Развитие и профессиональное обучение персонала. Профессиональное образование персонала

Развитие и профессиональное обучение персонала. Профессиональное образование персонала

Высококвалифицированный персонал являетсязалогом успеха любой организации. Именно этим вызвана необходимость организации обучения работников организации. Оно проводится по разным формам и методам, которые выбираются в зависимости от целей и задач посещения занятий.

Организация обучения персонала

Необходимость посещения работниками занятий диктуют такие факторы, как внедрение инновационной технологии или техники, производство современных товаров и др. Это может быть , тренингов, лекций на различные группы слушателей. Создаются условия для изменения определенных видов работ, именно поэтому базовое образование не может в полной мере обеспечить необходимую квалификацию сотрудников.

Чтобы ознакомиться с новыми технологиями или переквалифицировать знания, понадобятся занятия, проводимое в разных формах. Учитывайте, профессиональное обучение работников невозможно организовать без необходимого оборудования, материалов и инструментов. О том, что нужно знать при организации корпоративных тренингов, можете . Но учитывайте, лучше, чтобы этим занимались специализированные компании. Ведь только профессиональные тренера обеспечат необходимый уровень подготовки, благодаря чему эффективность прохождения курса будет на высочайшем уровне.

Система обучения персонала

Это совокупность разных согласованных и взаимосвязанных компонентов, которые, усиливая друг друга, работают на достижение определенных целей. В систему входят различные семинары, лекции и другие формы. Очень важны корпоративные тренинги на командообразование. Об особенностях этих занятий читайте в .

Грамотная организация системы повышения квалификации персонала дает такие результаты:

  1. Повышение производительности труда.
  2. Ускорение адаптации в компании новых сотрудников, достижения ими требуемого уровня эффективности.
  3. Посещение занятий персоналом без отрыва от основных обязанностей или с минимальным отрывом от работы, сотрудники снабжаются знаниями непосредственно на своих рабочих местах.
  4. Выявление знаний сотрудников, о которых они сами могут не знать, систематизация знаний, эффективная работа в команде.
  5. Легкое внедрение изменений организационного плана.
  6. Повышение лояльности сотрудников и их желания работать для достижения общей цели и .
  7. Обеспечение постоянства сотрудников на важных для организации должностях.

Виды

Сегодня выделяются основные виды обучения: профессиональная подготовка кадров, повышение квалификации кадров и переподготовка кадров (переквалификация). Рассмотрим лишь главные черты рассмотреных способов, а более подробную информацию вы найдете здесь .

Профессиональная подготовка кадров

Данный вид заключается в подготовке квалифицированных кадров, которые владеют совокупностью специальных знаний, умений и навыков. Подготовку можно считать оконченной, когда человек получил квалификацию для осуществления определенного вида деятельности.

Повышение квалификации кадров

Повышение квалификации кадров или профессиональное совершенствование – это занятия для сотрудников, проводимые с целью усовершенствования знаний в связи с повышением требований к работе, повышением в должности и другими факторами.

Переподготовка кадров

Переквалификация заключается в получении новых знаний, навыков и умений. Переподготовка требуется в случае овладения новой профессии или изменением требований к результатам труда.

Основные методы и формы

Выделяют два основных метода: на рабочем месте с выполнением работником своих обязанностей; вне рабочего места, когда работник посещает специальные занятия, проводимые за пределами организации. Второй вариант является более эффективным, и зачастую для повышения квалификации выбираются .

Методы, используемые на рабочем месте:

1. Приобретение опыта в определенной сфере.

2. Производственный инструктаж (ознакомление сотрудника с новыми обязанностями или новым рабочей обстановкой).

3. Ротация кадров (смена рабочего места).

4. Использование сотрудников как стажеров.

5. Подготовка в проектных группах (решение крупных задач группой сотрудников).

Методы, используемые вне рабочего места:

1. Фронтальное занятие (лекция) – используется при необходимости передачи большого объема информации быстро в компактной форме.

2. Конференции и семинары – активное обучение, во время которого проходит коллективное обсуждение разных аспектов темы, а благодаря дискуссиям совершенствуется логическое мышление.

4. Опрос экспертов – мероприятие, во время которого участники задают вопросы, а квалифицированные специалисты отвечают на них.

Более подробная информация о методах и формах обучения персонала будет рассмотрена в другой статье .

Семинары для персонала

Семинары – это занятия для больших групп людей с целью подачи теоретического материала и дельнейшего его закрепления проведением дискуссий. Это эффективный вид, но все же большинство руководителей выбирают работу в команде.

