Методы исследования мышления — Методика «Выделение существенных признаков. Как мыслит ваш ребенок? Сад растения садовник забор земля собака

Методы исследования мышления — Методика «Выделение существенных признаков. Как мыслит ваш ребенок? Сад растения садовник забор земля собака
Методы исследования мышления — Методика «Выделение существенных признаков. Как мыслит ваш ребенок? Сад растения садовник забор земля собака

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Методика используется для исследования особенностей мышления , способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления : конкретного или абстрактного .

Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных по нятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

Инструкция к тесту

Для детей : «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например , слово перед скобками – «сад», а в скобках слова: «растения, садовник, собака, забор, земля». Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно эти 2 слова – «земля» и «растения».

Для взрослых : «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Примечания :

  • Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.
  • Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.
Тестовый материал
  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
  8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
  10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
  11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
  12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, ме лодия)
  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)
  15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
    1. Растения, земля
    2. Берег, вода
    3. Здания, улица
    4. Крыша, стены
    5. Углы, сторона
    6. Делимое, делитель
    7. Диаметр, округлость
    8. Глаза, текст
    9. Бумага, редактор
    10. Игроки, правила
    11. Сражение, солдаты
    12. Бумага, текст
    13. Голос, мелодия
    14. Колебания почвы, шум
    15. Книги, читатели
    16. Почва, дерево
    17. Состязания, победа
    18. Врач, больные
    19. Чувства, человек
    20. Родина, человек
    Интерпретация результатов теста

    Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

    Оценка результатов осуществляется по таблице.

«Он такой невнимательный, — жалуются на своего горе-ученика родители, — пишет диктант и в каждой строчке — ошибка! А ведь правила все назубок знает!» И действительно, разбуди такого «грамотея» среди ночи — прочтет их наизусть, как молитву.

Но увидеть конкретную запятую за абстрактным правилом такой ученик не может. И причины неурядиц с учебой — не отсутствие внимания, а проблемы с мышлением, словесно-логическим обобщением.

Насколько развиты способности к обобщению у вашего ребенка? Давайте проверим это с помощью теста.

Подготовьте 8 карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета (их примеры — на рисунке). Объясните ребенку, что один из нарисованных предметов — лишний. Покажите карточки и попросите на каждой из них найти этот предмет и сказать, почему он лишний. Детям 5-6 лет вначале нужно показать тренировочную карточку и первое задание разобрать вместе с ними. Задания остальных 7 карточек они должны выполнить без ошибок не больше чем за 2 минуты.

Школьники должны уметь не только четко объяснять причину исключения предмета, но находить обобщающее понятие для группы трех предметов.

Дети 7-9 лет должны выполнять задание без тренировочной карточки за 1 минуту, 10-11-летние — за 40 секунд.

Если при выполнении задания ребенок не только превышает временные нормативы, но и делает 3-4 ошибки, это повод для беспокойства и целенаправленных занятий по корректировке наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Для тренировки способности выделять существенные признаки от несущественных полезно такое задание. Для его выполнения понадобится лист бумаги с напечатанными на нем рядами слов:

САД (растения, садовник, собака, забор, земля)

РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, лица, велосипед)

САРАЙ (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

ЧТЕНИЕ (глаза, книга, текст, очки, слово)

ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

В каждой строчке одно слово стоит перед скобками, а пять других — за ними. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Предложите ребенку выбрать только 2, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, сад может существовать без собаки, забора и даже садовника, но без земли и растений — не может.

Слова в задачах нужно подбирать так, чтобы появилась возможность не только уловить абстрактное значение тех или иных понятий. Ребенок должен отказаться от «искушения» выбрать бросающийся в глаза, но неверный способ решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Руководствуясь таким правилом, подберите для одного задания 15-20 рядов слов.

В качестве упражнения можно использовать и словесный вариант нашего теста.

Подготовьте бланк с напечатанными (или написанными от руки) сериями из пяти слов (не меньше 10 серий). В каждой строке нужно найти лишнее слово, а 4 других объединить в одну группу и дать ей название.

Например:

— глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий;

— Василий, Петр, Семен, Иванов, Федор;

— дом, мечта, машина, корова, дерево;

— молоток, клещи, пила, гвоздь, топор;

— смелый, храбрый, решительный, злой, отважный;

— футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол;

— токарь, учитель, книга, врач, космонавт; и др.

Разбирайте задание вместе с ребенком и следите за правильностью его выполнения. Некоторые дети делают ошибочное обобщение по несущественному признаку. Если же привлечь внимание такого ребенка к выяснению причинно-следственных отношений, он может изменить свой ответ на правильный и в дальнейшем таких ошибок уже не сделает. Это бывает у детей с неустойчивым мышлением.

