Применение права войны прекращается. Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий и состояния войны

Применение права войны прекращается. Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий и состояния войны

осуществляется в форме перемирия или капитуляции. Перемирие может быть местным (на ограниченном театре военных действий для подбора и транспортировки раненых, больных, погибших, эвакуации гражданского населения, ведения переговоров и т.п.) или общим, которое заключается высшим командованием вооруженных сил от имени государства и является важным шагом к прекращению войны. Нарушение общего перемирия рассматривается как акт агрессии. Капитуляция - это прекращение вооруженного сопротивления вследствие утраты равенства с победителем. Она может быть трех видов: а) простая (обычная) со сдачей оружия, боевой техники и пленением личного состава; б) общая - повсеместное общее прекращение военных действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне (при этом разоружаются все вооруженные силы капитулирующего государства); в) безоговорочная капитуляция осуществляется без каких бы то ни было условий, побежденное государство лишается своего суверенитета, его территории оккупируется, а верховная власть переходит к военной администрации победителей. П.в.д. не прекращает состояние войны между государствами.

Средства ведения военных действий - это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника, а методы ведения военных действий представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. В данной сфере действуют такие международно-правовые акты, как Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.), в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы I и II к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (Гаага, 18 октября 1907 года), Руководство СанРемо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 года) и ряд других.

К запрещенным средствам ведения войны относятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи; зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.

Запрещенным средством ведения войны является химическое оружие. Такое запрещение содержится в IV Гаагской конвенции 1907 года, в Женевском протоколе 1925 года о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.

10 апреля 1972 года была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, в соответствии с которой государства-участники взяли на себя обязательство «никогда и ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и «не сохранять биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей».

Если государство - участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности ООН.

Нынешний правовой статус ядерного оружия остается неурегулированным. Никакого специального международного договора о противоправности применения ядерного оружия на войне не существует. Не существует и специальных норм, запрещающих применять на войне новые виды оружия массового поражения (лучевого, радиологического и другие).

Норма, запрещающая применять ядерное оружие как средство ведения войны, содержится в Соглашении о предотвращении ядерной войны, заключенном между СССР и США (1973). По этому соглашению стороны взяли на себя обязательство исключить развязывание ядерной войны между собой и другими странами. Однако норма, запрещающая применение ядерного оружия, не является абсолютной. Как устанавливается в статье 6 данного соглашения, последнее не должно затрагивать или ослаблять неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН, а также с его положениями, относящимися к поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. В современном международном праве отсутствует многосторонний международный договор, запрещающий применять ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.

Россия приняла на себя обязательство не применять ядерное оружие первой. При этом ядерное оружие, которым оснащены отечественные Вооруженные силы, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности страны и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Одним из главных приоритетов «развития военной организации Российского государства является развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное)».

запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977) закрепляет обязанность государств не прибегать к военному или любому другому враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Тем не менее Конвенция допускает возможность воздействия на природную среду в мирных целях.

Современное международное право запрещает применять на войне некоторые виды обычного оружия . Так, в 1981 году была подписана (и в 1983 году вступила в силу) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К этой Конвенции прилагаются три протокола:

а) Протокол I «О необнаруживаемых осколках» запрещает применять во время любого вооруженного конфликта любое оружие, «основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей»;

б) Протокол II «О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств» ограничивает применение и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся с медицинскими

предметами, детскими игрушками, продуктами питания и так далее;

в) Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» запрещает применять зажигательное оружие против гражданского населения, лесов, растительного покрова, а также против военных объектов, расположенных в районе сосредоточения гражданского населения.

Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещенными методами ведения войны являются:

Предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к населению или войскам противника;

Убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался;

Объявлять, что никому не будет дано пощады;

Незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, знаками Красного Креста;

Принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;

Атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом;

Разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей;

Убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (то есть заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).

Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.

Одним из важнейших принципов международного гуманитарного права является принцип гуманности при ведении вооруженной борьбы, в соответствии с этим принципом международное гуманитарное право запрещает применять военную силу, если это не оправдывается военной необходимостью, а также требует всегда обращаться гуманно с военнопленными, обеспечивать раненым и больным необходимый уход, ограждать их от ограбления и дурного обращения, способствовать смягчению страданий, порождаемых войной.

Принцип гуманности охватывает все сферы вооруженной борьбы,

касающиеся как средств и способов ведения войны, так и защиты жертв войны.

Правовыми принципами защиты гражданского населения являются: во время войны гражданское лицо пользуется теми же правами, что и в мирное время: воюющий обязан принять все меры предосторожности, чтобы избежать гибели гражданского населения; запрещается запугивать или терроризировать гражданское население; запрещается превращать в объект прямых военных нападений жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением; нельзя превращать гражданское население в объект репрессий, принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Способы прекращения военных действий .

Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы стабилизирует послевоенные отношения между ранее воевавшими государствами. В результате прекращения состояния войны между государствами устанавливаются мирные отношения. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие – это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Оно может быть местным и общим.

Местное перемирие приостанавливает военные действия на ограниченном участке театра военных действий. Оно направлено на реализацию частных задач: подбор раненых, погребение мертвых, эвакуацию из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров. Важным вопросом при перемирии является фиксирование времени вступления в силу соглашения о перемирии и срока действия этого соглашения. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий – сразу после подписания или по прошествии определенного срока. Срок действия соглашения также определяется сторонами. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Нарушение условий перемирия отдельными лицами не влечет за собой отказа от перемирия. Действия этих лиц рассматриваются как нарушение законов и обычаев войны. Лица, нарушившие условия перемирия, наказываются властями своего государства. Если происходит существенное нарушение условий перемирия одной стороной, то другая сторона вправе отказаться от условий перемирия и возобновить военные действия.

Общее перемирие отличается от местного: во-первых, оно не приостанавливает, а прекращает военные действия; во-вторых, это прекращение распространяется на весь театр войны; в-третьих, местное перемирие может заключать только местное командование. Общее перемирие как акт не только военный, но и политический, заключается от имени компетентных государственных органов; в-четвертых, общее перемирие как шаг в направлении к установлению мира не может быть нарушено; его нарушение рассматривается как акт агрессии.

В конце Второй мировой войны соглашения об общем перемирии были заключены с Италией (1943), Румынией, Финляндией, Болгарией и Венгрией (1944–1945). Соглашение о военном перемирии в Корее (1953) предусматривало полное прекращение военных действий и враждебных актов в Корее до заключения окончательного мирного соглашения. Заключение перемирия по инициативе и под контролем Совета Безопасности ООН, как правило, сопровождается подписанием детального соглашения между воюющими сторонами.

Капитуляция – особая форма прекращения военных действий. Ее разновидностью является безоговорочная капитуляция, под которой понимается полное прекращение сопротивления и сдача вооруженных сил (гарнизона, крепости, окруженной группировки) противника. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются окруженному противнику через парламентеров. Вся военная техника и имущество противника переходят к победителю, личный состав разоружается и сдается в плен. Так, после тотального поражения фашистской Германии и милитаристской Японии с этими странами были подписаны декларации о безоговорочной капитуляции. Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают правового состояния войны. Прекращение состояния войны производится в договорных формах.

Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является мирный договор. По содержанию мирные договоры охватывают широкий круг вопросов: прекращение состояния войны; восстановление мирных отношений; ответственность военных преступников; территориальные вопросы; обмен военнопленными; возмещение ущерба, причиненного войной. Решения по этим вопросам содержатся в мирных договорах, заключенных ООН в 1947 году. С Италией, Финляндией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Согласно этим договорам состояние войны между вышеназванными государствами и Организацией Объединенных Наций было прекращено безусловно и навсегда.

После Второй мировой войны имело место прекращение состояния войны путем односторонних деклараций. Так, США, Англия и Франция прекратили состояние войны с Германией в 1951 году, издав односторонние акты. Индия опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией в 1958 году. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года, между Германией и Советским Союзом прекращалось состояние войны и устанавливались мирные отношения.

Состояние войны может прекращаться путем опубликования двусторонней декларации. Так, 19 октября 1956 года. СССР и Япония подписали Совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой были восстановлены мир и добрососедские дружественные отношения государств, а также дипломатические и консульские отношения. Прекращение состояния войны не изменяет международных обязательств побежденных сторон и не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из действующих международных соглашений четырех держав по Германии и Японии, включая территориальные обязательства.

Военные действия чаще всего прекращаются двумя путями: перемирием и капитуляцией. Перемирие – это практическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращении военных действий. Перемирие бывает общим и местным.

В результате общего перемирия военные действия прекращаются на всем театре войны. Такое перемирие заключается от имени государственных органов. Примером является Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г. Общее перемирие считается бессрочным и не может быть нарушено. В противном случае такое нарушение расценивается как акт агрессии.

Местное перемирие приостанавливает ведение военных действий на ограниченном участке театра войны. Оно устанавливается для решения частных задач: направления парламентеров, погребения умерших, доставления раненных с поля боя и т.д. Обычно местное перемирие устанавливается также по договоренности между воюющими, но может применяться и в одностороннем порядке.

Другой формой прекращения военных действий является капитуляция. Под ней понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной из разновидностей капитуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитулировали Германия и Япония в 1945 г.

В результате перемирия или капитуляции лишь прекращаются военные действия. Однако состояние войны между государствами сохраняется. Оно может быть прекращено в результате заключения мирного договора. Содержание мирного договора охватывает широкий круг вопросов, в том числе: юридическое оформление прекращения состояния войны; ответственность военных преступников; разграничение территориальных пространств; возмещение причиненного агрессором ущерба. После второй мировой войны СССР подписал мирные договоры с рядом государств, союзниками Германии. Однако с Германией и Японией мирные договоры подписаны не были. С Германией состояние войны было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г., а с Японией – совместной советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г.

Вопрос о подписании мирного договора с Германией давно снят с повестки дня. А вот с Японией такой договор вырабатывается, и конца этому процессу не видно. «Камень преткновения» здесь – проблема принадлежности Курильских островов, которую решить России и Японии никак не удается.

4. Международно-правовая защита жертв войны

К жертвам войны международное гуманитарное право относит: раненых; больных; потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; военнопленных; гражданское население.

Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и «больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя: посягать на жизнь и физическую неприкосновенность; брать в заложники; посягать на человеческое достоинство; без судебного решения осуждать и применять наказание. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершать нападение. Попавшие во власть неприятеля раненные и больные воюющей армии считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.


Правовой статус военнопленных определен соответствующей Конвенцией 1949 г. К этой категории лиц относятся попавшие в плен воюющие, т.е. комбатанты. Они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать их личность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смерти военнопленного, а также угрожать его здоровью. Запрещается дискриминация военнопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженного конфликта немеждународного характера. Как только прекращаются военные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они не привлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.

Правовой статус гражданского населения регулируется соответствующей Конвенцией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется в обоих видах вооруженных конфликтов – международного и немеждународного характера. Гражданскому населению необходимо предоставлять права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного права направлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванного войной. Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоятельствах необходимо обеспечить их содержание и воспитание. Нельзя применять к гражданскому населению любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-либо сведений.

На занятой территории оккупационные власти должны наладить общественный порядок и общественную жизнь, уважать законы, семейные права и религиозные убеждения, существующие в стране. Оккупирующее государство обеспечивает снабжение населения продовольствием и медикаментами. Ни в коем случае нельзя совершать угон, а также депортацию гражданского населения на территорию оккупирующего или любого другого государства. В целях безопасности население может быть перемещено в глубь оккупированной территории, а затем по окончании военных действий возвращено обратно.

На оккупированной территории запрещается: уничтожать движимое и недвижимое имущества, которое является собственностью неприятельского государства и его частных лиц; изменять статус должностных лиц или судей, а также применять к ним различные санкции; проводить мероприятия с целью вызвать безработицу, чтобы гражданское население шло работать на оккупирующую державу.

Окончание военных действий и состояния войны – это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон. Формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие – это временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта.

Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие – это приостановление военных действий между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуацию из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылку парламентеров и т. д.

Общее перемирие – это приостановление военных действий везде или полное их прекращение.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже (в крайнем случае) немедленно возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику.

Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Данные мирные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т. п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий и состояния войны.

III Гаагская конвенция об открытии военных действий 1907 года устанавливает, Что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либо мотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлением войны. Эта норма продолжает действовать и в современных условиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с определением агрессии, принятым ГА ООН в 1974 г., факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную, а представляет собой акт, агрессии. Сам факт объявления войны становится международным преступлением. Однако соблюдение норм права вооруженных конфликтов обязательно, независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление войны (или состояние войны) входит в компетенцию высших органов государственной власти каждой страны.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собой начало юридического состояния войны. Вместе с тем фактическое начало военных действий между государствами не обязательно ведет к наступлению состояния войны.

Начало войны означает конец мирных отношений между вою* ющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений. Персонал диплома* тического и консульского представительств вправе покинуть территорию неприятельского государства. При этом государство пребывания, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, обязано оказать содействие, необходимое для возможно скорейшего выезда пользующихся привилегиями и им-мунитетами лиц, и предоставить в случае необходимости в их распоряжение средства передвижения. Представление интересов одного воюющего государства и его граждан в другом поручается третьему, обычно нейтральному, государству, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющими государствами. Так, во время второй мировой войны германские интересы в СССР представляла Швеция; она же представляла интересы СССР в Германии. Через нейтральное государство, как правило, поддерживается связь между воюющими сторонами.

Начало войны влияет на действие международных договоров, связывающих воюющие государства. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирное время, прекращают свое действие. С началом военных действий происходит фактическое осуществление предписаний правил ведения войны.

В отношении граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, применяются разного рода ограничения. Эти лица могут быть принуждены к проживанию на период войны в определенном районе либо интернированы.

Имущество, принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического Я консульского представительств). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным. Судам дается определенный срок, чтобы они покинули порты и воды неприятельского государства (этот срок называется «ийдульт»), по истечении которого суда подлежат конфискации.

Военные действия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемых театром войны, под которым понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вести военные операции. Театр военных действий - это территория, на которой вооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия. Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и др. невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий. В соответствии с международными договорами в театр военных действий не могут быть превращены:

а) некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили); б) международные каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.); в) отдельные острова и архипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором между победителями во второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелаг Шпицбергена в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.); отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.). Согласно Договору по космосу 1967 года, в театр военных действий нельзя включать Луну и др. небесные тела. Из театра военных действий может быть исключена часть государственной территории воюющей стороны в целях образования специальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов {например, санитарные зоны и местности). Что касается безъядерных зон, то они в целом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, однако не могут быть театром ядерной войны.

Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны

Окончание военных действий и состояния войны -это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.

Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, но имеющий и политическое значение, оформляется воюющими сторонами в договорно-право-вом порядке со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения СБ, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.

Согласно IV Гаагской конвенций о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия " (ст. 40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолеты переходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.

Согласно обычной норме МП, нарушение условий капитуляции составляет МПнарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и др. проблем (обмен военнопленными, ответственность военных преступников, возобновление действия договоров, реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений и т.п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира между воюющими.

Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде, ряда мирных договоров 1919-1920 годов, которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров. После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 г. выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и др. способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г.

Состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией «прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские, дружественные отношения».

Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией-ее расколом на два государства, а с Японией - существованием не урегулированного территориального вопроса.

Международно-правовая защита жертв войны.

Правовой режим раненых и больных. Режим данной категории лиц регламентируется главным образом Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 года и Женевской конвенцией об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 года. Ранеными и больными в целях предоставления защиты, предусмотренной нормами международного гуманитарного права, считаются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Независимо от того. к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.

Во всякое время, и в особенности после боя стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).

Стороны, находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности оказавшихся в их власти раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти данные должны быть по возможности скорее доведены до сведения национального справочного бюро по делам военнопленных для передачи их державе, за которой числятся эти лица, через центральное агентство по делам военнопленных, подлежащего учреждению в нейтральной стране.

Запрещается добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или органов для пересадки, кроме случаев, когда это оправданно состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции. Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволят военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.

Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя. и произвести обмен ими.

Оказавшись во власти противника, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение считаются военнопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиеся военнопленных.

Режим военного плена. Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года. согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов: личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты. то есть лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, например врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал: члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации; стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному или медицинскому экспериментам, запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положения действуют и в отношении участников гражданских и национально-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных находится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.

Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права переписки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы-покровительницы, Общества Красного Креста.

Военнопленный подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только военный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, может быть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могут быть применены более строгие меры охраны.

Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действии. Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену державы.

Конвенция предусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочного бюро в нейтральной стране.

Защита гражданских объектов и культурных ценностей в период вооруженных конфликтов.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г. касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 8 июня 1977г.

Глава III ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Статья 52 Общая защита гражданских объектов

1. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий. Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военными объектами, как они определены в пункте 2.

2. Нападения должны строго ограничиваться военными объектами. Что касается объектов, то военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах даст явное военное преимущество.

3. В случае сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или др. жилые постройки, или школа, для эффех» тивной поддержки военных действий, предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.

Статья 53 Защите культурных ценностей и мест отправления культа

Без ущерба для положений Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года и др. соответствующих международных документов запрещается: г

a) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;

b) использовать такие объекты для поддержки военных усилий; ;

c) делать такие объекты объектами репрессалий.

