиг(вполне убежден), что вне жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. Таким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.
Люди толпы то избегают смерти, как величайшего из зол, то жаждут ее, как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится нежизни, потому что жизнь ему не мешает, а нежизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным».
5.5.Деятельность- способ существования людей
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Деятельность- осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования.
Цель- совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный.
Технологический процесс- мысленная модель будущего результата, к которому субъект в ходе своей деятельности.
Потребности- проявление активности человека в какой-либо сфере его существования.
Производительность труда- способы воздействия на объект труда.
Технологии- категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.
Инициатива-вид трудовой деятельности с определенным характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист.
Квалификация- наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии.
Профессия- уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности.
Специальность- творческий подход к выполнению заданий.
Задание 2.Допишите недостающие понятия.
1.Структуру деятельности составляют:
……………………
объект;
…………………..
2.Важную роль в осуществлении деятельности играют:
цель;
средства;
……………………
3.А.Маслоу предложил следующую классификацию потребностей;
физиологические потребности;
…………………………..
социальные потребности;
…………………………..
духовные потребности.
4.Практическая деятельность бывает:
…………………………..
социальная.
5.В зависимости от форм деятельности выделяют:
трудовую деятельность;
……………………………………
………………………………….
творческую деятельность;
…………………………………………
…………………………………….
преподавательскую и другую деятельность.
7.В зависимости от результата труд подразделяется на:
……………………………………
непроизводительный.
8.Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть:
индивидуальной;
…………………………..
Задание 3.Исправьте ошибки в предложениях.
1.Производительный труд более важен, чем непроизводительный.
2.С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве умственный труд все более заменялся физическим.
3.В современном обществе роль знаний, квалификации, нравственных качеств существенно снижается.
4.Удовлетворение потребностей является средством трудовой деятельности.
5.В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как активный субъект производства; такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей.
Задание 4.Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы?
Ф.де Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».
И.В.Гете: «Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
У.Теккерей: « Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- и вы пожнете судьбу».
Задание 5.Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.
Деятельность; структура деятельности, субъект деятельности, объект деятельности, орудия деятельности, цель, средства, поведение, действия, мотив, потребности(первичные, вторичные), виды деятельности.
Задание 6.Как известно, деятельность имеет целенаправленный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказываний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?
М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».
Г.Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».
И.В.Гете: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели». «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились».
К.Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».
Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели».
Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели».
В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человечество, стремясь к целям, им себе поставленным».
Задание 7.Прочитайте высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний?
Марк Аврелий: «Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием ил бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо- вот чего ты должен желать».
Конфуций: «То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью».
В.Я.Брюсов: «Надо работать! Надо что-нибудь сделать! За работу, жизнь не ждет».
Л.Н.Толстой: «Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
А.Шопенгауэр: «Трудно обрести покой в праздности».
Л.де Вовенарт: «Праздность утомляет больше, нежели труд».
Д.И.Менделеев: «Трудитесь, находите покой в труде- ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит- он себе, труд оставит след долгой радости- он другим».
И.П.Павлов: «Самое важное в каждом деле- пересилить момент, когда вам не хочется работать».
М.Г.Сафир: «Труд- отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья».
Б.Дизраэли: «Трудолюбие- душа всякого дела и залог благосостояния».
Т.Карлейль: «Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд».
Л.ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».
И.Г.Гердер: «Труд- целительный бальзам, от добродетели источник».
И.В.Гете: «Одно только несчастие существует для человека…это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на действительную жизнь или же отвлекающая его от труда».
И.Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях- и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй восприимчивость к ним преждевременным наслаждением».
К.Маркс: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком».
Новалис: «Чем выше культура, тем выше ценится труд».
Р.Браунинг: «Долг человека- трудиться и по мере сил превращать землю в небеса».

ЗАНЯТИЕ № 22

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Прочитайте суждение одного из ведущих социологов Р. Миллса:

«Под институтом я понимаю общественную форму определённой совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.

Общество – это конфигурация институтов, которые при своём функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитывают 5 институциональных порядков:

1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический – институты власти;

3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный – институты, организующие законное наследие;

5) религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов».

Какой важный институт не назван Р.Миллсом в перечне институциональных порядков?

Проверка домашнего задания (творческий уровень)

по теме «Социальные институты и организации»:

Иногда можно услышать такое мнение: социальная организация и социальный институт - понятия идентичные.

Вы согласны с этим утверждением?

