Половая принадлежность и самоидентификация ребенка. Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола

Половая принадлежность и самоидентификация ребенка. Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола
Половая принадлежность и самоидентификация ребенка. Гендерный признак: понятие, что это такое, гендер пола

Психический пол

Психический пол - в широком смысле слова комплекс психических , психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и которые могут применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.

Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом .

Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).

В узком смысле слова психический пол - это синоним понятия гендерная идентичность, то есть тот пол , в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.

Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом , и также не обязательно совпадает с полом воспитания , социальным полом или с паспортным полом . Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).

Примечания

См. также

  • Гендерные отличия

Ссылки

  • Информационный портал MTF TS - информационный портал
  • Гендерные исследования - портал
    • Кто ты, прелестное дитя? Итоги операций по конверсии пола у младенцев
    • Половые предпочтения в выборе детских игрушек у приматов не-гоминоидов
    • Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
    • Evolution and Human Behavior: Самки макак оказались в 13 раз разговорчивее самцов
    • Элхонон Голдберг. Стили принятия решений и лобные доли. Нейропсихология индивидуальных различий (у мужчин и женщин)
    • Мужская и женская стратегия ориентирования на местности. Публикация в «Behavioral Neuroscience»
    • Developmental Endocrine Influences on Gender Identity (PDF-document) Развивающие эндокринные влияния на гендерную идентичность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гендерная идентичность" в других словарях:

    Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Понятие идентичность впервые… …

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - Идентичность (1), переживаемая относительно собственной принадлежности к мужскому или женскому полу. Это значение самосознания обычно рассматривается как внутреннее, личное переживание внешних проявлений тендерной роли. См. половая идентичность … Толковый словарь по психологии

    Гендерная идентичность - осознавание собственной половой принадлежности. Может быть нарушена в связи с патологией самовосприятия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - (gender identity) осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности (см. Тендер). Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт,… … Большой толковый социологический словарь

    Гендерная идентичность инвалидов - Инвалидность возникает, когда нарушения физического, сенсорного, умственного типа сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. В России проблема гендерной идентичности в связи с инвалидностью практически … Термины гендерных исследований

    Гендерная идентичность творческой личности - обусловлена в значительной мере тем обстоятельством, что такая личность несет в себе психофизиологические особенности противоположного пола, является психологически андрогинной. Загадка творящей личности каждого пола издавна волновала… … Термины гендерных исследований

    МКБ 10 F64.9.64.9., F64.8.64.8. МКБ 9 302.85 … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (SOCIOLOGY OF GENDER) Гендерная социология изучает, каким образом физические различия между мужчинами и женщинами опосредуются культурой и социальной структурой. Социокультурная опосредованность этих различий заключается в том, что (1)… … Социологический словарь

17 951

Малыш еще не родился, но мы, узнав его пол, покупаем одежду, коляску, обставляем детскую... Для мальчика мы выбираем сине-голубые тона, для девочки – розовые. Так начинается «гендерное воспитание». Потом мальчик получает в подарок машинки, а девочка – куклы. Сына мы хотим видеть мужественным, смелым и сильным, а дочь – ласковой, мягкой и уступчивой. О том, как влияют на детей наши гендерные ожидания, рассказывает врач и психолог Игорь Добряков.

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям. Эти ожидания задают определенные образцы поведения (гендерные роли) для мужчин и женщин в зависимости от гендерных стереотипов – того, что в обществе считается «типично мужским» или «типично женским».

Возникновение гендерной идентичности тесно связано и с биологическим развитием, и с развитием самосознания. В два года , но не до конца понимают, что это значит, однако под влиянием примера и ожиданий взрослых уже начинают активно формировать свои гендерные установки, учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица. К семи годам ребенок осознает неизменность своего биологического пола. В подростковом возрасте происходит формирование гендерной идентичности: бурное половое созревание, проявляющееся изменениями тела, романтическими переживаниями, эротическими желаниями, его стимулирует. Это оказывает сильнейшее влияние на дальнейшее формирование гендерной идентичности. Происходит активное освоение форм поведения и становление характера в соответствии с представлениями родителей, ближайшего окружения, общества в целом о фемининности (от лат. femininus – «женский») и маскулинности (от лат. masculinus – «мужской»).

