Индуцированное помешательство. Индуцированный психоз и массовый психоз Как лечится индуцированный психоз

Индуцированное помешательство. Индуцированный психоз и массовый психоз Как лечится индуцированный психоз
Индуцированное помешательство. Индуцированный психоз и массовый психоз Как лечится индуцированный психоз

Мода - это разновидность индуцированного психоза. Как и идеология. И религия.
Индуцированный психоз - это медицинский термин, который отражает, по существу, известную народную мудрость: с кем поведёшься, от того и наберёшься, вопреки своим личным наклонностям.
Индуцированный психоз (от лат. inducere – вводить и греч. psyche – душа) - форма психоза человека: изменение сознания человека.
Изначально непроизвольное и ненавязанное подражение в поведении субъектам, по тем или иным причинам, понравившимся подражателю. Оказавшимся рядом. То, что ещё можно называть "обезьянничением". Любое обучение начинается с подражания!
Далее, после освоения "движений" от объекта подражания, - воспроизведение индивидом тех или иных поведенческих мотивов и ценностных и сверхценных идей, которые предопределяют поведение других людей, с которыми данный индивид тесно общается. Эти идеи, зачастую, управляют поведением таких людей, без явного осознания ими их. Качественное, рациональное или бредовое содержание этих идей усиливается средствами массовой информации и поведением окружающих людей.
На этом основывается мода - бездумное принятие и повторение всего в одежде, обуви, манере поведения, запахах, музыкальных предпочтениях, танце, способе рисования и актёрства. Люди подражаю другим людям... Как и обезьяны.
В большинстве случаев имеют место те или иные лимитированные отклонения от нормы у индуцированных индивидов. Люди без критики перенимают формы поведения, виды одевания, говорения, убеждения или бред как нормальных, так и больных людей, политиков, идеологов, религиозных лидеров. Часто - параноиков, "настоящих буйных", кверулянтов...
Ключевым симптомом является принятие для себя переживаний другого лица за абсолютную истину без всяких сомнений и колебаний. Я буду действовать и мыслить как те, кого я считаю "правильными". Переживания, как нормальные, так и бредовые или тенденциозные, сами по себе принимаются и относятся к сфере возможного для человека и, обычно, не являются особо причудливыми, как при состоянии шизофрении. Большинству людей такое поведение нравится и принимается как оправданное. Яркий пример коллективного индуцированного психоза - Германия 30-х годов.
Чаще всего в качестве объединяющих, кореллятирующих идей выступают идеи преследования, контролирования извне, избранности, убеждения в высшем происхождении...
Обычно индуцированные люди объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия: восстановление "справедливости", контроль за качеством окружающей среды, питанием при боязни отравления, укрепление жилища и государства при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). На этой мотивации возникают различные общества, партии, секты, религии, идеологии...
При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Для этого необходимо некоторое время.
Движущей силой индуцированного психоза выступает суггестия и стремление к подражанию и имитации. Я такой же как вы... Мы такие же как вы. Я - свой...
Как свидетельствует медицинская практика, в 40 % случаев индуцированный психоз встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Отсюда происходит народная "мудрость": "Муж и жена - одна сатана".
Возможны также массовые индукции в социальных группах. Посмотрите на современную Украину или на ИГИЛ.
Сам термин индуцированного психоза (помешательства) предложил G. Lehmann в 1883 г. Эта проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце прошлого века. Работы Г. Тарда и Н.К. Михайловского ("Герой и толпа", 1896) во многом послужили толчком для этих обсуждений.
Проблеме индуцированного психоза уделяли внимание такие выдающиеся исследователи, как В.И. Яковенко, В.Х. Кандинский, А.А. Токарский, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев.
Эту методологию понимания складывающейся ситуации в различных обществах можно применить и к народам, государствам.

Индуцированный психоз представляет собой форму психоза, которая изначально является непроизвольной. Этот психоз навязан воспроизведением индивидом тех чрезмерно ценных идей, которые, на самом деле, овладели другим человеком - тем, с которым данный конкретный индивид тесно общается. При проведении диагностика индуцированного психоза диагностическими критериями являются такие показатели:

  • бред формируется в контексте близких связей с другими лицами, у которых уже есть бред (первичный случай);
  • бред у второго лица по содержанию напоминает бред, который наблюдается в первичном случае;
  • перед началом индуцированного бреда непосредственно второе лицо не обнаруживает психотического расстройства или продромального симптома шизофрении.

В процессе постановки дифференциального диагноза этой болезни рассматривают варианты:

  • симуляции,
  • искусственно демонстрируемого расстройства,
  • психологических нарушений,
  • органических заболеваний.

У заболевшего субъекта иногда наблюдают расстройство личности.

