Взять ребенка с диагнозом уо легкой степени. Детская умственная отсталость

Взять ребенка с диагнозом уо легкой степени. Детская умственная отсталость

Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.

Отстает или по-другому развивается?

Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.

Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.

Причины умственного отставания

Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.

Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.

В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.

Развитие умственно отсталых детей

Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.

Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.

В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.

Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.

Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.

Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.

Психические проблемы. Умственная отсталость у детей. Приблизительно 3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют «умственно отсталыми» или «детьми с задержкой развития». Это определение относится ко всем детям, чье развитие в соответствии со стандартным интеллектуальным индексом (IQ) составляет менее 70 (результат от 80 до 130 определяет нормальный интеллект, а 100 – соответствует среднему уровню).

Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе.

Развитие умственно отсталых детей протекает значительнее медленнее, чем у сверстников, во многих областях, особенно в отношении интереса к окружающему миру и способности к реагированию на внешние события. У таких детей позже появляется умение улыбаться, протягивать ручки по направлению к тому, что они видят или слышат, хватать игрушки и играть с ними, с отставанием развиваются все виды реакций в целом.

Большое число умственно отсталых детей страдают от разнообразных проблем – врожденных заболеваний сердца, эпилептических припадков, нарушений слуха. Продолжительность их жизни редко превышает средний возраст отчасти из-за того, что они не получают медицинского лечения.

Хотя каждый ребенок развивается различными темпами, он всегда проходит через перечисленные ниже этапы. Если показатели развития ребенка не достигают средних значений данного этапа развития, то это сигнал о наличии трудностей у ребенка.

0 – 4 месяца

Выказывает интерес к окружению и особое внимание к лицам, осуществляющим уход и за ним.

Реагирует на свет и звук, особенно при общении с другими.

Улыбается, когда к нему обращаются, или реагирует на определенное выражение лица, гулит.

Получает удовольствие, когда его нежно и ласково успокаивают и поглаживают.

Следит глазами за движущимся предметом или человеком, поворачивает головку по направлению к источнику звука.

Может схватывать и удерживать небольшие предметы.

Может удерживать головку, когда сидит на коленях.

Спит ночью более 4 часов.

5 – 8 месяцев

Начинает обучаться тому, как функционируют некоторые вещи; реагирует на обращение.

Общается с ухаживающим за ним человеком: улыбается, протягивает ручки.

Реагирует на простейшие игры, например «ку-ку».

Протягивает ручки к игрушкам и другим интересующим его предметам.

Проявляет осторожный интерес при появлении незнакомых людей.

Способен достаточно длительно концентрировать внимание на игрушках и посторонних людях.

Начинает исследовать собственное окружение и взаимодействовать с ним.

Умеет взять в руки и удерживать маленький предмет.

Умеет пить из чашки или стакана, которые держат в руках взрослые.

Произносит определенные звуки и повторяет их.

Умеет сидеть без поддержки и играть в этом положении.

Умеет ползать или карабкаться.

Умеет подниматься, держась за решетку кроватки.

9 – 12 месяцев

Начинает взаимодействовать с окружающим его миром комплексно: протягивает игрушки родителям, начинает ходить при поддержке, катать мячик, использовать жестов для того, чтобы его поняли.

Использует определенную модель поведения для того, чтобы приблизиться к родителям и забраться к ним на колени.

Реагирует на интонацию речи родителей.

Достаточно длительно концентрирует внимание на игре.

Умеет подражать простым жестам – махать рукой при прощании, обозначать знак «да» или «нет» кивком.

Использует зрение и руки для изучения новых объектов.

Умеет подбрасывать или бросать мяч.

Рассматривает с посторонней помощью простые картинки в книгах.

Умеет класть в рот маленький кусочек пищи.

Умеет ходить, держась за мебель.

Понимает простые слова и указания.

Применяет определенные звуки для определенных объектов.

13 – 18 месяцев

Проявляет осознанные намерения и способы исследования ситуации во время взаимодействия и игр.

Объясняет свои желания и чувства с помощью жестов и слов.

Использует предложения из одного – двух слов и понимает простые фразы.

Устанавливает равновесие между потребностью в независимости и близости (например, уходит на противоположный конец комнаты, чтобы поиграть, и возвращается назад к одному из близких для того, чтобы приласкаться).

Предпринимает попытки настоять на своем; умеет выразить недовольство голосом без плача, кусания и битья руками.

Использует в играх представления и роли («варит в кастрюльке», «ездит в игрушечной машине»); играет самостоятельно.

Узнает на картинках знакомые объекты, умеет составлять простейшую мозаику, нарисовать круг.

Умеет бегать, подпрыгивать, стоять на одной ножке.

19 мес. – до 3 – 3,5 лет

Играет в сложные игры на воображение, связь мотивов близости, питания или ухода с необходимостью самоутверждения, исследования и агрессии.

Знает, что реально, а что нет.

Следует правилам.

Понимает взаимосвязь между поведением, мыслями, чувствами и их последствиями.

Взаимодействует со взрослыми и товарищами по играм в социально приемлемой форме.

Умеет рисовать достаточно сложные рисунки, например, изобразить женщину с определенными чертами лица.

Умеет взбираться и спускаться по лестнице.

Умеет целенаправленно бросать большой мяч и ловить его.

Составляет сложные предложения, содержащие логически связанные друг с другом слова.

Начинает спрашивать «почему?», хотя это необязательно сопровождается интересом к ответам.

Классификация умственной отсталости

Умственная отсталость у детей – это неспецифичное заболевание, которое либо имеется, либо отсутствует у ребенка и представляет многоуровневое психопатологическое состояние, проявляющееся в значительном изменении поведения и способностей. Для определения степени умственной отсталости используется большое число классификационных систем. Такого рода классификация служит необходимым инструментом для подбора специальных учебных и медицинских учреждений. Родители, учителя и врачи должны следить за тем, чтобы ни одна классификационная система не препятствовала наиболее полному развитию остаточного потенциала ребенка.

В большинстве случаев используются четыре категории умственной отсталости – от легкой до глубокой степени. Около 85% умственно отсталых детей относятся к легкой степени с интеллектуальным индексом (IQ) от 50 до 70. Хотя эти дети и нуждаются в особом обучении, они способны, даже если занятия начинаются в подростковом возрасте, обучиться чтению и счету. При соответствующей поддержке и помощи, в конце концов, они в значительной мере могут добиться независимости и вести самостоятельную жизнь. Дети со средней (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальный индекс от 35 до 49) способны научиться обслуживать себя и в определенной мере работать в защищенных и облегченных условиях. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (IQ от 20 до 34) способны путем тренировки овладеть элементарными навыками гигиены. Однако в моторной и речевой областях они испытываю большие трудности и, как правило, не могут приобрести какие-либо профессиональные навыки. Дети с глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20) не могут выразить словами свое состояние и положение, не могут пользоваться туалетом. В течение всей своей жизни они нуждаются в уходе и обслуживании.

Другие системы классификации основаны на способности детей достигнуть определенного образовательного уровня. «Способными к обучению» детьми считаются те, чей интеллектуальный индекс обычно составляет от 50 до 75. Их школьные успехи достигают уровня 3-6 классов. Способность к обучению ребенка с IQ от 30 до 50 достигает уровня 2 класса и, как правило, ограничивается этими результатами.

Распознавание умственной отсталости

Отставание в развитии в большинстве случаев обнаруживается сразу после рождения или несколько позже. Определенные врожденные формы умственной отсталости, включая так называемый синдром Дауна, устанавливаются при пренатальном обследовании. Дети с синдромом Дауна и некоторыми другими формами умственной отсталости своей внешностью отличаются от нормы и обнаруживают явные врожденные дефекты, что облегчает раннюю диагностику.

Если даже вполне нормальный ребенок медленно развивается, у многих врачей возникают вопросы, требующие диагностических усилий для исключения легкой степени умственной отсталости. На втором или третьем году жизни и до достижения школьного возраста психическая отсталость устанавливается с помощью психологических и физиологических тестов. Иногда обследование выявляет другие причины замедленного развития, например снижение слуха, вследствие чего затрудняется возможность коммуникаций и обучения.

