«Говорим правильно – нам подражают дети». Семинар-практикум для воспитателей

«Говорим правильно – нам подражают дети». Семинар-практикум для воспитателей
«Говорим правильно – нам подражают дети». Семинар-практикум для воспитателей

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Семинара –практикума для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»

Разработала и провела Янпольская Л.В., старший воспитатель

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

“Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

4 тур. Решение педагогических ситуаций. Воспитательские позиции.

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: подгрупповая.

Длительность мероприятия: до 2-2, 5 часов.

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.

Демонстрационный.

Стенд 1 – “Пятью пять”.

Стенд 2 – “Позиции воспитателя”.

Стенд 3 –“Кроссворд”.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.

Подготовка к мероприятию.

Мною был разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.

Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за каждого человека от группы.

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

4 тур оценивается:

5 баллов - правильное решение педагогической ситуации;

3 балла - решение педагогической ситуации другой группы;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Вед.:

Мы приветствуем сегодня
Умных, ласковых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться “Педагог”.
И сегодня проведём мы
Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 5-6 минут.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

Искусство

  1. Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)
  2. Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)
  3. Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
  4. Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. (Картина)
  5. Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал)

Спорт

  1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)

Исходный пункт любого соревнования 1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

1 карточка

  1. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
  2. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)
  3. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)

2 карточка

  1. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)
  3. Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

3 карточка

  1. Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
  2. Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
  3. Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада?

2 тур. “Создай свой имидж”

Цель: умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

Доклад “Имидж педагога” . (Приложение 1 )

3 тур. “Пятью пять”

Цель: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждый тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Литература

  1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
  2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)
  3. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)
  4. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  5. Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)
  6. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)
  1. на скорости? (Старт)
  2. Награда для победителя. (Кубок)
  3. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)
  4. Большая замёрзшая лужа для танца? (Каток)

География

  1. Какой город Пермской области жалит? (Город Оса)
  2. Какой областной центр России летает? (Город Орел)
  3. В какой реке Тюменской области можно полоскать белье? (В реке Таз)
  4. Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)
  5. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)

История

  1. Праздничные цветы на небесах? (Салют)
  2. Одно из древних орудий древнего человека? (Топор)
  3. Ваня, ставший царем? (Иоанн)
  4. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта)
  5. Склад государственных бумаг? (Архив)

Динамическая пауза. Игра “Методрепка”.

Выбирается методрепка (из жюри), садится на стул на противоположной стороне зала. Участники семинара-практикума роли распределяют между собой сами – (цель – умение договориться между собой). Необходимо “вытянуть” методрепку. Сначала до методрепки бежит дед, возвращается к участникам, берёт бабку, бежит до методрепки, остаётся у методрепки. Бабка бежит за внучкой и т.д.

4 тур. Решение педагогических ситуаций

(Приложение 2 )

Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Цель : актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Доклад “Позиция воспитателя” . (Приложение 3 )

У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд (Приложение 4 ).

Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

1 команда - громко, тихо

2 команда - быстро, медленно

3 команда - грустно, весело

жюри - вопросительно

все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.

Литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.
  2. Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.
  4. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
  6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

Юлия Кириллова

Проводила семинар тренинг для педагогов , целью которого являлось ознакомить педагогов - воспитателей с методами снижения стресса. Все прошло в дружеской обстановке, немного теории, психологическая зарядка, раскрашивание мандалы и изготовление оберега не оставили никого равнодушным!

Предлагаю ознакомится с конспектом прошедшего тренинга очень коротко и сжато.

Введение

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего имени : "Я думаю", слушать друг друга внимательно.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

Знакомство и введение в тренинг

1 Знакомство

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, например : "Я - Светлана - я добрая". Затем мяч перебрасывается другому участнику и тот называет свое имя и качество. Любая психологическая игра имеет "двойное дно" - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-то научиться.

2 теоретическая часть

Не секрет, что профессия воспитателя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх стрессу, то есть стресса превышает "ежедневный" психическое потенциал человека.