Проведение тренингов

Тренинги для персоналапозволяют за минимальные сроки улучшить ключевые компетенции, проработать навыки и умения сотрудников. Они могут быть профильными: для маркетологов, бухгалтеров, юристов, специалистов отдела логистики и т.п. Для совершенствования личностных качеств работников предлагаются: тренинги по мотивации, тайм-менеджменту, лидерству, работе в команде. Руководители сами выбирают, какие тренинги лучше подойдет для их работников.

Что такое бизнес коучинг

Бизнес-коучинг – это эффективный метод, отличающийся от классических консалтинга и тренингов тем, что при проведении не даются советы и рекомендации, а вместе с клиентом ищутся пути решения проблемы. От обычного консультирования коучинг отличается тем, что он направлен на мотивацию. Кстати, на сайте есть несколько роликов для мотивации, которые можно .

Каждый метод обучения основан на достижении определенных целей. Исходя из этого, руководители сами решают, какой из них больше всего подойдет для сотрудников и даст максимальный результат.

. Профессиональное обучение персонала - это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы

Профессиональное обучение персонала в рыночных условиях должно носить непрерывный характер и проводиться в течение всей трудовой деятельности

Повышение важности непрерывного обучения персонала предприятий обусловливают следующие факторы:

Внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходима квалиф ция не может быть гарантирована базовым образованием;

Высокий уровень конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой"в вызов"повышением производительности трудаі;

Изменения во всех сферах жизни непрерывно и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;

Для предприятия более эффективным и экономичным является повышение отдачи от уже работающего персонала на основе его непрерывного обучения, чем привлечение новых работников

Так, уже с 70-х годов большинство руководителей американских корпораций стали рассматривать затраты на обучение как прибыльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры - как подразделения, участвующие в создании прибыли.

Сравнительный анализ традиционного и интегрированного обучения персонала предприятия представлен в таблице 106

Таблица 106. Сравнительный анализ традиционного и интегрированного обучения персонала предприятия

Параметри Традиционное обучение в рамках предприятийа Обучение, совмещенное с организационного развитиям
обът Отдельный рук Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа
содержательныет Основы управленческих знаний и навичок Коммуникативные навыки, умение решать проблеми
работникам, обучающимсяя Руководители низшего и среднего ровнойя Все руководительи
Учебный об этомс Основан на информации и рационализацийї Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
стиль обученияя Выходит из предметов и особенностей преподавателив Выходит из особенностей участников их опыта, проблем, отношений и умений консультантев
цели обученияя рациональность и эффективностьь Приспособления, изменение, информированиея
Форма проведенияя Семинары, курси Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуацииї
ответственность за проведениея Преподаватели, организатори Участники
Стабильность программи Стабильноа Гибкая программа, адаптированная к ситуацииї
концепция обученияя Адаптация руководителей к недостаткам предприятийа Одновременно изменить руководителей и предприятийо
Участие в подготовке учебных и других программ Участники не включены в процесс составления учебной программым Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятийа
направленностьь Ориентация на знания, которые могут понадобиться в будущейу Ориентация на конкретную измененийу
Активность учасникив Как правило, малоактивныі Как правило, очень актиі

В упрощенном варианте участниками процесса обучения являются:

Высшее руководство предприятия;

Менеджеры среднего уровня управления;

Менеджеры нижнего звена;

Рядовые работники предприятия

Следует отметить, что высшее руководство нести непосредственную ответственность за обучение персонала не может - его задача определять стратегическое направление

Менеджеры среднего звена непосредственно работают только с линейными руководителями, поэтому реальной ситуации в области квалификации персонала они не знают. У них нет полного представления о существующей невидпо овидности между реальной и требуемой квалификациию.

Таким образом, только линейные руководители могут непосредственно нести ответственность за процесс обучения работников. Во-первых, они знают все о работе, выполняют их подчиненные, а во-вторых, они могу ут реально оценить их квалификацию и компетенциию.

Персоналом управляет непосредственный руководитель. Соответственно и ответственность за обучение работников несет тоже он

Что же касается роли подразделения по управлению персоналом в процессе обучения, то она определяется, как и в других сферах управления человеческими ресурсами, высоким уровнем специальных знаний, опыта, информа ции, которыми обладают работники этих подразделении.

Профессиональное обучение персонала предприятия обеспечивает:

1. Первичный профессиональную подготовку работников (получение профессионально-технического образования лицами, которые ранее не имели рабочей профессии или специальности, что обеспечивает соответствующий уровень профессиональной квалификационной фикации, необходимый для продуктивной трудовой деятельности на предприятии).

2 переподготовки (профессионально-техническое или высшее обучение, направленное на овладение другой профессии (специальности) рабочими или специалистами с высшим образованием, которые уже получили первичную профессиональную под дготовку в профессионально-технических или высших учебных заведениях). Так, в процессе научно-технического и социального прогресса полученная специалистом базовое образование в определенных случаях требует изменения. Соответствующие учебные заведения осуществляют переподготовку руководителей и специалистов с целью овладения ими новой специальностистю.

3. Повышение квалификации (обучение, направленное на развитие и совершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловлено постоянным изменением содержания труда, совершенствованием т техники, технологии, организации производства и должностных перемещений). Оно, как правило, проводится с отрывом от работы до трех недель или с частичным отрывом от работы продолжительностью до шести месяцев. Рекомендуемая численность обучающихся в группах - до. ЗО человек Учебные планы и программы для краткосрочного обучения разрабатываются предприятиями или учебными заведениями, организующих данный вид обучения руководителей и специалистов. Обучение в группах завершается сдачей экзаменов или защитой курсовых роберобіт.

. Главный редактор. Издательского дома"Галицкие контракты", еженедельнику"Контракты"Николай. Шейко отметил:"На рынке деловой прессы самая большая проблема - это кадры. Процесс переходов, постоянной миграции кадр ров природный. Причины - разные. Где-то журналист не может двигаться дальше по карьерной лестнице, так как позиции заняты. Вторая причина увольнений - издания, появляются, предлагают условия намного лучше, чем можем предложить мы. В такой ситуации имеет смысл самим обучать кадры. Многих наших журналистов мы учили с первых шагов / Кельперис Г. - URL: http://www.top-personal.ru/magazine

15. Белова М.Ю. Анализ современных методов обучения персонала в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / М.Ю. Белова. - URL. http://www.freepapers.ru

16. Ужакина Ю. Методы обучения и развития персонала в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / Ю. Ужакина. - URL. http://www.delovoymir.ru

17. Высоцкий Я.Р. Организация системы обучения персонала. [Электронный ресурс] / Я.Р. Высоцкий. - URL. http://www.coolreferat.com

18. Словарь по экономике и финансам. [Электронный ресурс] - URL. http://www.glossary.ru/

19. Заплаткина И.В. Методы управления персоналом. [Электронный ресурс] - URL. http://student.zoomru.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и виды обучения персонала. Направления профессионального обучения. Обучение персонала на рабочем месте и вне его. Методы повышения профессионального мастерства менеджеров. Методы обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Понятие активных методов обучения. Значение и принципы выбора метода обучения персонала. Виды методов обучения. Разработка и реализация методов обучения. Первые попытки обучить сотрудников. Формализация обучения. Самообучающаяся организация.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2004

    Сущность, задачи, средства развития персонала. Процесс профессионального обучения персонала. Методы профессионального обучения персонала. Методы обучения на рабочем месте. Обучение вне рабочего места. Методы управления социальным развитием персонала.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2007

    Понятие активных методов обучения персонала. Анализ активных методов обучения персонала "Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера". Создание системы обучения персонала на предприятии. Рекомендации для достижения эффективности.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Сущность и цель обучения персонала. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост. Повышение квалификации и переподготовка персонала на примере ООО "СпецАвто". Схема дистанционного обучения. Преимущества применения наставничества.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2012

    Основные виды систем обучения персонала. Цели обучения, методы и методики его проведения. Результат обучения - саморазвивающаяся организация. Создание системы обучения персонала на предприятии. Разработка построения системы обучения в ООО "ЛИМ-техника".

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Профессиональное обучение и развитие персонала. Льготы для работников, участвующих в программе обучения и развития. Разработка и реализация системы обучения персонала. Анализ достоинств и недостатков различных методов обучения. Постановка целей обучения.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Необходимость совершенствования процессов обучения и развития персонала на предприятиях в современных рыночных отношениях. Характеристика основных направлений развития персонала, особенности процесса и методов профессионального обучения сотрудников.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2010

    Основы системы внутрифирменного обучения персонала. Сущность и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития. Анализ работы персонала в ООО "Центр Мебели". Рекомендации по организации профессионального обучения.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2015

    Управление персоналом, понятие и подходы. Суть и этапы построения системы обучения персонала как составляющей системы его развития. Анализ систематического профессионального обучения персонала в ОАО "Мечел", принцип каскадности, эффективность процесса.