Лекция по теме 22 «Социальный прогресс и развитие общества»:

1. Три подхода в истории общественной мысли о развитии общества:

Когда речь заходит о динамической характеристике общества, его развитии, человеческая мысль необходимо сталкивается с вопросом о том, в каком направлении развивается общество: * по восходящей линии, *по нисходящей или же * все происходит на одном уровне, циклически повторяясь через определённые промежутки времени.

В истории общественной мысли всегда присутствовали эти 3 подхода, борясь между собой и представляя позиции тех или иных слоёв общества.

Уже в древности зародилась традиция рассматривать общественные явления как движущиеся по кругу с бесконечным повторением одних и тех же качеств, что отразилось в библейской истине о том, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Время от времени появляются концепции, утверждающие, что золотой век человечества в прошлом, а ныне оно неумолимо движется к своему концу, страшному суду, новому потопу, т.е. к своей неминуемой гибели. Иначе говоря, идея личной смерти человека как бы переносилась на весь человеческий род.

В древнем мире складывалась и идея прогрессивного развития как перехода от наиболее простых форм человеческой организации к её более сложным формам, чаще всего связываемым с политической организацией общества. Так, уже Аристотель рассматривал естественный ход развития общества как переход от первобытной семьи к селению, от него – к государству, а совершенствование самого государства – как переход от плохих к хорошим формам государственного правления.

Таким образом, идеи прогресса, круговорота и регресса зарождаются еще в древности и затем повторяются в разных вариантах в последующих исторических периодах, вбирая в себя новый исторический материал.

Если изменения способствуют увеличению жизнеспособности системы,то говорят о ПРОГРЕССЕ.

Упрощение, сужение возможностей общества свидетельствует о РЕГРЕССЕ.

Что преобладает в обществе?

Характеризуя границы двух тенденций развития, можно сделать вывод: «ПРОГРЕСС локален и глобален. Он представляет преобладание позитивных изменений над негативными. РЕГРЕСС только локален.Он представляет преобладание негативных изменений над позитивными».

В целом прогресс в обществе очевиден. Развитие техники, накопление знаний, освоение Земли и Космоса, культурное совершенствование человека свидетельствуют о поступательном движении общества. Но этот процесс далеко не прост. В 20 веке мир пережил две крупнейшие войны, тотальные режимы, вплотную приблизилась экологическая проблема, стрессы и нервные расстройства стали расплатой за ускорение темпов жизни. Все негативные явления – это вызов человечеству, это задачи, которые человечество должно решать, чтобы обеспечить собственное существование. До сих пор оно справлялось с ними, приспосабливалось и совершенствовалось.

Идея общественного прогресса с особой силой была поставлена в новое и новейшее время, в период бурных революционных преобразований в Европе и России при переходе от традиционного к индустриальному обществу.

2. Концепции общественного прогресса:

ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития

В настоящее время существует не одна, а несколько конкурирующих концепций общественного прогресса, по своему истолковывающих его природу. Здесь в основном противоборствуют идеи * экономического, * технологического,

* культурологического детерминизма. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, мы будем придерживаться основ реалистического объяснения истории и общественного прогресса, диалектически связывающего все вышеуказанные типы детерминизма.

Но прежде всего, необходимо отметить, что:

· в ходе общественного развития действительно имеет место как прогрессивные, так и регрессивные события и процессы;

· как эволюционные преобразования, так и быстрые, революционные скачки;

· как бессознательные стихийные так и сознательные акты человеческой деятельности;

· как случайные события, так и закономерные тенденции.

И в этом плане картина общественного развития намного сложнее, чем любая теоретическая схема, проповедующая монотонное восхождение по лестнице прогресса.

Необходимо указать критерии и отличительные признаки общественного прогресса:

1. Если говорить о чисто природных показателях человеческой, эволюции, его биологических и физиологических характеристиках, то можно сказать, что здесь эволюция и прогресс себя исчерпали. Современный человек по своим физическим данным мало чем отличается от своего далёкого предка – хомо сапиенс. Прогресс сейчас в этом плане уже не имеет того решающего значения, которое имела биологическая эволюция в период трансформации животного предка человека в разумное человеческое существо.

2. Что же касается цивилизационных показателей общественного развития, то они разительно меняются от эпохи к эпохе в сторону своего совершенствования, т.е. имеют явно выраженный прогрессивный характер. Правда, и здесь не все элементы общественной структуры в одинаковой мере определяют исторический прогресс. Одни элементы этой структуры (сфера производства) в большей мере, другие (область семейно-брачных отношений, религия) в меньшей мере являются выразителями общественного прогресса, влияют на темпы его осуществления.