лечение

Для излечения индуцированного психоза лучший клинический подход состоит в том, чтобы изолировать заболевшего субъекта от источника бреда - доминирующего партнера. За пациентом с индуцированным психозом придется организовать уход, ждать, пока случится самопроизвольная ремиссия, пропадут бредовые переживания. Эффективна психотерапия с доминирующим субъектом. Фармакотерапию применяют только в том случае, когда это нужно.

симптоматика

Главным признаком данного состояния является принятие бредовых переживаний постороннего лица за истину, причем, без малейших колебаний. При этом, бредовое переживание, само по себе, можно отнести к сфере вполне вероятного. Взгляды пациента, как правило, не настолько причудливы, как это зачастую бывает при шизофрении. Бредовые переживания часто содержат ипохондрические настроения или идеи преследования. По типу сопутствующих порой обнаруживаются личностные расстройства, но симптомы и признаки, которые отвечают диагностическим критериям шизофрении, расстройства настроения или бредового расстройства, отсутствуют. В некоторых случаях фиксируют помыслы о суициде или совершении убийства, но собирать эту информацию весьма непросто.

2) Психологическое индуцирование. Одним из наиболее частых механизмов формирования у детей негативного отно­шения к отдельно проживающему родителю является психоло­гическое индуцирование, которое может осуществляться в раз­личных формах от отражения ребенком мнений и оценок значи­мых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствуют, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебно­стью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ре­бенка от вовлечения в семейный конфликт.

При наличии психологического индуцирования изложе­ние ребенком сведений об отдельно проживающем родителе и отношениях с ним эмоционально насыщенно. Обвинения, ко­торые предъявляет ребенок к родителю, часто не подтвержда­ются материалами гражданского дела и результатами эксперт­ного освидетельствования родителя, но полностью соответ­ствуют тем обвинениям, которые предъявляет к отвергаемому ребенком родителю его бывший супруг.

В ряде случаев враждебность к отвергаемому родителю у детей носит сверхценный характер и может сопровождаться индуцированными сензитивными идеями отношения, которые определяют поведение подэкспертных (Сухарева, 1955; Кова­лев, 1985; Макушкин, 1996). Так, подэкспертный 3. отказывался от принесенных матерью гостинцев, опасаясь, что она могла добавить в них снотворное, чтобы «выкрасть» его. Очень ха­рактерным является изменение личностно-смысловой памяти с нарушением ее избирательности или искажениями, достигаю­щими в некоторых случаях уровня криптомнезий. Многие дети не могли вспомнить ни одного приятного эпизода, связанного с отвергаемым родителем. Другие с аффективной охваченно­стью рассказывали о неприятных событиях, связанных с от- вергаемым родителем, воспоминания о которых с большой вероятностью не могли быть полностью самостоятельными в силу маленького возраста ребенка и большой давности собы­тия или в силу уровня осмысления ситуации, превышающего возможности данного ребенка. Так, подэкспертный К. с убеж­денностью вспоминал, что его мать в течение нескольких лет постоянно находилась в состоянии алкогольного опьянения. Пояснил, что в доме были бутылки из-под вина, у мамы был «пьяный» взгляд. При расспросе сообщил, что сам лично он бутылок не видел, а об их существовании знал от отца, о том, что мама была «пьяной», узнал от него же.

Наличие у ребенка негативного отношения к отдельно проживающему родителю вследствие некритичного принятия мнений и оценок значимых взрослых при его идентификации с ними можно проиллюстрировать следующим примером.

Экспертиза проводилась несовершеннолетнему Ш„ 5 лет, и обоим его родителям. В период совместного проживания отец уделял ребенку много внимания, мальчик был к нему очень привязан. Родители подэкспертного проживали раздельно уже полтора года. Через месяц после того, как родители разъ­ехались, отец договорился с матерью, что ребенок поживет у него несколько дней, однако в последующем сына не вернул, считая, что он обеспечивает ему лучшие условия для прожи­вания и развития. В период проживания с отцом общение не­совершеннолетнего с матерью было ограничено: отец не по­зволял ей видеться с ребенком наедине, ограничивал частоту и продолжительность встреч. Когда один раз она приехала без предварительного согласования, отец не пустил ее в квартиру, спросил у сына, хочет ли тот встречаться с матерью. Ребенок кивнул головой: «да», но ответил, что встречаться не хочет. На следующий день отец заявил матери, что они с сыном не хо­тят, чтобы она приезжала и больше он ей общаться с сыном не даст. На момент экспертизы ребенок больше года прожи­вал с отцом, с матерью виделся крайне редко и нерегулярно.

