Реформы александра 1 1815 1825. Какие из них были определяющими? Почему

Реформы александра 1 1815 1825. Какие из них были определяющими? Почему
Реформы александра 1 1815 1825. Какие из них были определяющими? Почему

Задание № 1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?

Задание № 2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа

«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич

«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению — это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор

План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции

Задание № 3. Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»

Задание № 4. Объясните значение понятий

Конституция — основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему

Гражданские свободы (права) — права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.

«Уставная грамота Российской империи» — проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819

Мистицизм — в широком смысле — признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы

Орден иезуитов — мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством

Задание № 5. Укажите правильный ответ

Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:

а) польский король

б) русский царь

в) российский генерал-губернатор

г) наместник русского царя

Задание № 6. Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи»

Прогрессивные черты Консервативные черты

Принцип разделения власти

Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах

Утверждение сеймом бюджета и законов

Выборность представительской и судебной властей

Предоставление избирательного права

Предоставление гражданских свобод

Свобода печати

Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом

Суверенитет императорской власти

Исключительное право законодательной инициативы и право вето у императора

Вся полнота исполнительной власти в руках императора

Имущественный избирательный ценз, что предопределяло состав сейма

Предоставление избирательных прав и гражданских свобод только представителям свободных сословий

Не затрагивался вопрос крепостного права

Задание № 7. Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I»

Задание № 8. Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада

План доклада:

1) Обстоятельства прихода к власти

2) Характеристика

3) Характеристика царствования

4) Заключение

Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера

По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству

Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия

Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра»

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась, в известной мере, местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А. А. Аракчеев. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А. А. Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство.


Впервые в царствование Александра I были организованы военные поселения в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на “самоокупаемость”. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А. Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. В 1819г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета “Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение”. Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Последнее десятилетие царствования Александра вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева.

Для этого времени характерно сохранение либеральной фразеологии, при почти полном свертывании реальных преобразований. Отказ Александра от реформ был обусловлен победой в Отечественной войне, давшей неоспоримые аргументы консерваторам, отсутствием либерально настроенного окружения, тяжелыми личными переживаниями, связанными со смертью его дочерей и выпавшими на долю России испытаниями. Все больше угнетало Александра чувство вины за убийство отца. Кроме того, он боялся повторить судьбу Павла.

В 1815 г. Польше была дарована конституция. В марте 1818 г., на открытии польского Сейма (парламента), император пообещал ввести конституцию во всей России, когда народ будет готов к этому. Однако проект конституции Новосильцева («Уставная грамота Российской империи ») так и остался на бумаге. Та же судьба постигла и весьма умеренный проект отмены крепостного права Аракчеева, предусматривавший постепенный выкуп государством помещичьих крестьян.

В 1816-1819 гг. закончилась отмена крепостного права в Эстляндии (Эстонии) и Лифляндии (Латвии). Однако это не имело серьезного значения для остальной страны.

С другой стороны все более заметными во внутренней политике становятся охранительные мероприятия. Так, начинается наступление правительства на автономию университетов. Общественная жизнь проникается идеями мистицизма и религиозности.

С 1816 г. (первые попытки делались и ранее) начинается создание военных поселений в Псковской и Новгородской губерниях. Их организация должна была воздать возможность для резкого увеличения численности армии в военное время и перевести армию на частичную самоокупаемость, так как в одном лице соединялись солдат и крестьянин. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

Движение декабристов

Движение декабристов, хотя и содержало некоторые признаки дворцовых переворотов прошлого, стало первой попыткой совершения буржуазной революции в России.

Причины движения декабристов:

8. Неспособность правительства провести обещанные реформы. Выросшие в ожидании либеральных преобразований, молодые дворяне были разочарованы в Александре I и пытались взять процесс демократизации жизни российского общества в свои руки.

9. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.), во время которого русские офицеры воочию убедились в отсталости России, острее почувствовали ужасающее бесправие русского общества.

10. Необходимость отмены крепостного права, чреватого новой пугачевщиной.

11. Активное участие крепостных крестьян в Отечественной войне 1812 г. Эти события заставили многих русских помещиков по иному взглянуть на своих рабов, увидеть в них полноценных людей. Молодые офицеры были возмущены нежеланием императора дать свободу крестьянам-участникам войны.

12. Знакомство дворян с трудами европейских философов-просветителей, через которые в Россию и проникали либеральные идеи.

13. Крайне реакционная политика самодержавия после 1815 г. Особенно возмущало будущих декабристов создание военных поселений.

Среди либерально настроенной дворянской молодежи особое место занимали гвардейские офицеры А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, которые и стали инициаторами создания в 1816 г. Союза спасения ». «Союз» объединил около30 человек и носил строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота в 1817 г., во время летних маневров (т.н. «Московское восстание»), а затем отменить крепостное право и начать другие реформы. Из-за отсутствия плана восстание в последний момент отменили, а «Союз» распустили, решив изменить тактику действий.

Во многом под влиянием конституционных обещаний Александра, в 1818 г. был создан «Союз благоденствия », который включал около 200 членов и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Но добиться их члены новой тайной организации пытались путем пропаганды своих взглядов. Таким образом, декабристы пытались подготовить общество к принятию конституции. Впрочем, до народа их пропаганда все равно не доходила. Руководящий орган организации назывался Коренной управой . У «Союза» был свой устав – «Зеленая тетрадь ».

К 1820 г. члены «Союза благоденствия» разочаровались в просветительских методах борьбы. Наиболее радикально настроенные декабристы организуют его роспуск и вновь начинают подготовку к восстанию. В 1821 г. в Петербурге возникает Северное , а на Украине – Южно е общества декабристов. Формально оба общества считались частью одной организации. Представителями этих обществ – Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем, соответственно – были разработаны проекты программных документов. Параллельно с Северным и Южным союзами действуют и другие тайные организации. Одной из наиболее заметных было Общество соединенных славян , основанное на братьями Борисовыми на Украине в 1818 г.

Н.М. Муравьев в своей «Конституции » предлагал ввести в России конституционную монархию. Царь становился главой исполнительной власти, а власть законодательную получал двухпалатный парламент («Народное вече» и «Державная дума»), избираемый на основе довольно высокого имущественного ценза. Крепостное право отменялось. Каждый выходящий на волю крестьянин наделялся двумя десятинами земли. Остальную землю (исходя из принципа неприкосновенности частной собственности) предполагалось оставить помещикам. Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 15 частей, со столицей в Славянске (Нижний Новгород).

«Русская правда » П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Сразу после восстания власть должна была быть передана временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Затем Россия должна была стать республикой, все органы которой – и законодательный («Народное вече»), и исполнительный («Державная дума» (орган исполнительной власти из пяти человек, один из которых переизбирался ежегодно)), – формировались бы на основе всеобщего равного избирательного права (только для мужчин). Глава исполнительной власти – Президент (один из членов Державной думы). Крепостное право предполагалось отменить, причем каждый земледелец должен получить в пользование только абсолютно минимальный надел. Остальная земля делилась на две части: государственный фонд и земли помещиков. Крестьяне могли покупать землю у государства или арендовать ее у помещиков.

Новые организации готовили переворот, который должен был произойти летом 1826 г. Однако, 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно умер Александр I. Декабристы решили воспользоваться возникшей после его смерти путаницей с наследниками престола (Константин Павлович тайно отрекся от престола и императором, неожиданно для всех, стал Николай Павлович) и провести восстание досрочно.

14 декабря 1825 г. Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу Сената новому царю – Николаю I. Однако, Сенат присягнул еще рано утром и, поэтому восстание потеряло всякий смысл. Кроме того, оно было плохо организованно – отсутствовал четкий план действий. Диктатор (руководитель) восстания, С.П. Трубецкой, на площадь не явился и восстание осталось без руководителя. Позднее им был провозглашен М.П. Бестужев-Рюмин. Восстание продолжалось почти целый день, потому что правительственные войска не решались стрелять в своих товарищей. Ситуация в корне изменилась, когда П.Г. Каховский застрелил героя войны 1812 г., генерал-губернатора Петербурга, М.А. Милорадовича, приехавшего уговаривать восставших. Восстание было жестоко подавлено. Еще одной из причин поражения стало нежелание декабристов обратится за помощью к народу. Боясь повторения ужасов пугачевщины, они остерегались привлекать простолюдинов к борьбе – действовали по принципу «Для народа, но без народа ».

29 декабря Южное общество во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом организовало восстание Черниговского полка, так же подавленное войсками.

Николай I жестоко расправился с декабристами. Большинство оказались в ссылке и на каторге, а пятеро – К.Ф. Рылеев (поэт, герой Бородинской битвы), П.Г. Каховский, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин – были повешены.

Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)

Направления внутренней политики Николая I:

14. Борьба с любыми проявлениями свободомыслия и оппозиционности, способными перерасти в революцию.

15. Укрепление государственной системы Российской империи.

16. Предпринимаются серьезные попытки решения крестьянского вопроса.

17. Проведение экономических преобразований.

Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на царствование Николая I и придали ему ярко выраженный реакционный характер.

1826 г. – создание III Отделения императорской канцелярии – тайной полиции для контроля за общественными настроениями. В ведении III Отделения находился корпус жандармов (шефом обоих подразделений стал А.Х. Бенкендорф).

1826 г. – издание жесткого цензурного устава («Чугунный устав »).

В 1828 г. министр образования С.С. Уваров разработал Теорию официальной народности . Ее основные принципы – православие, самодержавие и народность – утверждали исконность и незыблемость самодержавия, базирующегося на православии и безграничной любви народа к монарху. Таким образом, был установлен контроль над идеологическим содержанием образования. Кроме того, Теория должна была поставить непреодолимый барьер для проникновения в Россию западных идей и настроений. Это казалось очень важной задачей, т.к. Николай считал движение декабристов частью общеевропейского революционного заговора. В том же году запрещен прием в средние и высшие учебные заведения детей из непривилегированных сословий. С.С. Уварову принадлежат слова: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно».

Внутренняя политика Николая была не только реакционной. Предпринимались серьезные усилия по совершенствованию государственного строя.

Одной из важнейших государственно-правовых проблем этого времени было отсутствие стройной системы права. Формально, еще продолжает действовать безнадежно устаревшее Соборное уложение 1649 г. Фактически же, в течении XVIII-первой четверти XIX вв. была создана громадная абсолютно бессистемная масса законов, часто прямо противоречащих друг другу. С целью кодификации (упорядочивания) законов в 1826 г. создано II Отделение канцелярии во главе со М.М. Сперанским. 1832 г. – публикация Полного собрания законов Российской империи (все законы в хронологическом порядке, 45 томов). 1833 г. – издание Свода законов Российской империи (действующие законы, 15 томов).

Николай I был озабочен сохранением крепостного права («пороховой бочки под Россией»), которое, во-первых, было чревато революцией, а, во-вторых, тормозило развитие экономики. Однако, прекрасно понимая необходимость его отмены, император не мог пойти на этот шаг. Отмена крепостного права должна была, по его мнению, привести к глобальным социальным потрясениям и революции. Поэтому речь могла идти только о его смягчении.

По Указу об обязанных крестьянах (1842 г.) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в свой собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими повинностей.

В 1847 г. была проведена инвентарная реформа , носившая обязательный характер для дворянства. При составлении «инвентарей» – описей помещичьих имений – устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний) и была направлена на защиту прав православных крестьян от притеснений помещиков-католиков.

Немало внимания уделял Николай и улучшению положения государственных крестьян. В 1837 г. создается Министерство государственных имуществ , возглавляемое генералом П.Д. Киселевым, которое и проводит реформу государственной деревни. Создавались элементы местного самоуправления, в деревнях строились больницы и школы, производилось переселение крестьян в малозаселенные районы. Было упорядочено взимание государственных повинностей. Для защиты крестьян от последствий возможного неурожая создается общественная запашка (совместно обрабатываемая земля с общими результатами труда), на которую обычно высаживается картофель. В начале 40-х годов по стране прокатилась волна «картофельных бунтов», т.к. введение общественной запашки воспринималось крестьянами как государственная барщина и вызывало острый протест.

За годы правления Александра I экономическое положение России было основательно подорвано. Теперь возникла необходимость укрепления этой сферы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил протекционистскую политику и в то же время стремился максимально снизить государственные расходы (на железнодорожное строительство, Кавказскую войну и т.д.)

1839-1843 гг. – Финансовая реформа Канкрина. Проведена замена обесценившихся бумажных ассигнаций на серебряную монету (рубль).

В результате мероприятий Николая I произошло некоторое укрепление российского государства, которое, впрочем, сопровождалось его бюрократизацией, делала его громоздким и неповоротливым. Настоящая власть была сосредоточена в руках безликой бюрократии. Именно это означала фраза Николая I: «Россией правят столоначальники».


Похожая информация.


В 1812-1815 гг., когда Александр I был поглощен борьбой с Наполеоном, он предоставил чрезвычайные полномочия во внутреннем управлении Комитету министров, но, будучи во многом недоволен деятельностью его членов под руководством Н.И.Салтыкова, он хотя и оставил за Комитетом значение средоточия всей правительственной власти, однако отдал его под контроль Аракчеева. В 1815г. Аракчеев стал докладчиком по делам Комитета министров в целом, а также по делам Государственного совета. Кроме того, Аракчеев заведовал собственной его императорского величества канцелярией. Были отменены личные доклады министров государю, они теперь могли обращаться к нему только через посредство Аракчеева. В руках Аракчеева оказались все сколько-нибудь важные государственные дела: подготовка законопроектов и их исполнение, надзор за деятельностью органов центрального и местного управления, назначения на должности.

Как считает Е.Э. Лямина, Аракчеев должен был стать «своего рода орудием императорской власти в крайне сложных взаимоотношениях монарха с дворянством». Стремясь обуздать недальновидное и эгоистичное дворянское своеволие (проявления которого были различны: от активного неприятия конституционных начал в первые годы царствования и всеобщей ненависти к Сперанскому - до замыслов цареубийства), Александр мог опираться на Аракчеева как на лично ему преданного вассала, с равной неприязнью относившегося ко всем придворным группировкам 1. После окончания наполеоновских войн Александр возвращается к планам реформирования политического строя империи. На очередь встал польский вопрос, давно занимавший Александра. Большая часть герцогства Варшавского, перешедшая к России по решению Венского конгресса получила название Царства Польского.

15 ноября 1815г. Александр утвердил конституцию Царства Польского. По этой конституции Александр I становился королем польским. Польская корoна объявлялась наследственной для российских императоров, но власть их на территории Польши ограничивалась конституцией. Управление Польшей вверялось наместнику царя, каковым, Александр назначил генерала из старинного польского рода И. 3айончека. Но фактически наместником стал брат царя великий князь Константин, назначений главнокомандующим польскими вооруженными силами. Высшую законодательную власть осуществлял Сейм, собиравшийся на свои сессии один раз в два года на 30 дней, а между сессиями - Государственный совет, действовавший постоянно. Верхняя палата Сейма состояла из лиц, назначенных королем, нижняя избиралась гражданами по сословиям. Все государственные должности замещались только поляками и официальные акты составлялись на польском языке. Объявлялись неприкосновенность личности и жилища, свобода печати; господствующей религией являлся католицизм, но гарантировалась свобода вероисповедания и другим конфессиям. Вводился равный для всех сословий суд, при независимости и несменяемости судей с гласным судопроизводством. Польская конституция была наиболее либеральным для того времени конституционным актом в Европе. Дарование ее было для Александра I дальнейшим шагом в планировавшемся им переустройстве империи.

Как вспоминал Н.И. Тургенев, «с момента возвращения русских армий в свою страну либеральные идеи, как говорили тогда, начали распространяться в России. Кроме регулярных войск, большие массы народного ополчения видела заграничные страны… Пресса более прежнего занималась тем, что происходило в других странах и особенно во Франции, где производился опыт введения новых учреждений». Как писал Н.И. Греч, «наши молодые, пламенные, благородные люди возымели ревностное желание доставить торжество либеральным идеям, под которыми разумеется владычество законов,.. искоренение вековых злоупотреблений... Правительство не может желать и терпеть зла, но, видно, средства его недостаточны, честные люди должны помогать ему». Существовавшие в 1814-1816 гг. так называемые преддекабристские объединения были легальными или полулегальными. В феврале 1816 г. возникло первое декабристское общество - Союз спасения. Большинство членов всех этих организаций, действительно, надеялись на то, что сам император дарует России конституцию, осуществит реформы.

В мае 1816 г. состоялся разговор Александра I с флигель-адъютантом полковником П.Д. Киселевым, который объехал ряд губерний России, доложил обо всем, что видел, и осторожно высказал мысль о необходимости заменить ряд чиновников, берущих взятки, и осуществить некоторые частные реформы в государственном управлении. Александр отвечал: «Мы должны теперь идти ровными шагами с Европою; в последнее время она столько просветилась, что по нынешнему положению нашему оставаться позади мы уже не можем; но на все надо время… уменьшать злоупотребление, конечно, должно, но одни всего не успеешь сделать, помощников нет, кругом видишь обман… Я знаю, что в управлении большая часть людей должна быть переменена, и ты справедлив, что зло происходит как от высших, так и от дурного выбора низших чиновников; но где их взять? Я и 52-х губернаторов выбрать не могу, а надо тысячи… Вдруг всего не сделаешь, помощников нет».

В начале 1816 г. эстляндское дворянство заявило о своей готовности освободить крепостных крестьян. Уже в 1804-1805 гг. крестьяне Прибалтийских губерний получали определенные права. 23 мая 1816 г. была издано «Положение об эстляндских крестьянах». Крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая объявлялась собственностью помещиков. Крестьянам предоставлялось право владения земельными наделами на условиях аренды, и возможность в перспективе приобрести их в собственность посредством выкупа у помещика. С другой стороны, устанавливается 14-летний переходный период, в течение которого помещик в значительной мере сохранял свою власть над крестьянами. Крестьяне не получили права свободы передвижения и выбора рода занятий, и, таким образом, превращались фактически в бесправных арендаторов иди батраков. Все же «Положение об эстляндских крестьянах» было первым за несколько столетий русской истории актом, которым власть уничтожала крепостное право, пусть и на части территории огромной Российской империи. Это было публичное проявление готовности императора идти на конкретные меры по освобождению крестьян. (На аналогичных условиях крестьяне были освобождены в августе 1817 г. в Курляндии и в марте 1819 г. в Лифляндии).

В том же 1816 г. происходит возврат к практике создания военных поселений. В этом году на землях государственных крестьян Новгородской губернии была поселена 1-я гренадерская дивизия, в 1817 г. в Херсонской и Слободско-Украинской губерниях - 3-я Украинская и Бугская дивизии. Непосредственное начальство над украинскими поселениями император поручил генералу К.О. Витту, над новгородскими - Аракчееву, который, впрочем, по должности председателя Военного департамента Государственного совета по личной просьбе монарха курировал организации и ход всего дела. Теперь военные поселения создаются на иных, чем до войны, началах. На этот раз жители, мест, предназначенных под военные поселения, не выселялись, а обращались в военных поселян. К ним подселялись солдаты «действующих» (регулярных) частей пехоты и кавалерии - по два солдата на поселенное семейство. Все поселяне должны были одновременно заниматься и земледелием и военной службой. В военных поселениях учреждались школы, госпитали, ремесленные мастерские. Сыновья военных поселян с 7 лет зачислялись в «кантонисты»; сначала они, оставаясь при родителях, обучались в школе чтению, письму и счету, а с 18 лет их уже переводили в воинские части.

Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде они должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, заниматься военным обучением. По приказу военного начальства устраивались браки. Каждый разряд военных поселян имел свое обмундирование. Коренная ломка прежнего, привычного быта воспринималась поселянами весьма тягостно. Но особенно тяжелыми оказались обширные строительные и дорожные работы, являвшиеся причиной высокой смертности среди поселян.

Аракчееву приходилось применять самые жесткие меры при подавлении крестьян и казаков, сопротивлявшихся введению военных поселений. В 1817г. против восставших крестьян Новгородской губернии, упорно не желавших становиться поселянами, была применена даже артиллерия. Массовой экзекуции в 1817-1818 гг. были подвергнуты казаки Херсонской губернии, не желавшие переходить на положение военных поселян. Супруга великого князя Николая, Александра Федоровна, вспоминала, что в ходе поездки императорской фамилии в Москву «попадались местами жители некоторых деревень, на коленях умолявшие о том, чтобы положение их не изменяли». «Административный почерк Аракчеева, - пишет Е.Э. Лямина, - без труда читался в методах реализации проекта, и современники… связывали устройство поселений с его именем, хотя инициатива здесь принадлежала императору, а сам граф неизменно подчеркивал, что он, лишь беспрекословный исполнитель монаршей воли; чрезмерную жестокость, сопровождавшую введение поселений, он с характерной язвительностью объяснял излишним усердием своих подчиненных».

Согласно мемуарам Александры Федоровны, «в это время Аракчеев был самым деятельным помощником императора. Он был необходим ему и работал с ним ежедневно. Через его руки проходили почти все дела. Этого человека боялись, его никто не любил». Современники не переставали удивляться беспредельному возвышению Аракчеева. Многим казалось, что император удалился от дел по внутреннему управлению империей, отдал его в руки Аракчеева. Большая часть дворянства относилась с осуждением к военном поселениям. Но в присутствии Аракчеева «никто не осмеливался говорить о них иначе как с величайшей похвалою» , а при дворе «все без изъятия перед ним изгибалось» .

В 1817-1818 гг. начинается работа над общим планом ликвидации крепостного права в России. О серьезности и фундаментальности, намерений Александра свидетельствует тот факт, что одним из исполнителей своего замысла он избрал Аракчеева, которому доверял разрабатывать осуществлять свои самые сокровенные замыслы.

Александр продолжал считать в то время, что освободить крестьян можно без всякого насилия над помещиками - стоит лишь предложить им выгодные условия (опыт Прибалтики только укреплял его в этой мысли). Он так и не смог до конца понять истинных причин, которые заставляли прибалтийское дворянство добиваться освобождения крепостных и в то же время толкали российское дворянство на пассивное, но непоколебимое сопротивление любым эмансипационным. шагам правительства, причин, обусловленных разным уровнем социально-экономического развития собственно русских губерний и Прибалтики. Поэтому в рекомендациях, данных Аракчееву перед началом работы, Александр I настойчиво проводил мысль о недопустимости какого бы то ни было насилия со стороны государства по отношению к помещикам. Проект готовился в величайшей тайне; Александр опасался как мощного противодействия дворянства, так и крестьянских волнений.

Проект Аракчеева предусматривал покупку помещичьих имений с крепостными в казну «по добровольному на то помещиков согласию». Продавать государству крепостных, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить естественное стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основ - либо обрабатывая наемными рабочими оставшуюся у них землю, либо сдавая ее в аренду крестьянам. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на ревизскую душу на условиях аренды, но в будущем они могли приобрести землю в собственность. В феврале 1818 г. проект был представлен Александру I и одобрен им.

В эти годы широко развернуло свою деятельность русское отделение Библейского общества, которое ставило своей задачей издание книг Священного Писания на языках народов России и распространение их по низкой цене или бесплатно. В чтении Библии, как считали основатели Общества, «подданные научаются познавать свои обязанности к Богу, государю и ближнему, а мир и любовь царствуют, тогда между вышними и нижними». Библейское общество, имевшее конечной целью слияние всех христианских конфессий, хорошо отражало характер того религиозного просвещения, которое Александр готов был признать основой желательной для него общественности. В него вошли представители всех существующих в России христианских вероисповеданий (кроме католиков). Средства для своей деятельности библейское общество получало за счет взносов членов Общества и частных пожертвований. Александр I пожертвовал 25 тысяч рублей. Председателем Общества был назначен князь А. Н. Голицын, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода и председателя Главного управления духовных дел разных исповедений. Н.И. Греч, называвший Голицына «поверенным души императора», писал: «Кто не принадлежал к Обществу Библейскому, тому не было хода ни по службе, ни при дворе». Главным противником Голицына был Аракчеев. «Князь оказывал к нему презрение и даже никогда не кланялся. Александру это, видно, нравилось по правилу: divide et impera».

Помимо издания Библии, Библейское общество способствовало распространению школ взаимного обучения, принимало живое участие в делах благотворительности. Однако многие православные иерархи, высказывали недовольство участием в Обществе инославных, изданием мистической литературы. Мистицизм широко распространился в дворянских кругах. Библейское общество обвинялось и в связях с тайными обществами, цель которых - «потрясение религии и престола». Среди духовных лиц вызвало неодобрение и создание в 1817г. «двойного» Министерства духовных дел и народного просвещения под управлением того же А.Н. Голицына. Синод стал одним из отделений Министерства. В создании «двойного Министерства», как и в более ранних мерах конфессиональной политики Александра I, ярко проявился принцип вероисповедного индифферентизма государства. «Власти просвещенного абсолютизма... видели в разноголосице исповеданий лишь досадное для планомерного воспитания общества согласно своим предначертаниям», -- писал А.Е. Пресняков. Кроме того, здесь отразились и симпатии Александра к масонству, желавшему освободить людей «от религиозных заблуждений их предков». Министерство Голицына должно было распространять в России религиозно-просветительскую идеологию Священного союза. В 1818 г. особому комитету, созданному при Министерстве духовных дел и народного просвещения, было предписано: согласовать преподавание всех наук с верой в Бога и принципом самодержавной власти.

15 (27) марта 1818 г. состоялось открытие первого заседания сейма в Варшаве. Александр произнес речь, в которой объявил о своем намерении ввести подобный польскому конституционный порядок на всей территории России: «Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно те, которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно-свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений и которых спасительное влияние надеюсь я с помощью Божией распространить на все страны, Провидением попечению моему вверенные. Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».

Для ближайшего окружения императора эти мысли были отнюдь не новы, но, произнесенные гласно не только на всю Россию, но на весь мир, они стали, можно сказать, сенсацией. «Вы призваны, - говорил далее император, обращаясь к полякам, - дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры», доказать, что принципы «законно-свободных» учреждений напрасно смешивают с революционными, тогда как они, если осуществлять их разумно, «совершенно согласуются c порядком».Спустя месяц в речи при закрытии сессии сейма Александр заявил, что высоко ценит «независимость мнений» избранников сейма, ибо «свободно избранные должны и рассуждать свободно».

Речи Александра молниеносно разнеслись по России. Среди помещиков они были истолкованы как свидетельство близящегося освобождения крестьян. Ни в среде влиятельных помещиков, ни в среде высшей бюрократии и аристократии никто не выразил одобрения замыслам императора. Но варшавские речи Александра произвели сильное впечатление на умы либерально настроенных русских людей, а также многих членов нового тайного общества декабристов - Союза благоденствия, укрепив их надежды на конституционные намерения царя. Н.М.Карамзин писал: «Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах: спят и видят конституцию; судят, рядят…»

В апреле 1818 г. Александр издал конституционный «Устав образования Бессарабской области». Верховный совет области, состоявший из 5 назначавшихся членов и 6 депутатов, избранных от дворянства, наделялся законодательными и распорядительными полномочиями. Его решения были окончательными и не подлежали утверждения императора. В мае-июне того же года по поручению Александра I в канцелярии министра юстиции Н.Н. Новосильцева началась работа над конституцией для России - «Государственной уставной грамотoй Российской империи» - в духе принципов польской конституции 1815г. В 1818г. был издан закон, позволивший казенным, удельным и помещичьим крестьянам, и вольным хлебопашцам основывать фабрики и заводы. Продолжалась работа над проектoм освобождения крестьян.

Для выработки основ крестьянской реформы был создан специальный Секретный комитет. Окончательный проект освобождения крестьян так и не был создан, но сохранившиеся материалы показывают, что авторы стремились предложить меры, которые могли бы привести к разрушению общины и созданию в России капиталистического сельского хозяйства фермерского типа.

В эти годы издавались книги К.И. Арсеньева «Российская статистика», А.П. Куницына «Право естественное», Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», в которых излагались просветительские идеи, а К.И. Арсеньев открыто заявлял о вреде крепостного права. В «Духе журналов» публиковались и комментировались тексты западноевропейских конституций.

При этом в ходе работы над проектом «Уставной грамоты» опасения сопротивления со стороны дворянства были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Непосредственным авторам конституционного проекта был, состоявший при Новосильцеве француз П.И. Пешар-Дешан. При работе учитывались конституционный проект Сперанского.

В июне-августе 1819 г. произошло возмущение в Слободско-Украинской (Харьковской) губернии. Здесь, в Чугуевском и Таганрогском округах, числилось 28 тысяч военных поселян. Восставшие протестовали против обращения их в военные поселяне. В донесении императору Аракчеев писал: «Никакие убеждения не действуют на бунтующих и... все они... кричат следующее: не хотим военного поселения, которое не что иное есть, как служба графу Аракчееву, а не Государю, и мы приняли решительные меры истребить графа и наверное знаем, что с его концом рушится военное поселение». Согласно воспоминаниям Н.К. Греча, «Аракчеев бессовестно обманывал императора, потворствуя его, прихоти, уверял его в благоденствии и довольстве солдат, а вспышку приписывал влиянию людей злонамеренных и иностранных эмиссаров». Для подавления бунта были стянуты регулярные войска. Было арестовано 2003 участника восстания. Наказанию шпицрутенами подверглись 54 наиболее активных участника восстания, 29 из них были забиты насмерть.

В эти годы Александр вновь возвращается к мысли об отречении от престола. А.Н.Архангельский замечает, что император заговаривал о желании «сбросить с себя бремя короны» именно тогда, когда больше всего страшился устранения (в сентябре 1812 г., в ходе подготовки к реформам 1818-1820 гг., и т.д.). Император «как бы упреждает возможный удар, как бы уговаривает всех: не волнуйтесь,.. я уйду сам,.. нужно только выбрать удобное время». Но это не значит, что он не думал всерьез о возможности отречения . Летом-осенью 1819г. между членами императорской фамилии обсуждался вопрос о возможном отречении Александра и его последствиях. Выяснилось, что великий князь Константин категорически отказывается царствовать, и, следовательно, наследником становится Николай Павлович. Согласно воспоминаниям Николая I , Александр говорил, «что он чувствует, что силы его ослабевают, что в нашем веке государям, кроме других качеств нужны физическая сила и здоровье для перенесения больших и постоянных трудов;.. и, что потому он решился… отречься от правления с той минуты, когда почувствует сему время».

К маю 1820 г. конституционный проект был полностью готов и отослан императору. В «Уставной грамоте» провозглашалось создание Государственного сейма (или Государственной думы), состоящего из Сената (его члены назначались императором) и Посольской палаты (сюда должны были входить избранные «земские послы» и депутате окружных городских обществ). Государственный сейм созывался каждые 5 лет на 30 дней. Без рассмотрения и одобрения Сейма монарх не мог издавать законы, но законодательная инициатива принадлежала исключительно, императору, он мог отклонить любой закон, утвержденный Сеймом. Император являлся главой исполнительной власти. Общее собрание Государственного совета становилось центром законодательной, исполнительной и судебной властей. Часть судей должна была быть выборной. Министры подлежали суду в случае нарушения законов и «Грамоты». Сейм обсуждал и утверждал государственный бюджет» Объявлялись свобода слова, вероисповедания (однако православие оставалось господствующей религией, а политическое и гражданское равенство предусматривалось только для христиан), равенство всех перед законом, независимость суда, неприкосновенность личности, гарантировалось право частной собственности (подразумевалось, что крепостные не входят в число граждан. Вообще о крепостном праве в проекте ничего не было сказано. Сословная структура общества, таким образом, не менялась). Избирательные права предоставлялись дворянам и горожанам, имевшим недвижимость, «именитым гражданам» (ученым, художникам, банкирам), купцам первых двух гильдий и цеховым мастерам.

«Грамота» предусматривала федеративное устройство страны, которая делилась на наместничества, где также создавались двухпалатные сеймы для рассмотрения местных узаконений, а иногда по предложению императора, и общественных. Эти сеймы избирают «земских послов» и депутатов (но эти лица должны быть утверждены императором). Назначаемый монархом наместник управляет при содействии Правительственного совета (из членов, назначенных от министерств) и Общего собрания - часть его членов выбиралась в губерниях, входящих в состав наместничества. В развитие «Уставной грамоты» предстояло выработать «Органические статуты для каждого наместничества».

«Буржуазный характер «Уставной грамоты» 1820 г. несомненен, - пишет С.В. Мироненко, - как впрочем, и ее ярко выраженный патримониальный характер». В принципе ни один вопрос не мог быть решен минуя монарха. Право монарха на вмешательство в формирование нижней палате наместнических и общегосударственного сеймов на практике означало нарушение принципа разделения властей и шаг назад по сравнению с польской конституцией. «Ограничивая самодержавный произвол, вводя его в определенные законные рамки, проект конституции 1820 г., все же сохранял доминирующее положение самодержца во всех областях государственной жизни»0. Осуществление проекта должно было, по мысли Александра I уничтожить тяготившую его зависимость императорской власти от столичной вельможно-бюрократической среды, обеспечить единство империи полным слиянием с ней Финляндии и Польши, гарантировать быстрое осуществление на местах правительственной политики.

Незначительный объем предоставляемых населению политических прав, сохранение всей полноты власти, в руках государя и его наместников согласовали подобные проекты с сохранением всей полноты самодержавия, которым как личной властью Александр пока не собирался жертвовать. Как бы то ни было, «Уставная грамота», будь она введена в действие, означала бы новый этап в истории России. Александр одобрил текст «Уставной грамоты». Новосильцев составил проект манифеста, возвещавший «любезным и верным подданным» императора о даровании конституции, с успокоительным заявлением, что она не вводит ничего существенно нового в государственный строй, а лишь упорядочивает и развивает присущие ему начала. Однако ни манифест, ни «Уставная грамота» не были обнародованы. Почему же Александр в очередной раз отказался от своих планов? Многие современники и исследователи указывают на то, что на Александра повлияли революционные события в Европе, развернувшиеся в 1820 г., бунт Семеновского полка и рост крестьянских волнений в России. Кроме того, как указывает С.Б. Мироненко, осуществлению намеченных реформ помешало мощное и вполне определенное сопротивление подавляющей части дворянства. К преобразованиям стремился очень узкий общественный слой. Среди правящей элиты переменам сочувствовали и к ним стремилась ничтожная по численности группа высших бюрократов, правда, возглавляемая царем. Единственное, что могло в этих условиях обеспечить проведение реформ, - насилие правительства над своей собственной социальной опорой. Но именно этого страшился Александр . Впрочем, Александр вовсе не отказался окончательно от своих планов. Летом 1820 г. Александр I говорил П.А. Вяземскому - одному из сотрудников Н.Н. Новосильцева, что «надеется привести непременно преобразования к желаемому окончанию, что и на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота, замедляет приведение в действие мысль, для него священную; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений,.. противоречия в людях, коих предубеждения... приписывают сим политическим правилам многие бедственные события современные». Происходящие в Европе «беспорядки» - не следствие, а злоупотребление либеральными идеями и принципами.