Гендерное равенство

За последние 30 лет идея гендерного равенства получила широкое распространение в мире, легла в основу многих международных документов, нашла отражение в национальных законах. Гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности работать, участвовать в государственном управлении, создавать семью и воспитывать детей. Гендерное неравенство создает благоприятную почву для гендерного насилия. Сохранившиеся с архаических времен стереотипы приписывают женщинам и мужчинам разный сценарий сексуального поведения: для мужчин допускается большая сексуальная активность и агрессивность, от женщин ожидается пассивное послушание и подчинение мужчине, что легко превращает ее в объект сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

И женщина, существовали всегда, но различались в разные эпохи и у разных народов. Более того, в разных семьях, живущих в одной стране и принадлежащих к одному классу, представления о «настоящих» мужчине и женщине могут значительно различаться.

В современных странах западной цивилизации постепенно возобладали идеи гендерного равенства между мужчинами и женщинами, и это постепенно уравнивает их роли в обществе и семье. Избирательные права для женщин были законодательно закреплены совсем недавно (по историческим меркам): в США в 1920 году, в Греции в 1975 году, в Португалии и Испании – в 1974 и 1976 году, а один из кантонов Швейцарии уравнял женщин и мужчин в избирательных правах лишь в 1991 году. В некоторых государствах, например Дании, создано особое министерство, занимающееся вопросами гендерного равенства.

В то же время в странах, где сильно влияние религии и традиций, чаще встречаются взгляды, согласно которым признается право мужчин доминировать, управлять женщинами, властвовать над ними (так, например, в Саудовской Аравии женщинам обещали предоставить право голоса лишь с 2015 года).

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны. Подобные наблюдения привели австрийского ученого Отто Вейнингера (Otto Weininger) к мысли о том, что у каждой нормальной женщины и у каждого нормального мужчины есть черты и своего, и противоположного пола, индивидуальность человека определяется преобладанием мужского над женским или наоборот*. Он использовал термин «андрогинность» (греч. ανδρεία – мужчина; греч. γυνής – женщина) для обозначения сочетания мужских и женских черт. Русский философ Николай Бердяев назвал идеи Вейнингера «гениальными интуициями»**. Вскоре после публикации работы Вейнингера «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. В организме мужчины вырабатываются вместе с мужскими половыми гормонами и женские, а в женском организме наряду с женскими – мужские. Их сочетание и концентрация оказывают влияние на внешний облик и сексуальное поведение человека, формируют его гормональный пол.

Поэтому в жизни мы встречаемся с таким разнообразием проявлений мужского и женского. У некоторых мужчин и женщин преобладают соответственно маскулинные и фемининные качества, у других наблюдаются баланс тех и других. Психологи считают, что личности андрогинного типа, у которых сочетаются высокие показатели и маскулинности и фемининности, обладают большей гибкостью поведения, а потому наиболее адаптивны и психологически благополучны. Поэтому воспитание детей в жестких рамках традиционных гендерных ролей может оказать им плохую услугу.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

В плену стереотипов

Большинство людей считают, что женщине присущи такие свойства, как чувствительность, нежность, заботливость, чуткость, терпимость, скромность, уступчивость, доверчивость и т. п. Девочек приучают быть послушными, аккуратными, отзывчивыми.

Настоящими мужскими качествами считаются смелость, настойчивость, надежность, ответственность и т. п. Мальчиков учат полагаться на собственные силы, добиваться своего, быть независимыми. Наказания за проступки для мальчиков, как правило, более суровы, чем для девочек.