Стресс - это важнейший инструмент тренировки и закаливания , так как он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и великой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

Находясь в стрессовой ситуации не принимайте важных решений, сначала нужно прийти к себе. Мысли, которые появляются на пике активности нервной системы, очень редко бывают продуктивными и осознанными. Чтобы выйти без ущерба для своего здоровья из стрессовой ситуации, нужно, прежде всего, четко для себя выяснить, что именно она сейчас владеет вами. Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе :

Смех, улыбка, юмор,

Размышление о хорошем, приятном,

Разные движения типа потягивания,

Наблюдение за пейзаж за окном,

Рассматривание фотографий,

- "Купание" в солнечных лучей,

Свежий воздух,

Высказывания похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

психологическая зарядка

А теперь, настало время для отдыха! Проведем психологическую зарядку!

Обратите внимание, что на ваших столах лежит по 3 конверта для каждого. Там находится задача, которую необходимо выполнить, для того чтобы получить хороший и позитивный настрой.

Инструкция : одновременно выполняется движение и произносится фраза, каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочередно левым, правым глазом. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, ведь со мною- любовь и удача.»

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего»

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо» .

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» .

6. Руки на поясе, наклоны вперед-назад. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна» .

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично» .

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается» .

опросы для обсуждения :

Что вы чувствовали, когда воспроизводили написаное?

Поднялось ли у вас настроение?

Молодцы, спасибо за хорошее настроение, и отдых!

Еще одним способом борьбы со стрессом, психологи считают эффективными раскраски антистресс. А одним из их видов выделяют мандалы. Мандалы - это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и строгие геометрические пропорции.

(Далее ознакамливаю воспитателей со значением мандалы, как с ними обращаться, их свойства и значения, предлагаю разрисовать свои мандалы, для этого на выбор представляю мандалы счастья, любви,добра, гармонии, денежные мандалы для того, чтобы каждый мог выбрать себе по душе,чего ему не хватает).

Затем снова обсуждение, а после предлагаю изготовить оберег счастья на память о сегодняшней встрече.

В заключении беседа о встрече, о полученной информации.






Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду» Семинар для воспитателей тема: «Физкультурные занятия в детском саду» Задачи: 1. Закреплять профессиональные знания и умения воспитателей.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства» Автор-составитель: Сагитова Аделина Тема: «Развитие необходимых качеств педагога для эффективной работы с детьми». Аудитория: воспитатели,.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

Семинар-практикум

для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования

в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».



Подготовительный этап:

1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.

2. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

3. Приготовить книги по нетрадиционному художественному творчеству.

4. Цитаты. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)



Вступительное слово.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по художественному творчеству. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

- умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

- умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

- умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

- умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

- умение использовать трафареты и печати при работе;

- умение убирать за собой рабочее место.

- Одновременно проявились и низкие способности детей:

- неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

- пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

- растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

- умение экспериментировать с изобразительными материалами;

- ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

- проявление фантазии, художественного творчества;

- умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
(Ответы).

Нетрадиционно :

- не основываясь на традиции;

- происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью;

- не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Т.Ф.Ефремова.,2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. (Словарь синонимов).

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (Ответы)

Нетрадиционное рисование - искусство изображать не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- знакомит с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.

Виды нетрадиционного рисования.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками .

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой .

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Я рисую маму»…

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников... Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель .

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объёмная аппликация .

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение. И т.д.

- Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Имитационная игра с педагогами.

Даю взрослым три разных задания (листочки розданы заранее).

Я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в детей. Мы сегодня отправляемся путешествовать в волшебную страну рисования. А чтобы попасть в эту страну надо выполнить три задания. Слушайте внимательно:

1. Когда вы были маленькими. Вы рисовали «каля-маля». Теперь вы выросли и уже умело рисуете взрослые рисунки. Сегодня я для вас приготовила каракули малышей. И прошу вас помочь мне увидеть в них что-то интересное. Но сначала надо выбрать, чем вы будете рисовать

2. На этих волшебных листах что-то нарисовано. Предлагаю вам дорисовать то, что вы увидите в этих кляксах.