Статья 54 Зашита объектов, необходимых для выживания гражданского населеяия

I. Запрещается использовать голод среди гражданского населения качестве метода ведения войны.

2.Запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания граждан"» ского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружение для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения специально с целью не допустить их использования;

гражданским населением или противной стороной как средств поддержат ния существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать roneft среди гражданских лиц, принудить их к выезду или по какой-либо иной причине.

3. Запрещения, предусмотренные в пункте 2, не применяются в отношении таких объектов, указанных в этом пункте, которые используют» противной стороной:

о) для поддержания существования исключительно личного состава се вооруженных сил; или

Ь) если не для поддержания существования, то для прямой поддержки военных действий, при условии, однако, что против этих объектов НИЧВ коем случае не предпринимаются действия, в результате которых можнв? ожидать, что гражданское население останется без достаточного количества продовольствия или воды, что вызовет среди него голод или принудив его к выезду.

4. Эти объекты не должны становиться объектом репрессалий.

5. Исходя из признания жизненно важных для любой стороны, находяшейся в конфликте, потребностей в обороне своей национальной тер-" ритории от вторжения, допускается отступление от запрещений, предусмотренных в пункте 2, стороной, находящейся в конфликте, на такой контролируемой ею территории, где этого требует настоятельная военная необходимость.

Статья 56 Защите установок, сооружений, содержащих опасные силы

1. Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Др. военные объекты, размешенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них, не должны становиться объектом нападения, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или сооружений и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

2. Особая защита от нападения, предусмотренная в пункте 1, прекращается:

о) в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либо образом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку;

b) в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вырабатывают электроэнергию для регулярной существенной и нс-посредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку;

c) в отношении др. военных объектов, размешенных в этих установках или сооружениях или поблизости от них только в том случае, если они используются для регулярной существенной и непосредственной поддержки военных операций и если такое нападение является единственным практически возможным способом прекратить такую поддержку.

3. Во всех случаях гражданское население и отдельные гражданские лица продолжают пользоваться правом на полную защиту, прсдоставляемую им международным правом, включая защиту путем принятия мер предосторожности, предусматриваемых в статье 57. Если зашита прекращается и какие-либо из установок, сооружений или военных объектов, упомянутых в пункте 1, подвергаются нападению, принимаются все практические меры предосторожности, чтобы избежать высвобождения опасных сил.

4. Запрещается делать объектом репрессалий любые установки, сооружения или военные объекты, указанные в пункте 1.

5. Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избегать размещения каких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, указанных в пункте 1. Однако допускаются сооружения, возведенные с единственной целью обороны пользующихся зашитой установок или сооружений от нападения, и сами они не должны становиться объектом нападения, при условии что они не используются для ведения военных действий, за исключением оборонительных действий, необходимых для отражения нападений на установки или сооружения, пользующиеся зашитой, и что их вооружение ограничивается оружием, способным лишь отразить нападение противника на установки и сооружения, пользующиеся зашитой.

6. Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, призываются заключать между собой др. соглашения для обеспечения дополнительной зашиты объектов, содержащих опасные силы.

7. Для того чтобы облегчить опознавание объектов, которые пользуются защитой настоящей статьи, стороны, находящиеся в конфликте, могут обозначать их специальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной и той же оси, как указано в статье 16 Приложения I к настоящему Протоколу. Отсутствие такого обозначения никоим образом не освобождает ни одну из сторон, находящихся в конфликте, от ее обязательств, налагаемых настоящей статьей.

Конвенция

о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" 14 мая 1954 г.

Статья 1 Определение культурных ценностей

Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

a) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, др. предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а»;

c) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах «а» и «Ь», так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

Статья 2 Зашита культурных ценностей

Зашита культурных ценностей, согласно настоящей Конвенции, включает охрану и уважение этих ценностей.

Статья 3 Охрана культурных ценностей

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми.

Статья 4 Уважение культурных ценностей

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории др. Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

2. Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.

4. Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

5. Высокая Договаривающаяся Сторона не может освобождаться от обязательств, установленных в настоящей статье, в отношении другой Высокой Договаривающейся Стороны, основываясь на том, что эта последняя не приняла мер по охране, предусмотренных в статье 3.

Статья 5 Оккупация

1. Высокие Договаривающиеся Стороны, оккупирующие полностью или частично территорию другой Высокой Договаривающейся Стороны, должны, по мере возможности, поддерживать усилия компетентных национальных властей оккупированной территории, чтобы обеспечить охрану и сохранение ее культурных ценностей.

