Единицы измерения лекарственных препаратов. Дозы и концентрации

Единицы измерения лекарственных препаратов. Дозы и концентрации

Доза (от греч. dosis - порция, доза) - количество биологически активного вещества, введенного каким-либо образом в организм, выраженное в единицах массы, объема или условных (биологических) единицах. Доза таблетированных, капсулированных, порошкообразных ЛС, как правило, выражается в единицах массы - граммах, миллиграммах, микрограммах. В единицах массы дозируют и большинство растворимых ЛС. Для того, чтобы определить количество единиц массы в 1 мл раствора, следует провести простейший математический расчет. Например, негликозидный кардиотоник допамин выпускается в виде 4 % раствора. Это значит, что в 100 мл раствора содержится 4 г сухой субстанции допамина. Составим пропорцию: 100 мл раствора - 4 г препарата 1 мл раствора - х г препарата, тогда х = 4 г 1 мл/100 мл = 4 000 мг 1 мл/100 мл = 40 мг, т. е. в 1 мл 4 % раствора содержится 40 мг допамина. Допамин выпускается в ампулах по 5 мл, т. е. в ампуле содержится: 40 мг 5 мл = 200 мг препарата. Аналогичным образом, зная процентное содержание препарата, можно легко рассчитать его содержание в единицах массы в любом объеме раствора. Однако некоторые растворы, настойки, жидкие экстракты, отвары, новогаленовые препараты для приема per os дозируются каплями, чайными, десертными, столовыми ложками, т.е. в объемных единицах. Следует запомнить, что 1 капля водного раствора равна 0,05 мл, чайная ложка вмещает 5 мл, десертная - 7, а столовая - 15 мл раствора. Незначительное число ЛС дозируют в условных единицах, как правило единицах действия (ЕД) или международных единицах (ME). Например, раствор антикоагулянта прямого действия - гепарина - содержит в 1 мл 5 000 ЕД, а раствор противовирусного препарата a-интерферона содержит в 1 мл 10 000 ME. В медицинской практике выделяют пороговые, терапевтические, токсические, смертельные дозы. Терапевтическая доза (от лат. therapeutica - лечебная) - доза ЛС, вызывающая определенный терапевтический эффект. Терапевтическую дозу в свою очередь подразделяют на пороговую, среднюю и максимальную дозы. Пороговая терапевтическая доза (доза минимально действующая, ЕД 5) - наименьшая доза, вызывающая определенный терапевтический эффект. Средняя терапевтическая доза (ЕД 50) - доза ЛС, оказывающая желательный (оптимальный) терапевтический эффект у большинства больных. Максимальная терапевтическая доза (ЕД 90) - доза ЛС, не достигающая минимальной токсической дозы, и условно принимается за наибольшую допустимую дозу, разрешенную к применению в медицинской практике. Высшие терапевтические дозы (разовая и суточная) для ядовитых и сильнодействующих ЛС, т.е. для препаратов, относящихся к списку А и Б, регламентированы уполномоченными на то государственными органами и приведены в Государственной фармакопее. Для некоторых ЛС списка А и Б в Государственной фармакопее приведены высшие терапевтические дозы как для энтерального (через ЖКТ), так и парентерального (минуя ЖКТ) способов введения. В тех случаях, когда медицинский работник назначает ЛС больному в дозе, превышающей максимальную терапевтическую, например, пациентам с пониженной чувствительностью к ЛС, он обязан в рецепте после дозы поставить восклицательный знак, а дозу указать прописью. Для регламентации дозировки ЛС в клинической практике терапевтические дозы подразделяют на разовые, высшие разовые, суточные, высшие суточные, курсовые, высшие курсовые, поддерживающие и профилактические. Разовая доза (греч. - d . pro dosi ) - количество ЛС, назначаемое на один прием. Высшая разовая доза (греч. - d . pro dosi maxima ) - разовая доза ЛС, принятая за наибольшую допустимую. Суточная доза (греч. - d . pro die ) - количество ЛС, назначаемое на прием в течение суток. Высшая суточная доза (греч. - d . pro die maxima ) - суточная доза ЛС, принятая за наибольшую допустимую. Курсовая доза (греч. - d . pro cursu ) - количество ЛС, назначаемое на весь курс лечения. Курсовая доза определяется не для всех лекарств. Наиболее часто их учитывают для противомикробных препаратов (антибиотиков, сульфаниламидов и т.