Важно упомянуть, что предельный уровень умственной отсталости ниже 70 IQ выбран произвольно. Имеются дети с IQ ниже 70, которые в состоянии вести продуктивную и независимую жизнь. На самом деле некоторые исследования показывают, что дети из бедных слоев населения или другой культурной среды, чьи тестовые данные показывают уровень IQ ниже 70, в действительности после выравнивании или улучшения средовых условий показывают значительно более высокие интеллектуальные показатели. И наоборот, имеются дети, чей интеллектуальный индекс выше 70, однако, их школьные успехи не соответствуют возрастному уровню. Поэтому при диагностике умственной отсталости следует учитывать не только показатели поведения и успеваемости, но также культурную среду и социально-экономические данные.

Причины заболевания

Для умственной отсталости определены сотни известных причин и факторов риска. Это могут быть хромосомные аномалии (такие, как синдром Дауна), генетические заболевания, родовые травмы, малый вес при рождении и экстремальная незрелость плода, гормональные расстройства, пренатальная инфекция (например, корь в первой трети беременности), пренатальная недостаточность питания и потребление матерью наркотиков или алкоголя. После родов причиной умственной отсталости может быть психическая и физическая изоляция ребенка, тяжелая недостаточность питания, поражение мозга вследствие несчастного случая (например, падения или почти полного утопления), отравления свинцом и инфекции (менингит). В большинстве случаев истинные причины умственной отсталости остаются неизвестными.

Синдром Дауна

Часто встречающейся формой умственной отсталости является синдром Дауна – хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных. В большинстве случаев психическое развитие у этих детей протекает нормально до 6 месяцев, а затем прекращается или даже регрессирует. Наряду со снижением психических показателей у большинства детей имеет место выраженная диспластичность лица и тела, что включает в себя слабость мышечного тонуса, маленький плоский череп, широкие щеки, выступающий вперед язык и азиатской формы глаза (что в прошлом давало повод для обозначения данного вида умственной отсталости как монголоидизм). В общей сложности насчитывается около сотни психических недостатков, связанных с синдромом Дауна, некоторые из которых редко встречаются и трудноотличимы от остальных.

Этапы раннего детского развития

Вы узнали, что ваш ребенок – умственно отсталый. К чему готовиться?

Имейте в виду, что ваш ребенок, несмотря на умственную отсталость, личность, со своими надеждами, мечтами, правами и достоинством.

В случае если ваши друзья стараются избегать встреч или кажутся неуверенными или смущенными, знайте, что большинство людей просто не знает, как реагировать на известие о болезни вашего ребенка и чем вам помочь. Вы должны понять, что некоторым людям трудно выразить свое сочувствие и участливость по отношению к другим.

Установите контакт с организациями самопомощи и помощи больным. Попытайтесь познакомиться с другими родителями умственно отсталых детей, узнайте о том, как они оценивают ситуацию и обменяйтесь с ними своими переживаниями.

Признайтесь себе в ваших чувствах вины, гнева, печали и разочарования. Эти чувства естественны. Не испытывайте стыда за себя и своего ребенка, для того, чтобы помочь ему, вы должны осмыслить и переработать свое разочарование.

Несмотря на то что ваш ребенок имеет отличающиеся от нормы запросы и потребности и требует индивидуального подхода, не игнорируйте жизненных интересов супруга и других членов семьи. Это затруднит их участие в разрешении ваших проблем.

Вы должны предвидеть, что ваше ближайшее окружение может не только проявлять готовность к пониманию ваших чувств и проблем, но и противостоять им. Преодоление этой жизненной ситуации является трудной проблемой.

Причины

Причиной этого заболевания могут быть хромосомные аберрации. Лица с трисомией 21 имеют 47 хромосом в каждой клетке вместо 46 хромосом в норме. Они рождаются с дополнительной 21 хромосомой. Эта форма синдрома Дауна встречается чаще всего (около 95% всех случаев) и не передается генетически. Некоторые дети с этим синдромом хотя и имеют дополнительную 21 хромосому, но она расплавляется другими хромосомами, так что, несмотря на это, остается 46 хромосом. Это определяется как врожденная транслокация при определенной форме синдрома Дауна. Родители некоторых детей с этой формой синдрома могут при специальном исследовании установить, кто из них носитель гена этого заболевания, что может дать информацию о возможных последствиях, если они захотят иметь еще одного ребенка. Дети, чье состояние обусловлено мозаицизмом (около 1% случаев) имеют различные клетки, некоторые из которых нормальные, а некоторые с дополнительной 21 хромосомой. Они обычно имеют менее выраженную патологию и более жизнеспособны. Что касается других генетических причин, то до сих пор не изучено, какую роль они играют в хромосомных отклонениях. Некоторые исследования показывают, что для этого синдрома имеет значение поздний возраст матери (около 2/3 всех детей с синдромом Дауна родились от матерей старше 35 лет), а также то обстоятельство, что она подвергалась повышенному рентгеновскому облучению или проживала в местности, загрязненной токсическими веществами.

