Спасский собор. Спасский собор (XV в.) Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей

Спасский собор. Спасский собор (XV в.) Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей
Спасский собор. Спасский собор (XV в.) Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей

История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

Стоимость посещения музея: 300 рублей для взрослых, 150 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.

Л.М.Евсеева, В.Н.Сергеев. Музей древнерусского искусства им. А. Рублёва

Спасский собор - древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий Москвы. Его строительство закончилось в 1427 году. Это прекрасный памятник раннемосковской архитектуры. Сложенный из белого камня, небольшой и стройный, он возвьппастся посреди монастырского двора. Здание приподнято на сравнительно невысоком белокаменном цоколе. Фасады делятся на три части. Боковые части их значительно уже и ниже средних. Такое же соотношение имеют три алтарных выступа - абсиды: средняя возвышается над более узкими боковыми. Это придает зданию пирамидальный характер и создает башенный силуэт, ступенчато устремленный вверх. Общую устремленность ввысь подчеркивают также килевидные завершения порталов и узких окон фасадов.

фото 1970 г.

При большой динамичности форм строители достигли цельности, спокойствия и гармонической уравновешенности всех частей собора. В своих размерах и пропорциях здание соизмеримо с человеком. В XV веке белый собор на зеленом холме за рекой, окруженный небольшими деревянными постройками, был хорошо виден из города. Об этом свидетельствует московский летописец, рассказывая о солнечном затмении, происшедшем в Москве 11 апреля 1476 года: «Видихом его (солнце) яко же бе взошло ровно с верхом храма Нерукотворного образа, иже в монастыре Андроникове».

Интерьер собора просторен и светел. Внутреннее пространство ступенчато вздымается вверх. К сожалению, время не пощадило фресок Рублева. Лишь в проемах окон центральной абсиды сохранились два фрагмента растительных орнаментов. Здесь на черном фоне изображены белые круги, в которые вписаны листья и цветы, легкие, нежные, чуть подцвеченные светлой празеленью и охрой. Растения в кругах разнообразны. Они напоминают то свернувшиеся дубовые листья, то цветы, то трилистия земляники или клевера. Между кругами - легкие вьющиеся светлые стебли. Эти драгоценные фрагменты, свободные и ритмичные, помогают представить прошлое великолепие навсегда утраченной живописи.


Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Алтарная часть
фото 1970 г.

В XVIII - XIX веках Спасский собор до неузнаваемости исказили переделками. Тогда погибли и древние фрески. Кроме того, во время пожара 1812 года рухнули вместе с барабаном его своды. В своем первоначальном виде здание предстало к 1960 году после реставрации, осуществленной по проекту группы архитекторов во главе с Л. А. Давидом.

В процессе реставрации собора в кладке, относящейся к XVII веку, найдены рельефы, выполненные по белому камню. Очень интересна фигура воина, поражающего копьем дракона. Этот редчайший образец скульптуры на московской почве еще ждет своих исследователей. Время его создания и происхождение точно не установлены.


фото 1970 г.

В древности собор был местом погребения известных людей. Здесь покоились тела первых двух игуменов монастыря - Андроника и Саввы. Еще в XVIII веке, как было установлено архитектором П. Д. Барановским, в монастыре сохранялась надгробная плита над могилой Рублева. Позднее она была утеряна. Недавно обнаружена рукопись, свидетельствующая о местонахождении могилы А. Рублева. Он был погребен вместе с Даниилом Черным под старой соборной колоколов й, просуществовавшей до конца XVIII века и находившейся неделю ко от Спасского собора. Среди дошедших до нас надгробий XVI века - плиты с могил видных московских дипломатов - Дмитрия Давыдовича Загряжского (ум. в 1518 г.) и Федора Дмитриевича Загряжского (ум. в 1562 г.)



Подозреваю такой заголовок способен удивить. Многие, скорее даже большинство, уверены, что в Москве нет ничего древнее Кремля. Но это не совсем так.

Княжеская крепость, возведенная на Боровицком холме, действительно, было первой московской постройкой.

Но прежде чем превратиться в здание Кремля, которым мы любуемся и сегодня, она несколько раз перестраивалась. Была на этом месте и дубовая крепость, была крепость белокаменная. Тот же Кремль, который видим мы, появился только в 80х-90х годах XV века, а храм, о которым мы говорим, появился лет на 50-60 раньше – в 20х годах XV века. История этого храма неотделима от истории Спаса-Андроникова монастыря, которая, в свою очередь, теснейшим образом связана с митрополитом московским Алексеем.