3. Ребята, мы с вами находили в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры. Сегодня я вам предлагаю с помощью изобразительных средств нарисовать картину из геометрических фигур.

Мы выполнили с вами все задания, и попали в волшебную страну Рисования. Но злой волшебник заколдовал всё в этой стране, и все предметы стали невидимыми. С помощью разных нетрадиционных техник мы постараемся всё расколдовать. Вы поможете мне в этом?

С помощью техники монотипия и кляксография педагоги делают бабочек, деревья, цветы, животных и др. Полученные изображения вырезают и оформляют в общий коллаж.

А вот и прекрасная страна, она встречает нас яркими красками, ароматом цветов, зеленью деревьев, жужжанием и порханием бабочек.

Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности
.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. - 1996 - №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. - М., 2000.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М., 1986.

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание - 1999 - № 1.

12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание - 1991 - №12

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.

16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание - 1991 - № 2.

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2004.

21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии - 1990 - №1.

23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. - М., 2004.

24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование - 2000 - №3-4.

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. - М., 1972.

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание - 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.

Семинар-практикум

Тема: «Организация и проведение мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия».

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Правильная осанка – важный показатель здоровья.

Лекция

21.01.2009.

1.Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы, значение правильной осанки в жизни человека;

б) формы и методы работы воспитателя по профилактике сколиоза и плоскостопия;

в) совместная лечебно – профилактическая работа ДОУ и родителей.

2. Обзор литературы по теме.

Задания для воспитателей :

разработать систему упражнений и игр для профилактики сколиоза и плоскостопия у детей соответственно своей возрастной группе; в уголке для родителей подобрать соответствующую данной теме информацию.

Старший воспитатель

50мин

50мин

« Принять правильную осанку!»

Практическое занятие.

27.01.2009.

1. «Обмен опытом» воспитателей по вопросу профилактики сколиоза и плоскостопия у детей.

2. Анализ выполнения домашнего задания воспитателями.

3. Игровые задания для воспитателей. «Игра - путешествие».

а) самомассаж: «Что умеют наши пальцы на руках и на ногах?»

б) первая станция «Лесная».

Упражнения для выработки навыка правильной осанки (профилактика сколиоза).

в) вторая станция «Веселый зоосад».

Упражнения на укрепление мышц стоп и голени и формирование свода стопы.

г) третья станция «Игровая».

Упражнения для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики ног.

д) четвертая станция «Подвижные игры».

Игры для детей, имеющих нарушения осанки» Стоп», «Горячий мяч».

е) релаксация.

4. Работа с родителями:

Консультации.

5. Подведение итогов семинара.

Срок : постоянно.

Старший воспитатель, воспитатели.

20 мин

1 час 10 мин

1 час 30мин

Семинар - практикум

Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».

(ознакомление с историей родного края)

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

«Система работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей родного края»

Лекция

28.09.2009.

а) воспитание любви к своей малой родине;

б) организация развивающей среды при ознакомлении детей с историей Поволжья;

в) ознакомление дошкольников с историей Поволжья через различные формы работы;

г) совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории родного края (анализ анкетирования).

2. Обзор литературы по теме.

3. Задания для воспитателей:

  • разработать перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с историей и традициями народов Поволжья (соответственно возрасту детей);
  • продумать развивающую среду в своей группе при ознакомлении детей с историей родного края;
  • продумать конспект открытого занятия с детьми по данной теме;
  • совместно с детьми и родителями сделать макеты «Подворье народов Поволжского края»

Срок: 3 недели

Старший воспитатель

50 мин

30 мин

1 ч.20 мин

Практическое занятие «Родной край»

Систематизация знаний педагогов о родном крае, формы работы с детьми, «педагогическая копилка».

Семинар-практикум

22.10.2009г

2. Практические советы педагогов по приобщению дошкольников к истории Поволжья - «Педагогическая копилка».

3. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание).

4. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край».

Воспитатели,

старший воспитатель

50 мин

1ч. 50 мин

2ч. 40 мин.

