Митрополит симбирский. Симбирская епархия

Митрополит симбирский. Симбирская епархия
Митрополит симбирский. Симбирская епархия

Ульяновская область всегда выделялась тягой к православию и высоким уровнем духовной жизни. Ведь на ее территории расположено множество храмов и церквей, которые ежедневно посещает большое число прихожан.

Немало также мужских и женских монастырей, в стенах которых живут и молятся сотни послушников. Одним из шагов, направленных на повышения уровня духовности в области, стало создание Симбирской митрополии. В ее состав вошли сразу три епархии.

Цель создания

Была образована решением Священного синода в июле 2012 года. В ее состав вошли Мелекесская, Симбирская и Барышская епархии. Новая митрополия РПЦ располагается на территории Ульяновской области.

Она была создана для претворения в жизнь решения, принятого в 2011 году Оно заключается в том, что духовная жизнь должна активно развиваться не только в крупных, но и в небольших населенных пунктах. В настоящее время в составе недавно созданной Симбирской митрополии более 200 приходов, и, как показывает статистика, их число будет лишь расти.

По этой причине архиерей физически не способен посетить и тщательно вникнуть в жизнь каждого храма или церкви. Чтобы это исправить, и была образована Симбирская митрополия, которая включает в себя три епархии. Все они располагаются на территории Ульяновской области.

Барышская епархия

В состав Барышской епархии вошли, кроме одноименного, еще и Николаевский, Базарносызганский, Инзенский, Павловский, Старокулатский, Радищевский районы. Епископом был избран игумен Филарет, который возглавлял Жадовский мужской монастырь. Центром нового образования стал город Барыш.

Мелекесская епархия

Еще одной епархией Симбирской митрополии является Мелекесская. В ее состав вошли, кроме одноименного, также Новомалыклинский, Димитровоградский, Старомайнский, Сенгилеевский, Чердаклинский, Теренгульский районы.

В качестве центра новой епархии был выбран город Димитровоград. Именно в нем находится архиерей, который ее возглавляет.

Симбирская епархия

Третьей является Симбирская. Она состоит из областного центра - города Ульяновска, а также Сурского, Вешкаймского, Кузоватского, Карсунского, Майнского, Цильнинского, Новоспасского районов.

Все вышеперечисленные епархии и образуют Симбирскую митрополию. В ее состав входит вся Ульяновская область. Первым главой Симбирской митрополии являлся архиепископ Прокл. Он одновременно с этим исполняет обязанности руководителя Мелекесской епархии.

Деятельность

Симбирская митрополия уделяет большое внимание развитию духовности среди жителей Ульяновской области. Для этого проводятся всевозможные просветительские мероприятия, в которых принимают участие священнослужители и руководство епархий.

Большое внимание уделяется работе среди молодежи. Священнослужители делают все возможное, чтобы привить им веру в Бога, приблизить к православию, повысить их духовность. Для этого регулярно проводятся встречи с учащимися школ, вузов, колледжей и т.д.

При многих и монастырях работают воскресные школы, в которых обучаются не только дети, но и взрослые. Проводятся экскурсии в места, где жили святые Симбирской митрополии, такие как Гавриил Мелекесский. Для освещения деятельности епархий ежемесячно выпускаются газеты.

Много времени уделяют в митрополии деятельности в военных частях и колониях, расположенных на территории области. В них регулярно выезжают духовные лица епархий, которые проводят там богослужения. Благодаря этому не только повышается духовность людей, но и в лучшую сторону меняется образ их жизни. Они становятся добрее, стараются соблюдать все заповеди. Во многих колониях и военных частях имеются часовни, в которых всегда находится священнослужитель.

В Симбирской митрополии ежегодно на все большие православные праздники проводится крестный ход. В нем принимают участие не только духовные лица и прихожане епархий, но и многие жители области. Во время крестных ходов выносятся иконы и различные церковные реликвии, многие из которых - с мощами святых.

Скандал

Несмотря на то что Симбирская митрополия была создана сравнительно недавно, в ней уже успел разразиться громкий скандал. Он был связан с назначением нового митрополита. Получилось так, что Анастасия многочисленные прихожане, стоящие возле храма, встречали гневными криками. Из-за этого он быстро зашел в церковь, прикрывая лицо иконой и находясь под охраной казаков, которые не допускали к нему прихожан.

Подобное отношение связано с тем, что когда он возглавлял Казанскую митрополию, был замешан в громком скандале, связанном с обвинениями священников в сексуальных домогательствах. Также на этом фоне вспомнили и о многочисленных старых свидетельствах, в которых прямо указывается, что Анастасий является гомосексуалистом. К этому негативно отнеслась вся Симбирская митрополия. Скандал пока и не собирается утихать. К тому же стало известно, что Анастасий продолжительное время живет с молодым парнем.

Несмотря на то что точными доказательствами подобные обвинения не подкреплены, это бросает тень подозрения на Анастасия. Симбирские прихожане не в восторге от его назначения.

Тем не менее ожидается, что после создания новой митрополии духовная жизнь в Ульяновской области значительно активизируется. Для этого многое делается со стороны священнослужителей при полной поддержке местных властей.

В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии , набравший рекордное количество просмотров.

На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений .

20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием “Анаксиос” (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование “Анаксиос” во время богослужения.

Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.

Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.

«Я прислан сюда не своей волей, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.

Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора – прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.

Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.

Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.

Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные, не знаю, по каким причинам.

У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».

Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина) :

О письме клириков

Иеромонах Филарет

– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.

Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.

О протесте священников

– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, – митинге, акции, – присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.

Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.

Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, – но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.

Журналистские неточности

– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.

Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.

И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек – крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.

Об оправданиях

– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняла известие…» – вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.

Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».

Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.