3. К техническим показателям общественного прогресса можно отнести совершенствование орудий труда и средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека, что в целом можно определить как прогресс техники , который зиждется на трёх китах: материал , энергия , технологии.

Именно по этим показателям прослеживаются основные этапы общественного прогресса. Так, с точки зрения материала выделяют каменный век и век металла (включающий бронзовый и железный).

С точки зрения источников энергии можно говорить о таких ступенях общественного развития,как:

· использование огня,

· использование физической силы человека,

· использование тягловой силы животных,

· использование силы ветра,

· использование потоков воды и пара,

· использование энергии жидкого топлива,

· использование электроэнергии,

· использование атомной энергии.

Причём прогресс здесь идёт не путём появления нового и отмирания старого, а путём наращивания опыта с сохранением традиционных способов деятельности.

Прогресс в производящей технике накладывает свой отпечаток на все другие виды технического прогресса. В этом плане говорят о прогрессе в сельхоз. технике, в строительной технике, в военной технике, в информационной технике. и т.д., которые теснейшим образом переплетаются и дополняют друг друга.

4. Говоря об общественном прогрессе, необходимо отметить как его глобальные проявления (общее движение человечества к единой цели – создание всемирно-цивилизованного государства) ,так и локальные (прогрессивное развитие отдельной страны, государства или региона) либо характеризовать отдельные сферы общественной жизни (прогресс в военной технике, в искусстве,…)

5. Социальный прогресс может быть 2 видов:

· постепенный (реформистский)

· радикальный (революционный)

РЕФОРМЫ – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не меняющих основ существующего общественного строя. Например, социальная – введение пособий по безработице, экономическая – установление свободных рыночных цен. Они представляют собой одно или ряд нововведений, которые должны решать определённые социальные задачи.

РЕВОЛЮЦИИ – скачкообразный переход общества из одного качественного состояния в другое, протекающее как целый комплекс глубоких одновременных реформ. Отличительные признаки революции: масштабность, глубина преобразований, широкое участие народных масс, высокая историческая значимость. Они бывают кратковременными и длительными, могут охватывать одну страну или всё человечество. Примеры глобальных революций – неолитическая, промышленная, современная НТР.

Рассмотрев структурные особенности общественного прогресса , необходимо отметить и его динамические характеристики.

ПРОГРЕСС – это переход на новую, качественно более высокую ступень развития. В этой связи возникает вопрос, о том, что является финальной частью такого движения и что происходит с отжившими ступенями общественного развития.

Что касается первого вопроса, то можно сказать, что ответ на него теряется в туманной дымке неопределённости, и можно лишь предположить, что человечество от земной формы своего развития перейдёт к освоению космоса. Касаясь же земной стадии развития цивилизации, можно сказать, что в обществе еще так много несовершенного и отрицательного, что прогрессу ещё есть где себя проявить ив этих условиях.

Что касается ранее пройденных ступеней общ. развития., то они не исчезают, а как бы выстраиваются в структуру современного общества и долгое время сосуществуют. Отжившее присутствует в современном мире в виде социальных атавизмов (рабовладение – ГУЛАГ).

Второй важный момент прогрессивного развития – вопрос об исходной точке и ареале общественного прогресса.

Где, когда и почему складываются такие моменты в общественном развитии, которые можно расценить как прогрессивные инновации, как они расширяются и распространяются по свету?

3. Общественный регресс, его понятие и особенности:

РЕГРЕСС – упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградация.

Регресс локален. Он может быть присущ отдельному индивиду (распад личности) и отдельным сферам общественной жизни (например, сел. хоз-во в СССР), может охватывать отдельные города и государства и даже цивилизации.

РЕГРЕСС, как и прогресс, может осуществляться медленно, плавно, занимая большие исторические интервалы, а может иметь и быстрый, взрывной, обвальный характер, резко изменяя судьбы людей в рамках одного поколения.

РЕГРЕСС, поражая отдельные социальные структуры, не может быть распространён на общество в целом, т.к. в своём движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, общество продолжает развиваться по восходящей линии; никакое идеальное состояние общества не может выступать в качестве какой-то финальной цели, т.к. это означало бы конец развития. И нет никаких оснований сомневаться, что восходящая линия развития общества сохраниться и в 21 веке.