д.), цитостатиков (лекарственные средства для лечения онкологических заболеваний). Высшая курсовая доза (греч. - d . pro cursu maxima ) - курсовая доза ЛС, принятая за наибольшую допустимую. Поддерживающая доза - количество ЛС, необходимое для поддержания какого-либо терапевтического эффекта. Поддерживающую дозу подбирают строго индивидуально в тех случаях, когда путем приема ЛС в средних и/или высших терапевтических дозах достигнут необходимый лечебный эффект, поддержание которого не требует применения препарата в ранее использовавшихся дозах. Например, для лечения тяжелой формы бронхиальной астмы в стадии ее обострения принимают высокие дозы глюкокортикостероидов (в некоторых случаях - до 1000 - 3 000 мг/сут). По достижении терапевтического эффекта дозу постепенно понижают и переходят на длительный прием глюкокортикостероидов в поддерживающей дозе 5-15 мг/сут. Профилактическая доза - количество ЛС, необходимое для профилактики какого-либо заболевания. Например, во время эпидемии гриппа с профилактической целью назначают a-интерферон в виде капель в нос в суточной дозе до 24 000 ME. Необходимо подчеркнуть, что профилактические дозы ЛС могут существенно отличаться от терапевтических: тот же a-интерферон для лечения гепатита С назначают в суточной дозе 6 000 000 ME и более. Ударная доза (синонимы: болюс от англ. bolus - комок, шар) - как правило, высшая разовая или близкая к ней доза, которую назначают больному для того, чтобы создать максимальную концентрацию препарата в плазме крови в целях получения максимального действия. Терапию ударными дозами ЛС применяют достаточно часто, например, при лечении инфекционных заболеваний противомикробными ЛС. Болюсное введение ЛС также используют при проведении интенсивной (ургентной) терапии. Так, например, для лечения желудочковой тахикардии у больных с острым инфарктом миокарда антиаритмик IB класса - лидокаин - сначала вводят внутривенно в ударной дозе 60-100 мг, а затем переходят на инфузию препарата в поддерживающей дозе 2 мг/мин. Диапазон доз от пороговой до максимальной терапевтической называется широтой специфического терапевтического действия, или терапевтической широтой. Естественно, что чем больше терапевтическая широта ЛС, тем более безопасным является его клиническое применение и тем проще подбирать индивидуальную дозу для каждого конкретного больного. Например, если терапевтическая широта препарата А высокая и колеблется в пределах 1 -50 мг, то пациенту можно назначать препарат в дозе 5, 15, 25, 30 и 40 мг, не опасаясь его передозировки, т.е. реализации не терапевтического, а токсического действия. Напротив, в тех случаях, когда терапевтическая широта препарата незначительна, например для препарата Б 1,0-1,5 мг, его дозы сложно варьировать, а риск его передозировки достаточно велик. Отношение максимальной терапевтической дозы к пороговой называют индексом специфического терапевтического действия. Чем больше терапевтический индекс препарата, тем удобнее и безопаснее его клиническое применение. В специальной медицинской литературе используется термин «терапевтический индекс». Его ввел в 1913 г. немецкий врач П.Эр-лих (P.Ehrlich). Терапевтический индекс определяется в экспериментальных исследованиях и представляет собой отношение среднелетальной (вызывающей гибель 50 % экспериментальных животных) дозы препарата к среднетерапевтической (дающей 50%-й терапевтический эффект в экспериментах на животных) - LD 50 /ED 50 . Терапевтический индекс определяет безопасность ЛС, и чем он выше, тем большую терапевтическую широту имеет препарат. Например, терапевтический индекс для препарата из группы антибиотиков пенициллина - бензилпенициллина натриевой соли - близок к 100, а кардиотонического препарата дигитоксина - колеблется в пределах 1,5 - 2,0. Токсическая доза (греч. - d . toxica ) - доза ЛС, вызывающая в организме патологические изменения, не приводящие к летальному исходу. Токсическая доза подразделяется на минимальную, среднюю и максимальную. Смертельная доза (греч. - d . letalis - летальная доза) - доза ЛС, вызывающая смертельный исход. Смертельная доза, так же как терапевтическая и токсическая, подразделяется на минимальную (LD 5 - вызывающую гибель 5 % животных), среднюю (LD 50 - вызывающую гибель 50% животных) и абсолютную (LD 100 - вызывающую гибель 100 % животных). Естественно, что интенсивность фармакологического эффекта ЛС зависит от его дозы. Для лекарств, реализующих свое действие путем взаимодействия со специфическими рецепторами, теоретически можно предположить, что чем с большим количеством рецепторов взаимодействует препарат, тем сильнее будет его фармакологический эффект. Максимальный терапевтический эффект ЛС реализуется в том случае, если оно вступает во взаимодействие со всеми доступными для него специфическими рецепторами. В этом случае дальнейшее увеличение дозы не приведет к усилению его фармакологического эффекта, а лишь будет способствовать проявлению токсического действия ЛС. К сожалению, не существует единой зависимости между увеличением дозы ЛС и проявлением его специфической активности. Если попытаться графически выразить зависимость «доза - эффект», то она может носить форму S-образной кривой, гиперболы, иметь линейный или ступенеобразный характер. В плановой практической медицине лечение больного, как правило, начинают с назначения ему ЛС в средней терапевтической дозе. Следует понимать, что средняя терапевтическая доза ЛС - величина достаточно вариабельная и не является частным от деления величины максимальной дозы на пороговую терапевтическую. Как правило, она колеблется в пределах 1 / 2 - 1 / 3 величины максимальной терапевтической дозы и рассчитана на пациентов мужского пола в возрасте 19 - 60 лет массой тела 60 - 70 кг. Как правило, именно разовая среднетерапевтическая доза ЛС содержится в его готовой лекарственной форме (ампулы, капсулы, таблетки и т.