Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Управление рисками в политической кампании

Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Управление рисками в политической кампании
Проблемы дефиниции и оценки политического риска. Управление рисками в политической кампании

21. Политический риск.

1. Понятие и сущность политического риска

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” .

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. .

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы .

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций .

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками .

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

    Уровни политических рисков

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37). Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском.

Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности - управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:

1) Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3) Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4) Количественная оценка количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5) – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации .

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков .

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков .

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

Вероятность достижения конечной цели проекта, - степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,

Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков .

Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски .

Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь .

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

Наступление влияния рисков

Необходимые меры приняты

Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Предприятия – это возможные убытки, которые может понести коммерческая организация по причине разного рода изменений политического характера, происходящих в государстве. Это могут быть ситуации, связанные с военными действиями, а также нестабильные политические ситуации.

Внесение поправок и изменений в налоговом законодательстве неизбежно отразятся в той или иной мере на деятельности организации. К политическим рискам относят и многие другие факторы, связанные с политическими процессами, происходящими в стране.

Политические риски сложно прогнозировать, тем более ими практически невозможно управлять.

При планировании деятельности предприятия по возможности стоит учитывать политические риски. Для их анализа в развитых странах созданы специальные аналитические центры. Качественный анализ позволит снизить отрицательное влияние политических ситуаций на ведение бизнеса.

Виды политических рисков

Политические риски имеют четыре основных направления:

  1. Национализация. Суть риска сводится к отчуждению собственности или принудительному выкупу в пользу государства.
  2. Трансферт . Данный риск имеет отношение с трудностями конвертирования валюты.
  3. Разрыв контракта . Этот вид риска связан с разрывом контракта, по причине, к примеру, изменений в законодательстве.
  4. Военные действия.

Политические риски имеют разный территориальный диапазон. Они могут происходить на уровне одной отдельно взятой страны. Существуют риски, возникающие на региональном либо же международном уровнях.

Существует несколько причин, которые могут послужить возникновению политических рисков, основные из них:

  1. внесение изменений в таможенной системе на законодательном уровне;
  2. изменения, связанные с деятельностью налоговых органов;
  3. изменения в функционировании экспортного финансирования;
  4. нестабильная политическая ситуация в стране;
  5. риск национализации;
  6. внесение изменений в закон об инвестициях;
  7. риски, связанные с геополитикой;
  8. риски социального характера.

Уровни политических рисков

Измерить степень политического риска с определенной точностью не представляется возможным. И все же, существуют методы и способы измерения данной категории рисков.

Политические риски измеряются на следующих ступенях:

  • макроуровнях;
  • микроуровнях.

Анализ политического риска на макроуровне заключается в изучении политических отношений какого-либо государства с другими странами. Макроуровень охватывает все экономические субъекты страны.

Изучение рисков на микроуровне сводится к анализу отдельно взятой отрасли или предприятия. Микроуровень включает только определенные предприятия и отрасли.

Изучать и устранять негативные последствия рисков нужно заранее, до вложения инвестиций. Но и после этого деятельность по их анализу не должны приостанавливаться.

Страхование политических рисков

— одна из действенных стратеги от нежелательных воздействий политического характера. Оно включает страховку от риска невыплат со стороны импортеров по причине введения эмбарго на импорт и экспорт, либо от запретов на перевод валютных средств.

Страховой случай в данном случае отражается на прибыли, происходит резкое снижение производительности по причине деятельности государственных органов власти или народных волнений.

Договор включает информацию об особенностях политического и экономического уровня развития, а именно:

  1. степень развития промышленности;
  2. наличие и уровень инфраструктуры;
  3. возможности финансового характера;
  4. уровень функционирования сельского хозяйства;
  5. размер валового продукта;
  6. инфляция;
  7. географическое положение и др.

Страхование политических рисков сопряжено в рядом трудностей. Возможные страховые случаи очень трудно просчитать наперед и предугадать их с математической точностью, поэтому подобный договор оформляют не часто.

Страховой договор может заключаться на специфических условиях.

Услуги по страховой деятельности предоставляют, как государственные, так и международные агентства, нередко этим занимаются частные страховые организации.

Процесс страхования ведется по трем основным направлениям:

  1. Страхование имущества от экспроприации и национализации.
  2. Страхование от политических рисков, связанных с необратимостью валютных средств.
  3. Страховка от повреждений, связанных с возникновением военных ситуаций и народных волнений, а также, от политических переворотов и смены правительства.

Страховке полежат:

  1. акции;
  2. ценные бумаги;
  3. инвестиции;
  4. имущественные права;
  5. кредиты и ссуды.

Страховая сумма исчисляется из размера, не превышающего 90 % итоговой стоимости инвестиций . Договор заключается на продолжительный, до нескольких лет, срок.

Влияние политических рисков на деятельность предприятия

После тщательного анализа, следует предпринять меры, которые бы смогли значительно уменьшить отрицательные последствия возможных политических рисков в процессе деятельности предприятия.

Политические риски нередко таят в себе опасность возможных убытков для того или иного предприятия, сокращения их прибыли. Но политический риск далеко не всегда связан с убытками и негативными последствиями, он может иметь и положительное влияние, стимулировать развитие и процветание бизнеса .

В любом случае, политические риски имеют то или иное влияние на деятельность предприятия.

Избавиться от политических рисков не представляется возможным, а вот снизить их отрицательное влияние можно, это достигается квалифицированной оценкой всех возможных рисков при планировании бизнеса.

Пример

В качестве примера влияния политической ситуации на ведение бизнеса, хотелось бы привести следующую ситуацию, которая имела место в 70-х годах. Тогда компания с мировым именем B.F.Goodrich открыла шинный завод на территории Ирана. Правительство оказало поддержку двум конкурентам компании, в результате чего прибыль компании сократилась, фирма понесла грандиозные убытки.

Нестабильные ситуации наоборот могут послужить развитию бизнеса. Так было в Анголе в 1975 году, когда там шла гражданская война. Компания Guff Oil получила разрешение на ведение бизнеса от правительства на достаточно выгодных условиях. Этому событию поспособствовала военная ситуация. Фирма Dow Chemical смогла возвратиться на чилийский рынок, когда в стране рухнул прежний политический строй. Но процент таких ситуаций не так уж высок.

Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность характеризуется устойчивым политическим состоянием в стране, которое предусматривает стабильный уровень развития общества, преобладающий порядок в системе связей и отношений, рост благосостояния. Политическая жизнь в таком обществе максимально защищена от дезорганизующих действий, хорошо прослеживается связь между политической и экономической стабильностью.

Политическая нестабильность выражается в недовольстве общественности существующим политическим строем. Политические риски могут заключаться в смене политического управления, вооруженной борьбы с существующим политическим строем и проч.

Уровень политической стабильности определяет уровень политического риска. Политическая стабильность позволяет эффективно развиваться и функционировать, без влияния отрицательных разрушающих факторов. Проблема политической стабильности имеет прямое отношение с понятием «политический риск» и позволяет в той или иной мере проанализировать его уровень.

Видеконсультация

На видео ниже подробный доклад о рисках, с которыми может столкнуться руководство компании, а также о методах защиты, — от Вячеслава Панкратьева.

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.

Политические риски являются важной составляющей . При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране. К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора. Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении для иностранных инвесторов, об избежании и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. , связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. , который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:

  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти :
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке. Однако
понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.

Прежде всего, необходимо остановиться на структуре исследования политического риска. Как правило, она включает в себя четыре этапа: комплексный анализ объекта; системная оценка факторов риска; прогнозирование и управление риском.
Комплексный анализ - это подбор и классификация системы факторов политических, экономических и др., определение их структуры в зависимости от целей исследования. При этом осуществляется сбор информации, создание банка данных, составляются сравнительные диаграммы, когнитивные карты, сетевые графы, конструируются компаративные технологии.
Системная оценка факторов риска. На этом этапе определяется степень значимости каждого выбранного фактора, его “вес” в структуре исследования, а также корректность поступающей информации; реализуются известные прикладные методы: (экспертные шкалы и т.д.). Прогнозирование политического риска включает разработку наиболее вероятных сценариев развития ситуации, ее последствий, прежде всего с точки зрения безопасности субъекта политики.
Управление риском – это целенаправленное воздействие субъекта политической деятельности на объект с целью нейтрализации негативных и усиления положительных тенденций с использованием различных мероприятий политического, экономического, финансового и иного характера.
На уровне анализа ставятся задачи: выяснения источников и причин риска; степени доминирования, важности отдельных факторов; выработки моделей нейтрализации, блокирования, преобразования агентов действия и влияния. Здесь используется дисперсионный анализ, выявляющий распределение вероятностей случайных величин, значимые меры рассеяния их значений. Прогностика риска связана с исчислением вероятности возможных потерь. Интерес политика прикован к фазам риска: потеря выгод, утрата позиций, обострение обстановки, кризис, банкротство, катастрофа.
Имеются статистические (оценки массивов аналогов с установлением частот появления уровней потерь), экспертные (методы экспертных оценок с выявлением средних значений квалификаций и распределения вероятностей), расчетные (методы математического моделирования - имитационный эксперимент, дискриминантный анализ, метод моментов и т.д.) способы измерения риска
При осуществлении инвестиций самыми распространенными прогностическими методами оценки политического риска являются:
§ Инспекционные поездки экспертов. Они носят частный характер и предполагают получение суждений сотрудников по результатам посещения страны-реципиента инвестиций. Однако надежность полученных результатов в этом случае невысока из-за субъективности выводов.
§ Метод разведки. Основан на изучении того же вопроса специализирующимися экспертными фирмами и сопоставлении информации, получаемой из разных источников.
§ Оценочный метод политического риска Делори. Основан на специальном анализе информации, использующем ранжирование выделенных параметров риска и вычисление комбинированного индекса политического риска.
§ Количественные или численные методы. Основаны на факторном анализе и состоят в следующем: каждый выделенный риск определяется рядом определенных количественных факторов (как правило, их не менее 10). Значение этих показателей нормируется от 1 до 10 и определяется расчетным или экспертным путем.
Все известные методы исследования риска можно разделить на три категории: количественные, качественные, смешанные.
Количественная оценка риска позволяет определить вероятность (меру) получения желаемого результата, т.е. вероятность успеха; вероятность наступления нежелательных результатов (неудачи); вероятность отклонения от выбранной цели. Основное достоинство этого подхода заключается в его объективности и сравнимости.
Качественная оценка риска включает: сравнение предполагаемых положительных результатов с возможными отрицательными последствиями как в ближайшем, так и в отдаленном будущем; выявление вероятного воздействия анализируемых вариантов на решения, которые будут приняты в будущем; выявление вероятного воздействия альтернатив на интересы людей, которые они затрагивают; решение вопроса - кому риск полезен, а кому вреден.
Чаще всего используется интегративный подход к анализу риска, т.е. объединяющий количественную и качественную его оценку. Данный подход позволяет выделить риск обоснованный (рациональный) и необоснованный (нерациональный).
Для анализа (расчета) политических рисков применяется ряд макросоциополитических моделей (МС-моделей). С их помощью решается задача теоретического и практического выявления связи между событием-последствием, приводящим к потерям (например, ущерб от внутренних социальных конфликтов) и событием-причиной потерь (например, этнические противоречия, перешедшие в открытый конфликт).
«МС-модели обычно используются для исследования широкого набора социальных, политических, идеологических и экономических событий и сил, их вызывающих, влияющих на динамику политической нестабильности. Несмотря на наличие определенной связи между политической нестабильностью и экономическими показателями, акцент делается на исследовании политических переменных. Основной принцип, на котором построено большинство этих моделей – попытка выразить величину политической нестабильности как производную от суммы действий некоторых экономических, политических, идеологических и социальных сил. МС-модели и схемы предлагают относительно всесторонний взгляд на условия и факторы нестабильности политической системы страны.
Рассмотрим некоторые МС-модели:
Модель Ховарда К. Джонсона “Внутреннее развитие – национальная власть”. Она основана на теории внутреннего развития и борьбы за власть. Ее главным положением является тезис о том, что политический риск возникает из взаимодействий между неровным, по терминологии автора, внутренним развитием страны и национальной властью. Внутреннее развитие выражается как производная пяти основных переменных «окружающей среды»: политического развития; социального развития; технологического развития; ресурсодостаточности; внутреннего спокойствия.
Рейтинг стран подсчитывается путем наложения шкалы внутреннего развития на шкалу измерения национальной власти. Выбранные страны классифицируются по четырем квадратам (категориям) соответственно их рейтингу по сводной шкале «внутреннее развитие/национальная власть»: слабые/ровные; слабые/неровные; сильные/ровные; сильные/неровные.
Слабые/ровные страны характеризуются как стабильные, традиционные, аграрные общества; слабые/неровные – потенциально нестабильные, так как они находятся на ранних стадиях экономического и политического развития; сильные/ровные страны – это обычно зрелые, индустриально развитые страны с относительно стабильной социополитической обстановкой; наибольшая вероятность политического риска присутствует в сильных/неровных странах из-за дисбаланса развития между основными социально-политическими переменными.
Модель национальной предрасположенности к экспроприации Гарольда Кнудсена основывается на «экологическом», по терминологии автора, подходе. Как и в модели Ховарда К. Джонсона, в ней делается попытка связать политическую нестабильность со склонностью к экспроприации. Модель Г. Кнудсена основан на статистическом изучении нескольких стран Латинской Америки и включает национальные или «экологические» деления, из которых выводится уровень фрустрации страны, т.е. Кнудсен построил свою гипотезу на том, что сила взаимодействия между уровнем фрустрации страны и реальным присутствием инвестиций объясняет национальную предрасположенность к экспроприации. Уровень национальной фрустрации проистекает из различий между национальным уровнем желаний, уровнем благосостояния и уровнем ожиданий. Эти уровни воспроизводят «экологическую» структуру страны.
Схема классификации риска Джефри Симона. Здесь прослеживается попытка проанализировать структуру связей макро и микрорисков. Автор разделил источники риска на внутренние и внешние. И макрориски, и микрориски подразделены у него на социально-ориентированные и правительственно-ориентированные.
Д. Симон также предложил ввести систему для отслеживания макро и микрорисков. Он назвал ее “системой раннего предупреждения”. Она позволяет контролировать как специфические для страны, так и специальные для отраслей условия. Кроме этого, система раннего предупреждения, по его мнению, может обрабатывать большие количества политической и экономической информации, собираемой транснациональными корпорациями по всему миру, постоянно модернизировать и пересматривать быстро изменяющиеся условия.
Данные системы по микрорискам должны собираться и обрабатываться информационной сетью зарубежных филиалов компании. Главное управление компании проводит обобщенное исследование макрорисков. Оба исследования по рискам должны быть согласованы и соотнесены, для того, чтобы проверить, существует ли взаимосвязь между ними. Противоречия между данными по макро- и микрорискам должны быть сняты посредством анализа и проверки данных. Д. Симон предложил также создать в управляющей компании особый отдел координации, анализа и распространения прогнозов риска с использованием системы раннего предупреждения всех филиалов и отделов компании.
Метод журнала «Экономист». Цель этого метода – вычисление возможных убытков при инвестировании, понесенных вследствие социально-политических факторов. В этой методике часто используется термин «нестабильность» (instability) вместо понятий “социально-политический риск” или “политический риск”. Метод представляет собой комплексный анализ риска. Индекс риска рассчитывается по 100-балльной шкале. Из этих 100 баллов 33 относятся к экономическим факторам, 50 – к политическим факторам и 17 – к социальным факторам. Для каждой из этих трех групп факторов отбираются основные показатели (см. таблицу 4).
Таблица 4
Факторы риска по методу “The Economist”

Экономические факторы Политические факторы font-family:"Times New Roman","serif"">Социальные
факторы
Внутренний национальный продукт на одного человека плохие соседи степень урбанизации
инфляция авторитаризм исламский фундаментализм
свобода движения капиталов неспособность правительства, долго находящегося у власти, реагировать на изменения коррупция
высокий или растущий международный долг нелегитимность этническая напряженность
уменьшение производства продуктов питания на одного человека присутствие у власти военных лиц
высокий процент сырья в экспорте страны война, вооруженное вмешательство

Журнал “The Economist” опубликовал в начале октября 2000 г. прогнозные показатели страхового риска инвестиций на 2001г. Согласно оценке 93 государств с развивающимися рыночными отношениями, по целому ряду критериев, характеризующих рискованность инвестиций и ведения бизнеса в данных странах, Россия с 63 пунктами поделила третье место с конца с Пакистаном, уступив по рискованности только Мьянме (85) и Зимбабве (80).
Метод исследования рисков инвестирования, предложенный агентством Business Environment Risk Intelligence (BERI). Модель “BERI”, созданная в конце 60-х годов в США профессором Ф. Ханнером, явилась одной из первых прикладных моделей исследования политического риска. В настоящее время институт Ханнера предлагает потребителям три вида индексов риска: “PRI” (Political Risk Index), “Foreland” и собственно “BERI”. В первоначальном виде модель “BERI” представляла собой набор из 15 переменных, наиболее важных, с точки зрения авторов, для характеристики страны. Каждая переменная имеет свой “вес” по степени важности и влияния на цели транснациональных корпораций (Таблица 5).
В таком виде система показателей поступает к экспертам. Институт организует обсуждение проблем по известному методу “Делфи” с использованием единой для всех экспертов шкалы. Экспертная шкала (от 0 до 4) является инструментом, который позволяет количественно выявить степень неопределенности. Цифра 4 соответствует полной определенности в оценке события, а цифра 0 – соответственно полной неопределенности. Эксперт, опираясь на эту шкалу, считает, что в стране "Х", например, политическая стабильность гарантирована в среднесрочной перспективе. В этом случае, вес данной переменной "3" умножается на 4. Если же политическая ситуация потенциально уязвима, но правительство устойчиво, то "3" умножается на 3. Если оппозиционные силы достаточно активны и имеют поддержку у части населения, то вес переменной умножается на 2. В случае большой вероятности смены власти (на экспертной шкале это соответствует "1") итоговый результат соответствует "3". Если же в результате неких политических событий к власти пришли новые силы, то итоговая сумма "0" - полная неопределенность.
Таким образом, эксперты, оценивая по предложенной шкале вес всех 15 переменных, в итоге получают единый индекс, складываемый из суммы всех оцененных переменных.
Вес всех переменных составляет 25, полная определенность на экспертной шкале - 4, следовательно, индекс по всем переменным, означающий полную определенность равняется 100.

Таблица 5

Наименование переменной Вес переменной
Политическая стабильность 3,0
Отношение к иностранным инвесторам 1,5
Уровень национализации 1,5
Степень инфляции 1,5
Состояние платежного баланса 1,5
Степень “бюрократизации” 1,0
Степень экономического роста 2,0
Конвертируемость валюты 2,0
Осуществимость контрактов 1,5
Стоимость рабочей силы 2,0
Степень профессиональной подготовки 1,5
Развитие инфраструктуры 1,0
Местное управление normal">1,0
Наличие краткосрочных кредитов 2,0
Наличие долгосрочных кредитов 2,0
Суммарный вес переменных составляет 25

Ценность данной модели состоит в том, что каждая страна имеет свой индекс. Это позволяет классифицировать и сравнивать их в количественной форме, и, в конечном счете, выбирать наименее рисковые страны для инвестирования, либо использовать различные стратегии в зависимости от уровня риска.
Political Risk Index (“Принц”) –ориентированн в большей степени на политическую среду исследуемых стран. Логическая структура осталась прежней, но изменились переменные: они полностью ориентированны на классификацию политических процессов.
Индекс PRI основан на экспертных оценках 10 политических переменных и результирует социально-политический анализ риска. По методике BERI каждый из 10 показателей оценивается по семибалльной шкале. Максимальная оценка в семь баллов указывает на наиболее благоприятный инвестиционный климат и наименьший риск. Положительная инвестиционная ситуация в стране оценивается в 70 баллов. Но к этой цифре могут добавляться так называемые «бонусы», которые приводят к ее увеличению до 100-балльного итогового показателя. Десять показателей в модели BERI разделены на три группы: «Внутренние причины политического риска», «Внешние причины политического риска» и «Симптомы политического риска» (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Показатели риска для оценки “Political Risk Index”

Внутренние причины политического риска Внешние причины политического риска Симптомы политического риска
фракционность спектра политических сил и власть фракций зависимость от могущественной враждебно настроенной внешней силы социальные конфликты с демонстрациями, забастовками и уличными беспорядками
лингвистическая, этническая или религиозная раздробленность отрицательное влияние региональных политических сил нестабильность внутренней ситуации вследствие неконституционных действий, покушений, партизанских войн
силовые, принудительные меры по удержанию власти
менталитет (ксенофобия, национализм, коррупция, готовность к сотрудничеству)
социальная ситуация, включая плотность населения и распределение материальных благ
size=3 face="Times New Roman">организованность и сила левых радикальных политических сил.

Агентство BERI выделяет следующие диапазоны качественного изменения уровня политического риска:
70-100 баллов – стабильная благоприятная инвестиционная среда, типичная для стран с передовой индустриальной экономикой (низкий уровень риска);
55-69 баллов – страны с некоторыми трудностями в текущих коммерческих расчетах (средний риск);
40-54 баллов – страны с высоким риском для зарубежных инвесторов (высокий риск);
0-39 баллов – страны с неприемлемыми коммерческими условиями для зарубежных инвесторов.
Суммарная величина баллов составляет индекс PRI.
Модель BERI имеет много общего с моделью «Экономист» за исключением того, что в модели BERI максимальная величина показателя означает благоприятную обстановку, а в модели «Экономиста» - неблагоприятную.
Конечным итогом любого исследования политического риска является подготовка сценариев возможного развития событий: один предполагает освещение поведения фирмы, корпорации, структуры власти при наиболее благоприятном течении событий; второй - при благоприятных условиях; третий - исходит из условий, не совсем соответствующих тому, что рассматривается как наиболее благоприятные; в четвертом сценарии освещаются меры, которые могут привести к краху, если развитие ситуации будет неблагоприятным. Вероятность развития событий по каждому сценарию ставится на голосование в группе экспертов. Основной сценарий представляется руководству.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” .

Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы.

Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.

Исследователи выделяют два уровня политического риска: макро- и микро-. На макроуровне политический риск связывается с политическими процессами, которые могут изменить условия деятельности как всех экономических субъектов в конкретной стране в целом, так и иностранных фирм, имеющих в ней свои деловые интересы, в частности. На микроуровне политический риск связывается с возможностью нанесения ущерба политическими факторами фирме или даже целой отрасли экономики, действующими в определенной стране.

Ч. Кеннеди предложил различать риск исходя из источников его возникновения. Риск, связанный с деятельностью правительственных структур, он обозначил как легально-правительственный, риск, обусловленный, политическими процессами, неконтролируемыми правительством, он назвал экстралегальными.

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Управление политическим риском.

Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности - управлении риском. Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками.

Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:

1) Планирование управления рисками – выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик.

3) Качественная оценка рисков – качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.

4) Количественная оценка – количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5) – определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6) Мониторинг и контроль рисков – мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками – процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации .

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников:

менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков - итерационный процесс. Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков.

Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты. Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков .

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков .

Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей. Количественная оценка рисков позволяет определять:

Вероятность достижения конечной цели проекта, - степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

Риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект,

Фактические затраты, предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков .

Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными.

Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам. Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом. Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски .

Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь .

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли:

Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом

Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения

Риски изменились по сравнению с предыдущим значением

Наступление влияния рисков

Необходимые меры приняты

Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом.

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.