Вопрос прогресса и регресса тесно переплетается с политическими идеалами, очень часто одни и те же социальные явления оценивались прямо противоположным образом. Так, коммунисты считали капиталистическое общество уже вошедшим в стадию регресса и упадка, а социализм – прогрессирующей формацией. Западные же учёные придерживались прямо противоположной точки зрения. Таким образом, теоретические оценки одних и тех же общественных явлений с точки зрения сочетания прогресса и регресса могут быть прямо противоположными, придавая рассматриваемым категориям скорее гносеологический характер.

Однако, если мы отойдём от современности и обратимся к истории, то без труда сможем заметить как проявление регресса, так и проявление прогресса в самой объективной реальности, из сочетания которых и складывается общественное развитие.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Термин институт имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: шзШМшп - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения: узкое техническое - название специализированных научных и учебных заведений и широкое социальное - совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное научное учреждение; наука - это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, пока не удается обнаружить единства взглядов. В социологии существует не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями 43.

Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок.

П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию44. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными45.

По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт образуют взаимодействующие индивиды. Социальный институт - это фактически культурно санкционированный способ выполнения определенного вида деятельности или совокупности определенного вида деятельностей. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов46.

Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции 2. Институты - это совокупность норм или правил поведения, которые относятся только к людям.

В современной социологической отечественной литературе понятию социального института также отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 3. Согласно

С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» 4. По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.» 47.

Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой: ?

ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; ?

совокупность обычаев, традиций и правил поведения; ?

формальную и неформальную организацию; ?

совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; ?

обособленный комплекс социальных действий.

Попытаемся резюмировать данные общие черты, дав им такое рабочее определение: социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Роль социальных институтов в обществе сродни функции биологических инстинктов в природе. Известно, что живое существо приспосабливается к среде с помощью инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионолетней эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. Функцию инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они также помогают человеку бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а целым сообществам. Неудивительно, что институты появились не ранее и не позднее, чем возникла культура. Оба эти устройства выполняют схожие функции - помогают человечеству приспосабливаться к окружающей социальной реальности.

Действительно, ученые часто определяют культуру именно как форму и результат приспособления к окружающей среде. Как утверждает Кеес Дж. Хамелинк, культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств. Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты так же непохожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения.

Коммуникационные институты - часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты - результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах 48.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т. д. Беспокоясь

об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и т. д.

Институты в то же время выступают инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей подчиняться и дисциплинироваться. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно такие отношения стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу - это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт семьи и брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Нарушителей этих обычаев и традиций (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции).

Процесс формирования и развития социальных институтов называют институционализацией. Институционализация представляет собой выработку, определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна удовлетворять некоторой общественной потребности. Кроме того, институционализация включает в себя интернализацию членами общества этих норм и статусов, т. е. перевод внешних требований на уровень внутренней системы ценностей. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется4.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает выработку определенных правил общения между учеными, создание общего для них терминологического словаря, без чего невозможна эффективная коммуникация. Кроме того, этот процесс предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий (со своими уставами), открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов для подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. Если кружок единомышленников, развернув широкую агитацию, привлек на свою сторону многих сторонников, добивающихся прогрессивных изменений в обществе, а затем установленным порядком легализовался, то говорят об институционализации конкретной политической партии.

Таким образом, социальные институты появляются в обществе, когда крупные непланиру- емые ранее продукты социальной жизнедеятельности превращаются во вполне спланированные механизмы деятельности группы людей.

Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко формализованные спортивные поединки, неупорядоченная половая жизнь - в институты семьи и брака, стихийные движения протеста - в массовые политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, его «обрастание» организационной инфраструктурой и материальными ресурсами (например кафедрами, кадрами, журналами и т. п.).

Институционализации противостоит институциональный кризис - обратный процесс, характеризующийся падением авторитета данного института, например семьи, снижением доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, института образования - передавать людям накопленные обществом знания, института здравоохранения - лечить людей, института семьи - укреплять узы брака. Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса - перераспределение функций институтов, т. е. переложение их «на плечи» других. Например, в середине 80-х годов в нашей стране наметился кризис средней школы, она стала плохо готовить выпускников к вузу; сразу же появились репетиторы - институт посредников между абитуриентами и вузом. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, гражданским институтам вообще. Более двух третей опрошенных в декабре 1998 года не доверяли практически ни одному институту 4. Начали проявляться две существенные тенденции: общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной стороны, и повышение возможностей политических партий привлекать граждан на свою сторону недемократическими методами, с другой.

Институциональный кризис обнажает какие-то неполадки в механизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате - лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не бывает развития института, как без болезни нет человеческой жизни. Институт образования в США трижды испытывал серьезные кризисы - в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна в погоне за ушедшими вперед странами (сначала СССР, а позже Японией) пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и сейчас не достигли поставленной цели, и, тем не менее, многого добились, поскольку из всех стран молодые люди едут получать американское образование, считающееся очень престижным.

В социологии различают два процесса - институцию норм (instituting a set of norms) и их институционализацию (institutionalizing). Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как к ним относится население 49. Нормы нельзя считать институционализированными до тех пор, пока их не примет для себя большинство людей, и они, в свою очередь, не станут чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Данное принятие совершается, как мы упоминали, путем интернализации.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Кто-то считает, что главным в социальном институте выступают статусы и роли, другие уверены, что следует говорить в первую очередь о системе норм и предписаний, третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля, и т. д. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, потому что представляют просто разное видение одного и того же. Еще В. И. Ленин писал, что в зависимости от того, как вы используете стакан, его можно считать сосудом для воды, орудием нападения, инструментом ловли мух и т. п.

Так и в социологии. К примеру, Дж. Бернард и Л. Томпсон 50 выделяют такие элементы социального института, как: ?

цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; ?

образцы, или правила, поведения; ?

символические черты; ?

утилитарные черты; ?

устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементную структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (табл. 2).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных признаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует пять: ?

установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); ?

символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.); ?

утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); ?

устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); ?

идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии) 51.

Таблица 2

Функции и структурные элементы основных институтов общества 1 Функции Институты Основные

роли Физические

черты Символические

черты Забота, выхаживание и воспитание детей Семейно

брачные отец

ребенок дом

обстановка кольца

обручение

контракт Добывание

жилья Экономиче

ские работодатель

работник

покупатель

продавец фабрика

ские законодатель

права общественые здания и места флаг

партия Содействие

соборным

отношениям

и установкам,

углубление

веры Религиоз

ные пастор

прихожанин собор

церковь крест

библия Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование учитель

ученик школа

колледж диплом

К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто внутри институтов, а то, что находится снаружи. Точнее сказать, то, какими их воспринимает человек. П. и Б. Бергеры, опираясь на теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, вывели ряд базовых социальных характеристик, которыми они должны обладать 1. Кратко рассмотрим эти характеристики. 1.

Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собой нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. Согласно этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности - даже деревьями, столами и телефонами, - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту. 2.

Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях. 3.

Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции. 4.

Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию - т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому. 5.

Институты обладают качеством историчности. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом, институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долгого времени несметным числом индивидов, чьи имена и лица никогда уже не будут извлечены из прошлого.

При рассмотрении проблемы функционирования социальных групп в различных общественных системах большое значение имеет особенности процесса их институционализации. Понятие "институт" лежит в основе теории социальной структуры, разработанной американским радикальным социологом Р. Миллсом. Под институтом Миллс понимает "общественную форму определенной совокупности социальных ролей&qu

ot;. В ходе взаимодействия институты, структурированные в "соответствии с задачами, которые они должны выполнять" и "стабилизированные лидерами", образуют "институциональный порядок". Комбинация этих "порядков" составляет, в свою очередь, социальную структуру.

Р. Миллс использует понятие "институт", по существу, в значении, эквивалентном понятию "социальная группа", выдвигая на передний план властный характер практически любого вида групповой организации. "Какие бы цели не преследовали взаимодействующие партнеры, отмечал он, - и какие бы средства не применяли, между ними существуют отношения господства и подчинения".

В современных западных обществах Миллс выделял пять институциональных порядков:

1) политический, - включающий институты власти, причем члены этих институтов обладают различным авторитетом и возможностью влиять на решения власти в пределах социальной структуры;

2) экономический - институты, организующие трудовую деятельность, хозяйственные ресурсы и технические новшества с целью производства и распределения товаров и услуг;

3) военный, - гарантирующий стабильность и законный порядок;

4) семейный - институциональная совокупность, регулирующая законные половые отношения, рождение и воспитание детей;

5) религиозный - учреждения, организующие различные виды коллективного почитания Бога.

Акцентировка Миллсом внимания на отношениях господства и подчинения как основы функционирования любой социальной группы (института) имела принципиальное значение, поскольку она затрагивала важнейшую теоретическую проблему соотношения целей, которые ставят перед собой члены группы и средств, необходимых для их реализации.

