Как научить ребенка разговаривать

Как научить ребенка разговариватьВсем родителям хочется, чтобы ребенок поскорее начал говорить свои первые слова, затем, чтобы он мог объяснить, что он хочет, высказать свои желания, мог общаться со сверстниками. Однако у некоторых детей период формирования речи затягивается на неопределенный срок. Это может стать одной из причин задержки психического развития (если само отсутствие речи не вызвано этой задержкой). Поэтому будет отталкиваться от двух важных моментов:

— формирование речи начинается задолго до того, как ребенок произнесет первые слова;

— начинающему говорить малышу нужна родительская помощь и поддержка.

Чем раньше, тем лучше

Задаваться вопросом, как научить ребенка разговаривать, надо не с года, когда он сам начинает усиленно осваивать речь, а даже до его рождения. Уже доказано, что еще в животике у мамы, малыш все слышит. Говорите с ним и пойте ему.

1) А с новорожденным практически сразу начинайте разговаривать, но не усюсюкайте. Разговаривайте нормальной речью, мягко и ласково. Кажется, что кроха ничего не понимает, но он прислушивается к ритму, интонации, тембрам. А, как известно, эти элементы общения являются важнее слов. Не знаете, что говорить несмышленышу? Пойте песни и просто рассказывайте обо всем, что вы делаете, что вокруг вас. Комментируйте все действия, которые вы делаете с малышом. Следите, чтобы ваша речь была громкой, медленной, четкой и правильной. Делайте паузы при разговоре, стимулируя кроху к ответу.

2) ходите по квартире, по улице и показывайте малышу на различные предметы, при этом рассказывая о них. Вскоре кроха сам будет показывать пальчиком на интересующие его предметы и ждать вашего рассказа.

3) Начиная с рождения, учите малыша читать. Показывайте ему картинки в книжках, объясняйте картинки своими словами. Потом эти же книжки читайте. Если вы читаете стишки, то постепенно стимулируйте малыша к окончанию строчек самостоятельно. Можно иногда заканчивать строчки неправильно, чтобы малышу захотелось вас исправить, но часто такой прием применять нельзя, чтобы ребенок не начал коверкать стихи.

4) Подберите специальные стишки-игры: ладушки, гуси-гуси, сороку-ворону и т. д. Отлично работают считалочки, прибаутки, просыпалочки, умывалочки, шагалочки.

5) Радуйтесь всем новым словам, которые появляются у ребенка. Ваша радость будет дополнительным стимулом. Но не переходите на общение на «детском» языке, не стоит называть машину «биби», а еду «ням-ням». Ребенок и так прекрасно знает, что вы имеете в виду. Иначе у малыша не будет стремления к правильной речи. Спокойно поправляйте малыша, не акцентируя внимание на его неправильное произношение — на вопрос «ням-ням?» говорите: «Да сейчас будем кушать».

6) Если малыш уже начал понемногу говорить, то не пытайтесь предугадывать его желания. Тогда ребенок попытается сам объяснить вам свои желания. Если видно, что малыш хочет пить или кушать, то не давайте ему желаемое сразу. Спросите: «Ты хочешь пить?», «Ты хочешь кушать?», стараясь вызвать на диалог малыша. Можете спрашивать неправильно, пусть исправит. Напоминайте ему: «Скажи мне словами, что ты хочешь».

7) Используйте несложное упражнение для развития детской речи. В любой ситуации в игровой форме задавайте ребенку вопросы типа: «Кто это?», «Что это?», «Какого цвета?» «Что делает?», и др. Сначала сами на них отвечайте. Ответ должен быть в одно слово: зайчик, кушает, котик, скачет и пр. Постепенно увеличивайте интервал между вопросом и ответом, ожидая ответа ребенка.

8) Все мультики смотрите вместе с ребенком. Периодически акцентируйте его внимание на чем-то, задавайте вопросы. Поговорите о мультике позже, вспомните главных героев, перескажите вместе сюжет.

9) Играйте вместе в игрушки. Создавайте сюжеты, в которых герои общаются между собой. «Мишка говорит слоненку: «Привет!» А слоненок ему тоже отвечает: «Привет!»

Крупное значение мелкой моторики

Если ребенок плохо разговаривает, уделите особое внимание развитию мелкой моторики. Как известно, ловкость пальцев прямо пропорционально связана с развитием речи, так как ответственность за них несут соседние участки мозга. Следовательно, маленькие пальчики должны играться с разными по форме и фактуре предметами: орехи, фасоль (под присмотром взрослых), лепка из теста, тканевые мешочки с разными наполнителями. Обязательно рисуйте и желательно разными предметами: пальцами, кисточкой, зубной щеткой, ушными палочками. Можно делать легкий массажик пальчиков и всей поверхности ладошек.

Подведем итоги:

— Начинать развивать речь малыша надо до его рождения.

— Все, живущие в семье, сами должны быть образцом правильной речи.

— Общаться с ребенком надо как можно больше и на разные темы. Постоянно стимулировать его к ответу.

— Найти и выучить разные виды потешек.

— Не забывать о развитии мелкой моторики.

Пусть у вас растут болтушки!

 
Статья прочитана 11 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля