Качественное отличие психики от других форм отражения (активность, избирательность, субъективность, перманентность, кумулятивность, опережающих характер психического отражения). Понятие психического отражения

Качественное отличие психики от других форм отражения (активность, избирательность, субъективность, перманентность, кумулятивность, опережающих характер психического отражения). Понятие психического отражения

Особенности психического отражения . Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых материальных тел приводит к их взаимным изменениям. Это явление можно наблюдать в области механики, во всех проявлениях электрической энергии, в оптике и т. д. То, что психика является своего рода отражением, еще раз подчеркивает ее неразрывную связь, единство с материей. Однако психическое отражение является качественно иным, ему присущ ряд особых свойств.

Чем же характеризуется психика как отражение? Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира. Всестороннее раскрытие сущности психики как отражения дано в работах В. И. Ленина, и прежде всего в его труде "Материализм и эмпириокритицизм". "Наши ощущения, наше сознание, - по словам В. И. Ленина, - есть лишь образ внешнего мира..." 1 .

Психика - это не мертвое, зеркальное отражение, а активный процесс. В. И. Ленин писал: "Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения, не без противоречий , а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их" 2 . Ленинская теория отражения является философской основой научной психологии, так как дает правильное материалистическое понимание психики как процесса субъективного отражения действительности. Если в неживой природе отражающий воздействие предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, то живые существа обладают "самостоятельной силой реагирования" 3 , т. е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия , которое даже на самых низких ступенях пси-хического развития выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности ответных реакций.

Психика - это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через то психическое состояние, которое имеется в данный момент у конкретного живого существа. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их.

Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и, самое главное, от сформировавшегося мировоззрения.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т. е. образы объективного мира). Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т. д. Именно поэтому отражение субъективно. Все это и дает право сказать, что психика - субъективное отражение объективного мира .

Эта особенность психики лежит в основе такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каждый ребенок отражает меры педагогического воздействия.

Психическое отражение - это правильное, верное отражение . Возникающие образы являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира.

Признание правильности психического отражения имеет принципиальное значение. Именно это свойство делает возможным познание человеком мира, установление в нем объективных законов и последующее их использование в теоретической и практической деятельности людей.

Правильность отражения проверяется общественно-исторической практикой человечества. "Для материалиста, - указывал В. И. Ленин, - "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем" 1 . Если мы заранее можем предвидеть, когда произойдет солнечное или лунное затмение, если мы заранее можем рассчитать орбиту полета искусственного спутника Земли или грузоподъемность корабля и последующая практика подтвердит сделанные расчеты; если, изучив ребенка, мы наметим определенные меры педагогического воздействия и, применив их, получим желаемый результат, то все это означает, что мы верно познали соответствующие законы космической механики, гидродинамики, развития ребенка.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер ("опережающее отражение" - П. К. Анохин; "антиципирующая реакция" - Н. А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления опыта. Именно в процессе многократного отражения определенных ситуаций постепенно складывается модель будущей реакции. Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воздействия вызывают всю систему ответной реакции.

Итак, психическое отражение - это активный, многоактный процесс, в ходе которого внешние воздействия преломляются через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира.

Психика - это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой. Психическое отражение носит опережающий характер.

Все эти особенности психического отражения приводят к тому, что психика выступает в качестве регулятора поведения живых организмов.

Перечисленные особенности психического отражения в той или иной мере присущи всем живым существам, высший же уровень развития психики - сознание характерно только для человека. Для того чтобы понять, как возникло сознание человека, каковы его основные особенности, следует рассмотреть развитие психики в процессе эволюции животных.

1. Активность отражения . Психическое отражение человека активно, а не пассивно, т.е. люди, отражая объективный мир, сами на него воздействуют, изменяют его в соответствии со своими целями, интересами потребностями.

2. Целенаправленность отражения . Психическое отражение человека носит целенаправленный, сознательный характер, непрерывно связано с активной деятельностью.

3. Динамичность отражения. По мере развития в филогенезе и онтогенезе, с усложнением НС психическое отражение развивается: оно углубляется и совершенствуется.

4. Неповторимость, индивидуальность психического отражения. Каждый человек в силу особенностей строения его собственно нервной системы, в силу специфики своего жизненного опыта отражает объективный мир по-своему. Одинаковых картин мира у двух различных людей не существует.

