Развитие событий вокруг библиотека шнеерсона. Серьезные люди Дело о «возвращении книг»

Развитие событий вокруг библиотека шнеерсона. Серьезные люди Дело о «возвращении книг»
Развитие событий вокруг библиотека шнеерсона. Серьезные люди Дело о «возвращении книг»

— коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение "Хабад" в белорусском местечке Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма (религиозное течение в иудаизме).

Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавических хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.

Хасиды считают библиотеку религиозной святыней : в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавического ребе Менахема Менделя, известного также как Цемах Цедек.

В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 тысяч книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.

Коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне — Российская государственная библиотека).

Другую часть библиотеки (около 25 тысяч страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году за границу — сначала в Ригу, а в 1934 году — в Польшу. После начала Второй мировой войны он был вынужден бежать в США, но не сумел забрать архив, который попал в руки немецких оккупационных властей и был вывезен в Германию. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).

По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось , что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.

В Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки (РГБ) выделена специальная комната, где можно работать с литературой из этой коллекции.

Работники библиотеки тщательно исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве.

В 1950 году Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки.

С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им "библиотеки Шнеерсона". В 1988 году отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ) посетила делегация хасидов из США. Крупнейшие специалисты по хасидскому письменному наследию приехали в СССР вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером. Они просили вернуть им религиозные хасидские книги и рукописи, якобы не представляющие ценности для ГБЛ.

В 1990 году живущий в США зять Шнеерсона Менахем потребовал через суд вернуть собрание хасидам. Возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавических активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Дело слушалось в Государственном арбитраже РСФСР в 1991 году, который обязал Ленинскую библиотеку вернуть коллекцию. Та отказалась и заявила, что ее архивы — национальное достояние советского народа, в СССР нет закона о реституции, и принимать подобные решения может только президент. 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения, и коллекция осталась в библиотеке.

В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле.

В 1998 году вице-президент США Альберт Гор официально обратился к премьер-министру России с просьбой о возврате хасидам библиотеки.

В 2005 году сто членов сената и большинство членов конгресса США подписали официальное обращение к президенту России с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона "Хабаду". Официально об ответе не сообщалось.

Расположенная в США головная организация любавических хасидов "Агудас Хасидей Хабад" потребовала передать архивы и библиотеку Шнеерсона ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Федеральный судья Ройс Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части — семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.

Россия заявила через адвокатов, что это дело вовсе не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ.

В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.

В начале августа 2010 года Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве "незаконно".

МИД России посчитал решение американского суда грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права. В первую очередь это касается принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних.

Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" приступить к исполнению решения по ее иску к РФ о возврате приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из библиотеки Шнеерсона.

При этом судья отказал организации в просьбе ввести в отношении РФ санкции за неисполнение судебного распоряжения, вынесенного в пользу движения. Суд предоставил России 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях.

Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой еще раз подтвердил позицию России по "делу библиотеки Шнеерсона", подчеркнув, что решение американского суда о возврате библиотеки не имеет юридической силы для Российской Федерации.

Россия заявила, что не намерена вступать в переговоры о судьбе библиотеки Шнеерсона до тех пор, пока не будет отменено решение американского суда, постановившего вернуть коллекцию американским хасидам.

16 января 2013 года суд округа Колумбия обязал российское правительство выплачивать по 50 тысяч долларов ежедневно до даты возврата американским хасидам находящейся в фондах РФ коллекции книг любавического раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона.

Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон являлся главой общины хасидов, располагавшейся в местечке Любавичи (сейчас это территория Смоленской области). С 1772 года любавические раввины начали собирать коллекцию книг об иудаизме. Раввин Шнеерсон (годы жизни: 1880-1950) и его потомки продолжили их дело, оформив собрание книг в качестве библиотеки.

Во время Первой мировой войны ребе Йосеф Шнеерсон вместе со своим окружением переехал в Ростов-на-Дону, часть библиотечных собраний передав на хранение в Москву, на книжный склад Персица и Полякова. В 1918 году эта часть собраний была национализирована и передана в библиотеку Румянцевского музея (на основе которой была создана Библиотека имени Ленина, с 1992 года - Российская государственная библиотека).

Часть рукописей Шнеерсон вывез за границу. В 1934 году эта часть коллекции оказалась в Польше, где была обнаружена нацистами и отправлена в Германию. После победы СССР собрания Шнеерсона вместе с другими трофеями были перевезены в Москву и переданы в госархив.

В настоящее время часть собрания Шнеерсона хранится в Российской государственной библиотеке (РГБ). Там даже имеется специальная комната, в стенах которой можно работать с книгами вышеназванной коллекции. Известно, что работники РГБ обнаружили в коллекции книг дублирующиеся экземпляры и передали их еврейской общине в Москве. Другая часть собраний Шнеерсона хранится в Российском государственном военном архиве и является частью культурного достояния страны.

Потомку Шнеерсона удалось бежать из оккупированной Польши в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где на данный момент и располагается центр движения любавических хасидов.

Сам раввин Йосеф Шнеерсон после смерти не оставил никаких распоряжений относительно фамильной коллекции книг.

Сколько книг в библиотеке?

На данный момент собрание составляет порядка 12 тысяч древнееврейских книг и около 50 тысяч редких документов, среди которых более трёхсот манускриптов. Это собрание содержит рукописи и книги о хасидизме, в том числе священные, с точки зрения этого религиозного течения, философские трактаты и работы.

Дело о «возвращении книг»

В 1988 году Россию посетила делегация американских хасидов с просьбой вернуть им коллекцию семьи Шнеерсона, которая, по их мнению, не представляла никакой ценности для русской культуры.

В начале 1990-х годов любавические хасиды начали добиваться возвращения им «библиотеки Шнеерсона» ещё более активно, они неоднократно проводили пикеты и даже пытались захватить документы силой. Семейный архив Шнеерсона почитается как религиозная святыня среди этой ветки хасидов, и они полагают, что тексты из российских архивов дадут им новые мистические свидетельства и пророчества.

Интересно, что 8 октября 1991 года высший арбитражный суд РСФСР обязал Библиотеку имени Ленина вернуть часть коллекции хасидам, однако библиотека не выполнила этого решения, утверждая, что архивы являются национальным достоянием народа. 18 ноября того же года суд повторно постановил передать собрание книг Шнеерсона в фонды создаваемой Еврейской национальной библиотеки, однако заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин не позволил выдать коллекцию, спрятав её в библиотечных стенах. В 1992 году решения арбитражного суда были отменены, и коллекция так и осталась в библиотеке.

В 1998 году к премьер-министру России обратился президент США с просьбой возвратить хасидам собрание Шнеерсона. Уже в 2005 году члены Сената и Конгресса США подписали официальное обращение к Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению книг «Хабаду». Официального ответа не поступило.

Через год, в 2006 году, хасиды отправились в Федеральный суд Вашингтона, указав в качестве ответчиков Российскую Федерацию, Минкультуры РФ, РГБ и Российский государственный военный архив. Согласно заявленному иску, организация любавических хасидов требует вернуть им «библиотеку Шнеерсона». Российская сторона заявила, что это дело находится вне юрисдикции судов США.

Судья Ламберт , рассматривающий это дело, в начале 2009 года предупредил российских юристов о том, что может принять решение в пользу истца, если россияне не примут участия в слушаниях по делу. В связи с неявкой российских представителей суд, как и было заявлено, в августе 2010 года принял решение в пользу возвращения коллекции книг хасидам. В июле 2011 должен был быть начат процесс возвращения книг и документов этому религиозному движению, а 16 января 2013 года суд округа Колумбия выплачивать хасидам ежедневно 50 тысяч долларов вплоть до даты возврата «библиотеки Шнеерсона».

В МИД России считают , что решение американского суда является нарушением общепринятых норм и принципов международного права, в соответствии с которыми суды одного государства не имеют права рассматривать иски против других государств без явно выраженного их согласия. Представители МИД считают, что возврата «библиотеки Шнеерсона» не произойдёт. Кроме того, МИД потребовал вернуть в Россию семь книг названной коллекции, которые американские хасиды получили в 1994 году на два месяца и незаконно удерживают в течение 16 лет.