2. В случае, если необходимо срочное вмешательство для сохранения культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных в ходе военных операций, и если компетентные национальные власти не могут это обеспечить, оккупирующая Держава принимает, насколько это возможно, самые необходимые меры по охране этих ценностей в тесном сотрудничестве с указанными властями.

3. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, правительство которой рассматривается членами движения сопротивления как их законное правительство, обратит, если возможно, их внимание на обязательства соблюдать те положения Конвенции, которые касаются уважения культурных ценностей.

Статья 6 Обозначение культурных ценностей

Культурные ценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительным знаком в соответствии с положениями статьи 16.

Глава II О СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

Предоставление специальной защиты

1. Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и др. недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:

a) что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальную оборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций;

b) что они не используются в военных целях.

2. Убежище для движимых культурных ценностей может быть также взято под специальную защиту, каково бы ни было его местонахождение, если оно построено таким образом, что, по всей вероятности, бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.

3. Центр сосредоточения культурных ценностей считается используемым в военных целях, если его используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом. Этот центр также считается используемым в военных целях, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству военных материалов.

4. Культурные ценности, перечисленные в пункте 1, не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка.

5. Если какая-либо из культурных ценностей, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, расположена вблизи важного военного объекта, указанного в упомянутом пункте, она тем не менее может быть взята поя специальную защиту, если Высокая Договаривающаяся Сторона, которая просит об этом, обязуется никоим образом не использовать этого объекта в случае вооруженного конфликта и, в частности, если речь идет о порте, вокзале или аэродроме, осуществлять любое движение в обход. В этом случае движение в обход должно быть подготовлено еще в мирное время.

6. Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в «Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой». Это внесение производится только в соответствии с положениями настоящей Конвенции и при соблюдении условий Исполнительного Регламента.

Иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной зашитой

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, воздерживаясь с момента включения их в Международный Реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздерживаясь от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 8.

Глава III ПЕРЕВОЗКА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Статья 12 Транспорт, находящийся пол специальной зашитой

1. Транспорт, используемый исключительно для перевозки культурных ценностей, либо внутри территории, либо для перевозки их на другую территорию, может быть по просьбе заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны взят под специальную защиту на условиях, предусмотренных в Исполнительном Регламенте.

2. Транспорт, пользующийся специальной зашитой, находится поя международным контролем, предусмотренным Исполнительным Регламентом, и обозначается отличительным знаком, описанным в статье 16.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязаны воздерживаться от любого враждебного акта в отношении транспорта, находящегося поя специальной зашитой.

Иммунитет от конфискации, взятия в качестве приза или захвата

1. Будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата:

a) культурные ценности, находящиеся под защитой, предусмотренной в статье 12, или защитой, предусмотренной в статье 13;

b) транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и контроль.

Глава IV О ПЕРСОНАЛЕ

Статья 15 Персонал

Персонал, предназначенный для зашиты культурных ценностей, должен, насколько это позволяют требования безопасности, пользоваться уважением в интересах сохранения этих ценностей, и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции, если культурные ценности, которые этому персоналу поручено охранять, также попадают в руки противника.

Глава V ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНОМ ЗНАКЕ

Статья 16 Знак Конвенции

1. Отличительный знак Конвенции представляет собой шит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть шита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

Статья 17 Пользомвие знаком

1. Отличительный знак применяется троекратно для идентификации только:

а) недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной зашитой;

К) транспортов с культурными ценностями в соответствии с условиями, предусмотренными в статьях 12 и 13;

с) импровизированных укрытий в соответствии с условиями, предусмотренными в Исполнительном Регламенте.

2. Отличительный знак может применяться однократно для идентификации только:

a) культурных ценностей, не находящихся под специальной зашитой;

b) лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с Исполнительным Регламентом;

c) персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей;

d) удостоверений личности, предусмотренных Исполнительным Регламентом.

3. Во время вооруженного конфликта запрещается применять отличительный знак во всех др. случаях, кроме тех, которые упомянуты в предыдущих пунктах настоящей статьи, или применять для какой бы то ни было цели знак, имеющий сходство с отличительным знаком Конвенции.

4. Отличительный знак не может быть поставлен на недвижимую культурную ценность без одновременного вывешивания соответствующего разрешения, должным образом датированного и подписанного компетентными властями Высокой Договаривающейся Стороны.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/