Самостоятельность. Как воспитать это качество в ребенке

Самостоятельность. Как воспитать это качество в ребенкеНе секрет, что все родители хотят вселить в своих детей самостоятельность и уверенность в себе. Как мы радуемся первым шагам, самостоятельно съеденной ложке каши и нарисованному, пусть и корявому, шарику! На деле же родители редко дают своим детям возможность быть самостоятельными. Действительно, ведь проще самим налить сок в чашку еще и поддержать, чтобы не пролил, чем потом вытирать лужицу на полу и стирать футболку. Но пройдет совсем немного времени и малыш пойдет в детский сад, а потом и в школу, и там ему уже придется быть самостоятельным. И чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, это качество нужно развивать в нем с самого раннего возраста.

Самостоятельность. Как воспитать это качество в ребенкеСуществуют различные методики развития детей раннего возраста, но в плане самостоятельности наиболее проста и интересна методика Никитиных. Принцип ее прост: что малыш может сделать сам – то он сам и делает. Задача родителей – не упустить момент, когда это желание возникло, и показать, как правильно делать, а потом несколько дней закреплять полученный навык. Например, кроха потянулся за ложкой. Отлично, пусть подержит ее в руке, повозит по тарелке, попробует зачерпнуть еду, ведь это стимул к дальнейшим действиям!

Нужно все время наблюдать за малышом и стараться уловить попытки сделать что-то самому: отнести горшок, взять чашку, надеть штанишки. Задача родителей – показать, как это правильно делается, обязательно объясняя свои действия, при этом не должно быть ограничений во времени, спешка – не самый лучший помощник в процессе воспитания, да и ребенок может нервничать. Лучше, если объяснение будет проходить в игровой форме. Соблюдайте основные принципы обучения детей дошкольного возраста.

Очень важный прием – похвала, маленькие дети особенно нуждаются в похвале и поощрении своих действий. Нам, взрослым, и сейчас иногда требуются слова одобрения и поддержки, а что говорить о малышах, для которых каждый шаг приносит что-то новое! Всем своим видом ребенок показывает: «Вот какой я молодец! Смотрите, как я могу!» Как тут не похвалить? Но все же не всегда все получается гладко, и в такие моменты малышу особенно нужна поддержка. Если видите, что кроха нервничает и злится, лучше переключить его внимание на что-нибудь другое. Можно рассказать историю про себя, как вы чему-то научились.

Спокойно относитесь к тому, что ребенок совершил оплошность, например, пролил воду, рассыпал крупу. Скорее всего, он сделал это не нарочно. Зато это сигнал к проведению ревизии в вещах: то, что лучше не трогать, нужно убрать из зоны досягаемости крохи, а оставить только те предметы, которые безопасны для него. Для ребенка постарше нужно держать под рукой веник, совок и тряпку, чтобы он мог за собой убрать мусор и вытереть пол. А если чадо не понимает, что делать, не кричите на него, лучше спокойно подскажите, где стоит веник.

На сегодняшний день в магазинах продается масса дидактического и развивающего материала. Это всевозможные тренажеры-шнуровки, игрушки с пуговицами, наборы детской посуды и других предметов быта. Большинство таких развивалок мамы могут сделать и сами, а еще лучше – вместе с детьми. Воспитывая в ребенке самостоятельность, лучше действовать по принципу: от простого к сложному. Попросту говоря, не научившись держать ложку, малыш точно не сможет ею кушать. Прежде, чем учить сложным действиям, нужно сначала пояснить простые.

И, конечно, не нужно забывать о личном примере, ведь дети – отражение нас самих. Если малыш видит, что вещи по квартире разбросаны в беспорядке, будет очень сложно приучить его складывать все на место. Хотя и здесь нужно знать меру, не стоит добиваться стерильной чистоты и идеального порядка, лишая малыша свободного времени и превращая все в нудную обязанность. Иногда все же стоит делать перерывы, чтобы кроха не потерял интерес к приобретенным навыкам.

Как и у медали у самостоятельности есть обратная сторона. Научившись сам себя обслуживать, сын или дочь со временем научатся проявлять это качество в своих взглядах и мнении, будут сами выбирать, с кем дружить, а с кем нет. И родители должны быть готовы к этому и воспринимать ребенка как личность со своими ценностями и взглядами на жизнь.

Автор: Sofia, специально для сайта «Звездочет«.

 
Статья прочитана 9 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля