IV. Медицинский контроль питания летного состава

IV. Медицинский контроль питания летного состава

Авиационных столовых. Трапезничал там в двух разных - для авиатехников и инженеров и для лётного состава. У них разное нормативное питание, так что логично и разведены по разным зданиям. А Центр большой, контингента на всех хватает.
Понимаю, что крылатые машынки большого размера, конечно же, интересней, но мне очень любопытно было там осмотреть и опробовать самые простые частички быта - жилые дома, наглядную агитацию, питание, дороги и т.п. Так что сейчас - про прозаическую еду и посуду. А равно - и про тюменские контрольные весы:-)

Ну что? Зайдём унутрь?


Первой была столовая для инженерно-технического персонала (см. заглавное фото). Там мы обедали.

2. Осенне-зимняя раздевалка. Это на самом входе. Левей дверь - умывальники и туалет.

3. А вот это - зав.столовой. Обсуждаем с ней, как будем проводить наше питание документально. Дело в том, что учреждения и пункты питания сейчас по сердюковским реформам выведены за штат ВС и находятся на аутсорсинге, обслуживая военных по договору. Т.е. там трудятся гражданские служащие, не имеющие отношения к вооружённым силам, а также и к их льготам.

В столовой все начали сразу всё снимать, чем немало шокировали окружающих, особенно работников. Видимо, там сроду никому не приходило в голову, что в столовой кому-то что-то может быть интересно, кроме проверяющих комиссий. Я подошёл к заведующей, стоявшей в конце прохода, и спросил:
- Здравствуйте! Чем кормить будете?
Она зарделась от такого прямого и неожиданного вапроса и смущенно проговорила:
- Чем? Ну, чем положено по норме, тем и будем...
- Хорошо, спасибо, мы всё запечатлеем! (круглые глаза заведующей с немым вопросом - "а кто это такие???")

4. По умолчанию на обеденный комплект (до горячего) ставят вот такую закусь:

5. Выглядит это примерно так (в кадре drvicious ).

6. Затем вдоль ряда идут официантки с раздаточными столиками, и раздают еду: первое (4 выбора), потом второе (3 выбора), яблочный сок "Малыш". Ну, конечно, не только нам, но и техникам, сидевшим дальше.

7. На стенах - успокоительно-нейтральные композиции. Природа, цветочки там всякие...

8. Специальный уголок с инвентарём, положенным по договору с армией. Там всё одинаково и не особо гибко: никакой отсебятины, а только то, что полагается по нормативам. Обязательное - контрольные весы.

9. Повара и их блюда.

10. И нормативный уголок в целом. Есть даже ящик для возмущений и предложений.

11. А вот и авиабарышня идёт, посланица питания, с очередной партией супа. Народу-то много.

12. Везёт вот такую тележку. Тут 4 вида супа.

13. Я беру себе борщ.

14. А это - второе.

Еда совершенно обыденная, простая, без изысков. Кто обедал в стандартных заводских столовых - сразу меня поймёт. Однако и наедаешься хорошо, мне до вечера есть не хотелось совсем.

15. Сама столовая большая, гораздо больше лётной. Это и понятно: ведь на одного лётчика на аэродроме приходится по 8-10 других специалистов.

16. Ещё раз взглянем на столовский зал. "Люди из интернета", шокировавшие обслугу непрерывным фотографированием, почти ушли - остались только двое. Обедающих тоже сейчас мало - рановато, массово придут попозже, к двум.

17. Теперь - столовая для лётного состава, тут был ужин. Нормы здесь иные, более мощные, чем в инженерно-технической. Так в ВВС повелось очень давно, ещё с зари авиации: у лётчиков - особое питание, по своим нормам.

18. На входе на втором этаже. Вдалеке - окошко для приноса грязной посуды.

19. Состав лётного пайка, закреплённый не абы как, но Постановлением Правительства.

20. Нормативно-контрольный уголок. Как положено. И тут - контрольные весы.

21. Повара и блюда.

22. Раздаточное окошко.

23. Общий вид столовского зала (между 7 и 8 вечера). Лётчики как раз стали массово приходить после дневных полётов, и ужинали.

24. Стартовая позиция ужина: хлеб, масло и сыр.

25. Ешкин кот, под чай - подстаканники! Как трогательно! :-)

26. Гвоздь программы (абсолютный) - несладкий квас в кувшинах, типа монастырского домашнего. Настолько вкусный, что я пил, пил и не мог напиться. Пять стаканов выпил. Такого, наверное, после Соловков-2005 ни разу и не пил. Самое сильное воспоминание о столовой:-)

27. А вот и чай (он был, правда, так себе).