5. Психическое отражение человека носит опережающий характер. Отражая объекты реального мира, человек выделяет, прежде всего, те из них, которые могут быть важны для его предстоящей деятельности.

6. Объективность психического отражения. Психическое отражение человека предполагает известное подобие между материальными характеристиками источника информации и тем, что представлено в психических образованиях субъекта. В любом отраженно образе, сколь удивительным бы он ни был, содержатся реально существующие элементы. Правильность отражения подтверждается практикой.

Благодаря выше перечисленным особенностям психического отражения, оно обеспечивает целесообразность поведения и предметной деятельности.

Явления, которые изучает психологическая наука

Продолжим обсуждение категорий и понятий психологии. Среди наиболее важных понятий можно назвать – «психические явления». Напомним, что психологичная наука изучает процессы активного отражения реальности субъектом в различных формах: ощущениях, чувствах, мыслительных формах и других психических феноменах. Иными словами, психические явления – формы, в которых существуют факты душевной жизни.

К психическим явления относятся:

1. Психические процессы

а) познавательные процессы: ощущения, восприятие, мышление, воображение, внимание, представление, память, моторика, речь;

б) эмоционально – волевые процессы: чувства, воля.

2. Психические свойства (особенности): способности, темперамент, характер, знания;

3. Психические состояния: апатия, творческий подъем, сомнение, уверенность, внимательность и т.д.;

4. Массовые психические явления.

Надо заметить, что термин «массовые психические явления» используют далеко не все авторы, говоря о психических явлениях.

Разделение всех проявлений психики на указанные категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику явления. Понятие «психическое свойство», или «психическая особенность» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Понятие «психическое состояние» дает характеристику психической деятельности на определенный отрезок времени.

Все психические явления обладают общими свойствами , позволяющими объединить их - все они формы отражения объективного мира, поэтому их функции в основном схожи и служат ориентации человека во внешнем мире, регуляции и адаптации его поведения.

Один и тот же психический факт может быть охарактеризован и как процесс, и как состояние, и даже как свойство (т.к. обнаруживается определенная черта личности).

Каждый вид психических явлений призван выполнять определенные функции.

Например:

а) функции познавательных процессов: познание, изучение окружающего мира; создание субъективного образа объективного мира; разработка стратегии собственного поведения.

б) Функции психических свойств и состояний: регуляция общения человека с другими людьми; непосредственное управление поступками и действиями.

Все психические явления имеют общие, объединяющие их признаки. В то же время каждое явление психики несет в себе не один какой-либо признак, а некую совокупность. Обладание системой специфических черт позволяет отнести тот или иной феномен к фактам психического мира. Каковы же признаки явлений психики?

Специфика психических явлений

1. Полифункциональность и полиструктурность.

Психические явления имеют пересекающиеся функции, трудноопределимые структуры.

2. Недоступность для непосредственного наблюдения.

Внутренние механизмы и внутренние процессы в большинстве случаев недоступны для непосредственного наблюдения. Исключения составляют моторные акты.

3. Отсутствие четких пространственных признаков.

Большинство психических явлений не обладает четкими пространственными признаками, из-за чего практически невозможно точно указать и описать их пространственную структуру.

4. Высокая подвижность и изменчивость.

5. Высокая адаптивность.

Принципы психологии

1. Следующее важный для любой науки термин «принципы науки». Под научными принципами понимаются руководящие идеи, основные правила науки. Принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Для современной отечественной психологии в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретнонаучной системно– деятельностный подход.

Основные принципы системно–деятельностного подхода:

1. пр. детерминизм;

2. пр. единства сознания и поведения (деятельности);

3. пр. развития;

4. пр. активности;

5. пр. системности.

Принцип детерминизма означает, что каждое явление имеет причину. Психические явления порождаются факторами внешней действительности, т.к. психика есть форма отражения объективной реальности. Все психические явления обусловлены деятельностью мозга. Психическое отражение определяется образом жизни и особенностями функционирования ЦНС.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что деятельность та категория, которая соединяет в себе единство внешнего и внутреннего: отражение субъектом внешнего мира, знание самого субъекта о наличной ситуации и активность взаимодействия субъекта со средой. Деятельность есть форма проявления активности сознания, а сознание внутренний план и результат деятельности. Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания.