Когда ребенок при правильном решении затрудняется мотивировать свой ответ и сформулировать обобщающее понятие, это указывает на неосознанность его мышления. Если же причиной объединения называется лишь ситуация, в которой участвуют все предметы (например, на столе лежат часы, монета и будильник), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Методика выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого. Для исследования используют специальные бланки или предлагают испытуемому задачи устно:

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Предварительно дается инструкция: «На каждой строчке одно слово находится перед скобками, а пять- в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Вы должны выбрать из пяти два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и подчеркните их». Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и поэтому решения их бывают поверхностными. В этих случаях следует обратить внимание обследуемого на то, что он не усвоил задание, которое нужно повторить. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. С такими больными желательно вместе решить одну-две задачи.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, например, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила»; к слову «война»-«сражения» и «солдаты». В то же время некоторые испытуемые в первом случае выбирают слово «карты», во втором - «ружья». При таком решении задания результаты следует обязательно обсудить с обследуемым. Иногда даже подсказка исследующего, что речь идет об игре и войне в общем, абстрактном значении этих понятий, не помогает испытуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

Образование аналогий

Для выполнения этого задания испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Однако, в отличие от выделения существенных признаков, методика образования аналогий содержит менее однообразные задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам и наличие у больных инертности психических процессов значительно затрудняет для них выполнение задания: в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи. Различают образование простых и сложных аналогий.

Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов-образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из пяти. Например:

Электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что также, как электричество идет по проволоке, пар идет по трубам. Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогии строятся по разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

При анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа «соскальзываний» не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем, свидетельствует об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий можно применять и предметные ее варианты. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена.

Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики ее применяют при исследовании лиц со средним и высшим образованием.

Для проведения исследования используют специальные бланки.

1. ОВЦА-СТАДО

2. МАЛИНА-ЯГОДА

3. МОРЕ - ОКЕАН

4. СВЕТ-ТЕМНОТА

5. ОТРАВЛЕНИЕ - СМЕРТЬ

6. ВРАГ - НЕПРИЯТЕЛЬ

ИСПУГ - БЕГСТВО СЛОВО - ФРАЗА

МЕСТЬ - ПОДЖОГ БОДРОСТЬ - ВЯЛОСТЬ

ФИЗИКА - НАУКА СВОБОДА - НЕЗАВИСИМОСТЬ

ДЕСЯТЬ - ЧИСЛО ПОКОЙ - ДВИЖЕНИЕ

ПРАВИЛЬНО - ВЕРНО ПРАЗДНОСТЬ - БЕЗДЕЛЬЕ

ГРЯДКА - ОГОРОД ПЕНИЕ - ИСКУССТВО

ГЛАВА - РОМАН ПОХВАЛА - БРАНЬ

ПАРА - ДВА БЕРЕЖЛИВОСТЬ - СКУПОСТЬ

ПРОХЛАДА - МОРОЗ ОБМАН - НЕДОВЕРИЕ

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены шесть пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например, «овца - стадо» - часть и целое, «малина - ягода» - определение, «море - океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца - частью стада».

Обсуждение, совместно с больным, допущенных им ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

Сравнение понятий

1. Методика применяется для исследования мышления больных, процессов анализа и синтеза. Применяется очень давно, особенно широко использовалась в школе акад. В. М. Бехтерева.

2. Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению. Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Применима для исследования лежачих больных или больных малодоступных, отказывающихся выполнять экспериментальную работу. Кроме того, она очень удобна при необходимости повторных исследований больных для оценки изменчивости их состояния. Так, например, некоторые авторы пользовались этой методикой при оценке влияния какого-либо препарата на процесс мышления больных.

3. Больного просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы больной обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если больному не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Предлагая первую несравнимую пару (например, река-птица), экспериментатор внимательно наблюдает за мимикой и поведением больного. Если больной выражает удивление, растерянность или просто молчит, затрудняясь, ему тут же дают пояснение «Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если больной сразу начинает сравнивать эту пару - его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы больного по поводу каждой пары.

4. При оценке ответов больных следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений больного, о склонности его к конкретному мышлению. Второе, на что следует обратить внимание, это то, выдерживает ли больной заданный ему план сравнения или мысль его «соскальзывает» куда-то в сторону и суждения его оказываются лишенными логической последовательности.

Так, например, больной шизофренией в подостром состоянии дает следующее заумное и аграмматичное сравнение дождя и снега: «Снег - это называются все микроны и заочные точки, которые могут быть под заморозками, а дождь, состоящий из воды, и оно может находиться в тесном сотрудничестве». Другая больная сравнивает дождь и снег так: «Дождик-это капли водяные, а снег-это заморозки, снег это снег, а вода есть вода, какая может быть разница - это ведь совершенно разные вещи... Снег идет и вода идет, снег падает, и дождь тоже падает...».

Эту методику удобно комбинировать с фармакологическими пробами и записывать высказывания больных с помощью магнитофона.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: исследование операции абстрагирования, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Стимульный материал и оборудование.

Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками. Протокол для регистрации ответов испытуемого, ручка.

Ход работы.

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо

существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Инструкция испытуемому.

Инструкция для детей: «Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти 2 слова – “земля” и “растения”».

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите из них только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Обработка результатов.

Ответы испытуемого сравниваются с ключом.

Ключ к методике «Выделение существенных признаков»

1. Растения, земля

2. Берег, вода

3. Здания, улица

4. Крыша, стены

5. Углы, сторона

6. Делимое, делитель

7. Диаметр, округлость

8. Глаза, текст

9. Бумага, редактор

10. Игроки, правила

11. Сражение, солдаты

14. Колебания почвы, шум

15. Книги, читатели

16. Почва, дерево

17. Состязания, победа

18. Врач, больные

19. Чувства, человек

20. Родина, человек

За каждый правильный ответ (указаны два слова верно) испытуемому присваивается 1 балл. 0,5 балла соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильно слова.

Максимальное количество баллов равно 20. Результаты менее 10 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемого сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Стимульный материал для методики «Выделение существенных признаков»

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)