28. Подстаканник поближе. Дешёвый вариант, но всё равно приятно за правильную ретроградскую традицию:)

И в заключение, надо остановиться и на наездах по этому поводу. Меня в опубликованных заметках о Дягилево и аэродроме успели уже пообвинять в разных грехах, как водится. В отношении столовой и питания эти обвинения свелись к двум линиям:

А) Это показуха! В армии так не питаются! Вас обманывали!

Ну во-первых, это не просто армия. Это - авиация. У которой несколько иные нормы питания.

Во-вторых, столовые эти - офицерские (и прапорщиков, которые сейчас, правда, вымирают, т.к. звания уже не присваиваются). Специфика авиации в том, что в ней традиционно высок удельный вес специалистов, которые, как правило, не солдаты срочной службы. И это касается не только лётчиков. Вообще, как я понял, удельный вес срочников в авиации вряд ли выше 25-30%. А что это значит? То, что не менее 3/4 состава питающихся - офицеры и прапорщики.

И в-третьих. Блогеры - не генералы с инспекцией, из-за них никто траву красить не будет и банкеты закатывать тоже. Так что питались тем, чем Бог послал что положено по общим нормам.

Б) А чего это ты показываешь образцовую часть? Надо ехать в такие ебеня, где солдаты кормятся из ведра, как свиньи, вот это и показывать. Тогда толк будет!

Эта часть - не образцовая. Она, скорей всего, повыше уровнем, чем простая линейная часть в периферийном округе, так как тут переучиваются экипажи со всей России. Но и не паркетная, для генералов "арбатского военного округа". Тут идёт обычная боевая учёба, рутинные операции, тренажёрные тренировки.

Второе. Сам подход "надо показывать только плохое" - он заведомо гнил. Это зялто-методика: "снимаем помойки" и получаем много возмущённых лайков, а также (попутно) отличный рейтинг. Путь "армейских навальных".
Как пример. Представьте себе, что я приезжаю в новый город и специально там выискиваю помойки, мусор, развалины и руины. Именно специально. Обьективен ли будет тогда взгляд на город? Нет. Точно так же - если бы я там снимал только вылизанные открыточные красоты, не показывая город просто таким, как он есть. Это тоже не годится. Поэтому мой метод - метод чукчи: "что вижу, о том пою". На мой взгляд, это нормальный подход. Его я и применяю.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА При организации питания летного состава используются:

  1. повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;
  2. бортовое питание в длительных полетах более 4 часов;
  3. питание и водообеспечение в аварийных условиях;
  4. питание при вылете по тревоге.
  5. Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:
  6. суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
  7. замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
  8. калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
  9. продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
  10. готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
  11. режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
  12. Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
  13. В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
  14. Предполетное питание
  15. Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.
  16. Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует - начальник медицинской службы авиационной части.
  17. Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
  18. Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
  19. Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
  20. В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
  21. В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
  22. Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.
  23. Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
  24. Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
  25. Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.
  26. В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.
  27. При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.
  28. Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)
  29. Питание на необорудованных аэродромах
  30. В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.
  31. При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.
  32. Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).
  33. Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.
  34. Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.
  35. Питание в полете
  36. При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.
  37. В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.
  38. Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.
  39. В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.
  40. Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.
  41. Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.
  42. Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.
  43. Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 часа после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 часа полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 часов каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.
  44. В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.
  45. За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.
  46. При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.
  47. Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.
  48. После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.
  49. Питание и водообеспечение в аварийных условиях
  50. В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.
  51. В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).
  52. Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:
  53. санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;
  54. контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;
  55. контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.
  56. Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.
  57. Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.
  58. Организация питания при вылете по тревоге
  59. При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.
  60. Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.
  61. Вылет экипажей натощак не допускается.

54. Медицинский контроль питания летного состава включает:

контроль полноценности пищевого рациона и соблюдения режима предполетного питания, питания в период проведения полетов, бортового питания и питания на аэродроме;

контроль комплектования бортовых пайков и водно-пищевых групп аварийных запасов;

выявление у летного состава признаков недостаточности, пониженного или повышенного питания или его несоответствия условиям летной деятельности;

контроль соблюдения особенностей организации питания летного состава (приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

55. Начальник медицинской службы авиационной части является ответственным за медицинский контроль питания летного состава. К медицинскому контролю питания летного состава он привлекает медицинскую службу авиационно-технической части.

