Франко русский союз статья вопросы истории. Франко-русский военный союз

Франко русский союз статья вопросы истории. Франко-русский военный союз

Иначе стали складываться взаимоотношения России и Франции Непрерывно возрастал объем внешней торговли между обеими странами. Значительные французские капиталовложения в России и крупные кредиты, предоставляемые французскими банками, способствовали сближению Франции и России

Львиную долю предоставленных французскими банкирами сумм составляли государственные займы русскому правительству.

Деньги, в которых отказывали в Берлине, оно нашло в Париже.

Первый заем в 500 млн. франков был размещен на Парижской бирже в 1887 г. За ним последовала серия других займов. Французский капитал стал главным кредитором России. K концу 1889 г. задолженность русского правительства французским банкам достигла 2 600 млн. франков

Таким образом, Россия попадала в определенную зависимость от французского капитала, что было весьма выгодно и важно для Франции.

Улучшившиеся экономические связи с Россией открывали перспективу и для политического сближения. Угроза превентивной войны со стороны Германии, колониальные противоречия с Англией настоятельно требовали от французского правительства выхода из состояния международной изоляции.

Эти собьггия совпали с еще более острым кризисом в отношениях России с Австро-Венгрией. Причиной этого кризиса была энергичная поддержка, которую Австро-Венгрия оказывала новому болгарскому князю, в то время, как Россия упорно отклонялась от его признания, считая его узурпатором.

Осенью 1887 г. правительство Австро-Венгрии публично подвергло русскую политику резкой критике. Русское правительство, в свою очередь, приняло в отношении Австрии угрожающий тон. Bce это сопровождалось шумной газетной перебранкой

Особую серьезность этим собьггиям придавало то обстоятельство, что в России они совпали с переброской нескольких воинских частей к австрийской границе. Ha самом деле эта переброска была частью большого плана изменения дислокации русской армии, который был"выработан уже давно, еще до русско-турецкой войны.

Новые переброски войск в конце 1887 г, таким образом, не заключали в себе ничего непосредственно угрожающего, но в накаленной атмосфере 1887 г. австрийцы очень испугались этих военных мероприятий России

Co своей стороны и русское правительство не рассеивало этих страхов, рассчитывая использовать их для давления на Австрию в вопросе о судьбе болгарского княжеского престола

Военные круги Германии, ссылаясь на военные приготовления России, требовали превентивной"войны против нее. Ho Бисмарк не хо¥ел этой войны, предвидя необычайные ее трудности.

B конце концов, политическая атмосфера была несколько разряжена - канцлер Бисмарк помог Александру III получить чисто демонстративное удовлетворение, добившись от султана Турции как сюзерена Болгарии прокламации о незаконности избрания Фердинанда Впрочем, Фердинанд остался на престоле, хотя и не был признан юридически. 4

K новым переменам в отношениях России и Германии привела отставка Бисмарка в марте 1890 г. Это случилось в тот момент, когда между Германией и Россией уже начались переговоры о возобновлении договора перестраховки, срок которого истекал в июне 1890 г.

После отставки Бисмарка договор перестраховки не был продлен. Это побуждало и русское правительство к изменению курса внешней политики

Ero серьезное беспокойство вызвали попытки Германии прийти к соглашению с Англией. Такое сближение было.начато договором, заключенным между Германией и Англией летом 1890 г. Германия уступала Англии ряд важных территорий в Африке, прежде всего Уганду, открывавшую доступ к верховьям Нила. Она соглашалась и на британский протекторат над Занзибаром - центром восточно-африканской торговли.

B обмен Англия уступала Германии Гельголанд - его стратегическое значение былЬ огромным Гельголанд является ключом к германскому побережью Северного моря. B те годы англичане еще недооценивали важность этой позиции.

C другой стороны, восстановление мощи французской армии повышало для России значение Франции как потенциального союзника. Поэтому русское правительство пошло навстречу предложениям о союзе, исходившим OT Франции, однако проявляло в переговорах сдержанность и неторопливость. Основной причиной этого были прогерманские настроения министра иностранных дел России Гирса.

B военном союзе Франция нуждалась больше, чем Россия. При этом финансовую зависимость России от французского капитала она могла использовать, чтобы побудить ее связать себя союзными обязательствами с Францией.

Царское правительство, боявшееся остаться изолированным перед лицом Германии, особенно встревожилось после того, как 6 мая 1891 г. состоялось возобновление Тройственного союза, сопровождавшееся демонстрацией дружбы между его участниками и Англией

B июле 1891 г французский флот прибыл с визитом в Кронштадт. При встрече эскадры царь Александр III с непокрытой головой прослушал «Марсельезу». Это было невиданным зрелищем: самодержец всероссийский обнажил голову при звуках революционного гимна.

Одновременно с кронштадтской демонстрацией был заключен франко-русский консультативный пакт, которому была придана довольно сложная форма. По его условиям, обе стороны были обязаны в случае нападения Германии или хотя бы «угрозы европейскому миру» вступить в перегово- рЬг друг с другом для согласования своей политики и установления общей линии поведения.

Через год, в 1892 r., былгІ заключена секретная военная конвенция. Она предусматривала, что если Франция подвергнется нападению Германии или Италии, поддержанной Германией, то Россия употребит все свои наличные силы для нападения на Германию. Равным образом, если Россия

подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, то Франция употребит все свои наличные силы для нападения на Германию.

Конвенция обязывала Францию и Россию в случае мобилизации сил Тройственного союза или одной из входящей в его состав держав немедленно и одновремённо мобилизовать все свои силы и сосредоточить их по возможности ближе к границам. Франция должна была выставить против Германии 1 млн. 300 тыс. человек, а Россия - от 700 до 800 тыс. человек, при этом особо оговаривалось, что «силы эти будут введены в действие полностью и, возможно, скорее, чтобы Германия была принуждена одновременно бороться на востоке и на западе».

Франко-русская военная конвенция 1892 г. была подписана представителями генеральных штабов и носила вначале лишь «технический» характер. Превращение ее в политический договор о союзе со всеми вытекающими из него обязательствами произошло в форме обмена письмами между французским министром иностранных дел Рибо и русским министром иностранных дел Гирсом 27 декабря 1893 г - 4 января 1894 г.

Причиной затяжки было стремление Гирса не допустить такого тесного франко-русского сближения против Германии. B этом Гирсу помогал «панамский скандал», создавший некоторую неустойчивость внутреннеего положения Франции.

Сдвинуть с мертвой точки дело франко-русского сближения помогло германское правительство. Оно совершило по отношению к России новые враждебные акты. Стремясь завоевать для своей промышленности русский рынок, оно явно вело дело к таможенной войне. B 1893 г. такая война, наконец, разразилась.

B том же году в Германии был принят закон о новом значительном усилении армии. Лишь после этого русская эскадра демонстративно нанесла визит французскому флоту в Тулоне, а Гирс сообщил французам о том, что Александр III одобрил проект франко-русской военной конвенции.

После ее вступления в силу франко-русский союз был окончательно оформлен.

Подобно Тройственному союзу, он также был оформлен в виде оборонительного, но создание этих военно-по- литических блоков было важной вехой на пути к европейской войне.

Для Германии и Австро-Венгрии создание франко-русского союза явилось серьезным ударом Особенно тяжелую цену за свое отдаление от России платило германское правительство. Хотя соглашения 1891 - 1893 гг. оставались строго секретными, но Кронштадт и Тулон достаточно ясно говорили о том, что происходило за кулисами. Германия осложнила отношения с Россией, но не добилась взамен союза с Англией.

Германское правительство попыталось было исправить свою ошибку и вновь сблизиться с Россией. B 1894 г. таможенная война закончилась заключением русско-германского торгового договора. Это отчасти открывало пути для нормализации политических отношений.

Потребность восстановить неосторожно нарушенные нормальные отношения с Россией была тем сильнее, что влиятельные круги Германии все решительнее требовали приобретения обширных колоний. Это означало, что внешняя политика Германии должна была встуПить на антианглий- ский путь.