«Саратовский калач»

(чаепитие)

Круглый стол

28.10.2009

Отчет воспитателей о проделанной работе.

Подведение итогов семинара.

Старший воспитатель

1 ч.10 мин

1 ч. 10 мин

Семинар-практикум

Тема: «Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

и

е

«Здоровьесберегающая система ДОУ».

Презентация программы «Здоровья».

Семинар (лекция)

14.01.2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) сущность здоровьесберегающей педагогической системы: понятие, критерии, технология;

б) обзор методик здоровьесберегающей системы в ДОУ;

в) презентация программы «Здоровье» в ДОУ.

3. Домашнее задание:

Разработка перспективных планов по формированию представлений у дошкольников о здоровом образе жизни;

Изготовление воспитателями групп пособий, которые можно использовать в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками;

Подготовка теоретического и практического материала для «Аукциона педагогических идей.»

Старший воспитатель.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Аукцион педагогических идей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Семинар-практикум

20.01.2010г.

2. Первый лот: методы здоровьесберегающей системы ДОУ (теоретический аспект и примеры из практики);

3. Второй лот: нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

4. Третий лот : виды массажа, применяемые в работе с детьми.

5. Четвертый лот: биоэнергетическая и дыхательно-звуковая гимнастика (задачи, комплексы упражнений);

6. Пятый лот: лечебно-профилактическая работа в ДОУ.

7. Заключительное слово ведущего.

8. Рефлексия.

Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра.

1 ч 10 мин

1ч. 20 мин

2ч.

30 мин

3

з

а

н

я

т

и

е

Мастер-класс: «Изготовление пособий для профилактики и коррекции сколиоза и плоскостопия»

Практическое занятие

27.01.2010г.

1. Представление вниманию педагогов папки-передвижки «Упражнения для профилактики плоскостопия и неправильной осанки».

2. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия.

3. Подведение итогов семинара.

- продолжать формировать у дошкольников представления о ЗОЖ;

Систематически и регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии;

Продолжать работу по профилактике сколиоза и плоскостопия;

Систематически проводить совместно с родителями спортивные мероприятия;

Срок: постоянно

Воспитатели групп

1ч.20 мин

1ч.

20 мин

Семинар-практикум

Тема: «Технология речевого развития».

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Речь – великая сила: она убеждает,

обращает, принуждает.

Р. Эмерсон.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

Семинар,

26.02. 2010 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы речевого развития;

б) обзор методик речевого развития в ДОУ;

в) условия успешного речевого развития в детском саду;

г) диагностика речевого развития;

д) анализ планирования занятий по развитию речи детей.

2. Обзор методической литературы.

3. Домашнее задание:

Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

Изготовление воспитателями групп дидактических пособий для речевого развития в игровой деятельности;

Анализ анкетирования родителей «О развитии речи вашего ребенка», подготовка наглядной информации для родителей.

Срок: до 03.03.2010 г.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели.

1час 50мин

1час 50мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ».

Практикум

04.03.2010г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Проведение викторины для педагогов по речевому развитию дошкольников (Брейн-ринг).

3. Демонстрация дидактического (игрового) материала по развитию речи.

4. Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия.

1ч. 20 мин

1 ч. 20 мин

МДОУ «Детский сад № 235» Утверждаю

Заведующая д/с ___________

План проведения семинаров на 2009/2010 учебный год

п/п

Тема и цель семинара

Дата проведения, количество занятий

Литература

Практическая деятельность

Ответственный

«Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья»

Цель: систематизация знаний педагогов о родном крае, систематизировать знания о формах работы с детьми; активизировать деятельность педагогов, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Сентябрь-октябрь,

3 занятия

1. Н.В.Елжова. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ.

2. Гаврилова А.В. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - М.: Детство-пресс, 2009

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до5 лет. - М.:Айрис-Пресс,2009

1. Просмотр открытых занятий и развлечений.

2. «Педагогическая копилка» - презентация наработанного материала по теме.

3. Викторина «Знаешь ли ты свой край».

4.Разработка перспективных планов работы по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов Поволжья.

