Занятия по сказкотерапии

Все дети любят сказки. Что же такое сказкотерапия? Зачем она нужна, и могут ли родители самостоятельно использовать этот метод в воспитании детей?

Сказкотерапия – это направление психологии, которое позволяет развить самосознание, помогает найти себя, построить доверительные отношение с окружающими, используя метафорические инструменты сказки. Используя занятия по сказкотерапии, слушатель встречается с самим собой, т.к. метафора, скрытая в сказке, является не только зеркалом реальности, но и отражением собственного, ещё не осознанного внутреннего мира. Сказка не несёт в себе прямо выраженных нравоучений. Понимание необходимых моделей поведения, усвоение новых знаний о мире и себе происходит незаметно.

Сказкотерапия – метод, который имеет свои возрастные ограничения. Дети должны чётко отличать сказочную действительность от реальности. Такое понимание обычно приходит в возрасте 3,5-4 лет.

Обычно сказка выполняет три функции – терапевтическую, диагностическую и прогностическую. Диагностическая сказка позволяет определить уже сложившийся жизненный сценарий у ребёнка и его стратегии поведения. В таких случаях ребёнку предлагают сочинить сказку о мальчике 5 лет или любую другую сказку. Затем родитель или психолог анализируют сказку. Так определяется жизненный сценарий малыша, его сложившиеся стереотипы поведения.

Диагностическая сказка может помочь выявить отношение или состояние ребёнка, о котором он не говорит вслух. Например, узнать отношение крохи к разводу родителей поможет такая сказка. В гнезде жили папа, мама и птенец, потом подул сильный ветер, и все упали на землю. Мама села на одну ветку, папа на другую, что же делать птенцу? Обычно дети отвечают, что птенец тоже сядет на какую-либо ветку или он, не умеет летать, но позовёт на помощь и мама или папа его заберут. О скрытой тревожности ребёнка говорят такие ответы: птенец не умеет летать, значит, на него кто-то наступит, он умрёт от голода, о нём забудут.

Прогностические сказки диагностируют потенциальное развитие событий, позволяют раскрыть суть будущего жизненного сценария человека.

Благодаря терапевтической функции сказки происходят положительные изменения в поведении и состоянии ребёнка.

Очень часто используется метод сказкотерапии, когда сочиняется сказка для конкретного малыша по поводу случившейся с ним травматической ситуации, например, , детская ревность, страхи у детей и т.д.

Сталкиваясь с некоторыми проблемами, дети приходят за их решением к взрослым. Но зачастую способы решения, которые предлагают родители им не подходят. Вывод, который делает ребенок – родители помочь ничем не могут. А что же делать с накопившимся гневом, печалью или радостью, чувствами, которые переполняют ребёнка. На помощь приходит сказка.

Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Но прежде, чем начать заниматься сказкотерапией самостоятельно, необходимо прочитать книги по этой методике, в которых приводятся советы, как правильно сочинять сказки, когда и как их рассказывать.

Также как и пальчиковое рисование, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

Используя различные приёмы сказкотерапии, вы сможете помочь ребёнку преодолеть самые различные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем, уже во взрослой жизни. Это поможет расширить его мировоззрение, научит взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

Автор: Елена, специально для сайта Звездочет

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 10 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля