Темперамент как проявление свойств нервной системы. Что представляет собой сила нервных процессов? Сила процессов возбуждения и торможения

Темперамент как проявление свойств нервной системы. Что представляет собой сила нервных процессов? Сила процессов возбуждения и торможения

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от инди­видуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов - возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее пе­реносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойст­во- слабость нервных процессов - характеризуется неспособно­стью нервных клеток выдерживать длительное и концентрирован­ное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быст­ро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение воз­буждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюда­ется: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов - это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (ирра­диации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешен­ных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, сущест­венным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов (хотя выделенный Павловым слабый тип, как правило, отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процес­сом возбуждения). Так была создана классификация типов выс­шей нервной деятельности (или, что то же самое, типов нервной системы), что показано на рис. 26.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение ти­пов нервной системы и темпераментов выглядит следующим об­разом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. И. Павлову) - сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павло­ву) - флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешен­ный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тин, по Й. П. Павлову) - холерический темперамент; 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) - меланхолический темперамент. Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не­полноценным типом (что справедливо относительно животных со слабым типом нервной системы). Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая свой инди­видуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

При рассмотрении рис. 26 могут возникнуть вопросы, почему выделено только четыре типа, почему все-таки слабый тип не делится по признаку уравновешенности и подвижности, почему не выделяется сильный неуравновешенный с преобладанием торможения тип и почему сильный неуравновешенный тип не подразделяется далее по признаку подвижности. И. П. Павлов указывал в этой связи, что его классификация не абстрактная, теоретическая схема, что он выделил такие типы, которые встре­чаются в жизни.

Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных свя­зей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик че­ловека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые фор­мируются в процессе индивидуальной жизни человека, в про­цессе воспитания.

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) ученик. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоцио­нально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, срав­нительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, при­ветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в. учебной работе учащихся. Если учебный материал интересен, доступен школьнику, вызывает у него эмоциональный отклик, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный мате­риал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая у учащегося-сангвиника эмоционального отклика, то ребенок плохо усваивает новое, отвлекается.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокораз­витое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагопри­ятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправ­ленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомыслен­ное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Проявления сангвинического темперамента можно наблюдать у ученика III класса Анатолия К. Очень живой и подвижный мальчик, на уроках - непоседа, часто отвлекается, вертится, раз­говаривает с товарищами. Выразительное лицо, подвижная мими­ка, озорные глаза. Реагирует на самые незначительные события в классе. Всегда в окружении товарищей, с увлечением расска­зывает.им о хоккейных матчах, прочитанных книгах, просмот­ренных кинофильмах. Анатолий вообще легко ориентируется в новой обстановке; например, в день отъезда в лагерь он позна­комился почти со всеми ребятами отряда.

Анатолий быстро увлекается любым новым делом, но так же быстро охладевает к работе, особенно если она трудная, кро­потливая и не дает сразу результата. Когда работа интересна, он делает все быстро - еще не решил до конца задачу, а уже тянет руку, чтобы сказать ответ. Если ответ оказался неправиль­ным, не ищет нового решения задачи, а уже занят чем-то дру­гим.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа мед­лителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основа­тельность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, при­вычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические про­цессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить бес­помощность, но зато запоминает он обычно надолго, основатель­но и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отно­шении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и дате к са­мому себе.

Проявление флегматического темперамента наблюдается у ученика II класса Володи К. Володя все делает медленно, спо­койно, неторопливо. Когда его спрашивают на уроке, он медлен­но встает, помолчит немного и, если знает урок, начинает нето­ропливо монотонно рассказывать; если он не уверен твердо, что хорошо знает материал, молчит, не отвечает на вопросы учителя. Медлительность Володи возмущает учительницу, и она редко его спрашивает. Мальчика любят в классе, товарищи иногда беззлобно подтрунивают над его медлительностью, тормо­шат его на переменах. Володя - хороший товарищ, добродушный, крайне редко выходит из себя, его трудно и рассердить и рас­смешить. За все время обучения никто не слышал громкого смеха Володи.