Библиотека Шнеерсона - это коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранная хасидскими раввинами, возглавлявшими с конца XVIII века религиозное движение "Хабад" в белорусском местечке Любавичи на территории современной Смоленской области, которое было центром одной из ветвей хасидизма.

Библиотека была основана в начале XX века главой общины любавичских хасидов раввином Иосифом Ицхаком Шнеерсоном на основе коллекции, собиравшейся с 1772 года. Его потомки пополняли собрание, и сегодня оно включает 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 манускрипт.

Хасиды считают библиотеку религиозной святыней: в ней собраны рукописи и книги о хасидизме с момента появления этого течения, центром которого были Любавичи. Это рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавичского ребе Менахема Менделя, известного также, как Цемах Цедек.

В 1915 году, во время Первой мировой войны, когда к местечку приблизилась линия фронта, шестой любавический ребе Иосиф Шнеерсон покинул Любавичи и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки (около 12 тыс. книг, в том числе уникальные издания начала XIX века) сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова.

В 1918 году коллекция была национализирована по декрету о научных фондах РСФСР и передана в Румянцевскую библиотеку, на основе которой была образована Государственная библиотека им. В. И. Ленина (ныне - Российская государственная библиотека).

Другую часть библиотеки (около 25 тыс. страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу - сначала в Ригу, а в 1934 году в Польшу. Там в 1939 году она попала в руки нацистов и была вывезена в Германию . Самому ребе, при помощи американцев, в 1940 году удалось выехать в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года - Российский государственный военный архив).

По информации бывшего генерального директора Российской государственной библиотеки Виктора Федорова, после революции и Гражданской войны, когда выяснилось, что за имуществом никто не обращается, книги, упакованные в ящики, официально были признаны бесхозным имуществом и переданы в библиотеку, в соответствии с Декретом о национализации библиотек. Так библиотека Шнеерсона автоматически попала в категорию культурного наследия страны.

В Центре восточной литературы РГБ выделена специальная комната, где можно работать с литературой из этой коллекции.

Работники библиотеки тщательно исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве. В настоящее время часть дубликатов книг, переданных хасидам, находится в библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.

В 1950 году Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки.

С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им "библиотеки Шнеерсона". В 1988 году отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина посетила делегация хасидов из США. Крупнейшие специалисты по хасидскому письменному наследию приехали в СССР вместе с американским предпринимателем Армандом Хаммером. Они просили вернуть им религиозные хасидские книги и рукописи, не представляющие якобы ценности для ГБЛ.

В начале 1990-х зять Ицхака Шнеерсона — Менахем Шнеерсон при поддержке многих других хасидов, которые почитают ребе Шнеерсона святым, а архив его семьи религиозной святыней, потребовал вернуть коллекцию, которая до национализации была личной собственностью его тестя.

В начале 1990-х годов возле библиотеки неоднократно проходили пикеты любавичских активистов, которые даже пытались захватить документы силой. Хасиды полагают, что эти тексты дадут им новые мистические свидетельства и пророчества и позволят расширить свое влияние в мире.

8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию. Библиотека это решение не выполнила, заявив, что ее архивы — национальное достояние советского народа.

18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Но библиотека вновь ничего не выдала. Тогдашний заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин грозился сжечь себя вместе с коллекцией, а затем спрятал ее в стенах библиотеки. А 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения и коллекция осталась в Российской государственной библиотеке.

В 1995 году при проверке выяснилось, что некоторые рукописи пропали. В конце 1996 года, по данным СМИ, рукописи были обнаружены на черном рынке в Израиле.

В 1998 году с просьбой о возврате хасидам библиотеки официально обратился к премьер министру России вице президент США Альберт Гор. В 2005 году 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона "Хабаду". Официально об ответе не сообщалось.

В декабре 2006 года любавические хасиды направили иск с требованием возврата в федеральный окружной суд Вашингтона. Адресатами иска были указаны Российская Федерация, Министерство культуры России, Российская государственная библиотека и Российский государственный военный архив.

Расположенная в США головная организация любавических хасидов "Агудас Хасидей Хабад" требует передать архивы и библиотеку Шнеерсонов ей на хранение и направила соответствующий иск в американский суд. Судья Ламберт изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тысяч страниц рукописей, писем и других материалов династии.

Россия заявила через адвокатов, что это дело вовсе не находится в юрисдикции американских судов, однако судья отклонил заявление РФ.

В январе 2009 года Ламберт предупредил, что примет решение по делу в пользу истца, если российская сторона не будет принимать участия в слушаниях. В исполнение этой угрозы суд округа Колумбия в октябре 2009 года в связи с неявкой российских представителей решил дело в пользу истца.

В начале августа 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали свое право на книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве "незаконно".

Решение в пользу "Хабада", принятое судьей Ройсом Ламбертом, основано на законе США 1976 года "Об иностранном суверенном иммунитете" (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Суд счел, что Россия приобрела данную собственность "дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации".

Решение американского суда, удовлетворившего иск нью йоркской еврейской религиозной организации "Агудас Хасидей Хабад" к Минкультуры России, Росархиву, Российской государственной библиотеке и Российскому государственному военному архиву о передаче ей находящейся в России т.н. "библиотеки Шнеерсона". МИД России считает это грубейшем нарушением общепринятых норм и принципов международного права. В первую очередь это касается принципа юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних. Поэтому, считает МИД РФ, никакого "возврата" книг из этой библиотеки не будет.

По словам Александра Авдеева, занимавшего в то время пост министра культуры, скандал с библиотекой Шнеерсона между США и Россией, так как среди прочего в ответ на судебное решение суда в Вашингтоне Россия, опасаясь возможных арестов имущества, была вынуждена прекратить выезд выставок на территорию США.

Ряд крупных российских музеев — Третьяковская галерея, Музеи Кремля, Эрмитаж — на территории США, в ответ некоторые американские музеи приняли аналогичные решения.

В марте 2011 года из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона из Московского музея Рублева, которые должны были экспонироваться в Музее русских икон в американском городе Клинтон (штат Массачусетс) до 25 июля. Минкульт РФ дал указание немедленно вернуть 37 экспонатов музея Рублева в Россию. Американский музей поначалу отказывался выполнить требования российской стороны, однако в итоге принял решение вернуть иконы.

27 июля 2011 года Федеральный суд округа Колумбия разрешил иудейскому религиозному движению "Хабад Любавич" о возврате приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из библиотеки Шнеерсона. При этом судья отказал организации в просьбе ввести в отношении РФ санкции за неисполнение судебного распоряжения, вынесенного в пользу движения. Суд предоставил России 60 дней, чтобы ответить на уведомление о возможных санкциях.

Российская община хасидов имеет больше прав на коллекцию Шнеерсона, чем американская, считает генеральный директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый. Он сообщил «Известиям», что в случае соответствующего решения федеральных властей готов передать собрание.

Часть коллекции Шнеерсона у нас действительно хранится. Она пользуется достаточно большим спросом, я часто подписываю заявки от нашей еврейской общины, члены которой хотят ознакомиться с коллекцией, - рассказал Александр Вислый. - В данной ситуации я - как завскладом. Будет распоряжение, утвержденное руководством страны, - я отдам коллекцию. Но думаю, что такого распоряжения никогда не будет.

По словам директора библиотеки, сейчас любой гражданин мира может приехать, записаться в РГБ и ознакомиться с книгами и рукописями из собрания Шнеерсона.

Если же мы передадим библиотеку в частную коллекцию американской общины, я не уверен, что они обеспечат такой режим, - опасается Александр Вислый.

Ицхак Коган, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад», посланник Любавичского Ребе в России и раввин синагоги на Большой Бронной, подтвердил «Известиям», что хасиды России считают наследниками коллекции Шнеерсона только самих себя и готовы принять библиотеку.

Было решение российского суда о том, чтобы вернуть библиотеку нам, но потом все откатилось обратно, и я не знаю, почему: Российская государственная библиотека или власть отменили решение, - сказал раввин Ицхак Коган. - Я уже 23 года свидетель этого дела на постсоветском пространстве, а вообще проблеме 95 лет, и сейчас она находится в мертвой точке. Россия не отдает книги ни в США, ни своим хасидам.

Российские хасиды считают, что в синагоге на Большой Бронной есть все условия для достойного и безопасного хранения коллекции Шнеерсона.

Также в 2000 году был создан Еврейский общинный центр в Марьиной Роще, а в нем - Хасидская библиотека как филиал Российской государственной библиотеки. Тогда главный раввин России Берл Лазар добивался обещания президента Путина передать книги Шнеерсона в этот центр. В Хасидскую библиотеку было передано 28 книг. Всего же в коллекции более 60 тыс. единиц хранения.

16 января Федеральный окружной суд в Вашингтоне обязал власти России выплачивать штраф в размере $50 тыс. в день до тех пор, пока библиотека Шнеерсона не «вернется» в США.

Ранее тот же американский суд уже вынес решение о передаче библиотеки Шнеерсона движению «Хабад» в США. Однако МИД РФ отказался выполнять это постановление. Кроме того, МИД потребовал от хасидов вернуть семь книг из коллекции, которые в 1994 году были получены из РГБ по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца и так и не вернулись в Россию.

В ответ на последнее решение вашингтонского суда МИД России заявил, что вердикт вынесен в нарушение американских и международных законов, а в случае ареста российского государственного имущества в США будут приняты жесткие ответные меры.

Библиотека Шнеерсона - крупнейшая коллекция хасидской литературы, которая собиралась с XVIII по XX век. Российские хасиды называют ее второй по значимости (после Стены плача) сохранившейся святыней евреев.

Часть собрания была национализирована советским правительством в 1918 году в соответствии с законодательством того времени - именно она сейчас находится в РГБ. Другую часть Йосеф Ицхок Шнеерсон вывез в Ригу, затем в Польшу. Во время войны она оказалась в Германии и вместе с другими трофеями была вывезена советскими войсками в Москву. Сейчас эта часть хранится в Российском государственном военном архиве.

В начале 1990-х зять Шнеерсона Менахем выиграл судебный процесс, касающийся коллекции, в Госарбитраже СССР, а затем и в Высшем арбитражном суде Советского Союза. Однако библиотека отказалась подчиниться решению суда: глава рукописного отдела Виктор Дерягин спрятал собрание Шнеерсона в хранилищах. В 1992 году пленум Высшего арбитражного суда отменил все предыдущие решения и закрепил право РГБ на хранение хасидской библиотеки.

"Библиотека Шнеерсона" представляет собой коллекцию древнееврейской религиозной литературы, состоящую из 12 тысяч книг и 50 тысяч документов, в том числе 381 манускрипта. Начало этой библиотеке в XVIII веке положил глава общины хасидов из деревни Любавичи Ицхак Шнеерсон, духовные наследники которого теперь живут в США и представляют религиозное движение "Хабад". Они считают это собрание святыней, вот только хранится "Библиотека Шнеерсона" в России, и отдавать ее хасидам никто не собирается.

В августе 2010 года Федеральный окружной суд Вашингтона постановил, что Россия должна вернуть "Хабаду" часть собрания Шнеерсона, а именно 25 тысяч страниц рукописей. Тогда российская реакция была очень жесткой: в официальном заявлении МИД назвал решение суда "ничтожным с правовой точки зрения" и "грубейшим нарушением общепринятых норм и принципов международного права".

В России библиотека хранится с момента своего создания, то есть с 1772 года. В 1915 году, в разгар Первой мировой, когда Любавичи оказались в опасной близости от линии фронта, потомок основателя библиотеки Йосеф Ицхак Шнеерсон покинул деревню и отправился в Ростов-на-Дону. Часть своей библиотеки - около 12 тысяч книг - он сдал на хранение в Москву. Через три года это собрание было национализировано и вскоре отошло Румянцевской библиотеке (впоследствии Российская государственная библиотека), где хранится и сейчас.