д.) и указана в аннотации, приложенной к препарату или в справочной литературе. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что средняя терапевтическая доза, как правило, является усредненной величиной. Это связано с тем, что на чувствительность пациентов к ЛС могут влиять такие факторы, как пол, возраст, масса тела, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, печени, почек, что требует от медицинского работника дифференцированного подхода к выбору доз для каждого больного. При дифференцированном подборе дозы препарата следует учитывать как минимум следующие моменты: при назначении ЛС женщинам требуется учитывать не только их массу тела, но и гормональный фон, который меняется как в зависимости от фазы менструального цикла, так и от возраста. Следует учитывать также и тот факт, что метаболизм ЛС в печени у женщин происходит медленнее, чем у мужчин. Помимо этого известно, что женщины сильнее реагируют на психотропные, гормональные и сердечно-сосудистые ЛС. Если существует такая возможность, прием ЛС в период менструации лучше отменить. Также при назначении ЛС женщинам следует учитывать возможность наличия беременности, в том числе и невыявленной; при назначении ЛС лицам пожилого и старческого возраста следует учитывать тот факт, что процессы всасывания, распределения, выведения их значительно замедлены, что обусловлено функциональными особенностями стареющего организма. Поэтому, как правило, фармакотерапию этой категории пациентов начинают с назначения ЛС в дозе 1 / 3 - 1 / 2 рекомендованной средне-терапевтической; особую сложность представляет подбор адекватной дозы ЛС для детей, особенно первых трех лет жизни. Этим вопросом занимается специальный раздел фармакологии - педиатрическая (от греч. paidion - ребенок и iatreia - лечение) фармакология. Говоря об общих принципах назначения ЛС детям следует отметить, что существуют специальные справочные таблицы, где указывается доза сильнодействующих ЛС в зависимости от возраста и массы тела ребёнка. Остальные ЛС, если в инструкции по их применению нет особых указаний, обычно назначают в дозе 1 / 24 среднетерапевтической дозы для взрослого человека, умноженной на число лет жизни ребенка. В последнее время в справочной литературе все чаще указывают дозу ЛС на 1 кг массы тела. Это позволяет практическому медицинскому работнику с большей степенью точности дозировать ЛС. В тех случаях, когда в аннотации к препарату указано лишь его содержание в лекарственной форме, достаточно легко пересчитать его дозу на 1 кг массы тела больного. Например, в аннотации к препарату указано, что его разовая средне-терапевтическая доза равна 20 мг. Этот препарат необходимо назначить мужчине 36 лет массой тела 95 кг. Для расчета дозы делим 20 мг на 70 кг и тем самым определяем дозу препарата в расчете на 1 кг массы тела больного (20/70 = 0,28 мг/кг). Затем умножаем полученную величину на массу тела больного - 95 кг (0,28×95 = 27,14 мг). Из этого следует, что разовая средняя терапевтическая доза для данного больного составляет 27 мг. От правильного подбора дозы препарата, безусловно, зависит качество лечения больного. Оценку эффективности фармакотерапии, т.е. правильности выбора доз, необходимо проводить, основываясь не только на динамике изменений симптомов заболевания и самочувствия больного, но и на объективных критериях, характеризующих функциональное состояние его организма. Например, при проведении фармакотерапии гипертонической болезни следует не только измерять АД и следить за самочувствием больного, но и оценивать состояние глазного дна, величину сердечного выброса, толщину стенки миокарда левого желудочка и другие показатели, а при оценке эффективности антиаритмических ЛС следует основываться не только на восстановлении правильного сердечного ритма, но и постоянно следить за динамикой изменений интервалов PQ , QT , шириной комплекса QRS на ЭКГ, определять содержание электролитов в плазме крови и т.д. Только такой комплексный подход к оценке фармакологического эффекта ЛС позволяет объективно оценить правильность подбора дозы и избежать развития побочных эффектов, присущих тому или иному ЛС.