Холерический темперамент. Представители этого темперамен­та отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психи­ческие процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неурав­новешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и вооду­шевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание воз­буждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоцио­нальную несдержанность (что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента - энер­гия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Вот ученик V класса Гарик С. Стремительность и порывис­тость Гарика сразу обращают на себя внимание. Даже когда он сидит за партой и слушает учителя, его сразу можно выделить по выразительной мимике, энергичной жестикуляции. Отвечая у доски, он быстро переминается с ноги на ногу («бег на месте» - шутят товарищи), отвечает торопливо, захлебываясь словами, резко жестикулируя. Однажды во время ответа он опрокинул рукой на столе учителя баночку с цветком и даже не заметил этого. Всегда он готов к порыву, быстрой реакции. Вот учи­тель попросил дежурного ученика принести мел. Пока тот соби­рался выполнить просьбу, Гарик уже сорвался с места и скрылся за дверью - побежал за мелом. Гарик - увлекающаяся натура, все поручения, за которые он берется, выполняет пылко и увлеченно, даже страстно, успешно преодолевая встречающиеся труд­ности. Гарик совершенно не умеет себя сдерживать, часто срыва­ется, по ничтожным поводам вспыхивает, как порох, говорит дерзости учителям и родителям. Он осознает, когда остынет, что нельзя так поступать, но, как говорит, ничего поделать с собой не может. Вспыльчивость и резкость приносят Гарику много неприятностей, приводят к частым ссорам с товарищами в играх, совместной деятельности.

Меланхолический темперамент. У школьников этого темпе­рамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное исиль­ное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привыч­ной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чув­ствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются, глубиной, большой силой и длитель­ностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к зам­кнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обста­новке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Такой школьник чуждается детского коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве - музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

Примером меланхолического темперамента может служить ученица IV класса Марина Р. Застенчивая и робкая, она даже ходить старается незаметно. Впечатление такое, что она всегда ждет чего-то неприятного, неожиданного и боится этого. Глубоко переживает не малейшему поводу: даже безобидная шутка или легкая ирония з ее адрес вызывает обиду, которую она переживает очень болезненно. На спектаклях детского театра, при чтении книг также глубоко перешивает за действующих лиц. Не перено­сит, когда оказывается в центре внимания. Отвечая урок, мучи­тельно краснеет, часто теряется, отвечает, как правило, ниже сво­их возможностей. Умственная работа, если она напряженна и не очень интересна, вызывает у Марины быстрое утомление, ей при­ходится делать частые перерывы. Девочка охотно помогает по­другам, отличается отзывчивостью, но внушаема, часто подражает поведению других детей. Марина охотно и успешно занимается музыкой, любит ухаживать за цветами, работать на пришкольном участке, у себя на даче. Тогда она преображается, становится более оживленной.

Темперамент

План

1. Понятие о темпераменте, теории темперамента.

2. Типы и свойства темперамента.

3. Характеристика темперамента

1 .Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед­лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры­тен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности чело­века находит выражение его темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

В структуре темперамета выделяют три основных компонента.

- Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен­ность реакций.

-Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте­пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчер­кивал, что для темперамента особенно существенны впе­чатлительность человека и его импульсивность и что впе­чатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью пере­хода от побуждения к действию.

- Двигательный или моторный компонент , характеризует качества, связанные с функцией двигательного и речедвигательного аппарата.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ, он предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает:

Кровь (по-латински «сангве»),

Слизь (по-гречески «флегма»),

Красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»),

Черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. Эту теорию продолжил исследовать Клавдий Гален и этот подход стал основой гуморальной теории темперамента .

Возникли самые различные типологии, темпераментов. Наиболее интересны те из них, в которых свойства темперамент, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Так как особенности телосложения человека называют сложным словом «конституция», то эти типологии получили название конституционных, или соматических, типологий . Наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа:


лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный - характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие

диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению; в отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. По мнению Э. Кречмера, это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышле­ния, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик , его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах прошлого столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела опре­деляет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исхо­дил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, опи­сывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены три типа:

эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внут­ренние органы);

мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);

эктоморфный (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезаморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую ус­тойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую груд­ную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определен­ные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций оп­ределенных органов тела:

висцетрония (лат. viscera - «внутренности»),

соматония (греч. soma - «тело») и

церебротония (лат. cerebrum -«мозг»).

Физиологические основы темперамента

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Сила нервных процессов - это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла­бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нерв­ной системы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор­можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

Типы высшей нервной деятельности

это совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма.