Многие родители поощряют у своих детей поведение и игры, традиционно свойственные их полу, и сильно переживают, когда замечают обратное. Покупая мальчикам машинки и пистолеты, а девочкам – куклы и коляски, родители, часто не сознавая этого, стремятся воспитывать сильных мужчин – добытчиков и защитников, и настоящих женщин – хранительниц очага. Но в том, что мальчик готовит обед на игрушечной плите и кормит плюшевого медвежонка, а девочка собирает конструктор и играет в шахматы, нет ничего плохого. Подобные занятия способствуют многостороннему развитию ребенка, формируют у него важные черты (заботливость у мальчика, логическое мышление – у девочки), готовят к жизни в современном обществе, где уже давно женщины и мужчины одинаково успешно овладевают одними и теми же профессиями и во многом играют одинаковые социальные роли.

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

Мифы о мальчиках и девочках

Какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы?

В 1974 году Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Чтобы выяснить, насколько близки к истине ваши стереотипные представления, подумайте, какие из приведенных ниже утверждений истинны.

1. Девочки более общительны, чем мальчики.

2. Чувство собственного достоинства у мальчиков развито сильнее, чем у девочек.

3. Девочки лучше мальчиков выполняют простые, рутинные задания.

4. Мальчики обладают более выраженными математическими способностями и пространственным мышлением, нежели девочки.

5. У мальчиков более аналитический ум, чем у девочек.

6. У девочек лучше развита речь, чем у мальчиков.

7. У мальчиков сильнее мотивация на достижение успеха.

8. Девочки не столь агрессивны, как мальчики.

9. Девочки легче поддаются убеждению, чем мальчики.

10. Девочки более чувствительны к звуковым, а мальчики – к зрительным раздражителям.

Ответы, вытекающие из исследования Маккоби и Джэклин, не могут не вызывать удивления.

1. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки.

2. Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой.

3 и 4. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще предоставляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса.

5. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить важное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное.

6. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков.

7. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже – на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других.

8. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства.

9. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола.

Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибелов кажется им в два раза громче. У женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность»*.

* Фрагменты из книги У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодни «Основы сексологии» (Мир, 1998).

Как складывается социальный пол

Формирование гендерной идентичности начинается в раннем возрасте и проявляется субъективным чувством принадлежности к мальчикам или к девочкам. Уже в трехлетнем возрасте мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки – с девочками. Совместные игры также присутствуют, и они очень важны для приобретения навыков общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о «правильном» поведении для мальчика и девочки, которые им «транслируют» воспитатели и детский коллектив. Но главным авторитетом во всех вопросах, в том числе гендерных, для маленьких детей являются родители. Для девочек очень важен образ не только женщины, главным примером которой служит мать, но и образ мужчины, так же как для мальчиков важны образцы и мужского, и женского поведения. И конечно же, родители дают детям первый пример отношений между мужчиной и женщиной, который во многом определяет их особенности поведения при общении с лицами противоположного пола, представления об отношениях в паре.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В детских сообществах женственные мальчики подвергаются насмешкам, их обзывают «слабаками», «слюнтяями». Нередко насмешки сопровождаются физическим насилием. В подобных ситуациях необходимо своевременное вмешательство учителей, нужна моральная поддержка ребенка со стороны родителей.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

В период полового созревания подростки, как правило, стараются подчеркивать свои гендерные качества, в перечень которых начинают включать и общение с противоположным полом. Мальчик-подросток, стремясь показать свою мужественность, не только занимается спортом, проявляет решительность, силу, но и активно демонстрирует интерес к девочкам и вопросам секса. Если же он избегает этого и у него замечают «девчачьи» свойства, то он неизбежно становится мишенью для насмешек. Девочки в этот период беспокоятся о том, насколько они привлекательны для противоположного пола. При этом под влиянием традиционных они замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает мальчиков, которым хочется проявить свои уменья и силу, выступить в роли защитника и покровителя.

В этот период авторитет взрослых уже не так высок, как в детстве. Подростки начинают ориентироваться на стереотипы поведения, принятые в их среде и активно продвигаемые массовой культурой. Идеалом девушки может стать сильная, успешная и самостоятельная женщина. Все реже доминирование мужчины в любви, в семье и в коллективе воспринимается как норма. Подвергается сомнению гетеросексуальная нормативность, то есть «правильность» и допустимость влечения только к представителю противоположного пола. Все большее понимание находит «нестандартная» гендерная самоидентификация. Сегодняшние подростки и молодые люди более либеральны в своих взглядах на сексуальность и сексуальные отношения.

