7 человек в системе социальных связей. Личность и факторы, влияющие на ее формирование

7 человек в системе социальных связей. Личность и факторы, влияющие на ее формирование
7 человек в системе социальных связей. Личность и факторы, влияющие на ее формирование

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Урок обществознания в 10 классе. Уровень – базовый.

Тема: «Человек в системе социальных связей».

Цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о понятии личности и ее качествах.

Задачи: научить учащихся выделять главное и второстепенное в тексте, делать умозаключение и выводы, давать определение понятиям, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Технология урока: технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Приемы: фокусированные диалектические заметки, составление опорной схемы- коллажа, составление самодиагностирующих заметок

Этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы учащихся

1.Этап целеполагания

2.Деятельностный этап

3.Контрольно – оценочный этап

4.Рефлексивный.

Для определения темы урока, послушайте исторический анекдот:

Платон вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ вмешался в беседу, бросив общипанного цыпленка перед Платоном. «Вот, Платон, твой человек».

Что такое ЧЕЛОВЕК? Обособлен ли человек в своем существовании или он находится во взаимодействии с другими людьми?

Ответы учащихся

Тема урока: «Человек в системе социальных связей»

Какие цели, исходя из темы, можно поставить к данному уроку. Опираемся на материалы, изученные вами ранее по биологии, обществознанию.

Ответы учащихся

Обобщая цели, выходим на план

1.Биологическое и социальное в человеке

2.Характерные признаки человека

3.Личность

а) понятие

б) структура личности

в) факторы формирования личности

г) путь формирования личности – деятельность

4.Отличия в понятиях «человеческая личность» и «личность» в человеческом понимании

5.Написание эссе.

2 этап – деятельностный

Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика

Оценивание выполненной работы учителем

Самостоятельное оценивание выполненной работы учеником

Работа с текстом учебника (Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс, параграф 7) ;

По ходу работы заполнить таблицу:

-Проверяем таблицу

Сформулируйте вывод:

Человек – существо биосоциальное, только в таком единстве он может существовать. Биологическая природа человека – это естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

На слайде сформулированы определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и перечислены данные понятия

Задание: необходимо соотнести понятия и определения характеристики человека

Проверяем задание

Индивид – человек как отдельная особь среди других людей.

Индивидуальность – своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) и умеющий отвечать за свои действия.

-Определение понятий запишем в тетрадь

Задание: составьте характерный портрет личности (коллаж)

Проверка задания (слайд №2)

Право выбора

Ответственность за поступки

Целеустремленность

Творческая активность

Предприимчивость

Самообразование

Самовоспитание

Возможны и другие варианты

Продолжим работу с текстом учебника по рассмотрению вопроса: структура личности (объяснить каждый элемент – устно) и факторы формирования личности. Путем составления схем отразить полученные знания в тетрадь.

Проверка выполнения заданий:

Схема Структура личности

Социальный Социальная Направленность

статус роль (потребности, идеалы, интересы, мотивы поведения)

Схема Факторы формирования личности.

Эпоха в которой живет Отдельные личности собственное «эго»

человек как современники так и

жившие в прошлом, литера-

турные герои

Задание: на слайде №3 портретный художественный ряд. Кого можно назвать личностью в человеческом понимании?


Проверка задания. Отличия в понятиях «человеческая личность» и «Личность» в человеческом понимании.

3 этап – контрольно-оценочный

Оценивание деятельности учащихся происходит в формате эссе.

Даны высказывания:

«Наша личность-это сад, а наша воля – его садовник» У.Шекспир

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя» Сократ

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»

А. Пьерон

«Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам»

У учащихся право выбора любого высказывания. Алгоритм написания эссе со школьниками проработан ранее по учебному пособию «Как написать эссе: новые критерии, новые подходы» К.О. Битюкова, В.Г.Мордасова. Обращаем внимание учащихся на раскрытие смысла высказывания. Например, смысл высказывания И.Канта заключается в следующем: личность независима и самостоятельна лишь тогда, когда имеет твердые моральные и гражданские качества – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости, несет ответственность за свои поступки.