Темп развития

Как и при других формах умственной отсталости, дети с синдромом Дауна развиваются с большой задержкой по сравнению с возрастной нормой. В первые несколько месяцев своей жизни дети с этим расстройством более спокойны и менее возбудимы, чем их здоровые сверстники. Причиной этого является снижение мышечного тонуса и недоразвитость координации. Большинство детей с синдромом Дауна лишь на втором году жизни начинают реагировать на окружение. Они улыбаются ухаживающим за ними лицам, лепечут и учатся сидеть без поддержки, не умея в то же время ползать и карабкаться. В последующие годы развиваются мышечная координация, речь и другие способности, однако, темпы развития остаются значительно более медленными, чем у других детей. По достижении двух лет многие дети с синдромом Дауна в состоянии сказать лишь одно – два слова. Проблема мышечной координации отражается также и на речевых возможностях: дети с синдромом Дауна часто с большим трудом ворочают языком и координируют движения губ и челюсти, необходимых для речи. В возрасте пяти лет они обычно в состоянии назвать несколько объектов и произнести короткие предложения с множеством артикуляционных и грамматических ошибок. Родители могут способствовать речевому развитию, если они регулярно говорят со своими детьми и активно помогают развитию у них артикуляционных способностей, упражняя их в определенных социальных ситуациях.

Лечение

Хотя умственно отсталые дети редко достигают уровня развития их сверстников, необходимо стараться, чтобы они максимально использовали свой потенциал. Чем раньше установлен диагноз, тем раньше родственники и дети могут начать программу стимулирующего развития. При этом родители и воспитатели не должны высказывать негативных чувств. Доброжелательность к ребенку ускорит его развитие.

Лечение носит преимущественно поощрительный характер и его цель – помощь детям в достижении ими возможной максимальной активности и самостоятельно- ста. В США таких детей объединяют в группы, где они занимаются в окружении близких и привычных для них людей. Такие учреждения объединяют задачи воспитания и образования.

Врачи должны сделать достаточно трудный прогноз о том, какую степень продвижения может дать тот или иной ребенок. Несмотря на то что умственно отсталые дети при соответствующем воздействии могут повысить свой интеллектуальный индекс, они никогда не могут достичь уровня IQ нормальных детей. И все же они в состоянии делать успехи в учебе, а в некоторых случаях у них отмечается явное улучшение.

Родителям предлагается много тренировочных и поддерживающих программ для детей. Способы необходимого лечебного вмешательства зависят от квалифицированной экспертной оценки расстройства их развития и потребностей каждого конкретного ребенка. Обучение речи, навыкам опрятности, умению одеваться и самостоятельно принимать пищу необходимо во всех случаях. Обязательно проводится консультирование родителей. Необходима также координация работы врачей, которые занимаются лечением соматических затруднений и расстройств, и психотерапевтов, компетентных в решении психических и поведенческих проблем.

Этапы раннего детского развития

Любите меня!

Элементарным и существенным первым шагом для оказания помощи детям, отстающим в развитии – это необходимость дарить им любовь и внимание. Люди с психическим и соматическим отставанием подвергаются общественной дискриминации, что затрудняет возможности их развития. Их отсталость не защищает их от болезненного понимания того, что они отличаются от других, и тогда они испытывают неприятные чувства. Сознание того, что они любимы и желанны, помогает ускорению развития детей и вызывает у них позитивный внутренний образ самого себя, что необходимо для выполнения трудных требований, которые предъявляет им жизнь.

Помощь при психических проблемах и трудностях поведения

Нет ни одной психической и поведенческой проблемы, свойственной исключительно лишь детям с умственной отсталостью. Вместе с тем у каждого ребенка с умственной отсталостью имеются свои личные трудности и проблемы. К примеру, у него возникают поведенческие проблемы, умственно отсталые дети часто становятся беспокойными и неусидчивыми из-за неспособности к продолжительной концентрации внимания, их поведение нарушается, что особенно отражается во время занятий дома или в образовательном учреждении.

Такие дети обладают низкой устойчивостью по отношению к стрессовым факторам, что часто сочетается с недостаточностью контроля за своими побуждениями и желаниями. Известно, что больному ребенку требуется значительно большего времени для того, чтобы успокоиться после волнения и возбуждения, чем ребенку с нормальными когнитивными способностями.

Изменения рутинного порядка, замечания в отношении правил приема пищи или обращения с предметами при отсутствии тормозящих моментов в психике могут легко вызвать реакцию раздражения вплоть до разрушительных действий или самоповреждений. Справиться с такого рода поведением даже у нормальных детей достаточно трудно. Общение с умеренно отсталыми особенно затруднительно в связи с тем, что им требуется особенно много усилий для того, чтобы контролировать свое поведение. Во врезке на стр. 338 показаны способы оказания родительской помощи. Психотерапевты пользуются для этого приемами поведенческой психотерапии, с помощью которых дети могут обучиться новым образцам поведения и контролировать свое состояние. Это особенно важно для детей с умственной отсталостью.

Уже в очень юном возрасте у умственно отсталых детей часто страдает чувство собственного достоинства. Дети с легкими расстройствами развития часто знают, что они отличаются от других. Они узнают об этом, сравнивая себя со своими братьями или сестрами или на основании суждений и комментариев лиц из их окружения – членов семьи, соседских детей, учителей и других авторитетных взрослых. Следствие этого то, что умственно отсталые дети чувствуют себя несчастливыми, страдают от депрессии. Это также может привести к социальному регрессу или агрессивному поведению. Такие расстройства, даже при их сильной выраженности, требуют психотерапевтической помощи с применением игровой техники, которая применяется и при лечении детей с нормальным развитием.

Семейные проблемы

Те, кто помогают детям с умственной отсталостью, могут добиться успехов и получить большое удовлетворение, однако это требует большого терпения и сотрудничества всех членов семьи. Родители часто реагируют на то, что их ребенок болен, чувством вины, печалью и гневом. Некоторым из них тяжело чувствовать свою связь с ребенком. Другие братья или сестры могут испытывать чувство стыда, вины, раздражения или досады из-за того, что умственно отсталый ребенок требует особого внимания и отличается от других детей. Семья, в которой есть умственно отсталый ребенок, может получить пользу от совета или поддержки другой семьи, находящейся в том же положении.

Психотерапия семей с умственно отсталыми детьми содержит ряд разъясняющих компонентов. Родители обучаются тому, как оценивать состояние развития их детей и, опираясь на эти знания, оказать помощь своим детям в развитии и учебе.

У моей старшей дочери легкая умственная отсталость. Этот диагноз нам поставили, а спустя три года и повторили, в шестой психиатрической больнице города Москвы (сейчас она как-то по другому стала называться, типа центр охраны психического здоровья детей и подростков). До этого была выраженная задержка речевого развития - ребенок не говорил фактически до 4 лет. Задержка эта, в свою очередь, сопровождалась запоздалым психомоторным развитием. Дочь самостоятельно села только месяцев в 9, начала ползать к году, пошла полностью самостоятельно только в год и четыре месяца.

Собственно, лет до 3-х ребенок почти не отличался от сверстников, разве что была несколько более медлительной. Дочь не была истеричной, не делала чего-то экстра-неадекватного, просто не говорила. Я была глупа и верила, когда мне говорили - не переживай, заговорит. Запаниковала только в три года. Присоветованный знакомыми невролог прописала Энцифабол и /pharmacy/30155-pantogam . Позже - /pharmacy/2477-cortexin . Как результат лечения, появились слоги, но слов не было.

В четыре года стали заниматься с дефектологом, вот здесь уже эффект был весьма заметен - появились слова в активном запасе, дочь стала повторять новые слова и фразы. В возрасте пяти лет дочь жила со своим отцом (моим бывшим мужем) в другом городе, ходила в сад. Там дефектолога не было - занимались с садиковским логопедом. Эффект как таковой отсутствовал, год оказался потерян.