Усвоение гендерных ролей и становление гендерной идентификации происходит в результате сложного взаимодействия природных задатков, индивидуальных особенностей ребенка и его окружения, микро- и макросоциума. Если родители, зная закономерности этого процесса, не навязывают ребенку свои стереотипы, а помогают ему раскрыть свою индивидуальность, то в подростковом и более старшем возрасте у него будет меньше проблем, связанных с половым созреванием, осознанием и принятием своего пола и гендера.

Без двойных стандартов

Двойные стандарты проявляются в самых разных областях жизни. Когда речь идет о мужчинах и женщинах, они прежде всего касаются сексуального поведения. Традиционно за мужчиной признается право на сексуальный опыт до вступления в брак, а от женщины требуется, чтобы до замужества. При формальном требовании взаимной верности обоих супругов внебрачные связи мужчины не осуждаются так строго, как измены женщины. Двойной стандарт предписывает мужчине роль опытного и ведущего партнера в сексуальных отношениях, а женщине – пассивной, ведомой стороны.

Если мы хотим воспитать ребенка в духе гендерного равенства, необходимо показывать ему пример одинакового отношения к людям независимо от их пола. В разговорах с ребенком не связывайте то или иное занятие или работу по дому или профессию с половой принадлежностью – папа может мыть посуду, а мама – ездить на машине за продуктами; бывают женщины-инженеры и мужчины-повара. Не допускайте двойных стандартов в отношении мужчин и женщин и будьте нетерпимы к всякому насилию, от кого бы оно ни исходило: девочка, задирающая мальчика, заслуживает того же порицания, что и мальчик, отбирающий у нее игрушку. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий и не отождествляет женщин и мужчин, девочек и мальчиков, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.

* О. Вейненгер «Пол и характер» (Латард, 1997).

** Н. Бердяев «Смысл творчества» (АСТ, 2007).

*** Я. Коломинский «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Народная Асвета, 1984).

**** И. Добряков «Опыт исследования гетеросексуальных отношений детей препубертатного возраста» (в книге «Психика и пол у детей и подростков в норме и патологии», ЛПМИ, 1986).

Возможны варианты

Не делайте из мальчика «настоящего мужчину», советует родителям социолог и сексолог Игорь Кон*.

Все настоящие мужчины разные, единственные поддельные мужчины те, которые притворяются «настоящими». Андрей Дмитриевич Сахаров так же мало похож на Арнольда Шварценеггера, как Кармен на мать-героиню. Помогите мальчику выбрать тот вариант маскулинности, который ему ближе и в котором он окажется успешнее, чтобы он мог принимать себя и не жалеть об упущенных, чаще всего лишь воображаемых, возможностях.

Не воспитывайте в нем воинственность.

Исторические судьбы современного мира решаются не на полях сражений, а в сфере научно-технических и культурных достижений. Если ваш мальчик вырастет достойным человеком и гражданином, умеющим отстаивать свои права и выполнять связанные с ними обязанности, он справится и с защитой Отечества. Если же он привыкнет видеть кругом врагов и решать все споры с позиции силы, ничего, кроме неприятностей, ему в жизни не светит.

Не учите мальчика относиться к женщине с позиции силы.

Быть рыцарем красиво, но если ваш мальчик окажется в отношениях с женщиной не ведущим, а ведомым, это станет для него травмой. Разумнее видеть в «женщине вообще» равноправного партнера и потенциального друга, а отношения с конкретными девочками и женщинами выстраивать индивидуально, в зависимости от их и своих ролей и особенностей.

Не пытайтесь формировать детей по собственному образу и подобию.

Для родителя, не страдающего манией величия, гораздо более важная задача – помочь ребенку стать самим собой.

Не пытайтесь навязать ребенку определенный род занятий и профессию.

К тому времени, когда он будет делать свой ответственный выбор, ваши предпочтения могут морально и социально устареть. Единственный путь – с раннего детства обогащать интересы ребенка, чтобы у него был возможно более широкий выбор вариантов и возможностей.

Не заставляйте детей реализовать ваши несбывшиеся мечты и иллюзии.

Вы не знаете, какие черти сторожат тропинку, с которой вы когда-то свернули, и существует ли она вообще. Единственное, что в вашей власти, – помочь ребенку выбрать оптимальный для него вариант развития, но право выбора принадлежит ему.

Не пытайтесь изображать из себя строгого отца или ласковую мать, если эти черты вам не свойственны.

Во-первых, обмануть ребенка невозможно. Во-вторых, на него влияет не абстрактная «полоролевая модель», а индивидуальные свойства родителя, его нравственный пример и то, как он относится к ребенку.

Не верьте, что в неполных семьях вырастают неполноценные дети.

Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз. «Неполные семьи» – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви. Материнская семья имеет свои дополнительные проблемы и трудности, но она лучше, чем семья с отцом-алкоголиком или где родители живут как кошка с собакой.

Не пытайтесь заменить ребенку общество сверстников,

избегайте конфронтации с их средой, даже если она вам не нравится. Единственное, что вы можете и должны сделать, это смягчить связанные с нею неизбежные травмы и трудности. Против «плохих товарищей» лучше всего помогает доверительная атмосфера в семье.

Не злоупотребляйте запретами и по возможности избегайте противоборства с ребенком.

Если на вашей стороне сила, то на его стороне – время. Краткосрочный выигрыш может легко обернуться долгосрочным поражением. А если вы сломаете его волю, в проигрыше окажутся обе стороны.

Никогда не применяйте телесных наказаний.

Тот, кто бьет ребенка, демонстрирует не силу, а слабость. Кажущийся педагогический эффект полностью перекрывается долгосрочным отчуждением и неприязнью.

Не слишком уповайте на опыт предков.

Мы плохо знаем реальную историю повседневности, нормативные предписания и педагогические практики никогда и нигде не совпадали. Кроме того, сильно изменились условия жизни, а некоторые методы воспитания, которые считались полезными раньше (та же порка), сегодня неприемлемы и неэффективны.

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.

На днях тем американцам, которые недовольны своим полом, интернет-сеть «Фейсбук» предложила для регистрации на выбор .

В сети по этому поводу активно веселились. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не пришлось детям хохочущих насильно примеривать на себя эти половые роли (правильнее называть их гендерами). Реальность обгоняет самые авангардные выходки вроде этой.

Мало кто догадывается, что в ООН, Евросоюзе, ПАСЕ и массе других влиятельных международных организаций уже приняты резолюции, декларации и прочие документы, не только дающие зелёную дорогу этим 58 гендерам, но и обязывающие многие страны вводить у себя такие обозначения пола законодательно.

Петушок или курочка?

Накануне акции «Фейсбука» Европарламент принял на ура «доклад Луначек», названный по имени австрийской ЛГБТ-активист-ки и депутата от партии зелёных. По сути, она предложила наделить представителей родного для неё ЛГБТ-сообщества особыми правами, дающими им преимущества перед другими гомо сапиенс. Они получают неограниченную свободу слова, но им перечить нельзя. Даже родители не имеют права защищать своих детей от гендерной пропаганды.

Так что современный мир крутится не только вокруг доллара, нефти или секса, но и вокруг гендера. Строго говоря, вокруг этой оси мир сам не вращается, его прокручивают насильно, как мясо в мясорубке. Законы, требующие столь радикального переустройства общества, в самых демократичных странах принимают кулуарно. Делает это каста неприкасаемых - международное чиновничество, сосредоточенное в надгосударственных структурах. А потом их навязывают практически всем странам.

В чём суть гендера? В 1970-е годы этим термином стали обо-значать одну из ипостасей пола - социальную. Чтобы определить биологический пол, достаточно снять штаны. А вот социальный пол - это то, что в голове, то, как человек ощущает себя сам, то, какой пол он выбрал независимо от того, родился он мальчиком или девочкой. Изначально это использовалось лишь в медицине для лечения и реабилитации людей с такими отклонениями.