Исходным моментом теории групп традиционно выступала предпосылка, в соответствии с которой индивиды стремятся объединяться в группы как с целью самовыражения и заботы о собственной безопасности, так и с целью реализации групповых интересов, защита которых приносит индивидам выгоду и пользу, что является для них благом. Еще в конце 60-х гг. ХХ в. этот традиционный подход был поставлен под сомнение американским политологом М. Олсоном в книге "Логика коллективного действия" (1968 г). Разделяя общую предпосылку, согласно которой индивиды, как правило, действуют рационально, исходя из своих собственных интересов, Олсон однако стремился доказать, что внутри больших групп индивид не будет действовать в целях достижения общих или групповых интересов, даже пребывая в твердом убеждении в том, что реализация этих целей принесет ему выгоду. "Если члены большой группы, - отмечал он, - рационально стремятся достичь максимума своего личного благосостояния, они не будут стремиться к продвижению своих общих или групповых целей до тех пор, пока принуждение не заставит их сделать это или же пока некоторые иные побудительные причины, отдельные от достижения общих или групповых интересов, не будут индивидуально представлены членам группы на тех условиях, что последние примут на себя затраты и тяготы, связанные с реализацией общих целей. Подобные большие группы на будут формировать организации для продвижения своих коллективных целей при отсутствии принуждения или же только что упомянутых отдельных побудительных средств. Эти положения сохраняют истинность даже в том случае, когда в группе налицо единодушие относительно понимания общего блага и методов его достижения".

Такого рода скептическая позиция являлась как бы спонтанным и естественным ответом на вопрос, продиктованный элементарным здравым смыслом: во имя чего индивид, представляющий собой ничтожную величину в большой группе, станет тратить свою энергию в продвижении общего блага, если в любом случае как член группы он получит свою долю от этого блага в случае достижения цели? Олсон, полагая что эти соображения в гораздо меньшей степени применимы к малым группам, приходит к следующим выводам:

1) чем меньшей является группа, тем большей оказывается пропорциональная доля, приходящаяся на каждого члена;

2) в малой группе индивид с большей готовностью будет признавать, что он действительно получит свою долю;

3) в малых группах индивиды знают друг друга и могут иметь представление о вкладе каждого в общее благо. В больших же группах только принуждение или особые побудительные средства, индивидуально предлагаемые отдельным их членам, способны обеспечить эффективную кооперацию.

Доводы Олсона принципиально ставили под сомнение эвристическую ценность изучения политики в рамках теории групп, получившей вследствие своего универсального характера всеобщее распространение как в социологии, так и в политической науке, прежде всего, в области политической компаративистики, или сравнительной политологии. Тем не менее, такого рода критика не смогла поколебать убежденность многих ученых в полезности группового анализа хотя бы потому, что она, во-первых, относилась только к функционированию больших или "латентных" групп (в то время как изучение малых групп всегда играло большую роль в рамках данного подхода), а во-вторых, она по этим же причинам фактически стремилась лишь к уточнению логических границ такого анализа. Помимо этого, невозможно полностью опровергнуть саму возможность возникновения ситуаций, когда рационально мыслящие члены больших групп вполне сознательно будут стремиться внести свой вклад в реализацию общих целей, полагая, что такими действиями они добьются для себя гораздо большего по сравнению с другими, занимающими позицию равнодушных наблюдателей.

С момента своего возникновения теория групп в лице своих представителей внесла существенный вклад в реализацию концепции исследования реальных, "базовых" движущих сил политической жизни. Она способствовала привлечению внимания к таким понятиям как "власть", "интересы", "конфликт" в ходе систематического изучения структуры соперничества борющихся за влияния политических группировок. В этом же направлении развивалась и уже упомянутая выше теория классов.

По своему характеру классовый подход к изучению политики отличается как от теории групп, так и от теории элит. В то время как социальная группа обычно рассматривается как совокупность индивидов, вступающих во взаимодействие с целью достижения общей цели или реализации взаимовыгодного интереса, диапазон "классовых интересов" является гораздо более узким. Классы представляют собой совокупность индивидов, имеющих сравнительно одинаковую долю в одной из фундаментальных "распределительных ценностей" - власти, богатства или престижа. Хотя как отдельная единица класс отличается относительным равенством внутри своих собственных членов, его отношения с другими классами обычно характеризуются в понятиях неравенства. Характеристика класса обычно выявляется в отношении других классов и водоразделом между ними выступают те же власть, богатство и престиж или их различные комбинации. Поэтому межклассовые отношения определяются в понятиях разделения и конфликта, связанных, в свою очередь, с изменениями в классовой и, следовательно, в политической системе. Их основными характеристиками является конфликт, принуждение, борьба, отсутствие равновесия и изменения, имеющие нередко революционный, разрушительный характер.