Опасность одновременного отчуждения и от России, и от Англии была слишком очевидна. За восстановление прежних отношений с Россией агитировал и опальный Бисмарк: он развернул эиергичную борьбу против правительства Вильгельма II, но франко-русский союз стал уже фактом. Устранить его Германия не могла.

За этим для Германии последовал новый виток осложнений отношений с Англией. Правительство Британской империи отказалось подтвердить Средиземноморское соглашение 1887 г. Италия, экономически ослабленная таможенной войной с Францией н потерпевшая в 1896 г. сокрушительное поражение в Эфиопии (Абиссинии), стала отходить от австро- гермаиского блОка.

Подобная эволюция произошла и в политике Испании после испано-американской войны 1898 г. Постепенное усиление влияния Англии и Франции происходило и в Румынии в связи с пройикновением английского и французско- гО капитала (главным образом в нефтяную промышленность). Правда, король Карл Гогенцоллерн продолжал сохранять ориентацию Румынии на Германию.

После образования франко-русского союза континент Европы раскололся на два военно-политических блока, приблизительно равных по своей мощи. Соотношение сил между ними во многом зависело от того, к какому из них, в конце концов, присоединится Англия - обладательница мощного военного флота, огромных финансовых, экономических и сырьевых ресурсов.

Англия до определенного времени продолжала строить свою политику на противоречиях двух эТих блоков. Хотя курс на «блестящую изоляцию» оправдывал себя, Англии приходилось сталкиваться со все возрастающими трудностями на международной арене.

B 90-е годы Британская империя имела серьезные конфликты: с Российской империей - на Дальнем Востоке, в Китае, Иране; с Францией - в Африке, Сиаме; с Соединенными Штатами, которым она была вынуждена сделать крупные уступки в Латинской Америке.

B самом конце 90-х годов на авансцене мировой политики начали все более ясно обозначаться глубокие англогерманские противоречия.

Острая борьба с Францией и Россией поддерживала стремление части дипломатических кругов Англии прийти к компромиссному соглашению с Германией. Английское правительство дважды, в 1898 и в 1899 гг., пыталось купить поддержку Германии обещанием колониальных компенсаций. Однако германское правительство запрашивало столь непомерную цену, что Англия отказалась от этой сделки.

Традиционная английская политика «блестящей изоляции» вступила в полосу кризиса. Образование двух мощных во- енно-политических блоков, завершение территориального раздела мира и начавшаяся борьба за его передел побуждали Англию искать союзников для подготовки к неизбежному столкновению со свои главным противником - Германией.

C таким итогами в области международных отношений европейские державы вступали в XX век.

Молодой германский император Вильгельм II отказался от Союза трёх императоров , в течение долгого времени закреплявшего дружественные отношения Германии и России. Он предпочитал видеть в качестве своего главного союзника Австро-Венгрию - наиболее опасного соперника России на Балканах.

Чтобы избежать дипломатической изоляции, российский министр иностранных дел Николай Гирс начал переговоры с правительством Сади Карно . Изумивший всю Европу союз авторитарной империи и демократической республики был оформлен соглашением 1891 и секретной военной конвенцией 18 августа 1892 года. Стороны обязывались оказывать взаимную помощь в случае нападения Германии или Австро-Венгрии на Россию или Италии и Германии на Францию. В дальнейшем союз был подтверждён русско-французской военно-морской конвенцией 1912.

Не менее важным, чем военное и культурное, было и экономическое измерение Франко-русского союза. Большое значение для развития российской экономики имели займы, размещаемые во Франции, как государственные, так и муниципальные, банковские и промышленные. Кроме займов большое значение также играло участие французского капитала в российских акционерных предприятиях. В начале XX века около четверти всех французских инвестиций за пределами Франции приходилось на Россию.

Примечания

Ссылки

  • Документы по заключению франко-русского союза (1891-1893 гг.)
  • Николай Троицкий Русско-французский союз // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.
  • В. И. Бовыкин. Французский капитал в акционерных предприятиях России накануне Октября

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Франко-русский союз" в других словарях:

    ФРАНКО РУССКИЙ СОЮЗ, см. РУССКО ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Воен. политич. союз Франции и России, действовавший с нач. 90 х гг. 19 в. до 1917. Сложился в условиях перерастания домонополистич. капитализма в империализм, когда в Европе зарождались империалистич. коалиции. Усиление Герм. империи,… … Советская историческая энциклопедия

    См. Русско французский союз. * * * ФРАНКО РУССКИЙ СОЮЗ ФРАНКО РУССКИЙ СОЮЗ, см. Русско французский союз (см. РУССКО ФРАНЦУЗСКИЙ СОЮЗ) … Энциклопедический словарь

    Союз, заключенный между Францией и Россией в начале 1890 х гг. в противовес тройственному союзу (см.) и вместе с этим последним охранявший в течение последнего десятилетия XIX века систему европейского равновесия. Если не считать таких временных … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Военно политический союз России и Франции с начала 1890 х гг. до 1917. См. Русско французский союз … Большая советская энциклопедия

    См. Русско французский союз … Дипломатический словарь

    Мост Александра III в Париже был заложен самим Николаем II Франко русский союз военно политический союз России и Франции, который был основным вектором внешней политики двух государств в 1891 1917 и предшествовал созданию тройственной Антанты.… … Википедия

    Файл:Map of Tonkin.jpg Дата 23 августа 1884 9 июня 1885 Место Вьетнам, Китай … Википедия

    - «Союз трёх императоров» совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро Венгрией, заключённых в 1873, 1881 и 1884 годах. Содержание 1 Первый договор 1873 года 2 Второй договор 1881 и 1884 годы … Википедия

    1870 71 война между Францией и Пруссией, в союзе с которой выступили и другие германские государства.ПредысторияОбе стороны стремились к войне и с 1867 готовились к ней. Пруссия в 1860 х гг. вела борьбу за объединение Германии под своим… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Политическая биография Марин Ле Пен. Возвращение Жанны д‘Арк. , Бенедиктов, Кирилл Станиславович. Новая книга известного российского писателя Кирилла Бенедиктова (более 10 литературных премий) представляет собой опыт политической биографии Марин Ле Пен как яркого представителя той части…

Тройственный союз.

Начало формирования блоков в Европе (Тройственный союз и русско-французский союз).

Видя, как успешно идут дела у англичан, французы пожалели, что они в этом не участвовали. (захват Египта)

Франция решила действовать так же в отношении Туниса. Прежде, чем его захватывать, надо было обезопасить себя от Германии.

Правительство Франции начало вести переговоры с Бисмарком (он не против). После их успешного завершения, французы начинают захват Туниса (1881 год.) одновременно с англичанами. В итоге – захвачено побережье.

Зачем Бисмарк толкал Францию на захват Туниса? Чтобы у них были проблемы с претендующей на Тунис Италией. После захвата Туниса Францией Туниса, итальянцы были очень обижены.

На берлинском конгрессе итальянцы хотели Триеста и Тинтина, вместо этого – обещали им Тунис. В итоге – французы их обманули и Италия начинает сближаться с Германией (чтобы получить Триест и Тинтин). В итоге – началось сближение Австрии, Италии и Германии.

1) Германии – Италия стала удобным плацдармом для нападения на Францию с юга

2) Австрии – спокойный тыл с случае войны с Россией

3) Италии – поддержка в случае обострения отношений с Францией (граница с Францией – Ницца, Турин)

Так возник первый империалистический блок, тот блок, который начнет первую мировую войну.

В эти годы Франция остро нуждалась в союзе с Россией, также, как и Россия в союзе с Францией.

Почему Франция нуждалась в союзе с Россией? – союз был единственной гарантией от разгрома Франции со стороны Германии, потому что в случае нападения Германии на Францию Россия как союзник Франции нападут на немцев тем самым не дав им напасть большими силами. (так как часть сил будет занята обороной восточных границ)

Россия тоже нуждалась в союзе с Францией, причинами этого являлись:

1) Экономические – Франция – кредитор России

2) В начале 1890-х годов Российская империя в сущности была в международной изоляции. (против России были настроены Англия, Австрия, Италия, Пруссия) В связи с этим Россия боялась оказаться один на один с Тройственным союзом.

О том, что это так свидетельствуют события 6 мая 1891 года, которые показали правильность опасений России. В этот день был заново подписан договор между Германией, Австрией и Италией, при подписании присутствовали английские представители. (это внушало опасения)

В июле 1891 года в Кронштадт прибыл французский флот, который лично встретил Александр III. По правилам того времени, следовало выслушать гимны обоих стран. (У России – Боже царя храни, у Франции – Марсельеза)



В связи с визитом французов, все предположили, что последую переговоры стран. Они состоялись, но были не на высшем уровне. Из-за отсутствия на флоте французского премьер-министра, то просто между собой обменялись письмами.

Во французском письме предлагалось заключить соглашение на основе выработки совместных мер в случае военной опасности. (в нем не указывалась конкретная держава, против которой будут направлены действия, письмо носило просто общий характер) На это Российская империя дала согласие.

После этого требовался второй шаг – выработка проекта договора (соглашения), этот шаг не был предпринят. Министр иностранных дел России Гирс считал, что пока еще не следует оформлять все договоренности, так как не хотел связывать руки России. В итоге это соглашение отложили в долгий ящик. Так прошел и весь 1892 год.

В начале 1893 г. канцлер Германии Капреви начал экономическое давление на Россию (начатое еще при Бисмарке) – по сути, была объявлена таможенная война (на все русские товары была поднята пошлина). Такими же мерами ответила и русская сторона.

В том же году канцлер принимает меры по увеличению армии – количество полков и дивизий в армии осталось прежним, о количество солдат в них увеличили. В итоге германская армия превышала русскую армию в два раза.

После этого Александр приезжает к французам в Тулон, в ответ на их визит в Кронштадт. В результате этих взаимных визитов у Европы сложилось впечатление, что не спроста они ездиют друг к другу. (что-то за этим обязательно скрывается) Это была правда.

27 декабря 1893 года – В результате этих визитов был заключен военный договор между Россией и Францией. Суть этого договора:

1) Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии поддержанной Германией, то Россия нападет на Германию.

2) Если на Россию нападет Германия или Австрия, поддерживаемая Германией, то Франция нападет на Германию

В следующих статьях конкретизировались сроки и численность французских и русских сил. Русские силы для нападения на Германию составляли 800 тыс. (на Австрию столько же), Французские силы составляли 1млн. 200 тыс.

Это соглашение осталось тайной. Теперь все зависело от действий Германии.

I. Письмо посла России в Париже Моренгейма французскому министру иностранных дел Рибо

Г. министр,

Во время моего недавнего пребывания в Санкт-Петербурге, куда я был вызван по повелению моего августейшего монарха, государю было угодно снабдить меня специальными инструкциями, изложенными в прилагаемом в копии письме, посланном на мое имя его превосходительством г. Гирсом, министром иностранных дел, которое его величество благоволил предписать мне сообщить правительству республики.

Во исполнение этого высочайшего повеления я вменяю себе в обязанность довести этот документ до сведения вашего превосходительства, в твердой надежде, что его содержание, предварительно согласованное и сообща формулированное нашими двумя кабинетами, найдет полное одобрение французского правительства и что вы, г. министр, соблаговолите, согласно желанию, выраженному г. Гирсом, почтить меня ответом, свидетельствующим о полном согласии, счастливо установившемся на будущее время между нашими двумя правительствами.

Дальнейшее развитие, которое эти два согласованные и установленные сообща пункты не только допускают, но которое должно составить их естественное и необходимое дополнение, может стать предметом доверительных и строго личных переговоров и обмена мнений в тот момент, в который это будет найдено своевременным тем или другим кабинетом, и там, где они сочтут для себя возможным приступить к ним в нужное время.

Отдавая себя на этот случай в полное распоряжение вашего превосходительства, я счастлив воспользоваться подобным случаем, чтобы просить вас принять уверения в моем глубочайшем почтении.

Моренгейм

Ламадорф В. Н. Дневник (1891‑1892), М.‑Л. «Academia». 1934, стр. 176-177.

II. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму

С.-Петербург, 9/21 августа 1891 г.

Положение, создавшееся в Европе, в силу открытого возобновления Тройственного союза и более или менее вероятного присоединения Великобритании к политическим целям, преследуемым этим союзом, вызвало во время недавнего пребывания здесь г. де-Лабулэ обмен мнениями между французским послом и мною с тем, чтобы установить позицию, которая при нынешних условиях, в случае возникновения известных обстоятельств, была бы наиболее целесообразной для обоих наших правительств, которые, оставшись вне какого-либо союза, тем не менее искренно желают создать самые действительные гарантии для сохранения мира. Таким образом, мы пришли к формулированию нижеследующих двух пунктов:

2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий настоятельным для обоих правительств.

Доложив государю об этих переговорах, а равно и текст принятых окончательных формулировок, я имею честь вам ныне сообщить, что его величество соизволил полностью одобрить означенные принципы соглашения и согласиться на принятие их обоими правительствами.

Сообщая вам об этой высочайшей воле, я прошу вас довести это до сведения французского правительства и уведомить меня о тех решениях, на которых, со своей стороны, оно остановится. Примите и проч.

Гирс

Ламадорф, стр. 171-172.

III. Письмо французского министра иностранных дел Рибо послу России в Париже Моренгейму

Вы соблаговолили по приказанию вашего правительства сообщить мне текст письма императорского министра иностранных дел, в коем заключаются специальные инструкции, которыми его величество император Александр решил снабдить вас в результате вызванного общеевропейским положением последнего обмена мнений между г. Гирсом и послом французской республики в Петербурге. Вашему превосходительству было поручено выразить в то же время надежду, что содержание этого документа, предварительно согласованное между двумя кабинетами и формулированное сообща, встретит полное одобрение французского правительства. Я спешу поблагодарить ваше превосходительство за это сообщение. Правительство [республики] может оценить положение, создавшееся в Европе в силу тех обстоятельств, при которых состоялось возобновление Тройственного союза, лишь так же, как это делает императорское правительство, и вместе с ним считает, что наступил момент определить позицию, при нынешней обстановке и при наступлении известных событий наиболее целесообразную для обоих правительств, одинаково стремящихся обеспечить гарантии сохранения мира, заключающиеся в поддержании равновесия сил в Европе. Я счастлив поэтому сообщить вашему превосходительству, что правительство республики полностью присоединяется к двум пунктам, которые являются предметом сообщения г. Гирса и которые формулированы следующим образом:

1) В целях определения и утверждения сердечного согласия, объединяющего их, и желая сообща способствовать поддержанию мира, который является предметом их самых искренних желаний, оба правительства заявляют, что они будут совещаться между собой по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру.

2) В случае, если мир оказался бы действительно в опасности, и в особенности в том случае, если бы одна из двух сторон оказалась под угрозой нападения, обе стороны уславливаются договориться о мерах, немедленное и одновременное проведение которых окажется в случае наступления означенных событий необходимым для обоих правительств.

Я отдаю себя, впрочем, в ваше распоряжение для обсуждения всех вопросов, которые при нынешнем общеполитическом положении привлекут особое внимание обоих правительств.

С другой стороны, императорское правительство, подобно нам, несомненно, отдает себе отчет в том, насколько важно было бы поручить специальным делегатам, которых следовало бы назначить в ближайший срок, практически изучить те меры, которые надлежит противопоставить событиям, предусмотренным во втором пункте соглашения.

Обращаясь с просьбой довести до сведения императорского правительства ответ французского правительства, я считаю долгом отметить, как ценно было для меня иметь возможность оказать содействие, по мере моих сил, утверждению согласия, которое всегда было предметом наших общих усилий. Примите и проч.

А. Рибо

Ламадорф, стр. 177-178.

IV. Проект военной конвенции от 5/17 августа 1892 г.

Одушевленные одинаковым стремлением к сохранению мира, Франция и Россия, имея единственной целью подготовиться к требованиям оборонительной войны, вызванной нападением войск Тройственного союза против одной из них, договорились о следующих положениях:

1. Если Франция подвергнется нападению со стороны Германии или Италии, поддержанной Германией, Россия употребит все войска, какими она может располагать для нападения на Германию.