С шести до семи лет занимались в Москве в «Зеленой ветке». Дефектолог там была чудесная, а вот с логопедом нам не повезло - эффекта от занятий практически не было. В этот же год нас отправили на ПМПК, специалисты которой, пообщавшись с ребенком, никак не хотели давать направление в логопедическую школу. Просили заключение психиатра.

Заключение психиатра, а точнее комиссии шестой психиатрической больницы, было - умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами. Как я понимаю, эта причина ОНР. Ранее нам писали ОНР какой-то там степени (кажется 1-ой), сейчас это элементы ОНР. Также в анамнезе стертая дизартрия, нарушение формирование письменной речи.

Как и многие родители, услышав диагноз УО, я вначале не поверила, а потом расстроилась. Тут еще и отчетливо стали прорисовываться перспективы попасть школу 8 вида. Снова расстройство. Но так или иначе, пошли мы именно в такую школу.

Отдельно скажу о школе. Тогда она мне показалась очень неплохой - маленькая наполняемость классов, хорошее оборудование, наличие группы продленного дня и т. д. Было лишь одно но - в классе были дети с ОООчень разными диагнозами: синдром Дауна, аутизм, УО разной степени. В итоге, и я это поняла гораздо позже, образовательный процесс был ориентирован на самых слабых детей. Мой ребенок был отличником, и это при том, что писала (и пишет)

она с грубейшими ошибками, решать задачи не может ВООБЩЕ. Единственное, что читает весьма неплохо даже для обычной школы.

Но именно в этой школе нам невероятно повезло с логопедом - за два года она успела поставить звуки «к», «л», «ш», «ж» «ц», «ч», «щ», частично «р»… Да, у нас не было фактически половины алфавита. За первый школьный год словарный запас у дочери очень и очень расширился, но сама речь была жутко аграмматичной. Логопед даже сказала, что, скорее всего, аграмматизм у нее останется. Но, к счастью, после летних каникул дочь как-то резко правильно склонять слова, изменять их по родам, числам и т. д.

Третий класс мы также дополнительно занимались с логопедом, отметить чего-то значительного не могу, автоматизировали все шипящие.

Сейчас у нас новая школа (мы переехали жить в деревню) и новый логопед. С одной встречи стало понятно, что она специалист экстра-класса - обратила внимание на то, на что должным образом, не обращал внимание ни один предыдущий специалист. У ребенка зажаты мышцы лица, что, как я понимаю, и является причиной стертой дизартрии. Для меня стало открытием, что у дочери практически отсутствует мимика. Нет, она, конечно, и улыбается, и хмурится, но эмоции на лице видны не так ярко, как у большинства людей. И, к примеру, мой ребенок не может изобразить удивление с помощью бровей.

Наш новый логопед сказала, что перво наперво займется устранением этого зажима, а уже потом доработкой звуков. Что очень порадовало, так это ее уверенность, что с нашей речью будет ПОЛНЫЙ порядок. При регулярных занятиях нечеткость произношения уйдет!!! Сейчас каждый день делаем специальные упражнения для расслабления мышц.

Что касается учебы, то в новой школе мы пошли не в четвертый, а в третий класс. Сказалось ориентация в московской школе на наименее сильных детей, а также то, что наша учительница прямо заявляла, что «ТАКИЕ» дети не способны овладеть математикой. Но ведь программа для школ 8 вида составляется под таких детей, значит же могут… Оценки по русскому языку и по математике, в основном, 3 или 4, по литературному чтению, устной речи, живому миру - преимущественно 5. Сейчас учим таблицу умножения на 2 и на 3, пока просто проговариваем, а далее будем и прописывать, трудные слова из орфографического словаря.

В социальном плане дочь развита неплохо: умеет поддержать разговор, в том числе и с незнакомыми людьми, легко пользуется сотовым телефоном, скайпом, находит что ей нужно в поисковых системах. С другими детьми не конфликтна, поддерживает игры (свои предлагает редко), стремится всех пригласить в гости. Что расстраивает, так то строптивость и дух противоречия в отношении со мной. Ну, это, наверное, для многих детей ее возраста характерно. Как говорится, в своем отечестве....