При медицинском контроле питания летного состава начальник медицинской службы авиационной части участвует в составлении меню-раскладок с учетом особенностей предстоящих полетов и организовывает:

санитарно-гигиенический контроль предполетного питания в летной столовой, питания и водообеспечения на аэродроме;

медицинский контроль бортового питания и водообеспечения экипажей самолетов, комплектования водно-пищевых групп аварийных запасов в носимом аварийном запасе и бортовом аварийном запасе.

56. Недостатки в организации питания летного состава, выявленные в процессе медицинского контроля, и предложения по их устранению начальник медицинской службы докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.

57. Начальник медицинской службы авиационно-технической части принимает участие в медицинском контроле питания летного состава с учетом особенностей организации питания летного состава, указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам.

58. В дни полетов летный состав должен принимать горячую пищу четыре раза в сутки. Промежутки между приемами пищи в период бодрствования во всех случаях, в том числе в полете, не должны превышать 4 - 5 часов. В нелетные, выходные и праздничные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до трех раз в сутки.

59. Перед выполнением полетов пищу целесообразно принимать за 1,5 - 2 часа до вылета. Выполнение полетов сразу после обильного приема пищи не рекомендуется. Выполнение полетов натощак не проводится.

60. Летный состав должен быть обучен правилам приема пищи и питья в длительном полете, при этом необходимо разъяснять недопустимость использования в полете продуктов и напитков, не входящих в бортовой паек.

61. Для питания летного состава на необорудованных (полевых) аэродромах могут использоваться суточные рационы из консервированных и концентрированных продуктов.

62. Пища для летного состава, получающего диетическое питание, должна готовиться из продуктов летного пайка с заменой отдельных видов продуктов по медицинским показаниям.

4. Заключение.

Необходимо систематическое санитарно-эпидемиологическое наблюдение за строгим соблюдением санитарных правил на всех этапах – от изготовления пищевых продуктов до раздачи летному составу и пассажирам.

С целью профилактики пищевых отравлений, токсикоинфекций и диспепсических расстройств у членов экипажей в длительных полетах, которые являются опасными предпосылками к летным происшествиям, в бортовые пайки вкладывают только продукты, доброкачественность которых не вызывает сомнений. При комплектовании в бортовые пайки не должны включаться продукты с истекшими сроками хранения, поврежденной или загрязненной упаковкой, консервные банки и тубы с признаками бомбажа.

Запрещается использование продуктов, состав и консистенция которых благоприятны для развития патогенной микрофлоры: мясные и рыбные фарши, паштеты, вареные и полукопченые колбасы, молочные продукты, грибы и т.д. При комплектовании бортовых пайков в летных столовых необходимо добиваться, чтобы они укладывались в чистые пакеты (из пленки или крафт-бумаги), хорошо подготовленные бортовые сумки и исправные контейнеры для доставки на аэродром. Автотранспорт для доставки бортовых пайков и воды на аэродром должен отвечать санитарным требованиям к транспорту для перевозки пищевых продуктов.

Необходимо, чтобы на длительные полеты выдавались различные по составу бортовые пайки, и продовольственная служба имела достаточный ассортимент мясных консервов, туб и плодово-ягодных соков. Необходимо добиваться, чтобы летный состав был обеспечен достаточным количеством чистых столовых принадлежностей, консервными ножами и кружками для чая, кофе и воды. Вода для заполнения емкостей бортовой системы водообеспечения и для приготовления горячих напитков должна использоваться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества, соответственно СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Необходимо требовать выполнения гигиенических требований к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, СП 2.5.1.788-99.

Летный состав должен быть хорошо ознакомлен с пищевыми качествами бортовых пайков, режимом питания и водообеспечения, правилами хранения и использования бортовых пайков, а также запасов воды в длительных полетах.

Использованная литература.

Начала авиационной и космической медицины. Учебное пособие/ Под ред.чл.-корр. РАН, академика РАМН И, Б. Ушакова. – М.: Медицина для всех, 2007. – 400с.

Руководство авиационному врачу по вопросам питания лиц летного состава / М-во гражд. авиации. - М. : Воздуш. трансп., 1986. - 185 с

Авиационная медицина : (Руководство) / [Н. М. Рудный, В. И. Копанев, И. Н. Черняков и др.]; Под ред. Н. М. Рудного и др. - М. : Медицина , 1986. - 577, с. : ил.

Профилактическая военная авиационная медицина в государственной системе охраны здоровья / В. А. Пономаренко. - Б. м., 2002 (Воронеж: Тип. ВГУ). – 24 с.

Приказа Министра обороны РФ от 27.04.09. №2654 «Об утверждении Федеральных авиационных правил медицинского обеспечения полетов государственной авиации».

СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

«Гигиенические требования к организации бортового питания авиапассажиров и членов экипажей воздушных судов гражданской авиации» СП 2.5.1.788-99.

Особенности организации питания летного состава

В настоящее время используются следующие виды питания летного состава:

повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;

бортовое питание в длительных полетах более 4 ч;

питание и водообеспечение в аварийных условиях;

питание при вылете по тревоге.

Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.

Питание летного состава должно отвечать следующим физиолого-гигиеническим требованиям:

суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;

замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;

калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.

Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.

В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

Предполетное питание

Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.

Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует начальник медицинской службы авиационной части.

Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.

Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).

Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.

В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.

В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.

Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.

Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.

Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.

Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.

В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.

При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.

Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)

Прием пищи

Дневные полеты

Ночные полеты

с 15 до 17 ч

с 8 до 9 ч и с 14 до 15 ч

Первый завтрак

Второй завтрак

Первый ужин

Второй ужин

Питание на необорудованных аэродромах

В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.

При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.

Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).

Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.

Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Питание в полете

При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.

В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.

Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.

В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.

Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.

Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.

Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.

Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.

В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком). По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.

За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.

При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.

Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.

После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.

Питание и водообеспечение в аварийных условиях

В целях сохранения и поддержания работоспособности на уровне, необходимом для выживания после аварийного приземления (приводнения) в безлюдной местности, экипажи воздушного судна снабжаются аварийными запасами. Аварийные запасы на воздушном судне содержатся в форме носимых аварийных запасов или бортовых аварийных запасов.

В состав носимых аварийных запасов и бортовых аварийных запасов, кроме средств сигнализации и связи, предметов первой необходимости и аптечки, как правило, включаются аварийные запасы пищи и воды (так называемая водно-пищевая группа).

Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:

санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;

контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;

контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.

Санитарно-гигиенический контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов пищи, осуществляет начальник медицинской службы авиационно-технической части, который акцентирует внимание на сроках изготовления продуктов, признаках их порчи, сохранности и чистоте упаковки.

Освежение продуктов, входящих в наборы аварийных запасов, производится по истечении сроков хранения по планам командиров авиационной и авиационно-технической частей, а также при установлении полной или частичной невозможности использования продуктов.

Организация питания при вылете по тревоге

При невозможности обеспечения летного состава горячей пищей в период подготовки к вылету по тревоге питание организуется за счет специального набора продуктов.

Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационно-технической части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток.

Вылет экипажей натощак не допускается.


Мясные блюда больше распространены на севере: роган-джош (баранина карри}, гуштаба (острые тефтели в йогурте) и вкуснейший бирияни (курица или баранина с рисом с апельсиновым соусом). Вкус муглайских блюд насыщен и богат, они щедро приправлены специями и посыпаны орехом и шафраном. Из северных районов происходят знаменитые тандури (курица, мясо или рыба, маринованные с травами и запеченные в глиняной печи} и кебаб.

На юге блюда карри в основном овощные и весьма острые. Из традиционных рецептов можно рекомендовать бхуджиа (овощи карри), доса, идли и самба (рисовые лепешки, пельмени с начинкой из маринадов и чечевица с карри) и раита (йогурт с тертым огурцом и мятой). Основным ингредиентом южно-индийской кухни служит кокос.

На западном побережье Вам предложат широкий выбор рыбы и морепродуктов. Бомбейская утка (тушенная в карри или жареная рыба бомнло) и лакричная рыба (индийский лосось) - только два названия из обширного меню. Рыба присутствует и в бенгальской кухне, например: в дахи-маач (рыба карри в йогурте, приправленном имбирем) и майлаи (креветки карри с кокосом).

На юге рис обязателен, в то время как на севере его часто дополняют или заменяют разнообразные пресные лепешки - пури, чаппати, нан и другие.

Общим для всей Индии является дал (суп из дробленой чечевицы с овощами) и дхай (простокваша или йогурт, который подают с карри). Кроме того, что это очень вкусное блюдо , в жару оно освежает лучше, чем напитки.

Из сладостей , в основном, подают молочные пудинги, печенье и оладьи. По всей Индии распространен кульфи (индийское мороженое), расгулла (творожные шарики, приправленные розовой водой), гулаб-джамун (мука, йогурт и тертый миндаль) и джалеби (оладьи в сиропе). Кроме великолепного выбора сладостей, Вам всегда предложат фрукты: манго, гранаты, дыни, абрикосы, яблоки и клубнику. Западная бакалея продается во многих городах.

