Мцхета кафедральный собор. Храмы Мцхеты – Светицховели, Самтавро и Джвари

Мцхета кафедральный собор. Храмы Мцхеты – Светицховели, Самтавро и Джвари
Мцхета кафедральный собор. Храмы Мцхеты – Светицховели, Самтавро и Джвари

Но главное архитектурное сооружение в городе - Кафедральный собор Светицховели , который был возведён здесь в XI веке (1010 - 1029 гг.) на месте более древнего храма IV-V веков. Собор Светицховели второй по величине храм в стране, после недавно освященного собора Святой Троицы в Тбилиси.

Такой огромный храм был построен в честь Двенадцати Апостолов. С этим строительством связано одно предание. Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».


Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали, перестраивали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил свой первоначальный облик.

В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, под руководством Цинцадзе, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики.

Дресс-код, который не особо соблюдается. Да и фотоаппаратам туристы пользуются без ограничений.

Название храма Светицховели традиционно переводят как "животворящий столб". Свети - это столб, а Цховели - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь .
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно не смогли забрать из ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией в царском саду. На могиле вскоре вырос чудесный ливанский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству и считали целебным. А когда царь Грузии Мириан ІІІ решил соорудить храм на том месте, где покоился Хитон Господен, кедр срубили. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей.
Легенда встречается в нескольких вариациях, но сути сильно не меняет.
Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии - Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России, к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Интерьер собора. Справа та самая легендарная башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фреска «Спас Вседержитель» была написана русским художником в XIX веке.

Современная икона прп. Марии Египетской

Справа икона пророка Илии. За иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).

Грузинские церкви по православной традиции тёмные, но собор Светицховели - исключение. Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.

В пол вмурованы надгробные плиты, в основном князей Багратион-Мухранских. В храме были похоронены также католикос Мелхиседек, царь Ираклий II, царь Вахтанг Горгасал и Георгий ХII. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.

Герб князей Багратион-Мухранских

Иконостас центрального предела собора Светицховели

Фрагмент центрального иконостаса

Внутренние стены расписаны фресками, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Фреска "Страшный суд"

Фрески в соборе. Внизу: Святые равноапостольные Константин и Елена. Предыдущая: Спас Благое Молчание.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп». Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I.

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Обратите внимание на "медузы" (или летающие тарелки, кто как видит)на правой фреске. На фотографии плохо видно, но внутри этих "медуз" находятся лица, вероятнее всего, что это луны с лицом и символическим светом. Хотя кто знает..

Помимо того, что в храме в отличии от других грузинских храмов много света, он еще отличается и по планировке. Среди всех кафедральных соборов он один не крестовый, а прямоугольный в плане. Судя по всему, это объясняется тем, что его строили прямо на фундаменте старой базилики V века. Что говорит о том, что та базилика была громадна.
От прежней базилики остались даже некоторые арки. Их сильно пределали, ширину пролета увеличили вдвое, но старые арки еще хорошо видны. Можно сказать, что храм переделывался весьма небрежно и грубо. Это отличает Светицховели от других соборов, которые строились почти на пустом месте.

Еще одним интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Купол храма

В центре интерьера стоит резной престол для патриарха.

В соборе Светицховели не висит тяжёлая тишина, здесь светло, шумно и очень много туристов.

В южной части собора находится небольшой каменный храм, который является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле его построили в начале XIV века, чтобы отметить, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где лежат одежды Христа.

Троица. Современная икона

Собор Светцховели в древней столице Грузии Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира - Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют - это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось - так ее с ним и похоронили в царском саду.

Столп Животворящий

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево - кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу - Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Сокровища храма

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека - грузинского Католикоса-Патриарха - была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV - землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся - они приходят сюда по одиночке и группами.

Вторая святыня храма - милоть (плащ) , переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей , проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа - баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) - это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Символ Грузии

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он - строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери - символ неделимости их страны - Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников - Покров Пресвятой Богородицы - и любимый грузинский православный праздник - Светицховлоба.

Светицховели дословно означает «животворящий столп», «свети» по-грузински – столп, «цховели» – животворящий (чудотворный) в переводе с грузинского языка. Как вы уже догадались, речь пойдёт о кафедральном соборе . Он расположен в древнем городе Мцхета , в долине на слиянии священных рек Кура и Арагви, принадлежит Грузинской православной церкви, его история исчисляется целым тысячелетием!












Первые упоминания в летописях об этом соборе относятся к началу 11-го века, когда католикос Мелкиседек I (высшее духовное лицо Грузии) на месте полуразрушенной базилики, возведённой ещё в V веке грузинским царём Вахтангом I Горгасалом, распорядился построить обновлённую церковь (в 1010 г.).

Храм был возведён в виде крестово-купольной церкви, имеющей три нефа и четыре столпа (внутренние колонны), на которые опирается центральный и единственный купол. Авторство принадлежит известному грузинскому зодчему Арсакидзе (имеется соответствующая надпись на фасаде здания). Собор имеет форму удлинённого прямоугольника, вытянутого с запада на восток, «плечи» креста направлены по сторонам света. Храм возведён согласно канонам основополагающего архитектурного стиля Грузии Средних Веков и окружен крепостной стеной (по распоряжению Ираклия II).

Светицховели считается самым большим архитектурным памятником Грузии из полностью сохранившихся и внесен в список Всемирного наследия, находится под охраной UNESCO. Здесь проводили коронации грузинских царей, здесь же они находили свой покой. Собор был выбран для интронизация католикоса. Особую ценность и значимость для христианского православного мира представляет риза Иисуса Христа (бесшовный хитон – одежда, облачение).

Согласно преданию, этот бесшовный хитон привезли в Иверию (старинное название Грузии) грузинские евреи Лонгиноз и Элиоз, которые присутствовали при распятии и активно протестовали против неправомерного суда Синедриона, теперь она хранится в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели .

Каждый год 14 октября на территории Грузии все православные отмечают праздник Хитона Христова , существует два грузинских названия этого празднества – Мцехтоба и Светицховлоба . В этом же соборе состоялось грандиозное событие исторического масштаба – крещение первого христианского грузинского царя Мириана, он провозгласил христианство национальной религией и запретил поклонение символам язычества. С тех пор в той же самой купели, где царь принял крещение и православную веру, по сей день проводят этот знаменательный обряд.

Собор получил название в соответствии с преданием о том, что на месте сохранения хитона вырос кедр. Есть две версии события: захоронение ризы в могиле праведницы Сидонии (у основания храма) и хранение её в сокровищнице. Сидония – сестра Элиоза, которая скоропостижно умерла, узнав о казни Христовой. Местными жителями было подмечено целебные свойства этого кедра: многие больные животные, которые пробовали листья кедра, самым чудесным образом исцелялись.

Жена царя Мириана Нина обратилась с особой просьбой к своему мужу о том, чтобы на месте могилы-захоронения праведницы Сидонии воздвигнуть храм. Из кедра изготовили семь колон, однако одну из них не удалось никому сдвинуть с его места, более того, она стала мироточить целебными благовониями. Этот удивительный столп и прозвали животворящим.

Вторая по важности святыня собора - милоть (овчинная одежда с мехом наружу) Св. пророка Илии , которую он передал ученику перед своим восхождением ввысь. Упомянутая Святыня сначала хранилась у грузинских евреев, принявших Христа. Местонахождение милоти – в правой части церковного алтаря.

Ещё одна святыня Светицховели – частичка мощей Св. Андрея , который проповедовал здесь 1-м веке (хранится в правом приделе).
В настоящий момент Собор имеет великую значимость для паломников и ценителей средневекового зодчества. Это, пожалуй, самая важная в окрестностях Тбилиси, куда отправляются туристы в первую очередь во время своего .

Посмотрите видео воздушной съемки храма.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Православный кафедральный собор
Светицховели
41°50′31″ с. ш. 44°43′16″ в. д. H G Я O
Страна Грузия Грузия
Местоположение Мцхета
Конфессия Православие (Грузинская Православная Церковь)
Епархия Мцхетско–Тбилисская
Дата основания XI век
Строительство - годы
Реликвии и святыни риза Иисуса Христа
Состояние Действует
Светицховели на Викискладе

История

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр , обозначавший место захоронения ризы Христовой («нешвенного хитона»). Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику , верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

Упоминание в литературе

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера » классика литературы Константина Гамсахурдия , повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Источники

  • Беридзе В. Архитектура древней Грузии. - Тб. , 1974.
  • Губинашвили Г. Архитектура Грузии средних веков и его три главных кафедрала. - Тб. , 1925.
  • Гвердцители Р. Мцхета. - Тб. , 1962.

У каждого народа есть святыни, особо значимые для его исторических судеб и потому особо почитаемые. И приходят они по Промыслу Божию и Его милости.

– святая Иберия – за свою историю часто находилась в окружении языческого мира; мусульманские полчища нередко опустошали страну – но удивительным образом она воскресала вновь и вновь. Потому что много было у нее царей, монахов и простого люда, которые готовы были умереть и действительно умирали от пыток и казней, жертвуя собой во имя Господа и народа. А иногда они становились заложниками за народ, проводя многие годы в плену, терпя унижения, скорби и муки… Но они не отрекались от главного – от Христа Спасителя. И стали особенными молитвенниками за свой народ и за все человечество. В этом они мистически схожи со святой Сидонией (память 1/14 октября), своей духовной сестрой, первой святой Грузии, которая, получив от брата своего Элиоза заветный хитон Господень и прижав Его к груди, от великой скорби и благоговения тут же и скончалась. Эта святая – особенная. Есть предание, что перед Страшным судом она воскреснет и выйдет навстречу Господу, держа в руках Его хитон как знак вечной любви к Нему.

Святая Сидония происходила из благочестивого рода грузинских евреев, которые с великой верой и надеждой ожидали Мессию. Каждое известие о Нем воспринималось ими как откровение и исполнение пророчеств. Первосвященник Анна имел переписку с Элиозом, братом святой Сидонии, – он был главным учителем евреев в Грузии. Поэтому когда Анна написал Элиозу о суде, то тот немедля собрался в дорогу, повинуясь приказу первоверховного лица. Мать Элиоза и святой Сидонии Сарра, происходила из рода первосвященника Илии. В совершенстве знала она и была чрезвычайно благоговейной и благочестивой женщиной. Просвещаемая Духом Святым, она, провожая сына своего Элиоза на неправедный суд, уговаривала его не быть причастным к пролитию крови Праведника и говорила ему: «Иди, чадо мое, для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств, Притча премудрых, Таинство, сокрытое от начала веков, Свет язычников и Жизнь вечная». Ее слова были выражением общих чувств той еврейской общины, что жила в Грузии. Благочестивая дева Сидония, любимая сестра Элиоза, просила брата, объятая горячим желанием быть хоть как-то причастной великой тайне, привезти ей что-нибудь из того, что принадлежит Тому, над Кем будет вершиться суд. Элиоз очень любил сестру и дал слово исполнить ее просьбу. Он сам и люди, сопровождавшие его, были свидетелями многих чудес, а также последующей проповеди апостолов после воскресения Искупителя. B то время, когда исполнители казни прибивали гвоздями Спасителя ко Кресту, мать Элиоза, Сарра, таинственным образом услышала этот зловещий стук и, вскричав от сильной душевной боли, обреченно сказала: «Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в крови Создателя и Господа своего. Горе мне, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня от этого страшного известия. Итак, я не увижу на земле Свет язычников и Славу Израиля». От невыносимых душевных страданий она тут же скончалась.

В Писании о хитоне Господнем сказано: «Когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19: 23–24).

Этот хитон по жребию достался мцхетским евреям. О нем с любовью пишет : «Хитон Господень был соткан руками Девы Марии; для него Она пряла по ночам пряжу. Ее сердце предчувствовало будущие страдания Сына, тогда еще малого ребенка, и Ее слезы окропляли багряную ткань хитона, как листья алой розы – капли утренней росы. Этот хитон, по преданию, Господь носил с детства до Своего Распятия, и он, как живой, рос вместе с Ним. Во время Преображения на Фаворе хитон Господень засверкал, как пламя огня, и стал белым, как снег. По пути из Гефсимании на Голгофу хитон был напоен кровью Спасителя, сочившейся из Его ран».

По своем возвращении Элиоз, как и обещал, отдал окровавленный хитон своей сестре Сидонии, а она сообщила ему о смерти их матери Сарры, которая случилась сразу после бывшего ей таинственного откровения. Пораженная вестью о смерти Спасителя, прижимая к груди хитон с глубокой любовью к Господу, Сидония сказала брату: «Любезный брат, довольно с меня и с целой страны этого сокровища. Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола (знамением чего служит этот хитон) и дарует ему вечное спасение». Затем, выслушав весть о смерти Искупителя, в невыразимой скорби о Его страданиях Сидония, так же как и мать ее, скончалась. Вестью об этом был удивлен даже царь Адеркий, правивший страной в то время. Он пожелал увидеть деву и захотел взять хитон себе, но никаким образом никто не смог отделить хитон от тела Сидонии, потому что он чудесным образом прирос к телу умершей.

Удивительное чудо произошло и при погребении святой Сидонии. Элиоз вместе с благочестивыми старцами совершал усердное моление о сестре, и в это время случилось землетрясение, под телом девицы раскрылась земля и приняла его в свои недра. Чтобы защитить это место от осквернения, его обнесли оградой. По воле Божией над ним вырос ливанский кедр. Современник святой Нины, иудейский первосвященник Авиафар, милостью Божией и под влиянием святой Нины принявший крещение, писал о хитоне и о милоти пророка Илии, который спрятан недалеко от хитона Господня: «“Мы положили ее своими руками, – говорил отец мой, – под камнями, в тайном месте, где она и должна оставаться до времени, определенного Самим Богом”. Часто просила меня святая Нина, чтобы я подробно узнал от отца моего о месте, где хранится божественный хитон Господень. На мои расспросы об этом он отвечал то же, что говорили и другие, именно: что хитон хранится под кедром, где народ так часто воссылает свои хвалы Господу. Место то воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес». Таково свидетельство первосвященника Авиафара о Хитоне Господнем.

Ствол освященного кедра был использован при постройке главного храма Грузии – , что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Он возведен как раз над могилой святой Сидонии. В нем сокрыта и милоть пророка Илии. В храме, которому уже тысяча лет, находится множество величайших святынь. Это духовное сердце Грузии, а благодать, исходящая от него, дает народу духовную силу и защиту.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню.

14 октября люди со всей Грузии и со всего мира приезжают, чтобы поклониться великой святыне – хитону Господню. Они прибывают отовсюду, с великой радостью и надеждой, многие идут пешком… Народ объединяется в то время Христовой любовью. И воспоминания о ней греют душу. Много у каждого своих прошений в его сердце; тогда каждый становится похож на ту евангельскую женщину, которая в тайне своей души мечтала об исцелении, только бы прикоснуться к одежде Спасителя… И они получают его. Потому что Господь наш «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13: 8). Только веруй в эту помощь всем сердцем и надейся. Даже если тебе для этого понадобятся долгие годы. Аминь.