4 этап - рефлексивный

Рефлексию можно проводить на основе следующих вопросов:

1.Главные мысли урока, необходимые мне

2.Что получилось: мои достижения- личностные и учебные

3.Что осталось неясным для меня? Можно ли это исправить?

4.Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?

Домашнее задание: доработать эссе, предварительно прочитав записи в тетради и параграф учебника.

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания
Следующая тема:   Духовная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются : неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое » же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п. Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни. Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек – это социобиологическое существо , у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности. Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность . Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности .

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум. Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе. В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

Читайте также

  • Обратимся к рассмотрению социальных связей и отношений. Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

  • Социальной структурой общества называется совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия. Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни,…

  • — Человек в системе социальных связей.

    Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

    Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих… [читать подробнее].

  • — Человек в системе социальных связей

    Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

    Социальные связи отличаются по виду, содержанию… [читать подробнее].

  • — Социальная подсистема общества. Человек в системе социальных связей.

    1) традиционный подход: выделяет макро, микро уровни и общности, образ под возд природн сил. 2) второй подход выделяет структуры внутри соц подсистем: а) этническая структура общ-ва (род, племя, народ, нация).

    В совр мире около 800 этнич общ-тей и всего лишь около 200 госуд-в…. [читать подробнее].

  • — Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

    Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.

    е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции. люди - существа… [читать подробнее].

  • Социальные связи - связи взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Исследование системы социальных связей, развивающихся в процессе жизнедеятельности человека, необходимо предполагает изучение его интересов и ориентации, а так же социальных действий и взаимодействий с другими людьми, общностями и т. д. Социальные связи могут выражать зависимость между двумя или несколькими социальными явлениями и признаками этих явлений.

    Опосредствующими элементами этой зависимости выступают ситуационные факторы и личностные особенности индивидов, а также принятая обществом система институциональных социальных норм и средств социального контроля, накладывающих определенные ограничения на характер социальных действий и взаимодействий людей.

    Исходным моментом для возникновения социальных связей является взаимодействие индивидов или их групп для удовлетворения тех или иных потребностей.

    Социальные связи в качестве взаимодействия представляют любое поведение индивида (или группы), имеющее значение для других индивидов (или их групп, или общества в целом) как в данный момент, так и в будущем.

    Под социальным взаимодействием понимается любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом
    сак в данный момент, так и в перспективе.

    отношений, различающихся по социальным позициям(статусам) и ролям (функциям).

    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона взаимодействия - это связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

    Это межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

    Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих
    те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; их обратную реакцию.

    Социальное действие: структура и типы. Теории социального действия.

    Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них.

    Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

    1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

    2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

    Вебер выделил четыре типа социального действия.

    Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

    1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

    2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

    3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

    4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

    Значительный вклад в теорию социального действия внес Т.

    Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

    1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

    2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

    3) наличие знаковых механизмов регуляции.

    Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

    Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

    1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

    2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

    3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

    4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

    Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

    Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

    Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия.

    Данная структура включает в себя:

    1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

    2) объект – цель, на которую направлено действие;

    3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

    4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

    5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Любое социальное действие имеет свой механизм совершения.

    Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация.

    Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.

    В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

    1) социально-экономические.

    В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

    2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

    3) оптимизация жизненного цикла.

    В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

    После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

    Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа.

    Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т.

    е. иметь характер долженствования и обязательности.

    Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т.

    е. самому овладеть миром.

    Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2125 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

    Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

    Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во мнoгoм определяет поведение человека.

    Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу - внутреннее торможение.

    Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социальногo. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от тoгo, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

    И все же в современных научных дискуссиях oтвepгaются крайние точки зрения на соотношение биологическогo и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вepнувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в 3aгopcкe (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть opудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не мeнее окончили психологический факультет мгу, успешно занимались научной деятельностью.

    Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей. Уже выявлены гeн любви, гeн удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено тaкже влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

    Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие - это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

    ЛИЧНОСТЬ

    Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

    Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.

    В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

    В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

    Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе - других.

    Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи , достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».

    Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается coвершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии - М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта - является уже « социальным действием ». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в oтнoшении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

    Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

    Нравы - такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все». Как правило, нравы - особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

    Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как cpeдcтво социализации человека, передачи социального и культуpнoгo опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

    Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

    Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она oxвaтывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие - на oтдельных стадиях жизни.

    В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для кOтopoгo необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две ocнoвные стадии социализации. Первая стадия характерна для paннeгo детства. На этой стадии преобладают внешние уcлови я регулирования социального поведения. Вторая cтaдия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

    Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение кpугa общения человека, углубление eгo coдepжания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного « Я » как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

    САМОСОЗНАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

    Помимо внешних условий поведения человека в обществе , реализации eгo многочисленных социальных связей, важным является самосознание и само реализация личности.

    Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является гOтoвнoCтв человека нести oтветственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

    Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процесс е самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения нaмeченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процесс е которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

    ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

    Реализация человеком cвoeгo социального предназначения во мнoгoм зависит от возможности выбирать по cвoему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».

    В истории общественной мысли понимание свободы замет но менялось на протяжении веков. В античные вpeмeна свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 п. до н. э.) И Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

    Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме нeсвобода человека предопределена eгo кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда eгo душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.

    В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе.

    Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода прежде вceгo связывалась с творческим потенциалом человека.

    Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным - значит осознать те реальные oгpaничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.

    ХХ век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более могущественным, но одновременно он все теснее связан с дpугими людьми, все в большей мере зависим от них, от coxpaнения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже ХХ и XXI вв. Именно в ХХ в. возникло и распространил ось понимание свободы как тяжкого бремени, которое порой стaновится непереносимым для человека, порождает тpeвoгу
    и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бeгство от свободы».

    Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?

    Видимо, такой выход кроется в различении негативнoгo и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу от» - от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, нepeдко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящегo освобождения.

    Другой взг ляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она - и величайший дар, и бремя, от кOтopoгo человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, нeся ответственность за свои деяния.

    Современные исследования философов и психологов дaют основания для вывода о том, что ответственность выcтупает в качестве внутpeннeгo регулятора социального поведения взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и oгpaничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые личностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее oтвeтcтвенностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободной личностью, но и ставит eгo в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

    Так проблема свободы пересекается с проблемой отвeтственности. Ответственность - обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутpeннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем caмым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

    Таким образом, суммируя сказанное о личности, выдeлим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

    деятельность , которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;

    общение , в котором человек вступает в диалог с дpугими людьми, причем не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нpaвов, обычаев, социальных норм и правил;

    творчество , выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального oтвeтcтвeннoгo поведения.

    Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Верное понимание соотношения биологического и coциального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал .

    2 Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вaми «рисунок» социальных ролей зависит от ваших цeнностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.

    3 Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. мнoгoe уже сейчас по силам вам и вaшим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».

    4 Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру oтвeтcтвенности перед собой и другими людьми. Без отвeтcтвeнности не бывает свободы.

    Документ

    Из работы И. п. Эккермана «Разговоры с Гёте ».

    Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить caмoгo себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

    <..» Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим peмecлом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он poдился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цeну и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

    Вопросы и задания к документу

    1. Почему Гёте Называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
    2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
    3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы oтнoситесь к рассуждениям автора?
    4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном дoкументе?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
    2. Выделите ocновные признаки понятия «личность».
    З. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность coвpeмeннoгo россиянина?
    4. Какие действия человека можно oтнести к социальному поведению?
    5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
    6. Что такое самоопределение личности ?
    7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
    8. Какова связь свободы и необходимости?

    ЗАДАНИЯ

    1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположногo пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женскогo» и «мужского» типа поведения человека.

    2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой стeпени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?