5.Изготовление макетов «Народное подворье» совместно с детьми и родителями.

Семинар для родителей «Готовим ребенка к школе».

Цель: познакомить родителей подготовительных групп с особенностями подготовки детей к школьному обучению, с мотивационной, педагогической, психологической, волевой готовностью к школе.

Октябрь,

2 занятия

1. Диагностика готовности ребенка к школе./Под ред. Н.Е.Вераксы.Г.А.Широкова

2.Справочник дошкольного психолога.

3. Справочник старшего воспитателя. №4, 2008 г.

1. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе.

2. Практические советы педагога-психолога и учителя-логопеда.

3. Методики определения «школьной зрелости».

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

«Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель:активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение подбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

Январь,

3 занятия

1. Орлова М.А. Основы здорового образа жизни. - Саратов: Научная книга, 2000

2. Чупаха Н.В., Пужаева Е.З., Соколова Н.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном, М.,Ставрополь: Народное образование, 2003

1. Разработка перспективных планов по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников.

2. Отбор практического материала по теме семинара и его презентация.

3. Изготовление воспитателями пособий и атрибутов для профилактики сколиоза и плоскостопия (мастер-класс).

Старший воспитатель, воспитатели

«Технология речевого развития»

Цель: знакомство педагогов с технологиями речевого развития, с использованием игровых методов и приемов, систематизация знаний педагогов по данной теме.

Февраль - март,

2 занятия

1. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. И др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Совершенство, 1998.

2. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду: Спец-курс./Авт.-сост. О.С.Ушакова

1. Разработка конспектов занятий по речевому развитию с использованием игровых методов и приемов.

2. Презентация дидактического материала по развитию речи в игровой деятельности.

3. Викторина для педагогов. Выработка рекомендаций для родителей.

Старший воспитатель, учитель-логопед, воспитатели

Семинар для воспитателей

Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».

Цель: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать введению инновационных технологий (метод проектов).

26. 01. 2011г.; 24. 02. 2011 г.

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

1

з

а

н

я

т

и

е

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Семинар,

26.01. 2011 г.

1. Сообщение теоретического материала:

а) лекция с использованием презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ»;

б) знакомство с положением о проектной деятельности в ДОУ;

в) условия успешного внедрения метода проектов в работу ДОУ;

в) создание алгоритмического предписания (моделирование);

г) анкетирование педагогов о проектной деятельности в работе детского сада.

д) обзор литературы по теме семинара.

2. Сообщение воспитателя подготовительной группы «Роль проектной деятельности в организации экологического воспитания в детском саду».

3. Домашнее задание:

Разработать план проекта по экологическому воспитанию дошкольников, определить цели, задачи, условия его внедрения в работу ДОУ;

Продумать работу с родителями по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс группы;

Срок: до 23.02.2011 г.

Старший воспитатель, воспитатели подготовительной группы.

1час 40мин

1час 40мин

2

з

а

н

я

т

и

е

«Приобщение родителей к проектной деятельности в ДОУ».

Семинар

24.02.2011г.

1. Вступительное слово ведущего.

2. Выпуск информационных буклетов для родителей.

3. Демонстрация итогов работы над проектом.

4.Подведение итогов семинара за круглым столом.

5. Рефлексия. Оценка своего участия в семинаре.

Старший воспитатель, воспитатели групп.

1 час 20 мин

1 ч. 20 мин

Семинар для родителей

Тема: « Готовим ребенка к школе»

Форма

План проведения

Ответственный

Лекция

Семинар

Практика

Всего

Проблема подготовки детей к школьному обучению. Актуальность проблемы.

«Творческая гостинная»

1. Причины затруднений адаптации детей к школе.

2.Прием в школу детей 6-летнего возраста. «За» и «против».

3. Методики определения

« школьной зрелости».Тест Керна-Ирасека.

4. Советы психолога.

5. « Грамотность речи дошкольников». Рекомендации логопеда.

Старший воспитатель, педагог-психолог, логопед.

50 мин

40 мин

1 час 30мин

« Мне скоро в школу».