Принцип развития означает, что психика развивается, реализуется в разных формах:

а) в форме филогенеза – становление структур психики в ходе биологической эволюции;

б) в онтогенезе – формирование психических структур в течении жизни отдельного организма;

в) социогенеза – развитие процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловлено социализацией в разных культурах. Следствием социогенеза является развитие мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;

г) микрогенеза – формирование и динамика образов, представлений, понятий и т.д., определяемые наличной ситуацией и развертывающаяся в небольшие временные интервалы (навык, усвоение понятия и т.д.).

Высшие, генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности. Следовательно, неправомерно возведение рефлекторных механизмов поведения животных в ранг универсальных законов поведения человека. И мышление взрослого человека отличается от мышления ребенка не столько количеством знаний и умений, сколько иными способами мышления, использованием других логических схем, опорой на иные взрослые системы ценностей.

Психика человека обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней – высших и низших:

· наряду с сознательной регуляцией имеется рефлекторная;

· логическое мышление соседствует с иррациональным, пралогическим.

Психика постоянно количественно и качественно изменяется. Характеристика психического явления возможна при одновременном уточнении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения.

Принцип активности означает, что психика – активное отражение внешнего мира. Благодаря активности психика выполняет функцию ориентации субъекта в многообразии окружающих событий и явлений, что проявляется в избирательности, пристрастности субъекта по отношению к внешним воздействиям (повышенная чувствительность или игнорирование тех или иных стимулов в зависимости от потребностей или установок индивида) и регуляции поведения (побуждение к действию, соответствующее нуждам и интересам индивида).

Принцип системности . Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в связи с друг другом, и образующих целостность, единство. Человек включен в разнообразные связи отношения с действительностью (познание, общение, приспособление к условиям). Соответственно множеству таких связей человек обладает множеством психических свойств. При этом он живет и действует как единое целое. Развитие всего многообразия психических свойств человека не может быть выведено из одного основания. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека.

Методы психологии

Приведем примеры наиболее распространенных современных психологических методов изучения.

Наблюдение - широко применяемый эмпирический метод. Метод наблюдения позволяет собрать богатый разнообразный материал, сохраняется естественность условий деятельности, необязательно получение предварительного согласия испытуемых, допустимо использование разнообразных технических средств. Недостатками наблюдения можно считать трудности контроля ситуации, длительность наблюдения, проблемность в дифференциации значимых и второстепенных факторов, влияющих на наблюдаемое явление, зависимость результатов от опыта, квалификации, пристрастий, работоспособности исследователя.

Эксперимент – центральный эмпирический метод научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связей между переменными. Эксперимент обеспечивает высокую точность результатов, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными, возможны повторные исследования в аналогичных ситуациях. В то же время при экспериментальном исследовании условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, испытуемые могут предоставлять недостоверные сведения, т.к. знают о своем участии в исследовании.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод сбора информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, отвечающие основной задаче исследования.

Среди эмпирических методов часто используются такие методы, как: беседа, интервью, проективные методы, тестирование, анализ продуктов деятельности, физиологические и др.

Все многообразие психологических методов не исчерпывается выше приведенными, чтобы дать хотя бы общее представление о методах психологической науки попытаемся их систематизировать, иными словами, приведем одну из многочисленных классификаций методов психологии.

Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
носит опережающий характер.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Закономерности внутренней психической деятельности

2.1. Понятие о психике

2.1.1. Особенности психического отражения

2.1.2. Структура и функции психики

2.1.3. Психика и особенности строения мозга

Для того чтобы ру­ководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с це­лью ее развития, ему необходимо опираться на индивидуальный опыт (эмпирически приобретенные знания о психике) и на знания пси­хологии. Психология как наука изучает психику человека.

Психика - это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее со­бой функцию мозга.

Психология руководствуется следующими положениями:

· психика человека - высший продукт развития материи, функция мозга;

· психические процессы - это субъективные образы объек­тивной реальности;

· личность и деятельность человека находятся в единстве, пси­хика проявляется и формируется в деятельности;

· важнейшие стороны психики человека социально обуслов­лены;

· внешние воздействия влияют на человека через его внут­ренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.).

Эти положения вытекают из теории отражения, составляющей ядро современной теории познания.

Психическое отражение не является зеркальным, механичес­ким, пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором. Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с какой-то необходимостью, потребностями. Психическое отражение является субъективным, так как принад­лежит субъекту и зависит от его субъективных особенностей.