В 1927 году Шнеерсон покинул Советский Союз, забрав с собой другую часть библиотеки, в общей сложности насчитывавшую около 25 тысяч страниц рукописей. В самом начале Второй мировой войны Шнеерсон спешно уехал из Польши, где он тогда находился, в США, оставив библиотеку, которая в итоге попала в руки нацистов. После войны эти документы были возвращены в СССР и сданы в архив Красной армии (сейчас Российский государственный военный архив). В 1950 году Йосеф Шнеерсон умер, и дело продолжил его зять, возглавивший движение "Хабад" Менахем Мендл Шнеерсон.

За последующий после этого период, вплоть до решения американского судьи по делу о "библиотеке Шнеерсона", ситуация обросла таким количеством подробностей, что целиком пересказать их можно, только не имея чувства жалости к читателю. Достаточно отметить, что спор за библиотеку начался очень давно и активизировался в начале 1990-х годов. Тогда, после развала СССР, любавичские хасиды устраивали у Российской государственной библиотеки многочисленные пикеты и голодовки, и им почти удалось добиться своего.

В октябре 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов законными и постановил отдать им библиотеку. Однако на защиту собрания встали тогдашний директор РГБ Виктор Дерягин, отказавшийся следовать решению суда, и министр культуры Николай Губенко. В результате, несмотря на вмешательство Сената США, в феврале 1992 года все решения о передаче библиотеки "Хабаду" были отменены, и она осталась в России. Продолжением этой истории стал иск любавичских хасидов в суд Вашингтона, поданный в 2006 году.

Вновь вспомнить о ситуации вокруг "библиотеки Шнеерсона" заставило недавнее выступление министра культуры России Александра Авдеева. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заявил, что эта библиотека - законная собственность России, и добавил, что американский суд вынес решение против российского государства, хотя "по международному праву государство неподсудно". Более того, Авдеев развил тему в неожиданном ключе, заявив, что из-за этого скандала с августа 2010 года российские художественные выставки перестали возить в США.

По словам министра, такое решение было принято, так как существует юридическая опасность их ареста. Однако, вопреки заявлению Авдеева, 23 октября 2010 года в Музее русских икон в Массачусетсе открылась выставка икон из собрания Музея имени Андрея Рублева, которая продлится до 25 июля 2011 года. Судя по афише на сайте американского музея, иконы пока никто не арестовал .

Помимо объекта притязаний "Хабада" в России хранится еще одно собрание древнееврейской литературы, проблема возвращения которого рассматривается на самом высоком уровне. Речь идет о библиотеке барона Гинцбурга, видного представителя династии Гинцбургов, одной из самых влиятельных еврейских семей в Санкт-Петербурге XIX века. Гинцбург умер в 1910 году и, в отличие от Шнеерсона, который не оставил завещания, свое собрание книг и документов распорядился передать Еврейской публичной библиотеке в Иерусалиме. Но последнюю волю барона помешала исполнить сначала Первая мировая война, а потом революция.

В итоге в 1918 году собрание барона Гинцбурга также было национализировано и передано Румянцевской библиотеке. На тот момент оно насчитывало около 35 тысяч сочинений и считалось вторым по величине собранием древнееврейских рукописей в мире, но в XX веке поуменьшилось. Впрочем, большая его часть до сих пор хранится в РГБ. Вопрос о передаче библиотеки Гинцбурга Израилю поднимался в ходе визита Биньямина Нетаниягу в Москву в сентябре 2009 года. Ожидалось, что он будет затронут и во время поездки Дмитрия Медведева в Израиль в январе 2011 года, однако этот визит . По слухам, публиковавшимся в израильских СМИ, как раз из-за библиотеки Гинцбурга.

Итого в России находятся сразу два важнейших для иудеев собрания книг и рукописей, которые, по мнению многих, нужно вернуть хотя бы ради восстановления исторической справедливости. Сложно оценить, впрочем, где она, эта историческая справедливость. Еще сложнее представить себе, что этот вопрос разрешится сейчас, когда "перезагрузка" отношений с США выражается в боязни отправлять туда художественные выставки.

Доступ к древнееврейским книгам, к получению которых "Хабад" прилагает столько усилий, можно получить в специально отведенной для этого комнате в Центре восточной литературы РГБ. Читательский билет библиотеки обойдется всего в 100 рублей.