Открытый просмотр занятия для родителей в подготовительной группе

Приветствие « Комплименты».

Упражнение « Двигательный диктант».

Игровое упражнение « Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».

Релаксация.

Игровое упражнение « Собери портфель».

Рисование « Дошкольник-первоклассник».

Прощание друг с другом.

Старший воспитатель, воспитатели

30 мин

30 мин

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Занятие 1. «Рассматривание картин»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при рассматривании художественных картин; вырабатывать творческий подход при составлении литературных произведений по картине; закреплять знания о литературных жанрах, умения владеть на практике заданным литературным жанром. Преобразовывать и применять при работе с детьми методы и приемы рассматривания картин (художественных произведений), которые использовались во время проведения семинарского занятия.

  1. Деление педагогов на команды по 5-7 человек.
  2. Выбор капитанов команд.
  3. Выбор репродукций художественных произведений для рассматривания.
  4. Знакомство с картиной.
  5. Поиск странностей в изображении.
  6. Выбор литературного жанра командами.
  7. Изучение владения жанром.
  8. Составление литературного произведения командами в выбранном жанре.
  9. Оценка литературного произведения товарищами, самооценка.

Материалы: репродукции художественных картин, разрезанные открытки, столы, указки (материал предоставляется по количеству команд), мелкие предметы для обозначения принятых ответов команд.

Ход занятия

В зале расположены столы, на одном из них - разрезанные части двух открыток. Воспитателям предлагается взять каждому по части открытки и составить целые открытки из частей. При составлении образуются две команды. Команды выбирают капитанов. Ведущий предлагает подойти капитанов к нему. (Отдельно лежат репродукции картин художников). Совместно выбирают одну из репродукций.

С этого момента начинается знакомство с картиной. Ведущий предлагает найти на картине то, что есть в помещении, где проводится семинар. (Команды по очереди называют. Правильные ответы отмечаются мелкими предметами). Далее ведущий предлагает найти и назвать белые предметы на картине, твердые предметы, предметы, в названии которых имеется звук «р»; предметы, которые начинаются на звук «р». После этого ведущий предлагает найти странности на картине и обосновать их. (Команды выполняют задание.)

После детального рассматривания картины ведущий спрашивает, какие литературные жанры знают команды (команды называют). Предлагается выбрать каждой команде литературный жанр. (Команды совещаются, и капитан называет ведущему выбранный литературный жанр.) Для изучения владения командами выбранного литературного жанра ведущий называет три слова, например, щенок, гулять, вечер. С этими словами в выбранном литературном жанре предлагается составить небольшое литературное произведение. (Команды выполняют задание. Капитан зачитывает литературное произведение). Если команды владеют выбранными жанрами, то дается задание составить произведения по картине. (Команды составляют литературные произведения. Капитаны команд зачитывают произведения, а члены команды оценивают собственное произведение, потом оценивают произведение соперников.)

Подводятся итоги работы с картиной для каждой из команд. Награждается лучшая.

В конце семинарского занятия каждой команде дается задание к следующему семинару: придумать и продемонстрировать костюмы: «Воспитатель в настоящем», «Воспитатель в будущем».

Занятие 2. «Мастерская фантазий»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей; развивать умение работать сообща в экстремальных условиях, эффективно взаимодействовать в ходе общения.

  1. Показ и презентация домашнего задания.
  2. Анализ выполнения домашнего задания. Оценка товарищей и самооценка.
  3. Задание с ограничением времени для каждой команды - изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки. Показать инсценировку предложенной сказки в новой интерпретации.
  4. Обсуждение увиденного. Оценка товарищей, самооценка.

Материалы: цветная бумага (для каждой команды), клей, ножницы, лоскутки цветной ткани, нитки, иглы, фломастеры, карандаши, грим, краски акварельные, белые листы бумаги, ватман, резинки, шнурки и т. д. Столы по количеству команд. Конверты (количество на один-два больше, чем команд), в которых находятся названия наиболее известных программных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Зайкина избушка» и т. д.).

Ход занятия

Показ и презентация домашнего задания каждой из команд (костюмы «Воспитатель в настоящем» и «Воспитатель в будущем»). После представления костюмов команды анализируют и оценивают друг друга.

Ведущий раскладывает конверты с названиями сказок, а капитаны команд вытягивают конверт, вслух зачитывают название сказки.

Ведущий дает задание: «В течение 20 минут командам изготовить атрибуты для инсценировки предложенной сказки и проинсценироватъ в новой интерпретации. (На отдельном столе находятся различные материалы для изготовления атрибутов. Члены команд подходят и выбирают то, что им необходимо.)

Команды показывают инсценировку выбранных сказок. Далее ведущий вместе с командами обсуждают увиденное и оценивают результат.

В конце семинарского занятия ведущий предлагает изменить состав команд для проведения педагогического КВН «Творчество плюс ИЗО». (Если команды согласны, происходит новое деление на команды.)

Подготовка к следующему занятию:

  1. Домашнее задание для команд: придумать название команды, придумать рекламу для своей команды.
  2. Выбрать капитанов команд.

Занятие 3. КВН «творчество плюс ИЗО»

Цель: стимулировать творческую активность воспитателей при проведении КВН; вырабатывать творческий подход при решении педагогических ситуаций; вырабатывать умения действовать сообща, умело и точно распределять функции участников для достижения необходимого результата. Закрепить знания и умения, полученные на прошлых семинарских занятиях.

  1. Представление жюри.
  2. Приветствие команд.
  3. Презентация команд.
  4. Оценка жюри.
  5. Разминка «Что бы это значило?»
  6. Оценка жюри.
  7. Конкурс капитанов «Творческий рассказ по картине».
  8. Оценка жюри.
  9. Конкурс команд. Творческое рисование на заданную тему.
  10. Оценка жюри.
  11. Подведение итогов жюри.
  12. Награждение победителей.

Материалы: зарисовки (иллюстрации) для конкурса «Что бы это значило?», репродукция художественной картины для конкурса капитанов, ватман (по количеству команд) для конкурса, таблички с цифрами до 6 для каждого члена жюри.

Подготовительная работа: жеребьевка команд.

Ход занятия

Ведущий представляет жюри и предлагает занять им почетные места. Объявляется конкурс «Приветствие команд» и максимальный балл данного конкурса. Презентация команд. После окончания конкурса ведущий предоставляет слово жюри. Оценивается каждая команда.

Ведущий объявляет следующий конкурс - разминка «Что бы это значило?». Командам показываются композиции из игрушек, нарисованные странные предметы, символы, недорисованные предметы - через десять секунд каждая команда отвечает на вопрос: «Чтобы это значило?» После окончания разминки жюри выставляет оценки, называет общий счет.

Ведущий объявляет конкурс капитанов. Капитанам показывается картина из серии «Мы играем», предлагается составить творческий рассказ по ней. Дается время 10 минут. Капитаны выходят из помещения. В это время с командами проводится игра «Необитаемый остров».

(Представьте себе, что вы плывете на корабле. Корабль терпит бедствие, рядом с местом крушения два маленьких необитаемых острова (две развернутые газеты). Вокруг в море (на полу) плавают опасные акулы. Вы можете плавать вокруг острова, но как только услышите команду «опасно», то вся команда должна собраться на острове так, чтобы ноги не касались воды. Тот, кто коснется пола после команды, считается съеденным акулой и выходит из игры. Но есть еще одно предупреждение, что остров все время уменьшается на половину. Побеждает та команда, которая сохранит максимальное количество членов экипажа. Победившей команде присуждается 1 балл.

После игры «Необитаемый остров» и конкурса капитанов жюри оценивает и подводит общий счет.

Далее ведущий объявляет конкурс команд - творческое рисование на заданную тему. Командам даются листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры. Ведущий предлагает нарисовать рисунок за 3 минуты и защитить свою работу перед жюри. После окончания конкурса жюри оценивает работы команд и выставляет оценки.

Подводится общий итог. Награждается команда-победитель.