Однако психику нельзя свести просто к свойствам нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которо­го обусловлена психика, но содержание этой психики произво­дится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга. Преобразование сигналов, совершаю­щееся в мозге, воспринимается человеком как совокупность собы­тий внешнего пространства и мира в целом. Великий русский фи­зиолог И. М. Сеченов доказал, что в основе всего психического лежит рефлекторный акт.

Великий русский ученый-физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД), выделил четыре типа ВНД и обосновал это экспериментально. Он разработал новые принципы физиологических исследований, обеспечившие познание деятельности организма как единого целого, находящего­ся в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с мо­мента рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия человека с другими людьми, в процес­се усвоения им культуры, созданной предшествующими поколе­ниями, у него формируется человеческая психика и специфичес­ки человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.). В против­ном случае ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли).



Психика включает в себя по меньшей мере три составляющих:

· внешний мир, природа, ее отражение;

· полноценная деятельность мозга;

· активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основных достижения человечества:

1) изобретение орудий труда;

2) производство предметов материальной и духовной культу­ры;

3) возникновение языка и речи.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую дей­ствительность, причем правильность отражения подтверж­дается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целостность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Вопрос № 4 Определение психики. Понятие психического отражения.

Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Идеалистическое понимание психики. Существует два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам.

Материалистическая точка зрения – развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

    психическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

    Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.), (инстинкты врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

    Предметное восприятие. На этой стадии отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения (навыки формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

    Отражение межпредметных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации (Интеллектуальное поведение – это сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи).

Психика человека является наиболее высоким уровнем, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Духовная, материальная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Человек в процессе исторического развития общества изменяет способы и приёмы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций.

Структура психики человека.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    психические процессы,

    психические состояния,

    психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на:

    познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

    эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени.

Подразделяются на:

    мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти);

    состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

    эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

    волевые (инициативность, решительность, настойчивость).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Определение психики по Гальперину П.Я.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали вес домарксистские и внемарксистские учения о психике.

Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной - следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде 16 . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство.

Психика - особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Понятие психического отражения

Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеальном? Это прежде всего образ, образ какого-нибудь предмета, процесса или явления". Но именно образ объекта, а не самый объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Этот другой объект «идеален» в двух отношениях. Во-первых, его черты - сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании они ни находились, - представлены в образе изолированно, отдельно от других свойств оригинала или его материального отражения, без которых в действительности не может существовать никакая «вещь». Во-вторых, эта изоляция черт образа от прочих черт действительно существующих вещей, его оригинала или его изображения выступает как очищенность образа от всего несущественного. Образ открывается как предмет, представленный только в своих существенных чертах; между прочим, отсюда связь понятий «идеальное» и «совершенное». Психологическое преимущество такого отражения предмета в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Но есть и оборотная сторона этого преимущества: образ открывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное бытие. Это иллюзия мышления, начинающего рассуждать об образах, располагая лишь теми представлениями, которые оно приобрело в опыте с физическими вещами.

В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту - способ явления объекта субъекту. Это отвечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» п . В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Формы психического отражения по Гальперину П.Я.

Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия - неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Общим для этих видов психического отражения внутреннего состояния индивида является то, что они, во-первых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного ими состояния и, во-вторых, они теснейшим образом связаны с побуждениями к действиям (в направлении к определенным предметам внешней среды или от них) или к активному воздержанию от всяких действий.

Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состояний индивида). Правда, в содержании образов представлены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непосредственными объектами физических действий не являются; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий.

Различие в том, как представлены в психических отражениях внутренние состояния индивида (побуждения) и окружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими силами, а образы - основой для ориентировки в окружающем мире. Очевидно, интересы поведения диктуют различие между основными видами психического отражения и, вместе с тем, объединяют их на разном обслуживании этого поведения.

Понятие психического отражения по А.Н. Леонтьеву: Существуют три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергетический обмен, химические реакции);

2.отражение на уровне живой природы:

а)первый вид отражения на уровне живой природы - раздражимость - реагирование с агентами, задействованными в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия.

б)второй вид отражения на уровне живой природы - психическое отражение - чувствительность - раздражимость к таким реагентам окружающей среды, которые не задействованы в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность выполняет сигнальную функцию. Определение по Леонтьеву:

чувствительность есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость возникновения этой формы раздражимости заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма, протекающие в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам окружающей среды и правильно отражать их в соответствующих связях.

Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятельности.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.