Географические границы и природные условия древней Индии.

Географические границы и природные условия древней Индии.

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

В древней. Индии не было своего. Манефона или. Бероса, ее историю в древности никто не написал. Этому не стоит удивляться, ведь, как отмечает. Л. С. Васильев,"в обществе, озабоченном прежде религиозным но-духовными проблемами практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной"Отсутствие исторической традиции и датированных пис емных памятников исключает составления надежной хронологии, которая, таким образом, остается"белым пятном"в индологии. В лучшем случае удается установить очередность исторических событий. Одним словом, твор эти древнеиндийской цивилизации будто специально позаботились о том, чтобы будущие студенты-историки не были перегружены заучиванием даанням дат.

Историю. Древней. Индии ученые подразделяют на четыре периода:

Индская (хараппской,. Доведийський), на который приходится существование в долине р. Инд древнейшей цивилизации. Датируется он XXIII-XVIII века до н.э;

Ведийский, в течение которого расселялись в. Северной. Индии арийские племена и зарождалась цивилизация в бассейне р. Ганг (XIII-VII века до н.э);

Буддийский (его еще называют. Магадхи-Маурийсь кем-либо), в течение которого в стране возникла и распространилась буддийская религия, сыграла колоссальную роль в общественной и духовной жизни индейцев, состоялся я экономическое процветание. Индии и появились в ней великие державы. Датируется VI-III века до н.э е.;

Классический (или. Кушано-Гуптський) - время наивысшего социально-экономического подъема древнеиндийского общества и оформление кастового строя (II века до н.э-V вв н.э)

Природно-климатические условия в Древней Индии

Географический ареал. Древней. Индии - это весь. Индостан, то есть территория современных государств -. Республики. Индия,. Пакистан,. Непал,. Бангладеш и. Шри-Ланки. Древней. Индии обрамляли. Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники. Николай и. Святослав. Рерихи ее обмывали воды. Бенгальского залива,. Индийского океана и. Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найизольованиших в древностиину.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны:. Северо-Западная,. Северо-Восточная и. Южная

Северо-Западная. Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В древности. Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии два из них пересохли, поэтому эта террит тория получила название"Страна пяти год"-. Пенджаб. Край нижней теки. Инд в назвали. Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня. Тар, полностью изолировала бассейны обоих ве ших год,. Инда и. Ганга, в значительной мере привело неодинаковость исторических судеб. Северо-Западной и. Северо-Восточной. Индии. Разливы. Инда, вытекал из. Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины. Инда, дождей там приходилось очень мало, летом бушевали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда. Инд разливалсяивався.

Северо-Восточная. Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами. Индийского океана. Там вегетация продолжалась в течение целого года, а времен года было, как в. Древнем. Египте, три. В же октябре - ноябре, сразу после уборки, наступала зима, которая напоминала наш"бархатный сезон"в. Крыму. Холоднее было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до 5 °. С, нависали туман и, выпадала утренняя роса. Затем приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от. Египта, где ночи всегда прохладные, в долине. Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, за май же стопроцентной его влажности, не падала ниже 30 35 °. С, а днем??временами поднималась до 50 °. С. В такую??жару трава выгорала, дерева сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошен й и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земле красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивался, тогда реки выходили из берегов и заливали поля и поселки, когда он опаздывал - приходила страшная засухтрашна посуха.

"Когда в невыносимую жару и духоту, - делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе громоздятся черные тучи, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец проллеть ься, а между тем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасительный душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять одного из могущественных индуистских богов, чтобы он згляну вся и открыл наконец своей. Ваджра"шлюзы небесных прудов.

Плодородный аллювий, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину. Ганга в настоящее царство. Флоры. Склоны. Гималаев покрывали вечные леса,. Долины местность - ба. Амбуков чащи и манговые рощи, в низовьях. Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и без лич другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучниковків.

Рика. Ганг, которая также вытекала из. Гималаев и в 500 км от впадения в. Бенгальский залив образовала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых бул а. Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного. Илахабада - своеобразной. Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельноо.

Надра бассейнов. Инда и. Ганга были богаты на сырьевые ресурсы, особенно на медную и железную руды богатыми залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго--восточный. Бихар (на востоке бассейна. Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в. Северной. Индии, где появились древнейшие индийские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать и нельзя. Сказывалось и страшные засухи, и не менее губительные наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развития страны гораздо более скромную роль чем в. Египте или. Месопотамии наносили ущерб земледельцу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, которым кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее донимала индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом зе ные участки в непроходимые чащи ирригационной характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские о бщины удивление крепкиміцними.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже подняли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственной дея льнисть оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцы.