Если Россия подвергнется нападению Германии или Австрии, поддержанной Германией, Франция употребит все войска, какими может располагать для нападения на Германию. (Первоначальный французский проект: «Если Франция или Россия подвергнутся нападению со стороны Тройственного союза или одной Германии...»)¹*

2. В случае мобилизации войск Тройственного союза или одной из входящих в него держав, Франция и Россия немедленно, по получении известия об этом, не ожидая никакого предварительного соглашения, мобилизуют немедленно и одновременно все свои силы и двинут их как можно ближе к своим границам.

(Первоначальный французский проект: «В случае мобилизации сил Тройственного союза или одной Германии...»)

3. Действующие армии, которые должны быть употреблены против Германии, будут со стороны Франции равняться 1 300 000 человек, со стороны России - от 700 000 до 800 000 человек. Эти войска будут полностью и со всей быстротой введены в дело, так чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке и на западе.

4. Генеральные штабы обеих стран будут все время сноситься друг с другом, чтобы подготовить и облегчить проведение предусмотренных выше мер.

Они будут сообщать друг другу в мирное время все данные относительно армий Тройственного союза, которые известны им, или будут им известны. Пути и способы сношения во время войны будут изучены и предусмотрены заранее.

5. Ни Франция, ни Россия не заключат сепаратного мира.

6. Настоящая конвенция будет иметь силу в течение того же срока, что и Тройственный союз.

7. Все перечисленные выше пункты будут сохраняться в строжайшем секрете.

ПОДПИСАЛИ:

генерал-адъютант, начальник Генерального штаба Обручев,

дивизионный генерал, помощник начальника Генерального штаба Буадефр.

А. М. Зайончковский , Подготовка России к мировой войне в международном отношении. Изд. Наркомвоенмора. М. 1926, стр. 343‑344 (франц. текст); Ламадорф, стр. 388 (русский перевод).

V. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу Франции в С.-Петербурге Монтебелло

Весьма секретно.

Изучив по высочайшему повелению проект военной конвенции, выработанный русским и французским генеральными штабами в августе 1892 года, и представив мои соображения императору, я считаю долгом сообщить вашему превосходительству, что текст этого соглашения в том виде, как он был в принципе одобрен его величеством и подписан ген.-ад. Обручевым и дивизионным генералом Буадефром, отныне может рассматриваться, как окончательно принятый в его настоящей форме. Оба генеральных штаба будут иметь, таким образом, возможность периодически сговариваться и обоюдно обмениваться полезными сведениями.

VI. Письмо посла Франции в Петербурге Монтебелло министру иностранных дел России Гирсу

Я получил письмо, которое Ваше превосходительство соблаговолили адресовать мне 15/27 декабря 1893 г. и которым Вы извещаете меня о том, что, изучив по высочайшему повелению проект военной конвенции, выработанной русским и французским генеральными штабами, и доложив императору все свои соображения, Вы сочли долгом уведомить меня, что это соглашение, в том виде, как оно было в принципе одобрено его величеством и как его подписали в августе1892 года уполномоченные для этой цели правительствами соответствующие представители сторон: - ген.-ад. Обручев и дивизионный генерал Буадефр, может отныне рассматриваться как окончательно принятое.

Я поспешил известить об этом решении свое правительство, и я уполномочен заявить Вашему превосходительству, с просьбой довести это решение до сведения е. в. императора, что президент Республики и французское правительство также рассматривают вышеупомянутую военную конвенцию, текст которой одобрен той и другой стороной, как подлежащую выполнению. В силу этого соглашения оба генеральных штаба теперь будут иметь возможность периодически сговариваться и обоюдно обмениваться полезными сведениями.

Монтебелло.

Примечание :

¹* Слова в скобках вписаны в текст конвенции В. Н. Ламадорфом.