Во время беседы мальчик говорил, что «хочет жить с папой, потому что больше его любит». На вопрос, почему он больше любит папу, отвечает, что «папа его любит, а мама - нет». Дру­гих причин того, почему он предпочитает жить с отцом, при направленном расспросе не называл. Он так думает потому, что «она к нам и не приходит». Говорил, что мама приезжала к нему всего два раза, покупала ему игрушки, «чтобы его за­брать». При экспериментально-психологическом исследова­нии было установлено, что отношение ребенка к матери носит внутренне конфликтный характер с элементами негативизма. Было дано заключение, что данное отношение к матери связано с особенностями сложившейся семейной ситуации (отсутствие регулярных контактов с матерью), а также его вовлечением в хронически протекающий эмоциональный конфликт между родителями. Указывалось, что сохранение внутрисемейного конфликта может оказать негативное влияние на дальнейшее эмоциональное и личностное развитие несовершеннолет­него. Отмечалось, что, несмотря на высказываемое ребенком нежелание встречаться с матерью, а также чувство обиды на нее, у мальчика выявляется потребность в близких позитивно окрашенных взаимоотношениях с матерью, в связи с чем было рекомендовано проведение психокоррекционной работы, на­правленной на восстановление взаимоотношений несовершен­нолетнего с матерью, а также изменение всей совокупности детско-родительских отношений.

Индуцированный психоз Главным образом бредовой психоз, обычно хронический и часто неяркий, развивающийся как результат тесных или зависимых взаимоотношений с другим лицом, которое уже страдает аналогичным психозом. Психическое заболевание доминирующего субъекта чаще всего является параноидным. Болезненные идеи индуцируются у другого лица и исчезают, когда эту пару разлучают. Бредовые идеи, по крайней мере частично, являются общими для обоих. Иногда индуцированный бред развивается у нескольких человек. Синонимы: ; (не рекомендуется); .

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Индуцированный психоз Этимология.

Происходит от лат. inducere - вводить и греч. psyche - душа.

Категория.

Форма психоза.

Специфика.

Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаше всего параноика или кверулянта. Чаще всего - идеи преследования, контролирования извне, убеждения в высшем происхождении. Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия (контроль за питанием при боязни отравления, укрепление жилища при бреде преследования, религиозные бдения и пр.). При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. Причиной выступает суггестия и стремление к имитации.

В 40 % случаев встречается у родителей и детей, среди братьев и сестер, в старых супружеских парах, особенно при социальной изоляции. Также возможны массовые индукции в социальных группах. Первое обстоятельное сообщение на данную тему было сделано во французской литературе в 1883 г. (E.Ch.Laseque) под названием помешательство вдвоем. Сам термин индуцированного помешательства предложил G.Lehmann в 1883 г. Данная проблема широко обсуждалась в русских психиатрических кругах в конце прошлого века. Толчком для этих обсуждений послужили статьи Г.Тарда и Н.К.Михайловского ("Герой и ", 1896). Этой проблемой занимались В.И.Яковенко, В.Х.Кандинский, А.А.Токарский, С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев. Литература.

В.И.Яковенко, Индуцированное помешательство (folie a deux) как один из видов патологического подражания. СПб., 1887;

Рохлин Л.Л. К истории отношений отечественной психиатрии и социальной психологии // Психологический журнал. 1981, № 3, с. 150-156

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Индуцированный психоз" в других словарях:

    Индуцированный Психоз - (от лат. inducere вводить и греч. psyche душа) форма психоза. Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с к … Психологический словарь

    Психоз индуцированный - (лат. inductio – возбуждение, наведение) – психотическое состояние, вызванные влиянием психиатрического пациента (индуктора) на человека, не страдающего психическим расстройством, но отличающегося повышенной восприимчивостью к такого рода влиянию …

    Психоз симбионтический - (греч. sym – совместно, одновременно; biosis – жизнь) – термин Ch. Scharfetter 1970), обозначает индуцированный психоз, в котором индуктором является психиатрический пациент (чаще страдающий шизофренией), а реципиентом (ами) – здоровый индивид… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психоз симбиотический - (устар.; симбиоз) см. Психоз индуцированный … Большой медицинский словарь

    психоз коллективный - (син. эпидемия психическая) индуцированный П. обычно истерического характера, почти одновременно возникающий у множества людей; наблюдается при выполнении некоторых культовых ритуалов … Большой медицинский словарь

    психоз индуцированный - (р. inducta; лат. induce наводить; син.: индуцированное помешательство устар., П. симбиотический устар.) П., возникший у человека (здорового или больного), длительно общавшегося с психически больным, и сходный по проявлениям с П. у этого больного … Большой медицинский словарь Википедия

    Индуцированное помешательство - I Индуцированное помешательство (лат. inducere наводить; синоним: индуцированный психоз, индуцированный бред, помешательство вдвоем) разновидность психогенного заболевания, при котором бредовые идеи психически больного человека (индуктора)… … Медицинская энциклопедия

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется "кристаллизация бреда".

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.

Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.

Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.

Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.