Иначе сложились природно-климатические условия в. Южной. Индии, отрезанной от. Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорье называют. Где еканом) было возможно только террасное земледелие. Рики декану полноводные, пески крупнейших из них,. Годавари и. Кистани (Кришну), богатые на золото и алмазы касается крайнего юга материка, то его полноводная и реки с крутыми берегами и бурным течением не играли важной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе возникла поздниміше.

В древности. Индию называли. АрьяВарте -"страной ариев"Впоследствии появился также топоним. Бхарат, происходивший от имени легендарного героя. Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя. Душьянты и небесной й красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одно название. Индии -. Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним. Индия. Топоним. Хиндостан означает"страна. Хинд"и происходит от персидского названия рек и. Хинд (индейцы называли эту реку. Синдх). Сейчас в. Республике. Индия оба названия -. Бхарат и. Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чащетіше.

Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.


Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.


Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.


Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.


Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится.

Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Периодизация истории.

Историю Древней Индии можно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая (Индская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.) - возникновение первых городов, образование ранних государств в долине реки Инд.

2. Ведийский период, названный так по созданной в это время священной литературе Вед (конец II тыс. - VII в. до н.э.):

1) ранневедийский (XII-X вв. до н.э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;

2) поздневедийский (IX-VII вв. до н.э.) - образование первых государств в долине Ганга.

3. Буддийский период (VI-III в. до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. Для этого периода характерно бурное развитие городов, появление крупных государств, создание общеиндийской державы Маурьев.

4. Классическая эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет экономики и культуры, становление кастового строя.

В течение многих веков подвергалась набегам разных племен. Естественно, все они оставили свой след в генетическом разнообразии. Именно благодаря смешению различных рас, жители Индии имеют самобытную внешность и культуру. Раньше всего сюда пришли племена Ариев. Они смешивались с тибето-бирманскими народами, проникавшими на территорию современной Индии из-за Гималаев.

Такие разные жители Индии

Что же помогло индийцам сохранить этническое разнообразие? Ответ прост. Все дело в кастовой системе. Именно поэтому на индийских улочках можно встретить самых разных людей, даже европеоидного типа. То есть жители Индии этнически неоднородны. Например, представители арийского типа отличаются кофейным оттенком кожи. Примечательно, что в высших кастах цвет кожи, как правило, светлее.

Индии обычно отличается красивым овалом лица, прямыми волосами (менее густыми, чем у представителей северной и центральной Европы) и слегка изогнутым носом. Их рост, как правило, не превышает 185 см. На примере дардов лучше всего можно сделать вывод о физических данных арийских племен. Это простодушная, открытая раса с карими глазами и прямыми черными волосами.

Чем отличается коренной житель Индии?

Как и любая нация, индийцы не лишены своеобразного шарма. Жители Индии обладают своеобразным душевным складом. Возможно, это связано с древними традициями, которые все еще сильны в Индии, а может быть, с тем, что эта территория в течение многих столетий подвергалась набегам различных завоевателей. Жители Индии эмоциональны, но умело скрывают свои чувства, они порой излишне вежливы, ненадежны. Сильные стороны этой расы - трудолюбие, открытость, чистоплотность, умеренность, уважение к наукам, доброжелательность. Индийцы всегда умеют создать атмосферу непринужденного общения, могут показать собеседнику, что с ним интересно.

Как и жители современные индийцы живут согласно древним писаниям - Ведам. В соответствии с этими текстами, человек должен выражать свою любовь и преданность Богу через свои повседневные действия, а не только через ритуалы. Даже уборка может быть средством служения кому-то из богов, которых в Индии огромное количество. Поклонение им может выражаться и в творчестве, и в повседневных делах, и в воспитании детей, и в общении с другими людьми. Все занятия должны быть ступенью самосовершенствования.

Не называйте индийцев индейцами!

Не менее важным является вопрос о том, как называют жителей Индии. Вопреки распространенному мнению, их нужно называть индийцы, а не индусы. Индусы - это последователи индуизма, господствующей религии в Индии. Не надо путать индийцев с индейцами.