Но когда за гендер взялись радикальные философы, психологи и антропологи, они разработали так называемую гендерную теорию. В чём её суть? Предупреждаем, дальнейшее чтение - не для слабонервных. Согласно гендерной теории, ребёнок рождается не мальчиком или девочкой, а чем-то неопределённым, у него есть задатки всех гендеров сразу, независимо от того, что у него в реальности - «петушок» или «курочка». А мужчинами и женщинами мы становимся только потому, что нас так воспитывают. Главную роль, конечно, играет семья - из века в век в ней над личностью воспроизводят «гендерное насилие» (это официальный термин), навязывая мальчику роль мужчины, а девочке - роль женщины и матери. Эта диктатура семьи должна быть уничтожена. Отсюда и ювенальная юстиция, и борьба с так называемым домашним насилием, и радикальные формы защиты прав ребёнка, и другие активно спонсируемые технологии разрушения семьи - все они играют на стороне гендерной теории и практики.

В США книга под названием «Это абсолютно нормально» рекомендована для чтения в 4-м классе. На одной из страниц рассказывается о том, что это нормально - быть геем или лесбиянкой. Фото: Коллаж АиФ

Уроки для малолеток

Гендерная педагогика рекомендует детям попробовать себя в разных ролях, подчёркивая, что нетрадиционность - это здорово. Лучше начать это делать в начальной школе или даже в детском саду, когда ребёнок начинает осознавать свой биологический пол, - оптимальный возраст, чтобы создать в детской голове гендерный хаос.

Это называется воспитанием на принципах «гендерного равенства», оно практикуется во многих странах на севере Европы и навязывается странам, недавно вступившим в ЕС. В закамуфлированной форме оно просачивается в виде сексуального образования для малолеток. После таких уроков девочки часто начинают играть в войну, а мальчики - в геев, трансвеститов или в дочки-матери.

Но после «доклада Луначек» такое воспитание может стать практически обязательным, и родители уже не смогут уберечь своего ребёнка от этих уроков. Кстати, конфликты уже возникают в Германии, где родителей, защищающих своих детей, даже подвергают уголовным наказаниям. Вам трудно в это поверить? Всё это кажется бредом, которого не может быть, потому что не может быть никогда? Мне понятна ваша логика, но напоминаю: соответствующие договорённости уже закреплены в официальных документах, под которыми подписались сотни стран, и реализуются на практике во многих регионах.

Как это могло случиться? Тихо и незаметно. Термин «гендер» в документах впервые появился в 1995 году в так называемой Пекинской декларации ООН. И тогда он означал лишь необходимость введения равенства мужчин и женщин. В то время уже мало кто спорил с этим утверждением, и документ приняли с воодушевлением. Но оказалось, что женщин, похоже, просто использовали, чтобы под гендерный зонтик тихо всунуть всех представителей ЛГБТ-сообщества. И как вы уже знаете, равенства им оказалось нужно даже больше, чем женщинам.

Число в 58 гендеров, выделенных экспертами для акции «Фейсбука», условно. Их, согласно гендерной теории, может быть и больше. Выделять их можно, по сути, бесконечно, придумывая микроскопические различия. Например, самые распространённые - те, для обозначения которых используют аббревиатуру ЛГБТ: её буквы обозначают гомосексуальные гендеры (лесбиянки, геи, бисексуалы) и трансгендеры - это те, кто недоволен своим биологическим полом. Их много: транссексуалы стремятся сменить пол хирургически, трансвеститы просто переодеваются в одежду противоположного пола, андрогины сочетают в себе мужские и женские черты и поведение, у гермафродитов есть мужские и женские половые органы, бигендеры меняют половое поведение в зависимости от обстоятельств, агендеры - отрицают любой пол. Список можно продолжать, как это и сделали в «Фейсбуке». В кулуарах обсуждается введение новых гендеров, в основе которых лежат инцест и педофилия.