Лекарства и математика: как рассчитать дозу лекарства. Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы. Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка... Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка. *** Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы: единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.); единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.); специальные единицы (условные, биологические и т. д.); единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.). Основной единицей измерения массы при дозировке лекарственных средств является грамм и его производные - миллиграмм и микрограмм. Конечно, мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема - кубический метр (м3), а не миллилитр, но для ясности изложения пренебрегаем условностями. Общепринятые сокращения: грамм - г; миллиграмм - мг; микрограмм - мкг. В 1 г - 1000 мг или 1 000 000 мкг. В 1 мг - 1000 мкг. 1,0 - это грамм; 0,001 - это миллиграмм; 0,000001 - это микрограмм. Основной единицей измерения объема является миллилитр. Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы - 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии - 1,5 литра». Общепринятые сокращения: литр - л; миллилитр - мл. В 1 л - 1000 мл. Единица объема в обязательном порядке указывается! Если не указано, т. е. просто написано 15,0 - значит, это не объем, а масса - 15 граммов. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано - мл: 15,0 мл. Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка - это когда путаются МГ и МЛ. Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален! Не путать единицы массы и единицы объема - это очень-очень важно! Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцем для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки. Упаковки современных (дозируемых миллилитрами) лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки. Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит, для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках. Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля. Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости. Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл. Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл. Таким образом, 1 мл = 20 капель. Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу. Если пипетки или крышки капельницы нет, значит, вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать для измерения необходимого объема жидкости одноразовый шприц. Назначено по 10 капель - значит, это 0,5 мл; 40 капель - соответственно, 2 мл. Вы даже можете использовать формулу: количество мл = количество капель разделить на 20. Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли - 0,1 мл, 3 капли - 0,15 мл, 5 капель - 0,25 мл и т. д. Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств. Стандартный объем ложек в мл: чайная ложка - 5 мл; десертная ложка - ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет); столовая ложка - в странах СНГ - 18 мл, в США, Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл; В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка. детская ложка - 10 мл. Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане. Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т. п. Один стакан - 200 мл. Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора. Выражение «5 % раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i. Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1 % раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества. В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем: 100 мл - 1 г; 10 мл - 0,1 г; 1 мл - 0,01 г. 0,01 г - это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1 % раствора содержится 10 мг действующего вещества. Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов. Тренируемся: в 1 мл 5 % раствора аскорбиновой кислоты - 50 мг аскорбинки; в 1 мл 50 % раствора анальгина - 500 мг анальгина; в 1 мл 0,1 % раствора лоратадина - 1 мг лоратадина; в 1 мл 66,7 % раствора лактулозы - 667мг лактулозы; в 1 мл 0,05 % раствора хлоргексидина - 0,5 мг хлоргексидина… Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к математическим способностям родителей этих самых детей. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1 %», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл». Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» - надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию! Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна. Так, сиропы лактулозы практически все производители выпускают в виде 66,7 % раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет. Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием. Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации - 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно. Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое - только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…» И тогда вы подсчитаете: - 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл - это значит, нам назначили 200 мг. А в таблетке 0,4 - это 400 мг. Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки… Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в миллилитрах (мл). Для местного применения и дозирования каплями это не менее актуально. И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь - 0,1 % или 0,05 %? Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1 %», то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5 %, 1 %, 2,5 %... Теперь о дозировании с использованием специальных единиц. Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить! Т.е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата. Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25. Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц. С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы. В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка». Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме. Примеры: кальция глюконат, таблетки по 0,5; цефалексин, капсулы по 0,25. Указание на некую таблетку или капсулу при отсутствии сведений о содержании действующего вещества может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет. Подобное возможно, если: препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься; препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме - выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина. Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, - не ошибешься; препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен, таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься. *** Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка. Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства - парацетамола. Известно, что разовая доза парацетамола составляет 10–15 мг/кг. Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х15) мг. Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл - 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2–9,3 мл. Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл - 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 3–4,5 мл. Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 1 таблетка. Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - полтаблетки. Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4–5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4 часов. Все тот же ребенок - масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем: 15 х 60 = 900 мг. Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл - 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза - 37,5 мл (900/24). Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл - 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50). Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток. Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки. Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл. Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения. Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20–25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг. Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства. Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках: порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл; порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл; порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл; порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл. Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор - 200 мг/5 мл, флакон 15 мл - этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется. К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2 недель». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему. Итак, приходим в аптеку за лоратадином, 5 мг. Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях - 1 мг/1мл. 5 мг - это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал… Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 - получается, на курс лечения надо 70 мл. А сколько же там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл - дайте, пожалуйста… И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4. А если написано «кальция глюконат 0,5» - это не полтаблетки (!), это полграмма - 0,5 г. 0,25 - это не четвертушка таблетки, это 0,25 г. Настоящий текст представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент из книги Е. О. Комаровского «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей». опубликовано 14/11/2014 17:28 в рубрике Лекарства, автор Комаровский Е.О.