АВПР. Documents diplomatiques. L"Alliance franco-russe, 1918, p. 129. Paris

Франкфуртский мир, породивший эльзас-лотарингский вопрос как фактор войны, заставил французских политиков и дипломатов вплотную заняться проблемой союзов. Франции было необходимо выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после войны 1870-1871 гг., было необходимо найти союзников, или хотя бы поддержку среди великих держав Европы. Руководители французской внешней политики уже на другой день после Франкфуртского мира поняли, что главные усилия французской дипломатии должны быть направлены на политику завоевания доверия и расположения России и приобретения ее поддержки. В основе сближения Франции и России лежали различные и многие интересы. Отсутствие серьезных противоречий между Францией и Россией облегчало это сближение. Противоречия между ними были и не могли не быть, например, на Ближнем Востоке в Турции, где русский и французский капиталы, русское и французское влияния соперничали между собой. Но эти противоречия в рассматриваемое время были незначительны.

Французская буржуазия связывала перспективу сотрудничества с Россией с надеждой воздействовать на Англию, колониальная политика которой вступила в противоречие с интересами колониальной политики, как Франции, так и России. Наконец и правящая французская буржуазия, и русский царизм могли рассчитывать, что установление контакта и сотрудничества между двумя государствами усилит их возможности в захватнической колониальной политике и, может быть, в другое время, при иных обстоятельствах позволит им самим перейти в наступление против их европейских противников.

Из политических факторов самым главным была, конечно, германская опасность. Заключение австро-германского союза в 1879 г., рано или поздно, делало неизбежным сближение России и Франции и, в конечном счете, ускорило заключение русско-французского союза. Однако ухудшение русско-австрийских и русско-германских отношений в конце 80-х гг. побудило Россию пойти навстречу французским стремлениям к сотрудничеству и сближению.

Канцлер Бисмарк, как известно, на протяжении всей своей долголетней дипломатической карьеры, главной своей целью ставил предотвращение франко-русского союза. Вся его дипломатия после 1871 г. была, в сущности, подчинена этой основной задаче. Даже не вступая в соглашение с Францией, Россия уже самим фактом своего бдительного наблюдения за германской политикой на Западе связывала руки Германии.

В конце 80-х гг. обострились русско-германские экономические противоречия. Усиление германской экспансии на Востоке сближало ее с Австро-Венгрией, но одновременно вело к столкновению с Россией, о чем свидетельствовали почти непрерывная таможенная война между ними и отказ в кредитах, в которых нуждалась Россия.


Возраставшее давление со стороны Германии, соперничество в колониальной экспансии с Великобританией в конце 80-х – начале 90-х годов стали общими для России и Франции. Вместе с тем усилилось кредитно-финансовое сотрудничество России и Франции, которое способствовало их сближению. Начиная с 1888 г. французские банки совершили ряд сделок по предоставлению кредитов русскому правительству. Вслед за этим начинается серьезный поворот в отношениях между обоими государствами. Общность существенных интересов заставила правящие круги России преодолеть свои монархические предубеждения против республиканского строя Франции – перспективного партнера в международных отношениях. Наметившееся сотрудничества России с Францией в 1887-1889 гг. было дипломатическим поражением О. Бисмарка.

Новый этап французско-русского сотрудничества начался в 1891 г. Заключению франко-русского союза предшествовали визиты в июле 1891 г. флотов: французского – в Кронштадт, русского – в Тулон. Одновременно был подписан франко-русский консультативный пакт.

По существу ускорить франко-русское сближение помогло германское правительство, совершив новые враждебные акты по отношению к России. В 1893 г. разразилась очередная таможенная война между Германией и Россией. Это привело к тому, что министр иностранных дел России Н. Гирс 27 декабря 1893 г. был вынужден сообщить французскому правительству об одобрении Александром III проекта франко-русской военной конвенции.

Согласно этой конвенции Россия обязывалась в случае нападения на Францию Германии или Италии, поддержанной Германией, употребить всю наличную армию для нападения на Германию, Франция же обязана предоставить армию в случае нападения на Россию Германии или Австро-Венгрии, поддержанной Германией.

Германия попыталась исправить положение, но устранить франко-русский союз они уже не могла. Заключение франко-русского союза было важным событием в международной политике. Впоследствии оно повлекло за собой подписание англо-французского и англо-русского соглашений. Казалось, он создавал противовес Тройственному союзу и тем самым укреплял мир в Европе. Однако возникновение этого союза только усилило соперничество двух блоков и гонку вооружений.