Как сообщают летописи, будущий митрополит Алексей(еще не имея сана) переплыл Черное море

Чтобы в Царьграде (Константинополе) быть рукоположенным Вселенским православным патриархом в этот сан. В те времена такая поездка была обязательной. Поскольку до захвата Византии турками русская православная церковь была подчинена византийской. И когда уже утвержденный в своем сане митрополит отправился домой, корабль попал в сильнейшую бурю. Многометровые волны кидали судёнышко как щепку, и тогда Алексей начал неистово молится Нерукотворного образа Спасителя, но волны не уменьшались. и митрополит поклялся господу поставить в окрестностях Москвы монастырь и храм в честь этого образа Христа. Вскоре шторм угомонился и чудесным образом получилось так, что на родину митрополит Алексей и его подопечные вернулись как раз в светлый день праздника Спаса-Нерукотворного.

Именно здесь более века назад состоялась в 1238 году одна из первых битв русских князей с полчищами и хана Батыя. Любопытно, что здесь, уже в существующем Спасо-Андрониковым монастыре произошла первая в окрестностях Москвы торжественная встреча армии Дмитрия Донского, возвращавшегося шедшего назад с победой. Здесь же были захоронены и некоторые солдаты, павшие на Куликовом поле. В пешей доступности возможно так же посетить и Храм Матроны Московской, что расположен на ул. Таганская. Часы посещения храма Матроны Московской.

Однако, вернемся к моменту основания храму.

Монастырь и храм появились в 1360м году. Первым его настоятелем был выбран любимый ученик Сергия Радонежского — монах Андроник. Первоначально все постройки, в том числе и храм, были деревянные. Но в 1368 на территории монастыря вспыхнул пожар, уничтоживший храм. На его восстановление ушло почти 60 лет. И только в 20х годах следующего века храм был построен в том виде, в каком он предстает перед нами и сегодня. Правда, с тех пор сохранилось, конечно, далеко не все. Например, известно, что росписью храма занимались в том числе и Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, но от их рисунков до нашего времени ничего не сохранилось, за исключением небольших фрагментов орнаментов на откосах алтарных окон.

Убранство храма за прошедшие века не раз менялось.

Например, согласно описи, сделанной в 1760х годах, здесь находилась паперть с красивейшей ризничной палатой, но от нее ничего не осталось. Большие потери понес храм и в 1812 году, отступавшие солдаты наполеона разграбили собор и сожгли иконостас. В 1934 году этот древнейший монастырь собирались снести, но, к счастью, этого не произошло. В конце 50х годов прошлого века тут прошла очень основательная и тщательная реконструкция.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по признанию ученых, является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества.

Этот собор оказал влияние и на многие последующие московские постройки. Например поднимающуюся ступенями «корону» закомар(то есть полукруглых окончаний стен под сводами) и кокошников была активно развита в последующем московском зодчестве в течение XVI-XVII веков. В архитектуре собора Андроникова монастыря видно влияние традиций владимирских храмов, архитектуры юго-западной Руси. Также имеются и архитектурные детали, говорящие о контактах и взаимодействии с Псковом и Новгородом.

Например, приподнятые арки, поддерживающие своды, формы половинок арок и закомар.

Если говорить о художественном образе этого храма в целом, то его авторам удалось наполнить свое творение необыкновенной динамикой и напряжением. Они словно специально принизили угловые части, а средние деления подняли до основного объема. Композиция создает ощущение устремленности вверх, вперед, в будущее. Традиционная для своего времени крестово-купольная форма построения храма здесь была ими смело изменена, как будто подготавливая почву для новых дерзаний и смелых поисков русских зодчих следующих веков.

А в наше время, проходя сквозь ворота на территорию монастыря, ловишь себя на удивительно ощущении, что перенесся из шумной и суетной московской жизни куда-то очень далеко, совсем в иной мир, неторопливый и тихий, внутри которого время течет по своим, особым законам.

Ране-московская архитектура и небольшие часовенки, наследие барокко и здание духовного училища, и все это в окружении шуршащих листьями деревьев.

Так в душе каждого посетителя этого места возникает ощущение прямого и непосредственного взаимодействия и контакта со временем. Кажется, что история этого древнего монастыря, как будто оживает прямо на твоих глазах, и беседует с тобой напрямую, без лишних посредников. Опустошенный в 1812 году французскими солдатами, а после революции — большевиками, этот монастырь и в наше время остается островком настоящей московской древности.

Белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают три абсиды. Внутри находятся четыре столба, поддерживающие одну высоко поднятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатостьобъемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму.

Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

При реставрации собора в его кладке были найдены каменные блоки с фигуративной и орнаментальной резьбой. Они происходят из другой, более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично.

Что собор был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».

Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря: – Спасский собор, начало XV в.».

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.