Стихотворение "нет, ничего не изменилось" гумилев николай степанович. Анализ стихотворения Гумилева “Нет, ничего не изменилось…” Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»

Стихотворение
Стихотворение "нет, ничего не изменилось" гумилев николай степанович. Анализ стихотворения Гумилева “Нет, ничего не изменилось…” Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»

«Нет, ничего не изменилось…» Николай Гумилев

Нет, ничего не изменилось
В природе бедной и простой,
Все только дивно озарилось
Невыразимой красотой.

Такой и явится, наверно,
Людская немощная плоть,
Когда ее из тьмы безмерной
В час судный воззовет господь.

Знай, друг мой гордый, друг мой нежный,
С тобою, лишь с тобой одной,
Рыжеволосой, белоснежной
Я стал на миг самим собой.

Ты улыбнулась, дорогая,
И ты не поняла сама,
Как ты сияешь, и какая
Вокруг тебя сгустилась тьма.

Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»

Нарастающий трагизм и мотивы тревоги характеризуют гумилевскую лирику позднего периода. Воин-завоеватель, типичный герой авторского поэтического мира, обнаруживает новые качества: он проявляет себя как мужественный стоик, готовый к очередным жизненным испытаниям. Обращение к евангельским темам часто связывается с ощущениями конца. По этим принципам формулируется философская доктрина лирического субъекта: «Стою в саду иной земли» или «Ангел ждет душу мою».

Поэтический текст, появившийся в конце 1920 г., проникнут эсхатологическими интонациями. Лирический герой убежден в неизменности «бедной и простой» природы, которая сравнивается с несовершенной «людской плотью». Шансов на изменения нет. Только конец света, обозначенный устоявшейся формулой «час судный», прервет привычный круговорот вещей.

Отвлеченное понятие «невыразимой красоты», которая способна «дивно» преобразить безнадежно серое пространство, связано с теплотой человеческих отношений, любовью и дружбой.

Во второй части произведения появляется обращение к лирическому «ты». Адресат поэтического текста - женщина-«друг». Ее образ, соотносимый с категорией «невыразимой красоты», исполнен позитивных черт: «гордый», «нежный», улыбчивый. В описании внешности внимание акцентируется на рыжем цвете волос и светлом оттенке кожи, получающем эпитет «белоснежного». Особенности портрета позволяют связать женский образ с именем Ирины Одоевцевой, ученицы и приятельницы поэта, которая оставила подробные, но противоречивые мемуары о последних трех годах жизни Гумилева.

Сияющий женский образ - единственное, что противопоставлено сгущающейся «тьме». В лучах улыбки «друга» герой становится «самим собой», «на миг» избавляясь от тревоги и тоски.

Финал стихотворения не оставляет сомнения в скорой победе угрожающей мглы, которая порождает отчаяние и предчувствие скорого конца. Интересно, что даром предвидения обладает только лирический герой, а его «друг»-адресат, который способен на краткий миг сдержать наступление мрака, не ощущает ни сгущающейся атмосферы опасности, ни ценности своих способностей.

Эсхатологические мотивы получают развитие в «Канцоне», датированной тем же периодом. Проклятая реальность подобна «задворкам мира» или «гниющему водоему», и только в искренних чувствах милой - истинная жизнь героев, яркая, динамичная и радостная.

Нет, ничего не изменилось
В природе бедной и простой,
Все только дивно озарилось
Невыразимой красотой.

Такой и явится, наверно,
Людская немощная плоть,
Когда ее из тьмы безмерной
В час судный воззовет господь.

Знай, друг мой гордый, друг мой нежный,
С тобою, лишь с тобой одной,
Рыжеволосой, белоснежной
Я стал на миг самим собой.