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в двух : и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2) (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью , причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным с частыми кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным со сновидениями без кошмаров; замедленной речью.

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия . По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД , отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам .

1) Сильный, неуравновешенный , («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный; вспыльчивый; раздражительный; с сильными, быстро возникающими , ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию.

Эти типы высшей нервной деятельности соответствуют темпераментам, описанным Гиппократом:

Свойства нервных процессов

Темпераменты (по Гиппократу)

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Уравновешенность

Неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения

Уравновешенный

Уравновешенный

Подвижность

Подвижный

Инертный

Однако в жизни такие «чистые» встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. Ещё И.П.Павлов писал, что между этими основными типами располагаются «промежуточные, переходные типы и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении».

Наряду с указанными общими для человека и животных типами ВНД И.П.Павлов выделил специально человеческие типы (частные типы) на основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем:

1. Художественный тип характеризуется незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для представителей этого типа свойственно предметное, образное восприятие окружающего мира, оперирование в процессе чувственными образами.

2. Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой. Этому типу свойственно выраженная способность к абстрагированию от действительности, к тонкому анализу; оперирование в процессе мышления абстрактными символами.

3. Средний тип характеризуется уравновешенностью сигнальных систем. К этому типу относится большинство людей, им свойственны как образные , так и умозрительные заключения.

Эта классификация отражает характер функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, особенности их взаимодействия.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер. Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Однако тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.). Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках.

Слабая нервная система связана с малым запасом реактивного вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.

Сила нервной системы – свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие.

Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчив о сти.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает и более сильную реакцию, более слабое раздражение – и более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызывать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно также и самое слабое раздражение может иногда вызывать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем не адекватна раздражителю.

Данный подход, не ограничиваясь фиксацией статистической связи между теми или иными признаками строения тела и психологическими особенностями, стремится раскрыть физиологические механизмы, определяющие свойства темперамента. С этой целью в первую очередь исследуется специфика строения и функционирования нервной системы. Психофизиологическое направление, объясняющее свойства темперамента особенностями функционирования центральной нервной системы и характеризующее высшую нервную деятельность, представлено исследованиями И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, Э. А. Голубевой, В. С. Мерлина, П. В. Симонова и их сотрудников.

Типология высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

Первым шагом на пути поиска связей особенностей работы нервной системы с темпераментом была функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым (см. также гл. 3). В научной школе Павлова природные предпосылки индивидуальных различий изучались путем опосредованного (т.е. косвенного) измерения свойств нервной системы с применением двигательных, секреторных и сенсорных методик. Напомним, что испытуемыми в лаборатории Павлова были собаки. По характеру их реакций на безусловные и условные раздражители были выделены три базовых свойства нервных процессов (Павлов отождествлял их с общими свойствами нервной системы): "сила – слабость", "инертность подвижность", "уравновешенность – неуравновешенность процессов возбуждения и торможения". Соответственно неуравновешенность (дисбаланс) нервных процессов наблюдалась в двух вариантах – с преобладанием процесса возбуждения или с преобладанием процесса торможения.

Сильный тип нервной системы, по Павлову, проявлялся в высокой работоспособности, выносливости, устойчивости к помехам, способности выдерживать длительное напряжение на фоне высокой активности. Слабый тип нервной системы характеризовался высокой утомляемостью, впечатлительностью, низким запасом выносливости, слабой активностью. Свойство подвижности/инертности нервной системы определялось по скорости возникновения реакции, скорости протекания нервных процессов и смены процессов торможения и возбуждения, живости реагирования на внешний стимул ("находчивости"), способности приспособления к новым условиям и видам деятельности, скорости двигательных актов. Неуравновешенный с преобладанием возбуждения тип нервной системы характеризовался непоседливостью, суетливостью, несобранностью, несосредоточенностью, бурными эмоциональными реакциями (эмоциональными вспышки). Неуравновешенный с преобладанием торможения тип нервной системы проявлялся в спокойствии, обстоятельности, неторопливости, затяжном характере эмоциональных переживаний.

Но каким образом общие свойства нервной системы связаны с поведением человека в реальных жизненных ситуациях? Что мы можем сказать о человеке, установив, например, что он обладает сильной неуравновешенной в сторону возбуждения инертной нервной системой? Как он поведет себя, если его, например, толкнут в трамвае? Во-первых, весьма вероятно, что он просто не заметит этого происшествия, так как его порог чувствительности относительно высок. Во-вторых, его реакция будет интенсивной, но медленной. Скорее всего, он будет думать о случившемся и после того, как его обидчик покинет вагон. Не будем забывать, что темперамент определяет только форму психических переживаний и поведенческих реакций, но не их содержание, поэтому конкретные поступки нашего гипотетического страдальца (оскорбит ли он своего попутчика или лишь громко вскрикнет, выместит ли свое раздражение на домашних или постарается отвлечься от мрачных мыслей) зависит не от свойств темперамента, а от личностных факторов.

В результате сочетания выделенных свойств гипотетически можно было описать 24 типа темперамента. Однако в реальном поведении животных четко различались только четыре основных типа темперамента, близких тем, которые наблюдал еще Гиппократ (см. гл. 2). Сочетание двух свойств нервной системы – силы и неуравновешенности с преобладанием возбуждения – соответствует холерическому темпераменту ("возбудимый безудержный тип"), сочетание трех свойств нервной системы – сангвиническому (сильный, уравновешенный, подвижный) и флегматическому (сильный, уравновешенный, инертный). Слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент (внутри типа меланхоликов различия по другим свойствам нервной системы неочевидны). В шуточной форме различия в поведении носителей этих типов темпераментов, попавших в аналогичную ситуацию, можно видеть на рис. 10.6.

Рис. 10.6.

Позже Павлов дополнил свою типологию, указав на существование присущих только человеку свойств – преобладание первой сигнальной системы (конкретно-образной) или второй сигнальной системы (речевой, абстрактно-обобщенной), и выделил "специально человеческие" типы – "художественный" и "мыслительный".

В то время когда И. П. Павлов проводил свои эксперименты, еще не существовало тонких методов исследования активности мозговых структур. Несмотря на это, его идеи заложили основы современного психофизиологического подхода к изучению темперамента. Как сказал о работе Павлова американский исследователь Р. Д. Дуглас: "И. П. Павлов был вынужден принимать решение о вероятном месте возбуждения и торможения и их механизмах в то время, когда основные науки о мозге переживали свой “каменный век”... О физической природе торможения никто не имел ни малейшего представления".

Изучение типологии свойств нервной системы в школе Б. М. Теплова – В. Д. Небылицына

Во второй половине XX в. развитие электрофизиологических и нейрофизиологических методов позволило объединить идеи Павлова с современными данными о работе мозга (см. гл. 3). Систематическое применение ЭЭГ-методик для изучения различия типологических свойств нервной системы было проведено в школе Теплова – Небылицына.

Для заключения об общих свойствах нервной системы использовалось множество показателей биоэлектрической активности мозга, по которым обнаруживаются значимые индивидуальные различия и которые коррелируют с наблюдаемыми динамическими особенностями поведения. Так, запись спонтанной ритмики мозга человека в состоянии покоя (фоновая активность при отсутствии внешней стимуляции) позволяет сравнить активность ритмов разных частот: тета-, дельта-, альфа-, бета-1 и бета-2. Чем больше представлены в фоновой ЭЭГ ритмы более высоких частот, тем более высокой исходной активностью мозговых структур отличается данный человек. Стабильность фоновой ЭЭГ является показателем силы нервной системы. Характеристики биоэлектрической реакции на предъявление нового стимула свидетельствуют о балансе нервных процессов (преобладание возбуждения или торможения). Инертность определяется по скорости возникновения и угасания ЭЭГ- и КГР-компонентов ориентировочного рефлекса, а также степени выраженности частотных изменений ЭЭГ. Темповые характеристики работы мозга диагностируются по времени ответа на воздействие раздражителя. Для этого измеряется время между предъявлением стимула (слухового или зрительного) и появлением изменений в ЭЭГ (латентные периоды вызванных потенциалов). Важным показателем инерционности нервных процессов является проба (физиологический тест) на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ). Если на экране перед испытуемым мигает светящаяся точка, то повышая частоту ее мигания (уменьшая интерват между вспышками), можно получить эффект восприятия точки как постоянно светящейся. Чем более инертны нервные процессы, тем при меньшей частоте мигания точки на экране достигается данный эффект. Применяется также проба на навязывание ритмов работы мозга. Испытуемому предъявляются зрительные или слуховые стимулы с определенной частотой, в ходе эксперимента частота меняется. С помощью ЭЭГ регистрируется реакция усвоения ритмов мозговыми структурами. Показателем степени динамичности нервной системы служит величина той частоты внешних воздействий, в ответ на которую фиксируется максимальная синхронизация мозговых ритмов. Отдельные пробы применялись для оценки чувствительности анализаторов, замерялись величины абсолютных и дифференциальных порогов (см. подпараграф 7.1.2).

Новые технические возможности анализа активности мозга позволили уточнить представления И. П. Павлова о наличии трех основных свойств нервной системы. Предложенный Павловым параметр "подвижности – инертности" в школе Теплова – Небылицына был разделен на два различающихся свойства: собственно подвижность (способность нервных процессов возбуждения и торможения сменять друг друга – классическая "переделка" навыка) и лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов). В свою очередь, параметр "сила – слабость" оказался производным от чувствительности анализаторов (определяется величиной сенсорных порогов) и выносливости к нагрузкам (работоспособность и развитие утомления).

Обратим внимание на то, что все пробы, выполняемые испытуемыми в данном цикле исследований, предполагали анализ характеристик переработки сенсорной информации (зрительных или слуховых стимулов), которая осуществляется информационным блоком мозга. При этом вне рассмотрения оставались две других морфофункциональных структуры – энергетический и регуляторный блоки мозга (А. Р. Лурия, 1973) . Результаты физиологических проб показали неоднородность характеристик работы этих структур мозга. В связи с чем было введено разделение частных (парциальных) свойств нервной системы, определяемых характеристиками анализаторных систем, и общих свойств нервной системы ("сверханализаторных" характеристик). "Эти структуры составляют субстрат таких глобальных общефизиологических и общеличностных функций, как мотивация, потребности и эмоции, направленное внимание, программирование действий и движений, интеллектуальное планирование и оценка результатов и т.д. Вполне естественно предположить, что свойства именно этих мозговых структур являются детерминантами индивидуальных особенностей психики и поэтому с полным правом могут рассматриваться как общие свойства нервной системы", – считал В. Д. Небылицын. Энергетический и регуляторный блоки мозга детерминируют два общих свойства нервной системы – активность (arousal) и эмоциональность (по В. Д. Небылицыну). Общие свойства энергетического и регуляторного блоков мозга определяют конкретные значения выраженности парциальных свойств информационного блока.

По данным В. М. Русалова, активность проявляется в таких чертах темперамента, как выносливость, темп и скорость осуществляемых действий. Показателем эмоциональности служат, прежде всего, доминирующие эмоции и их динамические характеристики. На физиологическом уровне состояние общей активности мозга определяется функцией ретикулярной формации и передними отделами неокортекса (неспецифическая активация). Состояние активированности проявляется в движениях, уровне психической активности, функциональных состояниях, внимании. Эмоциональность зависит от взаимоотношений передних отделов коры с лимбической системой мозга.

Измерение описанных свойств с помощью психофизиологических методик дает возможность составить профиль выраженности различных свойств нервной системы конкретного человека, которые будут обнаруживать связь с интенсивностью, темпом и устойчивостью динамики его психической жизни.

В связи с трудоемкостью использования психофизиологических методов для диагностики природной основы темперамента широкое применение получили опросники, направленные на оценку свойств темперамента, которые, конечно, имеют только вероятностно-ориентирующее значение, так как при ответах на вопросы выявляется субъективное мнение человека о формально-динамических аспектах, которое может значительно отличаться от реальных показателей. К числу наиболее известных можно отнести "Опросник для оценки структуры темперамента" В. М. Русалова и опросник "Формальные характеристики поведения" Я. Стреляу.

Таким образом, применение объективных физиологических методов и/ или соответствующих опросников на определение свойств темперамента позволяет установить индивидуальные особенности, проявляющиеся в формально-динамических характеристиках деятельности (внешнего поведения и психических процессов) человека. В настоящее время в качестве природных предпосылок индивидуальности наряду с показателями активации и эмоциональности, все больший интерес вызывает проблема возможности саморегуляции темпераментных свойств.