Для улучшения пищеварения принято заканчивать трапезу жеванием пан . Пан - это листья бетеля, в которые завернуты зерна аниса и кардамона. Другой обычай - есть пальцами только правой руки.


      1. Кошерное питание.
Кашру́т - термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.

Кошерность мяса.

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Согласно одному мидрашу, животные «стесняются» своей некошерности. Если, к примеру, взять парнокопытную свинью, не жующую жвачку, и зайца, жующего жвачку, но далеко не парнокопытного, то можно заметить, что во сне свинья прячет морду и выставляет напоказ копыта, а заяц наоборот: поджимает под себя лапки и выпячивает мордочку.

Кошерность птицы.

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако, основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.

Поскольку сегодня нет возможности точно распознать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

Галаха приводит признак кошерности яиц: они должны быть от кошерных птиц. Обязательный, но недостаточный признак кошерности яйца - его разные концы (один более острый, другой - более округлый). Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - заведомо некошерны (обычно такие птицы хищные или падальщики).

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Кошерность рыбы.

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб , но и других обитающих в воде животных. Рыба, согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать мясо и рыбу в одном блюде.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи , существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник и должна метать икру.

Некоторые виды рыб (сом, осётр, угорь, акулы, европейский удильщик), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи (либо имеют чешую на определенном этапе роста, что хоть и делает эти виды формально кошерными, но все равно в силу традиции не воспринимаемыми в качестве кошерных), и поэтому некошерны. Соответственно осетровая (чёрная) икра - не кошерна, а лососёвая (красная) - кошерна. Моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) и ракообразные (крабы, раки, омары, лангусты, креветки) не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.

Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов (сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов), прежде чем можно употреблять молочную. После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут (и даже сразу, если нет послевкусия) до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.

Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве, и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно. Вопрос необходимости периода ожидания после такой пищи зависит как от нюансов потери «паривности», так и от общин.


      1. Мусульманское питание.
Халя́ль - «дозволенное, разрешенное». Термин, означающий соответствие чего-либо нормам Ислама, разрешенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д.

Продукты питания «Халяль»: мясные продукты, изготовленные по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя, достоверное отсутствие у животного перед убоем заболеваний, которые могут принести вред здоровью людей, наиболее полное удаление крови естественным способом, тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции. Для других видов продукции - отсутствие в продуктах или несоприкосновение в момент производства продуктов крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ.

Пищевые запреты в исламе - пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления мяса животных, которые умерли своей смертью, крови, свинины, мясо животных которые были забиты не с именем Бога.

Разрешены для употребления в пищу животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.

Питание летных экипажей, основанное на рациональных принципах, должно удовлетворять энергетическим, пластическим и другим потребностям организма и обеспечивать необходимый уровень обмена веществ и работоспособности членов экипажей.

Питание, основанное не на рациональных принципах, может привести к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния различных органов и систем организма.

По пищевым ингредиентам питание членов экипажей должно быть сбалансировано и индивидуализировано в соответствии с энергозатратами, особенностями метаболизма в условиях высоты, а также наличием тех или иных отклонений в состоянии здоровья (чрезмерная полнота, нарушение обмена веществ и др.).

Питание может быть четырех- или трехразовым, поэтому суточный рацион питания по калорийности рекомендуется распределять в зависимости от принятого режима питания. При четырехразовом питании рацион может быть распределен ориентировочно следующим образом: на первый завтрак - 25 % общего количества суточной пищи, на 2-й завтрак-15%, на обед-40% и на ужин-20%; при трехразовом: на завтрак-30%, на обед - 40 % и на ужин - 30 %. Прием пищи с соблюдением таких режимов может обеспечить регулярное поступление в организм пилота необходимых питательных веществ и предотвратить возникновение чувства переедания или голода.


    1. Порядок обеспечения питанием экипажей ВС ГА.
(Приложение N 3 к Приказу Минтранса России от 30 сентября 2002 г. N 122).

1. Экипажи воздушных судов в дни полетов и дежурств

обеспечиваются эксплуатантом бесплатным рационом питания.

При невозможности обеспечения экипажа бесплатным питанием во

внебазовых аэропортах (аэродромах, посадочных площадках) по причине

отсутствия специализированных организаций общественного питания

допускается возмещение расходов на питание членам экипажа.

2. При организации питания в специализированных организациях

общественного питания в базовых аэропортах эксплуатантом

обеспечивается рацион питания, составление меню - раскладок, учет

пищевой ценности и калькуляция блюд. Калорийность суточного рациона