Ты улыбнулась, дорогая,
И ты не поняла сама,
Как ты сияешь, и какая
Вокруг тебя сгустилась тьма.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Нет, ночи с тобою мне даже не снятся,- Мне б только с тобою на карточке сняться, Мне б только пройти бы с тобою весною Лазоревым лугом, тропою лесною. С тобой...
  2. Как страшно изменилось тело, Как рот измученный поблек! Я смерти не такой хотела, Не этот назначала срок. Казалось мне, что туча с тучей Сшибется где-то в высоте И молнии огонь...
  3. Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный! «Будьте добры, причешите мне уши». Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось, как у груши. «Сумасшедший! Рыжий!» — запрыгали слова. Ругань металась от писка...
  4. Кто счастья ищет в свете, Тщеславие любя, Тот ввек имей в предмете Лишь одного себя. Но я лишь рад покою, Гордыне не служу, В сей хижине с тобою Я счастье...
  5. Ты твердишь, что эта рана — Не смертельный эпизод, Что болит — оно не странно, Все в итоге заживет. Ну, а я-то полагаю, Что меня всерьез знобит. Дорогая, дорогая, Я...
  6. Нет ничего прекрасней и привольней, Чем навсегда с возлюбленной расстаться И выйти из вокзала одному. По-новому тогда перед тобою Дворцы венецианские предстанут. Помедли на ступенях, а потом Сядь в гондолу....
  7. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо....
  8. Взгляни на тучу! Слышишь гром? Она несется к нам воздушною страною! Люблю ее, мой друг, на небе голубом, Люблю встречать ее с тобою! С тобой, одна с тобой!.. О милый...
  9. Удален от Лизы милой В роковой разлуке сей, Без нее в стране постылой С горестью живу моей И влеку в тоске унылой Тяжко бремя скорбных дней. Лиза! друг твой нежный,...
  10. И ты шел с женщиной, — не отрекись. Я все заметила, — не говори. Блондинка. Хрупкая. Ее костюм был черный. Английский. На голове — Сквозная фетэрка. В левкоях вся. И...

Николай Степанович Гумилёв

Нет, ничего не изменилось
В природе бедной и простой,
Все только дивно озарилось
Невыразимой красотой.

Такой и явится, наверно,
Людская немощная плоть,
Когда ее из тьмы безмерной
В час судный воззовет господь.

Знай, друг мой гордый, друг мой нежный,
С тобою, лишь с тобой одной,
Рыжеволосой, белоснежной
Я стал на миг самим собой.

Ты улыбнулась, дорогая,
И ты не поняла сама,
Как ты сияешь, и какая
Вокруг тебя сгустилась тьма.

Нарастающий трагизм и мотивы тревоги характеризуют гумилевскую лирику позднего периода. Воин-завоеватель, типичный герой авторского поэтического мира, обнаруживает новые качества: он проявляет себя как мужественный стоик, готовый к очередным жизненным испытаниям. Обращение к евангельским темам часто связывается с ощущениями конца. По этим принципам формулируется философская доктрина лирического субъекта: «Стою в саду иной земли» или «Ангел ждет душу мою».

Поэтический текст, появившийся в конце 1920 г., проникнут эсхатологическими интонациями. Лирический герой убежден в неизменности «бедной и простой» природы, которая сравнивается с несовершенной «людской плотью». Шансов на изменения нет. Только конец света, обозначенный устоявшейся формулой «час судный», прервет привычный круговорот вещей.

Отвлеченное понятие «невыразимой красоты», которая способна «дивно» преобразить безнадежно серое пространство, связано с теплотой человеческих отношений, любовью и дружбой.

Во второй части произведения появляется обращение к лирическому «ты». Адресат поэтического текста — женщина-«друг». Ее образ, соотносимый с категорией «невыразимой красоты», исполнен позитивных черт: «гордый», «нежный», улыбчивый. В описании внешности внимание акцентируется на рыжем цвете волос и светлом оттенке кожи, получающем эпитет «белоснежного». Особенности портрета позволяют связать женский образ с именем Ирины Одоевцевой, ученицы и приятельницы поэта, которая оставила подробные, но противоречивые мемуары о последних трех годах жизни Гумилева.

Сияющий женский образ — единственное, что противопоставлено сгущающейся «тьме». В лучах улыбки «друга» герой становится «самим собой», «на миг» избавляясь от тревоги и тоски.

Финал стихотворения не оставляет сомнения в скорой победе угрожающей мглы, которая порождает отчаяние и предчувствие скорого конца. Интересно, что даром предвидения обладает только лирический герой, а его «друг»-адресат, который способен на краткий миг сдержать наступление мрака, не ощущает ни сгущающейся атмосферы опасности, ни ценности своих способностей.

Эсхатологические мотивы получают развитие в «Канцоне», датированной тем же периодом. Проклятая реальность подобна «задворкам мира» или «гниющему водоему», и только в искренних чувствах милой — истинная жизнь героев, яркая, динамичная и радостная.