Дозы и концентрации. Расчеты доз лекарственных средств для детей и пожилых людей

Количество лекарственных веществ, выраженное в единицах массы, объема или биологической активности, называют дозой, а степень разведения антибиотиков в биологических средах организма или растворителях - концентрацией.

В медицинской практике дозы различают по приемом:

Разовая доза - количество лекарственного вещества на один прием;

Суточная доза - количество лекарственного вещества в сутки;

Курсовая доза - количество лекарственного препарата на курс лечения;

Ударная доза - первая доза препарата, превышающую следующие.

Обозначают дозы в граммах или долях грамма. Для большей точности дозирования рассчитывают на 1 кг массы тела. В отдельных случаях рассчитывают в зависимости от поверхности тела (на 1 м2).

Минимальные дозы, которые обнаруживают начальный биологический эффект, называют минимально терапевтическими. Дозы, которые у большинства пациентов обнаруживают фармакотерапевтические действие, - средними терапевтическими дозами. Если они не дают нужного эффекта, дозу повышают до высшей терапевтической. Высшие терапевтические дозы (разовые и суточные; ядовитых и сильнодействующих препаратов) приведены в Государственной фармакопеи.

Определяют также токсические дозы, которые производят опасные для организма токсические эффекты, и смертельные (летальные) дозы.

Дозы минимально терапевтической до минимально токсичной составляют терапевтический диапазон (терапевтическое окно).

Критерием безопасного применения лекарственных средств является терапевтический индекс - отношение летальной дозы к средней терапевтической.

При проведении фармакотерапии следует учитывать, что концентрация препарата в плазме крови определяется фармакокинетикой (всасыванием, биотрансформацией, экскрецией).

Для расчета терапевтических доз для детей используют формулы:

1. Доза для ребенка = доза для взрослого X массу тела ребенка (кг) / 70

2. Доза для ребенка = доза для взрослого Х на возраст ребенка / 24. Но при этом не учитывается фармакодинамика лекарств, возрастные характеристики и чувствительность к ним, а также индивидуальные особенности больного ребенка.

Для проведения фармакотерапии у пожилых людей дозы необходимо подбирать индивидуально, рекомендуют назначать лекарственные средства в пониженных дозах, особенно в начале лечения. Так, дозы сердечных гликозиды, седативных, гипотензивных средств и нейролептиков снижают в два раза по сравнению с таковыми для лиц среднего возраста. Лечение антибиотиками и антибактериальными химиопрепаратами проводят в обычных или несколько пониженных дозах.