Коренных жителей Северной Америки по ошибке Колумб назвал индейцами, поскольку думал, что приплыл в далекую и таинственную Индию.

Движение за гражданские права в Индии

Индийцы - очень активная нация. В обществе сейчас происходят процессы, направленные на отмену кастовости, улучшение положения женщин. Все это тесно взаимосвязано с реформами в социальной сфере. Главным образом они касаются улучшения положения женщин. Индийцы выступают за легализацию гражданского брака, за повышение брачного возраста как девочек, так и мальчиков. Не менее важный вопрос - расширение возможностей образования для женщин, а также улучшение положения индийских вдов.

В результате подобных процессов было введено несколько изменений. Так, брачный возраст для девушек был определен в 14 лет, для юношей - 18 лет. Если кто-то из брачующихся не достиг 21 года, необходимо письменное родительское согласие. Также запретили близкородственные браки и полигамию. Но плюсы этого закона, к сожалению, не стали достоянием общественности. Благами его смогла пользоваться только незначительная часть Дело в том, что даже сейчас широко распространена практика, когда формально девушка вступает в брак в возрасте 10 лет. Конечно, непосредственную церемонию откладывают до более зрелого возраста невесты - до 12-14 лет максимум. Подобные ранние браки плохо сказываются не только на психическом и физическом здоровье женщин, но и на благополучии индийской расы в целом.

Положение вдов в Индии

Дело еще и в том, что если замужняя девочка-женщина становится вдовой, то больше не сможет вступить в брак. Более того, в семье мужа она до конца своих дней будет обречена выполнять самую тяжелую работу, не должна будет носить новую красивую одежду. Также несчастная вдова не просто получает самую худшую пищу со стола, но и должна соблюдать многодневный пост. Для того чтобы хоть как-то улучшить положение вдов в обществе (среди которых множество детей), необходимо добиться того, чтобы повторный брак не считался чем-то позорным и постыдным. В настоящее время повторное замужество вдовы возможно, только если она принадлежит к низшей касте. В довершение всех бед женщина, чей муж погиб, в индийском обществе не может самостоятельно добывать себе средства к существованию.

Индийское образование

Отдельно стоит отметить систему индийского образования, так как она считается одной из самых крупных в мире. Интересно, что для того, чтобы поступить в вуз, не нужно сдавать никаких экзаменов. Помимо обычных университетов, в Индии также имеются учебные заведения с определенной спецификой, например женский институт в Бомбее. Несмотря на то, что ведущими в сфере образования считаются технические специальности, количество выпускников гуманитарных вузов составляет около 40%. В действительности, технические профессии играют очень важную роль в развитии человеческих ресурсов и С системой образования связан еще и вопрос о том, сколько жителей в Индии. По самым последним данным, около 1 млн.

Занятия индийцев

Основные занятия жителей Индии - традиционно земледелие, скотоводство. Многие задействованы в сфере легкой и которая в настоящее время динамично развивается. Несмотря на это, большая часть населения Индии живет практически за чертой бедности. Дело в том, что еще сравнительно недавно эта страна была Поэтому колониальное прошлое не может не отразиться на жизни индийцев.

Религия: "Шива без Шакти - шава"

Более 80% населения исповедует индуизм - самую массовую и древнюю религию в Азии. Поэтому неудивительно, что культура тесно с ней связана. Основные положения индуизма установились в 6 ст. до н.э. После этого вся культура стала выстраиваться вокруг этой системы.

Индуизм - религия мифологичная. Примечательным является то, что пантеон состоит из великого множества богов. Но самыми почитаемыми считается тринмурти - Вишну-Брахма-Шива. И если Вишну - хранитель мира, Брахма - создатель, то Шива - разрушитель. Но он не просто разрушитель, он еще и начало всего сущего. Боги имеют несколько рук как символ их божественных функций и обязательно изображаются со своими атрибутами. Например, Вишну - с диском, Шива - с трезубцем, Брахма - с Ведами. К тому же Шива всегда изображен с тремя глазами как символами его мудрости. Параллельно с тринмурти почитают и богинь - "шакти". Это не просто женские божества. Они гармонично дополняют супругов, составляя с ними одно целое. Есть даже такое выражение: "Шива без Шакти - шава (труп)". Древнейшим в Индии, параллельно с почитанием тринмурти, является культ животных. Например, для индуса немыслимо ни убийство коровы, ни употребление в пищу говядины. Многие животные в Индии священны.